Вопр. Кто первый начальник и споспешник сомнений? Отв. Немощной и слепой плоти много помогает сатана, враг христианский, который также борется против духа, и затаившуюся веры искру угасить тщится, глаголя человеку в сердце его о тайнах святых: како могут сия быти? Как Бог, един естеством, может быть в трех Лицах? Как мир из ничего может быть создан? Как Дева могла родить Бога безначального? Как Бог, человеком невидимый, видимым мог быть, и безначальный – начаться, и бесстрастный – пострадать, и бессмертный – умереть, и мертвый – воскреснуть? Как тело умершее и согнившее востать паки может? Как грешник, обремененный грехами, пред праведным судом Божиим верою единою оправдается? Сия и прочие разженныя вражия стрелы неверия и сомнений верная душа принуждена бывает терпеть. Но вера истинная твердо противится им, и яко победа, победившая мир, побеждает их ( 1Ин. 5:4, 5 ), отгоняя всякое сомнение, и утверждаяся неложным и верным свидетельством слова Божия: свидетельство бо Господне верно ( Пс. 18:8 ), и не подлежит никакому сомнению (Кн. VIII, гл. 6). Видим в мире, размышляет свят. Тихон (Ч. II. Сокровищ, дух., под стат. звание), что в различныя звания люди вступают: иные бывают судиями, иные – воинами, иные – полководцами, иные скот пасут, купечествуют и проч. Так всякий христианин позван от Христа Господа на покаяние, как Сам глаголет: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние ( Мф. 9:13 ). А как все – грешники: вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия ( Рим. 3:23 ): то все и на покаяние призваны, кто ни призван. Звание убо христианское, к которому от Христа призваны, есть истинное покаяние: на сие их Христос призвал. Всякому человеку звание его или сословие, к которому принадлежит, есть первейший долг и дело. Судей первейшее дело истину изыскивать и по законам судить, воинов – защищать отечество, земледельцев – возделывать землю, купцов – о товарах промышлять, учителей – учить и проч. Так христиан первейшее дело быть в покаянии; ибо их к тому Христос позвал.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Тако повелевает Божие слово: всяк, пущаяй жену свою, разве словесе прелюбодейнаго, творит ю прелюбодействовати, и иже пущеницу поймет, прелюбодействует ( Мф. 5:32 ). Всяк, пущаяй жену свою и приводяй ину, прелюбы деет, и женяйся пущеницею от мужа, прелюбы творит ( Лк. 16:18 ). Привязался ли еси жене; не ищи разрешения. И жена привязана есть законом, в елико время живет муж ея ( 1Кор. 7:27, 39 ). Вопр. Как бл. Тихон беседует о брани духовной? Отв. Видим в мире сем, что когда восстает царство на царство, то между ними бывает брань: тако и христиане имеют своих врагов, восстающих на них, и бывает с ними брань духовная. На брани мира сего люди на людей восстают; в брани христианской сатана и злые его ангелы против христиан восстают. Люди, на людей восстающие видимы, но сатана и злые его ангелы, враги наши, невидимы. На брани мира сего тяжки и люты враги видимые; но лютее и злее – враги невидимые, т. е. демоны, на брани духовной. Брань, которая между людьми бывает, хотя и продолжается, однако престает, и мир заключается: но у христиан непрестанная брань, и смертию кончится. Демоны имеют свое оружие и христиане имеют свое оружие. Демоны борют нас оружием страстей и удов наших, и столько у них оружия, сколько в плоти нашей страстей; христианское оружие есть Божие слово и молитва . Что у воина меч и прочее оружие; то у христианина молитва и глагол Божий. Воины на брани бодрствуют и весьма осторожно поступают ради окружающих врагов: так и христианам на брани своей должно бодрствовать всегда; потому что всегда окружены врагами ( 1Пет. 5:8, 9 ). Неприятель, когда видит свое изнеможение, союзников себе в помощь призывает; так и диавол, когда сам собою не успеет, то ищет злых людей и борет чрез них христианина. Посему, кто ближнего своего прельщает, гонит и ко греху приводит как-либо, с диаволом купно действует. На брани есть начальники и полководцы, которые воинов научают, поощряют; так на брани христианской начальники суть пастыри и учители, которые христиан вооружают словом Божиим против врага диавола, научают и наставляют, как против него стоять и подвизаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Желать убо должно, а не отвращаться отеческого Божия наказания; благодарить за него, а не сетовать. 3) Когда Бог посылает рабам своим скорби; то не оставляет их, но с ними есть в скорбях: с ним есмь в скорби ( Пс. 90:15 ); и был Бог с Иосифом, был с Авраамом, Исааком, Иаковом, с потомками их в их озлоблении и напастях. Есть и ныне неотступно с рабами Своими и до скончания века будет. Се Аз с вами есмь до скончания века ( Мф. 28:20 ). А когда слышишь, что Бог с верными своими есть в скорбях, не простое разумей присутствие Божие; но он есть с ними, сохраняя их, помогая им, утешая их, растворяя горесть крестную сладостию любви Своей. 