Шестое. Если какие слабости, которые и у благочестивых бывают, у пастыря увидишь, не соблазнись и не осуди его, но помни, что пастырь такой же человек, как и ты, и другие, и тоже слабости, как и прочие люди, имеет. Седьмое. Поскольку пастырь многим искушениям подвергается, и на него более всего диавол и злые его служители восстают, потому требует особой Божией помощи и подкрепления. Как всем людям, так и тебе надо о нем молиться Богу, чтобы помог ему и укрепил его. Благополучие дома от доброго хозяина зависит, благополучие воинов – от доброго полководца, а благополучие плавающего корабля от доброго кормчего зависит. Молись же, чтобы пастырь мудр и добр был, и общество христианское благополучно будет. Восьмое. Если пастырь не делает того сам, чему учит, но противно учению живет, внимай слову Христову, которое о таковых пастырях говорит: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» ( Мф. 23:2, 3 ). Об обязанности мужей и жен, в супружестве находящихся Первое. Как муж, так и жена в супружество вступать должны по добровольному желанию и согласию, поэтому и священник при венчании обоих лиц спрашивает: волею ли и с согласия ли в супружество вступают? Поэтому супружество без согласия обоих лиц твердо быть не может; и священники, видя несогласие какого–нибудь лица и венчая, тяжко грешат и правильному наказанию подлежат, потому что от этого всякое зло в супружестве последует. Второе. Правильно вступившие в супружество должны друг другу любовь и верность хранить до конца жизни. Третье. Ни муж жены, ни жена мужа не должны оставлять до смерти, но, как обещались и согласились, неразлучны пребывать до кончины. Четвертое. Муж и жена должны считать основой любви своей добродетель, а не страсть, то есть, когда муж в жене своей усмотрит какой–то порок, должен снисходительно ей внушать и жена должна в том повиноваться своему мужу. Ровно и жена, когда усмотрит какой порок в муже, должна его увещевать и он обязан ее слушать. Таким образом любовь их будет верна и непрерывна, и они взаимно, составив тем свое счастье, обрадованы будут добродетелью и благополучием своих детей, и благословение Божие на них будет. Есть обычай некоторым мужьям своих жен и женам своих мужей, под видом воздержания, оставлять, но это дело очень опасно: потому что вместо воздержания может последовать тяжкий грех прелюбодеяния или у одного, или у обоих. Если муж оставит жену, а жена с другим будет грешить, то и муж в этом грехе повинен будет, потому что подал жене своей причину грешить. Также и жена, если оставит мужа своего, а муж с другой будет грешить, то и жена в этом грехе повинна по вышеописанной причине.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Что представляет собой противник в конфессиональном отношении? Его ядро составляют нацисты, исповедующие расистский сатанизм. Подстрекателями к войне с Россией выступают воинствующие униаты Галиции – предатели Православия – и раскольники из ПЦУ, а также «цэ-эуропейцы» – идолопоклонники радужных западных ценностей. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» содержится положение: «Одним из явных признаков, по которому можно судить о праведности или несправедливости воюющих, являются методы ведения войны, а также отношение к пленным и мирному населению противника, особенно детям, женщинам, старикам». Так вот, жестокие издевательства над пленными, их убийства, кровавые расправы над мирными жителями территорий, которые были заняты ВСУ после вывода оттуда российских воинских контингентов, аресты школьных учителей Харьковщины за то, что они продолжали исполнять служебный долг, когда там находились российские войска, использование своего гражданского населения в качестве живого щита – размещение огневых точек в многоквартирных домах, запредельная пропагандистская ложь, изрыгаемая не только из продажных уст журналистской шатии-братии, но и из официальных рупоров, вроде воплей о том, что Запорожскую атомную электростанцию, находящуюся под контролем российских частей, обстреливают и бомбят российские же Вооруженные силы, наверно, для того, чтобы смертельной радиации поверглись свои солдаты и офицеры, и наконец, истошная нецензурная брань в адрес военачальников и воинов, выполняющих освободительную миссию защитников Православия и традиционных моральных ценностей, разделяемых приверженцами разных религий, в адрес апологетов идеи единства Русского мира, – составляют физиономию противника, в массовом порядке совершающего преступления, предусмотренные «Нюрнбергскими принципами», сформулированными в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 21 ноября 1947 г… В марте 1918 года святой Патриарх Тихон издал послание по поводу заключения Брест-Литовского мирного договора – своего рода акта капитуляции со стороны Советского правительства, правда, вскоре утратившего силу и дезавуированного ввиду поражения продиктовавших условия этой капитуляции Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии. В нем аутентично выражено видение русским православным народом проблем, по-прежнему актуальных:

http://pravoslavie.ru/155245.html

Терпение все это зло отвращает. Ибо где терпение, там нет ссоры и брани. Какой быть там ссоре, когда один обидел, а другой уступил и простил обидевшего? От нетерпения человеческого и самое неповинное естество страдает. Так злобные сжигают дома, житницы, лавки, убивают или повреждают скот. От нетерпения сам себя человек бьет, свои волосы терзает, и делается подобным бесноватому и страшнее зверя; часто и себя убивает, и так душой и телом умирает. Терпение же этому бедствию быть не допускает. О, блаженны те дома, города, веси, села и общества, в которых терпение обитает: ибо оно более сохраняет общество, нежели оружие, более защищает город, нежели стены! О, любезное видение и слышание терпения – пристанище обуреваемых, источник мира, крепость, дружество, забрало и хранилище добродетелей, венец благочестия, известный признак веры, причина истиной радости, плод смирения, покой совести, герб христианский, знамя Христовых воинов, печать избранников Божиих, путь к вечной жизни, лестница к небу, предтеча вечной славы, победа над врагами, язва дьяволу и ангелам его, миру поругание, торжество над самим собой и прочее. § 215. Терпение укрепляется: 1) молитвой, которая помощь Божию испрашивает в том, чтобы понести наложенной крест. Ибо как дети страдающие объявляют печаль свою родителям и так от них утешение получают; или как друг верному своему другу сообщает скорбь сердца и так некую отраду чувствует на сердце, так особенно облегчение печали нашей чувствуем, когда Богу, «Отцу милосердия и Богу всякого утешения» ( 2Кор.1:3–4 ), печаль нашу через молитву сообщаем. 2) Укрепляется исповеданием грехов. Ибо в исповедании грехов познает человек, что он через собственные свои грехи в такое бедствие пришел, и потому ни на кого не жалуется, а только на себя и на свои грехи. Так исповедующемуся и кающемуся посылается Божие утешение. 3) Облегчается скорбь и печаль духовными песнями. Так путники скуку и печаль отгоняют различными песнями; так мастеровые люди растворяют печаль и скуку пением.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Представитель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в заседании комиссии по СМИ Совета при Президенте РФ по делам казачества 2 сентября 2022 г. 13:42 В Краснодаре прошло выездное заседание комиссии по СМИ Совета при Президенте РФ по делам казачества. Совместную работу представителей средств массовой информации и руководителей пресс-служб казачьих войск возглавили руководитель Роскомнадзора Вадим Субботин, атаман Всероссийского казачьего общества (ВсКО), депутат Государственной Думы ФС РФ Николай Долуда и заместитель губернатора Краснодарского края, атаман Кубанского войска Александр Власов. Участники обсудили образ современного казака в СМИ и общественном сознании, а также продвижение традиционных ценностей через рассказ о служении и традициях казачества. «Задача нашей комиссии — правильно показать и информационно подать нашим гражданам все нюансы казачьей жизни, героизм его воинов, невероятную силу воли, казачьего духа и казачьей культуры. Закрепить в общественном сознании все то хорошее и правильное, о чем мы с вами прекрасно знаем», — отметил председатель постоянной комиссии по взаимодействию со СМИ Совета при Президенте РФ по делам казачества, заместитель руководителя Роскомнадзора Вадим Субботин. Николай Долуда рассказал о приоритетах информационной политики ВсКО на современном этапе развития российского казачестве. «Казак-воин и есть тот положительный образ казака, который способен не только отвечать на вызовы времени, но и брать на себя ответственность за судьбу страны, за воспитание молодого поколения. Ведь исторически казак и есть прежде всего — воин, а потом уже фермер, инженер, врач. Журналист в первую очередь должен ответить на запрос широкой общественности: кто такие казаки? О чем они думают? Что говорят? Что могут предложить современной России?», — сказал Николай Долуда. О знакомстве современников с традиционными ценностями через образ настоящего казака говорил руководитель пресс-службы Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тихон Лазуткин.

