1922–1927: 27 .10(09.11).1927–20.04(03.05).1934: Серафим Силичев 04(17).11.1931–22.11(05.12).1933: Николай Амассийский, в. у. 22 .11(05.12).1933–1935: Николай Амассийский 1935–1936: Иосиф Чернов 01 .1936–1937: Дионисий Прозоровский 1937–1942: 1942–1944: Николай Амассийский, паки, окк. 10(23).08.1943–01(14).04.1946: Елевферий Воронцов 01(14).04.1946–17(30).10.1947: Серафим Шарапов Ростовская на Дону (григ.) 1927–; Назарий Андреев Смарагд Яблоков 1927–1932: Феофан Прокопович 04(17).04.1932–1934: Иулиан Симашкевич, в. у. 1935–18(31).07.1935; Иннокентий Бусыгин Ростовская на Дону (обн.) 1922–1922: Модест Никитин 1922–23.12(05.01).1922: Феофилакт Клементьев 1923–: Митрофан Гринёв 03(16).01.1925–1927: Назарий Андреев 27 .09(10.10).1925–20.01(02.02).1927: Константин Спасский 1926–1927: Серафим Руженцев, в. у. 1927–1932: Пётр Сергеев 1932–1934: 1934–1937: Сергий Болгаров Ростовская на Дону (укр.) Феодор Рафальский, в. у. Рубцовская 1924–1927(?): Никита Прибытков(?) Рыбинская 05(18).07.1915–15(28).02.1921: Корнилий Попов 1921–07(?).1923: Борис Соколов 07(20).10.1923–14(27).07.1925: Гервасий Малинин 1925–1926: Серафим Силичев 1927–1930: Вениамин Воскресенский 03(16).04.1930–09(22).11.1932: Серафим Протопопов, паки 1931–28.05(10.06).1932: Иоанн Троянский 28 .05(10.06).1932–22.11(05.12).1933: Николай Муравьев-Уральский 22 .11(05.12).1933–1934: Сергий Зенкевич 1934–1934: Феодор Яцковский 12(25).07.1934–1935: Варлаам Пикалов 26 .02(12.03).1935–20.02(05.03).1936: Венедикт Алентов 20 .02(05.03).1936–20.12(02.01).1936: Александр Торопов 20 .12(02.01).1936–12(25).01.1937: Андрей Солнцев 21 .02(06.03).1937–1942: Иоанникий Попов Рыбинская (обн.) 06(19).01.1924–30.03(12.04). 1924: Сергий Сердобов 22 .05(04.06).1924–21.08(03.09).1924: Александр Лавров 25 .02(10.03).1925–03(16).07.1926: Арсений Покровский 01(14).11.1926–1926: Николай Русанов 1926–1929: 1929–03.1930: Пётр Добринский 1930–1933: Павел Громов 01(14).02.1932–1933: Николай Поспелов 1919–: Александр Рябцовский – 1935: 1935–14(27).05.1936: Павел Раевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

23 .07(05.08).1936–06(19).09.1936: Сергий Карнеев 06(19).09.1936–24.09(07.10).1937: Михаил Вяткин Череповецкая 1919–1920: Нифонт Фомин 22 .03(04.04).1920–1922: Тихон Тихомиров 1922–1924: Тихон Тихомиров, паки 03 .1924–1925: Макарий Опоцкий 1925–1932: 1932–1934: Валериан Рудич, в. у. Валериан Рудич, в. у. 04(17).03.1934–08(21).05.1934: Тихон Шарапов 08(21).05.1934–1937: Тихон Рождественский Череповецкая (григ.) Николай Череповецкая (обн.) 19 .02(04.03).1923–19.05(01.06).1925: Иоанн Звездкин 29 .04(12.05).1925–23.07(05.08).1927: Сергий Озерецковский 1928–1928: Гервасий Малинин 08(21).02.1928–1930: Александр Лебедев 28 .05(10.06).1930–1930: Николай Федотов 09 .1931–10.1931: Мелхиседек Николев 1931–21.03(03.04).1932: Гервасий Малинин, паки 10 .1930–21.06(04.07).1936: Виктор Путята 21 .06(04.07).1936–10(23).08.1937: Николай Елпидинский Черкасская 31 .01(13.02).1910–1921: Назарий Блинов 02(15).12.1923–13(26).05.1932: Филарет Линчевский Черкасская (обн.) 1924–1926: Иосиф Ясковский 1926–1927: Герасим Строганов 1928–1934: 1934–27.01(09.02).1938: Павел Циприанович Черкасская (укр.) 1921–: Николаи Браиловский Черниговская 12(25).05.1911–06(19).05.1917: Василий Богоявленский 05 .1917–23.05(05.06).1917: Пахомий Кедров, в. у. 23 .05(05.06).1917–03(16)(?).10.1930: Пахомий Кедров 1923–1923: Дамаскин Цедрик, в. у. Иувеналий Молчанов (?)] 