Возглавив Жировичский монастырь в столь непростое время, архимандрит Тихон (Шарапов) практически сразу заявил о себе как о принципиальном стороннике сохранения единства Русской Православной Церкви. С целью привлечения на свою сторону православного населения он переписывал от руки и распространял среди верующих текст изданной в 1922 г. листовки Синода Русской Православной Церкви Заграницей, в которой подвергались резкому осуждению действия церковных и светских властей по подготовке польской автокефалии . Подобные действия настоятеля Жировичской обители на протяжении нескольких месяцев находили поддержку со стороны правящего архиерея и совершались в русле общеепархиальной политики. Так, 14–15 июля 1922 г. состоялся Съезд представителей духовенства и мирян Гродненской епархии, принявший постановление о принципиальном осуждении идеи польской автокефалии . Однако определением Священного Синода Православной Митрополии в Польше от 12 октября 1922 г. епископ Белостокский Владимир (Тихоницкий) за противодействие автокефалии был отстранен от управления Гродненской епархией. Временным управляющим епархией Синод избрал епископа Луцкого Алексия (Громдского) (1882–1943), викария Волынской епархии, который 21 апреля 1923 г. был утвержден в должности и получил титул епископа Гродненского и Новогрудского . Отношения архимандрита Тихона с новым гродненским архипастырем складывались непросто, причиной чему были их расхождения во взглядах на вопрос о перспективах церковной жизни в польском государстве. Через месяц после отстранения епископа Владимира (Тихоницкого) от управления епархией архимандрит Тихон (Шарапов) был освобожден от должности исполняющего обязанности благочинного Бытеньского округа, а 19 июля 1923 г. – от должности благочинного монастырей Гродненской епархии . Резкое обострение взаимоотношений настоятеля Жировичского монастыря с епархиальной властью и руководством митрополии наметилось после того, как 12 апреля 1924 г. Собор епископов Православной Митрополии в Польше принял решение о переводе церковного месяцесловия на новый стиль .

http://bogoslov.ru/article/6192400

Острожский еп. Аверкий окончательно утратил власть над приходами Острожского и Дубенского уездов 11 окт. 1921 г., когда приходы Польши были выделены патриархом Тихоном в Польский Экзархат под рук. архиеп. Георгия (Ярошевского), получившего 30 янв. 1922 г. титул митрополита Варшавского и всея Польши, главы автономной Польской Церкви. 31 янв. 1922 г. Архиерейский Собор Польской Церкви утвердил статус Почаевской лавры (ранее подчинявшейся Волынскому архиепископу) как ставропигии в ведении Варшавского митрополита. Митр. Георгий потребовал перевода в подчинение Почаевской лавре Здолбуновского скита. В этих условиях Здолбуновское Почаево-Богородичное братство 5 сент. 1921 г. приняло решение просить Высший Церковный Совет и патриарха Тихона принять братство и братский храм под патриаршее покровительство (Там же. Л. 24). 8 февр. 1922 г. патриарх Тихон и Синод предоставили Здолбуновскому братству статус патриаршей ставропигии, а его настоятеля иером. Тихона (Шарапова) возвели в сан архимандрита. С дек. 1921 г. Тихон (Шарапов) по согласованию с Варшавской митрополией служил в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , оставаясь главой Здолбуновского братства. Патриарх и Синод позже узаконили это перемещение: указом от 16 февр. 1922 г. архим. Тихон был утвержден в должности настоятеля Жировицкого монастыря и председателя Здолбуновского ставропигиального братства (Там же. Ф. 258. Оп. 3. Д. 334. Л. 18). 14 февр. 1922 г. руководство братства обратилось в Волынскую епархию с просьбой о возвращении архим. Тихона в Здолбуново. В ведении архим. Тихона (Шарапова), находившегося в непосредственном подчинении патриарху Тихону, в 1920-1922 гг. состояли Здолбуновское братство при Почаево-Богородичном ските и тесно связанное с последним Острожское Кирилло-Мефодиевское братство при Кирилло-Мефодиевском храме в Остроге, существовавшее с 1865 г. Архим. Тихон руководил Острожским братством в 1921-1922 гг. вследствие того, что прежний глава братства - прот. Михаил Тучемский, 2-й священник острожского Богоявленского собора, в 1921 г.

