Во время устранения и запрещения своего архим[андрит] Тихон отсутствовал из обители и, по имеющимся сведениям, агитировал против нового стиля на Волыни. По донесению Преосвященного Антония, он дважды был в Дермани, а по рапорту благочинного прот[оиерея] Пекарского, от 1 августа с.г. за 81, произнес в Здолбуновской Богородичной церкви поучение против введения нового стиля. Поездку по Волыни он совершил без ведома Гродненского Преосвященного. Прибыв в Жировицы, архим[андрит] Тихон не подчинился распоряжению епархиальной власти, но принял все меры к возбуждению народа против местной иерархии. Рапортом на имя Гродненского Преосвященного, от 3 августа 1924 года за 33, он объявил, что устранение его от должности настоятеля Жировицкого монастыря, на каковую он назначен Св[ятейшим] Патриархом Московским, он считает ничтожным, как равно наложенное на него запрещение, ибо имеет письменное удостоверение законного своего архипастыря (очевидно, еп[ископа] Владимира), в том, что он, архим[андрит] Тихон, в служении не запрещен. В том же рапорте архим[андрит] Тихон заявил, что он, как не имеющий польского гражданства и не желающий его приобрести, ничего не имеет против высылки его на родину – в г. Тулу. Дальнейшие шаги архим[андрита] Тихона в Жировицах направлены к дискредитированию высшей иерархии в Польше, к возмущению и смуте среди народа и даже отделению своих приверженцев от нынешней иерархии, как об этом говорит представление православного населения Слонимского, Волковысского и Барановичского уездов на имя Высокопреосвященного Митрополита Дионисия, от 18 августа с.г. Невзирая на запрещение в служении и проповеди и недопущение в храмы обители наместником монастыря, архим[андрит] Тихон совершает служения у колокольни и на кладбище и сопровождает их поучениями, сеющими среди народа смуту. Справка 1. Церковные правила – Апост[стольское] 55, IV Всел[енского] Собора пр. 18 и 8, VI Всел[енского] Соб[ора] пр. 34, – по коим клирики и монахи, досаждающие епископу и строящие ковы епископам, подлежат извержению.

http://bogoslov.ru/article/6192400

возглавлял Русскую Православную Церковь Заграницей в 1920–1936 гг. Митрополит Евлогий (Георгиевский) (1868–1946) в 1921–1931 гг. являлся управляющим русскими православными приходами в Западной Европе. В 1931–1946 гг. возглавлял Временный Экзарх Константинопольского Патриархата в Западной Европе. В 1945 г. инициировал процесс возвращения Экзархата в юрисдикцию РПЦ. Скончался в 1946 г. Митрополит Анастасий (Грибановский) (1873–1965) в 1915–1919 гг. возглавлял Кишиневскую епархию. В эмиграции с 1919 г. Активный деятель Русской Православной Церкви Заграницей. В 1936–1965 гг. Первоиерарх РПЦЗ. Архиепископ Феофан (Быстров) (1872–1940) в 1913–1919 гг. возглавлял Полтавскую епархию. В эмиграции с 1920 г. До 1931 г. постоянный член Архиерейского Синода РПЦЗ. Архиепископ Феофан (Гаврилов) (1872–1943) в 1917–1920 гг. возглавлял Курскую епархию. В эмиграции с 1920 г. Являлся членом Архиерейского Синода РПЦЗ. Митрополит Ермоген (Максимов) (1861–1945) в 1919–1920 гг. возглавлял Екатеринославскую епархию. В эмиграции с 1920 г. В 1924–1942 гг. являлся членом Архиерейского Синода РПЦЗ. В 1942–1945 гг. возглавлял самопровозглашенную Хорватскую Православную Церковь. Расстрелян сербскими партизанами в 1945 г. Архиепископ Гавриил (Чепур) (1874–1933), в 1918–1920 гг. управляющий Челябинской епархией. С 1921 г. являлся членом Высшего церковного управления заграницей, с 1921 г. член Архиерейского Синода РПЦЗ. Епископ Михаил (Космодемьянский) (1858–1925) в 1911–1919 гг. возглавлял Александровское викариатство Ставропольской епархии. В эмиграции с 1920 г. С 1921 г. являлся членом Архиерейского Синода РПЦЗ. Епископ Дамиан (Говоров) (1855–1936) в 1918–1920 гг. возглавлял Царицынскую епархию. В эмиграции с 1920 г. Митрополит Вениамин (Федченков) (1880–1961) в 1919–1920 гг. возглавлял Севастопольское викариатство Таврической епархии. В эмиграции с 1920 г. В 1922 г. принял к исполнению указ патриарха Московского Тихона об упразднении Временного высшего церковного управления заграницей. В 1933–1947 гг. являлся Экзархом Русской Православной Церкви в США. С 1947 г. проживал в Советском Союзе.