1926–1926: Матфей Храмцев, в. у. 1926–1932: 28 .10(10.11).1932–08.1936: Стефан Проценко 1936–1941: 12 .1941–1944: Симон Ивановский 1944–1945: Борис Вик, в. у. 04 .1945–31.12(13.01).1946: Борис Вик Черниговская (обн.) 02 .1923–1924: Александр Мигулин 1924–1924: Иувеналий Мошковский, в. у. 1924–1925: Андрей Одинцов 07(20).11.1925–1925: Сергий Иванцов 1925–1927: 05 .1927–27.11(10.12).1935: Антоний Гончаровский 1928–1929: Филарет Яценко 12 .1935–21.05(03.06).1938: Владимир Ковин Чернобыльская см. Радомысльская и Чернобыльская Черновицкая и Буковинская 1941–1943: Дамаскин Малюта –1945: 08 .1945–29.11(12.12).1947: Феодосий Ковернинский Чехословацкая см. Пражская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

23 ноября (6 декабря) 1925 г. гор. Москва. Патриарший Местоблюститель, митрополит Крутицкий, смиренный Петр» 247 . По позднейшему рассказу упоминавшегося выше Преосвященного Гомельского Тихона (Шарапова), иерарха, в те дни весьма близкого Патриаршему Местоблюстителю, доставка завещательного распоряжения назначенным Заместителям была возложена последним на своего родного брата, митрофорного протоиерея о. Василия Полянского. В первую очередь митрополит Петр направляет посланца с запечатанным пакетом к Экзарху Украины митрополиту Киевскому и Галицкому Михаилу (Ермакову), проживавшему тогда в Москве, в Китай-городе, в древнем церковном здании (гражданской архитектуры), примыкавшем к церкви Владимирской Божией Матери, стоявшей впритык к Китайгородской стене у самых Владимирских ворот (впоследствии весь этот уникальный, типичный для средневековой Москвы ансамбль варварски снесен современными отцами города). Когда о. В. Ф. Полянский внезапно предстал перед митрополитом с внушительным пакетом в руках, вынутым тут же из-за пазухи, последний, уразумев суть дела (о чем, быть может, прежде беседовал с Местоблюстителем), стал в самой категорической форме отказываться от принятия его: «Я болен, я совершенно болен и никаких деловых бумаг принять не могу... Не могу; извините...» – и о. В. Полянскому, естественно, не оставалось ничего другого, как возвратиться обратно ни с чем. Тогда немедленно, – кажется, в тот же самый день, – посол был направлен в Нижний Новгород, к митрополиту Сергию, который без каких-либо оговорок принял злополучный пакет и немедленно убрал его «до времени». Каким образом было доставлено завещательное распоряжение в Ростов Ярославский третьему кандидату, архиепископу Иосифу (Петровых) , – сведений у нас не имеется. Так обстояло дело с вручением местоблюстительского завещательного распоряжения Заместителям; насколько своевременно оно было сделано, станет ясно из последующих строк. Заметим в скобках, что по лаконичному сообщению одного нового церковного историка дело с вручением завещательного распоряжения Местоблюстителя обстояло, будто бы, так:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

