Пс.104:9 .   Которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку. Пс.104:10 .   И поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный. «Еже завеща Аврааму, и клятву Свою Исааку» : «И постави ю Иакову в повеление, и Израилю в завет вечен». О сих клятвах упомянул и божественный Моисей; ибо говорит: сказал Бог Аврааму: «Мною Самем кляхся, благословя благословлю, и умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя» множеством, «и благословятся о Семени твоем вся племена земная» ( Быт. 22, 16–1 ). Бог напоминает и Исааку о сей клятве, подтверждает завет и Иакову, и исполняет сей завет, как чрез Моисея потомков их освободив от египетскаго рабства, – а чрез Иисуса Навина дав им обетованную землю, так окончательно довершив обетование чрез Владыку Христа. Пс.104:11 .   Говоря: «тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего». «Глаголя: тебе дам землю ханааню, ýже достояния вашего. «Ужем» Пророк назвал обладание землею; потому что владельцам свойственно подвергать землю измерению. Пс.104:12 .   Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней. «Внегда быти им малым числом, малейшим и пришельцем в ней». Сие же, говорит Пророк, обетовал Бог отцам, которых, как малочисленных, весьма легко было изчислить. А сим дает видеть могущество Изрекающаго обетование: потому что столь малочисленным мог дать обладание столь обширною землею. Пс.104:13 .   И переходили от народа к народу, из царства к иному племени. «И преидоша от языка в язык, и от царствия в люди ины». Ибо Патриархи жили переселенцами, не утверждаясь на одном месте, то туда, то сюда перенося свои кущи. Пс.104:14 .   Никому не позволял обижать их и возбранял о них царям. Пс.104:15 .   «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла». «Не остави человека обидети их». Дал им превосходство над теми, которые покушались обижать их. «И обличи о них цари». «Не прикасайтеся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте». Так Фараона подверг великим и страшным испытаниям за Сару, жену Авраамову. Так устрашил ночью Авимелеха, изрекши: «се ты умираеши Сарры ради жены Авраамовой, юже поял еси: сия же есть сожительствующая мужу» ( Быт. 20, 3 ). Так Исаака соделал досточтимым для населявших тогда Палестину. Так угрожал замышлявшему убийство Лавану; ибо сказал: «блюди себе, да не когда возглаголеши зла ко отроку Моему Иакову» ( Быт. 31, 24 ). Нарек же Пророк помазанными не как помазанных елеем, но как соделавшихся избранными. А Пророком и Сам Бог наименовал Авраама; ибо сказал: «отдаждь жену мужу, яко Пророк есть, и помолится о тебе», и спасешься ( Быт. 20, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

37. Сон же фараонов и толкование его таковы: все, что наме­рен сделать Бог , Он показал фараону. Семь тучных коров – это семь лет; и семь тучных колосьев – это семь лет. Сон фараонов – один. И семь тощих коров, которые поднимались после тех, – это семь лет; и семь колосьев тощих и поврежденных ветром – это семь лет. Будут семь лет голода. Вот почему я сказал: «Все, что намерен сде­лать Бог, Он показал фараону». Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской; но наступит и семь лет голода после этого, и забудут об изобилии во всем Египте. И истощит голод всю землю, и не вспомнят об изобилии на земле из-за голода, который будет после этого, ибо он будет очень силен. А что сон повторился фараону дважды, значит, что истинно слово от Бога и поспешит Бог совершить это ( Быт. 41. 25–32 ). 38 . Сон древний, а дела недавние. Прежнее было истребле­но последующим, и где раньше было изобилие и плодородие, там сделалась нужда во всем. Вот бы кто-нибудь дал царю такой совет, чтобы его начальник приберег некоторую часть прошлогоднего обильного урожая на будущее, и тогда было бы в излишке боль­шое изобилие для раздачи. Но неумеренная расточительность предыдущего времени оставила ни с чем последующее, и люди, расхищая все, не хотели обратиться к какому-либо Иосифу. Хотя я не Иосиф – ибо кто я такой! – но я провозглашал, что те туные коровы обозначают не только распущенность, но и нерадение о богопочитании, ибо о неверных сказано: Тучные волы окружили меня ( Пс. 21. 