Христиане IV beka были уверены, что да. Паломнице Эгерии Эгерия — зажиточная женщина (по другим предположениям — монахиня), совершившая паломничество в Святую Землю, вероятней всего, в 381–384 годах. Она оставила отчет о своем путешествии в длинном письме к своим домашним, от которого сохранились отдельные фрагменты., посетившей Назарет в 374 году, местные жители показывали «большую и красивую пещеру», в которой жила Дева Мария. Современные археологи говорят, что нет. В пещерах действительно жили, но задолго до описываемых в Евангелии событий. Во времена Христа эта традиция осталась в далеком прошлом. Жилищами служили каменные дома. Пещеры использовались для погребений, если находились на кладбищах, в качестве временных приютов для путников — если речь шла о дорогах между городами, а если так случилось, что пещера оказалась рядом с домом, ее могли использовать в качестве хозяйственного помещения. И нам это хорошо известно: в пещере-хлеву родился младенец-Иисус. Детство Богоматери. Франсиско де Сурбаран И вот здесь уже можно делать предположения, что же Дева Мария могла в пещере делать, если Она там все-таки не жила. Почему бы, например, в таком большом помещении, подходящем и для хлева или склада, не разместиться прядильной мастерской? Там вполне мог стоять ткацкий станок, а все мы помним, что на иконах Благовещения Богородица нередко изображается с прялкой. Но не так все просто. Ведь возникает новый вопрос: тогда рядом с пещерой Благовещения должен был быть дом? И вот тут начинается самое интересное. Прежде чем возвести на этом месте большую современную базилику, францисканцы провели масштабные археологические раскопки, открывая слой за слоем старые здания так, как мы открываем матрешек, сидящих одна в другой. Оказалось, что дом здесь был не один, а целых четыре. Что за дома нашли археологи рядом с пещерой? На месте новой францисканской базилики Благовещения раньше стоял старый францисканский храм, а до него — церковное здание, построенное крестоносцами, захватившими Назарет в 1099 году. А еще раньше здесь находилась византийская церковь V века, свидетельство о которой оставил паломник из Пьяченцы, побывавший здесь в 570 году. «Дом Святой Марии теперь — базилика, — писал он в своих путевых заметках, — а ее одежда — причина частых чудес. Жительницы этого города — самые красивые в этой стране. Они говорят, что эта красота — подарок Святой Марии, с которой они состоят в родстве» (цитируется по оксфордскому археологическому путеводителю).

http://foma.ru/gde-na-samom-dele-zhila-b...

