Закрыть Патриотическое служение 17.06.2005 385 Время на чтение 9 минут Русская Православная Церковь на протяжении своего тысячелетнего бытия переживала со своим народом все беды и тяготы. И пытаясь дать оценку событиям новейшей истории, полезно следовать мудрому совету св. Иоанна Златоуста: " Не должно останавливаться на словах, а нужно обращаться к мыслям и узнавать цель говорящего, причину и время и, сообразив все это, находить таким образом заключающийся в них смысл " . Патриарх Тихон (Белавин) 1917 год вовлек в круговорот революционной истории и Русскую Церковь. Для самой Церкви решающим событием стал Поместный Собор 1917-1918 годов, ознаменовавший окончание " синодальной эпохи " . Собор восстановил институт патриаршества и регулярную традицию созыва соборов. Духовный авторитет 11-го патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина), избранного Собором, должен был укрепить церковное единство и помочь сохранить нравственное и культурное наследие России для потомков. Свой крестный путь Первосвятитель Тихон начал у Кремлевского Успенского собора. В то время центральный барабан пятиглавия собора уже был пробит артиллерийским снарядом, но менять вековое место интронизации не стали. Люди смотрели на печальника и заступника с надеждой, полагая, что в смутное время патриарший авторитет укрепит церковное единство. Пройдет год, и в дни первой годовщины победившей власти Святейший патриарх обратится с воззванием к Совету Народных Комиссаров, призывая их отказаться от " бесцельной жестокости, обагряющей в крови русский народ " . Казни без суда, захват заложников, расстрелы, гноение заключенных в тюрьмах без допросов, обвинение ни в чем неповинных. Вместо обещанной свободы - безнаказанность, убийства и грабежи. Патриарх протестовал против отсутствия свободы печати, против насильственного выселения жильцов из домов. Второй раз (первый раз это было сделано в мартовском 1918 года патриаршем обращении) он дает правдивую оценку Брестского мира - грабительского и унизительного для России. Новая власть расчленила, раздробила Родину, угасила храбрость в сердцах ее воинов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

На территории учебного центра Западно-Сибирского УВД будет построена часовня 5 мая 2008 г. 13:28 Освящение креста и закладного камня в основание часовни во имя святого великого благоверного князя Александра Невского совершил архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон на территории учебного центра Западно-Сибирского УВД на транспорте. Вместе с правящим архиереем и духовенством Новосибирской епархии в воскресенье молились начальник Западно-Сибирского УВД на транспорте генерал-лейтенант милиции Юрий Ларионов, заместитель начальника Учебного центра подполковник Евгений Барабанщиков, преподаватели и слушатели центра, бойцы ОМОНа при Западно-Сибирском УВДТ. «Для нас это знаменательное событие, сказал Агентству национальных новостей подполковник Е. Барабанщиков. Мы воспитываем милиционеров, будущих защитников Отечества, но полноценное воспитание невозможно без веры, без любви к Богу, который, видя решимость воинов, дает силы на служение Родине». По словам командира ОМОНа Западно-Сибирского УВДТ полковника Олега Тарана, без веры в Бога трудно нести службу, которая подчас требует от милиционеров отдачи последних сил и даже собственной жизни. После богослужения владыка Тихон поздравил всех молящихся с обретением ими небесного покровителя святого благоверного князя Александра Невского великого защитника Земли Русской. «Все свои знания, все свои силы, все свое здоровье и свою жизнь великий святой князь положил на защиту Отчества, тем самым исполнив заповедь Господа нашего Иисуса Христа, который говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин., 15, 13), сказал владыка. Поэтому призывайте святое имя великого князя, и он обязательно вам поможет». Генерал-лейтенант милиции Юрий Ларионов сердечно поблагодарил владыку и священников епархии, заявив, что милиционеры достойны иметь такого покровителя, каким является святой Александр Невский. Он пожелал преподавателям, слушателям учебного центра и бойцам ОМОНа помощи Божией в их нелегком служении. АНН /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/401807.htm...

