ЗАКЛЮЧЕНИЕ . В гносеологии святого Исаака Сирина господствует убеждение, что проблема познания в основе своей - это религиозно-этическая проблема. От начала до безграничной благодатной полноты своей познание зависит от религиозно-этического содержания и качеств человеческой личности. Прежде всего от религиозно-этической выработанности и развитости у человека органов познания. Определенно одно: на всех своих ступенях познание зависит от религиозно-нравственного состояния человека. Чем совершеннее человек в религиозно- нравственном отношении, тем совершеннее и его познание. Человек так создан: в нем познание и нравственность всегда в прямом соотношении. Несомненно, что через добродетели человеческие познание прогрессирует, а через пороки оно регрессирует. Познание подобно ткани, которую ткут добродетели на ткацком станке человеческой души. А ткацкий станок человеческой души простирается во все видимые и невидимые миры. Добродетели - это не только творческие силы познания, они - и принцип познания. Претворяя добродетели путем практики в составные части своего существа, человек продвигается вперед из знания в знание. Можно сказать: добродетели - это чувства познания. Идя из одной добродетели в другую, человек идет из познания в познание. От исходной добродетели, веры, и до завершающей, все-любви, простирается один непрерывный путь - подвижничество. На этом долгом пути человек вырабатывает, перерабатывает, преображает себя с помощью благодатных подвигов. Таким образом он исцеляет свое существо от болезней греха и незнания, восстанавливает целостность своей личности, создает цельность своего духа. Человек, исцеленный и интегрированный с помощью религиозно-нравственных сил, выражает целостность своей личности прежде всего через целостное познание. Согласно евангельскому православному пониманию святого Исаака Сирина, познание - это акт-подвиг всей личности человека, а не какой-то одной части его, как бы ее ни называть - разум или воля, или тело, или чувства. В каждом акте познания - в каждой мысли, в каждом чувстве, в каждом желании - участвует весь человек, всем своим существом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/276/...

А вот как Е. И. описывает работу Учителей в их Гималайской Общине: «Наш друг химик В. хочет заняться новым разложением лучей, никто ему не мешает. Наш друг К. хочет усовершенствовать радио применением новых световых волн – ему никто не мешает. Наша сестра П. занята социальной проблемой соседней страны – ей никто не мешает. Наша сестра Ю. занята земледелием и носит много приспособлений – ей никто не мешает. Сестра О. любит лечебные растения и вопросы образования – ей никто не мешает. Брат X. поставил замечательный ткацкий станок и также работает над преобразованием общин юга. Брат М. занят историческими исследованиями, а также следит за путями общины. Наш сапожник пишет замечательные философские трактаты. Решительно каждый находит работу по себе и по желанию может изменять её» 846 . Подобная лубочная картинка с изображением вольных (никем и ничем не стеснённых) и счастливых тружеников-махатм едва ли может убедить в реальности Гималайского Братства. Впрочем, махатма-сапожник, пишущий философские трактаты, – это, конечно же, намёк на немецкого философа-мистика XVII века Якоба Бёме, сапожника по профессии, а махатма-химик – это английский алхимик Томас Воган (Thomas Vaughan). К Братству, по утверждению Е. И., принадлежали также Парацельс, граф Сен-Жермен, Калиостро и многие другие знаменитые европейские эзотерики и мистики, которым было суждено «сыграть роль в продвижении человеческой эволюции». 2. О феномене «учителей из Иномира» Полностью отвергая те свидетельства о махатмах и их Братстве, что дают Блаватская и Е. Рерих, как недостоверные, неубедительные или попросту сфантазированные или даже сфальсифицированные, мы должны, однако, задать вопрос: откуда они получали свою эзотерическую информацию? Где источник этой информации, внешний или внутренний? Мы знаем, что обе Елены, особенно на начальном этапе, занимались спиритизмом и активно контактировали с «духами». Но что такое «духи» – ответа на этот вопрос современная (экспериментальная) наука дать не может. Многие из нас знают, или слышали, о феномене «полтергейста», о «шумных духах», внезапно «появляющихся» в домах, но природа этого явления до сих пор не разгадана. Кто «говорит» с людьми во время спиритических сеансов – «души» умерших, «духи» или, может быть, медиум просто ведёт диалог с самим собой, со своим подсознанием? Именно во время занятий спиритизмом и завязался контакт Елены Рерих с духом из «астрального плана», Аллал-Мингом, в котором она затем «распознала» знаменитого теософского махатму Морию. «Общение» с духом вскоре приняло форму «учительства» – дух объявил себя «учителем» Е. Рерих, её мужа и детей, стал руководить четырьмя Рерихами. Более того, он возложил на Рерихов некую мировую миссию.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

