Владыка Тихон оказывал неизменную поддержку тем церковным кругам, которые боролись за правду и церковную свободу. На этой почве у него произошло столкновение с ярославским губернатором, вследствие которого он 22 декабря 1913 года был переведен на Литовскую кафедру. Верующие Ярославля приняли сторону архипастыря и выразили ему сочувствие, избрав его почетным гражданином своего города. После перевода в Вильну он сделал особенно много пожертвований в различные благотворительные учреждения. Здесь также выявлялась его натура, богатая духом любви к людям. В Вильне от православного архиепископа требовалось много такта. Нужно было регулировать отношения между местными властями и православными жителями края. Для любящего во всем простоту архиепископа Тихона труднее всего было поддерживать внешний престиж духовного главы господствующей Церкви в крае, где высоко ценилась пышность во всем. Простой и скромный Владыка не оправдывал требований ревнителей внешнего блеска, хотя в церковном служении он не уклонялся, конечно, от подобающего церковного великолепия. Он часто ездил из Вильны на свою архиерейскую дачу в простой коляске и в дорожной скуфейке, но все, кто его встречал и узнавал: русские, поляки, евреи – низко ему кланялись. Во время прогулки по «кальварии» – так назывался ряд католических часовен вокруг архиерейской дачи, посвященных разным стадиям крестного пути Христа на Голгофу, – перед архиепископом вставали и его приветствовали католики, служившие при часовне, хотя он был в подряснике и шляпе. Здесь, в Вильне, преосвященного застало в 1914 году объявление войны. Его епархия оказалась в сфере военных действий, а затем через нее прошел и фронт, отрезавший часть епархии от России. Преосвященному пришлось покинуть Вильну. Сначала он поселился в Москве, куда перешли многие виленские учреждения, а потом в местечке Дисне, на окраине своей епархии. Во всех организациях, так или иначе помогавших пострадавшим на войне, обслуживавших духовные нужды воинов, преосвященный Тихон принимал деятельное участие, посещал и болящих, и страждущих, побывал даже на передовых позициях, под неприятельским обстрелом, за что позднее он был награжден орденом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Состоялось совместное служение Предстоятеля Православной Церкви в Америке с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви 7 июня 2023 г. 09:46 29 мая 2023 года митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Николай посетил Свято-Тихоновский ставропигиальный мужской монастырь Православной Церкви в Америке в городе Южный Ханаан (штат Пенсильвания, США). Здесь Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви и сопровождавшие его лица приняли участие в 119-м ежегодном паломничестве и служении Божественной литургии, которую возглавил Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон , Предстоятель Православной Церкви в Америке. В числе сослуживших за богослужением были: архиепископ Питтсбургский и Западно-Пенсильванский Мелхиседек, архиепископ Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский Михаил, игумен Свято-Тихоновского монастыря архимандрит Сергий (Бауер), канцлер Православной Церкви в Америке протоиерей Александр Рэнтел, декан Свято-Тихоновской семинарии протоиерей Иоанн Паркер, духовенство обители и семинарии, паломники в священном сане. К началу богослужения в обитель была принесена одна из чудотворных икон Русской Зарубежной Церкви — Иверско-Гавайская мироточивая икона Божией Матери. Кладбищенская церковь, расположенная за соборным храмом монастыря, служила в этот день алтарем, певчие и многочисленные паломники молились под навесом или открытым небом. На этот день пришелся гражданский праздник — День поминовения, отмечаемый в США ежегодно в последний понедельник мая. За Литургией совершалось особое поминовение приснопамятных архипастырей, духовенства, монашествующих и мирян Православной Церкви в Америке, православных воинов. Как сообщает сайт Русской Зарубежной Церкви, после славления перед Иверско-Гавайской иконой Блаженнейший Митрополит Тихон и митрополит Николай обменялись приветствиями, выразили радость по поводу состоявшегося совместного служения и вручили друг другу памятные дары. По окончании богослужения декан семинарии дал в своей резиденции прием в честь собравшихся архипастырей и делегации Русской Зарубежной Церкви. Митрополит Николай посетил музей и осмотрел территорию обители, приложился к престолу, раке с мощами праведного Алексия Товта и другим святыням монастырского собора. Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви сопровождали управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода протоиерей Серафим Ган, протодиакон Евгений Каллаур и иеродиакон Пантелеимон (Жигалин). Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6034155.ht...