13 ), – и об иудейском народе написано: Утучнел, и разжирел, и раздался, и оставил он Бога, Который создал его ( Втор. 32.15 ). И потому этот сон мирского преизбытка не может быть вечным: наступит время, когда к ним подойдет жестокий голод 101 . 39 . И все же я считаю, что этот сон показан не для одного или двух, а предложен всем, ибо семь изобильных лет этого мира, бо­гатых мирским плодородием, поглощаются теми будущими вре­менами 102 , в которых бесконечный покой и соблюдение духовного закона: их должно охранять колено Ефремово 103 , богатое плодами для Бога отцов, благая телица, у которой наполнено не телесное вымя, а изобилует духовное молоко и благодать, на красоте ее шеи Бог восседает, как написано: Ефрем – телица, обученная любить победу 104 . Я же перешел на красоту шеи ее ( Ос. 10. 11 ). Поэтому елей грешника да не умастит главу нашу ( Пс. 140. 5 ), и плоды лжи не должны нас услаждать, чтобы не было сказано и о нас: Вы посеяли нечестие и собрали его неправду... Ты съел ложный плод, потому что понадеялся на колесницы свои ( Ос. 10. 12–13 ). И меня не смущает, что говорится о тощих и поврежденных ветром колосьях; ведь и Давид тогда был лучше, когда истончался, как паутина 105 , и дух со­крушенный – жертва Богу ( Пс. 50. 19 ). И оказываются великими те, кого в этом мире тяжкими несправедливостями испытывал дух злобы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь (Пс.103:4). Вот величайшее между ними различие: они созданы, а Он не создан. Выражение Ты творишь означает приведение из небытия в бытие. Не пред одними только ангелами Он имеет превосходство, но и пред всеми служебными силами. Не сказал: сотворил, но творишь, то есть сохраняя Словом, которым они сотворены. Такое же выражение в Евангелии: Отец Мой доныне делает (Ин.5:17), то есть содержит все, сотворенное и оконченное уже, и сохраняет для того, чтобы довести до совершенства. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века (Пс.44:7). Ангелы, говорит, создания и творения, ибо о них сказано: Ты творишь. А Сын не творение: о Нем не сказано: Ты творишь; но Царь, Владыка, Бог, Престол усвояется Ему, что служит знаком Царствия, и престол вечный. Это против Павла Самосатского, представляющего простым человеком истинного Бога и вечного Царя; и против Ария. Жезл царствия Твоего - жезл правоты. Вот и другой знак царствия. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Эти слова относятся к Нему как воплотившемуся Богу Слову, так как с принятием плоти Он уничижил Себя. Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. Это против иудеев, и Савеллия, и Маркелла, так как указывает на два лица, говоря: Бог и Бог. И против маркионитов, думающих, что Сын не принял плоти, потому что не божество помазуется, а человечество. Посему говорит: Боже, помазал Тебя Бог, то есть Отец Твой по Божественности, и Бог по плоти. Елеем радости, то есть Духом Святым, предпочтительно пред прочими людьми. Ибо не мерою Христос получил Духа (Ин.3:34), не как бессильный, но помазан был всею полнотой как помазания, так и Помазующего. Причастники Его - все духовные, как освященные тем же самым причастием. И те, которые, будучи совершенны в законе и духовны, получили Духа по вере во Христа. Почему и названы помазанниками, как например: не прикасайтесь к помазанным Моим (Пс.104:15). Гораздо же известнее те причастники Христа по благодати, которые приобщились Его смерти в крещении и помазаны Духом, Который называется елеем радости. Который освободил нас от печали по грехам и сделал для нас то, что мы утешаемся надеждой на будущие блага. Что имя Бог стоит вместо: о, Боже! ( θε), - достоверным свидетелем служит враг Симмах, издавший так: " сего ради помазал Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче друзей Твоих " . Заметь же, что словом Боже, с артиклем, сказано о Сыне ради тех, которые говорят, что выражение и Слово было Бог (Ин.1:1), в котором слово Бог без артикля, представляет Его не собственно Богом