4) Размысли, сколь полезно и потребно нам Божие отеческое наказание! В сердце нашем кроется множество духовных немощей, которые родились с нами в плотском рождении: это – гордость, гнев, злоба, зависть, сребролюбие, нечистота и пр. Сии все немощи всевидящее Божие око видит и наведением скорбей и напастей, яко горьким врачевством, хочет их исцелить, ежели отдадим себя Ему в волю... Беда подобна – узде, которою кони укрощаются и сдерживаются. Естество наше свирепеет и как бы беснуется; а бедою, как уздою, оно смиряется. Великое добро есть скорбь, говорит св. Златоуст, яко смиряет нас, яко пресекает путь к плотоугодию, яко исправляет нас, ведет к покаянию и обращает к Богу... Великую и милость являет нам Отец небесный, когда посылает нам скорби и напасти. О, скорбь, жезл Божия наказания, горькое, но действительнейшее наше врачевство; училище смирения, терпения и кротости; знамя Христовых воинов, путь к вечному животу! Накажи нас, Господи, обаче – в суде, а не в ярости ( Иер. 10:24 ). Вопр. Ты сказал, что всякая скорбь от Бога, но я сию, или другую, беду терплю от людей – прямо? Отв. Правда то, говорит бл. Тихон: люди, диаволом научаемые, наводят нам беды и скорби; но не иначе, как Божиим попущением. Ибо люди и диавол ничего не могут нам сделать, когда им Бог не попустит. Попущает же им в наше наказание, для нашей пользы, и, сколько им попущает Бог, столько они нам досаждают и озлобляют.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Послание Святейшего Патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров по случаю первой годовщины октябрьской революции Источник Скачать epub pdf От Святейшего Патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров.         «Все взявшие меч, мечом погибнут» ( Матф. 26, 52 ). Это пророчество Спасителя обращаем мы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющие себя «народными» комиссарами. Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы ( Матф. 7, 9–10 ). Народу изнуренному кровопролитной войной, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций». От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решались обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций, великая наша родина завоевана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото. Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно еще храбрых и непобедимых, оставить защиту родины, бежать с полей сражения. Вы угасили в сердцах воодушевлявшее их сознание, что «больше сия любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» ( Иоан. 15, 13 ). Отечество вы подменили бездушным интернационалом, хотя сами отлично знаете, что, когда дело касается защиты отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями. Отказавшись защищать родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска. Против кого вы их ведете? Вы разделили весь народ на враждующие между собою страны и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью, и, вместо мира, искусно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Сотрудники Синодального комитета по взаимодействию с казачеством провели вебинар с духовниками и атаманами Енисейского и Иркутского казачьих войск 25 марта 2021 г. 18:24 25 марта 2021 года по благословению председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла прошел вебинар с духовниками и атаманами Енисейского и Иркутского казачьих обществ. Видеоконференцию возглавил ответственный секретарь Синодального комитета иерей Тимофей Чайкин. В мероприятии приняли участие около 40 человек из 10 епархий, в том числе войсковой священник Енисейского казачьего войска протоиерей Андрей Казанцев, войсковой священник Иркутского казачьего войска протоиерей Марк Косолапов, войсковой атаман Енисейского казачьего войска казачий генерал Павел Артамонов, войсковой атаман Иркутского казачьего войска Анатолий Никитин, сотрудники Синодального комитета, руководители и сотрудники епархиальных подразделений по взаимодействию с казачеством, казачьи духовники, атаманы и их заместители по взаимодействию с Русской Православной Церковью. В ходе вебинара была затронута тема укрепления взаимодействия Церкви и казачества на территории Енисейского и Иркутского казачьих войск. Иерей Тимофей Чайкин отметил самоотверженное служение священнослужителей и казаков в непростых условиях пандемии: «Многие представители казачества и казачьей молодежи в период пандемии потрудились в волонтерском движении, в помощи больным и немощным старикам. Возможно, что проявление милосердия и благотворительности смелых и неравнодушных людей казачьего общества, перевешиватт многие нереализованные в прошлом году задачи и мероприятия». С приветствиями к участникам обратились войсковые атаманы, представители Всероссийского казачьего общества и «Союза казаков-воинов России и Зарубежья». Выступающие отметили значимость проводимого мероприятия и важность трудов духовенства по духовному окормлению казаков. О важности информационной деятельности войсковых священников и казачьих духовников говорил и.о. руководителя пресс-службы СКВК иерей Тихон Лазуткин. Священник подчеркнул необходимость присутствия духовенства и казачества в медиа сфере. В условиях возрастающей популярности социальных сетей и электронных СМИ крайне важно наполнять информационное пространство позитивным контентом.

