Пелена великой княгини Софии Палеолог соединила в себе ряд иноземных влияний, вдохновлявших Русь конца XV века. В ней чувствуется отражение юга, Греции и Италии, выразившееся в движениях фигур, их выразительности и в ярких красках, соединенных в богатые, ныне поблекшие сочетания. Эти краски своей сочностью и простое применение материала в плоском шве дают пелене характер живописный, лишенный сухости. Техника пелены характерна приемом вышитых поверх шитья разноцветными шелками крапин. Пелена в художественном отношении настолько своеобразна, что не могла не повлечь за собой подражаний, какие мы видим в некоторых вещах Ризницы 288 . На русское шитье того времени сильно влиял юг – Греция, Италия и Молдавия, несомненное отражение искусства которой мы видим в покрове на престол, вкладе Анастасии Воиновой 1514 года 289 . Этот покров по рисунку фигур и сочетаниям тонов несомненно молдавского характера. Об участии в его работе знаменщиков-иностранцев свидетельствуют также и слова летописи покрова: «Лета 7022 при державе Великого князя Василия Ивановича Господаря и Царя всея Руси пресвященном митрополите Варламе сий покров дожила Иванова жена Захарьина Воинова Настасия в дом Живоначальней Троицы и Чудотворца Сергия по души мужа своего и по собе и по своих родител(е)х и хто Господа мои учну(т) служити и святого сего прест(о)ла и были бы Бога ради поминали душю Вана Захарьича и наших родителей и многогрешную Настасию». Слово «Господарь» указывает на немосковское происхождение мастеров, имена которых почти удалось выяснить по помещенным в двух кругах шитым надписям. В одном из них вышиты слова: «Писали мастера Великого князя»; об именах их, помещенных в ныне прорванном и обветшавшем круге, с утраченным большинством букв, мы можем судить по книге надписей Троице-Сергиевой лавры, собранных архимандритом Леонидом и изданных в 1881 году, очевидно, когда шитые надписи в кругах еще были целы: «Писали мастера Великого князя Андрей Мыведон (или Мыдевон) и Аника Григорьев Кувека» 290 . Помеченные имена знаменщиков на самом шитье – явление весьма необычное – делают пелену неизмеримо ценной в историческом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Впрочем, опись 1685 года не многим различается от первой, составленной в 1623 году. В ней не упоминается о приделе Леонтия Ростовского, уничтоженном вероятно при исправлении собора; но собор значится уже о пяти главах, с папертью кругом, и сверх того отмечены некоторые новые постройки внутри монастыря, каменные и деревянные и шесть деревянных башен 58 . С 1685 до 1700 года присовокупились следующие строения: каменные, 1) церковь Преображения Господня на святых вратах; 2) подле сих врат другие ворота небольшие, 3) западная и северо-западная башни, обе недостроенные; 4) от северо-западной до въездной башни стена; 5) въездная северная башня, с ходом вокруг шатра; 6) четыре игуменские кельи с сенями и кладовым чуланом. Деревянные: 7) над игуменскими кельями две светлицы, и 8) четыре братские кельи 59 . 1700-й год ознаменовался важным для монастыря событием. В этом году, по воле Петра I, он подчинен был Троицкому монастырю. По свидетельству успешного предания, Царь Петр Алексеевич, проезжая реками Дубной, Сестрой и Яхромой для обозрения хода на судах из Волги в Москву, и посетив Пешношский монастырь, услышал жалобу от игумена Феофана с братией на непокорность крестьян и несправедливость со стороны гражданской власти в судебных делах. Дабы сильнейшей властью укрепить непокорных и защитить обитель от несправедливостей, он именным своим указом от 11 апреля 1700 года, повелел Пешношскому монастырю быть со всеми вотчинами под ведением Троицкого монастыря архимандрита Евфимия, келаря старца Мисаила, казначея старца Пахомия с братией и их приемников, которым поставлялась в обязанность тот Николаевский Пешношский монастырь ведать, и от посторонних всяких обид оберегать. Другим также именным указом, последовавшим в Патриарший Приказ, повелено было Пешношские власти перевести в другие монастыри 60 . Для исполнения сей Высочайшей воли сделаны были распоряжения. Из Большого дворца дан был6 мая наказ, за подписанием дьяка Михаила Воинова, подьячному Василию Абросимову, который того же месяца 11 числа и прибыл в Пешношский монастырь с Троицким иеромонахом Исаией Даниловским и слугой Григорием Приклонским, при Пешношским казначее Иове Чевакине, иеромонахе Иоасафе Хомутове и конюшенном монахе Серафиме Рогозине.