Мы живем в ситуации невидимой брани, мы немножечко иногда забываем весь смысл этого слова «брань». Что такое брань? Так красиво, по-славянски, невидимая брань. Война. Что такое война? Вы были когда-нибудь? Вы не были на войне, слава Богу. Мне довелось в Чечне побывать, я посмотрел, что это такое хотя, слава тебе Господи, издалека. Это ужас, грязь, вывороченные кишки, со всем содержимым, кровяным, грязным и прочее, и прочее. Это перепачканные люди, которые возвращаются с линии фронта. Некоторые в страшном возбуждении, некоторые с дрожащими руками, но все равно они не отступили. Это землянки, куда, порой, от вонищи войти невозможно, потому что люди не мылись неделями. Вот, это брань. И командир, хваля этих пропахших потом грязных воинов, которые не отступили, и Господь, когда мы чумазые, перемазанные, израненные, но все же не отступившие, похвалит каждого из нас, скажет, молодец. Это не киношная война, это настоящая война. Ничего страшного, если мы споткнулись, упали, если нас поверг враг, но мы все равно встали. И даже нам самим неприятно на себя смотреть от множества наших ран, но это брань, это война. А по-другому не бывает войны никакой, не бывает. Паркетной войны не бывает, это  балет. Причем во время балета изображая войну, так подпрыгивают…, но это не про нас. Надо помнить одно, для того, чтобы воевать, надо (нас, к сожалению, не учат, а святые отцы об этом часто говорят) использовать гнев, культивировать гнев. Вот мы культивируем любовь по отношению к ближнему, и это правильно. Но есть у нас и такое качество, данное нам Богом – гнев. На кого он должен быть направлен? Святые отцы четко и ясно об этом говорят. На бесов, и на грехи. Подходят ко мне ребята и говорят, на исповеди, такие-то у него прегрешения, страсти и так далее, борется, тяжело. Я говорю, а как ты борешься? Ну, я отсекаю. Ну, я говорю, а что значит, отсекаешь? Что ты отсекаешь? Это когда-то в юности был хоть таким слабеньким, маленьким, но драчуном и жил на окраине Москвы, у нас там по-всякому было. Знаете, идешь так по улице вечером, и сзади подходят какие-то ребята, двое и говорят, слышишь, парень, дай закурить или как там пройти в библиотеку? Вот и понимаешь, что дальше ты обернешься и сразу получишь … Что нужно в этом случае делать? Вы здесь ребята правильные, а мы, неправильные, знали, что надо делать.

http://pravmir.ru/arximandrit-tixon-shev...

И внутри Империи: если в до-константиново время мы видим тысячи христиан, готовых идти на муки, но не прикасаться к языческим обычаям, то после мы видим нечто обратное: миллионы вроде бы христиан, которым приходится угрожать муками (от имени властей и Церкви), дабы они отказались от языческого двоеверия. И это оттого, что внешне успешная миссия, в результате которой крестилось целое племя, не всегда была успешна внутренне — ибо отнюдь не любовь к Евангелию побуждала этих язычников сделать шаг к крещальной купели. Так герулы, разбитые по очереди лангобардами, гепидами и византийцами, вошли в пределы Империи и попросили мира. «Когда на престол вступил Юстиниан, он одарил их прекрасной землей и всякими другими богатствами; он всячески старался привлечь их к себе и сделать дружественными и убедил всех принять христианскую веру. Поэтому, перейдя к более культурному образу жизни, они, насколько могли, приняли христианское учение и часто вместе с римлянами в качестве союзников ходили против неприятелей. Однако не всегда были верными союзниками римлян, побуждаемые жадностью, всегда старались насиловать своих соседей, и подобный образ действия не вызывал у них стыда. Они вступали в безбожные половые сношения, между прочим, с мужчинами и с ослами; из всех людей они были самыми негодными и преступными» (Прокопий Кесарийский. Война с готами. 2 (6), 14) . В Российской Империи миссия также слишком часто обращалась к силе. В 1720-х годах казанский митрополит Тихон (Воинов) предложил Синоду разрушить все мусульманские кладбища в Казани и вообще запретить татарам хоронить по мусульманскому обряду . Императрица Елизавета по настоянию епископа Луки (Конашевича) 19 ноября 1742 года подписала Указ о разрушении всех мечетей на территории Казанской губернии и недопущении возведения новых. В течение двух лет в Казанском уезде было разрушено 418 мечетей из 536 имевшихся . В том же веке митрополит Арсений (Мациевич) настаивал, что «истребление раскольников должно совершаться с большим прилежанием и настойчивостью, чем жидов и других еретиков, живущих в пределах России» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно еще храбрых и непобедимых, оставив защиту Родины, бежать с полей сражений. Вы угасили в сердцах воодушевлявшее их сознание, что «больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя« ( Ин.15:13 ). Отечество вы подменили бездушным интернационалом, хотя сами отлично знаете, что, когда дело касается защиты Отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями. Отказавшись защищать Родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска. Против кого вы их ведете? Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку: мировой революции. Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир. Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью часто без всякого следствия и суда, даже без упрощенного, вами введенного суда. Казнят не только тех, которые пред вами в чем-либо провинились, но и тех, которые даже пред вами заведомо ни в чем не виновны, а взяты лишь в качестве «заложников»; этих несчастных убивают в отместку за преступления, совершенные лицами не только им не единомысленными, а часто вашими же сторонниками или близкими вам по убеждениям. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем не повинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной «контрреволюционности». Бесчеловечная казнь отягчается для православных лишением их последнего предсмертного утешения – напутствия Святыми Тайнами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

5) Поскольку много в народе таких, которые недоброхотны, и пастырского обличения не любят, и по своей воле хотят жить, и немало клеветы на пастыря вымышляют и рассевают, то, когда услышишь какую-либо клевету на пастыря, или злой слух, – не верь тому и загради свои уста, чтобы никому другому об этом не сказать. Иначе тяжко согрешишь, так как злом за добро воздашь, что является великим беззаконием. Тяжко простого человека, а тем более пастыря оклеветать и обесславить. Отсюда и в людях великое нестроение, и пастырю презрение и непослушание последует, а так и труд его может стать бесполезным. Прилежно внимай этому, и берегись от злого слуха на пастыря, тем более берегись самому злой слух о нем пронести, дабы не познать на себе мстительную руку Божию. 6) Если какие немощи, которые и в благочестивых бывают, в пастыре увидишь, не соблазнись и не осуди его, но вспомни, что и пастырь такой же человек, как и прочие, те же немощи имеет, как и прочие люди. 7) Поскольку пастырь многим искушениям подлежит, и на него особенно дьявол и его злые служители восстают, и потому требует особой Божией помощи и подкрепления, то как всем людям, так и тебе должно о нем молиться Богу, чтобы помог ему и укрепил его. Благополучие дома от доброго хозяина зависит, благополучие воинов от доброго полководца, а благополучие плавающего корабля от доброго кормчего. Итак, молись, чтобы пастырь мудрым и добрым был, тогда и общество христианское благополучно будет. 8) Когда пастырь сам не делает того, чему учит, но противно учению живет, внимай слову Христову, которое о таких пастырях говорит: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» ( Мф. 23:2–3 ). 54 . О должности мужей и жен, или в супружестве находящихся. 1) Как муж, так и жена должны вступать в супружество по добровольному произволению и согласию. Потому и священник при венчании обоих лиц спрашивает: волею ли и с согласия ли в супружество вступают? Поэтому супружество без согласия обоих лиц не может быть твердым. И родители, насильно убеждающие к супружеству, и священники, видя несогласие какого-нибудь лица и венчая, – тяжко грешат и правильному наказанию подлежат, ибо от этого всякое зло в супружестве последует.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Один из вариантов ответа на вопрос о списках, если будет доказана подлинность стоящей на них подписи Сталина: шла скрытая гражданская война. А на войне люди гибнут с обеих сторон. Без потерь войн не бывает. Когда командир посылает в бой воинов, он знает, что живыми вернутся не все. Но он идет на это, потому что нужна победа. Мы знаем, что в результате репрессий 1937 года пострадало не только духовенство, но и была ослаблена репрессивная машина «диктатуры пролетариата», обезврежена «пятая колонна», предотвращен антиправительственный заговор. Вероятно, Сталин, как опытный стратег, вынужден был в чем-то отступить, пойти и