Мы продолжаем введение в научный оборот документов, раскрывающих малоизвестные обстоятельства жизни и церковного служения архиепископа Тихона. Материалы настоящей публикации охватывают период с 6 февраля 1922 по 17 октября 1924 гг., когда настоятель Успенского Жировичского монастыря архимандрит Тихон (Шарапов) предпринимал попытки противодействия введению нового календарного стиля и провозглашению автокефалии Православной Митрополии в Польше. При этом древняя белорусская обитель на некоторое время превратилась в центр сопротивления польским автокефальным тенденциям и стала оплотом позиций Московского Патриарха в Польской Республике. Большинство публикуемых документов находятся на хранении в архиве Жировичского Успенского монастыря. Часть документов, включенных в публикацию, находится в личном архиве заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин Минской духовной семинарии протоиерея Геннадия Логина. Эти рукописи были случайно обнаружены в тайнике на приусадебном участке дома, в котором ранее проживал поддерживавший архимандрита Тихона (Шарапова) бывший преподаватель Жировичского духовного училища М.Я. Цебриков (1872–1967). При подготовке текста к изданию старая орфография была заменена на современную, а особенности авторской стилистики и внешнего оформления текстов были сохранены неизменными. Корректировке были подвергнуты также те фрагменты текстовых документов, которые содержали явные орфографические погрешности и опечатки.   1 Послужной список настоятеля Успенского Жировичского монастыря архимандрита Тихона (Шарапова) по состоянию на 1 января 1923 г.   + Список Монашествующей Братии Жировицкого Успенского Мужского монастыря с краткими сведениями об их службе к 1му января 1923 года  – Настоятель архимандрит Тихон , в мире Константин Иванович Шарапов, из граждан г. Тулы, 36 л. от роду, холост, с общим средним образов[анием]. Поступил послушником в Макарьеву пустынь, Тульской епархии ………………………………………………..… 24 окт. 1902 г. Пострижен в рясофор ……………………………..…………...…….

http://bogoslov.ru/article/6192400

Решением Священного Синода архимандрит Тихон был уволен с должности настоятеля Жировичского монастыря с сохранением запрещения в священнослужении и проповеди. Более того, «имея в виду крайне вредную деятельность архимандрита Тихона в Жировицком монастыре, опасную для жизни Церкви и мира церковного» и учитывая его пожелание вернуться в родной город Тулу, Синод принял решение о направлении соответственного представления в Министерство исповеданий . Несмотря на суровые синодальные определения, бывший настоятель Жировичского монастыря продолжил свою деятельность. Преследуя цель нейтрализации церковной оппозиции, близкой к архимандриту Тихону (Шарапову), епископ Алексий (Громадский) в сентябре 1924 г. предписал проживавшим в Жировичах инокиням Красностокского монастыря Дарии (Мелешко), Пелагии (Бануль) и Марии (Бурак) безотлагательно переехать в Гродно и поступить в распоряжение настоятельницы местного Рождество-Богородичного монастыря. Одновременно с этим наместнику Жировичской обители игумену Исидору (Лонгинову) предписывалось принятие всех возможных мер для пресечения совершения богослужений архимандритом Тихоном . Исполняя распоряжение настоятеля обители, игумен Исидор предпринял попытку закрыть Свято-Георгиевскую кладбищенскую церковь, в которой собирались последователи бывшего жировичского настоятеля. Однако верующие сорвали замок, и богослужения в храме возобновились . Окончательное прекращение деятельности архимандрита Тихона (Шарапова) и нейтрализация сформированной им церковной оппозиции произошли благодаря вмешательству гражданских властей. 15 октября 1924 г. староста г. Слонима и заместитель Новогрудского воеводы прибыли на автомобиле в Жировичи и увезли бывшего настоятеля в Варшаву, предоставив последнему возможность забрать с собой все необходимые вещи. Провожали архимандрита Тихона инокини Красностокского монастыря, которые проигнорировали распоряжение правящего архиерея и оставались со своим духовным отцом вплоть до его выдворения из обители . Уже через два дня, 17 октября 1924 г., архимандрит Тихон был депортирован за пределы Польской Республики в Германию .

