Игуменья, настоятельница Леснинского монастыря. 107 Казначея Леснинского монастыря, а впоследствии его настоятельница. 108 Во время войны он был военным чиновником в канцелярии протопресвитера Шавельского, потом попал в Высшее Церковное управление, где служил секретарем вместе с Т.А.Аметистовым. 109 Священник из военнопленных, который по приглашению первых приехавших русских беженцев служил в русской посольской церкви в Берлине. 110 Архимандрит Тихон (Лященко), магистр богословия, бывший инспектор Киевской Духовной Академии. 111 Впоследствии австрийские власти его освободили, обменяв на митрополита Шептицкого, арестованного русскими властями. 112 Вскоре митрополит Вениамин был предан суду и расстрелян большевиками. 113 В этих лагерях были собраны расформированные части добровольческой армии генерала Бермонт–Авалова, отступившей из Прибалтики, и добровольческих отрядов, действовавших в Латвии. Проживало здесь также некоторое количество беженцев и родственников интернированных лиц. Обитатели этих лагерей военнопленными не были, а потому пользовались личной свободой; получив возможность куда–нибудь уехать или устроиться на работу, они покидали лагерь. 114 Здесь я впервые встретил Николая Петровича Афонского, ныне регента хора кафедрального храма в Париже. 115 Эти сведения относятся к довоенному времени. Во время войны были разрушены бомбардировкой итальянцев и церковь, и дом, и вилла «Innominata». 116 Наше постановление Карловацкий съезд утвердил. 117 «Волю Патриарха необходимо выполнить немедленно приезжайте» (фр.) (Прим. ред.) 118 О.Иаков Смирнов скончался 30 июня (старого стиля) 1936 г. 119 С 25 января 1943 г. — протопресвитер. 120 Впоследствии он перешел к «карловчанам». 121 В склепе в нижней церкви храма стояло несколько гробов; родственники умерших хотели при первой возможности перевезти их в Россию, а пока просили Совет оставить гробы в склепе. Этот вопрос имел сторонников и противников и вызывал бесконечные дебаты. 122 Бывший Обер–Прокурор Святейшего Синода; как выше сказано, он вскоре принял сан священника, я назначил его настоятелем Брюссельской церкви. 123

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

501 Это странное выражение автора, по-видимому, является ошибкой. По логике его следует читать так: «...если Христос не Бог по Божеству и не человек по человечеству...» – Прим. ред. 503 Ibid. Послание Кирилла к Иоанну Антиохийскому//Деяния Вселенских соборов. Т. II. С. 372. PG Т. 77. Col. 173. Подробные сведения о жизни и литературной деятельности свт. Кирилла Александрийского можно найти в специальной и обстоятельной монографии. См. Свящ. Лященко Т. Свт. Кирилл, архиепископ Александрийский. Киев, 1913. 506 Ο γρ διπλος εστιν, λλ’ εις κα μνος Κριος και Yις κ Θεο πατρς Λγος «Ибо не двойственен, но един и единственен Господь и Сын Слово от Бога Отца». Adversus Nestorium. PG Т. 76. Col. 85А. " Αληθς ειΚριος ησος Χριστς... εις νοται κα μνος «Поистине единый Господь Иисус Христос... мыслится единым и единственным». PG Т. 76. Col. 60CD. 509 Деяния Вселенских соборов. Т I. С. 330–331; ср. De recta fide ad Theodosium imperatorem. PG T. 76. Col. 1160B. 510 Epist. ad Valerianum Iconiensem episcopum. PG T. 77. Col. 257BC, 260C; cp. Epist. ad Succensum. Col. 236D: οκον γεγονεν νθρωπος, οκ νθρωπον νελαβεν «Итак, Он стал человеком, а не воспринял человека». 511 Послание Кирилла к Несторию//Деяния Вселенских соборов. Т. I. С. 330; ср. Adversus Nestorium. PG Т. 76. Col. 60D. 516 Ibid. T. 77. Col. 424, 593; T. 75. Col. 1398, 1032; см. Чекановский А. Современные задачи богословия по отношению к учению о Лице Господа Иисуса Христа//Труды Киевской Духовной Академии. 1911 (Февр.). С. 281–282. 517 Свт. Кирилл пишет Несторию в Послании с анафематизмами: «Образ соединения мы не понимаем ни как приложение, ибо этого недостаточно для единения естеств, ни как согласие свойств. Мы даже избегаем имени «союз» ( συνφεια), как не могущего ясно выразить «единение» ( νωσις)» (Деяния Вселенских соборов. Т. I. С. 444). 518 Впрочем, это не значит, что христология свт. Кирилла вообще отличается терминологической точностью. Так, он нередко отождествляет υπστασις «ипостась» с φσις «природой», πρσωπον " лицо» с υπστασις «ипостасью». PG Т. 76. Col. 401 А, 332С, 336D. См. об этом Tixeront. Р. 61.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