на потери со стороны невиновных ради главной победы. Иначе бы страна не выжила, не победила в 1945 году. Сталин никогда не был всевластным тираном. Но даже если бы ему действительно принадлежала неограниченная власть в стране, ему бы всё равно не могло быть подвластно всё, что в ней происходило. Ни один командир, полководец не делает всегда то, чего бы ему хотелось, ему всегда мешает противник. Сталину, понятно, приходилось и отступать, и идти на вынужденные компромиссы. Всё дело в том, какова главная цель. На войне, как на войне. И Кутузову приходилось отступать, он вынужден был даже оставить Москву (которую Сталин не оставил в 1941-м). Не жалко ли было Михаилу Илларионовичу Москву сдавать? Жалко до слез. Но пришлось сделать это ради того, чтобы сохранить армию, а значит Россию. «Россией управляет Матерь Божия Державная» - Запомни: Россией управляет Матерь Божия Державная! - говорил старец протоиерей Тихон Пелих (+17.07.1983 г.) одному из своих духовных чад. Но как управляет? Когда мы с утра обращаемся к Богу, к Божией Матери, читаем утренние молитвы, то у нас потом бывает уже другой день: другие мысли, чувства нас посещают, другие обстоятельства складываются. Тем более, это относится к такому великому духовному событию, как явление Державной иконы Божией Матери. Небесная Царица тогда вмешалась в течение русской истории. Она Сама объявила об этом явлением Своей Державной иконы - как объявила афонским монахам явлением Иверской иконы (обретенной преподобным Гавриилом, родом из Грузии), что Она желает быть их Игуменией, Вратарницей и хранить их обитель до последнего дня.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/15/...

Промыслом Божиим, 21 ноября 1917 г., в Русской Православной Церкви восстановлено патриаршество, отмененное Петром Великим слишком двести лет тому назад. Долго и томительно ждали этого радостного дня целые поколения искренних православных русских людей и наконец, дождались его в пылу войны и междоусобной брани. Призирая на скорбную Русскую землю Своим всевидящим оком, Господь послал нам великого господина, отца и молитвенника, Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. Святейший Тихон родился в 1866 г. в Псковской епархии. Первоначальное образование он получил в Торопецком духовном училище и Псковской духовной семинарии, по окончании которой, как лучший воспитанник, послан был на казенный счет в Петроградскую духовную академию. Здесь веселый и общительный студент Василий Иванович Беллавин (мирское имя Патриарха) был любимец курса. По окончании в 1888 г. Академии, одним из первых студентов, он был определен в родную ему Псковскую духовную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия. Это был наставник, умевший не строгостью, а любовью и глубоко интересным преподаванием заставить всех любить и знать преподаваемые им предметы. В 1891 г., Василий Иванович принял монашеское пострижение с именем Тихона. Все присутствовавшие, при совершении этого глубоко трогательного чина, были поражены той глубокой одушевленностью и какой-то особой проникновенностью, с какой произносил обеты постригаемый. В 1892 г. семинария рассталась с любимым наставником, переведенным инспектором Холмской духовной семинарии. В том же году, иеромонах Тихон был назначен ректором сначала Казанской, а затем, опять Холмской семинарии. 19 октября 1897 г. архимандрит Тихон был рукоположен в епископа Люблинского, а уже в 1898 г. назначен в Америку епископом Алеутским, где провел 8 лет и стяжал общую любовь своим архипастырским любовным ко всем отношением. В Ярославле, куда архиепископ Тихон был переведен в 1897 г. из Америки, он также оставил по себе редкую память. Здесь, он святительствовал 7 лет и старожилы сравнивали его со «святым» Дмитрием (Муретовым). Когда в 1913 году архиепископ Тихон, против своего желания, был переведен в Вильну архиепископом Литовским, его провожали с непритворными слезами, избрав его почетным гражданином г. Ярославля, каковая честь редко выпадала на долю наших святителей. На прощанье архиепископ Тихон раздал все, что имел, в разные благотворительные учреждения. Отзывчивый и любвеобильный, архиепископ Тихон и в Вильне за короткое пребывание успел стяжать себе любовь. В 1916 г., он был в действующей армии и объехал передовые позиции многих полков, благословляя воинов иногда под градом пуль.