Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Обитель основана в 1714 г. по благословению митрополита Казанского Тихона (Воинова) на месте обретения Казанской иконы Божией Матери крестьянином Тихоном на роднике. В 1709 г. на горе возле родника местным помещиком подполковником Иваном Петровичем Обуховым, а также другими местными землевладельцами Л.Т. Аристовым, С.П. Ребровским, Н.Ф. Плешивцевым, Ф. Воронцовым и В. Зимнинским, была выстроена деревянная часовня. В 1711 году И.П. Обухов рядом с часовней начал строительство деревянного храма с главным престолом в честь Казанской иконы Богородицы и приделом святителя Тихона Амафунтского. В архиве Святейшего Синода хранится доклад Казанского митрополита Тихона, где сказано: " В Синбирском уезде, в Сызранском заказе, Жадовская пустыня началась строиться в 1711 г. по челобитью подполковника Ивана Петрова сына Обухова на поместной его Обухова земле, и построена в той пустыне церковь Божия… и посвящен в тое пустыню игумен, и община учинена " . Первым настоятелем пустыни стал игумен Сызранского Вознесенского монастыря Михаил. Храм освящен в 1714 г., этот год принято считать годом основания обители. С 1733 г. упоминается устраиваемая ежегодно на площади у стен обители Казанская летняя ярмарка, которая приурочивается к празднику Казанской иконы Богородицы. На средства монастыря на площади устраиваются торговые места и лавки, которые сдаются на время проведения ярмарки приезжающим купцам и крестьянам. Получаемые от такой аренды деньги становятся одним из основных источников доходов обители. К концу 1730-х г.г. в монастыре уже имелись, кроме деревянной церкви, настоятельская и одиннадцать братских келий, хлебопекарня, житница, конюшня. Территория пустыни была обнесена деревянной оградой 67 сажень в длину. В 1739 г. дворянин Григорий Афанасьевич Аблязов (прадед писателя А.Н. Радищева) заложил в монастыре каменный двухпрестольный храм по образцу имевшейся уже в его поместье церкви. Прежняя монастырская деревянная церковь была разобрана (именно на ее месте начала строится новая каменная) и перенесена к вратам обители. Здесь был сооружен надвратный (над " святыми воротами " ) храм, освященный в честь святого Иоанна Воина. В марте 1741 года Г.А. Аблязов принял монашеский постриг с именем Герман и назначен казначеем пустыни (позднее он принял великую схиму и до самой кончины жил в затворе в келье, устроенной на втором ярусе колокольни выстроенного им храма).

http://sobory.ru/article/?object=22306

На сии дни также составлена была издавна особая служба, в состав коей вошли некоторые стихиры и один канон, заимствованный из общей службы святителям Гурию и Варсонофию 4 октября, а некоторые вновь написаны, в том числе канон, составленный по благословению митрополита Лаврентия (бывшего от 1657 по 1675 гг.), как то видно из заглавных букв тропарей сего канона (краегранесия). Эта служба сохранилась в старинной рукописи, хранящейся в ризнице Казанского кафедрального собора, писанной в то время, когда новоисправленные при патриархе Никоне церковные книги еще не были повсюду распространены, отчего некоторые песнопения (например, богородичный тропарь 4-го гласа) и паремии удержали еще старинную редакцию. По сей рукописи и отправляема была, по всей вероятности, служба святителю Гурию в день его преставления и пренесения мощей до времени митрополита Казанского Тихона III (Воинова) (бывшего с 1699 по 1724 г.) 58 . При нем она была вновь пересмотрена, дополнена и изложена особо для 5 декабря и 20 июня современником Тихона святителем Димитрием Ростовским , который составил и житие святителей Гурия и Варсонофия, известное как Гермогеново и помещенное в Минее четьей под 4 октября, а также написал похвальное слово святителю Гурию, печатаемое в 3-м томе его творений 59 Служба сия содержится в другой старинной рукописи Казанского кафедрального собора, принесенной