Слово «путь» в значении «образ жизни» многократно встречается в Псалтири. Уже в 1-м псалме говорится о разнице между двумя путями: Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет ( Пс. 1:6 ). Аналогичное противопоставление двух путей мы находим в 118-м псалме: Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне. Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои ( Пс. 118:29–30 ). Согласно Псалмопевцу, Бог указывает человеку путь жизни ( Пс. 15:11 ), устрояет человеку верный путь ( Пс. 17:33 ), наставляет грешников на путь, научает кротких путям Своим ( Пс. 24:8–9 ), наставляет на путь, по которому идти ( Пс. 31:8 ). Напротив, на путь недобрый человек становится по собственной инициативе ( Пс. 35:5 ). Из любви к повелениям Божиим вытекает ненависть к пути лжи ( Пс. 118:104, 128 ). Каким образом соотносятся метафоры пути и врат? Открывают ли врата доступ к пути, или, наоборот, путь ведет к вратам? Возможно и то и другое толкование, однако второе представляется предпочтительным. Образ врат используется в Библии для указания не на начало, а на конец пути: врата, как правило, соответствуют идее входа, а не выхода. В этом смысле можно понимать выражение врата небесные ( Быт. 28:17 ): они вводят во дворы Господни ( Пс. 100:4 ), в них входят праведные ( Пс. 117:20 ). Врата смерти ( Иов 38:17 ; Пс. 67:21; 106:18 ) и врата преисподней ( Ис. 38:10 ), напротив, ведут в шеол, погибель, преисподнюю. В речи Иисуса врата ада ( Мф. 16:18 ) обозначают вход в ад, а не выход из него. В рассматриваемом изречении из Нагорной проповеди глагол «входят» употребляется в том же значении, в каком в других местах Евангелия от Матфея он употребляется для обозначения вхождения в Царство Небесное ( Мф. 5:20; 7:21 ) или в жизнь вечную ( Мф. 18:8–9; 19:17 ). Два пути ведут к двум вратам, из которых одни открывают вход в «жизнь», а другие в «погибель». Идея двух путей получила широкое распространение в раннехристианской Церкви. Само учение Иисуса апостолы называли путем Господним ( Деян. 18:25–26; 19:9, 23 ). В Послании к Евреям говорится о том, что христиане имеют дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою ( Евр. 10:19–20 ). Пути правды ( 2Пет. 2:21 ) противопоставляется путь ложный, по которому идут грешники ( Иак. 5:20 ). Это противопоставление особенно явственно в «Дидахи», которое начинается словами: «Есть два пути: один – жизни и другой – смерти, и велико различие между этими двумя путями» 455 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пс.118:99 .   Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Пс.118:100 .   Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню. «Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твоя поучение мое есть». «Паче старец разумех, яко заповеди Твоя взысках». Царям свойственно учить, а подданным – учиться. Царствовал Саул, и был старше летами; однакоже ни царская власть, ни преимущество возраста не сделали его целомудренным, но возжелал он умертвить благодетеля. А великий Давид, принадлежа еще к числу подданных и находясь в юном возрасте, возлюбил любомудрие, и не восхотел, ни сам поднять руки для обиды, ни мстить обидящим. Пс.118:101 .   От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое; «От всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя». Ибо невозможно вдруг идти двумя путями, путем непотребства и целомудрия, правоты и неправды. Но должно избегать путей противоположных, и идти путем правым. Таким только образом можно сделаться хранителями Божиих законов. Пс.118:102 .   От судов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты научаешь меня. «От судеб Твоих не уклонихся, яко Ты законоположил ми еси». Ибо зная, что Ты – Законоположник оных, со всем расположением возлюбил я судьбы Твои. Пс.118:103 .   Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим. «Коль сладки гортани моему словеса Твоя паче меда устом моим». Не столько сладость меда приятна ощущению уст моих, сколько увеселяет душу мою размышление о словесах Твоих. Пророк упомянул «гортань», как орудие слова, а посредством слова образуется и мысль. Душа, употребив то и другое, извлекает из сего пользу. Пс.118:104 .   Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи. «От заповедей Твоих разумех: сего ради возненавидех всяк путь неправды». Уразумев, что благоугодно Тебе, отвращался я всех видов порока. Пс.118:105 .   Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей. «Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим». Ибо не во тме хожу, как светильником озаряемый законом Твоим. Надобно знать, что закон именуется «светильником», а Спаситель и Господь наш – солнцем правды; потому что закон, подобно светильнику, едва просвещал один народ, а Спаситель просветил целую вселенную. Так и божественнаго Иоанна Владыка Христос назвал светильником, как еще в нощи явившагося Иудеям. Потом же возсиял «Свет истинный, Иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир» ( Иоан. 1, 9 ). И священных Апостолов назвал Он «светом» ( Матф. 5, 14 ), как приобщившихся онаго Света, и просветивших учением своим всех людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

И, по мнению бл. Феодорита, здесь «Его указует Моисей» (тв. т. 6, стр 142). Гл. 18, 18 Прорóка возстáвлю им от среды брáтии их, якоже тебé: и вдáм слóво Моé во устá Егó, и возглагóлет им, якоже заповедаю Емý Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему По объяснению св. Кирилла Александрийского , в этих словах Бог дал Моисею обетование о Мессии, что Он «придёт и во плоти явится: подобным нам в виде Пророка, возвещающего всем живущим на земле неизглаголанную волю Бога и Отца» (тв. ч. 10, стр. 21, 293; ч. 11, стр. 295, 335; св. Киприана Карфагенского тв. ч. 2, стр. 24). При этом Бог говорит здесь о Мессии как о пророке, подобном Моисею, 104 «давшему завет и различные законы», по объяснению св. Ефрема Сирина , именно потому, что и Спаситель имел «дать новый завет и законы, возводящие людей к совершенству» (тв. ч. 6, стр. 582). Гл. 21, 1 Аще же обрящется убиéный на земли, юже Госпóдь Бóг даéт тебе наследити, лежáщь на пóли, и не ведят убившаго и: Если в земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе во владение, найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его По поводу этого закона о неизвестном убийце св. Кирилл Александрийский , переносясь мыслью к евангельской истории, говорит: «Иудеи не знали убившего Его (т. е. Христа), не знали, как и каким образом это совершилось... ибо вожди их и те, которые участвовали в их нечестивом решении, не знали, что Он пострадал добровольно и, повинуясь воле Отца, Сам предал Себя за нас ( Ин.19, 11 ). Отец предал Сына и, так сказать, Сам убил Еммаиуила. Поэтому в книге Псалмов Христос изображается говорящим Небесному Отцу и Богу о нечестии иудеев – „кого Ты поразил, они ещё преследуют...” ( Пс.68, 27 )» (тв. ч. 5, стр. 289–290). Гл. 25, 3 и числóм четыредесять рáн да наложáт емý, и да не приложáт к семý сорок ударов можно дать ему, а не более «Достижение 40 ударов в наказание бичами для биющих или биемых указывает, – по мнению того же св. Отца, – на вожделеннейшее для нас время домостроительства Единородного с плотию, в каковое как за всех умер Он ( Ис.53, 5 ; 1Пет.2, 24 ), так за всех и бичуем был ( Ис.53, 4 ; Пс.31, 10 )... Рассекши же число 40 на число и 5 и 8 найдём полезным для обозначения этого времени, ибо пришёл Единородный в пятую часть времени ( Мф.20, 1–16 ), воскрес же Он в 8 день» (тв. ч. 2, стр. 105).