86 Помещённый в сборнике акт от 26 января (8 февраля) 1922 г,, за 185, о назначении архимандрита Тихона [Шарапова] настоятелем Успенского Жировицкого монастыря (в Польше) последовал в ответ на представление управляющего тогда Гродненской епархией архиепископа (бывшего Белостокского) Владимира [Тихоницкого], – одного из немногих русских архиереев в Польше, сохранивших верность Московскому Патриаршему Престолу и не примкнувших к изменнической прокатолической деятельности митрополита Георгия [Ярошевского] и иже с ним. Этим патриаршим постановлением в немалой степени утверждалась позиция патриархистов в Польше и деятельность их как бы санкционировалась и даже руководилась (в потребных случаях) Москвой; в одном этом заключалось уже его большое значение для дела борьбы с польскими сепаратистами. С назначением архимандрита Тихона [Шарапова] руководителем Жировицкого монастыря обитель эта приобретала значение форпоста русского Православия на его западных рубежах. (По позднейшему сообщению, о. архимандрита, им, в бытность настоятелем Жировиц, неукоснительно велись дневниковые записи, отражавшие изо дня в день скрытые от широкого церковного общества стороны деятельности польских «автокефалистов», а также и контрмеры их противников – приверженцев Святейшего Патриарха и единства Русской Церкви. К сожалению, при отъезде о. архимандрита из монастыря, происшедшем несколько необычным образом, дневник пришлось оставить в надёжных руках и дальнейшая судьба его неизвестна. Позднейшие попытки к его отысканию к благоприятным результатам до сего времени не привели...) 87 Этот и два следующих акта Святейшего Патриарха Тихона были вывезены за границу о. архимандритом Тихоном [Шараповым], приезжавшим тогда в СССР для неофициального доклада Патриарху о сложившемся тяжёлом положении церковных дел в Польше и подробностях изменнической деятельности митрополита Георгия [Ярошевского]. Архимандрит Тихон [Шарапов] прибыл в нашу страну в качестве дипломатического курьера одной из дружественных европейских стран. Как дипкурьер был представлен народному комиссару иностранных дел Чичерину и прожил некоторое время в Москве в здании посольства той страны, которая его сюда направила. Все своё свободное время о. архимандрит проводил на Троицком подворье, часто в обществе Святейшего Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

  Архив Успенского Жировичского монастыря. Папка «Дело об архимандрите Тихоне (Шарапове), быв. Настоятеле Жировицкого монастыря». Л. 28. Рукопись. Черные чернила. Текст не завершен.   16 Извещение Гродненской духовной консистории наместнику Жировичского монастыря об исключении архимандрита Тихона (Шарапова) из числа братии обители. 29 октября 1924 г.   Гродненская духовная консистория 29/Х 1924 г. 3638 Гродно   Наместнику Жировицкого монастыря.   Г-н воевода Новогрудский отношение на имя Его Преосвященства от 20/Х-24 за 2962/Х сообщил, что архимандрит Тихон Шарапов оставил пределы Польши 17 сего октября. Резолюцией Его Преосвященства от 25/Х–24 за 3496 архимандрит Тихон исключается из числа братии Жировицкого монастыря, о чем Консистория ставит Вас в известность. Член Консистории протоиерей В. Козловский Секретарь протоиерей [подпись неразб.]   Архив Успенского Жировичского монастыря. Папка «Дело об архимандрите Тихоне (Шарапове), быв. Настоятеле Жировицкого монастыря». Л. 33. Рукопись. Чернила черного цвета. На верхнем левом поле первого листа пометка чернилами: «Вх. 16 5/ХI 1924 г.» (дата и номер исходящей документации).   Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943/Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 75; Архив Успенского Жировичского монастыря (АУЖМ). Дело «Список монашествующей братии Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря с краткими сведениями об их службе к 1 января 1923 г.». Л. 1. АУЖМ. Дело «Список монашествующей братии Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря с краткими сведениями об их службе к 1 января 1923 г.». Л. 1 об.; Власовський Нарис Церкви. Т. IV. 3. Нью-Йорк, 1966. С. 16; Евлогий (Георгиевский), митр . Путь моей жизни: Воспоминания. М., 1994. С. 297, 299. Антоний (Мельников), архимандрит. Жировицкий монастырь в истории Западно-Русских епархий: дисс. магистра богосл.: в 3 ч. Одесса, 1964. Ч. II. С. 167, 214–217; Беляев С. О воспоминаниях епископа Тихона (Шарапова) и их авторе//Журнал Московской Патриархии. 1998. 4. С. 80–82; Косик О.В. Голоса из России: Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР (1920-е – начало 1930-х годов). М., 2011. С. 53–60; Отрывок из воспоминаний иеромонаха Тихона (Шарапова) о его поездке в СССР в 1922 году//Журнал Московской Патриархии. 1998. 4. С. 82–88; Свитич Л. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия/Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917–1950 гг. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1997. С. 102–103.