Фиал же, говорит сочинитель, будто бы вдоволь поил всех, восполняясь подобно чудесным источникам для черпающих из них 532 . 22 .После этого – совместные беседы и серьезные разговоры философов, в которых Иарх сообщает о том, что душа его была якобы в теле другого человека, который был царем, а также о том, что было им совершено; 533 Аполлоний же – о том, как некогда он был кормчим на египетском корабле, и о том, что он совершил 534 . Вопросы и ответы каждого таковы, что о мудрости их вообще не стоит упоминать. Аполлоний, говорит автор, спрашивает, имеется ли у них золотая вода – вопрос, достойный мудреца! – и люди, у которых жилища под землей, и прочие пигмеи и скиаподы, а также, есть ли у них четвероногое существо, называемое мартихора, которое головой походит на человека, величиной подобно льву, а хвост его имеет колючие волосы длиною в локоть, которые мартихора, подобно стрелам, метает в охотников, – о таких и тому подобных вещах расспрашивает Аполлоний, Иарх же рассказывает ему о пигмеях, что действительно жилища у них под землей и живут они за рекою Ганг, а в отношении всего остального – говорит, что такого вообще не существует 535 . 23 .Еще Филострат пишет, что шерсть, из которой изготовляют ткань для одежды, вырастает у них прямо из земли 536 , притом вполне вероятно, что сами философы, «ткацкий станок обходя» 537 , для производства одежды занимаются шерстопрядением – ведь ни одна из женщин не допускалась к ним; по крайней мере, не станет же он говорить, что шерсть сама собой, как по волшебству, превращается у них в священную одежду. Всякий из них, по словам Филострата, носит посох и перстень, обладающий волшебной силой 538 . Затем – чудодействия брахмана, – как он призвал к себе письмом бесноватого, как, погладив рукой, исцелил ягодицу хромого, как даровал зрение слепому и какому-то сухорукому – здоровую руку 539 . 24 .Пожалуй, много чего интересного найдется у сочинителя, избавившего нас от излишних сомнений; понятно ведь, что в его изложении все это будет истинным – в то время как, сообщив сперва о дождях и ветрах в пифосах, о самодвижущихся треножниках из камня, о виночерпиях из бронзы, которые килики отправляют по кругу, и утверждая при этом, что все это правда, он тем самым обнаружил и изобличил сказочность и всего остального.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ran...

Он воплотился – принял в полноте человеческую плоть, истканную, вытканную, словно царская одежда, багряница, в пречистом чреве Той, что более всех на земле любила Бога и более всех на земле ждала, когда же откроется Его правда и совершится Его дело спасения. Ради этого девочке Мариам было не жаль ничего  — ни Своего доброго имени, которое поносили бы сплетники, ни самой жизни Своей, которой лишили бы Ее ревнители Закона с каменьями в руках… «Радуйся, червленице, багряницу Божественную омочившая от кровей Твоих Цареви силам!» (Канон Богоматери в Субботу Акафиста) – поём мы Богородице Марии, смиренной Рабе Господней, с которой сбылось по слову Его. Она – словно живой ткацкий станок, на котором нить за нитью ткалась в глубинах Её существа тело Богочеловека. Она отдала Ему всё, что у Неё было. «Пречистая, багряница Еммануилева – плоть Его во чреве Твоем исткася» (Великий Канон). И простирает Она руки с полотном белым или багряным – ведь Он окровавил персты свои, подписывая на Кресте Свой Новый Закон, свой немыслимый царский, императорский указ о нашей освобождении из рабства. Полотном, где крестообразно сплетаются сотни и тысячи нитей. Полотном, образом Плоти Воскресшей Сына Своего, что был мертв, и – посмотрите! – жив во веки веков, аминь (Откр.1:18). И спасает Она, и защищает Она, и покрывает Она каждого человека силою Рожденного от Неё Бога Слова, восхотевшего бытии воплощенным – навеки, навсегда. И никто не разлучит нас от любви Христовой (Рим. 8:35). В твоей печали нету слов, И в муке немоты Чьи узы, раны, боль и кровь Оплакиваешь Ты? Ночную не колебля тишь, И в тяжкий зной дневной Чью жажду уталить спешишь Таинственной водой? И с кем предсмертную тоску Ты делишь в страшный час, В пути последнем сквозь толпу Поддерживая нас… (Яна Батищева) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/pokrov-bogorodicy-ot-c...