в сей собор в 1710 г. митрополитом Тихоном со следующей надписью собственной его руки: «в год 1710 августа 15, аз, смиренный Тихон, милостию Божиею митрополит Казанский и Свияжский, приложил книгу, службу и житие во святых отца нашего Гурия, архиепископа Казанского чудотворца в царственный град Казань, в соборную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы по себе и по своим родителям в вечное поминовение. Подписах моею рукою. На той и другой службе значится, что они суть творения святителя Димитрия. Вслед за службами в рукописи помещено повествование Гермогеново о житии святителей Гурия и Варсонофия, обретение мощей их, сказание о чудесах, бывших от сих мощей, и два похвальных слова святителю Гурию, одно – вышеупомянутое слово святителя Димитрия Ростовского , а другое – собственно на пренесение мощей – иного автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

1891. С. 16; Дульский. 1917. С. 19), вероятно, был 1-й парсуной на территории К. и Т. е. Он находился в парадном зале на верхнем этаже 3-этажного монастырского здания (1839), прилегавшего к братскому корпусу ( Никанор (Каменский). 1891. С. 65). На портрете было много надписей и символических изображений, напр. горящее сердце в левой руке иером. Стефана (Там же. С. 16). Столичное произведение, созданное под влиянием европ. образцов, предшествовало появлению подобных парсун в 1-й четв. XVIII в. Видимо, иером. Стефану принадлежал также небольшой образок с изображением мученичества архидиак. Стефана («Убиение св. Стефана»), хранившийся в монастырской ризнице (Там же. С. 54-55). Имя «Стефана архидиакона Сахарова» стоит первым в синодике мон-ря (Там же. С. 61). Судя по антиминсу 1714 г., упомянутому в описных книгах мон-ря 1746 г., на его территории была некогда ц. во имя архидиак. Стефана. По преданию, она находилась на месте Успенской ц., была разобрана в 1833 г. «за ветхостию», обращена в часовню, а в 1882 г. вновь переделана в церковь (Там же. С. 35). Подобное строительство в мон-ре обозначает наступление новой эпохи, когда древняя традиция личного благочестия приобретает большую индивидуализацию. XVIII - нач. XX в. В правление митр. Тихона (Воинова) (1699-1724) велось активное строительство в центрах и в епархии, особенно каменное,- в Казани, Чебоксарах, Свияжске, Раифском мон-ре. При митр. Тихоне К. и Т. е. обладала нек-рыми из величайших святынь христ. мира. Они были связаны с груз. царем Арчилом II (1645-1713), к-рый подарил небольшую золотую икону Божией Матери иеродиак. Тихону, бывшему в нач. 90-х гг. XVII в. ризничим в доме патриарха Адриана ( Платон (Любарский). 1868. С. 82). Эту икону с надписью о даре царя Арчила Тихон, митр. Казанский и Свияжский, в самом нач. XVIII в. вложил во Введенский собор Чебоксар, где в кон. XIX в. ее упоминают как образ Божией Матери «Смоленская» (Обозрение. 1898. С. 322). Митр. Тихон принимал в 1716 г. и хранил в кафедральном соборе Казани гвоздь Господень (Христианские реликвии в Московском Кремле: Кат./Ред.-сост.: А.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

и Варсонофий - в фелонях, омофорах, невысоких митрах, с Евангелиями, в молении Спасителю; Г.- с короткой бородой, двуперстно благословляет, держит Евангелие на покровенной руке. Подобные иконы бытовали, очевидно, достаточно широко: напр., в местном ряду иконостаса Никольской ц. Свияжского мон-ря ( Яблоков. С. 60), в Благовещенской ц., «что на верхнем посаде за Дмитриевскими [Кремлевскими] воротами» Н. Новгорода ( Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей: Нижегородская губ. СПб., 1857. С. 91). В кон. XVII - нач. XVIII в. получили распространение иконы др. извода - святители Гурий, Г. и Варсонофий с видом Казанского кремля (ПЭ. Т. 6. С. 670-672): Г. изображен 2-м, за свт. Гурием. На раме от Тихвинской иконы Божией Матери нач. XVIII в. из Троицкой ц. Свияжска с избранными святыми, Московскими и Казанскими святителями (ГМИИРТ), на нижнем поле слева помещен фронтально образ Г., далее - святителей Гурия и Варсонофия (в соответствии с иконописным подлинником Г. и свт. Гурий выше свт. Варсонофия). Свт. Герман, архиеп. Казанский. Прорись. Мастер прот. Вячеслав Савиных. 