27 .08(09.09).1917–05.1919: Серафим Руженцев 01 .1919–02.1919: Митрофан Загорский 1919–1923: 10(23).12.1923–04(17).04.1924: Глеб Покровский Михайловская (обн.) Митрофан Мичуринская 17(30).01.1913–09(22).05.1918: Зиновий Дроздов 1918–1920: Павел Поспелов 1920–1923: 13(26).09.1923–1925: Димитрий Добросердов 1926–1927: Алексий Буй 09(22).06.1927–27.03(09.04).1930: Вассиан Пятницкий 1930–1936: 1936–1937: Венедикт Алентов Мичуринская (обн.) – 1927: Христофор Сокольский 11 .1927–1927: Сергий Волков 28 .03(10.04).1927–1928: Досифей Степанов 21 .09(04.10).1928–07(20).03.1929: Герман Никольский 1929–1930: Алексий Щербаков 1930–10.1930: Димитрий Крылов –24.04(07.05).1931: Иоасаф Рогозин 05 .1931–12.1932: Арсений Покровский 1933–1935: Гермоген Лебедев 19 .09(02.10).1935–02(15).04.1938: Григорий Орлов Могилев-Подольская 14(27).02.1921–1922: Лоллий Юрьевский Могилев-Подольская (обн.) 1922–1928(7): Лоллий Юрьевский Могилёвская 04(17).10.1911–1923: Константин Булычев 1922–1922: Варлаам Ряшенцев , в. у. 1922–1924(?): Нифонт Фомин 01 .1924–12.1924: Варлаам Ряшенцев , в. y., паки 06(19).12.1924–05(18).10.1927: Никон Дегтяренко 1925–1925: Тихон Шарапов, в. у. 1926–1926: Варлаам Пикалов, в. у. 10 .1927–09(22).08.1928: Иоасаф Шешковский-Дрылевсхий 1928–1929: 24 .04(07.05). 1929–31.07(13.08). 1930: Феодосий Вощанский 13(26).08.1930–05(18).09.1930: Пётр Соколов 23 .08(05.09).1930–04.1933: Феодосий Вощанский, паки 1933–1933: Феофил Богоявленский 16(29).06.1933–01.1936: Павлин Крошечкин 02 .1935–03(16).10.1936: Иоасаф Жевахов 03(16).10.1936–21.08(03.09).1937: Александр Раевский 1937–1941: 1941–1942: Филофей Нарко, окк. – 1949: Могилёвская (обн.) 1922–1923: Сергий Иванцов 14 (27).02.1923–1924: Феодор Бекаревич 1923–1925: Константин Булычев 20 .05(02.06).1926– 1926: Иосиф Кречетович 21 .08(03–09).1926–1927: Алексий Копытов –1927: Владимир Кириллов 1928–1928: Сергий Добромыслов 1928–1931: 03 .1931–08.1935: Николай Поликарпов Можайская 18(31).05.1914–15(28).01.1918: Димитрий Добросердов 15(28).01.1918–04(17).02.1920: Иоасаф Каллистов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

881. ОСОБОЕ мнение члена Госкомиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и Членов Его Семьи, С. А. Беляева по пункту 3 (идентификация останков) Протокольного решения Комиссии, принятого на заседании в Доме Правительства РФ 30 января 1998 года. – 1998, 4, 40. 882. ОСОБОЕ мнение члена Госкомиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и Членов Его Семьи, академика Российской Академии наук В.В. Алексеева . – 1998, 4, 45. 883. ЖИВОТОВСКИЙ Л., проф. “Екатеринбургские останки” и судебно-генетическая экспертиза. – 1998, 4, 46. 884. РЕЗОЛЮЦИЯ Соборных слушаний Всемирного Русского Народного Собора по проблеме захоронения “екатеринбургских останков”. – 1998, 4, 48. 885. ПОСЛАНИЕ Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода РПЦ к 80– летию убиения Императора Николая II и его Семьи. – 1998, 7, 11. 886. КИРЬЯНОВА О. Заупокойное богослужение в Троице-Сергиевой Лавре. – 1998, 8, 16. 887. ТЕЛЕОБРАЩЕНИЕ Святейшего Патриарха Алексия II по поводу захоронения “екатеринбургских останков”. – 1998, 9, 4. 888. РАР Г. Где искать “синюю шкатулку”?. – 1998, 10, 62. 23.4 Новый период истории РПЦ с 1917г. 889. АЛЕКСАНДР, архиеп. Русская Православная Церковь в новых исторических условиях. (К 70– летию Великого Октября). – 1987, 11, 4. 890. БЕЛЯЕВ С. О воспоминаниях епископа Тихона (Шарапова) и их авторе. – 1998, 4, 80. 891. Б.