http://bogoslov.ru/article/6192400

Михаил Ефимович Губонин – потомок известнейшего русского строителя железных дорог Петра Ионовича Губонина и сын Ефима Семёновича Губонина, крупного знатока мехового дела. Михаил Ефимович родился 24 июня (7 июля) 1907 г. в день празднования Рождества Иоанна Предтечи. 7 июля 1924 г., в день рождения сына, скоропостижно скончался отец Михаила Ефимовича, и для семнадцатилетнего молодого человека началась с этого дня самостоятельная жизнь. Во время учения в Московском художественном училище на живописном отделении Михаил Ефимович часто бывал на богослужениях в различных храмах Москвы, чаще всего в Сретенском монастыре. С иноками этого монастыря он сблизился, а с одним из них, иеромонахом Иеронимом (Захаровым), будущим епископом Ростовским, у него завязалась тесная дружба на всю жизнь. На духовное становление Михаила Ефимовича особенно значительное влияние оказал Преосвященный Пётр (Руднев), тогда епископ Коломенский, позже погибший на Соловках в сане архиепископа Самарского. Он был последним настоятелем Богоявленского монастыря и последним благочинным монастырей г. Москвы. Столь же значительными были отношения с Преосвященным Тихоном (Шараповым), епископом Гомельским. Церковная позиция Преосвященных Петра и Тихона складывалась под влиянием настоятеля Даниловского монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского) . Через них прослеживается духовное воздействие этого архипастыря на Михаила Ефимовича и его ближайших друзей, иеромонаха Иеронима (Захарова) и Алексея Сергеевича Беляева (который в 20-е годы был иподьяконом, потом стал священником, а в последние годы жизни исполнял послушание духовника в Пюхтицком женском монастыре). Величайшее уважение к владыке Феодору, стремление сохранить во всех вопросах церковной и духовной жизни верность «направлению Даниловского монастыря» владыка Иероним, о. Алексей и сам Михаил Ефимович сохраняли, по словам последнего, до конца своей жизни. Будучи иподьяконом епископа Петра, Михаил Ефимович невольно становился участником богослужений Святейшего Патриарха Тихона, когда они совершались в сослужении архиереев, в том числе и Преосвященного Петра, епископа Коломенского. Суждено было Михаилу Ефимовичу и в день похорон Святейшего Патриарха Тихона присутствовать в Донском монастыре. Впоследствии ежегодно в день кончины Патриарха, 7 апреля, Михаил Ефимович старался бывать в Донском монастыре на панихиде у могилы Святейшего Патриарха Тихона.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Одним из посредников в отношениях Местоблюстителя с заграницей был прибывший оттуда в начале 1925 г. Преосвященный Тихон (Шарапов), поставленный Патриархом Тихоном незадолго до своей кончины во епископа Гомельского. Впоследствии в обвинительном заключении по делу митрополита Петра будет особо прописано, что он «имел постоянные беседы с недавно приехавшим из-за границы еписк[опом] Тихоном Шараповым, информируясь у него о положении церкви заграницей». Самого же «Шарапова К. И. (Тихона)» там же обвинили «в том, что, сносясь с заграницей, он служил постоянным информатором митр[ополиту] Петру о движении заграничных монархистов» 602 В действительности, отношения с «заграничными монархистами» у «постоянного информатора» Местоблюстителя были далеко небезоблачными. До возвращения в Россию тогда еще архимандрит Тихон (Шарапов) имел переписку с митрополитом Антонием (Храповицким) , который, как показал в июне 1925 г. сам епископ Тихон, его «изобличал (не совсем понятно, по какому поводу– свящ. А. М.) в сочувствии к “большевикам», угрожая погибелью души и тела» 603 . С епископом Тихоном сохранял контакт проживавший в Германии