Руська Православна Церква сайт Московського новини У свято Входу Господнього до Предстоятель Церкви звершив в Христа Спасителя та очолив Серафима на Кирил виступив зверненнями у зв " язку з кричущими прикладами тиску на Православну Церкву свята Входу Господнього до Кирил звершив всеношну в Христа Спасителя Кирил звершив освячення московського храму Чуда Архангела в Хонех у та очолив (Абражея) в Кирил звершив утреню з читанням у Христа Спасителя   Головна / Церкви У урочисто день пам " святителя Серафима, Богучарського для друку 27 лютого 2019 р. 13:20 25 февраля 2019 года в здании Священного Синода Болгарской Православной Церкви Святейший Патриарх Болгарский Неофит встретился с митрополитом Владимирским и Суздальским Тихоном ,  прибывшим в Болгарию на празднование для памяти святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского. Митрополит Тихон передал Предстоятелю Болгарской Православной Церкви поздравления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла  и председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона  по случаю годовщины возведения на Патриарший престол, а также благодарность Предстоятеля Русской Православной Церкви за поздравления с 10-летием интронизации и направление делегации Болгарской Православной Церкви для участия в торжествах в Москве. Глава Владимирской митрополии выразил Святейшему Патриарху Неофиту благодарность за приглашение посетить Болгарию для участия в праздновании памяти святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского. «По приглашению Вашего Святейшества и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла я имею возможность посетить Софию, древнюю столицу Болгарии Велико Тырново, Плевен. Я рад был совершить Божественную литургию с митрополитом Григорием в кафедральном соборе Велико Тырново, иметь братское общение с митрополитом Игнатием в Плевене, поклониться гробнице Патриарха Болгарского Максима в Троянском монастыре и быть тепло принятым наместником обители епископом Сионием, почтить память русских воинов и болгарских ополченцев, вместе сражавшихся за освобождение Болгарии от турецкого ига», — отметил митрополит Владимирский и Суздальский Тихон.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5381061...

В начале 1990-х годов новосибирский епископ Тихон (Емельянов) обратился к администрации Новосибирской области с ходатайством о возврате здания церкви. В 1993 году постановлением администрации Новосибирской области оно было передано в ведение Новосибирской епархии. 14 октября 1994 года храм был освящён и вновь открыт для верующих. В 1998 году было принято решение о реконструкции ветхого деревянного здания церкви. Был разработан проект, включающий восстановление колокольни и барабана с шатровым завершением и главками. В январе 2002 года были начаты реставрационные работы. Старое здание было полностью разобрано, построен новый цокольный этаж на котором из дерева было возведено новое церковное здание полностью повторяющее своими очертаниями и деталями дореволюционную постройку. 15 февраля 2004 года состоялось малое освящение восстановленного храма. В июне 2009 года строительные работы по реконструкции церкви были завершены. 27 июня архиепископ Тихон в сослужении клириков Новосибирской епархии совершил молебен с освящением храма. Затем состоялся крестный ход. Современное состояние [ править править код ] После освящения вновь построенного в 2004 году храмового здания храм причислен к воинским, поскольку его настоятель, протоиерей Владимир Маничев, является председателем епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и вместе с остальными клириками несёт послушание по патриотическому воспитанию воинов нашего Отечества. В храме продолжаются традиции просвещения. Здесь по пятницам, субботам и воскресеньям открыта библиотека, где собран большой фонд православной литературы для детей и взрослых, архивных материалов, старинной богослужебной литературы, а также материалов о храме и газет, выпущенных храмовым издательством. В стенах храма действует воскресная школа для детей под руководством иерея Виктора Демьяненко. Для продолжения традиций благотворительности и миссионерства при храме организовано сестричество, которое шефствует над НИИТО и военным госпиталем Деятельностью сестричества в НИИТО руководит иерей Виктор Демьяненко, в госпитале — иерей Димитрий Пасекунов.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровская_цер...

