Архив: Послужный список о. Евфимия (Кононова) (19261931). АЕУА. Егоров Геннадий Алексеевич (даты рождения и смерти не установлены), протодиакон. Из казаков Терской области, эмигрировал в Константинополь с Добровольческой армией, диакон (15.1.1922), рукоположение совершил в Константинополе архиеп. Анастасий (Грибановский) , служил в русской церкви в Стамбуле, принят в клир епархии митр. Евлогия (Георгиевского) (18.8.1923), устроился на работу на фабрике в Бельгии (1924), служил на приходе в Брюсселе сверх штата, затем оставил диаконское служение и вступил в казачий хор, сам просил о снятии сана и о разводе, за что и был запрещен в священнослужении митр. Евлогием (19.7.1926), тогда перешел в юрисдикцию Германской епархии РЗЦ и был принят еп. Берлинским Тихоном (Лященко) в сущем сане после покаяния, диакон храма в Берлине (19261927), переехал в Китай (1927), сперва жил в Харбине, где служил диаконом у митр. Мефодия, затем в Шанхае (1930), где исполнял должности псаломщика при Шанхайской Св.-Николаевской военно-приходской церкви, находящейся в юрисдикции митр. Евлогия, но его прошение о восстановлении в диаконский сан было отклонено митр. Евлогием (28.2.1933), неизвестно кем был возведен в звание протодиакона, больше сведений о нем не имеется. Архив: Послужный список о. Г. Егорова (19231926). АЕУА. Егоров Николай см. Димитрий, архимандрит . Едлинский (мирское имя не установлено ) см. Митрофан, архимандрит . Езерский Николай Феодорович (12.12.1870, Москва 14.1.1938, Будапешт, Венгрия), протоиерей. Из семьи московского мещанства, сын основателя и директора Московских бухгалтерских курсов. Окончил юридический факультет Московского университета (1894), чиновник Министерства финансов (18951899), затем Министерства народного образования, попечитель учебных заведений Пензенской губернии ( 18991906), сотрудник газеты «Русские Новости», член партии кадетов, член I Государственной Думы (1906), чиновник на службе Белого правительства на Юге России, ответственный за снабжение Причерноморских губерний (19191920), эмигрировал в Сербию, затем переселился во Францию, помощник старосты прихода г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то же время Совет КДА негативно высказался по вопросу об открытии богословского факультета при Киевском университете, считая, что КДА вполне дает возможность всем желающим получить богословское образование, что делает открытие факультета в столице Украины нецелесообразным. Однако Совет КДА всецело поддержал предложение об открытии теологического факультета при Каменец-Подольском университете, что мотивировалось в том числе и необходимостью борьбы с униатским влиянием в западно-украинском регионе. Богословский факультет в Каменец-Подольском при поддержке КДА был открыт уже осенью 1918 г., его возглавил в качестве декана В.Беднов . По этому случаю ректор и Совет КДА направили для участия в торжествах в Каменец-Подольском доцента священника Н.Смирнова и послали приветственную телеграмму, «искренне радуясь учреждению нового светоча украинской культуры» и подчеркивая роль КДА в «конструировании богословского факультета». В соответствии с принятыми на Всеукраинском Церковном Соборе решениями епископ Василий в 1918 г. был назначен председателем Переводческого комитета при Киевской митрополии, который был призван работать над переводом Священного Писания и богослужебных текстов на украинский язык. Однако владыка Василий ни в малой степени не был приверженцем «украинизации» Церкви, о чем свидетельствуют, в частности, многочисленные упреки в адрес его самого и возглавляемого им комитета, которые прозвучали из уст националистически настроенных участников «самосвятского» лжесобора 1921 г. В период работы 3-й сессии Всеукраинского Церковного Собора Учебная комиссия во главе с епископом Василием продолжала свою работу. По инициативе митрополита Антония в ней была выделена специальная подкомиссия для рассмотрения вопроса об утвержденном гетманским правительством новом уставе КДА. Владыка Василий входил в состав этой подкомиссии наряду с митрополитом Платоном (Рождественским), архиепископом Георгием (Ярошевским), архимандритом Тихоном (Лященко) и профессорами Титовым, Глаголевым, Мухиным и Станиславским.