С. Лики времени. – 1993, 9, 42. 892. ВЕНИАМИН (ФЕДЧЕНКОВ) , митр. Святой Сорокруст. (Мысли по поводу указов Митрополита Сергия о лояльности). – 1993, 1, 77. 893. ВЛАДИМИР, митр. О современном состоянии Русской Православной Церкви по принятия нового Устава. – 1990, 2, 8. 894. ВОСТРЫШЕВ М. Восстановление патриаршества. – 1992, 11–12, 11. 895. ЕГО ЖЕ. Красная колесница. – 1994, 7–8, 50. 896. ЕГО ЖЕ. Следственное дело (по архивам КГБ). – 1993, 3, 15. 897. ЕГО ЖЕ. И не введи нас во искушение… (1 мая и Никола летний). – 1993, 5, 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А. А. Турилов Часть архивов мон-ря и протоигумена василианского ордена в 20-х гг. XX в. попали во Львов (ныне в ЦГИА Украины. Львов. Ф. 603). К 2008 г. архив Ж. м. составляли корреспонденция обители (1922-1936, 1958-1960) и Бытенского благочиния (1924-1936), личные дела архим. Тихона (Шарапова) и иером. Архипа (Тумтурова), метрики прихода в Жировичах (1835-1850), разрозненные дела 4 приходских церквей. В 1795 г. в результате 3-го раздела Речи Посполитой Жировичи вошли в состав Российской империи. В 1810 г. в связи с реорганизацией российских греко-католич. епархий в Жировичи переместился центр Брестской униат. епархии, монастырский Успенский собор стал кафедральным. В адм. подчинении жировичскому провинциалу находилось 22 униат. мон-ря, в т. ч. Тороканский (Троканский) Богоявленский Гродненской губ., Бытенский Гродненской губ., Селецкий Преображенский Минской губ. К 1821 г. жировичским василианам принадлежало 376 крепостных. В Жировичах монастырь владел 19 волоками земли, содержал шпиталь (богадельню) на 10 чел. В 20-х гг. XIX в. в обители началась подготовка к воссоединению западнорус. униатов с правосл. Церковью. Указом имп. Николая I от 22 апр. 1828 г. в Ж. м. находилась кафедра Литовских униат. епископов. 7 окт. того же года в мон-ре была открыта (вместо начального уч-ща) Греко-униат. ДС, ректором к-рой стал Антоний Зубко (впосл. архиепископ Полоцкий), один из участников процесса ликвидации Брестской унии. В 1839 г. семинария была преобразована в правосл. Литовскую ДС с низшим духовным уч-щем. В ней помимо общепринятых дисциплин большое внимание уделялось обучению живописи, пению и музыке, семинаристы пели под гитару романсы на слова А. С. Пушкина и А. Мицкевича. При василианах в мон-ре существовал оркестр, игравший по праздникам после службы; опись 1821 г. насчитывает 38 муз. инструментов: 2 фортепиано, 11 скрипок, 5 труб, контрабас и др. В 30-х гг. XIX в. началось «очищение» вост. обряда униатов от католич. наслоений, в храмах Ж. м., как и в храмах всей Литовской епархии, были упразднены боковые престолы, статуи, органы, устроены иконостасы по чину правосл. Церкви. 12 февр. 1839 г. Собор униат. духовенства в Полоцке принял акт о присоединении к Православию. Из деятелей, подготовивших воссоединение белорусско-литовских униатов, в Жировичах жили и трудились митр. Иосиф (Семашко) , архиепископы Антоний (Зубко), Михаил (Голубович), епископы Павел (Доброхотов), Игнатий (Железовский), протопр. Антоний Тупальский, прот. Плакид Янковский и др. В монастыре погребены архиеп. Минский и Бобруйский Михаил (Голубович) в крипте Явленской ц. и прот. Плакид Янковский в приписанной к Ж. м. кладбищенской Георгиевской ц.