А вот еще один интересный рапорт. Священномученик Александр (Саульский) «Будучи священником 734-го полка, – рапортовал священник Иаков Амосов 13 января 1918 года, – я за последнее время по отношению к себе и религии встречаю враждебное отношение солдат своего полка. Солдаты, зараженные пропагандой большевизма и неверов, совершенно откололись от Церкви… неоднократно подвергали меня различным оскорблениям и на общих собраниях решали такие вопросы, как поступить им со своим “попом”» . Как на пострадавшего от новой власти можно указать протоиерея 85-го Выборгского полка Василия Криницкого. На фронте он заработал язву, которая под влиянием смуты 1917 года вылилась в рак желудка. Нервы пастыря были расшатаны до такой степени, что по возвращении в Новгородскую епархию священник впал в беспамятство и застрелился . В той ситуации проповедь священников не хотели даже слушать. Протоиерей Иоанн Голубев рассказывал, что его проповеди о выполнении своего долга грубо прерывались солдатами, которые требовали от пастыря других бесед – о том, как лучше разделить помещичью землю . Некоторые проповеди заканчивались тем, что священникам приходилось спасаться от воинов бегством. Хотя голос пастырей в 1917 году в основном смолк, иногда духовенству удавалось повлиять на обстановку. Показателен случай с иеромонахом Тихоном (Шараповым) – будущим архиепископом, также принявшим мученическую кончину. В 1917 году иеромонах Тихон служил в 177-м Изборском полку, который также был разложен пропагандой. Будущий архипастырь сумел даже добиться покаяния от солдат, ставших пренебрегать службой. Пастырем было основано «Братство Христа Спасителя», целью которого было религиозное и нравственное просвещение «в духе Христова Евангелия». Председателем и его товарищами стали воины, в основном прапорщики и нижние чины, секретарем – полковой пастырь иеромонах Тихон (Шарапов) . В Российском государственном военно-историческом архиве содержится интересная переписка об иеромонахе Макарии (Кожине), которого протопресвитер Георгий Шавельский распорядился отозвать из окормляемого им 325-го полевого госпиталя. За иеромонаха Макария горой встали все его пасомые. «Что же касается увольнения от службы отца Макария, – писал главный врач госпиталя Стороженко, – то я считаю своим долгом особенно ходатайствовать за его оставление при 325-м полевом подвижном госпитале… Госпиталь не может остаться без священника, и потому, если отец Макарий будет уволен, нам придется сейчас же хлопотать о назначении нового, новый же наверное не сумеет заслужить себе такое же доверие и любовь, как отец Макарий, так как надо быть таким, как отец Макарий, а это почти невозможно». В результате госпиталю удалось добиться того, чтобы любимый пастырь остался со своей паствой .

