Не менее активно работали ювелиры, изготовляя украшения, дорогую посуду, предметы личного благочестия и церковную утварь. Цветные и драгоценные металлы привозили из Зап. Европы и с Востока: золото в виде монет, серебро в виде монет и в слитках, цветные металлы в прутах, полосах и проволоке. Рус. мастера делали высокохудожественные браслеты, колты, шейные цепи, венчики и др., украшенные сложнейшими с т. зр. технологии приемами (зернь, скань, чернь, эмаль и др.). Ведущей отраслью цветной металлообработки было литейное дело. В XI-XII вв. распространилась техника литья в глиняные, а затем в каменные формы, что обеспечило массовость производства. Процесс требовал емкостей для расплава металла (глиняные тигли, клещи, формы из камня, глины, дерева); большинство каменных форм были 2-сторонними, с плотно прилегавшими половинками. Металл обрабатывали чеканкой, прокаткой, гравировкой, тиснением, штамповкой, предварительно изготовив набор инструментов (чеканы, клещи, кусачки, пинцеты, зубила, ножницы по металлу, штампы). Ткацкий станок. Реконструкция Ткацкий станок. Реконструкция Основным поделочным материалом было дерево, хорошо сохранившееся в насыщенной влагой земле Новгорода. Новгородские мастера применяли древесину 27 пород (19 местных и 8 импортных, в т. ч. пихту, кедр, тис, каштан), но наиболее распространенными были сосна и ель. Из них строили жилища, укрепления, мостовые улиц, делали орудия труда, бондарные изделия. Древесина лиственных пород шла на бытовые вещи. Деревообрабатывающий инструментарий, основные виды и формы к-рого сложились уже в IX-X вв., включал стальные топоры, пилы, долота, сверла, стамески, молотки-гвоздодеры (их формы столь функциональны, что они сохранились до наст. времени). В основе операций лежали рубка, теска, раскалывание, долбление, сверление, пиление, строгание, приемы художественной резьбы, широко использовался токарный станок. Массовое распространение имело ткачество из шерсти, льна и конопли. Среди льняных тканей популярными были полотно и вотола (грубая ткань), из шерстяных - понява и власяница (грубые ткани - ярига и сермяга). Ткачи применяли основные системы переплетения (полотняное, саржевое, сложное и др.). Деревянные инструменты и приспособления для прядильного и ткацкого дела имелись в каждом доме: прялки стационарные и переносные; ткацкий станок (до XIII в. вертикальный, позже горизонтальный, повысивший производительность, но сокративший ассортимент) мало отличался от рус. станка XVIII-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/180421.html

Каждое слово надобно тщательно взвешивать, ибо на чаше весов – Истина. Евгений Роуз, 1 октября 1964г. 398 К сентябрю 1964 года братия поняли: приспело время печатать самим материалы по Православию. Евгений еще больше утвердился в своей решимости, когда однажды в пятницу в лавку заглянули два православных священника. Раньше они не приходили. Как отмечал Евгений в летописи: «Оба – современного толка, развязные, чудовищно невежественные (по крайней мере – один из них), равнодушные к книгам и духовной жизни. Один, похоже, даже не слыхивал о «Добротолюбии». Второй посоветовал прочитать: “Неплохая книжица”. Если таковы сегодняшние пастыри, на что же надеяться пастве?! Тем важнее, чтобы голос Православия услышали все жаждущие. Не беда, если поначалу голос этот будет слабым. Пора издавать собственный журнал». 399 После некоторого поиска Евгений нашел ручной печатный станок за двести долларов (дороже было не по карману). Купил он его на праздник Рождества Богородицы. «Теперь, – гласила летопись, – наши праздные мечтания сменятся насущными заботами. Надобно, чтобы станок не простаивал зря. Мы немощны, но с Богом все возможно». 