Брань духовная Общий и всегдашний враг христиан, рабов Христовых, есть диавол с темным своим полчищем, демонами и служителями своими. Против этого врага им непрестанная брань и подвиг предлежит... Хотя и страшна нам эта брань, возлюбленный христианин, однако не должно нам отчаиваться, ибо имеем Вождя и Царя такого, и имени Которого враги наши трепещут. Он за нас стоит и борется; Он знает их козни против нас, замыслы и ухищрения их и, как сети паутинные, в силах их разорвать и уничтожить. Отнял было у нас победу враг этот в прародителях наших Адаме и Еве, и под свою темную власть пленил нас, и торжествовал над нами, как страшный исполин и мучитель, над побежденными, но Христос Сын Божий вступился за нас, сразился с врагом нашим за нас и победил его со всем его темным полчищем, отнял у него корысть похищенную, возвратил пленных и пленил пленившего нас, из темной его власти, мучительства и горькой работы вывел нас и подал нам свободу – дабы Ему как Царю праведному, Которого владычество – владычество вечное, и Которого Царство – в роды и роды ( Дан. 4, 31 ; Пс. 144, 13 ), свободным духом воинствуем и служим, верою и любовью следуем Подвигоположнику, Князю, Царю и Вождю нашему. Этот наш Заступник милостивый и всесильный врагов наших Победитель ободряет нас силою Своею и унывающих оживляет: мужайтесь: Я победил мир ( Ин. 16, 33 ). Он обещал до скончания мира быть с нами, помогать нам, ополчаться с нами против врагов наших и побеждать их: се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28, 20 ). Не оставляет рабов и воинов Своих, которых возлюбил и к подвигу этому позвал, но помогает им, укрепляет, заступает в нужных случаях и Сам Собою в них врагов Своих побеждает и поражает. Ради этого рабам Своим и воинам оружие приличное подвигу сему даровал. Ибо брань и подвиг без оружия не ведется, как в брани мира сего, где плоть с плотью и человек с человеком сражается, можно увидеть. Оружие, приличное брани и подвигу сему, не плотское, как и брань сама не плотская, но духовное. Враг наш – дух и плотских орудий, как то: меча, копья, стрел, луков и прочих, – не боится, ибо не уязвляется ими, но только смеется над ними. Оружие иное против него подал нам Царь и Вождь наш Христос, как апостол Павел, храбрый воин Христов, говорит: оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь ( 2Кор. 10, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Послание Совету народных комиссаров 07.11.2017 474 Время на чтение 5 минут Слово святого Патриарха Тихона обладает тем особым свойством, которое присуще пророческому, богодухновенному слову. Оно живо и действенно не только для его современников, но и для всей Церкви во все времена. «Это пророчество Спасителя обращаем мы к вам, нынешние вершители судеб нашего Отечества, называющие себя «народными» комиссарами. Целый год вы держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину Октябрьской революции; но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7:9-10). Народу, изнуренному кровопролитной войною, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций». От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото. Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно еще храбрых и непобедимых, оставить защиту Родины, бежать с полей сражения. Вы угасили в сердцах их воодушевляющее сознание, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Отечество вы подменили бездушным интернационализмом, хотя сами отлично знаете, что, когда дело касается защиты Отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями. Отказавшись защищать Родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска. Против кого вы их поведете? Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и вместо мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/7/pos...

