По внутреннему и по внешнему виду этот храм представляет одно из самых изящных произведений, и едва ли не превосходит все другие, находящиеся в С.- Петербурге казенные церкви. Внутренняя площадь храма простирается на 122 кв. саж., кроме того, с трех сторон приделаны обширные хоры, занимающее 68 кв. саж. Эти хоры поддерживаются колоннами и пилястрами искуственного мрамора с капителями коринфского ордена. Живопись в иконостасе и в некоторых частях храма исполнена академиком Васильевым при содействии художников Воинова, братьев Доуоновых, Андреева и Лукьянова. Резная работа принадлежит мастеру Захарову. Все здание венчается куполом, который придает ему особенное великолепие, отличая и возвышая его над окружающими огромными домами. Нельзя не вспомнить при этом, что последним преимуществом церковь обязана архитектору Плавову, за смертью Квадри продолжавшему и завершившему ее строение. По первоначальному плану купол не предполагался; но, по убеждению Плавова, он устроен был подрядчиками, производившими работы, на собственный их счет. На постройку этого храма опекунским советом ассигновано было 345 830 руб. 70 коп. асс. По окончании работ все означенные лица удостоены высочайших наград, а именно: архитектор Плавов получил орден св. Станислава 2 степени ; академик Васильев и братья Доуоновы - бриллиантовые перстни, Андреев - золотые часы, Воинову, Лукьянову и Захарову дано по 500 руб. Новый храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в память того дня, в который открыт С.-петербургский воспитательный дом. Освящение совершено 24 февраля 1834 г. преосвященным Венедиктом, епископом ревельским, тогдашним викарием здешней епархии. Остается объяснить, каким образом церковь Покрова Пресвятой Богородицы, устроенная для воспитательного дома, стала церковью сиротских заведений. В 1837 г. при воспитательном доме образовался сиротский институт, названный впоследствии Николаевским, для воспитания сиротствующих дочерей обер-офицеров и частью штаб-офицеров. В 1843 г. в здания того же дома переведен еще Александринский сиротский дом для воспитания дочерей разночинцев. По неудобству совмещения в одной церкви и служащих в воспитательном доме, и воспитанниц института и Александринского дома (число коих простиралось до 1200 и более), местным начальством предположено и 25 декабря 1854 г. высочайше утверждено - для воспитательного дома устроить особую церковь во имя Иоанна Крестителя. С этого времени Покровская церковь " стала усвояться уже исключительно сиротским заведением " и только до тех пор, пока означенное предположение еще не было исполнено, (а оно исполнено в 1872 г.), совершалась в ней служба для живущих в воспитательном доме.

http://sobory.ru/article/?object=10054

Бюро пропусков Большого дома помещается в отдельном здании кубической формы на углу улицы Чайковского и Литейного проспекта, на том самом месте, где раньше, еще на моей памяти, стояла Сергиевская церковь. Мне запомнились с детства ее синие, усыпанные золотыми звездочками купола. Церковь разрушили в начале 30х годов для того, чтобы выстроить на ее месте здание бюро пропусков Управления НКВД. Лет за десять — двенадцать до того дня, о котором идет речь, в разгар репрессий 37–38-го года, не раз приходила в голову мысль о том, что на месте церкви, которую верующие рассматривали как «бюро пропусков» в рай, поставили бюро пропусков в ад. Переступая порог этого помещения, я невольно вспомнил свою давнишнюю мысль. Я подошел к окошечку, возле которого со скучающим видом стоял, как я подумал, в ожидании пропуска, высокий, плотный майор, и постучал в окошечко. Я назвал свою фамилию открывшей его женщине и приготовился протянуть ей паспорт. — Даниил Натанович? — спросил меня майор. — Пойдемте, нас пропустят без пропуска. С этими словами он не оглядываясь пошел к выходу. Мне ничего не оставалось, как последовать за ним. Я вышел на улицу. Майор шел в сторону Большого дома. Увидев на ступенях бюро пропусков «моссельпромщицу» , я задержался, купил у нее пачку «Казбека» и четыре соевых конфеты. Майор тем временем ушел довольно далеко. Я догнал его уже за улицей Каляева, возле Большого дома, и зашагал чуть сзади него. Он свернул на улицу Воинова. Туда выходил один из подъездов Большого дома. Следующим зданием на этой, бывшей Шпалерной улице, была тюрьма, знаменитая еще с царских времен Шпалерка, а теперь куда более знаменитая так называемая внутренняя тюрьма Управления МВД и МГБ. «Уж не в тюрьму ли мы идем?» — мелькнула у меня мысль. Хотелось думать, что нет. Я оглянулся, чтобы посмотреть не сопровождает ли меня кто-либо сзади, чтобы я не сбежал. Вроде бы никто позади меня не шел. Я стал внимательно, с волнением и надеждой смотреть на сапоги майора. Вот они приблизились к подъезду Большого дома.