Длинное льняное волокно трепали, и оно становилось как шелковое. В долгие зимние вечера пряли пряжу. С веретен пряжу перематывали в моты, затем распетливали на воробы («глаза как на воробах», т.е. так и ходят кругом), навивали на вьюшки, с них – на шпульки, затем – в челнок, для тканья. Как начинается Великий пост , берутся ткать. Для выделки льняного полотна служил огромный деревянный ткацкий станок, причем разборный. Если его собрать, то он занимал пол-избы. Двоюродная сестра о. Павла Татьяна Васильевна Осипенко (урожденная Кузнецова), крестным ее отцом был Александр Иванович Груздев, он же брат ее матери Александры Ивановны, вспоминала, как обе ее бабушки – и Марья Фоминишна по матери, и Аграфена Александровна по отцу – ткали в Великий пост . Вытканный новый холст назывался «новина». «Успевали наткать и выбелить на насту эти новины. Как солнце начинает припекать – так образуется наст, а снег-то раньше чистый был, без нынешней копоти. У нас всё чистое было – земля, рыба, леса». «Вот тебе, матушка весна, новая новина», – говорили, расстилая холсты. Новиной назывался и первый урожай в году, первое зерно, «поехали попы новину собирать», – т.е. по обычаю с крестьян. «Не отсыпав попу новины, хлеба не продавай». «Есть новина (новый холст), так попу посылай». Крестьянские пословицы и поговорки показывают отношение земледельцев к духовным лицам: оно одновременно и уважительное, и ироничное. «Летела муха-горюха, да дунула в ухо стару старику за нову новину». Как все эти прибаутки напоминают о. Павла! Так он оттуда и есть родом... А какие песни пели – и за работой, и в праздники! Голоса у всех Груздевых были отменные. Как соберутся на именины – и дедовья, и братовья, и бабки, и тетки – запоют старинные песни. А потом и в пляс пустятся. «Тётя Саня (мать о. Павла) как пойдет, бывало, плясать – по одной пятке стукнет, по другой стукнет! Простые ведь, деревенские...» «Два мешка ржи и четыре – овса» – зерновых получали очень мало. Вешние воды заливали поля, поэтому озимые (рожь) сеяли только на высоких местах, да и яровые (овес и ячмень) не всегда давали урожай.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Он – Единый Отрок Божий, чрез Которого и мы, сподобившись возрождения Духом Святым, все желаем достигнуть Единого совершенного и преднебесного человека. (4) Слово, будучи бестелесным, приняло на Себя святую плоть от Святой Девы, как жених одежду, исткав её Себе во время крестного страдания, чтобы, растворив смертное наше тело Своею силою и смешав тленное с нетленным, немощное с сильным , Он мог спасти погибшего человека. Итак, собственно ткацкий станок – это страдание, которое совершилось на кресте; основа же на нём – сила Духа Святого; уток – это та святая плоть, которая была выткана в Духе; нитки же – это благодать, [даруемая] через любовь Христа, которая скрепляет и соединяет то и другое воедино; челноки – это Слово, а ткачи – патриархи и пророки, соткавшие Христу красивый подир и совершенный хитон, проходя чрез которые, наподобие челнока, Слово ткет чрез них то, чего именно желает Отец. (5) Но уже время наконец обратиться и к решению подлежащего вопроса ввиду того, что во славу Божию сказано в предисловии вполне достаточно. В данном случае будет вполне справедливо, если мы обратимся к самому святому Писанию и на основании его покажем, каково и откуда будет пришествие Антихриста, в какие определенный срок и время откроется беззаконник, откуда он будет и из какой народности, каково его имя, которое при помощи числа определяется в Писании, каким образом он произведет в людях обольщение, собравши их от конца земли, как воздвигнет он гонение и преследование против святых, каким образом откроется явление Господа с небес и как весь мир будет истреблен огнем. Каково будет славное небесное царство святых, царствующих вместе с Христом, и каково будет вечное мучение в огне нечестивых. (6) Господь и Спаситель наш Христос Иисус, Сын Божий, за Его царское и славное достоинство предвозвещен был как лев, подобным образом и Антихриста Писание предуказало как льва за его качества тирана и насильника. Да и вообще во всем обольститель желает уподобиться Сыну Божию. Христос – лев, лев и Антихрист, Христос – Царь, царь, хотя и земной, и Антихрист. Явился Спаситель как Агнец; подобным же образом и тот покажется как агнец, хотя внутри будет волком. Обрезанным пришел Спаситель в мир, подобным же образом явится и тот. Послал Господь апостолов ко всем народам, подобным же образом пошлёт и он своих лжеапостолов. Собрал Спаситель Своих рассеянных овец, подобным же образом соберёт и тот рассеянный народ [Иудейский ]. Дал Господь печать верующим в Него , подобным же образом даст и тот. В образе человека явился Господь, в образе человека придёт и он. Воскресил и показал Спаситель святую плоть Свою как храм; восстановит также и он каменный храм в Иерусалиме. Все эти обольстительные ухищрения его мы, [впрочем,] покажем впоследствии, а теперь обратимся к предмету наших рассуждений.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Содержится среди новейших преданий Сретенского монастыря повествование еще об одном чудесном событии, случившемся с неким итальянцем, но уже совершенно «самостоятельным», не имеющим отношения к итальянцам, выткавшим ткани, хотя и произошло событие в то же самое время. Как упоминалось выше, архимандрит Тихон очень желал, чтобы при строительстве храма приоритет имели отечественные материалы, чего, конечно, не всегда можно было достичь в полной мере. Пришлось, в частности, обратиться к одному итальянскому предпринимателю с просьбой поставить камень для храмового напольного покрытия. В итоге итальянец не только полностью подарил монастырю весь мрамор для пола и оплатил работы по его укладке, но и сам крестился в Сретенском монастыре. Это произошло перед самым освящением храма, и он впервые причастился за Божественной Литургией в день освящения. Но и это еще не все заслуживающие внимания случаи, происходившие в то незабываемое время. Наступил прекрасный момент рассказать историю, вполне «реабилитирующую» также и производителей отечественных тканей – некоторые из них, как помнит читатель, не смогли осуществить сретенский заказ. Реабилитация эта вполне состоялась благодаря небольшому и не столь, возможно, известному, но оказавшемуся на более чем достойной уважения высоте комбинату. После того, как были получены заказы из Италии, вознамерились поискать отечественную фабрику, которая смогла бы сделать достойную подкладочную ткань, что тоже являлось непростой задачей, ведь требовалось снова предельно точно «попасть в тон», дабы не испортить впечатления от ценных в прямом смысле слова и с такими трудами обретенных основных тканей. Екатерина с Александрой отправились в подмосковное село Рахманово на древнейшее в наших краях ткацкое производство (официальное название – Рахмановский шелковый комбинат), ведущее свою историю еще с 60-х годов XIX века. – По возвращении из Рахманова я засела за чтение всего, что смогла найти об этом древнем селе, – делилась впоследствии Александра своими впечатлениями. – Только что отменили крепостное право, и миллионы крестьян оказались на распутье: что делать? Каким образом самостоятельно зарабатывать себе на пропитание? И тогда староста села собрал всех и сказал: «Земля у нас плохая, живем буквально на болотах и земледелием не прокормимся. Но в каждой избе есть ткацкий станок, так станем же заниматься ткачеством».