http://bogoslov.ru/article/6192400

Вследствие выезда моего в Почаев на довольно продолжительное время, прошу о. прот[оиерея] Дружиловского принять на себя ближайший надзор за Жировицкой обителью и помочь Игумену Исидору в деле спокойного управления обителью и организации штатного Жировицкого прихода, признанного г. Новогрудским Воеводой 14 июля с.г. Прошу также разъяснить Архим[андриту] Тихону, что он сам – своими письмами и действиями довел себя до устранения от должности и запрещения, и потому со смирением и монашеской кротостью, без устремления к настоятельским почестям, должен ждать решения о себе Св. Синода». Член Консистории прот[оиерей] В. Козловский Секретарь [подпись неразб.]   Архив Успенского Жировичского монастыря. Папка «Дело об архимандрите Тихоне (Шарапове), быв. Настоятеле Жировицкого монастыря». Л. 16–16 об. Рукопись. Чернила голубого цвета. Подпись секретаря: чернила черного цвета.   11 Указ Священного Синода Православной Митрополии в Польше о смене настоятеля Жировичского монастыря. 30 августа 1924 г.   КОПИЯ УКАЗ СВЯЩЕННОГО СИНОДА ПРАВОСЛАВНОЙ МИТРОПОЛИИ В ПОЛЬШЕ ПРЕОСВЯЩЕННОМУ АЛЕКСИЮ, ЕПИСКОПУ ГРОДНЕНСКОМУ И НОВОГРУДСКОМУ   СВЯЩЕННЫЙ СИНОД НА ЗАСЕДАНИИ 30 августа 1924 года СЛУШАЛИ: Переписку о Жировицком архимандрите Тихоне (Шарапове). Из этой переписки усматривается, что названный архимандрит отрицательно и враждебно отнесся к распоряжению Высшей Церковной Власти о введении нового стиля и стал вести агитацию против него среди окрестного населения. Плодом этой агитации явилось написанное рукою архим[андрита] Тихона заявление представителей православного населения Слонимского у. на имя Высокопреосвященного Митрополита Дионисия, которое имеет явно нецерковный и противоиерархический характер. Резолюцией от 23 июля за нецерковное и противоиерархическое выступление архим[андрит] Тихон был запрещен Преосвященным Гродненским в священнослужении и проповеди Слова Божия. Почти одновременно он был устранен тем же Преосвященным от исполнения обязанностей настоятеля Жировицкого монастыря, ввиду категорического требования о сем Министерства Исповеданий, от 30 июня 1924 г. за 4238/811. В этом требовании говорится между прочим, что архим[андрит] Тихон не упускает ни одного случая, чтобы выразить свою ненависть к польским властям, что он в начале мая допустил в храме публичные выступления светских лиц агитационного характера и что он сам деморализовал местное православное население агитацией против польской государственности. Обязанности настоятеля Жировицкого монастыря принял на себя временно Преосвященный Епископ Алексий, поручивший фактическое управление монастырем наместнику игумену Исидору.