http://azbyka.ru/fiction/xorosho-posidel...

98) От Московского Священника Н.М. Миловского – его брошюры; а) В.Е. Чертова. Москва, 1913, и б) Ежегодник Московского Ризположенского прихода. Годы 1–2. Москва, 1912–1913. 99) От Московского Священника Н.Н. Модестова – его брошюра: Село Табынское и Вознесенская пустынь. Оренбург, 1914. 100) От Протоиерея Московского Казанского Собора А. В. Никольского – его книга: Лица «Духовного чина» Московской Епархии в их служении церкви и отечеству в 1812 г. Москва, 1912. 101) От преподавателя С.-Петербургского Морского Корпуса С.П. Розанова – его брошюра: К вопросу о житии Препод. Антония Печерского. Спб., 1914. 102) От Свящ. церкви Диакона Евпла в Москве Д.И. Ромашкова – его брошюра: Священник Д.И. Ромашков. Москва, 1913. 103) От преподавателя Пастырской Школы в Житомире Иеромонаха Серапиона (Воинова) – его брошюра: Где подлинное «Торжество Христианства». Сухум, 1913. 104) От Московского Священника Г.И. Холмогорова – его работы: а) Материалы для истории церквей Рыльской десятины. Курску 1908; б) Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии, Вып. 1-й. Москва, 1881, три зкз., и вып. 11-й. Москва, 1911 (1913); в) —763— Исторический очерк дома бывш. графа Разумовского, где ныне малолетное отделение Московского Николаевского Института и Убежище. Москва, 1901; г) Старосты поповские. Москва, 1911, 5 экз.; д) Выписки из Документов Архива Министерства Юстиции Москва, 1911, 5 экз.; е) Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии Отдел 3-й. Выпуск 5-й. Москва, 1912, 5 экз., и ж) Материалы для истории церквей Владимирской губернии. Отдел 3-й. Выпуск 6-й. Москва, 1911. 105) От Преподавателя Коломенской Гимназии В.Ф. Чистякова – его брошюра: Дружба и ее сущность. Воронеж, 1913. 106) От Пермского Священника И.В. Шестакова – его брошюра: Один из способов ознаменовать память преп. Трифона. Вятка, 1912. 107) От студента LXIX курса Академии Т.М. Беляева – брошюры: а) Макаров, Старообрядчество, его смысл и значение. Москва, 1908, и б) Мельгунов, Старообрядцы и свобода совести.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еще одно дело, связанное и с Коломенским уездом, и с набатным звоном (но уже в другом храме), касалось священника села Лыкова Василия Воинова. Суть его была связана с запущенным большевиками процессом изъятия из церквей метрических книг. 31 мая 1919 г. к о. Василию пришел председатель местного совета Васильев вместе с местным милиционером. Они предъявили мандат на отобрание метрических книг (следует обратить внимание на то, что события происходили в 1919 г., такая медлительность отличала развитие событие и в Иосифо-Волоцком монастыре, о чем говорилось выше). Как показывал через несколько дней на допросе сам священник, он не знал о том, что метрики должны изыматься из храмов и попросил сначала провести по этому вопросу сельское собрание. На эту просьбу был получен отказ. Тогда священник вроде бы согласился выдать книги и ушел в алтарь. В это время начался набатный звон; в храме собралась толпа, у которой о. Василий стал спрашивать разрешения на выдачу книг. Из толпы послышалось: «Не давайте, а их гоните в шею» . На допросе, произведенном уже после ареста, священник объяснял, что хотел выслушать сельское собрание, поскольку «без собрания книги отдавать не могу, как бы мужички потом меня не