Предвидя подобное развитие событий, он сознательно избрал путь сопротивления календарной реформе, которую считал недопустимой и антиканоничной. Еще до смещения с настоятельской должности архимандрит Тихон в одном из своих сообщений управляющему Гродненской епархией писал: «Может быть, мои дни сочтены, но считаю долгом говорить правду до конца, как бы истина ни была горька» . Пойдя по пути непризнания решений Священного Синода Православной Митрополии в Польше в вопросах литургического календаря и автокефалии, архимандрит Тихон отказал епископу Гродненскому и Новогрудскому Алексию в праве налагать на него канонические прещения. Свою позицию отстраненный настоятель Жировичского монастыря объяснял тем, что назначение на должность он принял от Святейшего Патриарха Московского и Всероссийского Тихона, каноническую верность которому продолжает сохранять, чего нельзя сказать о членах Священного Синода Православной Митрополии в Польше. Реагируя на развивающееся противостояние, епископ Алексий (Громадский) издал распоряжение 2405 от 23 июля 1924 г., в котором запретил архимандрита Тихона в священнослужении и проповедании Слова Божия . На следующий день, 24 июля 1924 г., в Жировичский монастырь прибыл новоназначенный наместник игумен Исидор (Лонгинов), который был недружелюбно встречен прихожанами монастыря. Воспринимая архимандрита Тихона (Шарапова) как ревностного хранителя православных устоев, местные жители с недоверием восприняли его преемника, которого подозревали в неблагонадежности и готовности передать Жировичскую икону Божией Матери полякам-католикам. Недоверие в отношении наместника дошло до того, что люди на протяжении двух суток попеременно дежурили в Успенском соборе обители, оберегая почитаемую ими святыню. В ночь на 26 июля чудотворная икона была похищена из собора. Как выяснилось впоследствии, икону вынесли инокиня Дария (Мелешко) и монах Гермоген и спрятали ее сперва в доме бывшего преподавателя Жировичского духовного училища М.Я. Цебрикова, а затем в доме местного жителя Пашкевича.

http://bogoslov.ru/article/6192400

05(18)03.1923 Ахтырская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Ахтырка (Харьковская область УССР). Харьковское викариатство. Упразднена в 1930 г. 11(24)05.1924 21.05(03.06)1925 Филарет Яценко 10.1930 Николай Поликарпов 198 По неофициальным, но достоверным сведениям, в начале революции перешел в Англиканство; был отлучен от Церкви; раскаялся и, в 1919 г. в Новороссийске, был воссоединен. 200 На епархии не был, проживал в Москве. Здесь был использован «инициативной группой прогрессивного духовенства» в своих целях, как единственный тогда в Москве полноправный епархиальный архиерей, необходимый для возглавления самочинного живоцерковного ВЦУ (Высш. Церк. Управления), в апреле-мае 1922 г. Скончался вне общения с Церковью (погребен на Ваганьковом кладбище в Москве). 201 Совратился в обновленческий раскол; с 17(30)07.1927 откомандирован обновл. Синодом в распоряжение Сибирского Митрополичьего Управления. 202 Епископ Пишпекский, викарий Алма-Атинской епархии. По ММЛ РПИ одновременно с Мелхиседеком (Аверченко) числится и Августин (Беляев), назначенный сюда будто бы с 18.09(01.10)1929, но который в действительности на этой кафедре никогда не бывал. 203 По ПЭ Т. 9. С. 718, в 1929–1930 гг. Алма-Атинским епископом был сщмч. Августин (Беляев) (повторена ошибка ММЛ), но труд архиеп. Тихона (Шарапова) «Алма-атинская епархия в 1937 году» (см. Приложение 10) это не подтверждает. Арестован 02(15)07.1929 г. в Алма-Ате, осужден 16(29)08.1929 и с сентября 1929 г. отбывал 3-летний срок заключения в Таджикистане и Казахстане. Освобожден в 1933 г. (см. Ставропольская). 204 Вторая дата – дата ареста. Затем осужден последовательно на два срока – 8 лет, затем 10 лет ИТЛ. Характеристика в концлагере: «Убежденный сторонник культа. Не исключена религиозная пропаганда среди заключенных». Скончался в лагерном госпитале «Командировки Акмолинское» Карлага от «падения сердечной деятельности» 11(24)5.1942. 205 Управление им епархией прервано арестом перед Пасхой 1936 г. Вторая дата – формальное «увольнение на покой». Сведения из труда архиепископа Тихона Шарапова (см. Приложение 10). По 1943 г. – в заключении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отказавшись признать каноничность данного постановления и продолжив совершение богослужений по старому стилю, архимандрит Тихон (Шарапов) первое время стремился избежать открытого конфликта со священноначалием митрополии. В своих письмах и сообщениях епископу Алексию (Громадскому) он пытался убедить правящего архиерея в том, что календарная реформа не будет принята народом и породит церковные нестроения. «Назначенные благочинные (…) об этом не донесут, запуганные так не поступают, и т.о. Синод и Архиереи правды не узнают, а если и узнают, то м.б. слишком поздно, когда лицом к лицу столкнутся с гневом народным. (…) Но скрывать правду я не мог, не считаю нравственным даже. Предупредить грядущее легче, нежели врачевать уже поступившись» , – писал архимандрит Тихон управляющему Гродненской епархией. Помимо переписки с епископом Алексием (Громадским), настоятель Жировичского монастыря установил «большую переписку» о календарном вопросе с Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей митрополитом Антонием (Храповицким) , которого лично знал со времени совместного пребывания в Почаевской лавре. Одновременно с этим архимандрит Тихон организовал составление обращения к митрополиту Варшавскому и всея Польши Дионисию (Валединскому) от лица православного населения Слонимского уезда с протестом относительно проведенной календарной реформы . Стремление архимандрита Тихона (Шарапова) сохранить употребление старого стиля в церковной жизни вызвало негативную реакцию священноначалия Православной Митрополии в Польше, которое рассматривало деятельность настоятеля Жировичской обители как «нецерковное и антииерархическое выступление» . Одновременно с церковным руководством на ситуацию в Жировичах обратили внимание представители светской власти, усмотревшие в действиях архимандрита Тихона антигосударственный характер. Резолюцией епископа Гродненского и Новогрудского Алексия (Громадского) 2174 от 17 июля 1924 г., положенной на рескрипте Министерства исповеданий и народного просвещения Польской Республики 4208/811 от 30 июня 1924 г., архимандрит Тихон был устранен от должности настоятеля Жировичского монастыря .