http://bogoslov.ru/article/6192400

Они послали Георгию братское увещание не воздвигать гонений против верных епископов и составили нижепомещенный меморандум: «1922 г. 20 авг[уста] на Соборе присутствовали: 1. Антоний, Митрополит Киевский ; 2. Евлогий, Митрополит русск[их] церквей в З[ападной] Европе ; 3. Анастасий, Архиепископ Кишиневский ; 4. Феофан, Архиепископ Полтавский ; 5. Феофан, Еп[ископ] Курский ; 6. Ермоген, Еп[ископ] Екатиронославский ; 7. Гавриил, еп[ископ] Челябинский ; 8. Сергий, Еписк[оп] Черноморский; 9. Михаил, Еп[ископ] Александровский ; 10. Дамиан, Еп[ископ] Царицинский ; 11. Вениамин, Еп[ископ] Севастопольский ; 12. Серафим, Еп[ископ] Лубенский . Ознакомившись с положением церковных дел в Варшавском Митрополичьем округе на основании документальных данных, единогласно признали, что автокефалия Прав[ославной] Церкви в Варшав[ском] митроп[оличьем] округе, входящем в состав Польского Госуд[арства], не может быть допущена в силу нижеследующих положений: В ответ на вышеизложенный меморандум Собора Епископов Митрополит Георгий: 1) насильственно удалил с кафедры и заточил в католический монастырь Архиепископа Виленского Елевферия; 2) насильственно удалил с кафедры и заточил в монастырь Епископа Владимира; 3) прервал общение с Архипастырями, подписавшими меморандум и (к счастью бесплодно) пытается воспретить таковое общение и всем верным Варшавской Митрополии; 4) своего клеврета Епископа Дионисия наградил саном «архиепископа» и 5) еще несколько раньше хиротонисал с именем Алексия в сан епископа Луцкого – запрещенного Епископом Сергием женатого Протоиерея Александра Громадского .   Личный архив протоиерея Геннадия Логина. Рукопись. Чернила. Подлинник. Без даты. На 2-х листах формата А4 (сложенный лист А3). Текст на 4-х страницах.   3 Записка архимандрита Тихона об осуждении Синодом Православной Церкви в Польше убийцы митрополита Георгия (Ярошевского)   В 32 (780) газеты «За Свободу» напечатано послание Свящ[енного] Синода в Польше по поводу убийства Митроп[олита] Георгия. Послание, как значится в заголовке, предназначено для прочтения в храмах и раздачи народу.