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Под двумя маслинами на подсвечнике они разумеют Моисея и Илию, которые беседовали с Господом на горе и показали, что Он имеет пострадать в Иерусалиме ( Мф.17:3,12 ), ибо всякий Закон и пророк проповедует о страдании Христовом. Другие под двумя маслинами с правой и левой стороны понимают Закон и Евангелие, именно: Евангелие с правой стороны и Закон – с левой, о чем говорится в Песни Песней: Левая рука Его под головою моею, а правая Его обнимает [или: будет обнимать] меня ( Песн.2:6 ). А под горой весьма многие из наших понимают диавола и антихриста, который осмелился стоять перед лицом Зоровавеля (от него имел родиться Христос) и превозноситься, и говорить в Евангелии: Все это передано мне, и я дам Тебе, если Ты, падши, поклонишься мне ( Мф.4:9 ). Господь, простирая его у ног Своих и усмиряя гордость его, и отвергая, говорит: Отступи от меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему ты будешь поклоняться и тому единому будешь служить ( Мф.4:10 и Втор.6:13 ). В Евангелии они указывают в пример лунатика – [бесноватого]; когда апостолы не могли исцелить его, и спрашивали, почему они не могли исцелить его, то слышат [от Господа]: Истинно говорю вам, если будете иметь веру, как горчичное зерно, и скажете горе сей: Перейди отсюда, то она перейдет и не будет ничего для вас невозможного. Этот же род изгоняется только молитвою и постом ( Мф.17:19–21 ). В этом месте под горой ясно показывается диавол. Другие же с немалым безрассудством то, что очевидно говорится о диаволе, относят ко Христу, Который в святых писаниях очень часто называется горой. Нет необходимости представлять примеры [этого], которых очень много. Впрочем, такие толкователи вводятся в заблуждение тем, что у Семидесяти написано: Кто ты, гора великая, пред лицем Зоровавеля, чтобы исправлять? [они думают], что гора эта перед лицом Зоровавеля, т. е. происходящая от потомства Зоровавеля, сама имеет исправить мир, и что к ней именно относится написанное далее: Изведу камень наследия, о котором сказано: Ты ecu устрояющий наследие Мое Мне ( Пс.15:5 ), и в другом месте: Избрал нам наследие свое красоту Иакова, которую возлюбил ( Пс.46:5 ) и снова: Иаков сделался уделом Господа и Израиль мерою наследия Его ( Пс.104:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ин.6:28 . «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» – спрашивали слушатели. Они поняли из упрека, сказанного им, что от них требуется искание духовной пищи – дел добрых. Между тем думали, что едва ли не довольно для них заповедей Моисея. Какие еще нужны дела? – говорили они. Ин.6:29 . «Вот дело Божие, – отвечал Господь, – веруйте в Того, Кого послал Он». Дело Божие, дело самое угодное Богу, (ср. Ин.4:34 ) – вера в Посланника небесного. Иоанн писал: «заповедь же Его такова, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам» ( 1Ин.3:23 ). Ин.6:30–31 . «Отцы наши ядоша манну в пустыни, якоже писано». По этим словам видно, что требующие чуда были люди книжные, которые читают Писание. Поскольку же это было в Капернауме, то должны мы признать в них фарисеев – членов Капернаумской синагоги. По чуду умножения хлебов для 5000 народа признали Спасителя Мессиею. Людям книжным мало было этого чуда: они требовали нового чуда в уверение небесного посланничества Иисусова, такого же чуда, какое, по их понятию, совершил Моисей, послав манну с неба ( Исх.16:4, 14:25 ; Чис.11:7 ; Пс.87:23–24 ). Ин.6:32–33 . Спаситель вразумляет этих людей, что не Моисей посылал им манну, а Отец Небесный, что манна не есть лучшая пища, а только образ ее, что хлеб лучший сходит только с неба. Первая мысль так была очевидна сама по себе, что не требовала доказательств; она ясно выражена была и у Моисея ( Исх.16:15 ), и в псалме; но терявшие ее из вида воображали себе Моисея каким-то полубогом, без которого нет спасения на земле, тогда как он только слуга Божий, ожидавший спасения для людей от Мессии-Пророка. О манне Спаситель не отвергает того, что она сходила с неба. «Хлебом небесным питал их», говорил священный певец ( Пс.104:40 ). Если бы это было произведение земли, чудесно умножавшееся каждый день, как думают иные (Толукк), то не для чего было хранить манну в ковчеге завета. Однако манна все-таки была вещественная по составу своему и не была лучшею пищею, потому что насыщала только тело, а не душу бессмертную; она только вызывала желания лучшей пищи, указывала на духовный хлеб в будущности. Лучший хлеб, удовлетворяющий всем нуждам души, и притом на целую вечность, сходит с неба; это Сын Божий, явившийся на земле для спасения людей. Вот это такое чудо любви Отца Небесного, которого мир не видал и в другой раз не увидит.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

