Приют для епископов С конца 1920-х и в 1930-е годы Алма-Ата становится крупнейшим пересыльным пунк­том ГПУ НКВД, куда прибывали заключенные со всей страны. Отсюда они, получив распределение в лагеря или ссылки, отправлялись дальше по этапу. Пока люди ожидали направления, им надо было где-то устроиться. Рассчитывать, что их возьмут жить в квартиры, не приходилось, поскольку местное население было запугано. Находили они приют в Никольском храме. Одной из старейших церквей города, построенной в 1908 году в районе Кучугуры, суждено было стать спасительной обителью для гонимых и измученных людей. Во время богослужений храм был переполнен верующими, а алтарь — священнослужителями, поскольку вместе с клириками храма молились и прибывавшие в ссылку репрессированные священники и архиереи. В 1920-е годы алма-атинские храмы стали захватывать обновленцы, и к началу 1930-х годов на некоторое время устоял лишь один Никольский храм. Здесь принимали всех скорбящих и нуждающихся, кормили, обстирывали, давали приют. В цокольном этаже, где позже будет обустроен нижний храм в честь Успения Божией Матери, стояла русская печь. Здесь устраивали на ночлег ссыльных. Настоятелем тогда был Александр Скальский, один из самых деятельных священников в городе в то время, яркий проповедник, который самоотверженно помогал заключенным и привлекал к этому своих прихожан. Он и его сослуживцы протоиереи Стефан Пономарев, Филипп Григорьев вскоре пострадали за веру. Все трое были арестованы в декабре 1932 года, их допрашивали целый месяц, а затем поместили в тюрьму в тифозную камеру, отчего они вскоре скончались. Юбилейным Собором 2000 года Николо-­Кучугурские убиенные протоиереи также причислены к лику святых. Старушки помогли выжить В 1936 году Никольский храм был закрыт, в его помещении размещался музей атеизма, во время Великой Отечественной войны устроили конюшню, а в цокольном этаже, где раньше спасались ссыльные, разместились бойцы штрафной роты. Таким образом, в городе не осталось ни одного действующего храма. В октябре 1937 года расстреляли епископа Алма-Атинского Тихона (Шарапова), и к концу года Алма-Атинская епархия фактически прекратила свое существование. Вопрос о возрождении церковной жизни начал решаться незадолго до окончания войны. В 1944 году Казахстан был включен в состав Ташкентской и Среднеазиатской епархии. Она была территориально слишком велика, и в июне 1945 года постановлением Священного Синода была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управляющим которой был назначен досрочно освобожденный из ссылки архиепископ Николай (Могилевский).

http://e-vestnik.ru/analytics/antimins_e...

