Патриарший Местоблюститель, митрополит Крутицкий Пётр. Москва, 22 ноября (5 декабря) 1925 г. Польский M., протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1957. Т. 2 Завещательное распоряжение Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] о передаче высшей церковной власти в Православной Русской Церкви, в случае невозможности Ему дальнейшего возглавления Церкви 167 В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам отправлять Мне обязанности Патриаршего Местоблюстителя временно поручаю исполнение таковых обязанностей Высокопреосвященнейшему Сергию [Страгородскому], митрополиту Нижегородскому. Если же сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то во временное исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя вступит Высокопреосвященнейший Михаил [Ермаков], Экзарх Украины или Высокопреосвященнейший Иосиф [Петровых], архиепископ Ростовский, если митрополит Михаил лишён будет возможности выполнить это моё распоряжение. Возношение за богослужением Моего имени, как Патриаршего Местоблюстителя, остаётся обязательным. Временное управление Московской епархией поручаю Совету Преосвященных московских викариев, а именно: под председательством епископа Дмитровского Серафима [Звездинского], епископу Серпуховскому Алексию [Готовцеву], епископу Клинскому Гавриилу [Красновскому] и епископу Бронницкому Иоанну [Василевскому]. 23 ноября (6 декабря) 1925 г. г. Москва. Патриарший Местоблюститель, митрополит Крутицкий, смиренный Пётр. 1. Журнал Московской Патриархии. 1931. 2. Архив составителя 3. Второе письмо митрополита Сергия [Страгородского] к митрополиту Кириллу [Смирнову] (1929) 4. Послание к пастве Тихона [Шарапова], епископа Гомельского от 13(26). 10.1926. Чимбай, Средняя Азия 5. Люперсольский H., протоиерей. Митрополит Сергий – законный, каноничный Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Вятка, 1928 6. Жизнеописание Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: Рукопись Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] на имя управляющего Московской епархией, с уведомлением о вступлении его (митрополита) в исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Так обстояло дело с последним патриаршим актом, касавшимся устроения православных дел в Польше, далеко не безразличным для православного сознания и правильной итоговой оценки действительного положения наших церковных дел в этой стране, на протяжении всей своей истории, воевавшей против Русской Церкви. Патриаршее послание от 24 марта (6 апреля) 1925 г. как бы ещё раз подчеркнуло и поставило точку на взгляде Патриарха по вопросу об устроении нашей Церкви в Польше, высказанном им и проводившемся им неизменно в духе соборного определения (1917–1918 гг.) по этому предмету. Отметим здесь попутно, что при одном из последних посещений епископом Тихоном [Шараповым] Святейшего Патриарха в Бакунинской лечебнице им была предложена для прочтения Первосвятителю книга зарубежного русского издания (привезённая им из Берлина) – «Россия и Латинство», представляющая собою сборник статей, посвящённых этой теме. Осенью того же 1925 г. она была возвращена Преосвященному Местоблюстителем митрополитом Петром [Полянским], и владелец её тут же предусмотрительно сделал на титульном листе её следующую собственноручную мемориальную надпись: «Сия книга – последняя из прочитанных Святейшим Патриархом Тихоном. Дочитана им за пять дней до его кончины 1 апреля н. ст. 1925. Москва. Епископ Тихон». 154 В Рижском духовном журнале «Вера и жизнь», в коем опубликовано это «Слово Высокопреосвященнейшего Иоанна [Поммэра], архиепископа Рижского и всея Латвии, на всенародной панихиде в Рижском кафедральном соборе 30 марта (12 апреля) 1925 г.», посвящённое памяти Святейшего Патриарха Тихона, в подстрочном примечании на с. 12, говорится следующее: «От редакции. Читатели видят, как извращено и тенденциозно освещено это слово Владыки (в «Вечернем времени») в статье « Церковь и политика» ... Это безобидное, на первый взгляд, добавление «от редакции» является (как показало недалекое будущее) одной из первых ласточек нарождающейся, под руководством тёмных сил, церковно-политической смуты в Латвии, пришедшей затем к своему страшному апогею, завершившемуся зверским убийством доблестного и твёрдого в своём православном исповедничестве архипастыря Святителя Иоанна [Поммэра].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