обвиняли» (эти слова явным образом выдают, что мужички, а особенно бабы, которые, по показаниям свидетелей, шумели 31 мая еще больше, не были сторонниками советской власти, раз предпочитали держать книги о рождениях, браках и смертях своих семей у священника, а не у большевиков). Вполне вероятно, что 29-летний о. Василий мог чувствовать некоторую неуверенность во взаимоотношениях с седовласыми прихожанами. Но жители села встали на защиту своего пастыря, и 15 июля 1919 г. священник Воинов был освобожден под поручительство сельского общества. 25 августа трибунал приговорил его к 5 годам условно . Одно из выявленных дел – в отношении священника Бронницкого уезда Александра Парусникова – касалось часто возбуждаемого в то время вопроса о браке. После революции люди получили возможность легко расторгнуть брак – обратившись в советские органы, но после этого вступали в повторный брак и хотели венчаться. Духовенство справедливо отказывалось давать церковное благословение на такие браки. Люди апеллировали к органам советской власти и чаще всего получали от них поддержку: большевикам всегда выгодно было встать на противоположную духовенству и Церкви сторону.

http://bogoslov.ru/article/1549891

Лебедев Данил. «В деревне». Гравюра на картоне. Ульяновская обл., пгт Карсун, ОГКОУ Кадетская школа-интернат имени генерал-полковника В.С. Чечеватова, 11 лет, рук. Черников А.М. Самойлова Елизавета. «Урок истории, связь поколений». Рисунок. Орловская обл., г. Орел, МБУДО «Орловская детская школа изобразительных искусств и ремесел», 17 лет, рук. Игнатов Е. С. Дубинкина Лилия. «Русь Православная. Молебен о здравии». Рисунок. Гуашь. Калужская обл., г. Людиново, МКУДО «Детская школа искусств 1», 15 лет, рук. Савоничева В.П. Шаронина Александра. «Артур Николаевич Чилингаров». Рисунок, ЯНАО, Пуровской р-он, п. Ханымей, МБОУ СОШ 16 лет, рук. Лазарева С.Н. Образцова Виктория. «Дорогой победы». Рисунок. Бумага, гуашь. Алтайский край, г. Бийск, МБУДО «Бийская детская художественная школа», 16 лет, рук. Тукмачев С.В. Панина Виктория. «Волобуев Г.И., мой прапрадедушка – командир расчёта боевой установки “Катюша”», г. Орел, МБУДО «Орловская детская школа изобразительных искусств и ремесел», 11 лет, рук. Широбокова Т.С. Скворцова Кира. «Санаксарский монастырь». Республика Мордовия, г. Темников, МБУ ДО «Темниковская школа искусств им. Л.И.Воинова», 13 лет, рук. Алякшина И.Е. Петренко Валерия. «Александр Матросов». Портрет. ЛНР, г. Брянка, ГОУ ЛНР «Брянковская СШ 6 кл., рук. Лахно Н.Ю. Пашков Кирилл, 9 лет, Пашков Юрий, 6 лет. «Тревожная осень». Диптих. Москва, Центр Федора Ушакова, рук. Пашкова Л.С. Гусаков Виктор. «Все для Фронта! Все для Победы!» Крым, г. Севастополь, ФГКОУ «Севастопольский кадетский корпус Следственного комитета РФ имени В.И. Истомина», 8 кл., рук. Плехович С.А. Поздравляет ребят Ульяна Фай. «Фантазия» (гусли) 5 номинация «Песни и стихи» Форма участия: индивидуальная и коллективная Мельник София. Песня на стихи Сергея Викулова «Пишите письма матерям». 11 кл., ГОУ ЛНР СОШ им. Н.Ф. Ватутина, рук. Сависько С.С. Чернышева Виктория. «Герой». Песня (слова В. Чернышова и П. Писарев, музыка В. Чернышева), Белгородская обл., Белгородский р-н, п. Дубовое, МАУ ДО «ЦДО " Успех " », 9 кл., рук.Мухамедшин Р.Р., Сивилир Ю.С.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/06/po...