http://patriarchia.ru/db/text/5956192.ht...

Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно ещё храбрых и непобедимых, оставить защиту родины, бежать с полей сражений. Вы угасили в сердцах их воодушевляющее их сознание, что «больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» ( Ин.15:13 ). Отечество вы подменили бездушным интернационалом, хотя сами отлично знаете, что, когда дело касается защиты отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями. Отказавшись защищать Родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска. Против кого вы их поведёте? Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и вместо мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порождённой вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции. Не России нужен был заключённый вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир. Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертию часто без всякого следствия и суда, даже без упрощённого, вами введённого суда. Казнят не только тех, которые пред вами в чем-либо провинились, но и тех, которые даже пред вами заведомо ни в чем не виноваты, а взяты лишь в качестве «заложников»; этих несчастных убивают в отместку за преступления, совершенные лицами не только им не единомышленными, а часто же вашими сторонниками или близкими вам по убеждениям. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем неповинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределённой контрреволюции. Бесчеловечная казнь отягчается для Православных лишением последнего предсмертного утешения – напутствия Св. Тайнами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Актуальна эта мысль и сегодня… Напомню, что единственным мне известным исключением, когда «сильны люди своей земли» сидели как мышь под веником и четко выполняли приказы и пожелания Верховного Главнокомандования, это Великая Отечественная война. В чем несомненная немеркнущая заслуга Сталина. В качестве основного вывода подытожу: России, в любой форме ее политического и государственного бытия , для победы в любой серьезной войне, необходима зачистка, ликвидация пятой колонны. В противном случае, героизм воинов и пролитая ими кровь, вновь будут тщетны. См., например: Владимир Карпец. Царский род. Есть в инете. Цит. по Павлов Н.А. Его Величество Государь Николай II.//Павлов Н.А. Его Величество Государь Николай II; Попов А.В. Патриарх Тихон о Царской власти. – СПб., 2014. С. 37. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Верно! Борис Феодорович Годунов- один из величайших деятелей Русской Истории и при этом и один из самых оболганных наряду с Иваном Грозным и Иосифом Сталиным. К счастью, теперь существует множество научно-исторических трудов и исследований, разоблачающих тонны нагромождений многовековой лжи на это великого Русского человека, всю свою сознательную жизнь посвятившего служению России и будучи верным слугом и названным сыном Грозного Царя, и будучи первым конюшим боярином и соправителем Царя Феодора Иоанновича, и будучи Третьим Русскии Царём. Великая трагедия и беда России заключается в том, что погибла законнная Династия Годуновых. Годуновы- это упущенный шанс России на дальнейшее стабильное развитие без Смуты, без Раскола, без крепостного рабства, без польского засилья... Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/22/...

Яна, революция назревала. Голодные и нищие крестьяне просто хотели человеческой жизни, когда многие власть имущие просто прикрывали свою несправедливость религией, чего делать категорически было нельзя. Вадим К. Руслану 6 марта 2018, 22:56 Руслан, простые крестьяне хорошо умирали и не в одной войне за РИ. А что они же значили в СССР и что сейчас? Что и когда значил простой человек? Русский народ в ту войну не хотел помирать за англо-французские интересы и обеспечивать эти чудеса на Марнах, Верденах и др. тысячами своих жизней. А Ваши слова о современной молодежи палец в небо. Что ее ждет, если не исправится? Кто не чтит своих отцов, не будет ему ни долголетия на земле, ни благополучия и его наследие одно с Ханааном сыном Хама, т.е. будет он рабом. Ясно, что такой раб Маммоны вообще ни за что умирать не станет. Но это все же не про русских крестьян 1917 года. Яна (Jana W.) 6 марта 2018, 17:07 Как раз то, о чем пишет Руслан. " " Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно еще храбрых и непобедимых, оставив защиту родины, бежать с полей сражений. Вы угасили в сердцах воодушевлявшее их сознание, что “больше сия любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя” (Иоанн, 13, 15) " " - Святитель Тихон Московский. И далее: " " Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть и заглушили в нем сознание греха, но какими бы названиями не прикрывались злодеяния,- убийство, насилие, грабеж всегда останутся тяжкими и вопиющими к небу об отмщении грехами и преступлениями " " . Руслан 6 марта 2018, 13:39 Вадим, солдаты не хотели умирать на фронтах, Ленин заявил, что войну закончит, благодаря чему его рейтинг возрос. Многие крестьяне вернувшиеся с войны с радостью убивали помещиков и отбирали их землю. А кому охота была за РИ умирать, где простой крестьянин был никем? Поймите, сейчас войны выигрывают экономикой. Если Россия не будет привлекательна экономически, то союзники у неё вряд-ли будут. Молодежь не волнует величие страны, их волнуют зарплаты, доступная ипотека, отсутствие коррупции и высокий уровень жизни. Никогда не думали, почему другие страны пытаются держаться Запада?