http://pravoslavie.ru/44668.html

Для любящего во всем простоту архиепископа Тихона труднее всего было поддерживать внешний престиж духовного главы господствующей церкви в крае, где не забыли еще польского гонора и высоко ценили пышность. В этом отношении простой и скромный владыка не оправдывал, кажется, требований ревнителей внешнего блеска, хотя в церковном служении он не уклонялся, конечно, от подобающего великолепия и пышности и никогда не ронял престижа русского имени в сношениях с католиками. И там все его уважали. Помню, как он однажды ехал из Вильны на свою великолепную архиерейскую дачу, Тринополь, в простой коляске и в дорожной скуфейке, к ужасу русских служащих; но все, кто его встречали и узнавали, русские, поляки и евреи, низко ему кланялись. Во время прогулки по «кальварии», – так назывался ряд католических часовен вокруг архиерейской дачи, посвященных разным стадиям крестного пути Христа на Голгофу, – перед архиепископом вставали и приветствовали его все католики, служившие при часовне, хотя он был в подряснике и шляпе. Здесь, в Вильне, преосвященного застало в 1914 г. объявление войны. Его епархия оказалась в сфере военных действий, а затем через нее прошел и военный фронт, отрезавший часть епархии от России. Пришлось преосвященному покинуть и Вильну, вывезя лишь св. мощи и часть церковной утвари. Сначала он поселился в Москве, куда перешли и многие виленские учреждения, а потом в Дисне, на окраине своей епархии. Во всех организациях, так или иначе помогавших пострадавшим на войне, обслуживавших духовные нужды воинов и т. п., преосвященный Тихон принимал деятельное участие, посещал и болящих, и страждущих, побывал даже на передовых позициях, под неприятельским обстрелом, за что получил высокий орден с мечами. На это же время падает и присутствование архиепископа Тихона в Св. Синоде, куда он неоднократно вызывался правительством. Между прочим, по поручению Синода, он должен был совершить далекое и не особенно приятное путешествие в Тобольск для расследования громкого дела о самовольном прославлении мощей пресловутым епископом Варнавой, которого поддерживал Распутин.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

И московский кафедральный храм Спасителя радуется, что Ваше Святейшество, Патриарх всея России и – Московский, как бы нарочито близко осеняете нас Вашей Патриаршей мантией. Великому Господину нашему Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России, Отцу нашему, многая лета». На это приветствие протоиерея А. А. Хотовицкого Святейший Патриарх Тихон изволит произнести следующее: «Досточтимый отец протоиерей! В лице Вашем приветствует меня мой бывший кафедральный собор – храм Христа Спасителя. В нем состоялось моё избрание на кафедру митрополита и Патриарха. Храм этот посвящён величайшему празднику Рождества Христова, когда Бог явился во плоти, когда Господь наш Иисус Христос вошёл в наш бедный мир. Этот великий праздник даёт нам залог, что и мы по слову создавшего нас Господа во всей жизни и пастырской деятельности должны подражать Ему. Тот рассказ о скульпторе Микель-Анджело, который нашёл в грязной глыбе Ангела, напоминает мне о том, что каждый из нас, а не только я, должен считаться с человеческой греховностью, считать [? – Сост.] свою душу и отдавать её Богу. Работа эта трудная. Чем больше мы стареем, тем более каждый из нас убеждается в том, что в этом великом деле помогает нам Сам Бог . Когда я покидал Америку, я свидетельствовал, как это помнит и отец протоиерей, что если дело наше по укреплению Православия шло там успешно, то это принадлежит не нам, а Господу Богу. В этом сознании я всегда находил опору и веру в то, что Господь Бог нам поможет, как бы ни было тяжело наше положение. И ныне, раз Господь налагает на нас тяжёлый Крест, я уверен, что Господь не оставит нас и выведет неисповедимыми путями нашу Родину из тяжёлых обстоятельств. Сие и буди, буди!..» Следующее приветствие Святейшему Патриарху Тихону – от крестьян – произносит член Священного Собора, крестьянин А. И. Юдин: «Святейший Патриарх! Разреши принести приветствие Тебе о? нас, серых крестьян. Я прибыл сюда, в эти палаты, из глухой деревни, из-под соломенной крыши, где жгут лучину. Св. Иоанн Лествичник , аскет-подвижник, говорит: «Если убогий и бедный осматривает богатые сокровища, то невольно начинает оплакивать своё худородство», – а здесь, в этих палатах, я радуюсь общею радостью. У нас теперь есть Отец Святейший Патриарх. Наши отцы, деды и наши бабушки все плачут горькими слезами: нет дома у кого отца, у кого сына, нет дома наших воинов. А теперь прибавилось и ещё горе, горе большое: мы лишились и законного правительства, не на кого стало опереться, везде анархия, всюду грабежи и убийства... Но, слава Богу, сегодня совершилось радостное событие. Мы радуемся от избытка чувств, что Церковь может опереться на законно избранную власть. Теперь Церковь наша обеспечена. Наши жены, деды и бабушки будут радоваться: слава Богу, мы нашли теперь своего Отца, молитвенника и защитника. Все взоры наши будут обращены к Вам. Помоги нам, просвети нас, заблудших овец. Прими от нас, крестьян, сердечный привет!..»