Синода: Первенствующие члены Комиссии Духовных Училищ: Директора Духовно-Учебного Управления при Св. Синоде: Председатели Учебного Комитета при Св. Синоде: Председатели Училищного Совета Св. Синода: Директора Хозяйственного Управления при Св. Синоде: Директора Контроля Св. Синода: Управляющие Контролем Св. Синода: Председатели Издательского Совета при Св. Синоде: Председатели Миссионерского Совета при Св. Синоде: Главно-управляющие духовных дел разных вероисповеданий: Министр исповеданий: Письмо А.А. Нейдгарта Письмо Я. Брафманна к Государю Выдержки из письма С. Шарапова Андроникову М.М. Программа Союза Русского Народа А. Открытое письмо Председателя Главного Совета Союза Русского Народа А.И. Дубровина Митрополиту С.-Петербургскому Антонию, Первенствующему Члену Св. Синода В. Ответ Митрополита Антония По поводу письма Дубровина Материалы к процессу Бейлиса А. Письмо сионистов-коммунистов А.С. Зарудному Надпись на конверте: Б. Письмо Прозорова Г., киевского священника, митроп(олиту) Флавиану В. Статья «Убийство Ющинского и каббала» Статья «Больной вопрос» Письма русских людей в Св. Синод Письма в C в. Синод С.М. Булатова Декрет Совета Народных Комиссаров Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о правовом положении Православной Российской Церкви от 2 Декабря 1917 года Послание Святейшего Патриарха Тихона об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной. 19.(01.02) 1918 года 14. Определение Священного Собора Православной Российской церкви о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь 15. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о мероприятиях к прекращению нестроений в церковной жизни 16. Декрет Совета Народных Комиссаров о введении нового правописания 17. Декрет Совета Народных Комиссаров о введении новой орфографии 18. Заслуги евреев перед трудящимися 19. «Во что бы то ни стало необходимо провести изъятие...» Из архивов революции А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа написано: « в 1701 г. 15 июля по указу великого государя и по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского, а по челобитью боярина Тихона Никитича Стрешнева, велено ему в Московском уезде, в вотчине его селе Шарапове, на старом церковном месте, построить вновь церковь во имя Рождества Христова каменную и той церкви на попа с причетники дани положить… по указной статье 15 алтын 2 деньги, заезда гривна. В 1703 году 14 октября к той церкви перехожая грамота дана попу Матвею Васильеву». В селе Рождествене, Шарапово тож, в 1704 г. находились: двор боярина Стрешнева, в котором жили 32 чел. деловых людей, двор скотный и 9 дворов крестьянских, в них 30 чел. После Т. Н. Стрешнева в 1719 г. и его жены Анны Юрьевны это село было отписано на государя по челобитной их родного племянника князя Ивана Федоровича Барятинского. В отписных книгах за 1719 г. церковь Рождества Христова в селе Шарапове значится: «церковь каменная во имя Рождества Господа нашего Иисуса Христа, а в церкви в начале образ Рождества Христова, по другую сторону образ Казанской Пресвятой Богородицы неокладные; двери царские с коруною резные золочены; иконостасы резные позолочены, на стенах церковных образов 21, оклады серебреные позолочены; за престолом образ Пречистой Богородицы Одигитрия, на ней венец и цата серебреные и позолочены, образ Николая чудотворца, венец и цата серебреные обложены, позолочены; на столбах 6 колоколов. У церкви во дворе поп Никита Матвеев, у него сын Никита в той же церкви дьячком и пономарем, да в селе двор вотчинников». В 1723 г. село Рождествено-Шарапово утверждено определением Вотчиной коллегии за родною внучкою Т. Н. Стрешнева, девицею Софьею Ивановною Стрешневою, которая с этим имением вышла замуж за князя Б. В. Голицына, а в 1768 г. оно перешло к их сыну Владимиру Борисовичу по разделу в 1768 г. с его родными братьями Василием, Иваном и Александром Голицыными, и за ним утверждено в 1782 г. В приходных книгах казенного приказа по 1740 г. Рождественская церковь писалась под Селецкою десятиною.