http://bogoslov.ru/article/6192400

Имеет печатные труды по истории монастырей, аскетике и проповедничеству.   Архив Успенского Жировичского монастыря. Дело «Список монашествующей братии Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря с краткими сведениями об их службе к 1 января 1923 г.». Л. 1–1 об. Рукопись. Чернила. Подлинник. С двух сторон лист накрест перечеркнут карандашом. Вверху листа надпись: «Выбыл в Россию». Под записью «По возвращении с фронта назначен Архиепископом Евлогием в Здолбуново, где основал Здолбунов. Правосл. Богор. Братство и удостоен Патриарш. благословения … Февр. 1918 г.» приписка карандашом: «и грамотой». Над записью «Резолюцией Преосв. Владимира освобожден от исп. об. Бытенского Благочинного» приписка карандашом: «согласно прошению».   2 Листовка Карловацкого Синода о положении Православной Церкви в Польше в редакции архимандрита Тихона (Шарапова)   Как заводят автокефалию Православной Церкви в Польше   1. Ответ Св[ятейшего] Патриарха Тихона. Бежавший из Минска Архиепископ Георгий (ныне Митрополит Варшавский) и викарный епископ Кременецкий Дионисий в угоду польскому Правительству обратились к Св[ятейшему] Патриарху Тихону с прошением, чтобы живущих в Польше православных отделить от Русской Церкви или – как говорится по-книжному, дать им автокефалию (своего главу). Четыре остальных находившихся в Польше Епископа (Елевферий Виленский , Владимир Белостокский , Пантелеимон Пинско-Новогрудский и Сергий Бельский – все четверо насильственно, при помощи полиции, лишены своих кафедр по настоянию Митр[ополита] Георгия) отказались подписать это прошение. На это прошение, поданное польским послом в Москве, Патриарх Тихон ответил: «Свящ[енные] каноны нашей Церкви предусматривают автокефалию для отдельных самостоятельных народов. Если бы польский народ, получивший недавно суверенность, был православный и просил бы автокефалию для себя, мы бы ему в этом не отказали, но давать автокефалию для разноплеменных православных, проживающих в пределах Польского государства на положении национальных и религиозных меньшинств – нам не позволяют ни здравый разум, ни свящ[енные] каноны.

http://bogoslov.ru/article/6192400

Справка 2. 78 пр. Карфаг[ского] Собора, по коему «священному чину прилично просить гражданскую власть о вспомоществовании Церкви в том случае, когда власть епископа пренебрегается». По правилу Карфаген[ского] же Собора 59 и Антиох[ийского] Соб[ора] 5, «Гражданской власти предаются для обуздания и приведения в порядок: епископы, непокорные собору, пресвитеры и диаконы, непокорные епископу». ПОСТАНОВИЛИ: 1) Принимая во внимание явное и злостное противление архим[андрита] Тихона (Шарапова) местной Высшей Церковной Власти, уволить его от должности настоятеля Жировицкого монастыря, оставив в силе наложенное на него запрещение в священнослужении и проповедании Слова Божия; 2) Настоятелем Жировицкого монастыря считать Ваше Преосвященство, сообщив о сем в Министерство Исповеданий для зависящих распоряжений; 3) Имея в виду крайне вредную деятельность архим[андрита] Тихона в Жировицком монастыре, опасную для жизни Церкви и мира церковного, а также его собственное желание быть отправленным в г. Тулу, – сделать соответственное представление в Министерство Исповеданий об облегчении архим[андриту] Тихону отбытия его за пределы Польши – в сов[етскую] Россию. О сем послать указы Высокопреосвященному Митрополиту Дионисию и Вашему Преосвященству. Почаев. 2 сентября 1924 года. 679.   Подписали: ЗА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СВЯЩЕННОГО СИНОДА ЕПИСКОП АЛЕКСАНДР   За Правителя дел Е. Сакович.   С подлинным верно Член Консистории Протоиерей В. Козловский   Архив Успенского Жировичского монастыря. Папка «Дело об архимандрите Тихоне (Шарапове), быв. Настоятеле Жировицкого монастыря». Л. 35–36. Машинопись.   12 Письмо епископа Гродненского и Новогрудского Алексия (Громадского) наместнику Жировичского монастыря игумену Исидору (Лонгинову). 22 сентября 1924 г.   † Спешно Гродненский и Новогрудский Месяца Сентября дня 22 1924 г. 3082 г. Гродно   О. Наместнику Жировицкого мужского монастыря Игумену Исидору.   Предписываю Вам немедленно (до 1 го октября по нов. стилю обязательно) отправить в Гродно – в распоряжение настоятельницы Гродненского женского монастыря послушниц этого монастыря: Дарию Мелешко, Пелагию Бануль и Марию Бурак.