Другая дочь Н. И. Федоровского, Вера, была замужем за протоиереем при церкви Иоанна Воина в Москве, Иоанном Михеевичем Борзецовским († 22 февр. 1885). Сын их Иван, носивший фамилию Воинова и принявший за год до окончания курса в московской духовной Академии монашество с именем Григория (1857), был, после 9-летней духовно-учебной службы, настоятелем московских монастырей Златоустова (1867), Высокопетровского (1873) и, наконец, Спасо-Андрониева (1882, † 1 авг. 1896) и известен как духовный писатель многочисленными статьями и заметками в разных журналах, изданными частию им потом в особых сборниках (ср. о нем статью С. Рункевича в Правосл. богосл. энциклопедии А. П. Лопухина , т. IV, 1903, 693–4). Им написаны были, между прочим, биографические очерки о своем деде по матери и вместе деде И. В. Чельцова , Н. П. Федоровском, который жил при нем в Златоустовом монастыре с июня 1867 г. и скончался 16 ноября 1872 г., на 92 году жизни (Архим. Григорий „Сборник для любителей духовного чтения“, ч. III, М. 1890, 205–231, в очерке „Подвижники московского Златоустова монастыря»: „Брат Андрониевского архимандрита Гермогена, дьякон Николай Прокопьевич Федоровский»; ср. также в первой части „Сборника», М. 1889, 33–34, 35–37: „Нечто о митрополите Московском Платоне“ (из „Моск. Епарх. Ведом». 1872, 45), и „К воспоминаниям о 1812 годе» (из „Моск. Епарх. Ведом.» 1871, 24, и „Соврем. Известий» 1871, 163); „Из моих воспоминаний», вып. III, М. 1893, 41), также о брате деда архимандрите Гермогене, бывшем некоторое время бакалавром и инспектором московской духовной Академии (1816–1818) и скончавшемся 14 июня 1845 г. (в „Душеполезн. Чтении», 1866, март, затем в дополненном виде в „Сборнике для люб. дух. чтения», ч. III, 77–127: „Архимандрит Гермоген, настоятель Московского Спасо-Андрониева монастыря»). И. В. Чельцов , будучи профессором, посещал своего двоюродного брата в Златоустовом монастыре, когда проезжал через Москву, и останавливался у него. В своей книге „Из моих воспоминаний“, вып. III, М. 1893, стр. 31–33, 33–34, архим. Григорий приводит два письма к нему И. В. Чельцова, одно от 1868 сент. 14, где он, между прочим, благодарит его за гостеприимство при посещении и за доставленную ему возможность видеться с дедом, говорит также о посылаемой вместе с письмом своей фотографической карточке, снятой в 1864 г. (снимок с нее приложен к экземпляру книги, имеющемуся у прот. Г. В. Чельцова), и другое от 1870 окт. 9, в котором он отвечает на поздравление по случаю его докторского диспута.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

К моменту передачи собора в ведение Санкт-Петербургской епархии он находился в самом плачевном состоянии, по сути, остались лишь стены. В советские времена чего только с ним не происходило. Сначала собор хотели взорвать и на его месте устроить трамвайное кольцо. Потом вдохновились другой идеей: по объему здание очень подходило для устройства в нем крематория, но все же решили не делать этого в центральной части города. В результате передали храм под мастерские «Монументскульптуры», потом - под склад для хранения декораций Кировского театра... Во время реставрации не обошлось без трагических происшествий. В августе 2006-го загорелись леса, а с ними и центральный купол собора. Хотя затем несколько петербургских организаций провели спасательные работы по консервации остатков подлинных конструкций, в результате пожара барабан купола был полностью утрачен. Пришлось создавать его заново. Знаменитый зодчий собора Василий Стасов спроектировал купол Троицкого собора металлическим. Но в 1834-м, за год до освящения храма, под порывами сильного ветра во время бури шапка собора рухнула на землю. Стасова посадили на гауптвахту, а новый купол проектировал уже другой архитектор - Павел Базен: по его решению барабан изготовили из дерева. Проект был сразу признан уникальным, сделали даже точный макет купола со всеми его деталями в масштабе 1 к 10, который до сих пор хранится в Эрмитаже. Нынешний купол диаметром 32 метра сконструирован из системы клееных деревянных криволинейных журавцов, закрепленных металлическими диафрагмами жесткости. Снаружи он обшит дощатой опалубкой и покрыт медью. Самая замечательная деталь собора, магнитом привлекающая взгляд прохожих даже издалека, - сияющие золотые звезды. - Звезды накладные, - пояснила Ирина Воинова, - вырезаны из титановых листов и покрыты сусальным золотом. На поверхности они закреплены серебряными шпенечками - болтиками с гаечками. ...