http://bogoslov.ru/article/6192400

Активно работает епархиальная комиссия по канонизации святых и реабилитации репрессированных в XX в. В 1993 г. в Алматинской епархии состоялось прославление в лике местночтимых святых преподобномучеников Анатолия, Серафима и Феогноста , иером. Пахомия (Русина) , прп. схим. Ираклия (Митяха) , мч. Виктора Матвеева , прмц. мон. Евдокии . В 1997 г. был прославлен сщмч. еп. Пимен (Белоликов) , прп. схиархим. Севастиан (Фомин) . Комиссия подготовила материалы к Архиерейскому Собору РПЦ 2000 г. , на к-ром были канонизированы в Соборе новомучеников и исповедников Российских по списку от А. и А. е. митрополиты Николай (Могилевский), Евгений (Зёрнов) , архиепископы Захария (Лобов) , Александр (Щукин) , епископы Уар (Шмарин) , Мефодий (Краснопёров) , Дамаскин (Цедрик) , а также еще 186 мучеников - священнослужителей, монашествующих и мирян. Продолжается сбор материалов для создания жизнеописаний митр. Иосифа (Чернова), архиеп. Тихона (Шарапова), епископов Германа (Вейнберга) и Льва (Черепанова) и иже с ними пострадавших. В 1998 г. впервые в послереволюционное время были проведены церковно-археологические раскопки - в Алма-Ате на месте разрушенного казачьего Софийского собора были обретены останки первого Туркестанского еп. Софонии (Сокольского) , к-рым определено покоиться в соборе после его восстановления (начато в 1998). В 2000 г. в Алма-Ате обретены мощи митр. исп. Николая (Могилевского). Ежегодно 11 авг., в день памяти преподобномучеников Серафима и Феогноста, тысячи казахстанских паломников поднимаются в Аксайское ущелье, чтобы помолиться у могил мучеников. Др. центром паломничества с 1997 г. является Введенский собор Караганды, где покоятся мощи прп. Севастиана (Фомина). Местом молитвы для православных Алма-Аты стала ныне расположенная в границах города роща Баума, в к-рой в 1918 г. был расстрелян сщмч. еп. Пимен (Белоликов); в 1998 г., в 80-ю годовщину мученической кончины епископа, по инициативе мирян в роще Баума поставлен памятный обелиск. По благословению архиеп. Алексия в епархии возрожден крестный ход к св.