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Когда старец Дорофей возвестил о бывшем ему видении, тогда Печерский игумен Тихон с духовенством и народом стал совершать ежедневно крестные хождения с иконою Успения Богородицы и другими иконами на указанное место, а воеводы и бояре поставили в той части стены три креста заветные. Четыре дня не видно было никакого движения у неприятеля, но с 1 сентября стали заметны приготовления к приступу. Старейший из псковского духовенства, печерский игумен Тихон, по некоему откровению, созвал поутру 6 сентября благовестом граждан в собор и сделал оттуда крестный ход к Покровскому углу с чудотворною Печерского иконою Успения, с мощами св. благоверного князя Гавриила Псковского и со старою Печерского хоругвию. Весь народ с плачем и рыданием сопровождал крестный ход, не ожидая помощи и защиты ниоткуда, кроме Бога. На другой день Стефан Баторий с самого рассвета открыл сильную пушечную пальбу по городу и продолжал её во весь день до ночи и на другой день до девяти часов утра; в стене образовался большой пролом; начался приступ, и загорелась жестокая битва. Неприятель взял уже две башни и распустил на них знамёна польские; защитники ослабевали; воевода Шуйский был ранен. Страх овладел сердцами всех; старики, женщины и дети наполняли церковь воплями и, по словам летописца, весь пол облили слезами, моля Бога о защите. В эту тяжкую минуту немедленно были подняты святыни из собора и принесены к пролому мощи благоверного князя Гавриила с чудотворною иконою Печерского, а наперёд их прибыли к пролому три инока Печерского монастыря, родом бояре, бывшие храбрыми воинами, и воскликнули громким голосом: «Не бойтесь, братие! Станем крепко! Устремимся на литовскую силу вместе! К нам грядет Богородица с милостью и заступлением и с помощию всех святых». Этот неожиданный голос духовных воинов воодушевил всех: «Богородица к нам грядет, о друзи! Умрем вместе за Христову веру и за православного царя! Не предадим града Пскова!» Вместе с этим началось молебствие пред проломом в виду защитников и врагов, и продолжалось крестное хождение к Покровской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Явленная икона прославилась многими чудесами, в память которых установлен праздник 15 августа. В 1521 году псковскими купцами Василием и Феодором пожертвована в Печерский монастырь новая икона Успения Богородицы – Умиление, прославившаяся с 1528 года чудесами. Но обе иконы прославились особенно во время нашествия на Псков и на Печерский монастырь Стефана Батория, короля польского, в 1581 году. 27 августа этого года одному благочестивому мужу Дорофею было явление Божией Матери, отрывшей ему об имеющем быть нападении на город со стороны угла крепости при Псковском монастыре. Поэтому игумен Печерского монастыря, Тихон, еще до осады вызванный в город с чудотворными иконами Печорскою и Умиления Богородицы, начал, по повелению царя и епископа, совершать крестные хождения с этими иконами на упомянутое место. 6 сентября игумен Тихон и протоиерей Лука по утру созвали благовестом горожан в собор, откуда совершили крестный ход к Покровскому углу с чудотворною Печерскою иконою Богородицы, с мощами св. благоверного князя Псковского Гавриила и с древнею Печерскою хоругвию. Народ сопровождал их с плачем, не ожидая себе ни откуда более помощи кроме Бога. 7 и 8 сентября происходили усиленные и непрерывные приступы Батория к стенам Пскова. Наконец до народа, собравшегося в соборе на молитву, дошла горестная весть о проломе в стенах и о занятии врагами стен Пскова. Страх овладел сердцами всех... Когда все устремились на защиту пролома в стене и храбро отражали нападения неприятеля, защитникам города пришло на мысль отвезти большое псковское орудие к церкви Похвалы Богородицы, чтобы поражать им