О, как они обрадовались, что жеребенок вернулся домой! Они толпились вокруг него, и каждая пыталась подойти поближе, прикоснуться к нему, убедиться, что он и в самом деле вернулся домой. Теперь у нас была сотня лошадей, и никому не пришлось больше идти пешком. Каждому досталось по лошади. Сам я скакал на Мирамис, а Юм-Юм, как обычно, сидел сзади, потому что не променял бы Мирамис ни на какую другую лошадь в мире. Маленькая девочка, самая младшая из всех, ехала на жеребенке. Мы скакали лесом, и белоснежные лошади при лунном свете были так прекрасны! Вскоре я увидел, как что-то забелело меж деревьев. То были цветущие яблони вокруг домика ткачихи. Белая кипень яблоневых цветов покрывала деревья вокруг домика, который предстал перед нами, точно в сказке. Донесся стук ткацкого станка, и Милимани сказала: — Это мама ткет. Спрыгнув с лошади возле калитки, она помахала нам рукой и сказала: — Я так рада, что приехала домой! Так рада, что я дома еще до того, как осыпался яблоневый цвет! Она побежала по узенькой тропинке меж яблонь и исчезла в доме. И тотчас ткацкий станок смолк. Но до Острова Зеленых Лугов путь был немалый, а я так рвался к моему отцу-королю. Сотня белоснежных лошадей с Мирамис впереди взлетела над Дремучим Лесом и взмыла выше самых высоких гор. Лошади плыли по воздуху к Острову Зеленых Лугов. Было утро, когда мы прибыли к мосту Утреннего Сияния. Часовые только что опустили мост. Он сиял в золотых лучах солнечного света, и сотня белоснежных лошадей, вытянув шеи, с развевающимися гривами, неслась по нему во весь опор. Часовые растерянно уставились на нас. Вдруг один из них вытащил рог и громко затрубил, так что эхо разнеслось по всему Острову Зеленых Лугов. Из маленьких домиков и хижин выбежали все те, кто печалился и горевал о судьбе похищенных детей. Они увидели, что дети едут на белоснежных лошадях. Все до единого вернулись домой. Лошади понеслись дальше по лугам, и вскоре мы были у сада моего отца. Тут дети спрыгнули с лошадей, и к ним подбежали их мамы и папы. Они вели себя точно так же, как белоснежные лошади, когда увидели вернувшегося домой белоснежного жеребенка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Таких столбов-печек в школе 32. Топить их приходится по два часа Изнуренными, правда, ребята не выглядят. Всего их тут учится пока сорок три человека, с первого по седьмой класс. Форма - симпатичная (у девочек - зеленые платьица до колен, у мальчиков - рубашка-косоворотка и брючки), кормят - вкусно, три раза в день. Школьники даже в посты не голодают. Повар у гимназии свой. Корреспндентам ПРАВМИРа повезло: мы были на трапезе в школе. Нам понравилось. Директор школы, заслуженный учитель Мария Антоновна Овсянникова, сама накрывала на стол. По стопам императрицы Александры Феодоровны Идея гимназии возникла у ее главного благотворителя, Евгения Васильевича Томака, председателя совета директоров местного ОАО «Торопецкая швейная фабрика», когда он познакомился с опытом петербургской Школы народного искусства, организованной незадолго до революции святой мученицей императрицей Александрой Феодоровной и восстановленной двадцать лет назад. Императрица считала важным соединить столичное образование с провинциальными трудовыми навыками. Она собирала в своей школе девочек, где им передавался опыт народных ремесел, с тем, чтобы в дальнейшем они могли и сами ехать в провинцию и создавать школы для будущих поколений. Сегодня в Школе народного искусства также стараются восстанавливать ремесла без современных привнесений - в частности, девочки обучаются ткацкому мастерству на настоящем ткацком станке. -Говорят, когда девочка садится за ткацкий станок, с ней что-то происходит. Но я не уверена, что мы сможем в точности повторить эту модель, - сомневается Мария Антоновна. - Начнем с того, что у нас учится много мальчиков, а образование в той дореволюционной школе в основном было рассчитано на девочек. Но кто знает! Школа в Петербурге тоже начинала с трудностями. Школа всем миром Идею создания гимназии в Торопце поддержали главы администраций Торопецкого района Николай Васильевич Аввакумов и города Виктор Владимирович Яковлев (один из его детей, кстати, здесь и учится). Новой гимназии было предоставлено здание, которое после большевиков занимали образовательные учреждения: вечерняя и общеобразовательная школы, ПТУ - на тот момент для жизни и работы не приспособленное.