161 «Церковный Вестник Западно-Европейской епархии» – журнал, издавался в 1927 – 1940 гг. митрополитом Евлогием Георгиевским. 162 «Возрождение, орган русской национальной мысли» – журнал, издавался в 1925–1940 гг. в Париже. 163 Две последние подписи под актом о вскрытии завещания Святейшего Патриарха Тихона и вступлении в отправление обязанностей Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского], именно: подпись «Григорий [Яцковский], архиепископ Екатеринбургский», и следующая: «Тихон [Шарапов], епископ Гомельский» (59-я и 60-я по порядку) – поставлены этими святителями значительно позже составления и подписания акта присутствовавшими на погребении Святейшего архиереями. Эти иерархи участия в погребении не принимали. Причина отсутствия архиепископа Григория не выяснена; епископ же Гомельский Тихон не был на погребении потому, что, поехав вскоре после своей хиротонии (предпоследней из совершенных Патриархом Тихоном 9(22) марта 1925 г. в храме 40 мучеников у Новоспасского монастыря в Москве) во вверенную ему епархию, тогда же был арестован и находился в заключении в г. Гомеле. Спустя несколько месяцев, появившись в Москве (с подпиской о невыезде из неё), он, при одном из посещений Патриаршего Местоблюстителя, подписал означенный акт. С другой стороны, следует отметить отсутствие подписей под актом некоторых иерархов, находившихся в то время в Москве и, безусловно, присутствовавших на погребении Святейшего Патриарха. Например: 1) митрополита Серафима [Чичагова], бывшего Варшавского иˆ2) епископа Венедикта [Плотникова] Кронштадтского. Объяснить этот факт пока что нам не представляется возможным. 164 См.: Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов 20 столетия – григорианским, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. 2-е изд., доп. Сортавала, 1993. В дальнейшем ссылки на это издание даются в сокращении: Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы. 165 Это послание Патриаршего Местоблюстителя от 15(28) июля 1925 г., представляет собою документ чрезвычайной важности для своего (и ближайшего затем) времени, а кроме того (в широком смысле), явилось, по-видимому, главным основанием к последовавшему в конце того же года аресту его и вечному исчезновению с внешнего церковного горизонта.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

267 1-й Крестовский переулок в Москве (в районе Митавского, ныне Рижского, вокзала), где жил владыка Герман до ареста в 1922 году и после возвращения из ссылки. 268 Кто назван «любвеобильнейшей Софочкой», трудно предположить, а «Коля» – архиепископ Николай (Добронравов) , вскоре арестованный в связи с «делом митрополита Петра» (как и сам епископ Герман, отец Сергий Сидоров и отец Михаил Шик). 270 Архиепископ Феодор, арестованный в декабре 1924 года, находился в это время в ссылке в городе Аулие-Ата (впоследствии Джамбул) в Казахстане. 271 Как предполагал Владыка, ему удалось побывать один раз в Сергиеве, где он и свиделся с Преосвященным Алексием. А 17 ноября (старого стиля. – А. В.) 1925 года он был снова уже изъят. (Примем. Н. А. Верховцевой.) Праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница» 9 ноября. Очевидно, эта встреча произошла в доме Верховцевых. 274 Иван Сергеевич Мещерский (1893-?), князь, бывший штаб-ротмистр царской армии. С ним епископ Герман потом встретился в северной ссылке в 1929 году. 275 Лев Митрофанович Хреновский (1875-?), бывший присяжный поверенный. На следствии не удалось доказать его причастность к «делу», однако ему был вменен в вину недавно полученный из-за границы денежный перевод якобы «от заграничной белогвардейской организации». 