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Сост. по кн.: «Сборник изъяснений некоторых церковных песнопений» свящ. Н. Воинова). 4. Беседа, в которой изъясняется тропарь преподобным «В тебе, отче (или мати), известно спасеся еже по образу: приим (или приимши) бо крест, последовал (или последовала) еси Христу и дея (или деющи) учил (или учила) еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней; темже и со ангелы срадует ся, преподобне (или преподобная), (имя рек) дух Твой.» Преподобными, в честь которых составлена сия церковная песнь (тропарь) 10 , называются угодившие Богу в жизни монашеской. В сей песни указывается как эти святии Божии человецы, «подобострастные нам» ( Иак. 5:17 ), мужи и жены, до вступления на путь монашеской жизни, принадлежавшие к разным званиям и состояниям, умели найти «единое на потребу» ( Лук. 10:41–42 ) – сокровище царствия небесного ( Мф. 13:44 ) и своим подвижничеством сохранить и возрастить в себе это сокровище до возможной для ограниченного человека праведности и преподобия, то есть святости ( Лук. 1:75 . Ефес. 4:24 ). Предлагаем посильное изяснение тропаря в честь преподобных, некоторыми выражениями своими недовольно удобопонятного вниманию благомыслящего христианина. «В тебе, отче, (или мати) известно спасеся еже по образу». По-русски: в тебе тщательно сохранилось то, что (сотворено) по образу. Созданное по образу Божию – это душа, ибо только душа, а не тело, одарена природою, силой и свойствами, способными проявлять правду и святость Божию. О душе, как увидим ниже, и говорит церковный песнопевец, применяя к ней мысль, выраженную в начальных словах церковной песни. Таким образом, эти слова могут быть для ясности изложены так: «ты – поистине преподобный отец; ты – поистине преподобная мать, ибо в тебе, соответственно твоему имени, сохранилось истинное преподобие, истинная святость; твоя душа, созданная по образу Божию для этого преподобия, не дала себя опутать обольстительными похотями ветхого человека и, очищенная подвигами, возвысилась до возможного на земле духовного совершенства, – до уподобления Богу в преподобии или святости».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

уездов за Иверским монастырём по прежнему. о) В том же году, Апреля 25, за приписью Дьяка Михаила Воинова на имя Старо-Русского Воеводы Князя Друцкого, подтвердительная о нетребовании подвод и прочих повинностей с крестьян Иверского монастыря. п) В том же году, Мая 6, за приписью того же Дьяка на имя Воеводы Бутурлина, о дозволении Иверскому монастырю ловить рыбу в Ильмене озере безоброчно. р) В 1683 году, Октября 31, за приписью Дьяка Леонтья Уланова на имя Воевод Новгородского, Ярославского, Новоторжского и Осташковского, о невзимании в таможнях пошлин с покупных товаров для Иверского монастыря. с) В том же 1683 году, Декабря 20, в Иверский монастырь о владении оному в озере Ильмене, в Сотинской губе и озерке и в реке Мише рыбными ловлями и пристанями. т) В 1684 году, Августа 6 дня, на имя Новгородского Воеводы Урусова, о невзыскании с вотчинных Иверского монастыря крестьян, доимочных и впредь о нетребовании рублёвых пошлинных с дворового числа денег. у) В Марте 1685 года, за приписью Дьяка Льва Ермолаева на имя Новгородского же Воеводы Черкаского, подтвердительная о несуждении в Новгороде крестьян Иверского монастыря, ни в других городах, кроме Московского большого дворца. ф) В том же году, Октября 14, за приписью того же Дьяка, и на имя того же Воеводы, о нетребовании с крестьян Иверского монастыря живущих в Ржевском и Новоторжском уездах, ямских и полоняничних денег. х) В 1686 году, Сентября 30, за приписью Дьяка Григория Постникова на имя Новгородского Воеводы Шереметева, о владении Иверскому монастырю всеми оного вотчинами по прежним грамотам. 6) Потом в начале восемнадцатого столетия, т. е. в 1712 году, в Феврале месяце, по Именному Указу Государя Императора Петра I, этот монастырь с вотчинами и всем имуществом оного приписан был к Александро-Невскому монастырю. Уже с 1730 года по Именному повелению, от 15 Июля данному Государыней Императрицей Анной Иоанновной, приведён оный в прежнее своё состояние и возвращены вотчины; но церковное и монастырское имение, вывезенное в Александро-Невский монастырь, осталось в нём без возвращения.