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Если захотел ты быть земледельцем, то забудь о треволнениях политики. Но если любишь риторов, судилища и помосты, то убирайся ты к ворону, старик, бросивший кирку и мечтающий о тростнике и хартии! Земледельцы не пускают в свою среду сикофантов 373 и тех, кто громко орет: «Граждане судьи!» Вчера ночью я проходила через Пирей 374 и видела, как твой любовник шел с Хрисиппой, и путь им освещал мальчик с факелом. Их вела подружка – старуха Абротонон. Она шла впереди, и когда я заговорила с ней, то мальчик потушил факел. Так подстроил твой любовник, чтобы темнотой прикрыть свой поступок. Не верь теперь ни льстивым словам, ни клятвам его. Чтобы ни говорил он – будет лишь хитрое лукавство. Удивительные и нескончаемые наши советы напоминают тебе ткацкий станок 375 Пенелопы. Ну что же, давай, примемся теперь за басню 376 , может быть, в ней мои слова коснутся твоего разумения. Стояла знойная пора; в свежей зелени дерев прыгала и громко пела цикада, услаждаясь собственной песней. А муравей тем временем был там, где жнецы, сновал около гумна и прятал в недрах земли для себя пищу. Пришло время, и солнце покинуло северные страны, минула осень, и зима надвинулась на землю. Море забыло о тишине, мореплаватели укрылись в спасительных гаванях, земледелец вернулся к своему очагу, а муравей открыл в расщелинах земли свои запасы пищи, накопленной трудами. К нему пришла цикада, прося уделить ей от этих сокровищ. Но он громко расхохотался и отогнал певунью от своих дверей, коря ее за лень и напоминая, как она пела летом. Итак, голод получила она за песни, он – пищу за свои труды. Про тебя, Лисистрат, сложена эта басня. Лентяй ты, и жалок больше, чем тот, кто болен лихорадкой. Ты тунеядец вдвойне. Брось, милый, лениться. Позоришь ты свой природный дар, когда с такой телесной силой и с таким здоровьем не желаешь учиться труду. Вот уже настала пора для сбора винограда, и гроздья налились сладким вином. Усердней охраняй теперь главную дорогу, на помощь возьми себе критского пса, потому что руки путников не знают удержу и всегда готовы нанести обиду поту, пролитому земледельцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Человеку дается счастье вкладывать свои трудовые и творческие силы в этот процесс борьбы и страдания, и притом все в большем размере и с большим успехом. Ибо в мире дремлют еще необозримые, непредусмотримые возможности культурного повиновения. Таким образом, труд позволяет «берущему» человеку не только «брать», но и «давать». Каждый человек «берет», и у природы, и у других людей – уже ребенком – и до последнего вздоха. Каждый нравственно чуткий человек знает об этом и живет с этим чувством всю свою жизнь. Поэтому в нем и не исчезает потребность – достойно отплатить за полученные дары и превратить одностороннее «получение» в благодарный «обмен дарами». Получение обязывает; «оплата» облегчает душу и снимает с нее бремя. Но интенсивнее всего человек «дает» тогда, когда он отдает себя или предается, а именно в любви и в труде . Недаром сказаны слова «о поте лица твоего»; а духовный труд поглощает человека еще больше, чем телесный. Каждый настоящий человек хочет, «получая», оправдаться перед природой и перед людьми; и он прав в этом. Он «инвестирует» свою силу, свою волю, свою мысль, свою любовь, свое воображение – в свой клочок земли, в свой ткацкий станок, в свою книгу и тогда уже не чувствует себя в мире ни тунеядцем, ни «приживальщиком». В этом освобождении и самооправдании и обнаруживается благодатное значение труда. Но счастье труда не ограничивается и этим. Всякий труд есть исследование и всякий труд есть расширение человеческого горизонта, человеческих перспектив и человеческой власти . Каждый трудящийся созерцает, приспособляется к природе и имеет дело с новыми сочетаниями и заданиями в мире. Нет повторений в жизни и в истории. Каждое мгновение ново, небывало и своеобразно. Каждое из них ставит новые задачи и открывает новые постижения. Надо только улавливать их и верно истолковывать. В повседневной жизни это называют «жизненным опытом» и «культурной традицией». Но каждый жизненный опыт есть целое гнездо суждений и познаний; и каждая традиция есть драгоценное наследие, оставшееся от прежних исследований.

http://azbyka.ru/fiction/put-k-ochevidno...