276 Рукоположенный в марте 1925 года епископ Гомельский Тихон (Шарапов, 1886–1937, впоследствии архиепископ; расстрелян). Был приговорен также к трем годам ссылки в Казахстан. 277 Отец Иоанн Скворцов , настоятель храма Покрова Богородицы в Голиковском переулке. Храм разрушен в 1930 году, на его месте сквер с бюстом А. Н. Островского. (Я. Паламарчук, сост. Сорок сороков. Т. 2. М., 1994, с. 618–619). Все спутники епископа Германа осуждены по тому же «делу» митрополита Петра. 279 Скит в окрестностях Сергиева Посада, недалеко от Гефсиманского, приписанный к Троице-Сергиевой Лавре. 282 В Ташкенте узникам помогал святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и некая матушка София, о чем говорится в «Мемориальной записке» епископа Тихона (Шарапова). Епископ Лука писал позднее обоим владыкам: «Болело сердце мое о вас, когда вы были так близко от меня, но не со мною, а со злодеями, в месте стонов и страданий. Болит и теперь о брате нашем Никодиме [Кроткове], там же заключенном и к вам посылаемом... Радуюсь о вас, служители Божии, ибо слышу о великой любви к вам людей Божиих и о великой ненависти к вам слуг антихристовых». Далее святитель Лука просил молитв ссыльных епископов в связи с начавшимся в епархии старообрядческим расколом епископа Андрея (Ухтомского). – Церковно-исторический архив Православного Свято-Тихоновского богословского института. Современники Патриарха Тихона. Сост. М. Губонин. Т. 1. Тетрадь 14. М., 1965.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3568 Вторая дата – отстранение от епархии и заточение в Мелецкий монастырь польскими властями после отказа подписать «Временные правила об отношении Церкви к Государству», фактически определявшие автокефалию Православной церкви в Польше и разрыв ее канонической связи с Патриархом Тихоном и РПЦ. Возведен в сан архиепископа указом Св. Патриарха Тихона от 01(14)02.1925 по рекомендации еп. Тихона (Шарапова), когда уже был отрешен от управления епархией польским автокефалистским Синодом. 3569 Епископ Люблинский. Этот архиерей и его предместник – в рубежах Польской республики; оба в юрисдикции самочинного варшавского Синода. Из них Пантелеимон (Рожновский) – убежденный патриархист, сторонник церковного единства и дисциплины; отстранен от управления епархией за верность единству Русской Церкви. Александр (Иноземцев) – ярый «автокефалист» и полонизатор. 3571 С 1928 г. был польскими властями заточен в Дерманском монастыре, затем с 1930 г. в Жировицком Свято-Успенском монастыре. Первая дата – назначение Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским) с полномочиями Экзарха в западных епархиях Белоруссии по июль 1940 г., когда прибыл в Луцк митрополит Николай (Ярушевич) с полномочиями Экзарха Украины и Белоруссии. 3572 Из архимандритов Почаевской Лавры, миссионер и преподаватель Лаврской монашеской школы. Автор работы «О неизменяемости канонов Православной церкви». По ММЛ РПИ, хиротонисан 02(15)07.1941, что не верно, ибо хиротония была совершена в Луцке экзархом Украины митрополитом Николаем (Ярушевичем) , чего не могло быть после начала войны. Во время оккупации в составе Украинской Автономной Церкви, не порвавшей канонического единства с Московским Патриархатом. Пребывание имел в Свято-Успенской Почаевской Лавре (исключительно ли?). 3579 Архимандрит; определен из наместников Жировицкого Свято-Успенского монастыря, ректоров Минской духовной семинарии. 3584 Председатель Отдела Внешних Церковных Сношений РПЦ с 18(31)05.1960. Освобожден от этой должности 17(30)05.1972 по собственному прошению в связи с резким ухудшением здоровья.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