http://patriarchia.ru/db/text/5791504.ht...

Отв. 1) поскольку пастырь слово Божие глаголет: то, чему он учит, ты прилежно внимай, христианине, и исполняй. О сем увещавает Апостол: повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, да с радостию сие творят, а не воздыхающе: несть бо полезно вам сие ( Евр. 13:17 ). 2) Пастырь есть Божий посланник, который от Бога к тебе посылается, и возвещает тебе путь спасения и зовет тебя именем Божиим в вечное Его царство. Почитай его, как посланника Божия, толь великая благая тебе возвещающего, и зовущего тебя к ним: иже вас приемлет, Мене приемлет ( Мф. 10:40 ). 3) поскольку пастырь об общей пользе промышляет; то люби его, как отца и благодетеля своего, и буди ему благодарен. Ты называешь его отцом? Добре: рождает он как тебя, так и всех – не к временному, но к вечному животу; люби убо и ты его, яко толикаго отца твоего. 4) Печется он о всех и о тебе; не оставляй же и ты его в нужде, и чего требует, в том помогай ему, и исполняй его недостатки (т. е. помогай его нуждам) от имений своих, да и время имеет об общей пользе пещись и промышлять. Кто о всех печется и промышляет, о том надобно всем промышлять. 5) Многие в народе суть недоброхоты и пастырского обличения не любят, и по своей воле хотят жить, и не мало клевет на пастыря вымышляют и рассеевают. Посему, когда услышишь какую клевету на пастыря и зол слух, не верь, и загради уста твои, да не иному кому скажешь о том. Иначе тяжко согрешишь; ибо зло за добро воздашь; а это есть великое беззаконие. Тяжко простого человека, кольми паче – пастыря, оклеветать и обесславить. Отсюда и в людях великое нестроение, пастырю презрение и непослушание последует; а чрез сие труд его бесполезен может быть. Прилежно внимай сему и берегись злого слуха на пастыря; тем паче – берегись сам злой о нем слух изнести, да не мстительную руку Божию на себе дознаешь. 6) Ежели какие немощи, каковые и в благочестивых бывают, в пастыре увидишь, не соблазнись, и не осуди его, но помяни, что и пастырь – такой же человек, как и прочие люди. 7) поскольку пастырь многим искушениям подлежит, и на него наипаче диавол и злые его служители восстают, и потому требует особливыя Божия помощи и подкрепления: то как всем людям, так и тебе должно о нем молиться Богу, да поможет ему и да укрепит его. Благополучие дому – от доброго хозяина, и благополучие воинов – от доброго полководца, и благополучие плавающего корабля от доброго кормчия зависят. Молися убо, дабы пастырь мудр и добр был, – и общество христианское благополучно будет. 8) Когда пастырь не делает того сам, чему учит, но противно учению живет, внимай слову Христову, которое о таковых пастырях глаголет: на Моисеове седалище седоша книжницы и фарисее. Вся убо, елико аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите: по делом же их не творите; глаголют бо и не творят ( Мф. 23:3 . Ч. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Диаконского сана я удостоился примерно через пол года. – Батюшка, какие у вас воспоминания о первом посещении монастырского скита? – Полгода спустя после моего появления в обители мы летом поехали в Дивеево всей братией, с отцом Тихоном. И оттуда заехали в Рязань. Скита тогда не было, это были развалины, груда кирпичей, вот и все. Спали мы в стогу сена. – А чем запомнилась та поездка в Дивеево? – Замечательная поездка на самом деле была. Вообще, путешествия с отцом Тихоном у нас всегда сопровождаются большой радостью: мы от него получаем и слово назидания, и молитву. Мы в Дивеево приехали, нам матушки предложили сами, чтобы наш братский хор пел – тогда он