104:15), каковое изречение надобно относить к бывшим до закона, когда не было даже имени помазания посредством елея. Призванный. Призванный. Слово это означает смиренномудрие; ибо им показывает Апостол, что он не сам искал и нашел, но был призван. Апостол. Апостол. Это слово употребил Апостол в отличие от прочих званных. Ибо все верные призваны; но они призваны для того только, чтобы уверовать, а мне, говорит, вручено еще апостольство, которое вверено было и Христу, когда Он посылался Отцом. Избран в благовестие Божие. Избран в благовестие Божие. То есть выбран к служению благовестия. Иначе: избран вместо предопределен к этому, как и к Иеремии говорит Бог: прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя (Иер. 1:5). И сам Павел говорит в одном месте: когда благоволил Бог, избравший меня от утробы матери моей (Гал. 1:15). Далее, не напрасно говорит он: призванный и избран в благовестие. Так как слово у него было к тщеславным, то и внушает, что он достоин веры, как посланный свыше. Самое же благовестие называет так не по совершившимся только, но и по будущим благам, а именем благовестия тотчас утешает слушателя, ибо благовестие содержит не печальное что-нибудь, каковы предречения пророков, но сокровища несчетных благ. А благовестие это есть благовестие Бога, то есть Отца, и потому, что даровано Им, и потому, что делает Его известным, ибо хотя Он известен был и в Ветхом Завете, однако одним иудеям, но и им неизвестен Он был как Отец, впоследствии же, чрез благовестие. Он вместе с Сыном открылся всей вселенной. Которое Бог прежде обещал через пророков Своих. Которое Бог прежде обещал через пророков Своих. Так как проповедь ту поносили, как нововведение, то показывает, что она древнее язычества и прежде описана была у пророков; даже слово «благовестие» находится у Давида, который говорит: Господь даст слово: провозвестниц великое множество (Пс. 67:12), и у Исаии: как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир (Ис. 52:7). В святых писаниях. В святых писаниях.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Посему-то милосердый и вместе правосудный Бог, желая, по Своему человеколюбию, предохранить и предотвратить людей от преступлений сего рода, в предосторожность говорит: не прикасайтеся к помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте ( Пс.104:15 ), и прибавляет угрозу: зане, вещает Он чрез пророка Захарию, касаяйся их, яко касаяйся в зеницу ока Моего ( Зах.2:8 ). Во-вторых – в прямой и непосредственной хуле на Самого Бога Синаина с обстоятельствами, увеличивающими виновность и тяжесть преступления до величины чрезмерной и ужасающей. Обстоятельства эти суть: унизительное сравнение Бога Всемогущего, всё из ничего в бытие приведшего и всё в своей длани содержащего, с бренным человеком, каков был царь Ассирийский, хотя он пред очами мipa и казался великим и славным, с видимым предпочтением в силе и власти последнего первому, и ещё более унизительное сравнение того же Бога Вышнего с богами языческими, т. е., с бездушными идолами, с открытым также признанием первого столь же слабым и немощным, как и последние, которые не могли избавить народы, им поклонявшееся, от преобладательной руки царя Ассирийского. Что же может быть выше, безобразнее, бесстыднее, нечестивее и виновнее сего богохульства сугубого? А злой умысел их против Царя Небесного состоял в разновременных и многообразных совещаниях, соображениях и приготовлениях их к войне против покровительствуемого Богом Езекии, царя иудейского, в следствие коих открыт был потом поход в Иудею многочисленнейшего войска Ассирийского, под предводительством Рапсака, до того в лёгкой победе над царём иудейским уверенного, что, не дав ещё ни одного сражения, смело и отважно с словами упрёка и укоризны обратился