http://bogoslov.ru/article/6192400

ЧК – Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем 1 Михаил Ефимович Губонин родился в 1907 г. в день празднования Рождества Иоанна Предтечи. 24 июня (7 июля) 1924 г., в день рождения сына, скоропостижно скончался отец Михаила Ефимовича – Ефим Семенович, и для семнадцатилетнего молодого человека началась самостоятельная жизнь. Честность, трудолюбие, любовь отца ко всему русскому и к Русской Православной Церкви запали в душу сына, и явились доброй почвой для формирования его личности. Ефим Семенович в 1917–1922 гг. был прихожанином церкви преподобного Сергия на Троицком подворье, где была в то время резиденция св. Патриарха Тихона, именно в это время зародилась глубокая любовь юного Михаила к русскому Первосвятителю, которую он пронес через всю свою жизнь. Во время учения в Московском художественном училище на живописном отделении Михаил Ефимович часто бывал на богослужениях в различных храмах Москвы. На духовное становление Михаила Ефимовича значительное влияние оказал Преосвященный Петр (Руднев), епископ Коломенский, впоследствии архиепископ Самарский, расстрелянный в 1937 г. в числе соловецких узников. Будучи иподиаконом епископа Петра, Михаил Ефимович неоднократно становился участником богослужений Святейшего Патриарха Тихона, когда они совершались в сослужении архиереев. По окончании художественного училища в 1928 г. Михаил Ефимович работал в различных издательствах. Но нараставшие гонения на Церковь настигли и его. Он был арестован и в 1929 г. по сфабрикованному обвинению в «связи с реакционными церковниками, ведении под флагом религии антисоветской агитации» и приговорен к 3 годам ссылки в Среднюю Азию. Именно в это время пропадает первый собранный Михаилом Ефимовичем архив церковных документов. К испытаниям, ложившимся на плечи всех сосланных, для 23-летнего молодого человека прибавилась и тяжелая болезнь. Неоценимой моральной поддержкой в это время для него было общение с репрессированными архиереями и духовными лицами, находившимися с ним в ссылке. Знакомство с этими замечательными людьми обогатило Михаила Ефимовича богословскими и историко-церковными знаниями, некоторые из них, например, епископ Тихон (Шарапов), передали ему и ценные церковные документы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Что возможно, то мы уже дали православным в Польше – широкую поместно-церковную автономию». Патриарх отказался дать автокефалию Православной Церкви в Польше, потому что он хорошо видел, кому нужна та автокефалия, то отделение от Русской Церкви: не православным, а католикам, чтобы легче перевернуть по-своему оторванных православных. 2. Провозглашение фактической Польской автокефалии. Так как на отделение от Русской Церкви (автокефалию) согласилось только 2 епископа, а 4 не соглашалось, то те 2 постарались одного из несогласных Еп[ископа] Пантелеймона заточить в Мелецкий монастырь, а другого Еп[ископа] Холмского Сергия насильно вывезти за границу. Кроме того, несмотря на прямое запрещение Патриарха Тихона и на протест двух верных еще оставшихся епископов (Елевферия и Владимира, ныне уже тоже заточенных), Георгий с Дионисием посвятили во епископа – Александра . Тогда пан Пониковский созвал в Варшаву на 1/14 июня 1922 г. всех четырех оставшихся епископов и пятого нового неканонического Александра и прочитал им декларацию, чтобы заводили автокефалию. Георгий, Дионисий и незаконный Александр согласились и постановили: «Собор прав[ославных] епископов в Польше, ввиду церковной разрухи в России, ничего не имеет против автокефалии Православной Церкви в Польше и соглашается работать в Польше на основе автокефалии, объединившись в добром сотрудничестве с Польским правительством на почве конституции. Польское правительство должно исхлопотать на ту автокефалию благословение Константинопольского и других патриархов, а также представителей автокефальных церквей Греции, Болгарии и Румынии, а равно и Патриарха Московского, если он возвратится на свою кафедру и если не будет отменено в России Патриаршество». Архиепископ Елевферий и епископ Владимир не согласились подписать автокефалии. За это архиепископа Елевферия заточили в католический монастырь Камедулов под Краковом, а епископа Владимира в Дерманский монастырь на Волыни. 3. Меморандум Собора 12-ти русских епископов. О таких делах в Польской Православной Церкви узнали русские епископы, живущие за границей.

http://bogoslov.ru/article/6192400

Этот документ попал в руки властей только после изъятия его при обыске у Местоблюстителя, но умонастроение митрополита Петра было хорошо известно властям. Они вполне понимали, что им не удастся сделать из него орудие в исполнении своих разрушительных для Церкви замыслов. 11 ноября 1925 г. Комиссия по проведению декрета об отделении Церкви от государства при ЦК ВКП(б) постановила: «Поручить т. Тучкову ускорить проведение наметившегося раскола среди тихоновцев... В целях поддержки группы, стоящей в оппозиции к Петру (Местоблюстителю патриаршества), поместить в «Известиях» ряд статей, компрометирующих Петра, воспользовавшись для этого материалами недавно закончившегося обновленческого собора. Просмотр статей поручить тт. Стеклову П. И., Красикову П. А. и Тучкову. Им же поручить просмотреть готовящиеся оппозиционной группой декларации против Петра. Одновременно с опубликованием статей поручить ОГПУ начать против Петра следствие» 216 . В ноябре-декабре 1925 г. арестовали священнослужителей, близких к митрополиту Петру: епископов Амвросия (Полянского), Тихона (Шарапова), Николая (Добронравова) , Гурия (Степанова) , Иоасафа (Удалова), Пахомия (Кедрова), Дамаскина (Цедрика), а также бывших обер-прокуроров Святейшего Синода Владимира Саблера и Александра Самарина. Местоблюститель видел, что неминуем и близок его арест. Предвидя самые худшие для себя последствия, 5 и 6 декабря 1925 г. он составил два документа. В первом он писал: «В случае нашей кончины наши права и обязанности как патриаршего Местоблюстителя до законного выбора нового Патриарха предоставляем временно, согласно воле в Бозе почившего Святейшего Патриарха Тихона, высокопреосвященным митрополитам Казанскому Кириллу и Ярославскому Агафангелу. В случае невозможности, по каким-либо обстоятельствам, тому и другому митрополиту вступить в отправление означенных прав и обязанностей, таковые передать высокопреосвященнейшему митрополиту Новгородскому Арсению. Если же и сему митрополиту не представится возможным осуществить это, то права и обязанности патриаршего Местоблюстителя переходят к высокопреосвященнейшему митрополиту Нижегородскому Сергию» 217 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