еще совсем маленький был, пять человек. Мы пели, старались, матушкам понравилось. – В 1999 году вы участвовали в сборе помощи для воинов в Чечне… – Эти сборы были у нас несколько раз. Это было радостное занятие, радостное послушание, несмотря на то, что мы уставали, потому что ящиков с продовольствием и вещами было очень много. Казалось, вещи для Чечни несет вся Москва, круглые сутки. Но как-то все, милостью Божией, управлялось, решалось. Главное – люди объединялись. Помню, приходило очень много москвичей, которые помогали во всем. Приходили даже те, кто не мог что-то пожертвовать, но они упаковывали посылки, подписывали их. Это было так замечательно, что люди с открытым сердцем отзываются на общее, нужное дело. – Как вы восприняли тот день, когда всю братию благословили учиться в семинарии? – Я ведь сначала учился в Троице-Сергиевой лавре, в семинарии, на заочном секторе. Мечтал о том, чтобы учиться очно. Очень переживал, что у меня не было времени на подготовку. И когда услышал, что у нас будет семинария, попросил отца Тихона, чтобы он благословил меня учиться на очном отделении. Считаю, любое дело должно исполнять серьезно, с любовью, со страхом, поскольку это дело Божие. Относиться к чему-то кое-как – преступление. И когда отец Тихон дал мне это послушание, для меня это было большой радостью. «Теперь, – думаю, – наконец-то смогу учиться по-настоящему».

http://pravoslavie.ru/30277.html

Браиловский отмечал, что при составлении сочинений услугами К. пользовались митрополиты Сарский Тихон (Воинов) , Нижегородский Павел , Сибирский Павел , Сарский Варсонофий (Чертков) . К. был знаком и встречался с известными книжниками того времени - Евфимием Чудовским, Мардарием (Хоныковым) , Ф. Поликарповым-Орловым . Стихотворной эпитафией К. была отмечена смерть П. Т. Семенникова († 10 нояб. 1696), патриаршего дьяка, переписчика книг, инициатора несостоявшегося издания «Греко-славяно-латинского лексикона» Епифания (Славинецкого). Интерес К. к развитию образования в России прослеживается с нач. 80-х гг. XVII в. В 1685 г. К. преподавал грамматику в Заиконоспасской школе Сильвестра (Медведева). К. поддержал Сильвестра в его усилиях по созданию высшей школы (академии), утверждения к-рой Сильвестр добивался от царевны Софии в 1685 г. К. поддерживал также греч. учебное заведение братьев Лихудов . В кон. 80-х гг. XVII в. ученики Лихудов произносили написанные К. «орации». В стихотворной «орации», сопровождавшей поднесенный К. царевне Софии 13 марта 1687 г. перевод «Августина учителя Книги о видении Христа...» («Боговидная любовь»), К. утверждал необходимость изучения философии. Лихуды ввели в своем уч-ще преподавание ряда дисциплин высшей школы, а также лат. языка, что стало причиной их опалы в 1693 г. 26 дек. 1690 г. и в 1694 г. К. получал жалованье за то, что «учил орации» домовых певчих дьяков меньших станиц. Незадолго до отставки с Печатного двора К. принял участие в постановке пьесы «Ужасная измена сластолюбивого жития» - наиболее раннего из дошедших до нас памятников московской школьной драматургии. Спектакль был сыгран в школьном театре Славяно-латинской академии в 1-й пол. нояб. 1701 г. Сохранившаяся рукопись пьесы представляет собой режиссерский экземпляр, в к-ром поименованы исполнители и сделаны ремарки, комментирующие не только действия персонажей, но и их переживания. Текст пьесы и ремарки написаны К. По-видимому, преподавательская практика К. была обширной. Об этом свидетельствует значительное число произведений К., связанных с педагогикой, прославление «мудрости и наук» было сквозной темой его творчества.