Архитектуру Воскресенской церкви относят к зарождавшемуся тогда стилю московского барокко, с петушиными гребешками, раковинами и «белопенным» декором. Храм был о двух ярусах-этажах. Верхний престол был освящен в честь Воскресения Христова (есть сведения, что в середине XIX века он был временно переосвящен в честь Воскресения словущего), а в нижнем этаже было три престола: центральный в честь Успения Богоматери и придельные – Тихвинский и Никольский. Строил храм С. Турчанинов, уроженец Кадашей, зодчий и «колокольных дел мастер», близкий к патриарху Никону, который возводил и Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой. А расписывали замоскворецкую церковь лучшие царские мастера Оружейной палаты, они же делали великолепный резной иконостас о шести ярусах с позолотой. Были здесь и хорошо подобранные колокола. Освящал храм в январе 1695 года лично патриарх Адриан. Этим подчеркивался особый статус жителей дворцовой Кадашевской слободы. В XVIII веке царский двор переехал в Петербург, дворцовые слободы Москвы угасли, и на их местах в Замоскворечье прочно обосновалось купечество. Воскресенская церковь стала обыкновенным приходским храмом. В 1812 году Наполеон распорядился храм поджечь, но огонь утих и чудо-иконостас с образами уцелел. Только старинная роспись погибла и была заменена новой в середине XIX века. После окончания Отечественной войны заботу о восстановлении храма принял на себя святитель Филарет, митрополит Московский, – теперь он особо почитаем в этом храме, который он и освящал заново, и служил в нем. К этому храму оказались причастны многие великие русские люди, прославленные святые, которые побывали под его сводами или служили в его стенах: и преподобномученица Елисавета Феодоровна, и настоятель московской Пантелеимоновской часовни старец Аристоклий, а после революции здесь совершали Божественную литургию святители патриарх Тихон и архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и священномученик Владимир, митрополит Киевский. Последним настоятелем Воскресенского храма до революции был отец Николай Смирнов, прозванный в народе «Кадашевским», – один из самых любимых священников в старой Москве. Помимо устроения при храме сестричества и благотворительных заведений отец Николай организовывал паломничества к российским святыням. При нем же появилась приписанная к Воскресенскому храму поминальная замоскворецкая часовенка, где отпевали и поминали умерших от ран воинов, павших в сражениях Первой мировой войны. А после революции отец Николай защищал церковь от грабежа и закрытия до самой смерти, последовавшей в невероятно тяжелый для православия 1922 год. Проститься с настоятелем сюда приехал Святейший патриарх Тихон.

