Понеже убо таковая жизнь всюду подвержена была опасностям, а перемена мест ежеминутно угрожала новыми бедствиями, то отсюду гораздо яснее открывается Божия сила, повсюду их защищавшая. Здесь заметить должно, что Пророк с намерением описывает сие Божие благодеяние, и говорит, что святые праотцы были люди бедные, презренные, и в малом числе скитавшиеся по свету, дабы Иудеи ничего надменно себе не присвояли, но избрание свое приписывали единому благоволению Бога, а не многолюдству своему, ниже знатности предков своих, якоже и Моисей, укоряя их, глаголет: не яко мнози есте паче всех язык, предприя и избра вас Господь, вы бо есте меньшии от всех языков: но яко возлюби Господь вас ( Втор. 7:7 ). Пс.104:14 . не остави человека обидети их и обличи о них цари: Известно из священной истории, что не два или три человека были неприязненны Аврааму и сынам его, но от целых народов претерпевали обиды, которые толпами одни после других нападали на них. Сего ради Пророк неопределенно глаголет: не попусти человеку обидети их, полагая одного человека за многих, по риторической фигуре. Потом увеличивает Божию любовь к верным рабам еще и тем, что Он защищал их и от самых царей: ибо не пощадил ни Египетскаго царя, ни Герарскаго. Отсюду явствует, колико Бог любил Авраама, и сынов его, когда предпочтил их самым царям, хотя были они презренны от мира, как сказано выше. Пс.104:15 . не прикасайтеся помазанным моим, и во пророцех моих не лукавнуйте. Пророк далее идет здесь, показывая, что Бог защищал рабов Своих от насилия царей и народов не токмо потому, что бедным и неправедно угнетаемым людям обыкновенно помогает, но и потому, что восприял их под особенное Свое покровительство, и по силе благодатнаго усыновления обещал быть за них мстителем. По сейто причине отличает здесь святых патриархов двумя почтенными именами, нарицая их пророками и помазанниками Своими. О других сказал бы Бог: не прикасайтеся людям невинным, не делайте вреда бедным, которые никакого зла не причинили вам, но в разсуждении Авраама и сынов его другую показывает причину защищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Игорь 13 ноября 2019, 10:24 1 Пет. 2:9 " Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. " Мы с вами, лаики, носители священства и царственности (властного начала). Иерери в первые века Христианства выбрались народом из себя и потом их поставляли для общин. Не сверху Ставили. Соотв-но если подавляющее большинство христиан захочет иметь царя, оно может его выбрать и такой царь будет помазан самим Богом. Только нет пророков на это. Дискуссия не имеет смысла. Власть одна у Бога. Передача заочно невозможна. Если мы - христиане, но уже имеем Царя, и он не от мира сего. Все остальное это мелочи. Алла 13 ноября 2019, 04:16 Наталья, вы путаетесь в показаниях. То у вас надо терпеть любого монарха, даже если он " тиран, беззаконник, негодяй " потому что это бремя Христово. То уже беззаконная власть у вас не власть, и не от Бога. Все верно вам написал Андрей Юрьевич. Вы ставите монархию выше Самого Бога, не стесняетесь манипулировать Священным Писанием. Четко сказано - всякая власть от Бога. Точка. Что касается антихриста, то любой, противящейся Богу есть антихрист. В том числе и ваши любимые цари. Андрей Юрьевич 13 ноября 2019, 00:52 Наталья: " ...Вы лично меня обвиняете в гордыне и воинствующем монархизме?.. " Как Вы могли такое подумать?! Обвиняю только гордыню и воинствующий монархизм... Это изучают на уроках катехизации? Простите, не обучен. Евгения 12 ноября 2019, 23:36 Наталья (11 ноября 2019, 12:35): " Не прикасайтесь к помазанникам Моим! " ? А в России произошло как раз чудовищное предательство, уничижение и убиение такого помазанника Божия - царя " .//Наталья, в псалме 104 (стихах 6-14) по толкованию святителя Афанасия Великого смысл речи таков: вы, как семя Авраамле и раби Его, сынове Иаковли и избрании Его (потому что Господь избрал их), возвестите во языцех, что Той Господь Бог наш./Не прикасайтесь помазанным Моим (Пс.104:15). По мнению Афанасия Великого, помазанные суть Авраам и подобные ему, потому что сподобились в видениях узреть явление Бога Слова.//Наталья, аргументы следует подбирать более тщательно.