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Вскоре после смерти Первоиерарха прибывшие по этому поводу на проходивший 2224 сентября 1936 г. собор архиереи единогласно избрали на пост председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей митрополита Анастасия (Грибановского) , который долгое время пребывал в Сремских Карловцах в качестве помощника владыки Антония. 44 Первым мероприятием митр. Анастасия стала реорганизация РПЦЗ, которая была разделена на четыре митрополичьих округа – Ближневосточный, Дальневосточный, Западноевропейский и Северо-Американский. Позднее, 26 мая 1942 г., к ним был присоединен пятый – Среднеевропейский (что было осуществлено с согласия германского правительства). В него вошли церкви Германии, Бельгии, Чехословакии, Венгрии, а также часть оккупированных западных областей СССР – Орловская, Смоленская и Белостокско-Гродненская епархии. Митрополитом этого округа был назначен Серафим (Ляде). В начале 1930-х гг. в юрисдикции РПЦЗ, кроме русских общин на Балканах, находились: Западноевропейская епархия во главе с архиепископом Серафимом (Лукьяновым) в Париже, Германская епархия во главе с епископом Тихоном (Лященко) в Берлине, Северо-Американская епархия во главе с архиепископом Аполлинарием (Кошевым), Харбинская епархия во главе с архиепископом Мелетием (Заборовским), Иерусалимская Духовная миссия, возглавляемая архиепископом Анастасием (Грибановским) и Китайская Духовная миссия, которой руководил архиепископ Симон (Виноградов). «С перемещением в конце 1930-х гг. Архиерейского Синода из Сремских Карловцев в Белград туда переехал и его председатель митрополит Анастасий, управлявший одновременно на правах епархиального архиерея русскими приходскими общинами в Югославии. Здесь же – на Крунской улице, 20, неподалеку от русской Свято-Троицкой церкви, являвшейся, фактически его кафедральным собором, митрополит провел и первые годы войны». 45 Встав во главе РПЦЗ, митрополит Анастасий «осторожно, но планомерно и настойчиво укреплял органы ее управления», 46 стремясь к материальной независимости от Сербского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и. д ректора Одесского университета (19151919), эмигрировал в Сербию через Константинополь (1920), профессор богословского факультета Белградского университета по кафедре церковной истории (19201938), состоял в юрисдикции РЗЦ, член епископского совета при управляющем русскими приходами в Югославии, председатель Общества русских ученых в Югославии (19241938), председатель Русского научного института в Белграде. Соч.: Руководство по истории русской церкви. М., 1887 (переизд.: М., 1999) Прп. Феодор Исповедник и игумен Студийский: В 2 т. Одесса, 19131914. Лит.: Записки Русского научного института в Белграде. Вып. 15. Белград, 1938 Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Добрянский Алексий (дата рождения не установлена – 14.12.1951, Нью-Йорк, США), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил духовную семинарию, священник, до 1924 г. настоятель церкви г. Холма Псковской губ., арестован большевиками по делу об изъятии церковных ценностей, сидел 3 месяца в тюрьме в Пскове, перешел в обновленчество, по поручению советских властей прибыл в Германию вместе с живоцерковным епископом Николаем с целью распространения обновленчества среди русских эмигрантов (нач. 1924), обратился к митр. Евлогию (Георгиевскому) с просьбой о принятии в его клир, после покаяния принят в сущем сане еп. Тихоном (Лященко) в Берлине (24.8.1924), назначен настоятелем церкви в беженском лагере Вюнсдорф под Берлином (20.8.19241925), переехал в США, состоял в клире Северо-Американской Русской Митрополии, помощник настоятеля Св.