к народу и вызывал его к добровольной сдаче Иерусалима и самих себя на волю победителя, при чём не счёл он даже нужным сокрыть, хотя до времени, и то, что царь Ассирийский намерен царя и народ иудейский переселить в землю Вавилонскую. Не слушайте, говорил он, Езекии, но вступите со мною в дружбу и выйдите ко мне, и тогда ешьте всяк плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пейте воду из своего колодезя, пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю богатую хлебом и вином, плодами и виноградными садами ( Ис.36:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Пс.104:6. Семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии Его.   Еще слово к Апостолам, и смысл речи таков: вы, как «семя Авраамле и раби Его, сынове Иаковли и избраннии Его» (потому что Господь избрал их), «возвестите во языцех», что Той Господь Бог наш (Пс.104:7). Пс.104:13. И преидоша от языка в язык,    от вавилонян к филистимлянам. Пс.104:14. И обличи о них цари,    Авимелеха за обиду Сарре. Пс.104:15. Не прикасайтеся помазанным Моим.    «Помазанные» суть Авраам и подобные ему, потому что сподобились в видениях узреть явление Бога Слова. Пс.104:16. И призва глад на землю.    По домостроительству допустил, чтобы настал голод и по причине его пришедши в Египет и размножившись, приняли в обладание обетованную землю. Всякое утвержение хлебное сотры.   По действию гнева Божия в голодные времена обыкновенно бывает, что люди, вкушающие хлеб, не укрепляются. Пс.104:19. Дондеже прииде слово Его,    разумеет исполнение сновидений. Поэтому говорит, что до тех пор злострадал, оплакивая жизнь свою, которая была в опасности, пока не наступило время исполниться сновидениям. Пс.104:22. Наказати князи его яко себе.    Это подобно сказанному: «еда не Богом изъявление их есть» (Быт. 40:8.)? Ибо не отгадал бы снов Фараону, если бы не Бог даровал возможность уразуметь их. Пс.104:23. И вниде Израиль в Египет, и Иаков пришельствова в землю Хамову.   Сыновья Ноевы: Сим Хам, Иафет, сын Хамов — Ханаан, сын Ханаанов — Мезраим — толкуется Египет, от него и страна получила имя. Поэтому, когда Иаков вошел в Египет, тогда, вероятно, Хам, дед Мезраимов, жил в Египте, а Ханаан обитал в Палестине. Под именем же Израиля и Иакова, вошедшего в Египет, разумеются и дети его; ибо «в седмидесяти... душах, сниде Израиль во Египет», говорит Писание (Втор. 10:22). И Иаков пришельствова в землю Хамову.   Хам родил Ханаана, Ханаан — Мезраима, который толкуется — Египет. Потому и называет Египет землею Хамовою, как страну принадлежащую внуку Хамову. Пс.104:24. И возрасти люди своя зело,    так что Фараон, «иже не знаше Иосифа», говорит: вот народ сей становится теперь весьма многочислен и «укрепляется паче нас» (Исх. 1:8-9). Но они не стали бы так сильны от быстрого возрастания в числе, если бы не пользовались покровительством Иосифа и добрым расположением Фараона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Океан, окружающий землю. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ. Греч. 129д. Л. 133) Океан, окружающий землю. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ. Греч. 129д. Л. 133) В рассказе бытописателя о сотворении мира земля и жизнь на ней появляются лишь после того, как по Божественному повелению В. первобытной бездны разделяется «твердью» (небом) (Быт 1. 1, 6-7; ср.: Быт 7. 11; 8. 2; Пс 89. 10-11; 93. 3-4; 104. 2-9; Иов 38. 4-11; Быт 49. 25; Втор 33. 13; ср.: подземные воды из Притч 3. 20; Еккл 1. 7; Ам 7. 4), а оставшаяся под небом В., собираясь в моря, уступает место суше (Быт 1. 9). В содержащихся в ВЗ толкованиях этого рассказа воспевается величие Творца, утвердившего землю посреди В. (Пс 135. 6), проведшего «круговую черту по лицу бездны», укрепившего «источники бездны», давшего морю «устав, чтобы воды не переступали пределов его» (Притч 8. 27-29), завязавшего «воду в одежду» (Притч 30. 4). В. бездны как хаотическая стихия, противоположная упорядоченности тварного мироздания, подчинена власти Творца и используется Им в качестве орудия суда над отступившим от Него творением. Для псалмопевца бездна (евр.    ) и суд Божий (евр.  ) - равнозначные понятия (Пс 35. 