русский журналист Д. А. Ишевский, который тоже не отличался симпатиями к митрополиту Антонию и «карловчанам» 604 . Как следует из письма епископу Тихону Д. А. Ишевского, последний осенью 1925 г. сыграл немаловажную роль в деле признания за границей полномочий митрополита Петра. Описывая ситуацию в русском зарубежье, он писал: «[...] здесь произошли большие события, едва не повлекшие заграничную Церковь в раскол. Дело зашло так далеко, что не появись в газ[ете] “За свободу» от 2 сентября акта Местоб[люстителя] Пат[риаршего] Престола Митрополита Петра от 30/III/12/IV, который я не преминул продвинуть во все наши газеты, в Карловцах подумывали даже и даже (страшно сказать) готовились избрать преемника почившему Исповеднику здесь, в эмиграции. Конечно, единственным кандидатом Карловцы считали митроп[олита] Антония. Владыка Евлогий стойко противился этому и, думаю, что не признал бы карловацкого раскола...» 605

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

митрополиту Крутицкому. Наречённого во епископа Гомельского архимандрита Тихона [Шарапова] Рапорт Ввиду того, что проситель о. Лисанюк дал письменное отречение от раскола обновленческого и подписку хранить в дальнейшем неизменное послушание законной церковной иерархии, не благоугодно ли будет Вашему Высокопреосвященству, снисходя к усердной просьбе о. Лисанюка, поручить его перерукоположение одному из православных епископов в Воскресенье Крестопоклонное 9(22) марта 1925 г. Вашего Высокопреосвященства Милостивейшего Архипастыря и Отца нижайший послушник архимандрит Тихон, наречённый во епископа Гомельского. 7(20) .03.1925 г. Москва». Вверху этого рапорта рукою архимандрита Тихона приписано: «Означенный в сем диакон Иоанн Лисанюк принёс всенародное раскаяние в своей принадлежности к расколу обновленческому и принят в диаконском сане в общение Святой Православной Церкви 7(20) марта 1925 г. в Кирилло-Мефодиевской церкви Сергиевской общины, что в Даниловской слободе г. Москвы. Архимандрит Тихон. 07(20) марта 1925 г. Москва». По-видимому, после богослужения в Сергиевской общине, находившейся неподалёку от Даниловского монастыря, где в то время ютились монахини одного из женских монастырей Гродненщины, эвакуированные в русско-германскую войну, явившись в Донской монастырь для вручения рапорта митрополиту Петру [Полянскому], о. архимандрит, не застав последнего на месте, представил его Святейшему Патриарху и получил резолюцию о перерукоположении о. Лисанюка в храме Сорока Мучеников, что у Новоспасского монастыря, где и была предположена хиротония самого о. архимандрита во время патриаршего там богослужения. Это была одна из последних литургий, совершенных Святейшим Патриархом перед своей внезапной кончиной. После неё Его Святейшество совершил ещё всего лишь три литургии: 16(29) марта 1925 г. в храме Петра и Павла у Преображенской заставы; 21 марта (3 апреля) 1925 г. в Донском монастыре и 23 марта (5 апреля) 1925 г. в храме Большого Вознесения у Никитских ворот, с хиротонией – в положенное время – Преосвященного Сергия [Никольского].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Не получив в Москве желаемого, поляки на этом, разумеется, не успокоились и, воспользовавшись внезапной кончиной Святейшего Патриарха Тихона и усложнением и без того запутанных церковных дел в России, – обратились со своими исканиями в Константинополь, к Вселенскому Престолу, где, наконец, (как говорили) «за тридесять сребреников» (30 000 злотых) и получили то, чего домогались безрезультатно в Москве. 