-Николаевского собора в Нью-Йорке. Домбровский Николай Симеонович (29.3.1911, Кременец Волынск, губ. 3.12.1979, Сан-Франциско, США), митрофорный протоиерей. Окончил Кременецкую Духовную семинарию (1933) и православное отделение богословского факультета Варшавского университета (1937), диакон (18.1.1938), священник (19.1.1938), рукоположение совершил еп. Симон Острожский, клирик Полесской епархии Польской Православной Церкви, настоятель церкви в с. Лопатин Пинского уезда (18.1.193812.11.1938), настоятель церкви в с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К этому времени его жизни относится его примечательное высказывание о фашизме, приобретшем в те годы последователей и среди русской эмиграции: Фашизм - такой тип государственного устройства, какой никак не может быть нашим идеалом. Он основан на началах принуждения, простирающихся на самую идеологию человека. Но вне свободы - нет нравственного подвига и нет нравственной ответственности. Без последних же мы не мыслим русского православного государства . Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей – в Югославии 10 августа 1936 года, после кончины митрополита Антония (Храповицкого), Анастасий, как старейший по хиротонии архиерей и первый заместитель почившего, был единодушно избран первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, председателем Архиерейского Собора и Синода. Первым мероприятием митрополита Анастасия была реорганизация Русской Зарубежной Церкви, которая была разделена на 4 митрополичьих округа – Ближне-Восточный, Дальне-Восточный, Западно-Европейский и Северо-Американский, к которым в годы Второй мировой войны присоединился еще Средне-Европейский. В августе 1938 года в Сремских Карловцах под был созван Второй Всезарубежный Церковный Собор из епископов, клира и мирян. С перемещением Архиерейского Синода Зарубежной Церкви из Карловцев в Белград туда переехал и его председатель митрополит Анастасий, управлявший одновременно на правах епархиального архиерея русскими приходскими общинами в Югославии. Здесь, неподалеку от русской Свято-Троицкой церкви, являвшейся фактически его кафедральным собором, он провёл первые годы Второй мировой войны, повлекшей за собой германскую оккупацию Югославии. Ежедневно владыка митрополит Анастасий, являвший всем пример строго иноческой жизни, посещал Божественную литургию в Троицкой церкви и до поздней ночи занимался церковными делами. Во все воскресные и праздничные дни он сам совершал богослужение и неизменно сам же проповедовал. Проповеди его захватывали слушателей художественностью стиля, тонкой отделкой мысли и разносторонней содержательностью. Будучи ценителем науки владыка Анастасий объединил вокруг себя ученых и общественных деятелей и наиболее просвещенных служителей Церкви, собирая их периодически на совещания, а при Архиерейском Синоде учредил особый Ученый Комитет, возглавленный магистром богословия архиепископом Тихоном (Лященко). Пример владыки способствовал расцвету духовной жизни русских в Белграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

На следующем архиерейском Соборе, состоявшемся в Карловцах 16 октября 1924 г., был поднят вопрос о статусе Западноевропейской митрополии, в связи с тем что митрополит Евлогий не признал за Синодом канонической власти. Восемью голосами против четырех при нескольких воздержавшихся вынесено было решение об упразднении автономии Западноевропейской митрополии. По настоянию митрополита Евлогия, Собор, однако, согласился отложить исполнение этого постановления до утверждения его Патриархом. Напряженные отношения между митрополитом Евлогием и карловацким центром привели к формальному разрыву в 1926 г. На очередном архиерейском Соборе в Карловцах в июне 1926 г. митрополит Евлогий потребовал в первую очередь рассмотреть вопрос об управлении Русской Православной Церковью за границей, Собор отказался менять повестку дня, и митрополит Евлогий покинул Карловцы. Собор осудил митрополита Платона (Рождественского) за его попустительство автокефалистским тенденциям в Североамериканской епархии, в ответ на это митрополит Платон тоже ушел с Собора. Решение Собора о выделении Германии в особую самостоятельную епархию во главе с епископом Тихоном (Лященко) вызвало резкий протест со стороны митрополита Евлогия, разрыв стал совершившимся фактом. Митрополита Евлогия поддержала большая часть парижской эмиграции: бывший председатель Совета министров В. Коковцев, генералы и офицеры, профессора, литераторы, студенческая молодежь. В юрисдикции Карловацкого Синода остались русские приходы на Балканах, в Германии