— 0,015! — шепчет Аля. — Где они опять, эти разновески? Вечно я их теряю… Сода! 0,2! Так! Скоро у меня все готово! Скоро домой! — Товарищ Воинова! — послышалось с порога. — Выйдите в аптеку! В дверях стояла Н. В. с известием об отказе Арсения Петровича ехать в Зап. распределитель и с просьбой помочь ей в продаже билета на вокзале, вот он — билет! Все закружилось в Алиной голове при виде бежевой картоночки, обернутой в плацкарту. В ней заключалось все — дорога к батюшке, встреча с ним, помощь ему, благословение от него, свое приобщение, хоть на короткие моменты, к его подвижнической жизни. Бежать, лететь к нему, навстречу удивительному, чудесному случаю поездки. Бежать отсюда, из монотонного, серенького повседневного быта, там же быть полезной в получении вещей, да и мало ли в чем! Сутки, всего сутки с какими-то часами до поезда! Надо успеть все — оставить свое практикантское место, все недоделанное здесь, заявить о своем срочном отъезде — и в дорогу! Услышав от Али два слова: «Я еду!», Н. В. обняла ее, порывисто расцеловала и вместе с ней начала действовать. Алю отпустили легко в ее экстренный отпуск по болезни родственника. Она не была в штате, а училась на фармацевта, окончив весной отличницей техникум. С Алей работала еще одна практикантка, она и осталась заменить Алю. Так что ее решение ехать, казалось бы, встретило одобрение Высшего Промысла. Н. В. сразу начала вводить девочку в ее истинную роль: помочь дяде Павлу с его отправкой к месту назначения, уже не говоря о том, что его надо разыскать в распределителе, затем — получить багаж, что идет малой скоростью и, возможно, уже уедет в Новосибирск, и, когда все будет получено, проводить дядю Павла — на поезд ли? На пароход ли? Тут кончились все ее познания и понятия — где и как, и когда произойдет встреча дяди с племянницей. Н. В. казалось, что раз его отправили в Зап. распределитель — значит, он, когда приедет туда, будет сразу вольным? Следственным? И Аля может взять его на поруки? Для матери решение Али не было неожиданным.

http://azbyka.ru/fiction/otchizna-neizve...

Антоний, митрополит Московский, 74, 259. Антоний Бараночников, иеромонах, 227. Антоний, Балахонец, черной поп, 225. Антоний Болотников, старец, 258. Антон Ульрих, герцог Брауншвейг-Люнебургский, 297. Апраксин, Корнилий Феодорович, 281. Апраксин, Петр Никитич, 210, 211, 212, 213. Апраксин, Феодор Никитич, 214. Арефа Тормасов, Троицкий старец, 175. Арефьев, Иов, чернец, 36. Арсений Глухой, чернец, 330. Арсений Суханов , Троицкий келарь, 12, 137, 215. Афанасий Петров, Ярославский кормовой иконописец, 11. Афанасий Сергеев, сапожный мастер, 338. Афанасий Тимофеев, иподиакон митрополита Рязанского, 314. Б Банстоф, Иоахим, 209. Бараночников, Антоний, иеромонах, 227. Барташев, Пахомий, Троицкий казначей, 49. Бирев, Исаак, инок, 29. Болотников, Антоний, старец, 258. Булатников, Александр, Троицкий келарь, 228, 236, 299, 329, 335. В Варлаам, Махрищский чудотворец, 186. Варлаам, митрополит Московский, 28, 82, 84. Варлаам, Вязмитин, чёрный священник Троицко-Сергиева Пятницкаго монастыря, 309. Варсонофий Якимов, соборный старец, 232, 346. Василий Васильевич, великий князь, 43, 56, 190. Василий Димитриевич, великий князь, 27, 53, 343. Василий Иоаннович, великий князь, 28, 73, 81, 82, 84, 87. Василий Афанасьев, священник Моск. Рождеств. жен. монастыря, 180. Василий Григорьев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Вассиан, игумен Троицкий, 190, 192. Вепрева, Матрона, 240. Вепрев, Феодор Васильевич, 240. Викентий, Троицкий архимандрит, 11, 17, 23, 26, 57, 58, 131, 174, 185, 191. Владимир Андреевич, князь Старицкий, 247. Владимир, ключарь Архангельский, 222, 288. Воеводин Логгин, соборный старец, 5, 187. Воинова, Анастасия, 82, 84. Воинов, Иван Захарьевич, 82, 84. Волконский, князь Василий Богданович, окольничий, 18, 165. Воротынский, князь Иван Михайлович, 158. Г Гавриил, некто, 238. Гермоген, патриарх Московский, 324. Глинская, княжна Анна Ивановна, 293. Глинский, князь Василий Михайлович, 235. Глинский, князь Иван Михайлович, 293. Глухой, Арсений, чернец, 330. Годунова, Елена (в схиме), мать Никиты Васильевича Годунова, 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