http://sobory.ru/article/?object=42686

Фотография сделана 20 мая 2018 года после окончания урагана на Ганиной Яме. Справа помещено увеличенный фрагмент фото основного ствола сломанной березы. На сайт «Мужского монастыря святыхЦарственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма)»/ ganinayama@gmail.com /было направлено письмо, в котором указывалось на знаменательное совпадение даты случившегося 7/20 мая знамения с историей этого дня и высказывалась просьба помочь в уточнении некоторых деталей произошедшего события. Его Преосвященству Преосвященнейшему Евгению епископу Среднеуральскому. «Ураган в Екатеринбурге и в его предместиях, случившийся в День попразднства Рождения Святого Страстотерпца Государя Николая Александровича 20 мая 2018 года с падением березы недалеко от Поклонного Креста и шахты 7, является Знамением, посланным Свыше в год Вековой даты Екатеринбургского злодеяния. День 7/20 мая отмечен одним из самых Великих Небесных Знамений - явлением на небе Креста Господня в Иерусалиме в 351 году. Ураган 20 мая 2018 года относится к небесному явлению и случился он в день, когда в Иерусалиме бушует ураган страстей человеческих, вызванный решением объявить Иерусалим столицей государства Израиль. День 7/20 мая связан с Жировицкой иконой Божией Матери, история явления которой отмечена пожаром - огнем, в котором икона не сгорела. Во время Царствования Государя Николая II, в 1915 году Жировицкую икону Божией Матери, в серебряном окладе и с другими ценностями, перевезли в Москву , в собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, после его закрытия - в Екатерины вмц. мужской монастырь в г. Видное Московской области. В январе 1922 г., стараниями жировицкого архимандрита Тихона (Шарапова), икона вновь была возвращена в Жировичи. Знамение 20 мая 2018 года на Ганиной Яме отмечено падением верхней части ствола березы, как показал анализ схемы расположения костров, приведенной в статье «Четыре костра в Урочище Четыре Брата» , в место расположения, близкое к четвертому костру, на котором сжигали Честные Останки Святых Царственных Страстотерпцев 18 и 19 июля 1918 года.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/30/zn...

Борис (Шипулин), архиеп. Ташкентский. Внутренняя тюрьма. Фотография. 1937 г. Борис (Шипулин), архиеп. Ташкентский. Внутренняя тюрьма. Фотография. 1937 г. В 1927 г. Б. был возведен в сан архиепископа и 27 сент. назначен на Тульскую кафедру. В кон. того же года он был арестован по обвинению «в активной работе по объединению всех церковных ориентаций для организованной борьбы с советской властью», приговорен к 3 годам концлагерей с последующим 3-годичным запретом проживания в центральных городах, отбывал наказание в СЛОН. 21 мая 1934 г. назначен на Тобольскую кафедру, в управление епархией не вступал; 21 мая 1935 г. назначен архиеп. Томским, 9 июня назначение было отменено; с янв. 1936 г. архиеп. Петрозаводский и Олонецкий, епархией не управлял. В кон. 1936 или в нач. 1937 г. Б. прибыл в ссылку в Ташкент. В февр. 1936 г., после кончины митр. Арсения (Стадницкого) , Ташкентская и Туркестанская епархия была разделена на Казахстанскую и Среднеазиатскую. 26 февр. Б. был назначен на Среднеазиатскую кафедру, служил в часовне «Всех скорбящих Радость» на городском кладбище в Ташкенте. По воспоминаниям правосл. жителей Ташкента, «владыка Борис, несмотря на запреты властей, открыто и всюду, где появлялся, проповедовал народу Слово Божие. В личном быту отличался не просто неприхотливостью, а нищетой. Часто погружался в глубокую печаль, из глаз его потоками лились слезы, и на все вопросы в такие минуты отвечал: «Да простят меня, мерзкого, Бог и Патриарх Тихон». Ходил он в ветхом подряснике, босиком в любую непогоду, питался только хлебом и водой, носил вериги, в присутствии неверующих юродствовал. Владыка был прозорлив, читал мысли людей, отвечал на наши вопросы прежде, чем мы их задавали, а наедине каждому говорил о самом сокровенном... Паства горячо любила его и восхищалась им». В кон. 1936 г., согласно завещанию митр. сщмч. Петра (Полянского) , права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя перешли к митр. Сергию (Страгородскому). Сохранилось письмо неизвестного автора к Б., в к-ром разъяснялась ситуация, сложившаяся вокруг перехода Местоблюстительства к митр. Сергию. Это письмо Б. переслал Алма-Атинскому еп. Тихону (Шарапову) в качестве приложения к своему письму, в к-ром поддержал переход высшей церковной власти к митр. Сергию и благодарил еп. Тихона за присланную ему форму поминовения Местоблюстителя.