http://pravoslavie.ru/125291.html

Три последних слова означают происхождение, получающее начало от человека, а bara – сотворил – указывает на действие существенно Божественное, действие причины абсолютной, в каком смысле и bore – Творец называется только один Бог 15 . Правда, корень этого слова означает идею отделения, отсечения, разделения и вполне соответствует переводу cecidim, secuit, secando effinxit, но этим еще нисколько не исключается значение творения из ничего. Ведь, и латинское creare, и французское créer и немецкое schaffen, употребленные для выражения творения из ничего, относятся также к корню skaz, в его первоначальном значении «secare, excavare, σκπτειν 16 . К тому же и особенность еврейского языка вовсе не подтверждает это толкование. Напротив, даже, она говорит скорее против него. То, что в наших европейских языках передается различными словами, на язык евреев, как и вообще на востоке, варьируется лишь посредством вербальной модификации одного корня и первоначальное значение слова не столько определялось корнем его, т. е. этимой его, сколько обычным его употреблением 17 . А обычное употребление bara, по мнению Гезениуса 18 , придавало ему значение первого рождения и Божественного действия. И это тем более очевидно, что в повествовании о творении bara употребляется исключительно в форме kal, каковая в противоположность pihel, выражающей физическое, материальное значение слова, по большей части, давала значение чисто метафизическое, духовное. Так – напр., rapha, употребляется в pihel в материальном значении – восстановлять, поправлять изломанный жертвенник – 1Цар.18:30 , в форме kal означает излечивать – Ис.19:22, 30:26 . Или еще, gelah в pihel имеет значение разбирать части (Руе. 47), основания дома ( Мих.1:5 ) – значение материальное, в форме kal означает – объявлять секреты ( Амос.3:7 ; Притч.20:19 ), сообщать о вещи ( 1Сам.20:2 ), – значение метафизическое. То же замечается и в глаголе bara. Если bara (baré inf. pihel) употребляется, напр., у Иез.23:47 в значении резать по частям мечем, или у Ос.17:15, 18 резать, рубить лес, т. е. в значении чисто материальном, принадлежащему человеку, то в форме kal оно имеет значение метафизическое, притом, по замечанию Hummelauer " a, принадлежащее исключительно Богу 19 . Так оно употребляется Быт.1:1; 2:3–4 ; Ис.40:28 ; Пс.148:5 – для значения первого происхождения земли и Ис.40:26 и 45:8 – неба; Быт.1:27; 5:1–2; 6:7 ; Втор.4:32 ; Ис.45:12 ; Екк.12:1 ; Пс.80 (89):48; 101(102):19 – первого происхождения человека (ср. Ис.43:1, 7, 15; 44:16 ; Мал.2:10 ); Быт.1:21 – первого происхождения животной жизни, т. е. для обозначения творения в его собственном смысле (ех nihilo). Употребляется также оно и в значении происхождения чего-либо чудесным образом- Исх.34:10 ; Чис.14:30 ; Ис.4:5; 41:20; 48:7; 45:18 ; Иер.31:22; в значении обращения, обновления. Пс.51:12, 103 (104); 30; Ис.43:7 и др. 20

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ideja-...