—130— Князева Александра , Панова Павла, Фаворитова Павла, 25) Ефимова Федора, Благовещенского Сергея, Фортунатова Василия, Воинова Сергея, Баржицкого Михаила, 30) диакона Попова Николая , Фомина Николая, Рождественского Евгения, Харитонова Сергея, Иовлева Александра, 35) Лимачева Василия, Воскресенского Василия, Вязовского Василия, Смирнова Петра, Уарова Петра, 40) Соколова Петра, Никонова Алексея, Казанского Платона, Иллювиева Павла, Попова Николая и 45) архимандрита Михаила, сербского уроженца. б) в III курс – студентов II курса: 1) Кудрявцева Николая, Калишевича Евстафия, Тихомирова Василия, Поспелова Ивана, 5) священника Васильева Иоанна, Соколова Александра, Назарьева Николая, Звездинского Николая, Сныткина Михаила, 10) Черкасова Владимира, Макова Василия, Триодина Александра, Чубарова Михаила, Зверева Александра, 15) Протопопова Николая, Концевича Николая, иеродиакона Христофора (Либермана), Афонского Федора, Попова Павла, 20) Самарянова Александра, Рождественского Григория, Ключева Алексея, Соловьева Владимира, Соловьева Сергея , 25) Теплова Василия, Околовича Николая, Наумова-Сергиева Сергея, Скворцова Николая, Занкевича Аркадия, 30) Смирнова Дмитрия, Вещезерского Ардалиона, Суханова Александра, Пятницкого Владимира, Нечаева Николая, 35) Красновского Ипполита, Новицкого Макария, Литвиненко Александра, Соколова Владимира, Ярославцева Петра, 40) Лебедева Сергея, Давыдова Алексея, Снегирева Александра, 43) Георгиевича Георгия, боснийского уроженца, и 44) – вне списка – Машковского Виктора. в) в IV курс – студентов III курса: 1) Нечаева-Косташ Петра, Голощапова Сергея, Флоренского Павла, священника Салагора Павла, 5) Махаева Николая, Дубенского Александра, Соколова Виталия, Волосевича Михаила, Беляева Бориса, 10) Нарского Бориса, Борисова Пантелеимона, священника Ремизова Николая, Белоусова Евгения, Лисицына Вячеслава, 15) Успенского Василия, Авраменко Ивана, Назаркевича Полиевкта, Бабакова Николая, Соболева Христофора, 20) Смирнова Николая, Трембовецкого Владимира, Обновленского Ивана, Хадзарагова Петра, Соколова Владимира, 30) Добросердова Александра, Троицкого Петра, Беневоленского Ивана, Витальского Александра, Гусева Сергея, 30) Владимирского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1758 Герстелъ Ш. Чудотворный Мандилион. Образ Спаса Нерукотворного в византийских иконографических программах//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси, с. 76–77. 1760 Лазарев В. Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве//Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970, с. 68. 1761 Riant R. Exuviae sacrae Constantinopolitanae. Vol. 1–2. Genevae, 1887; Лопарев X. M. Книга Паломник. Сказание мест Святых во Царьграде Антония, Архиепископа Новгородского в 1200 году//ППС. Т. XVII, вып. 3. СПб., 1899, с. LXXXV–CIII. 1762 Пятницкий Ю. А. Обзор поствизантийских памятников в России (по данным архивных и печатных источников)//Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. XXIII. Л., 1991, с. 60. 1763 Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996, с. 197. 1764 Grabar A. Le thème du gisant dans Part byzantin//Cahiers archéologiques 29 (1980–1981), р. 143–156. Это наблюдение, высказанное А. Грабаром, приводится в статье: Соколова И. М. О резных раках соловецких чудотворцев//Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуции/Ред.-сост. А. В. Рындина. М., 1991, с. 69–70. 1765 Памятник имеет значительную библиографию: Государственная Третьяковская галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Т. I. М., 1995, 92. Среди научных исследований скульптуры необходимо отметить: А. В. Рындина. Балканские аспекты в исследовании статуи «Никола Можайский»//Искусство Византии и древней Руси. К столетию со дня рождения А. Н. Грабара. Международный симпозиум. 