915. 75 ЛЕТ декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей. – 1997, 2, 67. 916. МАНУИЛ (ЛЕМЕШЕВСКИЙ) , митр. Патриарх Сергий и обновленческий раскол. – 1994, 5, 103. 917. ПИТИРИМ, митр. Патриарх и его время. – 1990, 7, 27. 918. ПОЛИЩУК Е. Капитуляция или компромисс? . – 1992, 11–12, 63. 919. ПОСЛАНИЕ Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) . – 1997, 4, 59. 920. ПОСЛАНИЕ Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Российской Церкви от 28 июня 1925 года. – 1993, 1, 31. 921. ПРИВЕТСТВЕННОЕ слово Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Тихону архиепископа Харьковского и Ахтырского Антония (Храповицкого) . (Было произнесено в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября 1917 года, в Московском Кремле после церемонии настолования Патриарха Тихона). – 1996, 9, 78. 922. РУНКЕВИЧ С. Освященный Собор Православной Российской Церкви в Москве 1917–1918 годов. – 1993, 9, 35. 923. СВЕНЦИЦКИЙ А. Воспоминания московского прихожанина. – 1994, 3, 129; 4, 110. 924. СЕРГЕЕВ С. Голоса истории. – 1993, 9, 44. 925. СИМОН, архиеп. Святейший Патриарх Тихон и его служение Русской Церкви. – 1990, 4, 63. 926. СЛОВО Святейшего Патриарха Тихона, сказанное 8/21.07 1918 года в Казанском соборе г. Москвы во время торжественного патриаршего служения литургии по случаю храмового праздника (с комментариями к нему прот. П.Н. Лахостского). – 1996, 10, 71. 927. ТАРАСОВ К. Деяния Священного Синода 1917–1918 годов как исторический первоисточник. – 1993, 1, 7. 928. ТИХОН (ШАРАПОВ), еп. Отрывок из воспоминаний о его поездке в СССР в 1922 году. – 1998, 4, 82. 929. ЦЫПИН В. , прот. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. (Актовая речь). – 1994, 1, 19. 930. ЕГО ЖЕ. “Декларация” 1927 года. – 1994, 5, 107. 23.41. Организация и внутренняя жизнь РПЦ 23.411 Поместные Соборы (1945, 1988, 1990гг.) 931. ПРОКОФЬЕВА И., НИКИТИН В. К 40летию Поместного Собора Русской Православной Церкви 1945 года. – 1985, 2, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  Жировицкого Архимандрита Тихона   Рапорт.   Не будучи сторонником действующего аппарата церковной Власти в Польше, нижеподписавшийся, тем не менее, не считает возможным из соображений подхалимства или самосохранения уверять представителей упомянутой власти в том, что «на Шипке все спокойно» и тем вводить в заблуждение Высшие органы действующего аппарата влады , стоящие вдали от народного моря, начинающего волноваться уже совершенно недвусмысленно. Речь идет все о том же новом стиле. В дополнение к секретному моему рапорту на имя Вашего Преосвященства 24/VI за 67, настоящим почитаю долгом донести Вашему Преосвященству, как Члену Синода, на предмет высших соображений, что начиная с 5/VII с.г., т.е. за два дня до праздника Рождества Предтечи по ст[арому] ст[илю] в Жировицкий Монастырь начали стекаться богомольцы из самых отдаленных уездов епархий Гродненской, Полесской и Виленской, из б[ывшей] Минской губ[ернии]; прибыли и с Волыни. Силою вещей и обстоятельств состоялся торжественный праздник по ст[арому] ст[илю], причем у пришедших богомольцев наблюдался подъем духа необычайный и чрезвычайное религиозное воодушевление. Безразличных прежде белорусов было не узнать. Богомольцы собирались группами и с оживлением рассказывали друг другу, как по дороге их встречали полицейские и не советовали идти на богомолье в Жировицы, «ибо там уже празднуют по-польску», но люди не верили и шли к своей родной святыне, дабы убедиться во всем лично; другие заявляли, что они-де у себя в церкви, когда им было объявлено о н[овом] ст[иле], закричали: не хотим святковать по-Римски, будем святковать по-Иерусалимски, как святковали деды наши (Минск[ая] губ[ерния]); третьи сообщали, что когда ретивые полицианты возбраняли им работать в праздники по н[овому] ст[илю] – они протестовали и дело дошло до столкновения «вооруженных Голиафов с бедным Давидом, который имел лишь камень» – выражение крестьян Кобр[инского] у[езда]. Имеются совершенно верные сведения, что в с[елах] Белавичах, Буле и г. Косове – Пинской еп[архии] в день Иоанна по н[овому] ст[илю] в церквах совершали торжественные службы Троицы: «поп, дьяк и [неразб.]», ибо все люди, проклиная «попов», демонстративно шли на работу, говоря: «то польское свенто, а наше еще прейде» .