http://pravenc.ru/text/153169.html

В ходе проведенных полицией розыскных мероприятий икона была найдена и 1 августа возвращена в Успенский собор . Тем временем архимандрит Тихон находился на Волыни, где в Дерманском монастыре и Здолбуновской Богородичной церкви призывал верующих к сопротивлению календарной реформе . Вернувшись в Жировичский монастырь 3 августа 1924 г., архимандрит Тихон (Шарапов) после богослужения обратился к верующему народу. В своем слове он осудил календарную реформу, заявил о незаконности своего отстранения от должности настоятеля и непризнании епископа Алексия (Громадского) в качестве управляющего Гродненской епархией. В качестве каноничного священноначалия он признавал лишь Святейшего Патриарха Тихона и отстраненного от управления Гродненской епархией двумя годами ранее архиепископа Владимира (Тихоницкого). Назначение игумена Исидора наместником обители архимандрит Тихон считал незаконным, в силу чего именовал последнего самозванцем. Однако пренебречь указом о запрещении в священнослужении он некоторое время не решался. Стремительно нараставшее напряжение между новоназначенным наместником и местным верующим населением, следовавшим за архимандритом Тихоном, достигло предела к 6 августа 1924 г. В этот день во дворе монастыря собралось около 100 человек, которые вызвали к себе игумена Исидора и под угрозой физической расправы потребовали от него возвращения к совершению богослужений по старому стилю. Лишь только вмешательство полиции предотвратило возможное столкновение между прихожанами и поддерживавшей наместника частью монашеской братии . Помимо местного населения и монахинь Красностокского монастыря, некоторые из которых с 1918 г. проживали при Жировичской обители, поддержку архимандриту Тихону оказал сенатор В.В. Богданович. Прибыв в Жировичи 8 августа 1924 г., он проводил встречи с местным населением и собирал подписи, убеждая людей не принимать введение нового стиля и новое руководство обители в лице игумена Исидора. Ощутив моральную поддержку со стороны сенатора, архимандрит Тихон (Шарапов) принял решение приступить к совершению богослужений вопреки наложенному на него запрету в священнослужении.

http://bogoslov.ru/article/6192400

Местом молитвенного собрания последователей бывшего настоятеля стали кладбищенская Свято-Георгиевская церковь и располагавшаяся под монастырской колокольней часовня. Согласно информации, содержащейся в рапорте игумена Исидора на имя управляющего Гродненской епархией, за два дня пребывания В.В. Богдановича в Жировичах архимандрит Тихон «так повлиял на темное окружающее население, что не только миряне, но и монахи и монахини не ходят к монастырским службам, считая его ставропигиальным Патриаршим Архимандритом и Настоятелем Жировицкого монастыря» . В последующие дни число сторонников архимандрита Тихона стремительно расширялось, по причине чего оппозиционные настроения распространились за пределы Слонимщины. Уже 18 августа 1924 г. представители православного населения Слонимского, Волковысского и Барановичского уездов направили протестное обращение митрополиту Варшавскому и всея Польши Дионисию (Валединскому) . Расширение церковной оппозиции, центральной фигурой которой к концу лета 1924 г. стал архимандрит Тихон (Шарапов), вызвало обеспокоенность со стороны как церковных, так и гражданских властей. Налагая резолюцию на прошение представителей православного населения Слонимского уезда о прощении бывшего настоятеля Жировичского монастыря, епископ Алексий (Громадский) 6 августа 1924 г. написал: «…архим[андрит] Тихон сделал все от него зависевшее, чтобы не оказалось ровно никакой возможности к его защите перед властями – светскою и духовною» . На заседании Священного Синода Православной Митрополии в Польше, проходившем 20 августа 1924 г., было отмечено, что отстранение архимандрита Тихона (Шарапова) от настоятельства в Жировичском монастыре с последующим запрещением в священнослужении явилось следствием его антигосударственной настроенности. «Архим[андрит] Тихон не упускает ни одного случая, чтобы выразить свою ненависть к польским властям, что он в начале мая допустил в храме публичные выступления светских лиц агитационного характера и что он сам деморализовал местное православное население агитацией против польской государственности» , – отмечалось в протоколе синодального заседания.