80-е гг. ХХ в. Свт. Герман, архиеп. Казанский. Прорись. Мастер прот. Вячеслав Савиных. 80-е гг. ХХ в. В 1-й четв. XVIII в., когда Свияжский мон-рь, как и при Г., вновь стал центром миссионерской деятельности среди инородцев (прежде всего черемисов), по заказу митр. Казанского и Свияжского Тихона (Воинова) была написана икона Г. на кипарисовой доске (31,2×26,7 см) в чеканном серебряном позолоченном окладе, почитавшаяся чудотворной. В 1710 г. в медный посеребренный киот иконы была вложена большая часть мощей Г. Со 2-й Недели по Пасхе до поздней осени икону носили по домам в Свияжске, окрестным селам и деревням (Житие свт. Германа, второго архиеп. Казанского, всея России чудотворца. Каз., 1894. С. 32; Яблоков. С. 80-81). С 70-х гг. XVIII в. крестный ход с чудотворной иконой Г. совершался по уездным городам и селам Казанской, Симбирской и Самарской епархий, от иконы совершались исцеления ( Викентий, иером.

http://pravenc.ru/text/164699.html

Но И.М. Покровский предпочёл «растворить» указанный довод священника Н.А. Романского в обличительных рассуждениях по поводу сомнений своего оппонента в подлинности этой записи (приписки).(148) Столь же неубедительной, на мой взгляд, является ссылка И.М. Покровского на источник, датированный 1706 г., - запись в приходо-расходной книге митрополита Казанского и Свияжского Тихона (Т.В. Воинова) (1655 - 1724), которая гласила: «Октября в 27 день взято для благословления преосвященнейшему митрополиту бывающих у него приказных людей у соборного протодиакона у Григория Терентьева две иконы списки с подлинного образа Богородицы Казанския , дано 23 алт[ына] 2 ден[ги] дано».(149) «Конечно не в Москву ездил за этими списками соборный протодиакон», - рассуждал на сей счёт И.М. Покровский.(150) «Таким образом, - делал он далее из всего этого вывод, - чудотворная Казанская икона Божией Матери, хранившаяся в XVII и XVIII вв. в Казани, называется не только новоявленной и явленной, но ещё подлинной».(151) Помимо этого, И.М. Покровский указывал, что «в скрепе и засвидетельствовании по листам монастырской рукописи 1359/1, которые читаются так: " Сия книга, содержащая в себе службу Богоматери Казанския Казанскаго ж Богородицкаго девичаго монастыря 1777 года м-ца июня 15 дня подписана и засвидетельствована в том, что действительно оная служба с явлением и чудесами принадлежит к явленному образу Божия Матери Казанския, что в граде Казане " ».(152) «Ни одной из них нельзя назвать точным списком с другой...» Помимо всего прочего, дискуссия коснулась различий во внешнем виде и художественном исполнении «Казанской», «Московской» и «Санкт-Петербургской» («Петербургской») икон. И.М. Покровский утверждал, что, «всматриваясь в изображения Казанской, Московской и С.-Петербургской чудотворных икон, легко убедиться, что ни одной из них нельзя назвать точным списком с другой».(153) «На иконе, похищенной из Казанского женского монастыря, - уточнял он, - Божия Матерь изображена с преклонённою главою к Божественному Младенцу. Изображение Богоматери, так называемое, грудное, а потому не изображено ни одной руки её. Богомладенец представлен стоящим, по одежде препоясанным и с десницею несколько отклонённою в правую сторону, благословляющим с перстосложением древним, близким к двуперстию, причём благословляющая рука пред грудью и нижнею частью шеи Богоматери. Глава Богоматери с круглым ликом склонилась почти к самой главе Богомладенца с волосами без пробора. Лик Богомладенца - обращён к молящимся совершенно прямо. Икона письма древне-греческого, цвета тёмного; величина её в ширину 5 верш[ков], в длину 6 верш[ков].