http://pravoslavie.ru/491.html

Ярославцам казалось, что они получили идеального архипастыря, с которым никогда не хотелось бы расставаться. Но высшее церковное начальство преосвященного Тихона скоро перевело на Виленскую кафедру, а в Ярославль прислали виленского архиепископа Агафангела. Проводы преосвященного Тихона в Ярославле были необычайно трогательны: всеобщая любовь и уважение к нему ярославцев сказались в том, что городская Дума избрала его почетным гражданином Ярославля, – отличие, не выпавшее на долю ни одному, кажется, из тогдашних архиереев. В Вильне от православного архиепископа требовалось много такта. Нужно было угодить и местным властям и православным жителям края, настроенным иногда крайне враждебно к полякам, нужно было и не раздражать поляков, составлявших большинство местной интеллигенции, нужно было всегда держать во внимании особенности духовной жизни края, отчасти ополяченного и окатоличенного. Для любящего во всем простоту архиепископа Тихона труднее всего было поддерживать внешний престиж духовного главы господствующей церкви в крае, где не забыли еще польского гонора и высоко ценили пышность. В этом отношении простой и скромный владыка не оправдывал, кажется, требований ревнителей внешнего блеска, хотя в церковном служении он не уклонялся, конечно, от подобающего великолепия и пышности и никогда не ронял престижа русского имени в сношениях с католиками. И там все его уважали. Вот он едет из Вильны на свою великолепную архиерейскую дачу, Тринополь, в простой коляске и в дорожной скуфейке, к ужасу русских служащих; но все, кто его встречал и узнавал русские, поляки и евреи, низко ему кланялись. Во время прогулки по «кальварии», – так назывался ряд католических часовен вокруг архиерейской дачи, посвященных разным стадиям крестного пути Христа на Голгофу, – перед архиепископом вставали и приветствовали его все католики, служившие при часовне, хотя он был в подряснике и шляпе. Здесь, в Вильне, преосвященного застало в 1914 г. объявление войны. Его епархия оказалась в сфере военных действий, а затем через нее прошел и военный фронт, отрезавший часть епархии от России. Пришлось преосвященному покинуть и Вильну, вывезши лишь св. мощи и часть церковной утвари. Сначала он поселился в Москве, куда перешли и многие виленские учреждения, а потом в Дисне, на окраине своей епархии. Во всех организациях, так или иначе помогавших пострадавшим на войне, обслуживавших духовные нужды воинов и т.п., преосвященный Тихон принимал деятельное участие, посещал и болящих и страждущих, побывал даже на передовых позициях, под неприятельским обстрелом, за что получил высокий орден с мечами. На это же время падает и присутствие архиепископа Тихона в Св. Синоде, куда он неоднократно вызывался правительством.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Житие святителя Германа П. В. Знаменского , Изв. по Казан, епархии за 1894 г., и подлинное житие в библиотеке Петербург. академии). 11 Митрополит Иоасаф из архимандритов Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря хиротонисан в митрополита Казанского 6 сентября 1674 г., а 30 января 1686 г. скончался и погребен в соборе, у северной стены. 12 Митрополит Маркелл происходил из южных славян, ученейший человек своего времени, знаток языков греческого, латинского, немецкого, польского и татарского, до монашества служил в посольском приказе, в 1679 году был архимандритом брянского Свенского монастыря, а 21 марта 1680 г. хиротонисан во епископа Суздальского, в 1681 г. переведен в Псков с возведением в митрополита и 8 сентября 1690 г. назначен в Казань, где и скончался 21 августа 1698 г. Тело его было сначала погребено в соборе, в правом приделе, а потом, в 1840-х годах, перенесено в усыпальницу, под главным алтарем кафедрального собора. При нем в 1694 г. был сильный пожар г. Казани, повредившей мощи святителя Варсонофия. 13 Митрополит Тихон III (Воинов) родился в Нижнем Новгороде 21 февраля 1655 г., происходя из купеческой семьи; постригся в Нижегородском Благовещенском монастыре в монахи и 3 февраля 1679 г. в сане иеродиакона взят патриархом Адрианом в Москву и назначен патриаршим ризничим; затем, 20 февраля 1692 г. рукоположен в иеромонаха и определен настоятелем Ново-Спасского монастыря с возведением 3 апреля того же года в архимандрита; 21 апреля 1695 г. хиротонисан в митрополита Сарского и Подонского, а 7 марта 1699 г. (но не 25-го марта, как говорят казанкие летописцы и историки ) переведен в Казань, где в 3:25 утра 24 марта 1724 г. скончался и погребен в кафедральном соборе, у южной стены. Митрополит отличался особой миссионерской деятельностью среди местных инородцев и был ктитором Раифской пустыни Казанской епархии. См. Прих.-расх. книги Крутиц. Архиер. дома 1699 г. л. 119, 15. Арх. М. Юст. по Мон. прик. 7-го мая он (Тихон) еще не выезжал в Казань, а кушал у Крутицкого архиерея (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Alek...