17(30) сентября 1925 года в Варшаве, со всей возможной помпезностью была провозглашена «автокефалия» и оглашен об этом специальный томос Константинопольского Патриарха, в действительности не имевшего канонического права вмешиваться в дела автокефальной Русской Православной Церкви. Совершившееся беззаконие сейчас же, конечно, становится известным московским высшим церковным сферам. 10(23) ноября 1925 года уполномоченный представитель при Московском Патриаршем Престоле от православных иерархов Польши, сохранивших верность каноническому священноначалию Русской Церкви – епископ Гомельский Тихон (Шарапов), обращается к Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Петру со следующим рапортом, текст которого приводится полностью: «Его Высокопреосвященству, Местоблюстителю Святейшего Патриаршего Престола,   Высокопреосвященнейшему Петру, митрополиту Крутицкому Уполномоченого Представителя при Московском Патриаршем Престоле от православных иерархов Польши, Тихона, епископа Гомельского Рапорт. 17-го (30-го) сентября сего года в Варшавском Марие-Магдалининском соборе вопреки определенному и ясно выраженному в грамоте от 24 мая (6 июня) 1924 года, на имя митрополита Варшавского Дионисия [Валединского] протесту покойного Предстоятеля Православно-Российской Церкви Святейшего Патриарха Тихона, после целого ряда вопиющих насилий над каноническими иерархами православных епархий, коих имею честь быть представителем, – провозглашена автокефалия Православной Церкви в Польше, чего подробное описание в прилагаемом при сем 41 Варшавского “Воскресного Чтения». При хиротонии своей, ввиду уклонения Варшавы от законного послушания Московскому Патриарху, мною получено от покойного Святейшего Патриарха Тихона назначение иметь духовное попечение о православных членах Святой Церкви, живущих в Польше.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

После весьма трудного десятилетнего существования Патриаршая Община в Вильне разгромлена и закрыта, а храм её опечатан. О. Лука, возведённый в сан протоиерея Московским Патриархом Тихоном, выслан за пределы Виленщины. Ликвидация Общины совершена административными властями (1936 г.) ... Все же русская православная общественность не оставалась пассивной или молчаливой. Одним из решительных протестов её было в 1929 г. выступление в сенате В. В. Богдановича. В своей обширной речи оратор поведал польскому сенату о подлинном положении Церкви, к которому привело Её неузаконенное существование в стране в течение десятка лет. Он рассказал о насилиях, о конфискациях имуществ, о национальных притеснениях; он подчеркнул существенную несогласованность положения Церкви с установлениями польской конституции... он привёл убийственные цифры: в СССР, по... статистике, к 1929 г. было изъято 27% всех православных храмов, а в Польше – 45%. Как на выход из создавшегося ненормального положения, сенатор указал на необходимость немедленно узаконить существование Православной Церкви в Польше, прекратить административный произвол и террор (тогда многие ещё верили в «ошибки местной власти» или делали вид, что верят) и дать возможность созвать Собор. Выступление В. В. Богдановича в 1929 г., как и речь Лаврентия Деревинского на сейме 1620 г., не имело никаких положительных результатов. Это был протест исторический, но не практический...» ( Попов А. Гонение на Православие и русских в Польше в XX веке. Белград, 1937). В сборнике приведены наградные указы Святейшего Патриарха Тихона под следующими датами: 14(?)(27).02.1925 г., 971, 14(?)(27).02.1925 г., 972 и 17.02(02.03).1925 г., 973. 150 Эта резолюция Святейшего Патриарха была положена на рапорте Жировицкого архимандрита Тихона [Шарапова], наречённого во епископа Гомельского, коему в день хиротонии, по силе этой резолюции, предстояло рукоположить своего первого ставленника. Рапорт адресован на имя митрополита Крутицкого Петра [Полянского]. «Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Петру,