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Исповедник Макариевской обители В те годы просиял один из выдающихся воспитанников Жабынской пустыни архиепископ Тихон (Шарапов). В Жабыни он начинал как послушник и инок, а затем принял монашеский постриг в Почаевской лавре. Там он активно участвовал в издании православного журнала «Русский инок», где публиковал, в частности, рассказы о Жабынском монастыре и его изображения. В 1912 году он был рукоположен в иеромонаха, а затем стал редактором «Русского инока». В годы Первой мировой войны отец Тихон был полковым священником, регулярно служил на фронте Литургии и отпевал погибших воинов. По окончании Первой мировой войны отец Тихон оказался на территории Западной Беларуси, которая отошла к Польше. Совет местных православных епископов, не принявший курс на автокефалию, направил его к Патриарху Тихону в Москву рассказать о положении дел в Польше. Святитель Тихон возвел его в сан архимандрита и назначил настоятелем Успенского Жировицкого монастыря — духовного центра Беларуси и, по слову первосвятителя, «форпоста русского Православия на его западных рубежах». Более того, отцу Тихону было поручено вернуть в Жировицы чудотворную Жировицкую икону Божией Матери, вывезенную во время войны в Москву. Тайно он перевез ее через границу. Архимандрит Тихон противостоял попыткам произвести раскол в Русской Церкви на территориях Беларуси и Польши, за что по инициативе польских властей был запрещен в служении, а затем лишен должности. Осенью 1924 года его выслали в Германию. Однако зимой Патриарху Тихону удалось получить у советских властей разрешение на возвращение отца Тихона (Шарапова) в Москву, и в январе 1925 года он вернулся. 22 марта в храме Сорока мучеников Севастийских в Спасской Слободе Святейший Патриарх Тихон с сонмом архи­ереев рукоположил его в епископа. Затем начался период арестов и ссылок. Владыка Тихон был поставлен епископом Гомельским, где успешно противостоял обновленцам, однако после ряда доносов его арестовали. Он пережил Бутырскую тюрьму, ссылку в Казахстан, три года в Соловецком лагере и новую ссылку в Казахстан. В 1936 году был назначен епископом Алма-Атинским и приступил к управлению в 1937 году, после чего был возведен в сан архиепископа. Летом того же года вновь арестован, а осенью расстрелян. Такова судьба одного из многочисленных страдальцев за веру Христову, достойного воспитанника обители преподобного Макария Жабынского.

http://patriarchia.ru/db/text/6094253.ht...

Епископ Подольский Тихон возглавил торжества по случаю праздника Рождества Христова в Венгрии 1 января 2016 г. 17:02 Венгерская епархия Русской Православной Церкви празднует Рождество Христово согласно новоюлианскому календарю 25 декабря. 24 декабря 2015 года, в канун праздника Рождества Христова, епископ Подольский Тихон , управляющий Венгерской епархией, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, совершил всенощное бдение в Успенском кафедральном соборе г. Будапешта. Богослужение совершалось на венгерском, церковнославянском и греческом языках. В сам день праздника Рождества Христова, 25 декабря, епископ Подольский Тихон возглавил в Успенском соборе Будапешта служение Божественной литургии. По запричастном стихе протоиерей Стефан Мадьяр, клирик Успенского собора, зачитал Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на венгерском языке. По окончании богослужения епископ Тихон поздравил верующих с праздником. 26 декабря, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, епископ Тихон совершил Божественную литургию в храме святого великомученика Георгия Победоносца в венгерском городе Сегед. За Литургией читалось Евангелие и возносились молитвословия на церковнославянском, венгерском, греческом и румынском языках. В тот же день управляющий епархией совершил литию и освятил поклонный крест на месте захоронения советских воинов, павших в годы Великой Отечественной войны на территории Венгрии. За богослужением молился первый секретарь посольства Российской Федерации в Венгрии, руководитель представительства Министерства обороны РФ в Венгрии В.