24–26 сентября 1996 г., Москва/Тез. докл. СПб., 1996, с. 53–55; она же. Скульптурная икона «Никола Можайский» XIV века. О месте образа в символическом пространстве храма//Иконостас, происхождение, символика. Ме- ждунар. симпозиум. 4–6 июня 1996 г., Москва/Тез. докл. М., 1996, с. 44–47. 1766 Это, прежде всего, иконы в собрании Третьяковской Галереи. Икона «Никола Можайский, с житием», первой четверти XVI в. (атрибуция Н. В. Розановой ) из церкви села Воинова Владимирской области; 105x79; инв. ДР 387 – Ростово-Суздальская школа живописи. Каталог выставки. М., 1967, 91, ил. 74. Икона «Никола Можайский» середины XVI в. (атрибуция Л. В. Ковтыревой) из Троице-Сергиевой лавры, которая до последнего времени связывалась с именем князя Ивана Андреевича Можайского; 29x20; инв. 17295 – Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи XI–XVIII века. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963. Т. I. 259. Икона «Никола Можайский» XVI в. в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника, по преданию, благословение преподобного Сергия Радонежского при крещении родоначальника семьи Воейко Войтеговича; 33,3x26; инв. 5025 – Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977, 198.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предположительно, во второй половине XIX в. возле Свято-Троицкого храма была возведена церковно-приходская школа. О ней упоминается в «Справочной тетради о церквах Курской епархии за 1898 г.» Древнейшей святыней Свято-Троицкого храма считалась и поныне остается икона Божией Матери «Казанская». Она упоминается в старинных документах, в метрике 1887 г. сказано о ней как о чтимой чудотворной иконе: «Есть в церкви древняя особенно чтимая чудотворная икона Казанской Божией Матери. Богомладенца от времени не видно. На этой иконе находится весьма много серебряных привесок с различными изображениями». В начале ХХ в. клир состоял из трех священников — Антонова Виктора Павловича, Коновалова Александра Михайловича (приписан к церкви с 22 сентября 1906 г.) и Бабакова Михаила Ефимовича (перемещён 8 июня 1904 г. Расстрелян в конце 1920-х гг.), а также дьякона Воинова Николая Васильевича и двух псаломщиков – П. В. Кошлакова и Л. А. Беликова. Число православных в приходе насчитывало 1824 человека (Справочная Книга о церквах, приходах и причтах Курской епархии за 1908 г.). Из Клировой ведомости о Троицкой церкви за 1916 г. известно, что 15 ноября 1913 г. при Троицкой церкви служил священник Дмитрий Тимофеевич Богословский, священник Виктор Павлович Антонов перемещён на новое место, два других священнических места остались за прежними священниками. В 1917 г. согласно избранию прихожан и прошению перемещён к церкви на должность диакона Тимофей Петрович Русанов. В 1920 г. Преосвященным Никоном епископом Курским и Обоянским он «рукоположен во священники к сей церкви» (Ведомость о церкви за 1922 г.). В мае 1920 г. на приход Троицкой церкви самовольно переходит священник Михаил Дмитриевич Павлюк. Бывший настоятель храма священник Димитрий Богословский ушел на юг с белогвардейцами. В июне 1922 г. к Троицкой церкви определён священник Дмитрий Гаврилович Карпинский. С 1925 по 1927 гг. был благочинным церквей г. Старого Оскола, но в 1935 г. гражданской властью был удалён от занимаемого места. Его судьба неоднозначна. В 1942 г. во время немецкой оккупации без назначения епископа он занимает старый приход. В 1943 г. архиепископ Курский Питирим снимает его с должности и отказывает в назначении в городе Старый Оскол. Священник Дмитрий Карпинский был судим Военным Трибуналом и приговорён к 10-ти годам заключения с поражением в правах на пять лет. В 1954 г. отец Дмитрий досрочно возвратился из заключения (Из Личного дела протоиерея Дмитрия Гавриловича Карпинского).