http://bogoslov.ru/article/6192400

1 . После того, как прощены многие тяжкие канонические преступники (nomina sunt odiosa sed multa 144 ) от Вашей вины, если таковая была, ничего не осталось... 2 . Почивший Патриарх Тихон в присутствии свидетелей подчеркнул, что «приурочивает исправление допущенных нарушений к семилетию противозаконной отмены в административном порядке оправдательного судебного приговора, без которой была бы невозможна вторая уже «судебная ошибка» 6(19) апреля 1918 г. Дело бывшего архиепископа Владимира [Путяты]; Рукопись Резолюция Святейшего Патриарха Тихона по делу о покаянии обновленческого священника Гомельской епархии о. Льва Лобова 145 Благословляется прот[оиерею] Павлу Левашеву или о. Елисею Назаренко, приняв покаяние от свящ[енника] Л. Лобова и окропив храм, присоединить о. Лобова к Православной Церкви. 14 декабря 1924 г. Патриарх Тихон. Архив составителя Завещательное распоряжение Святейшего Патриарха Тихона, на случай своей кончины, о преемстве Высшей Церковной Власти В случае Нашей кончины Наши патриаршие права и обязанности, до законного выбора нового Патриарха, предоставляем временно Высокопреосвященному митрополиту Кириллу [Смирнову]. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей таковые переходят к Высокопреосвященному митрополиту Агафангелу [Преображенскому]. Если же и сему митрополиту не представится возможность осуществить это, то Наши патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру [Полянскому], митрополиту Крутицкому. Доводя о настоящем Нашем распоряжении до общего сведения всех архипастырей, пастырей и верующих Церкви Российской, считаем долгом пояснить, что сие распоряжение заменяет таковое Наше распоряжение, данное в ноябре месяце 1923 г. 25декабря 1924 г. (7 января 1925 г.) Тихон, Патриарх Московский и всея России. 1. Акт о вскрытии завещания Патриарха Тихона, 30 марта (12 апреля) 1925 г 2. Архив составителя 3. Люперсольский Н. Митрополит Сергий – законный, каноничный Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Вятка, 1928 Переписка Святейшего Патриарха Тихона с высланным из Польши в Берлин бывшим Жировицким архимандритом Тихоном [Шараповым] по вопросу о возвращении последнего на постоянное жительство в СССР, согласно выраженному им желанию (в письмах к Святейшему Патриарху)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Покорное чадо Церкви и Вашему Архипастырству Феофан Давыдов» Таковы документы того времени, кажется, не требующие особых разъяснений. 131 О существовании специального указа Святейшего Патриарха Тихона по вопросу о первенстве епископов, заключённых на Соловках, стало известно от бывшего соловчанина, епископа бывшего Гомельского Тихона [Шарапова], исполнявшего там обязанности ночного сторожа при местном краеведческом музее, затем (при бесконечных эпидемиях сыпняка) бывшего лекпомом. Текст указа, к сожалению, не сохранился. 132 Письмо, из которого приводится эта выписка, в начале 30-х гг. хранилось в делах Самарского епархиального архива. Автор письма – один из достойных пастырей епархии, о. Георгий Н. Выписка сделана составителем. 133 В целях очередного ошельмования Святейшего Патриарха Тихона в глазах государственной власти как её политического врага, тайно занимающегося антисоветскими кознями и после своего заявления в Верховный Суд РСФСР, в середине 1923 г. обновленцами, по инициативе провокатора «митрополита» А. И. Введенского , был распространяем в церковном обществе слух о том, что назначенный обновленческим Синодом в Южную Америку «епископ» Николай Соловей (или Соловейчик, еврей, бывший провизор) перед своим отбытием заграницу посетил «тайнообразующе» Донской монастырь, где имел секретную аудиенцию у Святейшего Патриарха Тихона. Во время этой встречи Патриарх якобы передал «епископу» Николаю [Соловейчику] ряд антисоветских документов большой политической важности (!?) для передачи в зарубежный монархический «штаб», с целью использования против нашего государственного строя. Оба заговорщика (как гласит обновленческая сенсация) тут же в кабинете Святейшего развели клей и стали запрятывать эти бумаги в картонный переплёт архиерейского Чиновника и заклеивать их так, чтобы обмануть бдительность пограничной таможни. Далее, через некоторое время стало известным, что, едва переехав границу, ещё в Риге (тогдашняя буржуазная Латвия), «епископ» Николай [Соловейчик] публично выступил с отречением от обновленческой скверны и разоблачил подлинную сущность этого раскола и роль его организаторов – провокаторов и тайных разрушителей Православной Церкви, действовавших применительно к «идее» А. И. Введенского о «взрыве патриаршества изнутри», как он об этом трактует в своей книге « Церковь и государство» (M., 1923 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