306 Руфин, Жизнь пустынных отцев, русск. пер., гл. XXIX. стр. 102. Впрочем, вопрос о расстояниях и вообще о географическом местонахождении различных обителей этой Нитрийской (в общем смысле) пустыне в настоящее время очень запутан. Первоисточниками для решения этих вопросов служат: Палладий (Лавсаик), Руфин (выше цит. соч.) и Кассиан (Собесед.). Первые два определяют местоположение Нитрийского монастыря по отношению к Александрии, a последний – по отношению к Скиту (монастырь св. Макария). Палладий говорит, что он, переплыв озеро Мареотское (70 миль), через 1½ дня (что равняется 60 верстам, считая дневной путь за 10 в.) пришел к Нитрийской горе „со стороны полуденной“, где находился Нитрийский монастырь (Лавсаик, русск. пер. VII, 21). Руфин говорит, что Нитрийская гора „отстоит от Александрии на расстоянии – 10 миль“ (русск. пер. XXI, 90) что составляет около 56 верст (1 миля=603 – 694 саж.). Конечно, говоря так, Руфин выражается неточно, не принимая в расчет водный путь по озеру Мареотскому, а упоминая расстояние только по суше. Итак, Руфин говорит вполне согласно с Палладием. Эти два свидетельства согласны и с современными картами Египта (см. Emil . Isambert, cit. op., Carte du Delta; масштаб: 1 мм.=1 км.). От южного берега озера Мареотского до ближайшего южного склона Нитрийского плоскогорья („полуденной стороны горы“) по прямому пути 53 километра, а если принять это расстояние за 60 км., имея в виду извилины пути, то получится именно около 56 верст (1 км.=468 саж., 2 ар. 1½ вер.=0,9373908 вер. , см. у А. Бронзова , выше цит. сочин., 152 стр. прим. 856 со ссылкой на Брокгауза – Ефрона, т. XII, полут. 23, 1894 г., стр. 450). Также согласно с современной картой и свидетельство Руфина о том, что от Нитрийского монастыря до Скита одни сутки пути, что составляет 10 верст, так, как от предполагаемого нами места Нитрийского монастыря до географически известного монастыря св. Макария (древний Скит) по прямому пути около 35 км., что приблизительно и составит 40 верст (дневной путь), если принять во внимание кривизну пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Несмотря на то, что приходы в Германии должны были находиться в ведении митрополита Евлогия, Зарубежной Церкви всё же в 1927 г. удалось часть из них подключить к своему управлению (епископы Тихон (Лященко), Серафим (Ляде) из Русских немцев, выпускник Московской Духовной Академии, хиротонисан во епископа Карловчанами). Также они подключили себе приходы в Швейцарии и Италии. К Русской зарубежной Церкви присоединилась и часть приходов во Франции, куда был назначен архиепископ Серафим (Лукьянов – бывший Финляндский). Под юрисдикцию «Карловацкой» Церкви перешли некоторые приходы Северо-Американского округа, которые возглавил епископ Тихон и Русские приходы в Южной Америке и Австралии. 887 В короткий срок Русская Православная Церковь за границей объединила большинство приходов Русского зарубежья. Успех, по-видимому, объясняется тем, что монархическая, антиассимиляционная программа Карловчан нашла живой отклик среди политических изгнанников. Следует отметить, что Карловчане призывали к подчинению себе не только эмигрантских приходов, но и тех зарубежных епархий, где Русские эмигранты составляли лишь очень незначительную часть верующих. Такие требования были обращены, например, к митрополиту Японскому Сергию (Тихомирову) . Причём в случае неподчинения ему угрожали смещением. Однако, он решительно отвергал эти предложения до конца своих дней († 1945), сохраняя каноническое общение с Московской Патриархией. Однако, в Китае, где наряду с Православными Китайцами Церковные общины состояли из многочисленных Русских эмигрантов, порой, людей малоцерковных, но настроенных резко антисоветски, ни о каких политических компромиссах не могло быть и речи. Даже епископы, сохранявшие некоторое время каноническую связь с Московской Патриархией, в конце-концов вынуждены были уступить монархическим настроениям своей паствы (епископы Пекинский Виктор (Святин), Нестор (Анисимов)) . 