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Компания по изъятию церковных ценностей не обошла стороной и Спасскую церковь: подписи протоиерея Николая Воинова, диакона Константина Сорокина и членов Приходского совета стоят на протоколах и актах " По изъятию ценностей из церкви Спаса Нерукотворного Образа с. Пехра-Яковлевское Разинской волости Московского уезда (1922).  Печальной была участь Спасской церкви. В 1933 г. она была закрыта и разграблена. Все уцелевшее после кампании 1922г. убранство было уничтожено; канули в небытие иконы и картины, были сожжены документы, погибли и колокола, самый большой из которых весил 258 пудов. Поначалу в церкви пытались наладить производство гуталина, затем здесь находился склад. А в имении уже в 1930 г. находился Пушно-меховой институт, имевший неподалеку опытную базу - зверосовхоз " Салтыковский " . Позднее сюда перебазировался из Москвы сельскохозяйственный институт заочного образования, ныне преобразованный в Российский государственный аграрный университет. В послевоенные годы группа верующих из с. Пехра-Яковлевского, дер. Леоново, Новая, Николаевка, Горенки, пос. Автогенстрой, фабрики г. Балашихи делала попытку вернуть храм. Эта попытка 1951 г. не увенчалась успехом. Среди просителей за открытие храма в Пехре-Яковлевском была 57-летняя пенсионерка Елизавета Дмитриевна Терешина. Ее отец - Дмитрий Андреевич Терешин был среди тех прихожан, кто в конце 1920-х гг. пытался отстоять (и за это сурово поплатился) другой храм Балашихинской земли, Покровскую церковь с. Пехра-Покровское. То, что в стенах Спасского храма расположилась институтская библиотека, сохранило его от неминуемого разрушения, но интерьер при этом подвергся перестройке: мощные железобетонные перекрытия рассекли внутреннее пространство на два уровня, и удалить их, не повредив здание, теперь невозможно. В 1990 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви, создана приходская общины, а в 1991-1996 гг. были проведены реставрационные работы: восстановлены и покрыты медью купола, отреставрированы стены с лепниной, полностью воссозданы главный алтарь и боковые приделы с резными иконостасами, заново написаны иконы.

http://sobory.ru/article/?object=01244

Службы в приходе этом шли строго по древнему уставу, по дониконовским церковным книгам. Вся церковь пела старинными распевами; воскресная всенощная шла там шесть часов. Слыша эти распевы, глядя на эти бороды и платочки, трудно было подумать, что стоишь среди самой немецкой страны, в Восточной Пруссии, а не в скиту у Белого моря... Хозяйски относился отец Александр и к своим пчелам. Я иногда пользовался его медком, а когда сам бывал в Воинове, то ради праздника отец Александр наливал еще на трапезе гостям рюмку-другую меда, – того, о котором русские сказки и былины говорят: «мед-пиво пил»... Впервые в жизни я тогда отведал у отца Александра в Воинове этот янтарный чистый напиток древней Руси. В Воинове отец Александр основал и женскую обитель, ради миссии. Наблюдая действия раскольниц, он, кажется, пришел к убеждению, что женское миссионерство в селах выше мужского. Отчасти это справедливо. Во время гонений на Церковь в России это подтвердилось. Начало обители положила одна престарелая вдова, прихожанка берлинская, ныне тоже покойная, Елена Ивановна Коренева. Отношение к раскольникам у отца Александра было твердое и одновременно мирное, добросердечное. Иначе сказать, настоящее пастырское. Он отечески жалел этих людей, их огромную, не преображенную душевную силу, обращенную на поддержку заблуждений, освятившихся в их сознании веками и отцами. Церковь мудро оставляла переходившим в православие всю их обрядовую старину, выводя отечески этих людей из порочной философии гнушения браком, позволявшей им возводить лукавство на степень добродетели. Отца Александра уважали в Воинове, и время от времени к семье православных присоединялась та или иная душа… Связь с отцом Александром я имел до последних дней. Она поддерживалась через одну прихожанку Воинова, переселившуюся со своей семьей в Америку. Она писала ему в Польшу, передавая мои приветы. И он неизменно слал через нее приветы «дяде Ивану», как условился называть своего бывшего благочинного, живущего за океаном и за тем занавесом, который сдвигает человеческие понятия, искривляет слова, но не может и никогда не сможет задержать ни простых чувств, ни памяти людей. Отец Георгий