Иркутск. Церковь Николая Чудотворца в память воинов 28-го Сибирского стрелкового полка. Карта и ближайшие объекты Церковь во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца (дерев.) 1910 г., воинская, арх. Ф.Ф. Каштял. Сооружена в память воинов 28-го Сибирского стрелкового полка, погибших в боях за Порт-Артур. Утрачена. Находилась на территории казарм в районе 5-й Иерусалимской улицы (ныне район ул. Пискунова и Ядринцева) Еще задолго до начала строительства, с благословения архиепископа Иркутского Тихона, начался сбор средств на возведение храма. Был образован комитет, который возглавил командир полка полковник П.Р. Брейкш. К 1910 г. собрали более 10 тысяч рублей, а также различную церковную утварь и облачения. Ко дню окончания строительства сумма пожертвований возросла до 25 тысяч рублей. Немалые пожертвования внес Вознесенский монастырь, передавший для будущей церкви престол и жертвенник, изготовленные еще в начале XIX в. Управление государственных имуществ бесплатно выделило строевой лес. Полковым священником служил отец Павел Крахмалев, немало сил употребивший на устройство храма. На его плечи легли все организационные тяготы. Современники вспоминали, что он даже отказался от выгодного назначения благочинным в другом городе, поскольку это могло невольно приостановить строительство. Проект деревянной полковой церкви, рассчитанной на одновременное посещение до 1000 человек, составил инженер Ф.Ф. Коштял. Работа была выполнена им бесплатно, в качестве личного пожертвования в это богоугодное дело. 22 марта 1910 г. состоялась торжественная закладка храма. Работы шли очень споро, всего за один месяц стены возвели почти до карнизов. Еще за месяц, к празднику св. Пасхи, церковь вчерне была сооружена. К декабрю того же года, то есть спустя всего 9 месяцев, строительство закончили как снаружи, так и изнутри. Дата освящения нового храма – 19 декабря – совпала с днем последней геройской защиты Порт-Артура, когда часть потеряла особенно много своих солдат и офицеров. Накануне праздника из иркутского мужского Вознесенского монастыря перенесли икону Св. Иннокентия с частицею от гроба Святителя и установили в новом храме рядом с иконой Св. Николая. Была отслужена панихида по героям полка с поименным поминанием более тысячи погибших воинов. Торжество, на которое пригласили более ста почетных гостей, отличалось пышностью. Присутствовали командующий войсками Иркутского военного округа генерал А.В. Брилевич, командир 3-го Сибирского армейского корпуса генерал-майор Радкевич, Иркутский генерал-губернатор Л.М. Князев и другие высшие военные чины и представители гражданской власти. Освящение храма совершали Иркутский архиепископ Тихон и Киренский епископ Иоанн. Год спустя, после завершения внутренней отделки, храм был вторично освящен 20 октября 1911 г.

http://sobory.ru/article/?object=37759

Рубрики Библиография. «Фома» – март 2020 30 мин., 08.04.2020 Поделиться Содержание номера — «Фома». Православный журнал для сомневающихся. — – 2020. 1-я страница обложки: На серовато-голубом фоне - надпись: СЕРДЦУ ПОРА НА ЗАРЯДКУ.  Ниже, в центре — информационное «окошко» с изображением пяти сердец, три с половиной из которых уже заряжены (красного цвета), а полтора еще нет (белые). Внизу страницы написано: ВЕЛИКИЙ ПОСТ — ВРЕМЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (см. рубрику «Даты месяца: март»/С.4-5/,  в разделе «Вера» - « Дорога к Пасхе »/ С.32-33/, Патриарх Кирилл. «Великий пост: опыт возвращения в рай»/С.34-35/и другие материалы номера). Пролог : Мариэтта Шагинян . Завязь («Тот трижды лжив, кто тороплив ... »).Стихотворение. 1914//Фома. - – март 2020. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: март //Фома. - – март 2020. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 15 марта . День «Державной» иконы Божией Матери. [Этот образ был обнаружен 2 марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенского. В этот же день от престола отрекся царь Николай II. …    Икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря.   ...она стала предметом          особого почитания среди верующих. Вскоре почти в каждом храме имелся список «Державной», при участии Патриарха Тихона ей были составлены служба и акафист. В советское время икона хранилась в запасниках Государственного исторического музея. В 1990 году икона была возвращена  в Коломенское, в действующую Казанскую церковь]. Ил.: Икона Божией Матери «Державная». - С.4; 2 марта. Начало Великого поста. [Цитата: Паисий Святогорец . «Войдя в смысл поста и совершая пост от любви ко Христу, человек будет радоваться...»]. Фото Наталии Савиной. - С.4; 22 марта. День памяти Сорока Севастийских мучеников. [История подвига 40 Севастийских воинов, которые в 320 году во времена римского императора Лициния не повиновались своему правителю Агриколаю, назвали себя христианами и отказались поклоняться языческим идолам. За что были раздеты донага и поставлены на льду озера. Всю ночь мученики страдали от холода, но молились Христу. Произошло чудо: внезапно свет воссиял в небе и стал согревать их. Правитель, узнав о случившемся, повелел убить воинов и сжечь тела. Их прах развеяли, а кости бросили в реку. Спустя три дня святые предстали в видении епископу Севастийскому Петру и указали ему место в реке, где покоились их останки, откуда они были извлечены христианами для почитания]. Фото Владимира Лобачева. - С.5;

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-203-...