7). Орудием суда Божия над человечеством, в к-ром умножился грех, становится В. потопа, когда по Божественному замыслу «разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились» (Быт 7. 11). В повествованиях о потопе В. предстает как стихия, уничтожающая творение, несущая смерть всему живому, но в то же время подвластная Создателю (ср.: Быт 7. 21-23 и 8. 1-2). В рассказе об Исходе евреев из Египта Бог как Владыка несущей гибель водной бездны спасает Свой народ от преследователей, ограждая его от В. Чермного м. и затем обрушивая ее на преследователей (Исх 15. 21; 15. 1-18; 14. 21в; 27; 14. 16б, 22). Воспоминание об этом событии неоднократно возникает в ВЗ (см.: Пс 77. 16, 19-20; 78. 13; 106. 9-11; 135. 13 слл.; Ис 51. 10; 63. 12; Неем 9. 11 и др.) в разных интерпретациях: В. Чермного м. предстает как противостоящая Богу стихия - Бог угрожает Чермному м. (Пс 105. 9), «запрещает» ему (Наум 1. 4), море «бежит» от Него (Пс 114. 3, 5). Спасение у Чермного м. иногда изображается в сцене борьбы с драконом, символизирующей охваченное силами хаоса изначальное творение (Ис 51. 9-10; Пс 73. 13-14). Сходные представления о В. отражены в предании о переходе народа Израиля через Иордан, перед вторжением в Ханаан (Нав 4. 23; 3. 8, 16; 4. 18; ср.: Пс 114. 3, 5), и в рассказе о прор. Илии , разделившем Иордан (4 Цар 2. 8).

http://pravenc.ru/text/155055.html

Псалом 104 Означенный псалом в еврейской Библии не имеет никакого надписания, у LXX же и в Вульгате надписывается богослужебным термином «аллилуия», вошедшим в употребление не ранее времени последних царей Иудейских. Этот псалом излагает историю водительства Богом еврейского народа, заканчивая ее изложением факта изведения из Египта. Следующий, 105 псалом, начиная с последнего факта, продолжает дальнейшую историю описанием странствования евреев по пустыне, завоевания Палестины, поселения в ней и дальнейшей его судьбы до того момента, когда евреи были рассеяны среди народов, от какового рассеяния писатель и молит Бога освободить свой народ. Таким образом 105 псалом является по своему содержанию продолжением 104 псалма; если же к этому прибавить, что и язык, слог обоих псалмов одинаков, то писателем должно быть признано одно лицо. О времени происхождения псалма довольно ясно свидетельствуют и места из содержания 105 псалма, где, напр., писатель молит Господа «посетить... спасением народ» еврейский ( Пс. 105:4 ) и «собрать его от народов», среди которых он был рассеян ( Пс. 105:47 ). Такое же рассеяние было одно – время вавилонского плена. Так как еврейский народ изображается здесь хотя и плененным, но ожидающим себе милость Господа ( Пс. 105:44–45 ), то и написан псалом, вероятно, тогда, когда надежда на возвращение евреев подновилась в народе: может быть, что это было при наступлении мидо-персидского владычества. Свидетельство кн. Паралипоменон ( 1Пар. 16:8–36 ), которая приводит первые 15 стихов 104 псалма некоторым их вариантом, как петые Давидом при перенесении Кивота Завета, как мы уже говорили (см. введение к псалму 95), не может быть понимаемо как точное историческое свидетельство и потому не опровергает происхождения этого псалма в указанное нами время. Кто был писателем псалма, точно указать нет данных. Славьте Господа среди народов и всегда ищите лица Его (1–4). Вспоминайте сыны Иакова, о тех знамениях и чудесах, которые Он изливал на семя Авраамово (5–7). Он хранит и блюдет завет, данный Аврааму и всему Израилю когда назначил в удел им землю Ханаанскую (8–11). Когда за своей малочисленностью они, патриархи, вели кочевой образ жизни, Господь никому не позволял обижать их (12–16). Во время наступившего голода, когда преданный в Египет Иосиф был поставлен над всем владением фараона, переселился Иаков в землю Хамову (17–23). Бог размножил народ Свой, но египтяне стали теснить его и Господь послал Моисея, который грозными чудесами устрашил притеснителей, они отпустили евреев (24–38). В дальнейшем странствовании Господь неоднократно совершал чудесные дела для них и вселил их в землю народов, чтобы они «соблюдали уставы Его и хранили законы Его» (39–45).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010