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

6. Мир с Богом человеку, или покаяние святое. Киев. 1664 г. 7. Небо новое зновыми звездами, сотворенное, т.е. Преблагословенная Дева Мария Богородица с чудами своими за старанием наименьшего слуги своего недостойного иеромонаха Иоанникия Голятовского, ректора и игумен. брат. Киев. Рок. 1665 свету ся явила. Львов. 131. 8. Меч духовный, еже есть глагол Божий на помощь Церкви воюющей из уст Христовых поданный, или книга проповеди слова Божия, юже сооружи Господу поспешествующу и слово утверждающу. Лазарь Баранович епископ Черниговский, Новгородский и проч. Киев. 1666 г. 8. 9. Книга преподобного и богоносного отца нашего Никона игумена Черныя горы, написася во святой обители Густине в монастыре общежительном Прилуцком, Святыя Живоначальныя Троицы, при отцу Авксентии игумену Густинском 1670 г. 2. 10. Пречестнии Акафисты всеседмичныя с стихиры и каноны имже приличныя и прочия благопотребныя моления с месяцесловом, пасхалиею и лунным течением, новотипом в св. великой чудотвор. Киево-Печерской Лавре, ставропигии святейш. архиепископа Константина града нового Рима и вселенского патриарха, по благословению всечестного отца Иннокентия Гизиела архимандрита тоя св. обители печ. изобразившася в лето от Р. Хр. 1677. 50. 11. Во славу Господа Бога в Троице Лиц в единстве естества славимого псалтирь царя и пророка Давида художеством рифмотворным равномерно слоги и согласно, конечно, по различных стихов родом преложенная. Москва. 1660 г. Стихотворил иеромонах Симеон Полоцкий . 12. Обед душевный иеромонаха Симеона Полоцкого . 1681. 3. 13. Книга сия, содержащая историю, или повесть святого и преподобного отца нашего Иоанна, иже от Дамаска, о преподобном отце Варлааме пустынножителе и о Иоасафе царе Индийстем. Москва. 1681 г. 10. 14. Пролог, или свойственнее рещи синаксарий; месяцы Март, Апрель и Май. Москва. 1685 года. Надпись на книге: «из книг дьяка Михайла Воинова дана Кириллова монастыря Белозерского архимандриту Иринарху в Валаамскую пустыню в первосозданный храм Преображения Господня вкладу в вечное поминовение по родителех и дабы имена их прочими были внесены в синодик 1719 года». 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н. Воинова). 5. Беседа, изъясняющая другой тропарь преподобным «Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы (имя-рек), отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим». Отчасти церковно-славянское расположение слов, отчасти сжатость и образность некоторых выражений делают эту священную песнь, полную глубоких мыслей и назидания, далеко не для всех понятною. Песнь сия есть тропарь, составленный в честь некоторых преподобных. В ней они прославляются за то, что, для обретения спасения водворившись в диких, невозделанных пустынях, обратили их в места возделанные и плодоносные, и сами сделались известными вселенной. Таковы, например, были преподобные мужи: Савва Освященный (декабря 5 дня), Иоанн Лествичник (марта 30 дня), Пахомий Великий (мая 15 дня) и другие. В каком смысле должно понимать это превращение святыми подвижниками в плодоноснейшую долину дикой пустыни? Чем они ее возделывали и довели до чудного плодоношения? Это прекрасно раскрывает взятая нами для изъяснения церковная песнь 11 . «Слез твоих теченьми (токами) пустыни безплодное (бесплодную пустыню) возделал еси». Поселившись в диких бесплодных пустынных «горах, вертепах и пропастех земных» ( Евр. 11, 38 ), преподобные мужи стали вести и соответственную пустыне жизнь, – в произвольных «лишениях и скорбях, уединенного подвижничества и в постоянных «озлоблениях» от исконного человекоубийцы ( Евр. 11, 37 ); но вскоре, под осенением всемощной благодати Божией, явились «добрым прозябением пустыни» (см. тропарь Савве Звенигородскому, память декабря 3), «преподобными» своими «добродетелями красно процвели, в ней (см. кондак преп. Феодосию, память января 11), «яко древо маслинная в мысленнем раи» (см. тропарь Савве, архиепископу Сербскому, память января 12), «пощением, бдением и верою возращаемые» (см.