http://pravenc.ru/text/2581685.html

Архимандрит Тихон начал с распространения среди верующих листовок с решением Синода Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), резко осуждавшим  действия церковных и светских властей по подготовке польской автокефалии (1). А в июле 1922 г. состоялся Съезд представителей духовенства и мирян Гродненской епархии, который принял постановление с аналогичным содержанием (2). В ответ Священный Синод Православной Митрополии в Польше уволит епископа Владимира (Тихоницкого) от управления епархией.  Одновременно с этим архимандрит Тихон лишился сразу двух должностей — и. о. благочинного Бытеньского округа, и благочинного монастырей Гродненской епархии (3). В это время митрополит Варшавский Дионисий (Валединский) получил письмо патриарха Константинопольского Григория VII с предложением перехода на новый календарный стиль в церковной жизни. Собор епископов Православной Митрополии в Польше отреагировал сразу и принял решение «в согласии с великою Константинопольскою Христовою Церковью ввести в церковное употребление новый стиль» (4). Очевидно, что иерархи Варшавской митрополии надеялись таким образом ускорить процесс получения от Константинополя Томоса об автокефалии. Пытаясь избежать открытого конфликта с руководством митрополии, архимандрит Тихон поначалу старался в своих обращениях к епископу Гродненскому Алексию (Громадскому) предостеречь его о возможном неприятии календарной реформы православным населением (5). Он также обменивался письмами о календарной проблематике и с Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Антонием (Храповицким), и организовал от лица православного населения Слонимского уезда составление письменного протеста к митрополиту Варшавскому и всея Польши Дионисию. Однако в июле 1924 г. за противодействие проведению календарной реформы был запрещен правящим архиереем в служении и освобожден от должности настоятеля Жировичского монастыря. Не признав законности данных распоряжений, архимандрит Тихон указывал на принятие должности  настоятеля Жировичской обители от патриарха Московского и всея России Тихона и сохранение ему канонической верности. Вскоре он направился на Волынь, где, где в Дерманском монастыре и Здолбуновской Богородичной церкви призывал верующих к сопротивлению календарной реформе. Вернувшись в Жировичи в августе 1924 г., архимандрит Тихон обратился к верующему народу с заявлением о незаконности своего отстранения от должности настоятеля, непризнании епископа Алексия (Громадского) управляющим Гродненской епархией и неканоничности календарной реформы. При этом он призвал народ сохранять каноническое единство с Русской Православной Церковью. Архимандрита Тихона поддержал православный сенатор В. В. Богданович, который организовал сбор многочисленных подписей под обращением, отрицавшим законность календарной реформы и смены руководства обители. В течение нескольких дней церковный протест распространился за пределы Жирович, охватив Слонимский, Волковысский и Барановичский уезды.  

http://e-vestnik.ru/analytics/girovichi_...