13(26).06.1928–1928: Герман Ряшенцев Вятская см. Кировская Гайсинская (обн.) 1924–1925: Иоаким Пухальский Гайсинская (укр.) 1927–1927 (?) Николай Борецкий Галицкая см. Львовская Гдовская 24 .01(06.02).1910 –25.05(07.06).1917: Вениамин Казанский 1917–1925: 30 .12(12.01).1925–12.1927: Димитрий Любимов Гдовская (иос.) 12 .1927–1934: Димитрий Любимов Гдовская (обн.) 21 .07(03.08).1926–1933: Николай Платонов Гельсингфорсская 1940–: Александр Карпин Гжатская 29 .03(11.04).1921–1923: Феофан Березкин 1923–1927: Феофан Березкин, паки Гжатская (обн.) 1923–1923: Феофан Березкин Глазовская 17(30).01.1905–1918: Павел Поспелов 1919–1921: Николай Покровский 1923–1927: Виктор Островидов 1924–1927: Симеон Михайлов 1926–10.1926: Мелхиседек Аверченко 02(15).11.1928–2.1929(?): Иоанн 22 .02(07.03).1929–1931: Авраамий Дернов 1931–1935: 09(22).05.1935–25.12(07.01).1936: Авраамий Дернов, паки Глуховская 14(27).09.1923–1923: Дамаскин Цедрик, в. у. Гомельская 13(26).01.1913–1922: Варлаам Ряшенцев , в. у. 1922–1924: 1924–03.1925: Никон Дегтяренко, в. у, 09(22).03.1925–04(17).03.1934: Тихон Шарапов 1926–1926: Варлаам Пикалов, в. у. 1926–1933: 1933–1933: Стефан Адриашенко, в. у. 17(30).12.1934–14(27).05.1935: Серафим Кокотов Гомельская (обн.) 1923–1923: Тихон Василевский 07(20).11.1923–01(14).05.1924: Пётр Сергеев 1923–1925: Константин Булычев, в. у. 05(18).07.1924–08(21).01.1925: Симеон Канарский 10 .1925–16(29).06.1926: Пётр Виноградов 1926–1929: 1929–1933: Досифей Степанов 1931–1935: Варлаам Покровский Гомельская (укр.) 1943–1943: Григорий Бартошевич Горийская 15(28).01.1912–12(25).03.1917: Антоний Георгадзе Горно-Алтайская и Горно-Алтайская (обн.) см. Алтайская и Алтайская (обн.) Городецкая 25 .04(08.05).1927–19.07(01.08).1929: Неофит Коробов Городнянская 1917–1922: Никифор Богословский Никон 1926–1927: Матфей Храмцев Горьковская 13(26).08.1910–28.03(10.04). 1918: Иоаким Левицкий 1918–03 (16).06.1922: Евдоким Мещерский 06 .1922–03.1924: 18(31).03.1924–14(27).04.1934: Сергий Страгородский 13(26).09.1929–29.01(11.02). 1934: Александр Похвалинский, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