Рассмотрим происхождение и значение этих наименований. Во–первых, «Мессия».  Обозначался ли этим именем грядущий царь в Ветхом Завете? Он несомненно  признается «помазанником» и «Сыном Божиим», ибо помазанниками и сынами Божиими признавались цари, а он есть царь по преимуществу, помазанный и рожденный свыше. Мы имеем псалом второй, в котором впервые говорится о царе как помазаннике и сыне Божием. Но относили ли сами евреи этот псалом к грядущему Мессии? Первое прямое свидетельство об истолковании пс. 2 в мессианическом смысле находится в псалмах Соломона (эпоха Помпея) 17, 26 и 18, 8. Но это едва ли не единственное дохристианское свидетельство. В позднейшей раввинической литературе пс. 2 объясняется иногда в мессианическом смысле, а иногда «сыном» и «помазанником» признается     –  329  –   сам Израиль – на основании текстов, о которых мы уже говорили в первой нашей статье о еврейском мессианизме. Если бы такое толкование было справедливым, то во всем Ветхом Завете не было бы ни одного текста, в котором грядущий царь назывался бы именем «Мессия» . В эпоху Христа термин «Мессия» был, несомненно, общеупотребителен, точно так же как и термин «Сын Божий». Но является вопрос: как понимали эти термины современники Христа? Мы знаем, в каком смысле понимали их Христос и Его апостолы; но это еще не дает нам права отожествлять это высшее понимание с пониманием народа или его книжников. Мы знаем, что по–еврейски или по–арабски слово «сын» далеко не всегда обозначало прямое рождение или физическое происхождение (напр., «сыны гнева» или «сыны чертога брачного»): Израиль считал себя сыном, первенцем Ягве (Исх. 4, 22), но это еще не значит, чтобы он вел от Него свое родословие или чтобы он считал себя сыном Ягве в том безусловном божественном смысле, в каком Христос понимал Свое отношение к Отцу. То же следует сказать и относительно помазанничества. В античном смысле помазание делает особу помазанника священной и неприкосновенной (напр., 2 Ц. 1, 14), облекая ее силою свыше для определенного служения (помазание духом). Отсюда объясняется, что лица, явно облеченные силою свыше, могли называться помазанниками и помимо внешнего помазания, какое получали, напр., цари или первосвященники: таковы праотцы (Пс. 104, 15) или даже сам Кир (Ис. 45, 1). естественно, что грядущий Царь, о котором пророчествовал Исайя (11, 1 сл.), есть «помазанник» по преимуществу, хотя пророк и не употребляет здесь этого термина: на нем почиет Дух Господень, и этим Духом помазал его Господь на его служение (ср. Ис. 61, 1). В этом смысле, если термин «Мессия» и нов, он вполне соответствует древнему понятию,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Толкование на книгу пророка Исаии с введением к изъяснительному чтению пророческих книг Ветхого Завета Источник Введение к изъяснительному чтению пророческих книг Ветхого завета § 1. Понятие о пророках и пророчестве вообще Пророком (евр. нави и греч. προφτης) в книгах Свящ. Писания называется лицо, говорящее и действующее под непосредственным влиянием высшего лица, особенно Бога, а пророчествовать – значит открывать, выражать словами и действиями мысль и волю высшего лица по его вдохновению. Так, напр., Аарон, говорящий и творящий чудеса пред Фараоном по воле и полномочию от Моисея, называется в книге Исход «пророком» Моисеевым, как истолкователь мысли Моисея и выразитель его воли ( Исх.7:1 и 2; ср. 4:15 и 16); так, Авраам называется в книге Бытия (20:7; ср. Пс.104:15 ) «пророком», как получавший непосредственно от Бога откровения и возвещавший их другим. Также и пение по вдохновению от Бога, напр., Мариами, сестры Моисея, Саула среди лика сынов пророческих ( 1Цар.10:10–13 ) и Идифума, вдохновенного певца ( 1Цар.25:3 ), называется пророчеством. Наконец, в самом общем значении употребляется рассматриваемое выражение по отношению к чудесному действию костей пр. Елисея ( Сирах.48:14 ср. 4Цар.13:21 ) и к беснованию Саула, как действовавшего и говорившего под непосредственным влиянием злого духа ( 1Цар.18:10 ). Частнее, название пророка по отношению