http://bogoslov.ru/article/6192400

Борис [Рукин], епископ Можайский. Симеон [Михайлов], епископ Чебоксарский, управляющий Вятской епархией. Николай [Покровский], архиепископ Псковский. Иоанн [Братолюбов], епископ Боткинский. Петр [Гасилов], епископ Осинский. Иннокентий [Летяев], епископ Ставропольский. Александр [Раевский], епископ Керченский. Виссарион [Зорнин], епископ Симбирский. Дамиан [Воскресенский], епископ Переславский. Алексий [Готовцев], епископ Серпуховской. Иринарх [Синеоков], епископ Тюменский. Григорий [Козырев], епископ Вольский. Серафим [Звездинский], епископ Дмитровский. Арсений [Соколовский], епископ Прикаспийский. Феодор [Маковецкий], епископ Мосальский. Алексий [Буй], епископ Петропавловский. Григорий [Яцковский], архиепископ Екатеринбургский. Тихон [Шарапов], епископ Гомельский. Всецело покоряясь воле Премудрого и Благого Промысла, без коего, верю, ничто в жизни не совершается, сыновне подчиняясь велению нашего Святейшего Патриарха и согласуясь с пониманием его веления Архипастырями Русской Церкви, Я, смиренный Петр, митрополит Крутицкий, выразил согласие вступить со дня оглашения завещания почившего Первосвятителя в отправление обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. Доводя о сем до сведения Архипастырей, пастырей и верных чад Православной Русской Церкви, прошу всех вознести ко Господу молитвы, чтобы Он упокоил со святыми Святейшего нашего Отца, а мне даровал силы и мудрость достойно проходить возложенное на меня служение. Божие благословение да будет со всеми нами. 30 марта (12 апреля) 1925 г. Москва. Донской монастырь. Патриарший Местоблюститель Петр, митрополит Крутицкий». (Подписи двух последних Архипастырей поставлены под актом значительно позже, так как в день погребения Святейшего Патриарха Тихона они не находились в Москве) 14 . Так, в Донском монастыре, с митрополитом Петром происходит то же самое явление, которое имело место и при избрании Святейшего Патриарха Тихона на Соборе 1917−1918 гг.; как там, так и здесь, из трех намеченных кандидатов всеобщее утверждение получает лицо, по человеческим понятиям наименее «популярное». Однако, как покажет будущее, именно оно явится наиболее стойким и преданным делу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В случае отказа ехать в Гродно названные послушницы должны быть немедленно удалены из Жировицкой обители и, по получении о сем донесения от Вас, будут исключены из числа сестер Гродненского женского монастыря. Примите также все зависящие от Вас меры, чтобы запрещенный архимандрит Тихон не совершал богослужений и не говорил проповедей. Так как, согласно Вашему донесению, названный архимандрит служит и проповедует, вопреки распоряжению о нем, необходимо за ослушание поставить его в положение рядового члена монастырской братии, лишив его тех преимуществ, какие были ему мною предоставлены. Особенно позаботьтесь о том, чтобы архим[андрит] Тихон был удален из помещения, занимаемого гродненскими сестрами. О последующем имеете мне донести. Епископ Алексий.   Архив Успенского Жировичского монастыря. Папка «Дело об архимандрите Тихоне (Шарапове), быв. Настоятеле Жировицкого монастыря». Л. 22–22 об. Рукопись. Чернила синего цвета. Автограф епископа Алексия на собственном бланке. Слева под бланком черными чернилами написана дата получения письма: «29/IX 24 г.».   