В сент. 1921 г. патриарх свт. Тихон назначил П. епископом Пинским и Новогрудским, правящим архиереем новоучрежденной епархии в Зап. Белоруссии, отошедшей к Польше. Вскоре был привлечен польскими властями к переговорам в Варшаве о правовом положении православной Церкви. Вместе с Минским архиеп. Георгием (Ярошевским ; с янв. 1922 митрополит Варшавский) и Кременецким еп. Дионисием (Валединским ; впосл. митрополит, предстоятель неканонично провозглашенной автокефальной Польской Православной Церкви) согласился с требованием министра религ. исповеданий о необходимости для правосл. Церкви в Польше автокефального управления, но оговорил необходимость получения на это благословения от патриарха Тихона. В дальнейшем, вопреки ожиданиям гос. власти, П., несмотря на свое польское (по отцу) происхождение, выступил решительным противником разрыва правосл. верующих Польши с Русской Церковью. 24 янв. 1922 г. П. участвовал в Совете епископов, созванном митр. Георгием в Варшаве без участия противников автокефалии. На Соборе П. вместе с Белостокским еп. Владимиром (Тихоницким ; впосл. митрополит) отказался подписать предложенные польск. властями «Временные правила», предусматривавшие гос. контроль над правосл. Церковью и ущемлявшие права правосл. населения. Вскоре (не позднее мая 1922) П. был насильно удален из епархии и отправлен для проживания под адм. надзором в Милецкий во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь на Волыни. В нач. 1925 г. по ходатайству архим. Тихона (Шарапова; с марта того же года - епископ Гомельский), изгнанного гос. властями из Польши, патриарх Тихон возвел П. в сан архиепископа. В 1928 г. переведен из Милецкого монастыря в Дерманский монастырь, а в 1930 г.- в Жировицкий (Жировичский) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь . Пребывание П. в Жировицах способствовало сохранению в обители канонического устроения церковной жизни, превращению мон-ря в один из главных духовных центров Православия в Польше. Когда он служил, то в монастырский храм шел с песнопением во главе множества паломников, образовывавших своего рода крестный ход. Получил большую известность как талантливый проповедник. Ряд религиозно-нравственных сочинений П. был издан в Литве в виде брошюр и листовок, к-рые распространяли среди правосл. верующих Польского гос-ва.

http://pravenc.ru/text/2578866.html

Еп. Аверкий наряду с Владимир-Волынским еп. сщмч. Фаддеем (Успенским) являлся заместителем архиеп. Волынского и Житомирского Евлогия (Георгиевского) после ареста последнего в 1918 г. Кременецкий еп. Дионисий, единственный в 1919-1921 гг. на польск. территории правосл. архиерей, наладивший хорошие отношения и с польск. властями, и с укр. Директорией, не признавал юрисдикцию архиеп. Евлогия. Последний в 1922 г. указом патриарха св. Тихона (Беллавина) был назначен митрополитом Западноевропейским. Отдельные скиты в Острожском и Дубенском уездах, признававшие архиеп. Евлогия, не подчинялись ни управлявшему Варшавской епархией в 1921-1923 гг. архиеп. Георгию (Ярошевскому; с 1922 митрополит), ни Кременецкому еп. Дионисию. В 1919-1920 гг. адм. подчинение архиеп. Евлогию и его викарию по Ровенскому, Острожскому и Дубенскому уездам Острожскому еп. Аверкию сохраняли 4 скита, основанные Типографским Иовским братством (см. в ст. Иова Почаевского преподобного мужской монастырь ) под рук. архим. Виталия (Максименко) : Пляшевский Георгиевский, Иовский, Почаево-Богородичный и скит св. Гавриила Заблудовского. Общую координацию деятельности обителей с 1919 г. осуществлял иером. Тихон (Шарапов) , ставший настоятелем Здолбуновского Почаево-Богородичного подворья Пляшевского мон-ря и возглавлявший созданное при подворье в 1918 г. по благословению патриарха Тихона (грамота от 10 февр. 1918) Почаево-Богородичное братство. В Здолбунове располагалась типография Почаевской лавры, в марте 1919 г. печатня была конфискована правительством С. В. Петлюры (ГА Тернопольской обл. Ф. 148. Оп. 5. Д. 222. Л. 22). Архим. Тихон рассматривался Московской Патриархией в качестве возможного епископа для тех приходов, к-рые были не согласны с позицией Георгия (Ярошевского) и Дионисия (Валединского) и пребывали в оппозиции к навязываемой польск. правительством автокефалии правосл. Церкви в Польше. В июле 1920 г. Кременецкий еп. Дионисий при поддержке польск. властей вернул Пляшевский монастырь в подчинение Почаевской лавре и назначил туда наместником иером. Ипатия (Беседина).