400 А в письме к Глебу говорил: «Голова кругом идет. Работа застит все и вся. Чтобы с ней справиться, мы воистину должны быть братьями». 401 30 сентября Евгений сделал следующую запись: «Сегодня, не прошло и суток, как прибыл наш печатный станок, к нам в лавку “случайно” зашел архиепископ Иоанн. Он увидел станок и перво-наперво решил освятить его, что и сделал тотчас же. Таким образом, сегодня наш станок получил второе, духовное рождение». 402 Название журнала подсказал братии владыка Иоанн. Глеб поначалу хотел назвать его «Паломником» в честь известнейшего русского дореволюционного журнала «Русский паломник» или в честь любимой книги – «Откровенные рассказы странника». Вместе с Евгением он отобрал пять вариантов названия и отослал архиепископу Иоанну, чтобы тот благословил, по его мнению, лучший. 30 сентября 1964 года 403 владыка прислал ответ, предложив совсем иное:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Первый подобный станок был создан гениальным русским инженером, токарем Петра I Андреем Нартовым. Чуть позже на Западе появился плоттер, после чего начался расцвет европейского миниатюрного искусства. Естественно, Акимов на производстве стал использовать современный станок, работа­ющий на цифровых технологиях. Но по существу ничего не поменялось: масштабируемую модель полностью готовит художник, потом ее вырезает станок в ювелирном пластике, и в итоге под микроскопом доводит художник-гравер. Федорову пантограф не нужен. Он изготавливает модели в натуральную величину штихелями под микроскопом и критически относится к компьютерным технологиям в церковном искусстве: «Любое настоящее произведение церковного искусства, как и человек, трехсоставно. Это тело — его материальная часть, душа — художественность и, наконец, дух — та невидимая, но самая важная составляющая — благодать Божия. И конечно, главным художником является Бог. Но действовать в нашем мире Он может и через человека, через его открытое сердце. Поэтому в Церкви всегда сущест­вовали строгие требования к художнику. Мне часто возражают, говоря, что компьютер лишь инструмент в руках человека. На мой взгляд, наоборот: человек все больше попадает под власть компьютера и стремится с его помощью обмануть Бога. Когда человек работает руками и духовно не готов к выполняемой работе, Господь не благословит его труд, и ничего не получится. Когда человек с Божией помощью работает руками, он получает ответную реакцию от каждого прикосновения штихеля и решает в процессе работы сложные вопросы композиции, пропорций и деталировки в реальном размере. Ну и конечно, древо познается по плодам, а плоды компьютерного " творчества " , даже по мнению их авторов, все же уступают ручной работе. Правда, многие объясняют это несовершенством современной техники. Да, это один из соблазнов нашего мира — совершенствовать технику, а не себя». К сожалению, владельцев крупнейших ювелирных брендов мира художественная суть этих поисков и творческих дискуссий интересовала мало. Они были нацелены на увеличение прибыли для чего понадобилась минимизация человеческого труда и, соответственно, максимальная автоматизация и компьютеризация производственного процесса. Программисты стали писать программы специально под ювелиров, а места художников — авторов мастер-моделей — все чаще стали занимать куда скромнее оплачиваемые 3D-kohcmpykmopы. Производство подешевело, прибыли выросли. Окончательно этот процесс взял верх с появлением так называемого быстрого прототипирования: с помощью трехмерной печати появилась возможность штамповать восковки при помощи станков с числовым программным управлением напрямую из компьютера.

http://e-vestnik.ru/church/yuvelirnaya_t...