http://pravenc.ru/text/76700.html

в городе Тула. В шестнадцатилетнем возрасте поступил послушником в Бёлевскую Введенскую Макариевскую пустынь Тверской епархии. Через 2 года принял иноческий постриг. В 1911 г. зачислен в состав братии Успенской Почаевской лавры, пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона. С 1912 г. пресвитер. Был главным редактором журнала «Русский инок». В августе 1914 г. участвовал в Галиции в работе по воссоединения местных униатов с Православной Российской Церковью. С апреля 1915 г. иеромонах Тихон полковой священник 177-го Изборского пехотного полка, в котором организовал полковое православное братство Христа Спасителя. За усердное служение в 1916 г. был награжден орденом св. Владимира с мечами, орденом св. Анны с мечами и золотым наперсным крестом. После заключения Брестского мирного договора и выхода России из Первой мировой войны иеромонах Тихон служил в подворье Почаевской Лавры в г. Здолбунове (ныне райцентр Ровенской области, Украина). В кратчайшие сроки священнослужитель организовал на базе подворья Здолбуновское православное братство в честь Пресвятой Богородицы, за что снова был отмечен Патриаршей грамотой. К 1919 г. братство стало центром антиуниатской миссии в регионе, издавал миссионерско-апологетическийо журнал «Православие». В том же году на протяжении нескольких месяцев за свою деятельность он содержался под арестом в греко-католическом базилианском монастыре в местечке Бучача Тернопольского округа(8). Примечания: 1)Листовка Карловацкого Синода о положении Православной Церкви в Польше в редакции архимандрита Тихона (Шарапова). Личный архив протоиерея Геннадия Логина. На 2-х л. 2)Свитич Л. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия//Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917–1950 гг. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1997. С. 116–117. 3)АУЖМ. Дело «Список монашествующей братии Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря с краткими сведениями об их службе к 1 января 1923 г.». Л. 1 об. 4)Деяние Собора Епископов Православной Митрополии в Польше, от 12 апреля 1924 года, в столичном городе Варшаве//Вестник Православной Митрополии в Польше.

http://e-vestnik.ru/analytics/girovichi_...

В этом храме 20 лет никого не венчали, потому что молодых русских в городе нет. Все, кого крестил предыдущий настоятель, уже уехали из страны. Если крещения и случаются, то это дети военных с российской базы. В храме тридцать прихожан, все старушки. Мы привезли им продуктовые наборы — курица, яйца, крупы, масло. Бабушки натурально голодают, и даже странно, что в стране еще остались пенсии. Этих пенсий хватает, чтобы не протянуть ноги. Бабушки между собой обсуждают планы, как Жеглов и Шарапов в фильме Говорухина — «А вот у Марины Ивановны есть капуста, а у Марфы Антоновны — картошка, соберемся и суп сварим, как-нибудь протянем». Но здесь бывает и хуже. В местной психиатрической больнице, например, больных кормят только родственники с «воли». Санитары в лучшем случае немного следят за порядком. Нет родственников — нет еды. Из-за привезенных людьми из епархии йогуртов больные всерьез подрались, санитары не стали их разнимать. Настоятель храма Архистратига Михаила в Курган-Тюбе — иеромонах Тихон из Санкт-Петербурга, похожий на священников с фотографий начала XX века. Очень худой, очень юный, очень мягкий и улыбчивый. На вид отцу Тихону, может быть, лет 25. А может, и 19. Непонятно, как в эти пески занесло церковного интеллигента с недописанным в СПбДА дипломом. Деловито показывает храм, рассказывает, как именно хочет обустроить хоры, где будет лестница на колокольню и так далее. Планов у отца Тихона много. На фоне «афганца», тощих коров, трех десятков старушек-прихожанок и вообще Таджикистана он кажется слегка сумасшедшим или святым. Приют Из Курган-Тюбе в Душанбе возвращаешься и как-то выдыхаешь. Все-таки город, в котором много европейских зданий и нет этого жутковатого ощущения «Азии», которое невозможно точно описать. В храме Душанбе довольно много прихожан, ведется активная стройка детского приюта и русского культурного центра. Столица все-таки, кафедральный собор. Одна из основных забот епископа Питирима — приют для детей. После того, что я увидел в семьях Ирины, Людмилы, Елены — становится понятнее, почему так. Потому что есть нищета, превышающая наши привычные представления.

http://pravmir.ru/chtobyi-ne-riskovat-de...