http://pravenc.ru/text/2581685.html

По всей видимости, Е. Тучков потребовал от митрополита Петра подписать известное сопроводительное письмо в редакцию «Известий» и признать подлинность послания. Необходимо отметить, что митрополит Петр назван в месте с Патриархом как член группы «правых церковников», которая «имела отношения шпионского характера с АРА и с представителями Англии» . Уже 27 марта Е.Тучков докладывал, что «группа ликвидирована». Готовился арест Патриарха, остальные члены группы были арестованы и допрашивались. Только митрополит Петр, названный вторым после Патриарха, не только не был допрошен или арестован, но и с ведома ГПУ, стал Местоблюстителе Патриаршего Престола. Фактически без видимых причин с него были сняты тяжелейшие обвинения. Естественно, пойти на это Е.Тучков мог при условии выполнения митрополитом Петром определенных требований ГПУ. Кроме того, митрополит Петр, естественно, не мог не понимать, какие репрессии обрушатся на Церковь, в случае его отказа признать подлинность послания. Кроме того, очень важно отметить, что послание не было разослано по епархиям и приходам, что обычно делалось в отношении патриарших посланий. Важным источником при изучении отношения митрополита Петра к «Завещанию патриарха Тихона» является следственное дело Н-3677, заведенное в 1925 г. в отношении митрополита Петра и целого ряда других священнослужителей. Материалы дела позволяют сделать выводы об отношении митрополита Петра к «Завещанию». Приведем краткий обзор этого следственного дела. 11. 11. 1925 г. АРК приняла решение ускорить раскол среди «тихоновцев», а также поместить в «Известиях» «ряд статей, компрометирующих Петра» и одновременно начать следствие против Патриаршего Местоблюстителя . В ОГПУ были составлены списки близких к митрополиту Петру епископов. 19 ноября были арестованы епископы Гурий (Степанов), Прокопий (Титов) и Иоасаф (Удалов) 30 ноября в Даниловском монастыре были арестованы архиереи: Парфений (Брянских), Амвросий (Полянский), Дамаскин (Цедрик), Пахомий (Кедров), Тихон (Шарапов), Герман (Ряшенцев), Николай (Добронравов), архимандрит Сретенского монастыря Серафим (Крутень), бывший обер-прокурор Синода А.Д. Самарин и другие.