Слышится стук цепов; воздух насыщается запахом созревших овощей. Но хозяйственный мужичок зорко следит за атмосферическими изменениями, потому что и сплошь румяная осень может повредить, и от слишком частых дождей хозяйство, пожалуй, пострадает. Всего лучше, ежели погода перемежающаяся — тогда его сердце успокаивается до весны. Он ходит в поле и любуется на рост озими. Но и тут уж мелькает в его голове предательская мысль: осень всклочет, да как-то весна захочет! Что, ежели вдруг весна придет бездождная или сплошь переполненная дождями? «Пойдут на низинах вымочки — своего зерна не соберешь; или на низинах хорошо взойдет, да наверху сгорит!» — мучительно думается ему. Но загадывать до весны далеко: как-нибудь изворачивались прежде, изворотимся и вперед. На то он и слывет в околотке умным и хозяйственным мужиком. Рожь не удается, овес уродится. Ежели совсем неурожайный год будет, он кого-нибудь из сыновей на фабрику пошлет, а сам в извоз уедет или дрова пилить наймется. Нужда, конечно, будет, но ведь крестьянину нужду знать никогда не лишнее. Осенью он запасается на зиму. Сам с взрослыми сыновьями — целый день в лесу, готовит дрова и сучья; или молотит на гумне, справляет на зиму сбрую. Ежели найдется досуг, то для наполнения его у него есть и ремесло. Дуги на продажу готовит, бондарничает, веревки вьет. Женский персонал между тем занимается зимним припасом. Стучат сечки о корыто, наполненное ядреной капустой; солится небольшой запас огурцов, в виде лакомства, на праздники; ходенем ходит ткацкий станок, заготовляя красно и шерстяную редину, которыми зимой обшивают семью. Минуты нет отдохнуть. Даже с наступлением сумерек, при свете керосиновой лампочки (такое освещение дешевле лучины стоит), — и тут дело найдется. Большак новый лапоть плетет или старый починивает; старуха шерстяные чулки и карпетки вяжет; молодухи прядут. Благословенный труд не покидает этой семьи; он не кажется ей каторгой, а составляет естественный жизненный процесс. Поздно вечером (сидят долго, но зато встают позднее — где еще до свету!) ужинают и ложатся спать.

http://predanie.ru/book/220975-melochi-z...

Очерки жизни подвижников Эвтерпия из Смирны, кандиловжигательница Эвтерпия была женщиной среднего роста, закалённая работой и трудностями жизни беженцев 5 . Смерть дважды обжигала её: сначала она очень рано потеряла мужа, а позднее и своего единственного ребёнка. Все звали её Эвтерпией-кандиловжигательницей (слова «пономарь» и «церковница» в наших местах не были известны). Такое прозвище она получила от своего основного занятия – возжигания в церкви лампад, хотя на ней лежали и все остальные храмовые обязанности: от чтения и пения на клиросе и уборки до омывания костей покойников при их перенесении из могилы в костницу 6 . С этой рабой Христовой я был хорошо знаком. Она сыграла важную роль в церковном воспитании моей детской души и была для меня удивительной по многим причинам: у неё была мужественная душа, она не знала, что такое страх, робость и лень. Практически всё своё время она проводила в церковной ризнице, которая примыкала к кладбищу; там её можно было найти в течение всего дня, а зачастую и ночью. У неё был «сплетник», как у нас на острове называют ткацкий станок, на котором она ткала ткань из шерсти и ковровые дорожки, продажа которых давала ей средства к жизни. Кроме того, она делала церковные свечи, а обрезки виноградной лозы пережигала на уголь, который толкла в бронзовой ступке, чтобы сделать угольный порошок для каждения. Она зажигала неугасимые лампады, в полдень двенадцать раз ударяла в колокол и всегда была готова помочь каждому, кто заходил в храм и искал совета или доброго слова. На все службы она приходила первой. Читала и пела она так правильно и красиво, будто специально этому училась. То, как она пела песнопения литургии преждеосвященных Даров «Да исправится молитва моя» и «Ныне Силы небесные», навсегда осталось в моём сердце. Она пела и прислуживала спокойно, не суетясь, как будто была Ангелом. Антидор она разрезала с таким благоговением, словно сама была священником и совершала проскомидию. В какую бы часовню ни отправлялся наш священник служить литургию, она всегда его сопровождала. Это была прекрасная картина: священник на одном ослике, а Эвтерпия на другом на фоне утренней зари едут по тропинке к какой-нибудь из бесчисленных церквушек острова. К Эвтерпии отец Константин относился как к маме, и считал её лучшей помощницей за скромность и хороший характер. Такой сотрудник для священника – большая редкость. Всегда немногословная, она никогда не опускалась до обычной женской болтовни и пустословия. Она никогда не поддавалась злоречию, что часто случается со многими храмовыми служителями. Эвтерпия была очень тактична и часто поддерживала священника в трудные минуты: «Батюшка, Бог всё знает и Сам за нас заступится».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010