888 Иной была ситуация в «ближнем зарубежье». Церкви в изгнании не удалось привлечь на свою сторону митрополита Литовского Елевферия (Богоявленского), до самой своей кончины († 31.12.1940) находившегося в каноническом общении с Московской Патриархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проповедь эта, по обыкновению, не только была прочитана самим св. Кириллом, но была, конечно, разослана для прочтения и по всем храмам Александрии и её окрестностей, находящихся в непосредственном ведении александрийской кафедры. Таким образом, все жители Александрии и её окрестностей были предупреждены о нелепости и гибельности нового лжеучения. Но сочинения Нестория из крупных культурных центров проникли скоро и в глухие места; дошли они и до монастырей, которых так много было в Египте. Всюду сочинения эти производили немалый соблазн. 1082 В то время был обычай, что к празднику Пасхи представители от каждого монастыря приходили к своему епископу поздравить его с праздником и фактически, так сказать, засвидетельствовать свое общение с ним. 1083 Прибывшие с этой целью к Пасхе 429 г. в Александрии монахи сообщили св. Кириллу печальную весть о распространении среди монашествующих нового лжеучения. И вот, св. Кирилл вскоре после Пасхи 429 г. 1084 пишет для монахов и, конечно, вообще для всех, не имевших возможности слышать его пасхальную гомилию, довольно пространное „Послание к монахам египетским“. 1085 Правда, Арнобий полагает, что это послание адресовано было и епископам 1086 , но для этого нет достаточных оснований. Быть может, на основании этого мнения Робертсон 1087 и Тьерри 1088 считают это сочинение св. Кирилла пасхальным посланием (по Робертсону – 430 г.), но ни по содержанию, ни по написанию, имеющееся у нас послание к монахам не может принадлежать ни к одному из трех, нами в свое время указанных видов пасхальных посланий. В этом послании нет обычных в пасхальных посланиях хронологических указаний о празднике Пасхи и связанных с нею праздников и Церковных времен. Сверх того, уже в первом своем послании к Несторию сам св. Кирилл называет это сочинение „Посланием к св. монахам“. 1089 Итак, сочинение это вызвано было специально несторианскими волнениями и не было окружным посланием, а назначалось только для египетских монахов или, в крайнем случае, для всего Египта, так как монастыри, конечно, были разбросаны по всей архиепископии.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Среди публикаций этого автора выделяется сборник документов " Третий Рейх и Русская Православная Церковь 1941–1945 гг. " , составленный в основном по документам германских архивов, переведенных на русский язык В 2009 г. в Москве, в серии " Материалы по истории Церкви " , вышел объемный сборник документов, посвященный истории Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной К сожалению, значительная часть опубликованных в нем материалов уже была знакома исследователям, много претензий можно предъявить и к научно-справочному аппарату, прежде всего к комментариям. От этого издания выгодно отличаются три других сборника документов, увидевших свет в 2009–2010 гг., посвященных религиозной политике Советского Союза в Восточной Европе в 1943–1953 гг. (составители Т.В. Волокитина, Г.П. Мурашко, А.Ф. Носкова), переписке Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) с Советом по делам Русской православной церкви (редактор Н.А. Кривова, ответственный составитель Ю.Г. Орлова, составители О.В. Лавинская, К.Г. Лященко) и Православию в Молдавии в 1940-е – 1980-е гг. (составитель В. Среди западноевропейских и американских исследователей только швейцарский историк Гердт Штриккер выпустил сборник документов, в первом томе которого имеются документы по истории государственно-церковных отношений в СССР в годы Второй мировой Интерес представляют и опубликованные нарративные источники различного характера (мемуары, дневники, автобиографии, письма и т. д.), позволяющие сопоставить с ними, откорректировать, дополнить соответствующие архивные материалы. Среди изданий первой половины 1990-х гг. можно выделить автобиографический очерк архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого, работавшего в годы войны хирургом в советском госпитале), воспоминания и дневниковые записи митрополита Вениамина (Федченкова), воспоминания и письма митрополита Нестора Пребывание в лагере священника Патри­аршей Церкви подробно описывается в воспоминаниях об отце Это было только начало, в дальнейшем количество подобного рода изданий выросло в несколько раз.