к пророкам истинного Бога, к вестникам Иеговы, заключает в себе понятие вдохновения от Св. Духа и проповедания по непосредственному внушению этого Духа (см. 2Петр.1:21 ), и еще частнее, пророчествовать – значит предсказывать недоведомое уму человеческому будущее ( Иер.28:8 и 9). Таким образом, истинными пророками Божиими называются лица, получавшие непосредственное откровение от Бога и говорившие и действовавшие во имя Бога по вдохновению от Св. Духа. Примечание. Кроме еврейского названия нави-пророк, те же лица еще называются по-еврейски: рое и хозе – провидец, прозорливец ( 1Цар.9:9 и 1Цар.29:29 ). Эти два названия вместо нави употреблялись у евреев в древности. § 2. Пророческое служение

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Не все заголовки объясняются так же легко, как заголовки к Псалмам 50, 29 или 33. Что, например, значит фраза «Псалом Давида»: псалом, который посвящен ему или псалом, который он сам написал? Таких псалмов, с заголовком «Псалом Давида», насчитывается 73. Давид, конечно же, мог и сам писать псалмы, ибо был искусным музыкантом ( 1Цар.16:1423, 18:10 ), мог он также и посвящать псалмы себе. Он сочинил плачи о Сауле и Ионафане ( 2Цар.1:1927 ) и Лбнере ( 2Цар.3:3334 ), он также руководил организацией музыкантов в иерусалимском святилище ( 1Пар.6:3132, 16:47, 25:1 ; 2Пар.23:18 ). Поздняя иудейская традиция считает, что Давид «редактировал» все псалмы. Но это было бы невозможно, потому что некоторые из них были написаны после его смерти. Тем не менее, к I веку до тт.э. имя Давида плотно закрепилось за всеми псалмами. И, например, в Послании к Евреям 4:7 слова Псалма 94:78 приписываются Давиду, хотя сам Псалом автора не указывает. Остальные псалмы были, вероятно, написаны отдельными авторами, но от имени группы поклоняющихся. Так мы находим псалмы с заголовком «сынам Кореевым/сынов Кореевых» – Пс.4148, 8384, 8687 и псалмы «Асафа» или посвященные «Асафу» – Пс.49, 7282 . Псалмы другой группы, называемой «песни древних» (Псалмы 119133), возможно, поначалу также имели индивидуальный характер, но впоследствии были адаптированы для совместного поклонения. Они стали песнопениями паломников, идущих на поклонение в Иерусалим. Здесь нужно заметить, что песни хвалы и благодарения в Израиле существовали с самых ранних времен. В Исходе 15:118 записан торжественный гимн-благодарение Богу за избавление Израиля от египтян. Можно предположить, что этот гимн был записан самим Моисеем, который вел своего рода путевой дневник, фиксируя события из жизни народа ( Чис.33:2 ). История времен Давида рассказывает про группу, состоящую из Асафа и его братьев, которые были специально поставлены, чтобы петь благодарственную песнь Богу ( 1Пар.16:17 ). Песня, которую они должны были петь (16:816) была составлена из Псалма 104:115 и вариаций на тему Псалма 95:113. К ней была также прибавлено славословие из Псалма 105:4748. Еще один пример – 2 Царств 22, где мы встречаем Псалом 17. 639 Эти примеры свидетельствуют о том, что некоторые псалмы были созданы и сохранены, с небольшими изменениями, еще до составления Псалтири, то есть изначально не входили в формальную коллекцию богослужебных гимнов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

А что Христос защищал и избавлял и древние народы, в этом никто не может сомневаться, если имеет ум, любящий истину. Ведь, если Он был камнем, напояющим жаждущего в пустыне Израиля и если Он есть Тот, чрез Которого все от Бога и Отца; то как можно сомневаться в том, что чрез Него совершались и всякое избавление во всякое время и всякий способ помощи? Впрочем, мы утверждаем, что в сих словах Он сам возвещает оправданным верою и освященным в Духе и указывает образ вочеловечения; ибо говорит, что во след славы Он послан, и никогда не может лгать. Если во образе Бога и Отца сый из Него и в Нем Бог Слово «не восхищением непщева быти равен Богу» ( Флп.2:6–8 ), как написано, но снизошел до образа раба, и смирил Себя, сделавшись подобным нам человеком, то разве не оказался Он позади (ниже) наиболее всего подобающей Ему