и на Дальнем Востоке. На архиерейском Соборе в январе 1927 г. в Карловцах митрополит Евлогий и его викарии были запрещены в священнослужении. В ответ на это митрополит Евлогий обратился с посланием к духовенству и приходам, в котором отверг эти решения как неправомочные: «Собор и заграничный архиерейский Синод в нынешнем их составе не являются моею канонической властью и посему не могут вмешиваться в дела моей епархии и не могут ведать и решать духовную совесть вверенной мне паствы. Отныне наша Западноевропейская митрополия становится на путь самостоятельного, не зависимого от заграничного архиерейского Синода существования, так же как независимо от него живут Американская Русская Православная Церковь с митрополитом Платоном во главе и со всеми его епископами, Латвийская Церковь с архиепископом Иоанном, Литовская с архиепископом Елевферием и другие» 791 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Но духом он не пал. Подчиняясь воле Божией, он продолжал верить в помощь Господа. Решил он искать помощи в правительственных, протестантских и городских кругах. Сначала предоставлен был ему для богослужений поместительный храм в хорошем месте. Несколько позднее отведен был для построения церкви участок земли на Гогенцоллерндамм и предоставлены правительством соответственныя средства. Но в это время велся подкоп против владыки Тихона. Дело в том, что в хлопотах о постройке нового храма помогал архиеп. Тихону русский, давно живший в Германии, имевший хорошия связи с немецкими влиятельными кругами. Личность эта пользовалась неважной репутацией у русских. Близость к нему ставилась в вину владыке Тихону. С последним давно враждовало лицо, игравшее тогда видную роль в русской колонии. Возможно, владыке мстили братья-каменьщики, о которых речь будет ниже. Среди таковых было немало наших либеральствующих соотечественников. В итоге, после краткого и поверхностного разследования члена Архиерейского Синода, архиепископа Феофана курского, владыка Тихон весной 1938 г. был уволен на покой. Патриарх Гавриил доброжелательно предоставил ему местожительство в монастыре Раковица, вблизи Белграда. Заместителем его назначен был викарный епископ Серафим (Ляде) потсдамский, саксонец по происхождению, незадолго перед этим выбравшийся из СССР. В день Св. Троицы, 30 мая /12 июня 1938 г., исполнилось, наконец, давнишнее желание архиеп. Тихона, его верою и достойным упорством осуществленное. Митрополит Анастасий, в сослужении с владыками Тихоном и Серафимом, совершил чин освящения величественного храма на Гогенцоллерндамм. «В понедельник 4 июля в 19 час. 40 м. отбыл из Берлина в Югославию Высокопреосвященнейший Архиепископ Тихон. Ко времени отхода поезда на перрон Лертер-вокзала собрался весь причт Воскресенского собора, во главе с епископом Серафимом, сестричеством и многие другие русские церковные деятели. Проводы отличались большой сердечностью. Из окна отходящего поезда, Владыка Тихон благословил свою осиротевшую паству. На глазах многих были видны слезы». («Царский Вестник». Белград, 24/11 июля 1938 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Но на Архиерейском Соборе, состоявшемся в Карловцах 16 октября 1924 г., вновь был поднят вопрос о статусе Западно-европейской митрополии в связи с тем, что митрополит Евлогий не признавал за Архиерейским Синодом канонической власти над собой. Восемью голосами против четырех при нескольких воздержавшихся было вынесено решение об упразднении автономии Западно-европейской митрополии. По настоянию митрополита Евлогия Собор, однако, согласился отложить исполнение этого постановления до утверждения его патриархом. Напряженные отношения между митрополитом Евлогием и зарубежным Синодом в 1926 г. привели к формальному разрыву. На очередном Архиерейском Соборе в Карловцах в июне 1926 г. митрополит Евлогий потребовал в первую очередь рассмотреть вопрос об управлении Русской Православной Церковью за границей. Собор отказался менять повестку дня, и митрополит Евлогий покинул Карловцы. Архиерейский Собор осудил митрополита Платона (Рождественского) за его попустительство автокефалистским тенденциям в Североамериканской епархии. В ответ на это