http://religare.ru/2_94013.html

Поэтому сведения об этом периоде жизни св. Кирилла очень скудны и противоречивы. Св. Кирилл происходил из богатой александрийской фамилии 7 , пользовавшейся всеобщим уважением, о чем свидетельствует тот факт, что из этой фамилии избраны были один за другим два, а по мнению некоторых – три епископа на александрийскую кафедру: Феофил, св. Кирилл и Диоскор, которого некоторые считают племянником св. Кирилла 8 . Болландисты называют род св. Кирилла знатным 9 . С их слов это сведение повторяется и у Tillemonm’a 10 , и у Kruger’a 11 , и у Kopallik’a 12 и у многих других исследователей. Но мы не нашли в первоисточниках основания считать фамилию св. Кирилла знатною. Даже более того, есть основание предполагать, что она была не знатной 13 . Итак, св. Кирилл происходил из богатой, уважаемой, но едва ли знатной александрийской фамилии. У св. Кирилла были сестры, из которых одна называлась Исидорой 14 . О родителях же св. Кирилла ничего неизвестно. Известно только, что по матери св. Кирилл был племянником своего предшественника по кафедре, Феофила, архиепископа Александрийского (385 – 412), который, запятнав себя постыдным делом против св. Иоанна Златоустог о, много этим повредил и св. Кириллу во мнении современников. 15 Год рождения св. Кирилла можно определить только, при­близительно, относя его ко второй половине восьмидесятых, годов IV в. (375 – 380 г.) 16 . Родиной св. Кирилла была, несомненно, славная Александрия, столица всего Египта, основанная Александром Великим по завоевании Египта в 332 г. до Р. Хр. 17 и названная по его имени. Уже при Птоломеях она достигла необычайного развития, совместивши в себе все преимущества великих центров древнего мира. Число её жителей в цветущее время разрослось до 700.000 человек 18 . Она стала центром мировой торговли: сюда стекались товары из волшебной Индии и далекой Испании, из холодной Скифии и жаркой Эфиопии. Здесь входили в сношение восток и запад, север и юг. Богатство её разрослось до чрезвычайных, размеров: в 640 г., когда Александрия шла уже к упадку, полководец Амру, завоевав ее, писал калифу Омару, что он взял город, в котором 4000 дворцов,.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Но, как бы то ни было, а, отпраздновав Пасху, которая в этом году была 19 апреля, епископы со всех сторон устремились в Эфес. Св. Кирилл взял с собой 40 епископов. 1323 Число это нельзя считать слишком великим для Египта, имевшего более 100 епископов 1324 в не менее как шести гражданских провинциях. 1325 Так как многие епископы ехали на собор с собственными нотариями, дьяконами и другими клириками, и для каждого епископа, сверх того, пришлось взять прислугу, вероятно, из параваланов, то вместе с корабельщиками составилась у св. Кирилла довольно многочисленная свита. Потребовалась поэтому целая флотилия судов. Впрочем, нерасположенные к св. Кириллу историки, подробнейше описывая эту свиту Кирилла, 1326 впадают в крайнее преувеличение. Они говорят „о значительной военной силе“, привезенной Кириллом, о торжественной процессии вступления этой свиты в город, о составе её, строе, знаменах, о её воинственном настроении, о целых кораблях, нагруженных египетскими богатствами для подкупа епископов собора и т. п. Но почти все это – плод досужей фантазии этих историков. Правда, они ссылаются на донесения и письма современников, хотя далеко не всегда; но все эти документы писаны ожесточенными врагами св. Кирилла, и потому одному вполне доверять им нельзя. Действительно, все жалобы восточных на будто бы незаконные поступки Кирилла на соборе были потом рассмотрены присланным от императора комитом Иоанном, действовавшим, как увидим, далеко не в пользу Кирилла, и признаны клеветой; виновники же этой клеветы были им осуждены. 1327 Итак, целая флотилия выехала из Александрии на Эфесский собор. Довольно грустные чувства испытывал св. Кирилл, отправляясь на собор. Он знал, как враждебно настроил Несторий против него самого императора, а потому ожидал от собора всяких неприятностей. Одна была надежда у него: при личном свидании с императором рассеять все клеветы на него и указать ему истинное положение вещей. 1328 По всей вероятности, под его именно влиянием знаменитый египетский подвижник, Исидор Пелусиот , писал императору нарочито, убеждая его лично присутствовать на соборе. 1329 Утешала св. Кирилла и другая мысль: он знал, что Эфесский епископ стоит всецело на стороне православия, и потому вполне надеялся на поддержку как с его стороны, так и со стороны граждан Эфеса. 1330 Опасения перед неизвестным будущим усугублялись скорбью разлуки с горячо любимой паствой, с которой он, вот уже 20 лет, не расставался, ,а теперь пришлось расстаться, да еще не будучи уверенным, придется ли вернуться обратно и – в благополучии ли.