Монах Максим, насельник Иверского монастыря, Святая Гора Афон В типографии господина Павлоса Ианнулиса в Салониках я договорился о публикации одного труда и узнал о приснопамятном старце Паисии. Незадолго до того в типографии сдали в печать текст иеромонаха Христодула, насельника Святой Горы, с названием «Старец Паисий». Текст уже был отпечатан, и дело оставалось за обложкой. И тут печатный станок перестал работать. Несмотря на все усилия на протяжении почти трех дней, станок починить не удалось. Господину Павлосу пришла в голову мысль: «Давай-ка посмотрим, что мы сейчас печатаем». Он с изумлением заметил, что допущена грубая типографская ошибка: на обложке была пропущена третья буква в слове «Паисий». Ошибку исправили, и станок тотчас заработал! Нечто похожее случилось и во время изготовления переплета книги в другой типографии: когда экземпляры книги были собраны в стопки для переплетных работ, некоторые из них упали на пол, причем это произошло дважды. И что же? Выяснилось, что в тех экземплярах, которые лежали на полу, были ошибки в нумерации страниц! Очевидно, старец Паисий невидимо следил за изготовлением книги и в нужный момент вмешивался в процесс. Монах Нектарий, келлия Ватопедского монастыря, Святая Гора Афон В 1979 году старец Паисий посетил монастырь Григориат. Беседуя, он сказал, чтобы монахи больше молились за усопших: они подлежат суду, а помочь им некому. Он рассказал, что знал одну старушку, которая впоследствии умерла. Ночью, когда старец молился за усопших, он услышал голос. Это была его знакомая старушка, которая просила о помощи: она жестоко мучилась, пребывая в нечистотах. Старец молился за нее до тех пор, пока не увидел ее совершенно чистой. К. К., Салоники В 1985–1986 годах мой шурин был болен – у него закупорились почти все артерии, питающие сердце. Врачи постоянно откладывали операцию. Шурин дошел до того, что не мог сделать и десяти шагов. Я обратился за помощью к старцу Паисию, который тогда находился в монастыре в Суроти. «Геронда, – сказал я, – у моего шурина больное сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Потом мой отец установил огромную антенну в комнате, где мы, дети, обычно играли. Поворачивая ее, ему удавалось иногда ловить российское радио. Какое–то время он работал репортером в «Последних новостях», русской ежедневной газете в Париже. Это приносило очень мало денег, чаще всего вообще ничего, но для нас, детей, слышать голоса из России было невероятно интересно. Мы знали, что большевики и коммунисты–ведьмы, баба Яга, враги, зло. В раннем детстве я представляла себе их неграми с татуировкой и раскрашенными лицами, танцующими под глухой, страшный бой барабанов. В конце концов, нам пришлось переехать. Плата за дом была нам не по карману, доходы у нас были ничтожными. «Мусью и мадам» уехали, мебель упаковали, и мы перебрались в Кламар, пригород Парижа, расположенный около великолепного леса. Именно там я провела свое детство и юность. В Кламаре уже жили многие наши родственники и друзья, и центром жизни русской общины была маленькая деревянная церковь, по сей день там сохранившаяся. Священником был мой дедушка [  ], хором, в котором пели мои родители, тети и дяди (понемногу присоединялись и мы, дети), руководил мой отец. Именно в этом приходе я впервые испытала радость церковных праздников, литургии, Великого поста, первой исповеди, Святого Причастия, — радость жизни в Церкви. И опять мой отец попытался работать на дому. На этот раз он соорудил большой ткацкий станок. Он ткал удивительно красивые шарфы, используя разные материалы, разные сочетания цветов и оригинальных рисунков. Но доход опять был мизерным. (В связи с этим вспоминаю о вещах с биркой «Сделано в Китае»: прекрасные изделия, в которые вложены многие часы труда и которые продаются за гроши.) Наконец мой отец отказался от идеи домашнего предпринимательства и нашел работу! Его взяли в магазин автомобильных запчастей на должность помощника управляющего. Мой отец был аккуратным, умным, честным и каким–то чудом оказался человеком, идеально подходящим для этой работы, до этого времени ему совершенно чуждой. Коллеги его любили, и он наконец–то начал регулярно приносить домой жалованье, что было, конечно, большим подспорьем для семьи. Расскажу об одном забавном случае. Один раз на Светлой неделе отец решил принести на службу кулич и пасху. Когда он предложил своей секретарше отведать творожную массу, она воскликнула с типично парижской прямотой: «Mais, Monsieur Osorguine, c " est abominable!» [  ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Я вам приведу цитату из книги «О вкусной и здоровой пище» 1953 года, где говорилось, что советская власть «освободила женщину от непосильного домашнего труда и пересадила за руль комбайна, за ткацкий станок» и так далее. Сегодня очень много одиноких стариков, нам, священникам, с ними доводится общаться. У них, как правило, обида на весь мир, но когда они осознают, в чем причина, то эта обида заканчивается. Одна бабушка в доме престарелых, когда я приезжал исповедать ее, причастить, сказала: «Батюшка, я никого не осуждаю, потому что у меня должно было быть десять детей, а я сделала девять абортов, одного оставила, он меня и сдал в дом престарелых». Вот если мы не хотим, чтобы наши дети нас сдали в дом престарелых, то мы должны дарить им жизнь. Между нашими большими, крепкими, многопоколенными семьями и СКР 1,3 на семью разрыв буквально в несколько поколений. Посмотрите сегодня на все семьи зарубежных олигархов. Там братья, сестры, их много. А почему тогда у нас пропагандируется другое, не навязывается ли нам модель однодетности? Идеология чайлдфри, превосходства бездетного образа жизни? Здесь явный почерк наших западных оппонентов, которые не хотят, чтобы наша страна демографически и нравственно возродилась. Этот вот культ себялюбия, он причиной является — человек не готов делиться своим теплом с ребенком. У меня спрашивают взрослые мужчины и женщины: «Чем кормить ребенка?» Я говорю: «Вообще-то первый год молоком. Если ты сам себя прокормишь, значит, и ребенка способен прокормить». — Какие еще инициативы кроме запрета абортов Церковь может выдвинуть, чтобы вернуть людей к традиции многодетности? — Мы предлагаем три решения ценностного уровня, которые будут способствовать формированию в обществе привлекательного образа беременности, многодетности. Первое — закрепить особый статус беременной женщины. Это предполагает создание системы социального патронажа беременной женщины. Нужно законодательно закрепить право пользоваться услугами социальных работников, приглашать социальную няню, а не называть сразу такую семью маргинальной, как очень часто поступают сегодня органы опеки.

http://pravoslavie.ru/158121.html

Дома у Бахманов рядом с белой печкой, на которой семья просидела первую зиму, стоит ткацкий станок – Настя говорит, что в деревне больше свободы, поэтому она успевает ткать накидки на лавки, а Миша научился плести из лозы: «В городе такого себе не представить: вот нас зимой снегом завалило, звонит председатель и говорит: «Ну посидите дня два, тракторист приедет, разгребет». В деревне наше отношение к жизни поменялось. Сейчас мы живем в среде, которую сами себе и создали. В деревне не то, что в городе: ты не заканчиваешься с входной дверью – на лестничной площадке это уже не мое. Как это – не мое? Мое – вот, вся деревня. И это мое у меня под носом разрушается. Я реставратор, а жена –архитектор. Но вот как-то у нас в деревне обвалилась часовня. Не заметили, так сказать, потери бойца». Часовня для меня – это момент метафизический. Это момент промыслительный, момент веры. Вера вообще нелогична. Глаза ничего не видят, а ты веришь. Эта часовня – видимо, часть моей веры. «Как говорил Витя Цой, когда работал кочегаром, тут видимый результат труда – кидаешь уголь в топку, и наверху людям становится тепло. Ты делаешь и сразу видишь – хорошо ты бревно положил или плохо. Для меня строительство нового (или возрождение старого) – это самый созидательный процесс». Первые пару лет Миша работал удаленно. Его как «грамотного» звали работать в «контору» (сельсовет), можно было пойти рабочим на соседнюю лесопилку, делать деревянные поддоны: «Но приехал-то я не за этим. Рабочий на лесопилке отработал, пришел домой, смотрит телевизор. Что тут, что в городе бумажки перекладывать. Хотя первый год был трудный, были искушения, конечно. 500 рублей в городе – разве деньги? Ну а откуда их в деревне взять? Неоткуда. Но я хотел осмысленной работы, хотел свободы». Потом Миша познакомился с местным краеведом Сергеем Николаевичем. Он и завел разговор о часовне. Сергей Николаевич рассказал, что именно эту можно датировать XIX веком, но у нее были предшественницы. Матвеевской уже лет 400, местные всегда строили деревянные часовни на одном и том же месте. Лет через сто здание приходило в негодность, его валили и ставили новое. Миша и волонтеры «Общего дела» часовню разобрали, переметили бревна. Через несколько недель волонтеры уехали, а Миша понял, что сам он собрать ее не сможет – ничего об этом не знает.