http://pravenc.ru/text/182311.html

Архиепископ Львовский и Тернопольский Палладий (Каминский; 1896-1978). Имеется в виду архиепископ Иосиф (Савраш Иосиф Михайлович; 1909-1984). В 1957 г. он был хиротонисан во епископа Станиславского и Коломыйского. Иеромонах Феодорит (Воробьев; 1899-1973). В 1961 г. был возведен в сан архимандрита, был благочинным Лавры. Людмила Анатольевна - лечащий врач святителя Афанасия. Имеется в виду иеромонах Иеракс (Бочаров; 1880-1959). Постриженик Лавры. В 1943 г. арестован, отправлен в ИТЛ, после освобождения из лагеря направлен в Дом инвалидов в с. Большие Березники в Мордовии. После освобождения был пенсионером Патриархии. Имеются в виду стихи, посвященные о. Иераксу «Тихая тихость...», написанные его соузником географом и экономистом П. Н. Савицким. Возможно, имеется в виду иеромонах Кирилл (Павлов), ныне архимандрит, духовник Троице-Сергиевой Лавры. Речь идет о фотографиях Святой Земли, которые отец Пимен привез из Иерусалима и демонстрировал их в Лавре братии. Мф. 25, 8. Письмо от 6 марта 1959 г. за подписью ректора МДА протоиерея Константина Ружицкого, инспектора и секретаря Совета МДА, в котором выражается благодарность епископу Афанасию за пожертвованные в Церковно-археологический кабинет Академии шесть антиминсов времен патриарха Тихона. Возможно, имеется в виду епископ Полтавский и Кременчугский Серафим (Шарапов; 1878-1959). «Ваша бумага» - имеется в виду, видимо, примечание епископа Афанасия (Сахарова) о способе исполнения канона, посвященного Благовещению Пресвятой Богородицы. Это примечание было позднее опубликовано в «Зеленых минеях» (так называется в церковном обиходе издание миней Московской Патриархии 1980х гг.). В нем речь идет о необычной структуре канона, составленного преподобным Феофаном Начертанным († 843): каждая песнь, за исключением последней, девятой, представляет собой диалог между Пречистой Девой Марией и Архангелом Гавриилом. В примечании Владыка Афанасий объясняет, что исполнение канона должно быть диалогическим, с попеременным (антифонным) чтением двух чтецов. Тропари, в которых речь идет от лица Архангела, должны предваряться словами: «Ангел возопи», а те, которые произносятся от лица Богородицы, - словами: «Богородица рече», за исключением тропарей 8й песни, так как соответствующие выражения имеются в тексте тропарей этой песни, и 9й песни, имеющей свои особые припевы (см.: Минея. Март. Ч. 2. 25е число. М., 1984. С. 215-216).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Архиепископ Сергий (Королев) родился в 1881 г. В 1906 г. окончил Московскую духовную академию. В 1907 г. пострижен в монашество, в 1908 г. рукоположен во иеромонаха. В 1914 г. назначен настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря с возведением в сан архимандрита. В 1920–1922 гг. епископ Бельский, викарий и временно управляющий Холмской епархией. В 1922 г. за противодействие польской автокефалии устранен от управления епархией и выслан в Чехословакию. В 1931–1939 гг. епископ Пражский, викарий Западно-Европейского Экзархата РПЦ. В 1939–1945 г. епископ Пражский, викарий Германской епархии РПЦЗ. В 1945 г. перешел в юрисдикцию РПЦ. В 1946 г. возведен в сан архиепископа и назначен епископом Венским, викарием Западно-Европейского Экзархата РПЦ. В 1946–1948 гг. архиепископ Венский и Австрийский, в 1948–1950 гг. архиепископ Берлинский и Германский, в 1950–1952 гг. архиепископ Казанский и Чистопольский. Скончался в 1952 г. Митрополит Александр (Иноземцев) родился в 1887 г. В 1909 г. принял монашеский постриг и иерейское рукоположение. В 1913 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен при академии помощником инспектора. В 1918 г. назначен миссионером Минской епархии с возведением в сан архимандрита. С 1921 г. проживал в Польской Республике и был активным сторонником польской автокефалии. Имеется в виду министр исповеданий Польской Республики. В 1922 г. рукоположен во епископа Люблинского и вскоре назначен управляющим Пинской епархией. С 1927 г. архиепископ Полесский и Пинский. В 1942 г. инициировал проведение Пинского Собора, на котором была восстановлена Украинская Автокефальная Православная Церковь. В том же году возведен в сан митрополита. В 1944 г. был эвакуирован в Мюнхен. Погиб в 1948 г. Митрополит Антоний (Храповицкий) (1863–1936) в 1919–1920 гг. возглавлял Временное Высшее Церковное Управление на Юге России, в 1920–1922 гг. возглавлял Высшее Русское Церковное Управление за границей. В 1922 г. сформировал Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей, который возглавлял до своей смерти.