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Германские власти надеялись, что в результате государственного признания карловацкой епархии произойдет добровольный переход в нее прихожан и духовенства евлогианской юрисдикции. «В 1935 г. они решили пойти по пути «бескровной» унификации, сделав ставку на государственное признание карловчан и рассчитывая, что прихожане других юрисдикции, прежде всего евлогиане, перейдут в признанную государством епархию». 131 14 марта 1936 г. Г. Геринг подписал постановление Прусского правительства о предоставлении Берлинской и Германской епархии РПЦЗ статуса корпорации публичного права, одновременно был принят ее устав. Еще в октябре 1935 г. Архиерейский Собор РПЦЗ одобрил устав епархии Берлинской и Германской. Согласно этому уставу, глава епархии «назначается русским православным Архиерейским Собором Заграницей по согласию Рейхсправительства». 132 Под «государственным согласием» и «одобрением» имелась в виду санкция чиновников соответствующих ведомств рейха на самом высоком уровне. Но вскоре нацистские ведомства убедились, что евлогианские общины не собираются добровольно переходить в епархию епископа Тихона (Лященко). Не помогло даже строительство в 19361938 гг. нового собора в Берлине для епархии Берлинской и Германской на средства нацистского государства. С октября 1936 г. власти начали оказывать сильное давление на евлогиан. Долгое время это не приносило желаемых режимом результатов, хотя затем, в 19371938 гг., несколько общин уступило оказываемому на них натиску. «Активное противостояние сравнительно небольшой общины (67 тысяч человек, активных прихожан – около 2 тысяч) и мощнейшего репрессивного государства продолжалось целых четыре года, с середины 1935-го по ноябрь 1939 г. Хотя часть евлогиан перешла в карловацкую юрисдикцию, это был в значительной мере формальная победа», – пишет исследователь. 133 К лету 1939 г. три прихода в Германии оставались верны владыке Евлогию, и надежды на изменение их позиции у властей уже не было. Кроме того, в это время произошла оккупация германскими войсками Чехии с созданием особой области управления – Протектората, на территории которого проживал евлогианский епископ Сергий (Королев) .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта депутация была не в августе, а в июле. Она, по мнению означенных авторов, только тогда отправилась в столицу, когда получено было от императора через Далматия разрешение на это. Между тем, из разговора Далматия с императором видно, что депутаты уже в это время ехали, но были задержаны, скорее всего, в самом Константинополе. Император на жалобы Далматия говорит: „Пусть прибывшие ( ο παραγενμενο) епископы придут ко мне“. Очевидно, депутаты были уже в Константинополе, коль скоро император называет их: „ ο παραγενμενο“. Далматий отвечает: „Они (конечно прибывшие епископы) задержаны ( κρατθησαν) и запрещено им приходить. Очевидно, что они благополучно прошли все препятствия на пути, прибыли в столицу, но уже здесь были арестованы, и только по приказу императора, исходатайствованному Далматием, их освободили, и они явились к императору. Итак, когда же все это было? Для решения этого вопроса нам приходится заглянуть несколько вперед. В первых числах августа, как увидим, прибыл в Эфес комит Иоанн с императорским утверждением низложения Кирилла, Мемнона и Нестория. Это утверждение было, как увидим, результатом хлопот комита Иринея, посланного „восточными“, и депутатов собора, посланных из Эфеса императору. Комит Иоанн мог выехать из Константинополя, считая 5 дней на путь в Эфес, в последних числах июля; приказ мог быть дан числа 25 июля, а приезд Иринея в столицу, поэтому, мог состояться числа 23 июля. Действительно, „восточные“ в своем донесении, посланном с Иринеем, жалуются императору на то, что члены собора, будучи сами отлучены, дерзнули восстановить в священнослужении Кирилла и Мемнона, 1575 а это было, как мы видели, на V заседании, 17 июля; считая пять дней на путь Иринея в столицу, видим, что Ириней, приехавший туда 22 июля, мог выехать из Эфеса 18 июля, именно на другой день после V заседания собора. Далее, Ириней в своем послании к „восточным“ говорит, что послы собора прибыли в столицу тремя днями раньше его, т. е. 20 июля. 1576 Значит, аудиенция Далматия у императора, результатом которой явилась возможность послам, освободившись от ареста, явиться к императору 20 июля, была не позже 19 июля; а авва Виктор с документами, заставившими Далматия оставить свой монастырь и идти к императору, мог прибыть не позже 17 июля, так как Далматий, конечно, не сразу решился выйти из монастыря и не мог в ½ дня, известив все монастыри, устроить такую грандиозную манифестацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010