http://pravoslavie.ru/139519.html

Матушка Стина не собиралась ничего покупать, но тут она вспомнила, что, по слухам, в Ингмарсгорде был ткацкий станок, на котором можно прясть самую тонкую пряжу, и подошла поближе поглядеть, нет ли его тут. В это время одна из девушек, сгибаясь от тяжести, вынесла из дому две старые толстые Библии в кожаных переплетах с железными застежками. Матушка Стина была так поражена, словно ее ударили по голове. Она прекрасно знала, что теперь никто уже не читает этих Библий, написанных старинным языком, но все-таки не понимала, как Карин могла решиться их продать. Может быть, как раз эту Библию и читала бабушка Карин, когда ей пришли сказать, что ее мужа задрал медведь. Матушка Стина припоминала все, что ей приходилось слышать о стариках Ингмарсонах. Каждый предмет, попадавшийся ей на глаза, казалось, имел свою историю. Старинные серебряные пряжки, лежащие на столе, по преданию, были похищены одним из Ингмаров Ингмарсонов у колдуна на Клокберге. А в той старой одноколке всегда ездил в церковь Ингмар Ингмарсон, который жил во времена детства матушки Стины. И всякий раз, когда он проезжал по дороге в церковь мимо нее с матерью, мать клала ей руку на плечо и говорила: «Поклонись, Стина, это едет Ингмар Ингмарсон». Тогда она удивлялась, почему мать никогда не забывала напомнить ей, чтобы девочка поклонилась Ингмару Ингмарсону, ведь сама она не всегда оказывала такое внимание королевскому наместнику или судье. Потом она узнала, что, когда ее мать была маленькой и тоже ходила со своей матерью в церковь, та всегда клала ей руку на плечо и говорила: «Поклонись, это едет Ингмар Ингмарсон». «Видит Бог, — вздыхала матушка Стина, — я не потому скорблю об этом разрушении, что Гертруда могла бы быть тут хозяйкой, нет, но мне кажется, что приходит конец и разорение всему приходу». В это время приехал священник. Он был очень серьезен, быстро прошел в дом, и матушка Стина поняла, что он приехал похлопотать перед Карин и Хальвором за Ингмара. Вслед за ним приехал управляющий бергсоновских заводов, представитель акционерного общества, и с ним судья Бергер Свен Персон. Управляющий прошел прямо в дом, но Бергер Свен Персон обошел весь двор, рассматривая выставленные на продажу предметы. Проходя мимо старика с длинной бородой, который сидел на досках рядом с матушкой Стиной, он остановился и спросил:

http://predanie.ru/book/218175-ierusalim...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Клисура близ с. Добраче, Босния и Герцеговина (Добрача), жен. мон-рь во имя святых архангелов Михаила и Гавриила Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен на р. Моравица, в с. Добраче, в 12 км от г. Ариле (Арилье) (Сербия). Согласно легенде, обитель основал в кон. XIII или нач. XIV в. один из приближенных к династии Неманичей, по прозвищу Добрый Человек. Его прозвище дало название мон-рю Добрача. Совр. название появилось в кон. XVIII - нач. XIX в. из-за расположения обители в ущелье (серб.- клисура). Иногда К. отождествляют с обителью во имя св. Архангелов, упоминающейся в османских кадастрах в 1560, 1572 гг. и в нач. 80-х гг. XVI в. К. опустела, вероятно, во время сербско-тур. войны 1688-1690 гг., когда мн. сербы ушли из этой местности. В 1798 г. иером. Иоаким (Курлага), переселившийся из Фочи, и нахийский кнез Дария Райкович на развалинах старого храма построили новый, подобный церкви в Арилье и собору мон-ря Рача . Сохранилась монастырская деревянная печать этого периода: «Добраче храм с. архангел Михаил и Гаврил и прочих безплотних сил, 1798». К. часто оказывалась в эпицентре серб. освободительной борьбы из-за расположения на границе Сербского княжества и Османской империи. Братия мон-ря поддерживала участников серб. восстаний, в т. ч. и находящихся на османской территории. Во время 1-го сербского восстания (1804-1813) военные действия проходили вблизи обители, после подавления восстания храм был сожжен, игум. Иоаким (Курлага) ушел на габсбургские земли. Мон-рь был обновлен после 2-го серб. восстания (1815) мон. Иларионом (Маричем) и к 1826 г. полностью восстановлен. Иоаким Вуич в «Путешествии по Сербии» (1828) сообщает, что во время его посещения мон-ря обитель при настоятеле иером. Виссарионе ежегодно выплачивала местному правителю 20 грошей за владение пашнями, по 2 гроша и 1/10 годового урожая за мельницу и ткацкий станок, а каждый монах платил по 2 гроша и отдавал пару шерстяных чулок. В «Описи церквей и монастырей Ужицкой епископии» (1836) К. указана как действующая обитель, на территории к-рой находилась каменная церковь с куполом и деревянной крышей. В ее ризнице хранились потиры, дискосы, иконостас, царские двери, кресты, облачения, богослужебные книги, в т. ч. русские. Рядом с храмом стояла деревянная колокольня (1830) с колоколом. К обители относилась часовня св. прор. Илии на холме в Градине. Мон-рь владел полями, лугами, ему принадлежали стада коз, свиней и коров.