http://bogoslov.ru/article/6192400

2001). В 1915 г. Ж. и. в серебряном окладе и с др. ценностями была эвакуирована в Москву, в собор Покрова Пресв. Богородицы на Рву , после его закрытия - в Екатерины великомученицы мужской монастырь в г. Видное Московской обл . В янв. 1922 г. стараниями жировицкого архим. Тихона (Шарапова) Ж. и. была возвращена в Жировичи (по преданию, он вывез ее в банке с вареньем), но уже без оклада. Монахи Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры выполнили для Ж. и. киот (1922), в к-ром образ хранился до 2008 г., пока не получил новый киот. В 1938 г. с Ж. и. совершались многолюдные крестные ходы по городам и деревням Зап. Белоруссии, собранные средства шли на ремонт Успенской ц. Жировицкого мон-ря. Несмотря на гонения польск. и советских властей в 20-70-х гг. XX в., паломничества к Ж. и. не прекращались. С сер. 80-х гг. XX в. ежегодно 20 мая на поклонение чудотворному образу приходят тысячи паломников, им раздают воду из источника, у к-рого произошло явление Ж. и. (в наст. время источник выведен в склеп Успенского собора Жировицкого мон-ря). 20 мая 1994 г. торжественно праздновали 500-летие явления Ж. и. С тех пор этот праздник отмечается при совпадении с днями Вознесения Господня или отдания Пасхи. После поздней литургии образ износится крестным ходом из Успенского собора к Явленской ц., где под открытым небом совершается молебен с акафистом Божией Матери. С 2000 г. 7 марта, 10 апр. и 3 нояб. (дни спасения обители от пожаров) к рядовым службам добавляется канон перед Ж. и. и поется великое славословие (кроме случаев, когда 7 марта и 10 апр. совпадают с периодом Великого поста, со Страстной или Светлой седмицами). В нач. XXI в. восстановлен обычай обносить Ж. и. крестным ходом вокруг селения, как правило, это бывает 21 мая. Явление Жировицкой иконы Божией Ма-тери детям. Роспись Успенского собора Жировицкого мон-ря. Кон. 50-х гг. ХХ в. Явление Жировицкой иконы Божией Ма-тери детям. Роспись Успенского собора Жировицкого мон-ря. Кон. 50-х гг. ХХ в. В теплое время года Ж.

http://pravenc.ru/text/182309.html

Житие состоит из 5 частей. 3 первые части основаны на Житии преподобных Зосимы и Савватия, «Слове о сотворении Жития Зосимы и Савватия» мон. Досифея и рассказе соловецкого мон. Тихона о смерти и погребении Г., 4-я часть - Похвала святому, 5-я содержит рассказ о 6 чудесах, совершившихся в Ст. Тотьме по молитвам к преподобному. Г. прославляется в «Похвальном слове русским преподобным» (40-е гг. XVII в.) соловецкого книжника Сергия (Шелонина) ( Панченко О. В. Из археогр. разысканий в обл. соловецкой книжности: I. «Похвальное слово рус. преподобным» - соч. Сергия Шелонина: (Вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 585). Как «соловецкого началника» упоминает Г. без дня памяти в Месяцеслове келарь Троице-Сергиева мон-ря Симон (Азарьин) (РГБ. Собр. МДА. 201. Л. 333 об., сер. 50-х гг. XVII в.). В 1690 г. соловецкая братия во главе с архим. Фирсом (Шараповым) обратилась к Холмогорскому архиеп. Афанасию (Любимову) с просьбой о канонизации Г. Архиерей благословил соловецким монахам «пустынножителя старца преподобного Германа за его многолетные постнические труды иметь и почитать яко угодника Божия... обаче... праздновать и песнопения творить со всенощным пением по уставу ему - старцу Герману - мы не указали» впредь до распоряжения царей и патриарха. В 1692 г. грамотой Патриарха Московского и всея Руси Иоакима в Соловецкой обители было установлено местное празднование памяти Г. под 30 июля (в воспоминание обретения мощей) ( Досифей [Немчинов]. Географическое, историческое и статистическое описание. С. 66). Известны 2 службы на память обретения мощей Г. 1-я служба, содержащая алфавитный акростих , была создана Сергием (Шелониным), ее окончательная редакция находится в рукописном сборнике, вложенном Сергием в Соловецкий мон-рь не позднее 1658 г. («Месяца июля в 30 день обретение мощей преподобнаго отца нашего Германа, началника Соловецкия обители, новаго чюдотворца»//ПИАМ. Ф. Никандровой пуст. 292. Л. 101-115 об.; л. 116-125 об.- Житие Г.). 2-я служба напечатана в С.-Петербурге в 1898 г., она же воспроизведена в Минее (МП) (Июль. Ч. 3. С. 331-347). В 1928 г. сщмч. Петр (Зверев) , архиеп. Воронежский, будучи в штрафной командировке на о-ве Анзер (СЛОН), составил акафист Г. (опубл.: Русский паломник. 1995. 11/12. С. 25-35). tab Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, известный с 1831 г. (празднование Собору было подтверждено в 1981 по благословению митр. Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) ), в Собор Карельских святых, установленный в 1974 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Никодима (Ротова) , в Собор Соловецких святых, учрежденный в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