отсюда врагов. Это удачное распоряжение поколебало ряды осаждавших и заставило их отступить. Но король, увидев бегство своих воинов, немедленно выслал на помощь им свежие, лучшие войска свои с решительным приказанием не отступать от стен до окончательного взятия города. Возобновилась упорная битва, и защитники города начали опять ослабевать от сильного напора неприятелей. Тогда воеводы послали в собор к духовенству сказать, чтобы из собора были принесены мощи св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святитель Тихон придает также большое значение и событию Входа Господня в Иерусалим. Если до этого момента Искупитель мира старался скрывать Свои дела и уклонялся от славы человеческой, то теперь Он, исполняя пророчество, при множестве народа, который прославляет Его как царя, торжественно въезжает в Иерусалим. Этим торжеством Спаситель засвидетельствовал, что Он воистину Царь неба и земли, Который пришел уничтожить поставленную грехом преграду между Богом и человеком, пришел объединить в благодатный союз небо и землю (1:26; 3:129). Вскоре после входа в Иерусалим Господь, предвидя Свое приближающееся отшествие из этого мира, устанавливает величайшее Таинство Святой Евхаристии, во время которого преподает Своим апостолам под видом хлеба и вина истинное Тело и истинную Кровь Свою, «в ней же истинно и господственно существенно присутствует» (1:4). Желая преподать Своим ученикам урок смирения, Христос на Тайной вечери умывает ноги их и отирает полотенцем. «Образ бо дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите» ( Ин. 13, 15 ) (4:261; 5:111). Совершив Тайную вечерю, Спаситель направился в Гефсиманский сад и здесь предзрел и ощутил всю тяжесть грехов человеческих, страшным бременем лежащих на Его плечах. Мучительная скорбь объяла все существо Сына Божия. Он, будучи Богом, но вместе с этим и Человеком, начал скорбеть, тужить и ужасаться (4:31). В таком состоянии Спаситель мира падает лицом на землю и с горячей молитвой взывает к Богу Отцу: «Отче Мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» ( Мф. 26, 39 ). Во время этого тяжелого Гефсиманского борения, когда душа Спасителя испытывала мучительные страдания, когда, молясь, Он «кровавым потом обливался» (4:31, 4:271), «тогда един из двунадесяти учеников, Иуда, именем Искариотский, сатаной подущаемый» (1:26), пришел к книжникам и архиереям иудейским и тайно за тридцать сребреников предал Его им (3:130). И Гефсимания – свидетельница тягчайших внутренних борений Искупителя – стала свидетельницей тягчайшего преступления человека. Приведя с собой римских воинов и слуг архиерейских, Иуда указал им на Христа своим лобзанием и этим предал Сына Человеческого (1:26). После этого неправедным судом первосвященнника Каиафы, судом духовно ослепленных книжников и законников иудейских Спаситель беззаконно осуждается на крестную смерть (3:130). «Тот, у Которого в руце смерть и живот всякого», суд терпит от безаконных людей (4:270). Христос добровольно предает Себя в руки злобно настроенных людей, чтобы Своим подвигом разрушить дело диавола и даровать человеку спасение (1:26).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Митрополит Тихон, в мире Тимофей Васильевич Воинов, родился в Нижнем-Новгороде в 1655 году. Принял монашество в домовом патриаршем Благовещенском монастыре в 1677 году; в 1692 году посвящен в архимандрита Новоспасского монастыря, а через три года, в 1695 году, получил Крутицкую митрополию. В марте 1699 года переведен в Казань. В начале года он посылал Холмогорскому архиепископу Афанасию казанскую рыбу, по-видимому, уже из Казани. 