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   Сам Господь Иисус Христос говорит: «Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, — и тогда расхитит дом его» (Мк. III:27). Под именем сильного Он дает разуметь диявола, потому что диявол в силах был удержать в плену род человеческий; под вещами же его, которые имел расхитить, дает разуметь будущих верных Своих, которых тот держал в различных грехах и нечестиях. Так как тому сильному предстояло быть связанным, то упомянутый апостол видел в Апокалипсисе «Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диявол и сатана, и сковал его на тысячу лет» (Апок. XX:1-2), т. е. устранил и ограничил его власть обольщать и держать в своих руках тех, которых ожидало освобождение. Тысяча же лет, как мне кажется, может пониматься двояким образом: или что это совершается в остальные годы тысячелетия, т. е. в тысячелетие шестое, как бы в шестой день, последние часы которого проходят в настоящее время, а затем последует не имеющая вечера суббота, т. е. не имеющий конца покой святых; так что тысячью лет апостол назвал последнюю, остающуюся до конца века часть тысячелетия, как бы часть дня, употребив тот способ выражения, по которому часть называется именем целого; или же тысячью лет он назвал все остальные годы этого века, так что совершенным числом обозначается полнота времени. Ибо число тысяча есть полный квадрат числа десять, Десять, взятые десять раз, дают сто; получается фигура квадратная, но плоская. Чтобы она получила высоту и сделалась полной, сто умножается снова на десять, и получается тысяча. Иногда даже сто употребляется для обозначения всей совокупности чего-либо, как в том случае, когда Господь дает обетование оставившему все и последовавшему за ним, говоря: «Получит во сто крат» (Мф. XIX:29; Мк. X:30); как бы поясняя это, апостол говорит: «Мы ничего не имеем, но всем обладаем» (II Кор. VI:10); потому что и прежде было уже сказано: «Верному весь мир богатство» (Прит. XVII:6). Тем более для обозначения совокупности всего употребляется тысяча, которая представляет собой полноту десятичной квадратуры. Лучшего толкования нельзя дать и тому выражению, которое читается в псалме: «Вечно помнит завет Свой, слово, которое заповедал в тысячу родов» (Пс. 104:8), т. е. во все роды.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

4 . Как царь беззаконный, антихрист с бесчисленным войском воздвигнет гонения на всех христиан и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени ( Дан.12:1 ). Св. Евангелист Иоанн так описывает это последнее гонение на христиан, брань Гога и Магога и конечную погибель антихриста: когда-кончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей, и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань. Число их как песок морский. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный; и ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их. Α диавол, прельщавши их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков ( Апок.20:7–10 ). Что означают тысяча лет, в продолжении которых был связан сатана? – Св. Андрей говорит: «тысячу лет следует понимать не как таковое число лет, ибо как и те, о которых сказал Давид: слово, которое заповедал в тысячу родов ( Пс.104:8 ), не можем считать тысячами, но вообще многими по числу, так и здесь думаем, что тысяча лет означают или многие годы, или число совершенное. Ибо могут означать многие годы, чтобы было проповедано Евангелие во всем мир и чтобы принялись в нем семена благочестия; могут означать и совершенное число, ибо в них мы призваны в мужей совершенных. Так это или не так, сие известно одному Богу, знающему до каких пор полезно нам Его долготерпение (Слово 20)». Глава XI. Что такое «Гог и Магог»? Относительно значения имен «Гог и Магог» существует несколько объяснений и толкований. 1) Св Андрей Кесарийский приводит такое толкование: «Некоторые думают,что Гог и Магог суть Скифские народы или, как мы их называем, Гунны, самые воинственные и многочисленные из всех народов и Цар. Только Божественною рукою они удерживаются, до освобождения диавола, от завладения всей вселенной. По переводу с Еврейского, некоторые говорят, что Гог обозначает собирающего или собрание, а Магог – возвышенного или возвышение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