Характеризуя добродетель терпения и ее необходимость во время жизненных испытаний и искушений христианина, святитель смотрит на нее как на «пристанище обуреваемых, источник мира, крепость, дружество, забрало и хранилище добродетелей, венец благочестия, известное знамение веры, истинныя радости вина, плод смирения, покой совести, герб христианский, знамя Христовых воинов, печать избранных Божиих, путь к вечному животу, лествица к небеси, предтеча к вечной славе, победа на врагов, язва диаволу и ангелом его, миру поругание, торжество над самим собою и прочее» (2:301). Терпение есть добродетель, которая во всяком страдании все упование возлагает на волю Божию и святой Его Промысл; оно, по меткому выражению святителя, подобно якорю, поверженному во глубину Божия милосердия (2:297; срав. 1:181; 2:294). Терпеливо перенося все скорбные обстоятельства, христианин тем самым свидетельствует о своей любви к Сыну Божию, Который ради спасения человека пришел в мир, пострадал и претерпел неимоверные мучения. И в благодарность за это человек не может ничего принести, кроме взаимной любви, «которая ни в чем так, как в терпении за любимого, познается» (5:328). Далее, терпение крайне необходимо в усилиях христианина сохранить свою душу чистой от всего греховного. Зло не присуще человеческому бытию, и в природе нет таких причин, которые бы неодолимо заставляли человека делать зло. Но посредством свободной воли, которая после грехопадения наших прародителей стала более склонна ко злу, нежели к добру, зло воспринимается сердцем человека и укореняется в нем. Поэтому, чтобы изгнать его из сердца, нужно мобилизовать все силы души и направлять их только к совершению добра. А это, в свою очередь, будет очищать душу, укреплять ее в борьбе с искушениями и направлять по спасительному пути. В этой духовной борьбе терпение сообщает подвизающемуся силы переносить различные испытания физического и нравственного характера, укрепляет твердость и крепость воли. В подтверждение данного вывода святитель Тихон приводит пример из жизни святых мучеников. Когда Диоклетиан не смог самыми изощренными пытками заставить отречься от Христовой веры святого Вита, тогда «побежал с позорища, бия себя по лицу и взывая: горе мне, яко от такого отрока мала побежден есмь» (2:298). И так как в подобных случаях ведется не столько физическая, сколько духовная борьба, то и христианин должен иметь более духовной крепости и мужества. Вполне понятно, что одних человеческих сил здесь недостаточно, необходима помощь свыше. Помощи этой сподобляется только тот человек, который в своей жизни приобрел нелицемерное терпение (2:298).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

4 Несмотря на скудость средств, памятником свт. Тихона в Воронеже остался Архангельский каменный зимний собор. Он заложил его в 1764 г. и в 1767 г. кончил зданием и украшением, но освящен сей храм Тихоном 30 декабря 1768 г. 14 Усердием помещика Алексея Федоровича Викулина в 1813 году устроен здесь кладбищенский храм в честь иконы Божией Матери Живоносный Источник, а в 1820 году, на север от храма, устроена богадельня, для успокоения престарелых, неимущих пропитания и крова воинов. В 1860 году открыта женская община, названная в честь святителя Тихоновскою. 15 Здесь предполагается устроить скит для Задонской обители. Проходящим духовную жизнь необходимо иногда уединение для совершенного безмолвия внутреннего очищения помыслов. Лучшего места для скита нельзя желать: небольшая долина обнесена со всех сторон крутыми горами, покрытыми густым лесом; вода превосходная в колодце, при котором устроен особый бассейн. Церковь готова и дома для жительства братий построены. Земля принадлежит Задонскому монастырю. 