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1932–1933 гг. – епископ Ижевский. 1933–1935 гг. – епископ Витебский. 1935–1937 гг. – епископ Полтавский. Дата и обстоятельства кончины неизвестны. ТИХОН (Шарапов Тихон Иванович), епископ Алма-Атинский. 1886 г., 7 апреля – родился. Иеромонах Почаевской Лавры. 1915–1918 гг. – служил в русской армии полковым священником. 1921 г. – священник г. Здолбунова, основатель Здолбуновского Богородичного Братства. 1922 г., 26 января (8 февраля) – Здолбуновскому Богородичному Братству указом Патриарха Тихона присвоены права патриаршей ставропигии, а председателю оного иеромонаху Тихону – сан архимандрита. Одновременно назначен архимандритом Успенского Жировицкого монастыря. Арестован польскими властями и выслан в Германию. Затем переехал в Россию. 1925 г., 9(22) марта – хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Гомельского, викария Могилевской епархии. 1925 г. 17(30) марта – указ Святейшего Патриарха Тихона епископу Тихону [Шарапову] о принятии на себя духовного попечения о членах Православной Русской Церкви в Польше, сохранивших верность Московскому Патриаршему Престолу. 1925 г. – арестован и приговорён к ссылке в Казахстан на три года. 1934 г., 17 марта – назначен епископом Череповецким, но не смог поехать на епархию, а проживал на покое в Самарканде. 1936 г., 17 июля – назначен епископом Алма-Атинским, в управление этой епархией вступил только 17 января 1937 г. 1937 г., 3 октября – арестован и расстрелян. ТРИФОН (князь Туркестанов Борис Петрович), митрополит. 1861 г., 29 ноября – родился. 1887 г. – послушник св. Амвросия Оптинского . 1889 г. – примял монашество. 1890 г. – иеромонах, священник в пересыльной тюрьме и студент Московской Духовной Академии. 1897 г., 14 июня – архимандрит, ректор Вифанской духовной семинарии. 1899 г., 22 сентября – ректор Московской духовной семинарии. 1901 г., 1 июля – хиротонисан во епископа Дмитровского. 1914 г. – во время войны с Германией был полковым священником на передовой. 1916 г. – после контузии ушёл на покой с управлением Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырём.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В храме Сорока Мучеников 9(22) марта 1925 г., после своего поставления во епископа, Преосвященный Тихон [Шарапов] и рукоположил во иерея бывшего обновленческого «пресвитера» (принятого, по покаянии, в сущем сане диакона) о. Иоанна Лисанюка, который, таким образом, стал первым ставленником Преосвященного Гомельского Тихона [Шарапова]. 151 Ввиду того, что преемник убитого в начале 1923 г. митрополита Георгия [Ярошевского], митрополит Дионисий [Валединский], украсившись по примеру своего незадачливого предшественника титулом «Варшавского и всея Польши», стал ничтоже сумняся продолжать «автокефальную» политику в отношении московского церковного центра, продиктованную в своё время польско-католическими кругами, – политику, в результате которой, по мысли инспираторов, должен был осуществиться постепенный и незаметный для православных граждан Польши отход от Московской Патриархии и обработка их для грядущей унии, – с этой именно целью ограждения своих пасомых от захватнических аппетитов Ватикана и его боевого авангарда на востоке: польских шовинистов и иезуитов, Его Святейшество Святейший Патриарх Тихон ещё до своего ареста и заключения в тюрьму разработал совместно с членами Патриаршего Священного Синода известное тогда «Положение о Высшем Управлении Православной Церковью в Польском государстве». Своевременно представленное Московской