http://pravoslavie.ru/57501.html

3) осуждения заграничных епископов и 4) в дальнейшем определенного контакта в деятельности с правительством в лице Тучкова. За это обещалось официальное оформление управления и неприкосновенность тех епископов, кои будут назначены на епархии по соглашению с властью. Митрополит Пётр решительно отказался от предложенных ему условий и, в частности. от подписания предложенного Тучковым текста декларации. Тогда 27 ноября (10 декабря) 1925 г. у митрополита Петра был произведён ночью обыск, сам же он сперва был арестован на дому, а через два дня переведён во внутреннюю тюрьму на Лубянке при ГПУ. Одновременно с ним была арестована группа проживавших в Москве иерархов, близких митрополиту Петру и, очевидно, по мнению ГПУ, одинакового с ним настроения. Это были: архиепископы Николай [Добронравов] Владимирский, Пахомий [Кедров] Черниговский, Прокопий [Титов] Херсонский, Гурий [Степанов] Иркутский, епископы Парфений [Брянских] Ананьевский, Дамаскин [Цедрик] Глуховский, Тихон [Шарапов] Гомельский, Варсонофий Каргопольский и др. Согласно завещанию, оставленному Петром [Полянским], в случае его ареста в управление Церковью должен вступить в качестве Заместителя Местоблюстителя сперва митрополит Сергий [Страгородский] Нижегородский, затем митрополит Михаил [Ермаков], экзарх Украины и, наконец, архиепископ Иосиф [Петровых] Ростовский. К моменту ареста митрополита Петра [Полянского] ГПУ уже подготовило самочинную группу епископов, во главе с архиепископом Григорием [Яцковским] Екатеринбургским и епископом Борисом [Рукиным] Можайским, каковая – по примеру Живой Церкви при аресте Патриарха – немедленно же, как только был арестован митрополит Пётр, созвала совещание своих заранее сговорившихся участников – 9-ти епископов, живших в Москве. Совещание это объявило, что деятельность митрополита Петра была контрреволюционной и неканоничной и что, ввиду его ареста и отсутствия, таким образом, управления Церковью, – они, т. е. собравшиеся 9 епископов, организуют из себя Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС) и берут в свои руки управление Церковью. Советская власть, подготовившая через ГПУ выступление этих епископов ещё, очевидно, когда митрополит Пётр был на свободе, ныне широко пошла им навстречу: организованный ими ВВЦС получил немедленное официальное признание, разрешение на печать, канцелярию и, наконец, возможность печатать в типографии свои послания и широко распространять их. Вместе с тем истинный Заместитель митрополита Петра – митрополит Сергий лишён был права выезда из Нижнего Новгорода в Москву и, таким образом, не мог вступить в управление Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Алавердская 15(28).01.1916–11(24).03.1916: Пирр Окропиридзе 1916–1917. 1917–1922: Пирр Окропиридзе, паки Алатырская 01(14).07.1912–09(22).02.1918: Назарий Андреев 1918–1919: Тихон Василевский, в. у. –1920: 26 .1(08.02).1920–07.1923: Гурий Степанов 27 .06(10.07).1921 –1925: Иоаким Благовидов 1925–1926: Герман Коккель, в. у. 1926–: – 1928: Аркадий Ершов 16(29).09.1927 –16(29).10.1930: Митрофан Гринёв 1930–1933: Иоанникий 1933–1934: Иннокентий Поспелов 16(29).06.1934–09(22).11.1934: Серафим Зборовский, в. у. Алатырская (обн.) 27 .04(10.05).1924–02(15).10.1925: Феодор Преображенский 1925–1934: 11 .1934–10(23).01.1935: Викентий Никипорчук Алданская (обн.) 22 .10(04.11).1928–1929: Константин Знаменский Александрийская (обн.) 03(16).07.1923–05.1925: Иоанн Славгородский 1925–1935: 1935–1936: Софония Яскевич Александровская (Владим. вик.) 09 .1932–1935: Леонид Антощенко Александровская (Владим. вик.)(обн.) 28 .04(11.05).1924–1928: Алексий Рождественский 10 .1929–1931: Александр Введенский 2 1931 – 1935: 04 .1935–27.08(09.09).1935: Андрей Расторгуев 09(22).04.1936–17(30).12.1937: Николай Автономов Александровская (Ставроп. вик.) 03(16).07.1911–1919(7): Михаил Космодемьянский 25 .10(07.11).1921–1922: Серафим Силичев 1922–1924: 10(23).09.1924–1925: Рафаил Гумилевский 15(28).04.1924–30.11(13.12).1933: Стефан Адриашенко Алексинская (обн.) 14(27).01.1925–07(20).11.1925: Христофор Сокольский 1925–09(22).09.1926: Пётр Данилов 1926–1932: 08 .1932–09.1932: Пётр Горбатов Алма-Атинская 25 .06(08.07).1912–16(29).12.1916: Иннокентий Пустынский 21 .01(03.02).1917–1917: Сергий Лавров 1917–1918: Пимен Белоликов 10(23).06.1919– 1920: Софроний Арефьев 1921–04 (05).1922: Леонид Скобеев 1923–24.01(06.02).1927: Сергий Лавров, паки 10 .1926–17(30).10.1929: Мелхиседек Аверченко 1929–1930: Лев Черепанов 03(17)04.1930–05(18).12.1932: Герман Вейнберг 21 .08(03.09). 1933–03.1936: Александр Толстопятов 17(30).07.1936–20.09(03.10).1937: Тихон Шарапов 1937–1945: 23 .05(05.06).1945–12(25).10.1955: Николай Могилевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Время-то тогда было оголтелое, безбожники ставили себе целью нравственно разложить народ. Непосредственного предшественника владыки Николая по кафедре – священномученика Тихона (Шарапова), не дав ему прослужить и полгода, расстреляли на расстрельном полигоне Жаналык в 1937-м году. Вот на какое место был назначен владыка Николай. Как таковой Казахстанской епархии тогда уже вновь не существовало, храмы не действовали. Наверняка, конечно, и верующие молились, и духовенство тайно по домам совершало литургии, Крещения, Венчания, отпевания… Но всё это было катакомбно. И как это всё при тех временах легализовать?.. Как Бог, действуя через Своих подлинных учеников, спасает многих Здоровье владыки Николая было подорвано тюрьмами, ссылками, голодом-холодом, жизнью без крова, на подаяние. Как-то он уже даже в обморок от истощения упал. Так бы и умер, если бы его не подобрал татарин. Это происходило в Челкаре – казахстанском городке, куда владыку отправили после очередного ареста, – просто вытолкнули ночью из поезда в нижнем белье и рваном ватнике. Местные старушки сжалились, кто что принес: латаные валенки, шапку, старые штаны. Одна – в сарае с коровой и свиньей приютила. О том, что он епископ, владыка никому ни слова не сказал... Помните, ведь и будущий вселенский святитель Николай Чудотворец тоже одно время жил буквально на улице, никому не открывая, кто он. Да вот и тут Господь Сам уже вмешался, в данном случае повелев иноверцу-мусульманину выходить этого лежащего посреди улицы без чувств человека. В замечательной книге-жизнеописании владыки Николая, на которую мы уже ссылались, приводится такой диалог, когда этот татарин приехал в больницу, куда он ранее без сознания отвез архиерея, а теперь вернулся, чтобы забрать его: – Почему вы решили принять участие в моей жизни и так милостиво отнеслись ко мне? Ведь вы меня совсем не знаете, – спросил владыка. – Надо помогать друг другу, Бог сказал, что мне надо помогать тебе, надо спасать твою жизнь. – Как сказал вам Бог? – Не знаю как, когда я ехал по своим делам, Бог сказал мне: «Возьми этого старика, его нужно спасти»…