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

П. Обухова и др. помещиков на роднике была построена новая часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, в к-рую перенесли обретенную икону. При часовне сложилась монашеская община, а в 1714 г. по благословению Казанского митр. Тихона (Воинова) - мон-рь. К. Ж. и. находилась в монастырском Казанском храме (1714) слева от царских врат, а после пожара 1738 г.- во временной часовне. В 1739-1746 гг. на средства дворянина Г. А. Аблязова (прадеда писателя А. Н. Радищева ), особо почитавшего чудотворный образ, в обители возвели каменную Казанскую ц. (1739-1746), в которой хранилась К. Ж. и. В описи, составленной в 1763 г. прапорщиком И. Суховым, упомянут «Казанския Богородицы образ штилистовый в ризе и окладе сребропозлащенных кованных», а также др. Казанский образ, находящийся «позади правого клироса, в длину 1 арш., в ширину 3/4 арш., в серебряных же окладе и ризе» (Там же. С. 39). Ежегодно (с 1733) 8 июля на площади у стен обители устраивалась ярмарка, приуроченная к празднованию Казанской иконе Божией Матери. В 1764 г. Жадовский мон-рь был упразднен, а Казанская ц. обращена в приходскую. Для совершения богослужений к ней были прикомандированы священник и 2 причетника. Содержание клириков обеспечивали доходы от молебнов перед К. Ж. и. Указом от 19 июня 1817 г. Казанский архиеп. Амвросий (Протасов) решил упразднить монастырский храм, а явленный образ передать в Никольскую ц. с. Жадовка (ныне поселок городского типа Барышского р-на Ульяновской обл.). Ее настоятель свящ. С. Иванов собирался разобрать монастырский храм, а кирпичи перенести в Жадовку и использовать для приходских нужд. Однако, согласно «Сказанию...», «Царица Небесная... не допустила разрушить тот храм, который создан Ее святому имени» (Там же. С. 17). Указ архиерея не был исполнен: и работники, собиравшиеся разбирать церковь, и сопровождавший их священник ослепли, а когда прозрели, оставили свои намерения. Указом архиеп. Амвросия от 8 марта 1822 г. Казанский храм стал самостоятельным и приходским с. Жадовка, но богослужения в нем совершались редко.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Там на ключе увидишь ты икону Казанския Пресвятыя Богородицы, почерпни из этого ключа воды, испей оной и умойся». Тихон решил, что видение - следствие «сердечных в молитве потрясений», и оставил его без внимания. Следующей ночью вновь явившаяся Дева с упреком сказала: «Что ж ты, Тихон, не веришь Моим словам и не хочешь идти на указанное тебе место?» Больной с дерзновением спросил: «Как же я могу встать, когда я весь расслаблен - руки и ноги у меня не владеют?» Дева, подойдя ближе к одру больного и коснувшись плеч, сказала: «Знаю, что ты расслаблен и требуешь помощи свыше, но веруй в Бога и повинуйся Его святому повелению, и спасешься». Проснувшись, Тихон встал с одра и тотчас же отправился в Жадовку, долго ходил по лесам и болотам и, не обретя икону, поздно вечером вернулся домой. На рассвете Дева в 3-й раз явилась ему во сне и поведала, что икону следует искать «подле речки у высшей поляны... в ключе плавающей поверх воды». Наутро Тихон ощутил «неизъяснимую радость» и, отправившись на поиски иконы, взял с собой «малолетнюю свою девочку». Выйдя к указанному месту, он «заметил ручеек, вытекающий из кустарника, к которому без подмосток невозможно было подойти. Набросав нарубленных им еловых жердок, он кое-как дошел до ключа и тут увидел св. икону, плавающую поверх воды». Помолившись и позвав в свидетели жадовских пастухов, Тихон обрел икону и поместил ее в ольховом дереве у родника. Местные жители молились перед К. Ж. и., умывались водой из родника и получали исцеление от болезней. Решением «старейших поселян» на холме рядом с родником была построена часовня, в к-рую перенесли икону, а в роднике поставлен деревянный сруб с подмостками. Вскоре по распоряжению Казанского митр. Тихона (Воинова) К. Ж. и. была доставлена в Казань, подробно описана и после выяснения обстоятельств обретения «возвращена на место своего явления, с прикомандированием к ней одного благочестивой жизни инока, которому при означенной часовне выстроена была келья» (Там же. С. 12-14). В 1709 г. по благословению Казанского митрополита на средства подполковника И.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