б) Прор. Иезекииль, предуказывая время, когда пасомые будут без пастырей, говорит: Посему, пастыри, выслушайте слово Господне. Живу я, говорит Господь Бог , за то, что стада (или овцы) Мои сделались добычею и овцы Мои, не имея пастыря (или пастырей) сделались пищей для всех зверей полевых, ибо пастыри (в вульг. Мои) не искали стада Моего, но пасли пастыри себя самих, а не пасли стада Мои: за то, пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот я Сам на пастырей, взыщу стадо Мое от руки их и уничтожу их, чтобы, они уже не пасли стадо Мое, и чтобы пастыри не пасли более себя самих (или овец) и избавлю стадо Мое (или овец) от пасти их, и уже не будут они пищей для них ( Иез. 34:7–10 у Иерон. XI ч. 101 стр.). По толкованию бл. Иеронима, слово это «обращается к пастырям Израилевым, под которыми мы должны понимать или царей или князей, книжников и фарисеев и учителей иудейского народа, или, в евангельском народе, епископов, пресвитеров и диаконов» (там же 104 стр.). Пророчество Иезекииля, говорят безпоповцы, мы видим ныне исполнившимся: все пастыри сделались недостойными; поэтому Господь уничтожил их и Сам пасет стадо. – Но это – неправда. Пророчество Иезекииля относится не ко всем пастырям, а лишь к худым, как это видно и из объяснения бл. Иеронима. «Поэтому слово Господне, говорит он, обращается к худым пастырям: так как вы делали и то, что я выше изложил и что вторично перечисляется; то вот Я Сам приду к пастырям и взыщу стадо Мое от руки тех, коим лучше было бы, чтобы им повесили камня жерновные на шею, нежели чтобы они соблазнили самого малого из народа Моего» (Мф. гл. 18) (там же стр. 106). Исполнение пророчества Иезекииля бл. Иероним видит – в отношении к пастырям Израилевым – в первом Господнем пришествии, а в отношении к пастырям Церкви Христовой – во втором Его пришествии, когда, действительно, среди праведников не будет разделения на пастырей и пасомых: но тогда Бог «поставит единого Пастыря, говорящего в Евангелии: Аз есмь пастырь добрый» ( Ин. 10:14 ). «Тогда Он заключит с ними союз мира, а не войн и раздора, ибо бысть в мире место Его ( Пс. 55:3 ), но мира Христова, который превыше всякого ума (Флп. гл. 4) и который говорит: мир Мой даю вам, мир Мой оставлю вам ( Ин. 14:27 ). И уничтожу зверей лютых с земли, – пороки и страсти, коими удручаются души человеческие, или противные силы, которые делают нападения»... (стр. 108, 109). Между тем в настоящее время ничего подобного нигде нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Что писателями Псалтири были многие лица, об этом свидетельствует еще самое содержание псалмов и разнообразие в них внешней формы выражения мыслей. В псалмах, напр., встречаются указания на события до-Давидовского времени ( Пс.89 ), Давидовского ( Пс.2–5 и мн. др.), допленного ( Пс.90 , Пс.94 и др.), времени плена вавилонского ( Пс.84 , Пс.105 , Пс.104 , Пс.136 и др.) и послепленного периода ( Пс.117 , Пс.119 , Пс.122 , Пс.124 и др.). Таким образом период времени, обнимаемый содержанием псалмов, в несколько десятков раз превышает среднюю продолжительность человеческой жизни, и одно лицо не могло быть свидетелем и изобразителем событий, указываемых Псалтирью. Есть различие между псалмами и в характере изображения сходных предметов. Если сравнить, напр., Пс. 4 с Пс.79 или с Пс. 136 , то нельзя не заметить, что при сходных предметах содержания (изображении врагов и своего отношения к ним) они разнятся в раскрытии этих предметов и в изображении отношений к ним авторов псалмов. В Пс. 4 автор, преследуемый врагами, верит в помощь ему Бога и обращается к своим врагам с кротким увещанием одуматься, проверить мотивы своих действий и, пока не поздно, принести пред Богом покаяние и исправиться; в Пс. 79 автор рисует свое положение безвыходным, а силу врагов непреоборимой, себя же совершенно