митрополит Платон тоже ушел с Собора. Решение Архиерейского Собора о выделении Германии в особую самостоятельную епархию во главе с епископом Тихоном (Лященко) вызвало резкий протест со стороны митрополита Евлогия. Разрыв стал свершившимся фактом. Митрополита Евлогия поддержала большая часть парижской эмиграции: бывший председатель Совета министров В. Н. Коковцов, генералы и офицеры, профессора, литераторы, студенческая молодежь. На очередном Архиерейском Соборе, состоявшемся в январе 1927 г. в Карловцах, митрополит Евлогий и его викарии были запрещены в священнослужении. В ответ на это митрополит Евлогий обратился с посланием к духовенству и приходам, в котором отверг решения, принятые в Карловцах, как неправомочные: «Собор и заграничный Архиерейский Синод в нынешнем их составе не являются моею канонической властью и посему не могут вмешиваться в дела моей епархии и не могут ведать и решать духовную совесть вверенной мне паствы. Отныне наша Западноевропейская митрополия становится на путь самостоятельного, не зависимого от заграничного Архиерейского Синода существования, так же как независимо от него живут Американская Русская Православная Церковь с митрополитом Платоном во главе и со всеми его епископами, Латвийская Церковь с архиепископом Иоанном, Литовская с архиепископом Елевферием и другие».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

При обсуждении на 5-м и 6-м заседаниях декларации о государственно-церковных взаимоотношениях, изложенной 21 июня В. Зеньковским, консервативно настроенные делегаты предлагали осудить вмешательство гос-ва в дела Церкви, а сторонники национальной и церковной независимости Украины - выразить лояльность режиму гетмана. С этим вопросом делегаты Собора увязали проблему признания «в государственном порядке» Киевского митр. Антония. Большинство делегатов поддержали Соборную раду, предложившую обратиться с соответствующим заявлением к властям. Ряд делегатов, в их числе архим. Вениамин (Федченков), полагали, что вопрос о законности избрания митрополита решен после его благословения Патриархом св. Тихоном. 2 июля в Софийском соборе состоялось торжественное богослужение, к-рое возглавил митр. Антоний. На богослужении присутствовали гетман Скоропадский и министры. После литургии митр. Антоний произнес проповедь, в к-рой выразил надежду на то, что возрождение нормальной жизни в России начнется с Украины. На 7-м заседании 5 июля 102 делегата, сторонника автокефалии, обвинили Собор (прежде всего епископат) в том, что он не отражает истинного настроения правосл. укр. народа и противодействует политике властей. Собор выразил им порицание. Оскорбительное для священноначалия заявление и атака на архим. Вениамина спровоцировали ответную дискуссию о законности полномочий делегатов от нецерковных учреждений, по большей части приверженцев ВПЦР; мандаты значительной группы сторонников автокефалии были аннулированы. На 7-м заседании 5 июля члены, вошедшие в состав ВПЦР после 8 дек. 1917 г. (иером. Иоанникий, иеродиак. Порфирий, священники Витвицкий и Словачевский, генералы Новицкий, Радзимовский), были исключены из делегатов Собора. На 8-м заседании 6 июля выступил гетман Скоропадский, приехавший на Собор в сопровождении Зеньковского, премьер-министра Ф. Лизогуба, министра просвещения Н. Василенко, гофмаршала М. Ханенко и начальника штаба ген. В. Дашкевича-Горбацкого. Гетману пропели: «Спаси, Господи, люди Твоя» - с прибавлением: «Победы благоверному гетману Павлу на сопротивныя даруя». С ответным словом на укр. языке выступил митр. Платон (Рождественский). Делегатам, сторонникам ВПЦР, настаивавшим на том, чтобы их представителю свящ. И. Ботвиновскому разрешили обратиться к Скоропадскому с речью, в к-рой он намеревался призвать к утверждению автокефалии Украинской Церкви, Собор отказал. На заседании была образована следственная комиссия по делу об убийстве митр. Владимира в составе еп. Прокопия (Титова), архим. Тихона (Лященко) , священников Г. Лобова и Н. Гаврилова, проф. И. Бич-Лубенского. Финансировать ее работу поручили Киево-Печерской лавре. Комиссия работала параллельно с комиссией, образованной Всероссийским Церковным Собором.