http://sobory.ru/article/?object=16234

Регистрации и первым годам существования Коломенской старообрядческой общины посвящено сравнительно большое дело из фонда Московского Губернского Правления. Его документы отчасти дублируются заметками из старообрядческой периодики. 15 марта 1909 г. по окончании Божественной литургии в старом храме-моленной во имя Рождества Пресвятой Богородицы состоялось первое общее собрание членов-учредителей коломенской старообрядческой общины под председательством Сергея Николаевича Успенского. Священник о. Тимофей Аксенов сказал речь о пользе общины для старообрядцев и прочел указ от 17 октября 1906 года. Председатель сообщил собранию о регистрации их общины 20 февраля 1909 г. Затем собранием было постановлено принимать в члены общины с правом голоса лиц, достигших 25-летнего возраста, не исключая и женщин. Настоятелем храма был избран священник о. Исакий Горанин. В члены общины были приняты вновь: Ф.В. Кудинов, И.Н. Волокитин, И.А. Салтыков, И.Л. Чухостов, Е.К. Воинова, К.Н. Казакова и М.С. Пушкова. В члены совета общины оказались избранными следующие лица: С.Н. Успенский (председатель), Ф.В. Кудинов (товарищ председателя), Т.В. Смыслов (казначей) и С.К. Рыбаков (церковный староста). По предложению председателя собранием было постановлено: все имущество, принадлежащее общине, в случае ея закрытия должно перейти в собственность богадельного дома при московской старообрядческой общине Рогожскаго кладбища. Общим собранием поручено совету выработать и представить на утверждение министра внутренних дел печать общины.2 августа (по старому стилю) 1909 года состоялось общее собрание коломенской старообрядческой общины. Оно проходило под председательством Сергея Николаевича Успенского и на нем присутствовало двадцать членов. Председатель сообщил, что согласно ходатайству коломенцев, община московского Рогожского кладбища уступила им упомянутое нами выше в заметке священника Аксенова здание пустующей моленной из села Мячково, вместе со всей его утварью, иконостасом, образами и даже жилым домом при моленной.