оставленным Богом; в Пс. 136 же враги вызывают в писателе чувство ненависти и жажду их гибели. Такое различие в изображении этими псалмами отношений к врагам, свидетельствующее о разнородности чувств их авторов, указывает, что писателями их были разные лица, а не одно лицо, так как последнему невозможно переживать при сходных обстоятельствах различные и даже противоположные чувства. Большое разнообразие в способах выражения мыслей и приемах письма (о чем будет подробнее указано ниже) тоже указывает на происхождение Псалтири от нескольких лиц, а не от одного писателя. Кроме того, в 2Пар. 29:30 мы имеем прямое указание, что во время Езекии славили Бога «словами Давида и Асафа прозорливца». По этому свидетельству за Асафом признается авторство и значение в составлении песней равное с Давидом, что указывает на признание писателями Псалтири уже не одного лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.104:37 . и изведе я с сребром и златом: и не бе в коленех их боляй. Здесь от противнаго обстоятельства превозносит Божию милость, оказанную избранному народу: ибо Господь не токмо избавил его от горькия работы Фараоновы, но еще и обогатил сребром, златом и драгоценными одеждами, коими напутствовали их сами Египтяне. К сему благодеянию присовокупил еще и другое: ибо в то самое время, когда Египтяне многоразличными болезнями страдали, и когда первородных своих лишалися, Израильтяне никакой болезни не чувствовали: яко не бе в коленах их боляй. Пс.104:38 . Возвеселися Египет во исхождении их: яко нападе страх их на ня. Сие сказано в добавок к вышереченному благодеянию: ибо Египтяне, не терпя более тяжких болезней, не токмо не стали удерживать Евреев, но и с радостию отпустили их, опасаяся больших зол, то есть, чтоб всем не погибнуть, – и не токмо с радостию отпустили, но и сами понуждали Евреев скорее выдти от них, как повествуется Исхода в главе Исх. 12:33 . Пс.104:39 . Распростре облак в покров им, и огнь, еже просветити им нощию. Пс.104:40 . Просиша, и приидоша крастели, и хлеба небеснаго насыти я: Пс.104:41 . разверзе камень, и потекоша воды, потекоша в безводных реки: Пророк исчисляет здесь некоторыя чудеса, коими засвидетельствовал Бог милость Свою Израильтянам в пустыни. Сию часть псалма заметить должно, ибо она присовокупляется к настоящей материи вместо сильнаго подтверждения, каким образом Бог пекся о спасении Своего народа, будучи вождем его в пути. Он проведши его чрез Чермное море, распростерл над ним облак, дабы днем покрывал его от зноя солнечнаго, а ночью освещал столпом огненным, дабы Израильтяне в самой темноте видели светлое присутствия Его знамение. Сие руководство, поистине, было ясным свидетелем сильныя любви, показующим, что Бог усыновил детей Авраамовых с тем, чтоб покровительствовать их вечно. Следующее повествование о крастелях Пророк приводит здесь с другим намерением, нежели инде: ибо известно, что сие чудо приписывается более гневу Божию, нежели благодеянию, за что Израильтяне и наказаны были, как видели мы во псалме Пс. 77:27 . Но Пророк, оставя неблагодарность их, прославляет здесь безпрерывную к ним Божию милость. За сим следует насыщение от хлеба небеснаго, который так нарицается по превосходству: ибо как естественно нам питаться хлебом, раждающимся от земли, то Бог щедрее тогда отверз руку Свою Иудеям, и ниспослал хлеб с небеси. А понеже одного хлеба не довольно было для неблагодарных, то Бог дал и питие, расторгнув камень, из котораго потекли воды по пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