http://pravmir.ru/creative/ya-ne-zakanch...

Вот что рассказывает внучка духовных детей о. Валентина Н. А. Монахова-Огнева: «Была у батюшки на послушании Наталья Васильевна Ширяева. Она очень рано осталась вдовой с маленьким сыном, и была настолько красивой, что посыпалось множество предложений. Она пошла к батюшке за советом. А он говорит: “А мы замуж не пойдем. У тебя Жених будет, знаешь, какой? Он Светлый и Премудрый, и мы с тобой будем служить Господу”. “Батюшка, они меня одолели!” – “Ничего, ты знаешь, красота – она преходящая... У тебя есть сын, ты должна жить для Бога и воспитывать сына”. Сначала Наталье Васильевне было трудно послушаться. Ее все знакомили то с одним, то с другим женихом, и она думала, что батюшка и не знает. Но когда она приходила, батюшка говорил: “Ну, иди теперь еще познакомься... Было трое, теперь, может быть, еще пять? Я же тебе сказал, как тебе нужно жить? У тебя будет совсем другая жизнь...” И запретил ей приходить к нему. Наконец, начались тяжелые скорби, и Наталья Васильевна пришла к батюшке: “Батюшка, прости ради Бога!” – Батюшку почему-то больше попросту называли на “ты”. “Хорошо, больше никого не смотрим, будешь мне во всем помогать”. И с тех пор, как о. Валентин сказал это, у Натальи Васильевны отошли мысли о замужестве. Много лет она помогала батюшке, носила от него милостыню нуждающимся. Дома у нее был ткацкий станок, и она ткала платки и раздавала бедным духовным детям о. Валентина. Мы знали ее в старости: это была милейшая старушка, еще очень красивая. Мы очень ее любили. Она была настолько сострадательной, что все время носила с собой еду для голодных животных и не могла видеть, как извозчики бьют лошадей. Наталья Васильевна была тем человеком, который во время разорения могилы о. Валентина сберег батюшкин крест, ставший для всех нас большой святыней. Она увезла сломанный крест на извозчике к себе домой и затем поставила над могилой любимого батюшкой своего сына Михаила (он рано умер от туберкулеза), при храме св. пророка Илии в Черкизово, где сейчас похоронена и она сама».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

То, что Мария родила Слово Божие, известно лишь исходя из Страстей Господних и возведения Спасителя на крест, рассматриваемых и понимаемых через посредство Священного Писания. Зачатие и Рождество Христово сопряжены между собой: гробу соответствует чрево. Именно на этом основании Климент Александрийский , как уже отмечалось выше, связывает Рождество Христово из девственного чрева с целомудрием Писания, рождающего истину. —148— И последнее место, которое я хотел бы здесь рассмотреть, связывает вместе страдание Христа и воплощение Слова, сотканного из ткани Священного Писания. В своем трактате «О Христе и антихристе» святитель Ипполит Римский соединяет всё это воедино посредством развернутой метафоры: «Поскольку Слово Божие было бесплотно, Оно облеклось в святую плоть от Пресвятой Девы, как жених, ищущий Себе одежду в крестном страдании, так чтобы, соединив смертное наше тело с Его силой и смешав тленное с нетленным, немощное – с сильным, Он мог спасти гибнущего человека. Итак, собственно ткацкий станок – это страдание, которое совершилось на кресте; основа же на нем – сила Духа Святого; уток – это та святая