Тихон, митрополит Казанский и Свияжский (Воинов Тимофей Васильевич) Родился 21 февраля 1655 года в Нижнем Новгороде. 8 апреля 1677 года пострижен в монашество в патриаршем Благовещенском монастыре в Нижнем Новгороде. 3 июля 1679 года назначен патриаршим ризничим. 22 февраля 1692 года рукоположен во иеромонаха. 3 апреля того же года возведён в сан архимандрита Московского Новоспасского монастыря. 21 апреля 1695 года хиротонисан во епископа Сарского и Подонского с возведением в сан митрополита. 25 марта 1699 года переведён митрополитом Казанским и Свияжским. Скончался 24 марта 1724 года. Погребён в соборной Казанской церкви. При назначении на Казанскую кафедру митрополита Тихона царь Пётр I поставил перед ним задачу начать миссионерскую работу среди инородцев, прежде всего царь имел в виду черемисов (марийцев), которые активно участвовали в восстании Степана Разина. Первыми миссионерами были священник Феодор Раифский и его сын, молодой иеромонах Алексий, оба они владели языком черемисов. В 1701–1705 годах миссионерам удалось близ Казани крестить 3.500 черемисов, для которых было сооружено семь храмов. В 1709 году митрополит основал в Казани первую школу для сыновей новокрещенных, которую посещали 32 ученика, в большинстве своём чуваши. По Часослову их обучали русской письменности, а также церковному пению. Митрополит надеялся, что таким образом сможет воспитать и дать начальное образование клирикам, знающим языки инородцев. В период его управления Казанской епархией были крещены ещё 438 черемисов. Для усиления миссионерской деятельности митрополит Тихон между 1720 и 1724 годами восстановил запустелый Юнгинский Спасский монастырь, который позднее стал одним из центров миссионерской деятельности. 2 ноября 1722 года царь Пётр I издал указ об освобождении новокрещенных от рекрутчины, затем последовал дополнительный указ Сената, освободивший новокрещенных черемисов на три года от налогов. Митрополит Тихон писал царю и Святейшему Синоду о необходимости большего числа школ и сельских церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.К. Кулясов I. Село Алаты 1. О храме Успенский храм стоит на четырехугольной площади в южной части села. Храм построен по достоверным данным в 1712 г. 1 создателем Петропавловского собора, Духосошественской и Пятницкой церкви г. Казани, Иоанно-Предтеченского храма села Потонихи и села Болгар Ив. Аф. Михляевым. 2 Храмозданной грамоты не сохранилось. Равно не сохранилось и сведений, кем был освящен храм. Известный в Казани купец и фабрикант Михляев, вероятно, для большей торжественности освящения храма в инородческой глуши приглашал ревностного храмоздателя и просветителя инородцев митрополита Тихона III. Престол в главном храме носит ясные знаки архиерейского освящения: полное (крестообразное) опоясание. Главный храм существует в том виде, как он был первоначально построен из громадных брусьев дикого камня. Лишь три окна в алтаре, и одно на правом клиросе, расширены. Придельный храм за исключением алтаря, из-за тесноты и трещин, и колокольня, в 189798 г. перестроены и увеличены в размерах на средства местного уроженца 3.И. Бажанова и других. О посещении храма Владыками до 1867 года документальных данных нет. Лишь, как выше отмечено, на освящении храма в 1712 году был митрополит Тихон (Воинов), а митрополит Вениамин (Пуцек-Григоровоч), по преданию, любил жить на даче около приходской деревни Алан-Бексер, следовательно, мог посетить храм в Алатах. Из архиепископов в 1867 и 1869 годах посетил Антоний, и в 1896 г. – Владимир. Из викариев – епископы: Сергий в 1890 г.; Иоанн в январе 1901 г.; Алексий (Молчанов) в июле 1902 г., 2 сент. 1913 г. – Михаил; 16 и 17 декабря 1914 г., 9 и 12 октября 1915 г. – Анатолий. Как видно из напечатанных проф. И.М. Покровским приходо-расходных книг Казанского митрополита Тихона за 1706 год, здесь до существующего каменного храма были одновременно, по-видимому, деревянные церкви: 1) Пресвятыя Богородицы Казанския и 2) Воскресения Христова. Из надписи на цветной постной триоди, изд. 1660 г., видно, что в 7170 году в Казанской церкви был придел «чудотворца Николы», а в надписи «попа Дмитрия Федосеева по реклому Зубарева» на октоихе, изд. 1683 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Промыслом Божиим, 21 ноября 1917 г., в Русской Православной Церкви восстановлено патриаршество, отмененное Петром Великим слишком двести лет тому назад. Долго и томительно ждали этого радостного дня целые поколения искренних православных русских людей и наконец, дождались его