13 Письмо наместника Жировичского монастыря игумена Исидора (Лонгинова) в Гродненскую духовную консисторию (черновик)   Во исполнение указа Епископа Гродн. Алексия от [дата отсутствует] с/г за 3082 принимаю меры чтобы запрещенный о. Архимандрит Тихон не служил и не проповедовал. В Воскресение 12/Х с/г закрыл своим замком Кладбищенскую св. Георгиевскую церковь, которую запрещенный Архим[андрит] Тихон с народом самовольно захватил и совершал священнослужение и проповедовал, того же дня в 10 ч. утра обычно с крестным ходом о. Архим[андрит] Тихон пришел и увидя на церковной двери 2 замка ибо один был народный, а другой мой, не решил ломать замка, но прислал ко мне людей которые просили и требовали от меня под угрозой смерти и прочего отдать им ключ. Когда я отказал дать им ключ, то Архим[андрит] Тихон совершил литургию и молебен пред храмом, после которых все молящиеся люди во главе с Комендантом Жировицкой полиции пришли ко мне узнать на каком основании я закрыл их приходскую церковь. Когда я прочитал им указ Гродн[ненской] Дух[овной] Кон[систо]рии о том, что при Жировицком монастыре открыт приход и я назначен заведующим этим приходом, то они убедились в чем дело, но уходя от меня кричали и грозили мне кулаками и смертию, говоря, что мы не признаем никого кроме Архим[андрит] Тихона и сейчас сломаем замок и будем молиться с Архим[андритом] Тихоном, что и сделали. 13/Х с/г под Покрову по стар. стилю где и служил Архим[андрит] Тихон всенощную, а 14/Х с/г на Покрову в 10 ч. утра о. Архим[андрит] Тихон крестным ходом с толпою народа вошел в мо[насты]рский успенский Соборный храм, где совершил краткий молебен пред чудотвор[ной] Жир[овицкой] Иконою и сказал краткую речь, после чего обошел крестным ходом вокруг монастыря, собрал всех людей и увел на кладбище к Георг. церкви, где и совершил литургию, за которою много записал на поминовение и деньги увез, а имена оставил мона[сты]рю.

http://bogoslov.ru/article/6192400

Видя, что арестовывают всех значительных и стойких архиереев, Местоблюститель и сам приготовился к аресту. Составил завещание о преемстве первосвятительской власти и позаботился, чтобы оно дошло по назначению. 9 декабря Местоблюститель был арестован. Следствие длилось до конца мая 1926 года. К этому времени григорианцы определились как отдельная раскольничья группа, митрополит Агафангел отказался от своих прав на местоблюстительство, место заместителя занял митрополит Сергий (Страгородский). 21 мая Особое Совещание при коллегии ОГПУ приговорило: епископов Амвросия (Полянского), Прокопия (Титова), священника Петра Шипкова, псаломщика Иоанна Попова, бывшего товарища обер-прокурора Синода Петра Истомина – к трем годам концлагеря; епископа Тихона (Шарапова) и священника Иоанна Скворцова – к трем годам ссылки в Казахстан; епископов Николая (Добронравова), Дамаскина (Цедрика), Гурия (Степанова), Иоасафа (Удалова), Парфения (Брянских), Пахомия (Кедрова), священников Николая Покровского, Василия Скворцова, Константина Скворцова, бывшего обер-прокурора Синода Александра Самарина, мирян Владимира Токаревского, Кирилла Матвеева, Феодора Челищева – к ссылке в Зырянский край на три года; священника Николая Семеняко – к ссылке в Зырянский край на два года; епископа Германа (Ряшенцева), диакона Михаила Шика и мирян Льва Хреновского, Иоанна Мещерского – к ссылке в Казахстан на два года; мирянина Константина Виноградова – к условной высылке в Зырянский край на два года; бывшего обер-прокурора Синода Владимира Саблера и крупного дореволюционного дипломата Павла Мансурова – к лишению права проживания в шести крупных городах с их областями. 17 августа 1926 года коллегия ОГПУ постановила: прекратить следствие по обвинению епископа Никона (Дегтяренко), члена церковного совета Сретенского монастыря Владимира Андронова, архимандрита Серафима Крутеня, келейника почившего Патриарха Тихона Константина Пашкевича, митрополита Серафима (Александрова), который был арестован только для того, чтобы ГПУ было удобней провести очную ставку с епископом Борисом (Рукиным).

http://fond.ru/kalendar/954/petr/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010