http://pravoslavie.ru/110920.html

Агент ЧК Алексей Филиппов докладывал знаменитому чекисту Лацису, что в этом письме «патриарх с необыкновенной смелостью и резкостью вступает на почву политических разоблачений и обвинений. Это воззвание – письмо укоризненно бросает в лицо большевикам, что Брестский мир, ими заключенный, у н и з и т е л е н 27 , что оттого большевики с к р ы в а ю т даже содержание его условий, у в о з я т е м в р е м е н е м р у с с к о е з о л о т о за границу, что они р а с ч л е н и л и, р а з д р о б и л и р о д и н у, у г а с и л и х р а б р о с т ь в сердцах воинов и незаслуженно дали первое место в России пролетариату, который является у нас предателем». В Древней Руси патриархам и митрополитам было предоставлено право печаловаться перед высшей властью – государем за осужденных или опальных. Последний случай печалования относится к 1698 году, когда патриарх Адриан безуспешно ходатайствовал перед императором Петром I о помиловании осужденных на казнь стрельцов. Возрожденный патриархом Тихоном обычай печаловаться за свой народ новая высшая власть – Совет народных комиссаров – восприняла как контрреволюционное политическое выступление. 11/24 ноября, после вечерни, в квартире патриарха был произведен обыск, а сам Святейший подвергнут домашнему аресту. Комиссар Хрусталев после обыска унес с собой две патриаршие панагии, патриаршие кресты и митру, заявив, что они похищены из Чудова и Вознесенского монастырей. На Троицком подворье теперь круглые сутки хозяйничали красноармейцы, своим видом и действиями постоянно подчеркивая свое атеистическое сознание. Синод и Высший Церковный Совет неоднократно обращались в Совет народных комиссаров с просьбами о «необходимости немедленного освобождения патриарха в предотвращение крайних затруднений в ходе церковных дел и тягостного оскорбления чувств православного народа лишением возможности общения со своим духовным вождем в патриарших богослужениях». Но Совет народных комиссаров больше прислушивался к мнению Центральной обвинительной коллегии при Революционном трибунале ВЦИК, сообщавшей псевдонародным избранникам, «что так как за патриархом Тихоном уже три дела, то никакие заявления о снятии с него домашнего ареста не должны приниматься во внимание».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Ибо лютая болезнь душевная есть сребролюбие, самолюбие, славолюбие, гордость, гнев, зависть, ненависть, нечистота и прочие страсти; ими она недугует, истаивает и умерщвляется; но грешник слепой не познает этого Божиего благодеяния, и милостивого Благодетеля не только не благодарит, но ропщет на Него: какая моя неправда? Всякое бедствие настоящего времени, на грешника от Бога посылаемое, есть жезл отеческого Его наказания, которым Он грешника бьет и от сна греховного возбуждает; или есть лекарство жестокое, как выше сказано, которое ему посылает, чтобы душа его расслабленная исцелилась. Но грешник того не чувствует. Здоровье или богатство имеет? Это трудам и старанию, то мудрости и разуму своему приписывает, а не Богу, от Которого «живот и смерть, нищета и богатство» ( Сир.11:14 ). Одержал победу над неприятелем? Храбрости, хитрости, искусству своему, силе и множеству воинов, а не Богу победу присваивает. «Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своей. Ненадежен конь для спасения, великою силою своей не спасет " ( Пс. 32:16–17 ); яко «не силу коня Он любит и не благоволит к силе ног: благоволит Господь к боящимся Его и уповающим на милость Его» ( Пс.146:10–11 ). Насыщается ли пищей, одевается одеждой, согревается огнем, просвещается светом и прочими благами Божиими снабжается грешник? Но Бога, благ Подателя, и в благодеяниях не чувствует, и Благодетеля не благодарит, ибо не любит