славы? Какая же была причина того, что Ему нужно было подвергнуться временному бесславию? Он пришел для того, чтоб лишить добычи грабителей и подчинивших своему игу живущих на земле, то есть нас, коих жестоко ограбили лукавые и вражеские силы. Но они лишаются добычи ныне, когда Спаситель всех нас Христос привел нас к себе чрез веру, и сделал своими поклонниками – нас, обремененных жестоковластием тех (вражеских сил), – и даровал нам такую безопасность, что желающий огорчить нас как бы касается Его собственной зеницы ока. Так исход событий всегда обращается во вред гонителям Церкви и о каждом из них можно бывает сказать то, что говорится в псалме: «ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх неправда его снидет» ( Пс.7:16–17 ). Итак, говорит, злоумышляющий на души уверовавших в Него будет касаться Его самого, что Он говорит и устами Псалмопевца: «не прикасайтеся помазанным моим, и во пророцех моих не лукавнуйте» ( Пс.104:15 ). Если мы (все вместе) – тело Христово, а члены – (каждый) порознь ( 1Кор.12:27 ): то как Он может предать грешникам Собственное тело? Или как Он может допустить, чтобы члены наполнились злом? Напротив, не подвергнутся ли самому строгому наказанию те, которые нечестиво злоумышляют против подвластных Его?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Сказано в стихе 17-м, что между частями рассеченных трупов прошел дым и светильник огненный (т. е. прошел сам Бог в знамениях своего присутствия — в дыме и огне), — и прибавлено, что «в той день завеща Господь Авраму завет, глаголя: семени твоему дам землю сию от реки Египетския до реки великия Евфрата» (Быт.15:18). Поло­вины рассеченных трупов представляли обе вступающие в завет стороны — Аврама с его потомством и Бога, а про­хождение Бога в знамениях Своего присутствия между рассечениями означало, что Он принимает на Себя обяза­тельство быть в таком же неразрывном союзе с Аврамом и его потомством, в каком находились части рассеченного животного до его рассечения, и что Он будет так же свято хранить сие обязательство, как свято соблюдают обязатель­ство к взаимной верности люди, обрекшие себя на погубление от Бога в случае нарушения обещанной верности. — Не упомянуто о прохождении между рассечениями другой стороны, с которой Бог вступил в завет. Бог не потребовал от Аврама этого прохождения, как знака верности его с потомством союзу с Богом, потому что требовалось от одного Бога удостоверение в верности или ненарушимости данного Им обещания. Но после Господь потребует и от Аврама с его потомством обязательства хранить Ему вер­ность, — при установлении обрезания.      Быт.15:11. Слетеша же птицы на телеса растесаная их: и седе близу их Аврам.    Господь не скрывает от Аврама, что его потомство, прежде чем получить в наследие обетованную землю, много будет терпеть бедствий от врагов своих. Предзнаме­нование сего показано Авраму в хищных птицах, слетев­шихся на рассеченные трупы. Но Аврам «седе близу их», рассеченных трупов, в качестве стража, и прогонял хищ­ных птиц (в еврейском тексте вместо «сидел» сказано: «прого­нял»). Это значило, что ради обетований, данных Авраму, Господь будет защищать и спасать от врагов его потомство (Пс 104:43). В следующих стихах изображается с большей ясностью откровение о судьбе потомства Аврамова.      Быт.15:12. Заходящу же солнцу, ужас нападе на Аврама, и се, страх темен велий нападе нань.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

A. B. II, 149), по которому огненный и облачный столп был священным жертвенным огнем израильтян, который постоянно поддерживался со времени первой патриархальной жертвы, Иаковом был принесен в Египет и при выходе из Египта был предносим как символ божественного присутствия, – и в новейшее время Эвальда (Gesch. d. V. Isr. II, 307 и дал.). Об обычае преднесения жертвенного огня при военных походах среди язычников говорит тот же Curtius, описывая шествие персидского войска (III, 3:9): Ordo agminis fuit talis. Ignis, quem ipsi sacrum et aeternum vocant, argenteis altaribus praeferebatur. Но как с подобными