http://sobory.ru/article/?object=35106

б) за «1911 г. Февр. 15. Постановление Совета Академии от 17 Декаб. 1910 г. о назначении Мухановских пособий утверждается». в) за «1911 г. Февр. 25. Студенты Воинов Сергей —68— и Воскресенский Василий (ст. XIV) утверждаются в степени кандидата богословия. Прочее смотрено». Справка : В ст. XV журнала за изложено было ходатайство Совета пред Его Высокопреосвященством о разрешении зачислить сербского уроженца священника Димитрия Поповича, уволенного из Академии в 1909-м году за неявку из отпуска на летние каникулы, с начала будущего 1911–1912 учебного года, обратно в списки студентов I курса Академии. Определили : 1) Резолюции Его Высокопреосвященства принять к сведению и исполнению, сообщить лицам, коих они касаются, и Правлению Академии – для зависящих распоряжений. – 2) Об утверждении и. д. доцента Академии А.К. Мишина в должности лектора французского языка внести в формулярный о службе его список, а об утверждении священника Московской Василие-Кесарийской, на Тверской, церкви Н.А. Преображенского в должности лектора английского языка сообщить Московской Духовной Консистории. – 3) Об утверждении в степени кандидата богословия действительных студентов Академии Сергея Воинова и Василия Воскресенского сообщить Учебному Комитету при Святейшем Синоде, с препровождением в Комитет и кандидатских дипломов поименованных лиц. V. Резолюцию Его Высокопреосвященства за последовавшую на представлении Преосвященного Ректора Академии, от 2 января 1911 года, с «Сведениями» по хозяйственной части академического журнала «Богословский Вестник» за 19 лет его существования и приходо-расходною сметою по изданию журнала и святоотеческих творений на 1911-й год: «1911 г. Марта 2. Согласно ходатайству Совета Академии, назначается субсидия академическому журналу «Богословский Вестник» в 2500 рублей в год, начиная с 1-го Января 1911 года, – из сумм Перервинского монастыря». Определили : 1) Просить (настоящим журналом) Его Высокопреосвященство принять выражение глубокой признательности Совета Академии за милостивую поддержку, оказанную издательскому делу Академии, поручив особой

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3. Синодик 1735 года, переписанный при отце игумене Ефреме со старых синодиков, из которых первый был устроен в 1718 г. Синода обер-прокурора Львова, Св. Синода обер-секретаря Леванидова, полковника Ивана Карпова, полковника Стефана Козадавлева, войска Донского полковника Ивана Андреевича, князя Григория Путятина, дьяка Михаила Воинова, дьяка Феодора Маслова; С.–Петербургских купцов: Саввы Яковлева, Зимина, Майданова, Роговикова, Чуркина, Бармина. Роды с города Выборга: выборгского протопопа Мокия Лаврентьева, выборгского губернатора Афанасия Стефановича Исаакова, подполковника Воронина. Роды с города Олонца и Олонецкого уезда: олонецкого собора протопопов: Дометия Петрова и Леонтия Андреева; священников; олонецких купцов: Анцыфирова, Баршина, Чогина, Мегрецкого, Шагевского, Осипова, Борикова и других; роды с города Кексгольма и его уезда: кексгольмского собора протопопов: Иоанна Федорова и Никифора Григорьева, священников и причетников; войска Донского: полковников Андреева и Хрисанова, роды с Кексгольмского уезда Якимварского погоста, Сердобольского погоста, Шуйстомской волости, Имбилахты, Шуезерского, Салминского. Роды с города Ладоги: священника Василия Григорьева, купцов: Артемия, Шарова, Богатырева, Барсукова; роды с Сермаксы и разных других городов, и 4. Синодик, составленный при отце игумене Назарии с братией в 1801 году, писанный полууставом; в нем заключаются 1486 родов благотворителей. Он украшен четырьмя рисунками; на первой изображены преподобные отцы Сергий и Герман Валаамские чудотворцы; на второй – два монаха над костями почившего брата; за ними смерть с косой в одной руке и эмблемой скоротечности времени в другой, кргом надписи: «летит время сие часами, во дни и в нощи яко крылами». – «Ох, три вещи содержат мя печали века сего: первая – яко имам умрети, вторая – яко не вем когда, третия – не вем, где тамо обрящуся». «О любимый брате, зри на сию главу, сердцем умилися, очами прослезися, – сия глава сама о себе сказует и подобие нам свое показует: аз бых, яко же ты, ты же будеши, яко же аз».