И что мирские люди, не признающие Божия промысла в мире, судьбою или роком называют, то Пророк самым свойственнейшим именем нарицает, глаголя: слово Господне искуси его. Пс.104:20 . Посла царь и разреши его: князь людий, и остави его. Пс.104:21 . Постави его господина дому своему и князя всему стяжанию своему, Пс.104:22 . наказати князи его яко себе и старцы его умудрити. Пророк описывает здесь освобождение Иосифа самыми великолепными словами, ибо в деле толь невероятном великолепно просияла и Божия сила. И подлинно: может ли что быть необыкновеннее, как царю самому надменнейшему призвать из темницы человека страннаго и сделать его властелином над всем царством своим, да еще повелеть и вторый степень иметь по себе? Следующия за сим слова: наказати князи его яко себе и старцы его умудрити, означают, что Фараон не токмо поставил Иосифа господином дому своему, но еще повелел и начальнейших людей царства своего, то есть, самых старейших советников своих, коим поручены были дела государственныя, обучать той же мудрости и знанию, каким сам был одарен. А как нет сомнения, что Иосиф с сими почтенными особами не яко властелин, кольми паче не яко тиранн обращался, хотя и трудно человеку, на высоком степени достоинства поставленному, удержаться в надлежащих пределах умеренности, то и они с своей стороны, без сомнения, заимствовали от Иосифа пример мудрости и благоповедения. Пс.104:23 . И вниде Израиль во Египет, и Иаков пришельствова в землю Хамову. Здесь не полную историю помещает о Иакове, да и нужды в том не было; но токмо представляет о нем промысл всеблагаго Бога, чего многие не замечают, читая повествование Моисеево. Итак, говорит, что Иаков тогда уже пришел во Египет, когда все дела чудным образом приведены были в порядок и когда Иосиф мог уже с честию принять к себе отца со всем домом его. Откуду явствует, что мнимая медленность судеб Божиих не к чему другому относится, как только к тому, чтоб наилучшим образом совершить дело свое. Пс.104:24 . И возрасти люди своя зело и укрепи я паче врагов их.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

—198— Рігке или Barajtha derabbi Elieser (не позднее VIII ст.), сар. IV (по Schöttgen’y, Horae Hebraicae ad Hebr. 1:7 ): «и Ангелы, кои созданы во второй день, когда служат пред Богом, делаются огненными – , согласно Пс.104:4 . В Tanchuma fol. 16, 3 по Schöttg. ibid, (пол. IX в. но содержит древнейшие предания): «р. Симеон говорит: все протяженное состоит из воды, а Ангелы – из огня, и Слуги Его суть огонь пылающий, и однако вода не загашает огня и огонь не уничтожает воду». Наконец в Jalkut Schimeoni (fol. II, 3 по Schöttg. ib.) читаем: «Ангел сказал Маною: я не знаю, по образу кого я создан, ибо Бог ежечасно изменяет нас, поэтому зачем вопрошаешь об имени моем? Иногда Он делает нас огнем, иногда ветром, иногда мужами, а иногда наконец Ангелами», – и в Jalkut chadasch 115, а (по Wetstenius’y, Novum Testamentum, ad Hebr. 1:7 ): «когда служебные Ангелы назначаются для посольства, они бывают ветрами, согласно Пс.104:4 , – а когда служат пред престолом Славы Его, они становятся огнем, согласно тому же Пс.104:4 ». Несмотря на сравнительно позднее время окончательной редакции выше цитированных памятников, в них, судя по характеру и способу хранения древними иудеями своих традиций («предания старцев» у них, как известно, первоначально воспрещено было записывать и они хранились в памяти раввинов и передавались ученикам изустно, – а потом, когда они стали записываться, то обветшавшие рукописи не сохранялись, так что современная наука не имеет средств отчетливо и вполне отделять древнее от нового в памятниках иудейской письменности), могут сохраняться «предания» самой глубокой старины. А согласие содержащегося в них, по крайней мере общего, учения о творении Ангелов Богом и толкования Пс.104:4 с такими древними памятниками, как перевод LXX, послание к Евреям и письмо Климента Римского , не воспрещает нам простирать эту древность приблизительно до времен самого написания Псалма 2044 . И если священный поэт в —199— созерцаемой им картине создания мира Богом желал начертать и образ творения Ангелов, то он не мог бы сделать этого лучше, чем как это находим в данном месте Псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010