К сожалению, просьба эта, в том числе фотографии места слома березы, не была удовлетворена: было очень важным установить причину слома ствола, именно, в этом месте. Возможно, что там присутствовали следы давнего повреждения ствола березы. А. Кузьмин, по сделанным им фотографиям, определил, что точка падения ствола березы на землю находится, с небольшой поправкой, напротив места установки Поклонного Креста, в направлении на восток, что соответствует расстоянию около 3-х метров от указанного на схеме ситуационных зон костра 4. В том же письме на сайт монастыря на Ганиной Яме епископу Евгению (Кульбергу) было сказано: «День 7/20 мая отмечен одним из самых Великих Небесных Знамений - явлением на небе Креста Господня в Иерусалиме в 351 году. Ураган 20 мая 2018 года относится к небесному явлению и случился он в день, когда в Иерусалиме бушует ураган страстей человеческих, вызванный решением объявить Иерусалим столицей государства Израиль. День 7/20 мая связан с Жировицкой иконой Божией Матери, история явления которой отмечена пожаром - огнем, в котором икона не сгорела. Во время Царствования Государя Николая II, в 1915 году Жировицкую икону Божией Матери, в серебряном окладе и с другими ценностями, перевезли в Москву, в собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, после его закрытия - в Екатерины вмц. мужской монастырь в г. Видное Московской области. В январе 1922 г., стараниями жировицкого архимандрита Тихона Шарапова, икона вновь была возвращена в Жировичи». Наконец, тот день 7/20 мая 1918 года был отмечен в Дневнике Государем одним важным для жизни арестованных в Доме Ипатьева: «Сменился караул...». В этот день, в книге дежурств была сделана следующая запись: «20/V-18 г. Просьба Николая Романова, бывшего царя, дать ему работу: вычистить мусор из сада, пилить или колоть дрова» (Дневники... Указ.соч., 2 том, с. 435; ГАРФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 24. Л. 1 об.). Запись в Дневнике Императрицы Александры Федоровны: «Екатеринбург. 7 (20). Май . Понедельник. Неделя 3 по Пасхе. (Святых жен мироносиц.) Ком[ендант] соскоблил краску, закрывающую термом[етр], и теперь снова можно видеть показания в градусах. Неделю нет известий от детей» (Дневники... Указ.соч., т. 2, с. 434.).

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/04/v_...

19 декабря 1927 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило монаха Агапита к трем годам заключения на Соловецких островах, и он был отправлен в пересыльный лагерь, располагавшийся в городе Кеми, где встретился с преподобным Никоном. Первое время они жили вместе, но затем монах Агапит попал на одну из лагерных командировок на побережье Белого моря. По окончании срока заключения монах Агапит был приговорен к трем годам ссылки и отправлен в Архангельск. Во время этапирования он снова смог встретиться со старцем Никоном. Однако вскоре после прибытия в Архангельск старца Никона перевели в Пинегу, а отца Агапита – в село Заостровье рядом с Архангельском. Многое о жизни отца Агапита в ссылке, о его встречах с преподобным Никоном стало известно благодаря воспоминаниям духовной дочери преподобного старца монахини Амвросии (Оберучевой), которая посетила ссыльного монаха в Заостровье, привезла ему посылку с продуктами и сапоги, необходимые для работ в лесу. Архиепископ Тихон (Шарапов)      В архангельской ссылке отец Агапит познакомился с архиепископом Архангельским Антонием (Быстровым) и другими ссыльными епископами и священниками, в частности, проживавшим по соседству епископом Гомельским Тихоном (Шараповым; впоследствии – архиепископ Алма-Атинский, расстрелян 10 ноября 1937 года). 23 января 1931 года архиепископ Антоний был арестован, и вместе с ним двадцать один человек, среди которых оказался и монах Агапит. Впоследствии отцу Агапиту было предъявлено обвинение в том, что он «являлся ближайшим сторонником епископа Тихона, участвовал в помощи ссыльному духовенству, которую организовал архиепископ Антоний, и выдавал себя среди крестьян за мученика и невинного страдальца за веру Христову». 2 декабря 1931 года монах Агапит был приговорен к очередным трем годам заключения в концлагерь и отправлен в Мариинские лагеря в Кемеровской области. Вернувшись из заключения, он поселился в Орле, где в то время жили многие ссыльные и отбывшие заключение в лагерях. Иногда он приезжал в Москву, где встречался с прежними знакомыми по Оптиной.