Его, ибо без любви не может быть благодарности. Вся тварь, небо, солнце, луна, звезды, земля и исполнение ее, как устами, «проповедуют славу Божию» ( Пс.18:2 ); но грешник ослепленный величества славы Его не чувствует и не трепещет. Город и палата архитектора своего, художество мастера своего, дом хозяина своего показывает и в познание всякому приводит. Всякий от художества художника и от строения строителя познает. Мир этот видимый, как город прекрасный, не руками, но словом Божиим сотворенный, и как художество премудрое и дом пребогатый, в котором все живем, как бы перстом указывает на Бога, как на архитектора, строителя, попечителя и хозяина своего, и как создание чудное, премудрое, благое – доказывает существование чудного, благого, премудрого и всесильного Создателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Двадцать первый день. Поучение 6-ое. Препод. Иларион Великий. (Жизнь есть духовная война). I. День памяти препод. Илариона Великого, жившего в Палестине в IV веке, всю жизнь боровшегося с врагами нашего спасения – диаволом, плотию и миром – молитвою, словом Божиим, постом и др. подвигами благочестия, невольно напоминает нам, братия, о той часто забываемой нами истине, «что жизнь есть духовная война». Святитель Тихон Задонский так о сем учит: «Жизнь наша есть духовная война с невидимыми духами злобы и с своей плотию». II. а) « Люты и жестоки враги наши видимые: но еще более люты, еще более жестоки враги невидимые, то есть демоны. Нет злейшего и хитрейшего врага, как сатана и демоны его; а посему и брань с ними весьма опасна для нас. Когда люди против людей воюют, то иногда и отдых имеют от брани: но сатана и аггелы его злые никогда не спят, но всегда бодрствуют и тщатся нас низложить. Брань, которая между людьми бывает, хотя и продолжается, однако перестанет, и мир заключается: но у христиан непрестанная брань, даже до смерти, против врагов своих, и только смертию кончится». » Демоны имеют свое оружие, и христиане имеют свое оружие. Демоны борют нас оружием страстей и удов наших; и столько у них оружия, сколько в плоти нашей страстей. А христиакское оружие есть слово Божие и молитва. Христианин без молитвы и слова Божия, как воин без меча и ружья. Воины на брани всегда при себе имеют меч и оружие: так и христиане всегда должны быть вооружены духовным мечем глагола Божия и оружием молитвы. Ибо непрестанная у них брань противу врагов своих. Почему повелевается им: «непрестанно молитеся» ( 1Сол. 5, 17 ). « Воины на брани бодрствуют и весьма осторожно поступают ради окружающих врагов: так и христианам на брани своей должно бодрствовать и осторожно поступать всегда; ибо всегда окружают враги их. Посему и сказано: «трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити: емуже противитеся тверди верою» ( 1Петр. 5, 8–9 )». » На брани имеются начальники и полководцы, которые воинов научают, наставляют и поощряют к доброму подвигу противу врага: так и на брани христианской есть начальники – пастыри и учители, которые христиан вооружают словом Божиим против врага диавола, научают и наставляют, как против его стоять и подвизаться; и никто так врагу сему не досаждает, как пастыри и учители добрые. Посему злобный дух ни на кого не гневается и не свирепеет так много, как на пастырей и учителей. Берегись же, христианин, хотя и всякого человека, а наипаче пастыря и учителя злословить, да не с диаволом едино будешь мудрствовать. Смотри, христианин, злобу, вражду и лютость против тебя врага твоего, и берегись его. Не злато, не сребро и прочее вещество тленное, но вечное и нетленное сокровище, спасение твое усиливается у тебя отнять враг твой. Береги же сие не только паче имения, но и паче живота твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010