Патриархией на уважение польского правительства, в будущем, по подписании и окончательном утверждении его Патриархом и Синодом, оно должно было вступить в законную силу и в дальнейшем нормировать отношения между Русской Церковью и Польским государством. Однако, как в корне противоречащее захватническим и погромным польско-униатским планам, «Положение» по получении его в Польше положено было под сукно в Министерстве Просвещения и Исповеданий с тем, чтобы к нему никогда более и не возвращаться, а пока что всеми возможными и невозможными средствами обескровливать Православие и сводить его на нет, создавая среди общественности иллюзию его «естественного» отмирания. Одновременно исподволь и «по-тихому» осуществлять физический разгром многочисленных русских храмов и монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Из Москвы сообщают, что Патриархом получены просьбы от некоторых приходов Польши. Владыко! Вам известен мой личный взгляд на нов[ый] стиль, моя беседа на эту тему с Святейшим, моя большая переписка с Митр[ополитом] Антонием, – но, тем не менее, мне известно, что даже Святейший Тихон должен был отменить введенный было им н[овый] ст[иль] – таково было негодование народа. И это в средней России, где я дожил до священства и ни разу не видел ксендза, а о «поляках» знал лишь понаслышке: здесь же народ смотрит на введение н[ового] ст[иля] как на прямое «ополячивание» и не стесняясь бросает духовенству обвинения в продажности [неразб.]. М.б. дерзость моя превысит [далее текст отсутствует].   Личный архив протоиерея Геннадия Логина. Рукопись. Чернила. Подлинник. Без даты. На 2-х листах формата А4 (сложенный лист А3). Текст на 4-х страницах. Окончание письма отсутствует.   6 Извещение Гродненской духовной консистории наместнику Жировичского монастыря игумену Исидору (Лонгинову) по делу архимандрита Тихона (Шарапова). 18 июля 1924 г.   Гродненская духовная консистория 18/VII 1924 2386 Гродно Его Высокопреподобию о. Наместнику Настоятеля Жировицкого Монастыря Игумену Исидору .   Резолюцией Его Преосвященства от 17 июля 1924 г. за 2174, положенной на рескрипте Министерства Исповеданий от 30 июня с.г. за 4208/811, Архимандрит Тихон устранен от должности настоятеля Жировицкого Монастыря, о чем дается Вашему Высокопреподобию знать для должного, в чем следует, исполнения. Член Консистории прот[оиерей] В. Козловский Секретарь [подпись неразб.]   Архив Успенского Жировичского монастыря. Папка «Дело об архимандрите Тихоне (Шарапове), быв. Настоятеле Жировицкого монастыря». Л. 4. Рукопись. Чернила голубого цвета. Подпись секретаря: чернила черного цвета.   7 Извещение Гродненской духовной консистории наместнику Жировичского монастыря игумену Исидору (Лонгинову) по делу архимандрита Тихона (Шарапова). 24 июля 1924 г.   Гродненская духовная консистория 24/VII 1924 г. 2500 Гродно   Предложением ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА от 23 июля 1924 г. за 2405 устраненный по требованию Министерства Исповеданий от должности Настоятеля Жировицкого Монастыря и проживающий при сем монастыре Архимандрит ТИХОН ШАРАПОВ за нецерковное и антииерархическое выступление, выразившееся в собственноручно изготовленном им письме на имя ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ДИОНИСИЯ от представителей православного населения Слонимского уезда по поводу введения нового стиля, – запрещен в священнослужении и проповедании Слова Божия, о чем Консистория дает ВАМ знать для сведения, точного исполнения и объявления Архимандриту о. Тихону под расписку, каковую ВЫ должны предоставить в Консисторию

http://bogoslov.ru/article/6192400

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010