13 авг. 1904 г. Перемещен в Почаев, пострижен в мантию ……...………………. 31 июня 1911 г. Рукоположен в иеродиакона ……………………….….…………….. 1 авг. 1911 г. Рукоположен в иеромонахи …………………………………………. 10 янв. 1912 г. Назначен Помощ[ником] редактора журнала «Русский Инок» …………………………………………………………. 1912 г. Награжден набедренником ………………………...………….…… 26 сент. 1913 г. Указом Св. Синода утвержден в должности Редактора «Р. Инока» ……………………..…..……. Март, 1914 г. Преосв. Еп. Дионисием Кременецким команди- рован в Галицию для воссоединения униатов ……………….….. Авг. 1914 г. Командирован в санит. отряд Госуд. Думы ………………....……….. Сент. 1914 г. Назначен священником 177 пех[отного] Изборского п[олка] …..… Апр. 1915 г. Награжден орденом Св. Владимира с мечами …………….………….. Апр. 1916 г. Награжден орденом Св. Анны с мечами ………………...…………….. Авг. 1916 г. Награжден золот. наперсным крестом ………………………………… Дек. 1916 г. За организацию в полку Братства Спасителя пре- подано благословение Всерос. Собора с грамотой Патриарха … Дек. 1917 г. По возвращении с фронта назначен Архиепископом Евлогием в Здолбуново, где основал Здолбунов. Правосл. Богор. Братство и удостоен Патриарш. благословения ……..… Февр. 1918 г. Издавал и состоял редактором противо- униатского журнала «Православие» (по пост. Украин. Собора) …………………..…………………….. в 1919 г. Постановлением Св. Патриарха и Свящ. Синода награжден, как председатель Здолбун. Братства саном архимандрита, Братству присвоено именование ставропигиального Справка Высш[его] Церк[овного] Упр[ления] 133 й …24 янв./6 ф. 1922 г. Указом Св. Патриарха и Свящ. Синода назначен Настоятелем Жировицкого Успенского Жировицкого монастыря 185 …….....….. 26 янв./8 ф. 1922 г.   Резолюцией Преосв. Еп. Владимира назначен Благочинным Монастырей Гродн[енской] еп[архии] и Благочинным приходов Бытенского округа ……………………...…… 1922 г.   Резолюцией Преосв. Владимира освобожден от исп. об. Бытенского Благочинного ………………………… 10/XI – 1922 г. Согласно прошения освобожден от должн[ость] Благоч[инного] Монастырей указом Гродн[енской] Конс[истории] 1543 от 19/VII – 1923 г.

http://bogoslov.ru/article/6192400

1446 Златоустовский монастырь располагался в Москве, в Белом городе, в Большом Златоустинском переулке. Впервые упоминается в 1412 г. в связи с погребением новгородского митрополита Иоакима. В 1571 г., во времена правления Ивана Грозного, при нашествии крымского хана монастырь был сожжен, а в 1611 г. – разорен и осквернен поляками. Несмотря на это, монастырь каждый раз вновь возрождался. Был разграблен войсками Наполеона, но от пожара не пострадал и в 1813 г. был восстановлен. В 1918 г. монастырь был закрыт, а монахи выселены. Все церковные постройки монастыря снесены в 1933 г., на их месте был построен жилой дом по адресу Большой Златоустинский переулок, 5. К концу XX в. от всего ансамбля монастыря оставались только небольшой участок стены и двухэтажный корпус для настоятелей по Малому Златоустинскому переулку, снесенный в 1996 г. 1448 В отличие отдел 1919 и 1921 гг. производство по данному делу проходило в соответствии с введенными в 1922 г. Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами (согласно которым представители защиты на стадии следствия полностью устранялись), а также введенной в 1922 г. инструкции об административных наказаниях, допускавшей внесудебное разбирательство. Как видно из документов следственного дела, его курировал начальник VI отделения СО ОГПУ Е. А. Тучков. Дело, хранящее в ЦА ФСБ, состоит из 7 томов, общим объемом более 2 000 листов, по данному делу проходило более сорока человек, из которых 29 были приговорены к различным срокам заключения. Первые три тома содержат документы предварительного следствия: ордера на обыски и аресты, анкеты арестованных и другие материалы. Наибольший интерес представляют тома 4 и 5, в которых содержатся протоколы допросов арестованных, проходивших по данному делу. В томе 5 также содержатся документы обвинительного заключения, приговор Особого Совещания, материалы о заключении арестованных и дальнейшего заключения осужденных. Тома 6 и 7 содержат дополнительные материалы о преследовании епископов Дамаскина (Цедрика) и Тихона (Шарапова).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010