16 Святитель Тихон привез с собой в Воронежскую епархию сына своего старшего брата Евфимия, бывшего дьяконом в Короцке, Филиппа 14 или 15-ти лет. Филипп воспитывался в семинарии до философского класса, далее которого и не простиралось учение в Воронеже. После увольнения на покой Тихона Филипп жил при нем некоторое время в качестве келейника, потом Алексей Бехтеев, помещик Липовки и Ксизова, выпросил у Тихона его племянника к себе в диаконы в Липовку с тем, чтобы он со временем был священником. Но Преосвященный Тихон сказал, что Филипп священнической должности достойно не понесет. Филипп так и остался диаконом до смерти в 1800 году. Его сын Димитрий теперь заштатным причетником в Липовке, сдав свое место сыну своему Иоанну, которого старший брат Александр дьячком в селе Пушкарском. 19 Митрофан скончался 27 февраля 1793 года в старости, и по завещанию своему, погребен в той самой келии, где жил в Задонском монастыре. Письма свт. Тихона Т. IV, с.с. 241 – 243. 20 Сочинение «Об истинном христианстве» состоит из двух книг. В первой содержится приготовление к мудрости христианской. Она разделяется на две части. В первой говорится: 1) о слове Божием и духовной мудрости; 2) о сердце и языке человеческом; 3) о грехе вообще; 4) о некоторых грехах в особенности. Во второй части: 1) о покаянии; 2) о четырех последних; 3) о добродетелях христианских. Во второй книге рассуждается об истинном христианстве. В следующих главах: 1) о Евангелии и вере; 2) о святой Церкви и крещении; 3) о должности христианской к Богу; 4) о должности христианской к Христу, Сыну Божию; 5) о должности христианской к самому себе; 6) о должности христианской к ближнему; 7) о взаимной должности христианской; 8) об утешительных плодах святой Веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Здесь, в Вильне, преосвященного застало в 1914 году объявление войны. Он направлял все свои силы к тому, чтобы помочь несчастным обитателям Виленщины, лишившимся по причине войны с немцами своего крова и средств к существованию и толпами шедшим к своему архипастырю. Его епархия оказалась в сфере военных действий, а затем через нее прошел и военный фронт, отрезавший часть епархии от России. Пришлось преосвященному покинуть Вильну. Сначала он поселился в Москве, куда перешли многие виленские учреждения, а потом в Десне, на окраине своей епархии. Во всех организациях, так или иначе помогавших пострадавшим на войне, обслуживавших духовные нужды воинов, преосвященный Тихон принимал деятельное участие: посещал и болящих, и страждущих, побывал даже на передовых позициях под неприятельским обстрелом, за это позднее он был награжден орденом. Для преосвященного владыки Тихона, верного своему архиерейскому долгу, интересы Церкви всегда были дороже всего. Он противился любым посягательствам государства на Церковь. Это, конечно, влияло на отношение к нему правительства. Именно поэтому он довольно редко вызывался в столицу для присутствия в Святейшем Синоде. Когда же произошла февральская революция и был сформирован новый Синод, архиепископа Тихона пригласили в число его членов. 21 июня 1917 года Московский епархиальный съезд духовенства и мирян избрал его, как ревностного и просвещенного архипастыря, широко известного даже за пределами своей страны, своим правящим архиереем. Вот что писал об этом избрании орган Московской Духовной Академии «Богословский Вестник»: «Европейски просвещенный архиепископ Тихон на всех местах своего служения проявил себя независимым деятелем высокой честности, твердости и энергии и одновременно большего такта, человеком сердечным, отзывчивым и чрезвычайно простым и доступным как в деловых, так и в частных отношениях к людям. Замечательно, наконец, что при всей страстности, которую иногда принимало обсуждение кандидатов на избирательном съезде, никто не мог бросить и тени чего–либо компрометирующего на личность архиепископа Тихона».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010