http://pravenc.ru/text/1841447.html

То, что Мария родила Слово Божие, известно лишь исходя из Страстей Господних и возведения Спасителя на крест, рассматриваемых и понимаемых через посредство Священного Писания. Зачатие и Рождество Христово сопряжены между собой: гробу соответствует чрево. Именно на этом основании Климент Александрийский , как уже отмечалось выше, связывает Рождество Христово из девственного чрева с целомудрием Писания, рождающего истину. —148— И последнее место, которое я хотел бы здесь рассмотреть, связывает вместе страдание Христа и воплощение Слова, сотканного из ткани Священного Писания. В своем трактате «О Христе и антихристе» святитель Ипполит Римский соединяет всё это воедино посредством развернутой метафоры: «Поскольку Слово Божие было бесплотно, Оно облеклось в святую плоть от Пресвятой Девы, как жених, ищущий Себе одежду в крестном страдании, так чтобы, соединив смертное наше тело с Его силой и смешав тленное с нетленным, немощное – с сильным, Он мог спасти гибнущего человека. Итак, собственно ткацкий станок – это страдание, которое совершилось на кресте; основа же на нем – сила Духа Святого; уток – это та святая плоть, которая была выткана в Духе; ниточки же – это благодать, (даруемая) чрез любовь Христа, которая скрепляет и соединяет и то и другое воедино; челноки – это Слово; а трудящиеся (ткачи) – патриархи и пророки, исткавшие Христу красивый подир и совершенный хитон, проходя чрез которые, наподобие челнока, Слово ткет чрез них то, что именно желает Отец» 447 . Плоть Слова, полученную от Девы и «сплетенную из страданий на кресте», ткут патриархи и пророки, чьи слова и дела возвещают тот путь, согласно которому явилось Слово, т.е. именно в проповеди Иисуса Христа, в проповеди Того, Кто умер на кресте, Который истолковывается и понимается в самой сердцевине, в утробе Писания, Слово воплощается от Девы. В таком случае Дева, как далее утверждает святой Ипполит, следуя 12 главе Откровения, – это Церковь , которая никогда не перестанет «износить из Своего сердца Слово, преследуемое в мире неверу-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А дальше было тоже очень интересно. В Драгове нужно было найти улицу и дом, в котором жила Аксинья Поп (Поп — это такая фамилия в Закарпатье, как у нас Иванов, Петров, Сидоров). Адрес мне дали в Москве. У Аксиньи была дочь, тоже Ксения, лет десяти. Когда из Москвы приезжали первопроходцы, стремящиеся достичь благословенной Малой Угольки, то Ксения их водила горами, знакомой ей дорогой, и получала небольшое вознаграждение. Не помню, как нашла дом (то, что я сейчас рассказываю, было 35 лет тому назад), но спрашивать старалась поменьше, потому что на вопрос об улице ты получал встречный вопрос: “Откуда? К кому? Зачем?”. Ксюша нехотя пошла со мной; помню их милый дом, весь устеленный ткаными дорожками, в углу стоял небольшой ткацкий станок. Мы с Ксюшей перешли по мосту реку, поднялись на первую горку. Даже тогда, в 32 года, с непривычки было трудновато, хотя горы в Карпатах невысоки — 500–600 метров. На первой горке стояла Ксенина школа, она мне с радостью её показала. А потом и говорит — так, скороговоркой: “Вот сейчас всё по этой дорожке, потом спуститься тропинкой в овраг, пройти дорогой по его дну, и другой тропинкой вылезти на какую-то гору, а там уж скоро и Малая Уголька”. На этом Ксения меня покинула, а я отправилась дальше одна, уповая на милость Божию и молитвы отца Иова, памятуя чудный приём в его родном селе Иза. Один раз заблудилась, нашла два чудесных красноголовых гриба и вышла горами к Малой Угольке, а точнее, к горке, на которой стояла церковь во имя великомученика Димитрия Солунского. Тропа привела меня к подножию горки с храмом наверху, по горке ходил отец Иов: серебряные волосы, высокий, совсем немного согбенный, в чём-то тёплом поверх длинной монашеский одежды. Всё во мне затрепетало, и я побежала тропинкой к домикам, где жили матушки, которые принимали паломников, не смея больше взглянуть на горку. Ещё забыла сказать о распятиях, которые встречались в горах. В Закарпатье они всюду — и в горах, и на перепутьях, и в садиках перед домами. Когда я ещё недалеко отошла от Драгово, мне навстречу попадались люди на моей тропе. Поравнявшись со мной, они приветствовали меня словами: “Слава Иисусу Христу!”. Это типично униатское приветствие, сохранившееся и у перешедших в Православие, на которое положено отвечать: “Слава вовеки Богу!”. Я же говорила “Здравствуйте”…