тропарь на пренесение мощей благов. князей Феодора, Давида и Константина, память сентября 19). Так бесплодные, дикие пустыни, никем из людей не населенные, с водворением в них подвижников Божиих, превратились вместо мысленного духовного рая, где возделывались и усовершались все более и более «прекрасные» и разнообразные «крины добродетели» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ликино-Дулёво. Церковь Иоанна Богослова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Местечко Дулёво, возникшее при фарфоровом заводе (основан в 1832 г.), долго не имело православного храма. Православные ходили на богослужения в с. Гора - за 4 км, если напрямик лесом и полем. Когда в этом селе был выстроен кирпичный храм (существует и сейчас, его колокольня видна издалека), прежний деревянный стал не нужен. Рабочие-фарфористы решили перенести его в Дулёво. Они собрали на покупку 2000 рублей (стоит заметить, что квалифицированный рабочий получал в месяц не более 25 рублей, а большинство втрое-вчетверо меньше). Недостающую сумму дал вла­делец завода Матвей Сидорович Кузнецов , хотя сам был старообрядцем. Он также выделил вновь образуемому приходу 32 десятины земли: десятину под усадьбу, две были заняты дровяным лесом, остальная земля пахотная. Храм разобрали и вновь возвели на новом месте - почти напротив нынешнего храма, через дорогу. Дулёво относилось к Покровскому уезду Владимирской губернии. 8 мая 1887 г. архиепископ Владимирский Феогност (Лебедев, на Владимирской кафедре был с 1878 по 1892 г.) освятил храм (он был однопрестольным) во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В 1890 году храм расширили, он стал крестообразным в плане. В пересечении креста возвышался мощный световой восьмерик, увенчанный главой. На западном конце (дальнем от дороги) находилась колокольня. В церкви обращала на себя внимание большая икона в майоликовом киоте. Её в 1894 г. поместили здесь служащие завода в память об избавлении царской семьи от опасности 17 октября 1888 г. С середины 1890-х до 1908 г. настоятелем Иоанно-Богословского храма в Дулёво был священник Сергий Красовский (ум. 1926 г., похоронен в ограде храма с. Воинова Гора). В 1908 г. он был переведён в храм Рождества Божией Матери в с. Орехово. Последним местом служения о. Сергия Красовского был храм с. Головине (в наше время в Петушинском р-не Владимирской обл.). В 1897 г. причт Дулёвского храма состоял 2 из настоятеля - священника Сергия Красовского, диакона о. Феодора Овчининского , псаломщика Петра Успенского.

http://sobory.ru/article/?object=00423

—214— Дмитревского Леонида, волонтера из Рязанской сем., Соколова Петра, волонтера из Ярославской сем., Фомина Николая, волонтера из Новгородской сем., Баржицкого Михаила, присл. из Подольской семин., 30) Рождественского Евгения, вол. из Московской семин., Харитонова Сергея, волонтера из Рязанской сем., Ставицкого Виталия, волонтера из Волынской сем., Ковригина Михаила, присланного из Иркутской сем., Ефимова Федора, волонтера из Донской сем., 35) Рождественского Леонида, вол. из Владимирской сем., Фортунатова Василия, волонтера из Рязанской сем., Архангельского Владимира, вол. из Вифанской сем., Панова Павла, присланного из Владимирской сем., Фаворитова Павла, волонтера из Ярославской сем., 40) Счастнева Михаила, волонтера из Московской сем., Лимачева Василия, волонтера из Вифанской сем., Воскресенского Василия, вол. из Владимирской сем., Воинова Сергея, вол. из Курского реального училища, Троицкого Алексея, волонтера из Смоленской сем., 45) Благовещенского Сергея, вол. из Московской семин., Иовлева Александра, волонтера из Московской сем., Попова Николая , волонтера из Якутской сем., Уарова Петра, волонтера из Вифанской сем., Никонова Алексея, вол. из Московского коммерч. учил. 50) Вязовского Василия, волонтера из Саратовской сем., Свящ. Лихачева Иоанна, волонтера из Вифанской сем., Иллювиева Павла, волонтера из Вологодской сем., 53) Казанского Платона, волонтера из Тульской сем., 2) Студенту Вологодской духовной семинарии Ивану Воронову отказать в приеме по недостаточной подготовленности его к слушанию академических лекций. – 3) Из принятых в Академию значащегося в списке под 1-м Троицкого Владимира зачислить на частную стипендию имени профессора В.Д. Кудрявцева-Платонова в 220 руб.; значащихся в списке под 2–31 зачислить на казенные стипендии, а остальным предоставить содержаться на свои средства. – 4) Принимая во внимание, что в числе студентов, заслуживших право на казенные стипендии, значатся шесть семейных священников, которые, быть может, не пожелают жить в академическом общежитии, а поместятся вме-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010