http://pravenc.ru/text/1681053.html

§ 518. Хотя и страшна эта брань для нас, возлюбленный христианин, однако не должно нам отчаиваться, ибо имеем Вождя и Царя такого, Которого враги эти наши и имени трепещут. Тот за нас стоит и поборает, Тот знает их козни, замыслы и ухищрения их против нас и, как сети паутинные, силен их разорвать и уничтожить. Отнял было у нас победу враг этот в прародителях наших, Адаме и Еве, и под свою темную власть пленил нас, и торжествовал над нами, как страшный исполин и мучитель над побежденными, но Христос Сын Божий вступился за нас, сразился с врагом нашим за нас и победил его со всем темным полчищем его, отнял у него корысть похищенную, возвратил плен, и пленил пленившего нас, из темной его власти, мучительства и горького рабства вывел нас, и подал нам свободу, дабы за Него, как Царя праведного, «Которого владычество – владычество вечное, и Которого царство – в роды и роды» ( Дан 4:31 ; Пс.144:13 ), свободным духом воинствовали и служили Ему, верою и любовью последуя Подвигоположнику, Князю, Царю и Вождю нашему. Этот наш Заступник милостивый и всесильный врагов наших Победитель ободряет нас силою Своею и унывающих оживляет: «Мужайтесь: Я победил мир» ( Ин.16:33 ). Обещал до скончания мира быть с нами, помогать нам, ополчаться с нами против врагов наших и побеждать их: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Ибо не оставляет рабов и воинов Своих, которых возлюбил и к подвигу сему позвал, но помогает им, укрепляет, заступает в нужных случаях и Сам Собою в них врагов Своих побеждает и поражает. Сего ради рабам Своим и воинам оружие приличное подвигу сему даровал. Ибо брань и подвиг без оружия не ведется, как в брани мира сего, где плоть с плотью и человек с человеком сражается, видеть всякому можно. § 519. Приличное брани и подвигу тому оружие не плотское, как и брань та не плотская, но духовное. Дух есть враг, и плотских орудий, как-то: меча, копья, стрел, луков и прочих, – не боится, ибо не уязвляется ими, но более посмеивается. Потому оружие иное против него подал нам Царь и Вождь наш Христос, как апостол Павел, храбрый воин Христов говорит: «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь» ( 2Кор.10:4 ). Оружия христианского воинства следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

15 " Грехи - признак духовно мёртвого человека " (Тихон Задонский). 16 Цари иудейские перессорились, воздвигли тельцов, государство разделилось, Иерусалим пал. Так в Ветхом Завете. В то же время Игорева песнь написана " по былинам сего времени " " от старого Володим ера до нынешняго Игоря " , то есть, с крещения Руси, в век Благовестья - в новых мировоззренческих измерениях. 17 Фрагмент поэмы о плакальщицах следует за " мутным сном " Святослава на горах киевских. Опять-таки В. Д. Воробьёв толкует это место способом, наиболее убедительным из всех нам известных. В прежних комментариях красные готские девы почему-то радовались поражению Игорева войска и звонили якобы русским златом, которое должно им перейти как часть добычи половцев. На самом деле готы-тетракситы жили совместно с племенами аланов и с русскими в Тмутороканском княжестве, хорошо знали русский язык, были христианами и считались надёжными торговыми партнёрами. Речь в отрывке поэмы идёт как раз о том, что готские девы сочувствовали Игорю, они звонили (метафорически) тем златом, которое дарили сваты невестам от имени женихов - в данном случае от убитых русских воинов - и пели свадебные песни, бусенные (Бус был богом свадебного суда). Готские девы величают убитых в отместку за поражение половского хана Шарукана Старого русичей - а не радуются их гибели. " А мы уже, дружина, жадни веселия! " - слова эти принадлежат готским девам и означают, что дружине (женщины, жёны, спутницы, невесты) лишены (жадни) радости. Они ведь - из чужого племени, откуда по обычаям выбирались невесты, и теперь остались без женихов, а " русское злато " , которым они звонят - опять-таки русские люди, потенциальные мужья, которые полегли в половецком поле. Есть ещё один смысл в этом отрывке, обнаруженный в книге пророка Иеремии. Из чужих набирали не только жён, но и плакальщиц. " Так говорит Господь Саваоф: подумайте, и позовите плакальщиц, чтобы они пришли; пошлите за искусницами в этом деле, чтобы они пришли. Пусть они поспешат и поднимут плач о нас, чтоб из глаз наших лились слёзы, и с ресниц наших текла вода " . Красные готские девы, нанятые как искусные плакальщицы - вот самый точный поэтический смысл этого эпизода.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010