http://bogoslov.ru/article/6192400

Архимандриту, тогда она садится и плачет. Мальчик, который сидел у него за столом, выбежал на улицу и оповестил людей, что я побил о. Архимандрита и м. Августу. Скоро собралось человек 10-15, которые грозили мне кулаками: разбойник, как ты смеешь бить любимого нашего о. Архимандрита и проч… С трудом убедили людей, что я не бил и не могу об этом и подумать. Они успокоились и разошлись. 6 го в 1 час дня собралось во дворе монастыря около 100 человек мужчин и женщин, которые вызвали меня и говорят: «Если ты будешь служить по новому [стилю] и не будешь признавать о. Архимандрита настоятелем монастыря, то мы тебя разорвем на куски». В это время явилась полиция и потребовала закрыть монастырские ворота и все двери в помещение. В присутствии полиции закрывал двери мо моему распоряжению Иеромонах Леонид. Тогда народ, бросал камнями в него и силою ломились в двери, говоря, что монастырь есть народное достояние и вы не имеете права закрывать. Полиция стояла на улице и убеждала людей не мешаться в монастырские дела, а о. Архимандрит стоял у окна и благословлял. Тогда несколько молодых парней и женщин перескочили через забор во двор и силою вырвали у Иеромонаха Леонида ключи, говоря, уходи, а то убьем. Тогда полиция их арестовала. Я стоял в коридоре, наблюдая за всем. 8 го приехал сенатор Богданович , который ко мне не явился и к себе меня не позвал, но ходил по домам, собирал подписи и допросы, собирал людей, говорил речи, которыми возбуждал не подчиняться новому стилю и новому управлению Жировицкого монастыря. 9 и 10 в присутствии Богдановича о. Архимандрит служил в своем помещении и под колокольней всенощную, обедницу и акафист, говорил проповеди, которыми возбуждал окружающее население не подчиняться новому стилю и не ходить в монастырскую церковь, потому что она уже передана католикам и прочее, а чтобы ходили к нему, он будет совершать все Богослужения по старому [стилю] в колокольне и в кладбищенской церкви, что и продолжает до сего дня, не смотря на то, что два раза приезжал Слонимский благочинный, предупредил его не служить и не собирать людей.

http://bogoslov.ru/article/6192400

В 1902 г. Верненская и Туркестанская епархия насчитывала 78 церквей, из них 39 - в Семиреченской обл. (юго-запад К.), 29 - в Сырдарьинской обл. (почти все в пределах совр. К., за исключением Ташкента и его окрестностей), остальные 10 - на территории гос-в Ср. Азии. Действовали 3 второклассные церковноприходские школы, 28 одноклассных школ, 14 школ грамоты. После перемещения в дек. 1916 г. кафедры в Ташкент Верный стал центром Семиреченского и Верненского вик-ства Туркестанской епархии. В 1927 г. вик-ство было преобразовано в самостоятельную Алма-Атинскую и Туркестанскую епархию, просуществовавшую до ареста в 1937 г. последнего правящего еп. Тихона (Шарапова) . В 1922 г. в ряде районов К. происходило изъятие церковных ценностей, встречавшее массовое сопротивление духовенства и прихожан, в частности в Уральске и Семипалатинске. В 1928 г. издается директивное письмо Казкрайкома ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной пропаганды», ставшее очередным аргументом для местных властей в пользу адм. закрытия церквей и мечетей. Др. формой давления на РПЦ стала активная поддержка властями обновленческого раскола, в к-рый перешло большинство храмов республики. В 1931 г. существовала отдельная Казахстанская митрополия обновленцев в составе 7 епархий, к-рую возглавил лжемитрополит Мелхиседек Николаев. 30 мая 1931 г. при Казахском ЦИК по примеру др. республик была создана Комиссия по вопросам культов, к-рая должна была смягчить процесс адм. давления на Церковь. В ряде случаев комиссия принимала решения об отмене закрытия храмов, но на местах ее распоряжения не выполнялись. Комиссия не имела влияния и вскоре была упразднена. Новый глава Комиссии по вопросам культов при ЦИК СССР П. А. Красиков направил в ЦИК КазССР письмо, в котором указывал, что комиссия бездействует и молитвенные здания «находятся в бесконтрольном ведении духовенства» (ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 27. Л. 18). Тем самым давалась директива на ускорение процесса закрытия храмов при участии комиссии. В июле 1937 г. Президиум ЦИК КазССР избрал постоянную Комиссию по делам культов под рук. зам. председателя ЦИК КазССР А. Джангильдина (ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 16. Л. 18). Однако уже в апр. 1938 г. комиссия была упразднена. В результате проведенных антирелиг. кампаний к 1940 г. в К. не осталось ни одного действующего храма РПЦ.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010