в пылу войны и междоусобной брани. Призирая на скорбную Русскую землю Своим всевидящим оком, Господь послал нам великого господина, отца и молитвенника, Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. Святейший Тихон родился в 1866 г. в Псковской епархии. Первоначальное образование он получил в Торопецком духовном училище и Псковской духовной семинарии, по окончании которой, как лучший воспитанник, послан был на казенный счет в Петроградскую духовную академию. Здесь веселый и общительный студент Василий Иванович Беллавин (мирское имя Патриарха) был любимец курса. По окончании в 1888 г. Академии, одним из первых студентов, он был определен в родную ему Псковскую духовную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия. Это был наставник, умевший не строгостью, а любовью и глубоко интересным преподаванием заставить всех любить и знать преподаваемые им предметы. В 1891 г., Василий Иванович принял монашеское пострижение с именем Тихона. Все присутствовавшие, при совершении этого глубоко трогательного чина, были поражены той глубокой одушевленностью и какой-то особой проникновенностью, с какой произносил обеты постригаемый. В 1892 г. семинария рассталась с любимым наставником, переведенным инспектором Холмской духовной семинарии. В том же году, иеромонах Тихон был назначен ректором сначала Казанской, а затем, опять Холмской семинарии. 19 октября 1897 г. архимандрит Тихон был рукоположен в епископа Люблинского, а уже в 1898 г. назначен в Америку епископом Алеутским, где провел 8 лет и стяжал общую любовь своим архипастырским любовным ко всем отношением. В Ярославле, куда архиепископ Тихон был переведен в 1897 г. из Америки, он также оставил по себе редкую память. Здесь, он святительствовал 7 лет и старожилы сравнивали его со «святым» Дмитрием (Муретовым). Когда в 1913 году архиепископ Тихон, против своего желания, был переведен в Вильну архиепископом Литовским, его провожали с непритворными слезами, избрав его почетным гражданином г. Ярославля, каковая честь редко выпадала на долю наших святителей. На прощанье архиепископ Тихон раздал все, что имел, в разные благотворительные учреждения. Отзывчивый и любвеобильный, архиепископ Тихон и в Вильне за короткое пребывание успел стяжать себе любовь. В 1916 г., он был в действующей армии и объехал передовые позиции многих полков, благословляя воинов иногда под градом пуль.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

     Победа над самим собой Человек теряет свободу, когда он перестает быть господином самого себя, когда он перестает контролировать свои мысли, свои поступки, когда он становится рабом своих страстей, своего греха, когда он становится слабым, неспособным выдерживать давление внешних обстоятельств. И проистекает это чаще всего не потому, что обстоятельства столь тяжелые, а потому, что сами мы внутренне несвободны. Когда читаешь жития святых, поражаешься, насколько отшельники, преподобные, подвижники были свободны. Их ничто не могло омрачить, ничто не могло выбить из жизненной колеи, потому что они побеждали самих себя. Эта победа над самим собой и открывает людям возможность быть свободными. Люди борются за свободу, оставаясь полностью закабаленными Сегодня многие говорят о свободе как о величайшей ценности, связывая это понятие с конкретными социально-политическими условиями. Люди нередко борются за свободу, оставаясь полностью закабаленными, и даже в этой борьбе часто бывают несамостоятельны, действуя и говоря с чужого голоса, подвергаясь воздействию иных мыслей, и никакой свободы не обретают. Из проповеди после богослужения в Благовещенском соборе Московского Кремля 7 апреля 2016 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России Тема человеческого подвига остается в тени Сегодня в общественных дискуссиях часто говорится о разного рода достижениях, но как-то в тени остается тема человеческого подвига, самоограничения, труда, а ведь всякое достижение связано с подвигом. Более того, когда речь идет о нравственном становлении личности, говорят, что нужно раскрепостить свои инстинкты, что не нужно ничего стесняться, не нужно ни в чем себя ограничивать. «Живи как хочешь, ведь живешь один раз». Почему же так? Почему, чтобы стать хорошим спортсменом, воином, ученым, просто образованным человеком и специалистом, нужно работать над собой, нужно себя ограничивать, нужно восходить к вершине, – а на пути нравственного совершенства современная цивилизация этого не только не требует, но и, напротив, создает условия для раскрепощения инстинктов?