55 В 1701году, как видно из сохранившихся в синодальных делах ставленных грамот священников, им рукоположенных, он был в Москве 56 . Первые годы своего архиерейства в Казани преосвященный Тихон ознаменовал широким обращением инородцев в православную веру. В 1701–1705 годах обращено было 3.683 человека. Миссионером был соборный ключарь Феодор Фдоров 57 . Новокрещенные в последствии писали, что они крестились „по увещанию“ митрополита Тихона 58 Для новокрещенных построено было семь церквей на казенные средства. 59 К 1707 году собрано было среди крещеных инородцев 32 человека детей и взяты в учение в Казань. Учителями были архиерейский певчий и восемь солдат. Пять мальчиков совсем обучились, двадцать успели изучить часослов, а семь человек померли. В 1709 году, по распоряжению графа Π. М. Апраксина, ученики были распущены по домам, „для того, что оныя новокрещенные дети, будучи в Казани без отцов и матерей своих, зачали помирать, а другие заболели“. 60 Потом обращение инородцев почему-то затормозилось. От 1714 года сохранилось письмо преосвященного Тихона к князю Меншикову с ходатайством за своего родственника, бывшего на военной службе. Преосвященный просил перевести его из Петербурга в Казань, поближе к его поместьям, которые без хозяина приходили в разорение. .Всемилостивый господине, светлейший княже Александр Данилович. Прошу у высокомочного превосходительства вашего милости. Свойствеиник мой, нижегородской помещик Михайло Иванов, сын Водов пребывает в Санкт-Петербург в чине офицерства. А без него поместьишко его от смежных вотчинников весьма разорилось и крестьянишка от утеснения разбрелись, а остальные по свойству его стужают о исправлении нужд своих ко мне непрестанным прошением со слезами, понеже он безроден и бездетен.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1924 г. о. Сергий Мечев совершил с маросейскими богомольцами паломничество в обитель, где с весны 1917 г. жил на покое «живой русский святой» (слова о.Сергия) – митрополит Московский Макарий (Парвицкий). В том же году (24 августа) Святителя посетил Патриарх Тихон. В середине 1920-х гг. монастырь был закрыт. В 1990 г. обитель возвратили Церкви. 193 Казанская Амвросиевская женская пустынь при с.Шамордино – основана в 1884 г. прп. Амвросием Оптинским . Сначала это была община, обращенная в 1901 г. в монастырь. После революции закрыта. Вновь открыта в последние годы. 196 Имеется в виду книга «Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой» (Издание Оптиной пустыни. Сергиев Посад. 1911). Подробнее об этой кн. см. в комментариях к «Исповеди внутреннего человека, ведущей ко смирению». 197 Евдокия Ефимовна – стояла на Маросейке за ящиком, где продавались и книги духовного содержания. 198 Подворье Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря с содержавшимся убежищем для престарелых воинов русско-турецкой войны 1877–1876 – (Б. Петропавловский, ныне 1-й Хвостов пер., 3). Осенью 1918 г. на подворье был произведен обыск, в результате которого были изъяты материалы и средства, собранные для отправки на Афон. Храм во имя иконы Божией Матери «Скоропослушницы» (освящен 30.9.1918 Патриархом Тихоном) на подворье был закрыт перед Великим постом 1923 г. 199 Иеросхимонах Аристоклий (†26.8.1918) – старец Афонского монастыря. Одновременно с матерью поступили в монастырь (она – в женский Успенский, он – в мужской); больше в земной жизни они не виделись. Жил и скончался на Московском подворье обители (см. прим.22). Обладал пророческим даром. Среди его духовных чад была блаженная Паша Саровская, очень любил его преосв. Трифон (Туркестанов) , был весьма расположен к нему Патриарх Тихон. Погребен на Даниловском кладбище. О нем см.: Житие иеросхимонаха Аристоклия. Подвиги и чудеса. М. «Красный звон». 1995. 201 Агапа или агапы (от греч. любовь) – «вечери любви», устраивавшиеся древними христианами в воспоминание Тайной вечери, с совершением на них таинства Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010