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сначала ГПУ им не препятствовало, чтобы усилить церковный раскол. Их кафедральным собором стал Храм Воскресения на Крови (место убиения Царя Освободителя). За ними остались несколько храмов на окраинах: храм во имя Тихвинской Б. М. в Лесном, на Охте, на Обводном канале и крошечная церковь в лесу на Пискаревке за полотном Ириновской жел. дороги, вблизи больницы имени Мечникова (бывш. Императора Петра Великаго). В этом храме Св. Александра Ошевенского служил скромный пастырь о. Николай Прозоров. Первый удар был нанесен «иосифлянам» арестом зимой 1929 г. о. Феодора Константиновича Андреева, которому посвящен был предыдущий очерк. В ноябре 1929 г. были арестованы все видные пастыри – «иосифляне»: еп. Димитрий, еп. Сергий Нарвский, прот. Василий Верюжский , павший после многих лет заключения и потом сподвижник Московской большевицкой патриархии, б. ключарь храма Воскресения на Крови, прот. Иоанн Никитин, прот. о. Сергий Тихомиров , священник о. Петр Б., молодой священник о. Николай Прозоров, свящ. о. Никифор Стрельников, монахиня мать Кира, и еще несколько скромных мирян. В феврале 1930 г. в камере 9 Дома Предварительного Заключения на улице Воинова (б. Шпалерная) 25 встретил я, – пишет свидетель – одного инженера судостроителя с Балтийского завода. Удрученный арестом, я получил в первые же дни заключения от него и духовную поддержку и совместную молитву. В конце февраля привели к нам в камеру странника. Этот малограмотный инвалид, претерпевший ранения 25 лет назад во время осады Порт Артура, будучи рядовым солдатом, являл редкую стойкость и резко осуждал действия митр. Сергия. Затем перевели из «одиночки» о. Петра Б. Примкнув к ним обоим всей душой, я навсегда порвал с иерархией м. Сергия и примкнул к маленькой церкви, получившей своего пастыря в лице о. Петра. 10 апреля 1930 г. нашу камеру отдали под «рабочих» (арестанты, работавшие на лесопилке во дворе тюрьмы) и мы все четверо были переведены в камеру 21, где на 20 коек было 80–100 человек (в предыдущей на 14 коек – 35–45 человек), где встретил отцов Иоанна и Николая, еще одного старенького 75-ти лет протоиерея о. Николая Загоровскаго, привезенного из Харькова по делу митр. Сергия, и бывшего синодального чиновника Шенец. С ними неделю спустя 4/17 апреля справили мы Пасхальную Заутреню и провели лето.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Закрыть itemscope itemtype="" > Херувимы вернулись Реставраторы Троицкого собора не согласились с мнением императора Николая I 29.05.2015 546 Время на чтение 4 минуты ФОТО Александра ДРОЗДОВА Завтра Родительская суббота, а в воскресенье православные отмечают Троицу. К своему престольному празднику в Свято-Троицком соборе на Измайловском проспекте открыли после реставрации внутреннее пространство главного купола. Теперь на высоте 50 метров у розетки барабана купола можно рассмотреть и полет херувимов, и множество расписных кессонов, и даже 13 келий в основании купола. Полная реставрация собора лейб-гвардии Измайловского полка завершится в будущем году. - Этот этап реставрации длился три года, - рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» настоятель собора отец Геннадий. - Для установки строительных лесов было использовано 400 кубов бруса и досок, монтировали их альпинисты. И вот теперь благодаря реставраторам открывается такая красота. А они в это время продолжали работу - очищали капители колонн северного придела храма Иоанна Воина, сбивали ослабевшую штукатурку со стен. По сравнению с более чем десятью годами реставрационных усилий сделать осталось не так много: привести в порядок один придел, перебрать пол собора, отлить и повесить 5-тонную бронзовую люстру да обзавестись храмовыми колоколами. - Все это уже в процессе: реставрационные работы идут, проект люстры проходит согласование, а тендер на отливку 17 колоколов, главный из которых весит 8,5 тонны, а самый маленький 13 килограммов, выиграла воронежская фирма и к концу года обязана их изготовить, - сообщила Ирина Воинова, научный руководитель реставрации храма. - А начали работы в 2003 году. Обследовали инженерную инфраструктуру, здесь на галереях храма были установлены амосовские печи, названные по имени русского инженера Амосова, от них горячий воздух подавался во внутристенные каналы. Сделали стереофотограммаметрический обмер здания - с созданием планов, разрезов, фасадов. Восстановление храма начали с куполов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010