http://pravoslavie.ru/92350.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Патриотическое служение 17.06.2005 383 Время на чтение 9 минут Русская Православная Церковь на протяжении своего тысячелетнего бытия переживала со своим народом все беды и тяготы. И пытаясь дать оценку событиям новейшей истории, полезно следовать мудрому совету св. Иоанна Златоуста: " Не должно останавливаться на словах, а нужно обращаться к мыслям и узнавать цель говорящего, причину и время и, сообразив все это, находить таким образом заключающийся в них смысл " . Патриарх Тихон (Белавин) 1917 год вовлек в круговорот революционной истории и Русскую Церковь. Для самой Церкви решающим событием стал Поместный Собор 1917-1918 годов, ознаменовавший окончание " синодальной эпохи " . Собор восстановил институт патриаршества и регулярную традицию созыва соборов. Духовный авторитет 11-го патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина), избранного Собором, должен был укрепить церковное единство и помочь сохранить нравственное и культурное наследие России для потомков. Свой крестный путь Первосвятитель Тихон начал у Кремлевского Успенского собора. В то время центральный барабан пятиглавия собора уже был пробит артиллерийским снарядом, но менять вековое место интронизации не стали. Люди смотрели на печальника и заступника с надеждой, полагая, что в смутное время патриарший авторитет укрепит церковное единство. Пройдет год, и в дни первой годовщины победившей власти Святейший патриарх обратится с воззванием к Совету Народных Комиссаров, призывая их отказаться от " бесцельной жестокости, обагряющей в крови русский народ " . Казни без суда, захват заложников, расстрелы, гноение заключенных в тюрьмах без допросов, обвинение ни в чем неповинных. Вместо обещанной свободы - безнаказанность, убийства и грабежи. Патриарх протестовал против отсутствия свободы печати, против насильственного выселения жильцов из домов. Второй раз (первый раз это было сделано в мартовском 1918 года патриаршем обращении) он дает правдивую оценку Брестского мира - грабительского и унизительного для России. Новая власть расчленила, раздробила Родину, угасила храбрость в сердцах ее воинов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ (Некрасов Михаил Иванович; 1.11.1836, с. Полпино (Полбино) Брянского у. Орловской губ.- 26.03.1908, Москва), еп. Тульский и Белёвский. Род. в семье священника, окончил 2-е Орловское ДУ, в 1857 г.- Орловскую ДС, а в 1861 г.- КДА со степенью магистра богословия. В академии среди товарищей Некрасова был буд. Орловский и Севский еп. Ириней (Орда) .29 сент. 1861 г. назначен преподавателем Воронежской ДС, где последовательно занимал кафедры словесности, нравственного и обличительного богословия и гомилетики, одновременно исполнял обязанности библиотекаря и преподавателя франц. языка. В 1862-1864 гг. занимался благоустройством семинарской б-ки. Женился на Варваре Николаевне Скрябиной (1848-1886), дочери священника воронежского Пятницкого храма Н. В. Скрябина, внучке прот. Л. В. Ефремова, автора мн. проповедей и басен. 10 мая 1864 г. Некрасов был рукоположен в сан иерея, в 1875 г. возведен в сан протоиерея, в 1892 г. награжден палицей. Одновременно с преподавательской деятельностью служил в Спасской и Пятницкой церквах г. Воронежа, с 1 авг. 1865 г. был помощником законоучителя Воронежского Михайловского кадетского корпуса, а с 19 июля 1866 г.- настоятелем домовой ц. во имя арх. Михаила и штатным законоучителем Кадетского корпуса. В 1866 г. являлся редактором «Воронежских епархиальных ведомостей»; его проповеди всегда привлекали внимание слушателей. Так, в 1877 г., во время русско-тур. войны, прот. Михаил обратился к воронежцам с воззванием: «Россия воздвигает крест Христов, попираемый луною...» Священник рассказал о подвигах рус. воинов, в т. ч. защитников Шипкинского перевала и Баязета, и призвал каждого горожанина «дать приют и безбедное содержание» раненым солдатам ( Иконников. 2014. С. 224-225). По поручению еп. Воронежского и Задонского Вениамина (Смирнова) составил пространное жизнеописание свт. Антония (Смирницкого) , изданное в 1890 г., а также краткое жизнеописание свящ. Иоанна Борисовича Жданова († 1824), почитаемого елецкого старца, ученика свт. Тихона Задонского . Прот. М. Некрасов произнес проповеди в сент. 1880 г., после кончины еп. Острогожского Филарета (Косинского), в мае 1890 г., после кончины еп. Вениамина (Смирнова), в 1892 г.- «Слово в день рождения...» имп. Александра III Александровича (М., 1893) и др.

http://pravenc.ru/text/2462467.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010