http://pravenc.ru/text/164711.html

Исповедник Макариевской обители В те годы просиял один из выдающихся воспитанников Жабынской пустыни архиепископ Тихон (Шарапов). В Жабыни он начинал как послушник и инок, а затем принял монашеский постриг в Почаевской лавре. Там он активно участвовал в издании православного журнала «Русский инок», где публиковал, в частности, рассказы о Жабынском монастыре и его изображения. В 1912 году он был рукоположен в иеромонаха, а затем стал редактором «Русского инока». В годы Первой мировой войны отец Тихон был полковым священником, регулярно служил на фронте Литургии и отпевал погибших воинов. По окончании Первой мировой войны отец Тихон оказался на территории Западной Беларуси, которая отошла к Польше. Совет местных православных епископов, не принявший курс на автокефалию, направил его к Патриарху Тихону в Москву рассказать о положении дел в Польше. Святитель Тихон возвел его в сан архимандрита и назначил настоятелем Успенского Жировицкого монастыря — духовного центра Беларуси и, по слову первосвятителя, «форпоста русского Православия на его западных рубежах». Более того, отцу Тихону было поручено вернуть в Жировицы чудотворную Жировицкую икону Божией Матери, вывезенную во время войны в Москву. Тайно он перевез ее через границу. Архимандрит Тихон противостоял попыткам произвести раскол в Русской Церкви на территориях Беларуси и Польши, за что по инициативе польских властей был запрещен в служении, а затем лишен должности. Осенью 1924 года его выслали в Германию. Однако зимой Патриарху Тихону удалось получить у советских властей разрешение на возвращение отца Тихона (Шарапова) в Москву, и в январе 1925 года он вернулся. Двадцать второго марта в храме Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе Святейший Патриарх Тихон с сонмом архи­ереев рукоположил его в епископа. Затем начался период арестов и ссылок. Владыка Тихон был поставлен епископом Гомельским, где успешно противостоял обновленцам, однако после ряда доносов его арестовали. Он пережил Бутырскую тюрьму, ссылку в Казахстан, три года в Соловецком лагере и новую ссылку в Казахстан. В 1936 году был назначен епископом Алма-Атинским и приступил к управлению в 1937 году, после чего был возведен в сан архиепископа. Летом того же года вновь арестован, а осенью расстрелян. Такова судьба одного из многочисленных страдальцев за веру Христову, достойного воспитанника обители преподобного Макария Жабынского.

http://e-vestnik.ru/reports/nerushimaya_...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010