Воссоздав купол, стали восстанавливать внутреннее убранство собора. Сначала - алтарную часть, потом южный придел - Марии Магдалины, затем приступили к ремонту внутренней части главного купола. Под руководством художника-реставратора Бориса Мухина восстановили роспись многочисленных кессонов, в свое время оформленных ярославским мастером Тимофеем Медведевы м. А еще при расчистке купола обнаружили изображения семи херувимов, летающих вокруг розетки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

У южных дверей «Страсти Господни – Предание Гудино»; против правого крылоса – образ Благовещения Пресвятой Богородицы, в золоченых рамах с красками. На левой стороне «Страсти Господни – Моление Христово»; против левого клироса, в золоченых рамах с красками, образ Живоначальной Троицы, «а в молении, по сторонам, предстоят святые князь Александр Невский и преподобный Сергий Радонежский». Далее образ Иоанна Предтечи. В верхнем тябле – Страсти Христовы, в 6-и клеймах. Над царскими дверьми и над местными образами образы – Спасителев, Богородичен, Иоанна Предтечи, Воскресения Христова, Преображения Господня. Все образа писаны на полотне. Две хоругви – писаны по белому байбереку. На одной – Благовещение Пресвятой Богородицы и на оборотной стороне Богоявление Господне; на другой – Вход Господень во Иерусалим и Воскресение Христово. Паникадило медное, 4 лампады медных, золоченых больших и 4 средних. Лампада медная малая, лампада хрустальная, обложенная прорезною вызолоченною медью. Против правого клироса была «архиерейская кантора», то есть архиерейское место, и у ней небольшая тафтяная лазоревая завеса на проволоке. «В той же церкви», по-видимому открыто, по образцу Западных церквей, находились: «персона фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, писанная на китайке черной разными красками», с бахромой и кистями, «на древце с копьем золоченым»; его же голова с костьми, писанная на флаге из черной тафты, тоже «на древце с копьем золоченым»; такие же «персона генерала Адама Адамовича Вейде», писанная красками на белой тафте, «глава с костьми» генерала Автонома Михайловича Головина, писанная серебром на черном атласе, и, наконец, герб Головина, «на древце», но без копья 1762 . В церкви было большое зеркало в черных рамах – даяние дьяка Воинова 1763 . С устройством каменных церквей деревянная церковь получала значение приходской церкви для Подмонастырной слободы. Архиепископ Феодосий в марте 1725-го года, распорядившись приобрести для этой церкви круг Богослужебных книг на свободные монастырские деньги, приказал, «коликое число на оную покупку издержится денег, то число вобрать со всех слобожан, живущих при Невском Монастыре, и заплатить в монастырскую казну; такождо и впредь, как ризницу, так и книги строить и покупать им, слобожанам, из своего кошту» 1764 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Иконостас каменный, местами золоченый. «В царских дверях вставлены дубовые рамы, в тех рамах царские двери резные вызолочены, в них Благовещение да 4 евангелиста, писанные на медных 6-и дсках». Завеса лазоревого флера. По обе стороны царских врат «столпы шлифованные, крыты мрамором лазоревым, а не лазори золотые жилки», у столпов капители и базы резные из белого камня, позолоченные. По правую сторону царских врат образа Спасителя и благоверного великого