http://pravoslavie.ru/122489.html

После заключения Рижского мирного договора (1921) и присоединения западной части Волыни к Польской Республике Здолбуновское братство стало центром сопротивления тенденциям по автокефализации Православной Митрополии в Польше. На Соборе православных епископов, открывшем свою работу 24 января 1922 г. в Варшаве, были приняты «Временные правила об отношении правительства к Автономной Православной Церкви в Польше». В этом документе, подготовленном Министерством исповеданий и народного просвещения Польской Республики, предусматривалась возможность широкого вмешательства государства в вопросы церковной жизни. Принятие «Временных правил» создавало условия для подготовки провозглашения автокефалии Православной Митрополии в Польше. Не согласившись подписать «Временные правила», епископ Пинский и Полесский Пантелеимон (Рожновский) (1867–1950) и епископ Белостокский Владимир (Тихоницкий) (1873–1959), управляющий Гродненской епархией, заявили о своем желании сохранить каноническое единство с Русской Православной Церковью. Составив письменный протест, они передали его Святейшему Патриарху Московскому и Всероссийскому Тихону (Беллавину) при посредстве иеромонаха Тихона (Шарапова), который в январе 1922 г. инкогнито совершил поездку в Москву . Одним из средств укрепления позиций противников польской автокефалии было принятое 24 января/6 февраля 1922 г. Святейшим Патриархом Московским и Всероссийским Тихоном (Беллавиным) и Священным Синодом Православной Российской Церкви решение о наделении Здолбуновского Богородичного братства ставропигиальным статусом, а его председателя иеромонаха Тихона – саном архимандрита . Развитие польского автокефального проекта побудило сторонников канонического единства с Русской Православной Церковью предпринять попытку консолидировать свои силы для организации сопротивления церковному сепаратизму. По представлению управляющего Гродненской епархией епископа Белостокского Владимира (Тихоницкого) Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод своим постановлением 185 от 8 февраля 1922 г. назначили архимандрита Тихона (Шарапова) настоятелем Свято-Успенского Жировичского монастыря . В этом назначении просматривается попытка превратить древнюю белорусскую обитель, регулярно посещавшуюся православными паломниками, в центр противодействия польской автокефалии. Вскоре после переезда в Жировичи, распоряжением епископа Владимира, архимандрит Тихон был назначен благочинным монастырей Гродненской епархии и исполняющим обязанности благочинного приходов Бытеньского округа Гродненской епархии . Этим назначением значительно усиливались позиции архимандрита Тихона, который получал возможность распространять свою деятельность за пределы Жировичского монастыря.

http://bogoslov.ru/article/6192400

Несмотря на запрет совершать богослужения, отец Тихон продолжал служить в кладбищенском Георгиевском храме (возле Жировичского монастыря). Характерно, что авторитет его был настолько высок, что практически вся паства обители приходила на богослужение именно к нему, а не в монастырь. Хотя в монастыре тоже шли службы и был назначен новый наместник. Усилия архимандрита Тихона увенчались частичным успехом. 16 августа 1924 г. Собор Епископов Православной Митрополии в Польше благословил сохранение юлианского календаря по усмотрению местных приходских общин (6). Но остаться в Жировичах отстраненному настоятелю не позволили. 15 октября 1924 г. представители гражданской власти вывезли его в Варшаву, откуда через два дня депортировали в Германию (7). На протяжении двух месяцев после высылки он жил при бывшей посольской Владимирской церкви в Берлине, а затем получил возможность переехать в СССР. Вскоре после прибытия в Советскую Россию, архимандрит Тихон (Шарапов) был рукоположен во епископа Гомельского с наделением правами попечения о православных христианах Польши, сохраняющих верность Патриарху Московскому.  В мае 1925 г. произошел его арест по обвинению в «активной контрреволюционной пропагандистской деятельности». После осуждения владыка отбывал срок в Казахстане, на Соловках, в Архангельской области. В августе 1937 г. вновь арестован по обвинению в руководстве «антисоветской монархической террористическо-повстанческой организации церковников» и расстрелян 10 ноября 1937 г. , реабилитирован в 1990 г. . От редакции Как нам сообщили в Митрополичьем округе Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, преосвященного Тихона в Казахстане помнят и почитают. На полигоне Жаналык, где расстреляно более 4 тыс. человек, покоится и владыка, там регулярно совершаются панихиды и молебны, туда приезжают паломники. Однако вопрос о возможном прославлении владыки пока остается открытым, так как с его следственного дела в архиве еще не снят гриф «секретно». Справка Архимандрит Тихон (Константин Иванович Шарапов) родился 7 апреля 1886 г.

http://e-vestnik.ru/analytics/girovichi_...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010