натуралистическими объяснениями согласовать сказание Исх.40:34–38 и Числ.9:15–23 , по которому не движение облака стояло в зависимости от намерений народа или от воли его предводителя, а напротив, самый момент отправления народа в путь, равно как и момент остановок, определялся движением облака и его остановкой: поднималось облако и народ отправлялся в путь, останавливалось облако над скивией, и сыны Израилевы останавливались станом. И вообще, в священных книгах нет ни одного места, на основании которого можно было бы под огненным и облачным столпом разуметь естественный огонь или дым; напротив во всех местах, где только об этом явлении говорится ( Исх.13:21–22, 14:9, 20, 24, 33:9–10, 40:34–38 ; Числ.9:15–23 ; Вт.1:33; Пс.77 евр. 78:14, 104 евр. 105:39; Неем.9:12:19 ), оно изображается как знак присутствия Иеговы. Да и достигал ли бы своей цели обыкновенный караванный огонь, если бы он был применен израильтянами в качестве сигнала, указывающего направление пути? Если обыкновенная жаровня, поднятая на длинный шест, достаточна для каравана в несколько сот человек или для войска в несколько тысяч или даже десятков тысяч, то понятно, подобный сигнал не мог быть надежным руководителем в трудном пути для двухмиллионного народа, сопровождаемого стадами. Восставая против призвания сверхъественного характера за явлением огненного и облачного столпа, критика не высказывает ли в то же время таких невероятных объяснений, признание справедливости которых возможно только при существовании крайней степени легковерия или слепого доверия к критикам? Действительно, только верующие в критиков и их непогрешимую способность объяснять библейско-исторические факты могут согласиться со следующим толкованием Штиккеля Исх.14:19–20 : «Распоряжение Моисея о перенесении облачного столпа (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Псалом 2. Торжество Царя-Мессии над восстающими против Него народами В псалме 2-м изображается восстание царей и народов против Господа и Его Помазанника, усмиряемое определением небесного Владыки о Его Помазаннике, как вечном Сыне Его, которого Он поставил царём над Сионом, отдав Ему во владение все народы земные и дав Ему власть строго карать непокорных. В заключение псалма, псалмопевец увещевает мятежников образумиться и покориться Господу и Помазаннику Господню. Черты образа Царя-Помазанника и Его отношения к Господу, особенно во всей их совокупности, не подходят ни к одному из царей еврейского народа и прямое и полное применение свое находят только в лице обетованного Спасителя, которому по преимуществу усвоялось имя Помазанника, Мессии или Христа (Χριστς) ср. Ин.1:20, 25:41 ). Поэтому уже у евреев древнейшим и господствующим объяснением 2 псалма было объяснение его о Мессии, которого во времена Иисуса Христа и называли, заимствованными из этого псалма, наименованиями: «Христос, Сын Божий» ( Мф.26:63 ), или: «Христос, Сын Божий и Царь Израилев» ( Ин.1:49 ) 103 и только с века, в противоречие христианам, они стали объяснять его применительно к царю Давиду 104 . А в Новом Завете мы имеем многие прямые и ясные свидетельства, что помазанник, о котором речь во 2 пс., есть предвечный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос ( Евр.1:5; 5:5 ; Деян.13:32–33 ), и что восстание царей и народов следует понимать о борьбе неверующих против Христа и Его царства, которая, начавшись восстанием против него иудейских властей и народа с Иродом и Пилатом ( Деян.4:25–27 ; ср. Лк.18:31–32 ), и продолжаясь в гонениях и преследованиях Его последователей (ср. Ин.15:20 ; Мф.10:18; 23:34 ), достигнет крайней своей степени в борьбе антихриста «которого Господь Иисус убьёт духом уст своих и истребит явлением пришествия своего» ( 2Сол.2:8 ; Апок. 19:15 ; ср. 2:27; 12:5). В таком именно смысле объясняли этот псалом и все отцы и учители восточной и древней западной церкви. В какое время и при каких обстоятельствах сообщено было Давиду такое откровение о Христе и Его царстве, в точности определить нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010