«Резко обрисовывается изумительная несходственность предметов, занимавших ум постника-патриарха и реформатора-царя, – писал в предисловии к книге С.Г. Рункевич . – Выпукло выдвигаются две линии епархиальных архиереев: культурные и нервные, разного нравственного достоинства, образованные малороссы, и тяжелые на подъем, но твердые и крепкие, и тоже разного нравственного достоинства, великороссы. Талантливый и впечатлительный, по странной игре судьбы достигший полного безвластия на вершине власти местоблюститель патриаршего трона, митрополит Стефан (Яворский) не находит покоя своему мятущемуся духу. Широковещательные, напоминающие пышный стиль востока, письма казанского митрополита Тихона (Воинова), праведного старца, глубоко скорбевшего о недостаточных плодах своего архиерейского дела, дышат тягостным чувством обременения от разных житейских забот, неразрывно связанных с архиерейской должностью по управлению епархией. Серия писем преосвященного Сильвестра (Холмского или Волынского), из митрополитов разжалованного в епископы, затем снова выслужившегося в митрополиты и умершего в заточении лишенным сана, брызжущая какой-то странно-порывистой разбросанностью мысли, служит как бы отображением богатой резкими переменами, печальной судьбы этого владыки. Праведный старец Аарон, епископ корельский, бессребренник, оставивший всего имущества только суконную рясу да ранее отложенные 30 рублей на поминовение, поставлен был в такие условия, что всю жизнь хлопотал о разных хозяйственных делах: об отводе деревень Юрьеву монастырю, в котором жил, о возвращении взятых подьячих и т.п., и, должно быть сознавая в душе свою неподготовленность к этого рода заботам, с прямотой и откровенностью определил значение в архиерейском правлении элемента чиновников в таких словах: «како-бо мощно воину на брани без меча стояти, или кораблю на море без кормила добре плавати; воистину не может и человек всею главою ума своего без рук и без орудия что действовати». Епископ астраханский, из малороссов, Лаврентий (Горка) оставил по себе воспоминание, что был «человек нравный, с подданными обходился не без труда и много бил невинно»; при открывшейся вакансии киевского архиепископа он уполномочивал своего приятеля в Петербурге раздать от четырех до пяти тысяч рублей взяток, только бы ему дана была киевская кафедра. Вологодский епископ Павел (1716–1725 гг.), вологжанин, бывший до архиерейства священником в Москве, выделяется горячим предстательством пред светской властью за священников своей епархии, избитых помещиками. И так далее» 369 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Некогда эта рукопись принадлежала Тверскому музею А. К. Жизневского. Согласно обзору И. Ф. Голубева, в настоящее время рукопись находится в ГА ТО, в ф. 1409 (Коллекция рукописных, старопечатных книг и документальных материалов) ( Овсянников Н. Н. Переписная книга Бежецкого уезда 1709 г. Переписи князя Григория Волконского. Тверь, 1888. С. 8; Голубев И. Ф. Указ. соч. С. 445 62)). РГАДА, ф. 1209, оп. 1, ед. хр. 11447, л. 195, 691, 701–702. Там же, ед. хр. 11448, л. 22,1227–1236 об. Под таким названием источник известен по книге Н. А. Попова и введен сегодня в научный оборот. На заглавном листе рукописи имелась следующая надпись: «Книга достопамятным вещам различным Бежецкой воевоцкаго правления канцелярии… Петра Воинова 1751 года домовная». Мы же используем то название источника, которое сегодня является общеупотребительным, а