А. Семидетко. Затем епископ Тихон провел рабочую встречу с епископом Римско-Католической Церкви г. Сегеда Ласло Кишш-Рого. Стороны обменялись мнениями по текущему положению дел в Венгрии по наиболее острым социально-политическим вопросам, в том числе вопросам мигрантов, а также договорились о дальнейших шагах по развитию сотрудничества по общегуманитарным проблемам. Северо-восточное викариатство г. Москвы /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Для этого нужны были средства, которых казна выделяла крайне мало. Собственных денег епархии не хватало из-за возросших в связи со шведской войной государственных налогов. Ежегодное пособие в 1.000 рублей, выделенное Сенатом 1 сентября 1720 года на школьные нужды, перестало поступать уже в следующем году. Из синодальных средств митрополит Тихон получил для миссии лишь 666 рублей, сумма совершенно недостаточная. Ранее он уже сообщал Святейшему Синоду, что 30.000 старокрещенцев, т. е. потомков татар, принявших крещение в XVI и XVII веках, не имели ни священников, ни храмов, из-за чего многие семьи отпали от Православия. Как выход из создавшегося положения митрополит Тихон предложил Святейшему Синоду насильственные меры, например, запрет погребений на мусульманских кладбищах и разрушение этих кладбищ. Далее, – говорил митрополит, – надо определить детей из этих семей в школы и основать новые, а главное – государственная власть должна поддержать миссионерство всеми средствами. Этот жёсткий план осуществлён не был. В Казанской епархии митрополит Тихон вёл также усиленную борьбу с расколом, который был сильно распространён в его епархии. Святитель остался в памяти знавших его как архипастырь благочестивый, заботливый о благе своей паствы. Отличался любовью к храмоздательству. В Нижнем Новгороде над гробом родителей выстроил Благовещенский собор. Большую часть своего имущества он завещал на построение храмов и монастырей. Исполняя указ царя Петра I о заведении школ при архиерейских домах и монастырях, митрополит Тихон собрал более пятидесяти учеников и открыл при Казанском Феодоровском Троицком монастыре школу, которая по регламенту должна была содержаться за счёт монастырей. Но монастыри не скоро стали доставлять содержание школе, преосвященный же одними своими собственными доходами не мог содержать всех учеников. Поэтому они вскоре были распущены, осталось только пять человек. К основным реформам Петра I митрополит Тихон, как и многие представители древней русской иерархии, относился неблагосклонно, но поддерживал царя в его реформах, способствующих укреплению Российского государства, жертвуя денежные суммы на содержание войск.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Разумеется, не имея повестки на руках, в военкомат я больше не явился. В середине лета завершилась весенняя призывная кампания, а в начале августа закончились мои последипломные каникулы. Вскоре на сайте ПСТГУ был опубликован приказ о зачислении в магистратуру, в котором была и моя фамилия. В том, что я снова стал студентом Свято-Тихоновского университета, мне видится небесное заступничество святителя Тихона. P. S.: Автор этих строк не является противником службы в армии. Однако она должна осуществляться на законных основаниях. скрыть способы оплаты Комментарии Георгий 26 апреля 2023, 12:33 Мне в моей жизни пришлось идти служить в войска по контракту,но я ни о чем жалею,в моем случае я благодарен Господу Иисусу Христу и великомученику и победоносцу Георгию моему ангелу-хранителю за все!Дорогие братия и сестры во Христе прошу ваших святых молитв за всех воинов и моего сына воина Кирилла который выполняет свой долг в СВО и остальных: Станислава,Димитрия,Павла,Анатолия,Алексия,Игоря, Алексия,Дениса,Захарию, Иоанна,раненного воина Максима,пропавших безвести воинов Симеона,Владимира, Даниила,Евгения,и за упо-кой воинов: Александра, Николая,Евгения,Романа, Михаила и всех воинов по-гибших и пропавших без-вести во всех войнах и во всех временах защищая нашу Родину! Христос Воскресе!!! Илья 26 сентября 2015, 07:02 Господа, почему автора статьи называют уклонистом? Российское государство предоставляет право на последипломный отпуск и отсрочку от призыва от армии на период этого отпуска. Не поленитесь изучить законодательство. автор статьи не нарушил ни одного закона о воинской обязанности. Кесарю кесарево. aleksandr 9 ноября 2014, 06:30 mir Vam!est takaja professija,Rodinu zazshishat!ne vsem eto dano,raznije talaNTI NAVERNOE? VSPOMINAETSA SV.ALEKSANDR NEVSKIJ,I VSE SVJATIE VOINI,i 6rota Pskovskih desantnikov,oni dushi otdali za bliznih svoih,poEvangeliju!no mne blize seminarist,kotorij otsluzil v VDV,i ego tam bratishki stali nazivat OTCOM,eto dorogogo stoit! Леонид 18 декабря 2012, 13:39

http://pravoslavie.ru/57506.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010