http://pravmir.ru/poezdka-v-zakarpate/

Постановили: 1. Благословить возрождение монашеской жизни в Свято-Иоанно-Богословском женском монастыре в Архангельске. 2. Назначить старшей сестрой Свято-Иоанно-Богословского женского монастыря инокиню Веру (Рудалеву)». На июнь 1995 года община насчитывала 19 сестер. С 1994 года по 1996 год сестры общины пытаются вернуть, для воссоздаваемого монастыря, здание Архангельского подворья Иоанно-Богословского-Сурского женского монастыря, но безуспешно. Поэтому в 1996 году по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона монастырь переносится в деревню Ершовка (Лявлинского с/с) Приморского района Архангельской области. С 1996 года при монастыре появляется сиротский приют для девочек. Основной состав – это дети из неблагополучных семей, взятые в приют буквально с улицы. 29 января 2001 года происходит перерегистрация монастыря в Министерстве Юстиции РФ по Архангельской области. А 30 июля 2003 года на основании решения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и постановлением Священного Синода РПЦ монахиня Афанасия (Рудалева), старшая сестра Иоанно-Богослоовского женского монастыря, назначается настоятельницей данного монастыря с возложением Наперсного креста по должности. В 2003 году между музеем деревянного зодчества «Малые Карелы» и монастырем был заключен договор на обучение детей прясть и ткать. Из музея был привезен ткацкий станок, который освоили все. В учебе воспитанницы монастыря успевают. Преобладающая оценка у девочек «4». В монастырь регулярно приезжают детские группы из Северодвинска, Архангельска, п. Боброво, п. Пинеги. Девочки принимают участие в исполнении молитвенного правила монастыря, читая псалтирь и акафисты. Сестры монастыря просят оказать помощь детям сиротам (оказавшимся без попечения родителей), проживающим при монастыре. Помощь можно оказать как вещами, так и деньгами. Денежные средства необходимы на питание, лечение и строительство котельной и храма. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время в монастыре идет активное строительство. Построен жилой двухэтажный дом для насельниц обители его осталось только обустроить изнутри.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Богосло...

В заключение прп.Иустин замечает, что для Исаака Сирина «проблема познания является в своей основе проблемой религиозно-этической». 358 Оно связано с нравственным состоянием человека. Прп.Иустин идёт далее того, что добродетели есть всего лишь условие для истинного познания: «Несомненно, что через добродетели человеческое познание приумножается, через пороки – умаляется. Познание походит на ткань, которую добродетели выделывают на ткацком станке Человеческой души. А этот ткацкий станок души простирается на весь видимый и невидимый мир. Добродетели – не только творческие силы познания, но и принцип познания. Упражняясь в добродетелях и претворяя их в составные элементы своего существа, человек возводится от одного ведения к другому. Можно было бы сказать, что добродетели – это чувства познания. Переходя от одной к другой, человек восходит от познания к познанию». 359 Мы увидели, как в данной работе прп.Иустин раскрывает темы Богочеловечества и целостного мышления, заимствованные у славянофилов. Тема соборности развита менее, хотя она подразумевается в узах сострадания, которые развиваются в процессе возрастания души в её единении с Богом. Что прп. Иустин взял у Исаака Сирина (так же как и у Макария Великого ; это видно хотя бы по вступительной главе его диссертации), так это понимание человеческой природы и личности как плодов аскетического опыта. Такой поход позволяет в деталях увидеть, как человек изменяется и преображается в ответ на Богочеловечество через благодать и духовные подвиги. Мысли прп.Иустина могут рассматриваться как иной путь поиска неопатристического синтеза. В то время как Лосский и Флоровский искали у святых отцов понятия личностности в отношении как троичного богословия, так и антропологии, а также для ощущения вселенскости, прп.Иустин дополняет их. Обращаясь более прямо к святоотеческой аскетической традиции как для понимания личностности, так и для анализа падшего состояния человека, он ищет практические пути решения проблемы. Подходы Лосского и Флоровского ни в коей мере не отсутствуют для него. Один лишь взгляд на «Православную философию истины» даёт представление, как много Попович опирается на таких учителей Церкви, как свт. Афанасий Александрийский , отцы Каппадокийцы и прп. Максим Исповедник .

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010