После высылки из Польши архимандрит Тихон (Шарапов) проживал при бывшей посольской Свято-Владимирской церкви в Берлине. В декабре 1924 г. он установил переписку со Святейшим Патриархом Тихоном по вопросу переезда на постоянное место жительства в СССР. Направив обращение в Народный комиссариат иностранных дел, Предстоятель Русской Православной Церкви добился получения советской въездной визы для бывшего настоятеля Жировичского монастыря. Вскоре после переезда в Советский Союз архимандрит Тихон вошел в ближайший круг доверенных лиц Святейшего Патриарха Тихона. 5 марта 1925 г. он был избран епископом Гомельским с наделения правами попечения о православных христианах Польши, сохраняющих верность Святейшему Патриарху Московскому. Архиерейская хиротония архимандрита Тихона (Шарапова) состоялась 22 марта 1925 г. в Москве . Период пребывания епископа Тихона в Гомеле оказался непродолжительным, но весьма плодотворным. Благодаря высокому нравственному авторитету и принципиальной позиции архипастыря в кратчайшие сроки была нейтрализована деятельность обновленческого раскола в регионе. Совершая объезды приходов, епископ Гомельский Тихон призывал верующих к возвращению в Патриаршую Церковь, а обновленческих клириков принимал в каноническое общение только после принесения ими публичного покаяния . Эффективное противодействие епископа Тихона (Шарапова) обновленческому расколу не могло не вызывать обеспокоенности у лиц, ответственных за реализацию советской религиозной политики. Инспирированное органами ОГПУ церковное разделение имело своей конечной целью ослабление позиций Русской Православной Церкви и подавление политически не лояльного духовенства. Стремительное восстановление позиций Патриаршей Церкви на Гомельщине повлекло за собой арест епископа Тихона, осуществленный уже в мае 1925 г. по обвинению в «активной контрреволюционной пропагандистской деятельности» управляющего Гомельской епархией. Во время следствия его сперва направили в тюрьму г. Могилева, а затем в Москву, где освободили из-под стражи под подписку о невыезде.

http://bogoslov.ru/article/6192400

Указав ваши заблуждения и ошибки, предлагаем вам, Преосвященные епископы, подчиниться требованию церковных правил и, следуя каноническому порядку, явиться на Всероссийский Священный Собор и, сознав свои заблуждения, предать свои вожделения об автокефальном устроении Грузинской Церкви на суд сего Всероссийского Собора, дабы вам не подвергнуться суду канонов и не подпасть великому и тяжкому греху отчуждения от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Умоляем вас, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа: да не будет между нами разделений и да будем все мы соединены в одном духе и одних мыслях ( 1Кор.1:10 ). Станем на путь мира и взаимной любви и совместно обсудим создавшееся положение. Пастыреначальник Христос и Кормчий Церкви Св. Дух да вразумят нас найти выход, приемлемый для нас и для вас, и устроить церковную жизнь обоих единоверных народов к их общей пользе и славе Божией. Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы Отца и Сына и Св. Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России. 29 декабря 1917 г. Москва. Церковные Ведомости. 1918. 3/4 12.1917. Благословенная грамота Святейшего Патриарха Тихона иеромонаху 177-го Изборского пехотного полка Тихону [Шарапову] 53 Документы о польской автокефалии: Рукопись. 1919–1926 12.1917. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона о награждении палицею протоиерея В. А. Шафрановского (Гомельская епархия) Архив Гомельской епархии. 1925–1926. Обращение Святейшего Патриарха Тихона и Священного Собора ко всем труждающимся в деле благовестил св. православной веры ...Священный Собор Православной Российской Церкви во главе с Патриархом Всероссийским, Святейшим Отцем нашим Тихоном, именем Христовым благословляет проповеднические труды ваши... Церковные Ведомости. 1918. 1 1917. Указ Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об утверждении епископа Аляскинского Александра [Немоловского] временно управляющим Алеутской и Североамериканской епархией в связи с отъездом в Россию правящего архиепископа Евдокима [Мещёрского]