именно «Хронологион Петра Воинова» ( Попов Н. А. Исторические заметки о Бежецком Верхе XVII–XVIII веков//ЧОИДР. Кн. 3. М., 1882. Предисловие. С. 3. «В лето 6969(1461) было начатие бежецкаго Никольскаго Антонова монастыря от иеромонаха Антония»,– отметил П. К. Воинов в «Хронологионе». Краткость, лаконичность и детализированность свидетельства Воинова, на наш взгляд, свидетельствует о его знакомстве с историей монастыря, которое могло состояться как через знакомство с текстом «Летописца», или в результате личного общения с кем-либо из монастырской братии во время посещения монастыря, так и при знакомстве с другими монастырскими документами. К сожалению, сам текст «Хронологиона» не сохранился и известен преимущественно по изданию Н. А. Попова, который не только уделил внимание тексту Воинова, но и выявил возможные источники, которыми тот пользовался. В частности Попов отметил, что П. К. Воинову были известны «Писцовая книга 7134–7137 (1626–1629) году письма и меры Данила Свечина, да подьячего Федора Второва», «Описная книга Бежецкаго Николаевскаго Антоновскаго монастыря 1617 г.» (вероятно, одна из монастырских описей). Далее Попов отмечает, что для составления своего «Хронологиона» П.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

Определили : Выразить г. преподавателю Московской Духовной Семинарии М.И. Струженцову и вдове почившего о. протоиерея И. А. Смирнова искреннейшую благодарность Совета Академии за жертвуемые в фундаментальную академическую библиотеку книги. XIV. а) Отзывы о кандидатском сочинении действительного студента Академии Воинова Сергея на тему: «Христианство и современная культура в их взаимных отношениях». 1) Ординарного профессора С.С. Глаголева: «Г. Воинов подал на соискание ученой степени сочинение (237 стр.), отрицающее науку. Тем не менее рецензент нисколько по колеблется присудить ему эту степень. Во 1) сочинение написано на основании изучения науки; во 2) нужно пояснить, что г. Воинов отрицает не факт научных завоеваний, а положительное значение их для достижения идеалов жизни. Идеал человека – самоусовершенствование, возвышение над самим собою, а наука по мысли г. Воинова безусловно не является лестницею, которая могла бы поднять человека хотя на маленькую ступеньку к небу. —47— Человек – образ Божий, но вместе с тем согласно богооткровенному учению человек есть существо падшее. Падение его состояло в том, что он в значительной мере утратил вдохнутое в него божественное начало, делавшее его образом Божиим. Задача человека – подняться снова. Культурный процесс, это – способ поднятия, но способ, по мнению г. Воинова, неудачный. Культура должна поднять человека над природною жизнью. Это возможно двумя путями: непосредственным усовершенствованием человеческого организма или усовершенствованием орудий, посредством которых человек подчиняет себе природу. Человек стал усовершенствовать орудия и, несколько эмансипировавшись от власти природы, он подпал власти культуры. И произведения культуры стали служить не к тому, чтобы поднимать человека, а чтобы удовлетворять его страстям. И даже естественная религия пошла по этому пути. Высшее дохристианское учение (в буддизме, платонизме, стоицизме) искало высших благ и освобождения от страстей, но не нашло их. Христианство дало абсолютный идеал, дало силы для приближения к нему и указало в христианском аскетизме прямой путь ведущий к этому идеалу. Христианское сознание осудило культурно-исторический путь человечества. Первые христиане отнеслись отрицательно к римской культуре и по существу христиане иначе не могут относиться к ней. Историческая христианская церковь сплелась с антихристианскою культурою. Но этого не должно быть. Церковь , создав православно-христианский аскетизм, должна переквасить захваченные ею и вавилонизм, и буддизм, и классицизм.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010