http://pravenc.ru/text/155554.html

Серафим ( Ляде ) – митрополит Берлинского и Германского и Средне-Европейского митрополичьего округа. Родился в Саксонии, принял православие. Был миссионером, преподавателем немецкого языка в Харьковской Духовной Семинарии. В 1927 г. примкнул к обновленцам, был секретарем обновленческого «митрополита» Александра Введенского . В том же году хиротонисан им во «епископа». К 1930 г. находился вне пределов СССР. Перешел в Русскую Православную Церковь За Границей. Митрополитом Антонием возведен в сан архиепископа и назначен в Берлин на место епископа Тихона (Лященко). Серафим ( Николай Борисович Соболев ; 18811950) – архиепископ. Родился в г. Рязани. В 1908 г. закончил СПбДА, в которой принял монашеский постриг. Служил преподавателем в пастырском училище в г. Житомир, инспектором в Костромской Духовной Семинарии, ректором Воронежской Духовной Семинарии, которой руководил до 1919 г. 1 октября 1920 г. в Симферополе был рукоположен во епископа Лубенского. Эмигрировал в Болгарию. В мае 1921 г. св. Патриархом Тихоном назначен управляющим русскими православными лриходами в Болгарии. В этой должности состоял до своей кончины. В 1937 г. написал труд «Новое учение о Софии, Премудрости Божией», направленное против софианства как ереси. В 1943 г. разошелся с митрополитом Анастасием, отказавшись принимать участие на Венском Соборе. В 1946 г. вошел в Московский Патриархат. Сергий ( Сергей Иванович Ларин ; 19081967) – епископ Кировоградский (с 1944 г.), епископ Одесский и Кировоградский (с 1946 г.). Сергий ( Стефан Алексеевич Петров ; 18641935) – архиепископ. Родился в станице Аксайская, на Дону. В 1886 г. закончил Донскую Духовную Семинарию. В 1890 г. завершил историко-филологический факультет Московского университета. В 1892 г. принял монашеский постриг. В 1899 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. С 1913 г. епископ Сухумский, затем Черноморский и Новороссийский. Эмигрировал в Королевство СХС, где проживал в монастыре Привиаена Глава. Сергий ( Сергий Тихомиров ; 18711945) – митрополит. Родился в семье священника Новгородской епархии. В 1892 г. в Новгороде закончил Духовную Семинарию и поступил в СПбДА. Принял монашеский постриг еще в бытность студентом. После завершения учебы (1896 г.) был назначен инспектором Санкт-Петербургской Духовной Семинарии (СПбДС) с возведением в сан архимандрита. Через три года стал ее ректором. В 1905 г. поставлен во главе СПбДА с возведением в сан епископа Ямбургского. В1908 г. получил назначение в Японию епископом Киотоским, помощником начальника Российской Духовной миссии архиепископа Николая (Касаткина) . С 1921 г. архиепископ. В 1931 г. Русская Православная Церковь За Границей прервала с ним молитвенное общение в связи с заявлением о подчинении Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) . В том же году возведен в сан митрополита. Автор труда «Двоенадесятица Святых Апостолов» (Париж, 1935 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010