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Иеродиакон Архипп (Томпуров) родился в 1879 г. в Симбирской губернии. Происходил из крестьянской семьи. В 1909 г. поступил послушником в Успенскую Почаевскую лавру. В 1912 г. пострижен в рясофор, в 1915 г. пострижен в мантию, в 1918 г. рукоположен в сан иеродиакона. С 1922 г. являлся насельником Жировичского монастыря, где с 1923 г. нес послушание ризничего. Богданович Вячеслав Васильевич (1878–1939) известный церковный, общественный и политический деятель межвоенной Польши. Окончил Витебскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Преподавал в Виленской духовной семинарии, представлял Виленскую епархию на Всероссийском Поместном Соборе 1917–1918 гг. В 1920–1921 гг. и.о. ректора Виленской духовной семинарии. Отстранен от должности за противодействие провозглашению польской автокефалии. В 1922 г. избран в сейм Польской Республики, где последовательно отстаивал права православного населения. В 1939 г. заключен в польский концлагерь Береза-Картуская и вскоре совершал побег. В том же году сотрудниками НКВД был арестован и расстрелян. Цебрикова Софья Титовна († 1966) – супруга бывшего преподавателя Жировичского духовного училища М.Я. Цебрикова (1872–1967). Польск. Zastpca – заместитель. Инокиня Вера (Доманович) родилась в 1891 г. в Гродненской губернии. Происходила из крестьянской семьи. В 1911 г. поступила послушницей в Рождество-Богородичный Красностокский монастырь.   Источник: Слесарёв А. В. Противодействие архимандрита Тихона (Шарапова) введению нового стиля и провозглашению автокефалии Православной Церкви в Польше (1922–1924 гг.)/А.В. Слесарев//ΧΡΟΝΟΣ. Церковно-исторический альманах. – 2015. – 2. – С. 137–183. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6192400

18/31 января. Служил панихиду по митрополиту Евсевию в Новодевичьем монастыре. 19 января/1 февраля. День рождения патриарха Тихона. Служил литургию в Донском монастыре. 25 января/7 февраля. Служил всенощную в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Садовниках. 26 января/8 февраля. Служил литургию в храме Воскресения Словущего на Остоженке. 1/14 февраля. День памяти мученика Трифона. Служил литургию в храме Трифона мученика в Напрудной. 2/15 февраля. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Служил литургию в храме Богоявления Господня в Елохове. 4/17 февраля. Служил всенощную в храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Палашах. 9/22 февраля. Служил литургию в храме Софии Премудрости Божией на Софийской набережной. 15/28 февраля. Заявление патриарха Тихона в НКВД с просьбой о регистрации при нем Священного Синода. 16 февраля/1 марта. Прощеное воскресенье. Служил литургию в храме Ермолая на Садовой («на Козьем болоте») и вечерню в Донском монастыре 19 февраля/4 марта. Служил литургию в Донском монастыре. 23 февраля/8 марта. Торжество Православия. Служил литургию в храме Николая Чудотворца на Арбате («Никола Пески»). 28 февраля/13 марта. Служил литургию в храме Василия Исповедника в Новой деревне. 2/15 марта. Служил литургию в храме Спаса Нерукотворного Образа над северными воротами Зачатьевского монастыря. 8/21 марта. Выносил Крест в храме Воскресения Словущего на Остоженке. Последний допрос патриарха Тихона помощником начальника 6 – го отделения Секретного отдела ОГПУ М. Д. Соловьевым. 9/22 марта. Крестопоклонная неделя. День памяти Сорока мучеников Севастийских. Служил литургию в храме Сорока мучеников на Новоспасской площади. Рукоположил архимандрита Тихона (Шарапова) во епископа Гомельского. При вручении ему архиерейского жезла патриарх Тихон сказал: «Возлюбленный во Христе собрат, преосвященный епископ Тихон! Приветствую тебя с благодатью архиерейства. Промышлением Божиим твоя хиротония совпала с поклонением Кресту Господню и с памятью сорока мучеников, и совершена в их святом храме, в день их страданий. Все это как бы предуказывает, что предстоящий тебе путь святительского служения в исключительно трудных условиях есть путь крестный и мученический.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010