князя Александра Невского, по левую  – Благовещение и благоверного князя Владимира. Над царскими вратами – Тайная Вечеря, вокруг нее 2 ангела и 4 херувима алебастровые, штукатурной работы, крылья и сияние золочены. В описи 1724-го года упоминается над царскими вратами – образ Знамения Пресвятой Богородицы с образами святых – Георгия великомученика, Иакова Персянина, Онуфрия Великого и Макария Римлянина, – деяние дьяка Михаила Воинова. По правую сторону в верхнем тябле в клеймах алебастровых позолоченных апостолы Павел и Андрей, по левую Иоанн Предтеча и апостол Петр. На северных дверях образ архангела Гавриила, на южных архангела Михаила. Над южными и северными дверьми в фрамугах резные вызолоченные херувимы. По обе стороны царских дверей выше апостольских образов «против капителей орнамент и кармез алебастровые, штукатурные, позолоченные». Западные – входные – двери, в каменных рамах, створчатые с резьбой. Извнутри «для теплоты» были другие двери, гладкие, в дубовых рамах. Над дверями слуховые 2 окна, в них 4 окончины с 32-я стеклами. Южные двери, такие же двойные, но без резьбы; над ними 2 слуховых окна, но меньшего размера – в 20 стекол. Над дверями по 3 херувима алебастровых штукатурной работы, крылья и сияние вызолочены. Двери из церкви в трапезу – створные, расписаны красками, горбыли вызолочены. Над трапезными дверьми – образ «Видения пророка Езекиа о восстании мертвых», в вызолоченном клейме, с двумя херувимами. Все образа писаны на холсте. Пред местными образами и над царскими вратами пред образом медные золоченые лампады, числом 5, на серебряных цепочках, шестая такая же была приготовлена для горнего места. Здесь было серебряное паникадило в пуд, дар светлейшего князя Меншикова.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

99) От священника в По Н. Попова – его брошюры: а) Чин, како приимати приходящих от Арменскаго или Римско-латинскаго вероисповедания. СПб., 1912, и б) Ordinaire de la réception de ceux qui passent de la profession de foi arménienne ou romano-latine. St.-Pétersbourg, 1912. 100) От Преподавателя С.-Петербургского Морского Корпуса С.П. Розанова – его брошюры: а) Хронограф западнорусской редакции. СПб., 1912; б) Источники, время составления и личность составителя Феодосиевской редакции Жития Саввы Сербского . СПб., 1911; в) Хронограф редакции 1512 г. СПб., 1907. 101) От Омского Епархиального Наблюдателя церковных школ Протоиерея Д.И. Садовского – его брошюра: Чудеса Христа. Тобольск, 1912, два экз. 102) От Ф.Д. Самарина – Сочинения Ю. Ф. Самарина, тома 4 и 12. Москва, 1911. —654— 103) От Иеромонаха Сераниона (Воинова) – его книга: Христианство и культура. Москва, 1911. 104) От кандидата Академии кн. А. Ухтомского – его труды: а) О церковном пении. СПб., 1912, два экз., и б) О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний. Юрьев, 1911. 105) От священника И. Шестакова – его брошюры: а) Факсимиле препод. Трифона Вятского. СПб., 1912; б) Древние монастыри Прикамского края. СПб., 1912; в) Трифоновский миссионерский женский хутор в Глазовском уезде Вятской губ. СПб., 1912; г) Несколько слов по поводу открытия приюта эпилептиков. Н.-Новгород, 1910; д) О необходимости введения пароходства на верховьях р. Камы. СПб., 1910; е) Карта Пермского края. СПб., s. а.; и брошюра Щапова-Косинского, По Чердынскому краю. СПб., 1909. 106) От П. И. Щукина – его издание: Щукинский Сборник, 10. Москва, 1912. 107) От студента LXVII к. Π.Т. Алексеева – книги: а) Крамер, Курс стенографии. Москва, 1909, и б) Экземплярский, Учение древней церкви о собственности. Киев, 1910. 108) От кандидата LXVI курса Священника В.А. Борисова – его книга: Свят. Иоасаф Горленко. Сергиев Посад, 1911, два экз. 109) От студента LXX курса Священника К.А. Вышелесского – его брошюры: а) Наставление детям. Вильна, 1910, и б) Бог в природе и в жизни людей. Вильна, 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010