плоть, которая была выткана в Духе; ниточки же – это благодать, (даруемая) чрез любовь Христа, которая скрепляет и соединяет и то и другое воедино; челноки – это Слово; а трудящиеся (ткачи) – патриархи и пророки, исткавшие Христу красивый подир и совершенный хитон, проходя чрез которые, наподобие челнока, Слово ткет чрез них то, что именно желает Отец» 447 . Плоть Слова, полученную от Девы и «сплетенную из страданий на кресте», ткут патриархи и пророки, чьи слова и дела возвещают тот путь, согласно которому явилось Слово, т.е. именно в проповеди Иисуса Христа, в проповеди Того, Кто умер на кресте, Который истолковывается и понимается в самой сердцевине, в утробе Писания, Слово воплощается от Девы. В таком случае Дева, как далее утверждает святой Ипполит, следуя 12 главе Откровения, – это Церковь , которая никогда не перестанет «износить из Своего сердца Слово, преследуемое в мире неверу-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(“О Христе и антихристе”, 4). Далее он подробно описывает ткацкий станок, валком которого является “крестное страдание”, “основой — сила Святого Духа”, утком — святая плоть, вытканная в Духе, челноками — Слово, а трудящимися — патриархи и пророки, “исткавшие Христу красивый и совершенный хитон”. Плоть Слова, полученная от Девы, и “сотканная крестным страданием” плетется патриархами и пророками, чьи действия и слова возвещают о том, как Слово становится сущим и явленным. Именно в проповеди Иисуса Христа, провозглашении Того, Кто умер на кресте, изъясняемом и понимаемом в матке, чреве, Писания, Слово получает плоть от девственницы. Дева в этом случае, как утверждает Ипполит дальше вслед за Откровением 12, — это Церковь , которая никогда не перестанет “нести в своей сердце Слово, преследуемое неверующими в мире”, а младенец мужского пола — это Христос, Богочеловек, возвещенный пророками, “Которого вечно рождает Церковь и (о Нем) учит она все народы” (“Антихрист”, 61). В этом мире Церковь , Матерь-Дева, всегда in via, в пути, который является и процессом деторождения, рождающего Христа, грядущего Господа, в чадах, которых она носит в своем чреве до момента, примером которому — апостол Павел, который имеет возможность сказать: “И уже не я живу, но живет во мне Христос” ( Гал.2:20 ) и может также воззвать к Богу: “Авва, Отче!” ( Гал.4:6 ). Это момент, наступающий при нашей смерти в исповедании Христа, рождение в новую жизнь. Свидетельство и очеловечивание Если мы вернемся к Страстям Христовым, как они описаны в Евангелии от Иоанна, то найдем еще одну достойную внимания эсхатологическую черту: сказав “жажду” “во исполнение Писания” и вкусив уксуса ( Ин.19:28-29 ; ср. Пс.69:21 ), Христос просто говорит: “Свершилось” или “исполнилось”, закончилось или завершилось ( Ин.19:30 ). Завершилось дело Божие, и Господь отдыхает от трудов Своих. Время отдыха Христа во гробе, по гимнографии страстной субботы — сама святая суббота. Дело Божие, о котором говорится в Бытии, дело сотворения “человека (anthrpos) по образу и подобию” ( Быт.1:26-27 ), здесь завершается: как сказал Пилат несколькими стихами раньше, “Се, Человек (anthrpos)” ( Ин.19:5 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/fr-john-beh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010