http://pravoslavie.ru/133815.html

еп. Августин (Беляев) , к-рому власти отказали в регистрации. По указу митр. Сергия от 3 апр. 1930 г. в Алма-Ату прибыл еп. Герман (Вейнберг) , к-рый служил в Николаевском Кочегурском храме; 18 дек. 1932 г. еп. Герман и почти весь клир храма были арестованы. Следующим Алма-Атинским архиереем стал еп. Александр (Толстопятов) , хиротонисанный 21 авг. 1933 г., арестованный в марте 1936 г. 15 июля того же года митр. Сергий постановил уволить еп. Александра «за продолжающимся отсутствием» на покой и назначил на Алма-Атинскую кафедру еп. Тихона (Шарапова) , проживавшего в ссылке в Самарканде. Еп. Тихон вступил в управление епархией 16 янв. 1937 г., его кафедральным храмом была Введенская ц. на Клеверных участках. К этому времени в епархии за пределами Алма-Аты существовали 2 правосл. общины (в ст-це Каскелен в 35 км от Алма-Аты и в г. Сарканде). Еп. Тихон вместе с причтом Введенской ц. был арестован 19 авг. 1937 г., 17 окт. епископ был расстрелян в одном из горных ущелий близ Алма-Аты. Введенская ц. была закрыта, после чего вскоре в епархии не осталось ни одного действующего правосл. храма, священники тайно совершали литургии в частных домах. С 1937 г. Алма-Атинская кафедра не замещалась, в 1944 г. территория Казахстана была включена в состав Ташкентской и Среднеазиатской епархии, к-рой управлял еп. Кирилл (Поспелов) . Во время посещения Алма-Аты еп. Кирилл ходатайствовал перед властями об открытии в городе правосл. церквей, 16 дек. 1944 г. верующим была возвращена окраинная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Обновленчество и др. расколы С 1923 г. Среднеазиатский регион являлся одним из центров обновленчества . 1 июля 1923 г. обновленческое Туркестанское епархиальное управление назначило уполномоченным по Семиреченской губ. свящ. Матфея Шевченко. 3 авг. он провел в Алма-Ате собрание городского духовенства, избравшее «епископом Джетысуйским» (Семиреченским) вдового ташкентского прот. Алексия Маркова (с 1924 «архиепископ»), вследствие деятельности к-рого к 1925 г. практически все храмы Семиречья перешли к обновленцам.

http://pravenc.ru/text/76700.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010