В самом начале эти два слова — «пресвитер и епископ» прилагались к одному и тому же лицу. Это совершенно ясно видно из тех мест, где встречается это последнее слово. Так, в Деяниях (20, 28), Павел обращается с речью как к епископам, к тем самым предстоятелям ефесской Церкви, которые несколько выше (ст. 17) названы были пресвитерами. Далее, в надписи на послании к филиппийцам (1, 1) он приветствует святых в Филиппах вместе с епископами и диаконами, не упоминая о пресвитерах, что, конечно, можно объяснить безразличным употреблением слова επσκοπος в приложении к пресвитерам. В пользу этого говорит, как заметил еще Иероним, множественное число, так как в одной Церкви не может быть многих епископов в позднейшем смысле слова. Третье свидетельство представляет слововыражение в Павловых посланиях к пастырям. В послании к Титу (1, 5) апостол предписывает своему ученику поставлять «пресвитеров» в критских церквах и затем излагает качества, на которые Тит должен обращать внимание при выборе; и при этом вдруг вставляет слово «епископ», где, очевидно, идет речь еще о прежнем лице, как показывает причинный союз — «потому что», ст. 7. Наконец, ап. Петр (1 Петр. 5, 1, 2) в послании своем обращается с речью к пресвитерам Церкви, как «сопресвитер», и их должностью считает пасение стада Божия и надзор над ним. Но из этого заменения слов одного другим нельзя выводить того, будто бы сан епископа и пресвитера — один и тот же. Сам апостол Павел очень хорошо различает их, когда, напр., своим ученикам-пресвитерам поручает право поставлять пресвитеров, надзирать за ними, судить, награждать и наказывать их (сн. 1 Тим. 5, 17, 19; Тит. 1, 5). О времени, способе и роде избрания в сан епископа и пресвитера, к сожалению, не имеем известий даже вроде тех, какие даны об учреждении диаконского служения (Деян. 6). Нужда к тому открылась, конечно, слишком рано, так как, несмотря на распространение необходимо соединенных с саном сверхъестественных даров, нужно было позаботиться о нормальном и обыкновенном научении и управлении быстро размножавшихся церквей. Исторический образец на то дан в иудейских синагогах, именно в совете старейшин (πρεσβτεροι, Лук. 7, 3. ρχισυνγωγοι, Марк. 5, 22. Деян. 13, 15), которые занимались отправлением богослужения, совершением молитв, чтением и объяснением писания. В первый раз христианские пресвитеры встречаются (Деян. 11, 30) в Иерусалиме, по случаю пересылки пожертвований Антиохийской церкви в пользу своих братьев в Иудее. Оттуда учреждение это распространилось не только по всем церквам, составившимся из иудеев, но и в церквах, основанных Павлом. Из примера семьи Стефановой в Коринфе (1 Кор. 16, 15) видно, что в этот сан избирались первые обращенцы (παρκα), о чем прямо говорит и Климент римский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Городской автовокзал. Постоянно подъезжают и отъезжают автобусы — большие удобные «Мерседесы» (других марок я не видел). Отыскать среди них «свой» не так-то просто. Я обратился к диспетчеру (любой житель острова свободно владеет английским), и меня тут же проводили к машине. Пассажиров двое или трое. Трогаемся. Минут десять-пятнадцать медленно тащимся по чрезвычайно загруженному транспортом и пешеходами центру города — мимо высоких ярких витрин магазинов и лавочек, мимо деловых контор. На одной из остановок автобус наполняется пассажирами, но не до отказа, свободные места оставались на протяжении всего нашего путешествия. Наконец город выпускает нас на свободу. Впереди — рыжевато-серые холмы, а еще дальше, в белесом мареве, виднеются отроги горного хребта Дикти. Дорога очень живописна: она то огибает глубокие ущелья, то бежит по склонам холмов, как бы опоясывая их узенькими ремешками, то ныряет в долину, то поднимается на отлогую возвышенность. Довольно часто встречаются крохотные деревушки — дома в них ослепительно белого цвета, они аккуратно расставлены, как будто дети, играя, сложили их из кубиков. Любуясь новыми для меня пейзажами, наблюдая за греками (то были в основном сельские жители), слушая их неторопливые будничные разговоры, я мысленным взором перенесся в седую древность, в те времена, когда на остров ступила нога святого апостола Павла. Он видел эти же задумчивые, спокойные холмы, эти же зыбкие, почти нереальные горные вершины на горизонте, эту же сверкающую полоску моря позади нас — ничего с той поры не изменилось, мир остался тем же. Именно он принес сюда евангельское учение, поставил здесь первого епископа — им стал его ученик Тит, которого мы знаем из апостольского послания. Для того я оставил тебя в Крите, — напоминает ему Павел, — чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров ( Тит. 1:5 ). Почва, на которой сеял первоверховный Апостол и его ученики, оказалась очень плодородной. В последующие века на Крите подвизался целый сонм великих угодников Божиих. Лучше всего мы знаем, пожалуй, преподобного Андрея Критского , автора Великого покаянного канона, который читается каждый год в начале первой седмицы Великого поста. Но известен и еще один Андрей Критский , преподобномученик, пострадавший в VIII веке от императора-иконоборца Копронима. Словно звезды-алмазы сияют на церковном Небе имена десяти мучеников Критских (III век), пожелавших принять смерть за Христа, святителя Мирона Критского (IV век) и других подвижников благочестия.

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

Достойно примечания, во-вторых, то обстоятельство, что все качества достойного пресвитера и епископа Апостол завершает не чем иным, а именно учительством, или способностью «и наставлять в здравом учении потивящихся обличать» – как некой характерной и по преимуществу отличительной чертой предстоятеля церкви. Посему св. Златоуст говорит: «прочия качества можно находить и в подчиненных, как то: непорочность, воспитание детей в послвшании, страннолюбие, справедливость, благочестие; но епископа и пресвитера особенно отличает то, чтоб он оглашал народ учением». «Кто не силен ни с врагами бороться и пленять всякий разум в послушание Христово, – рассуждает другой св. отец, – ни своих научить, убеждать и утверждать, тот лжеепископ. Что наипаче характеризует епископа (и пресвитера)? – это есть учить» (Феофилакт). Б. Из отдела о назначении христианской жизни к святости и добрым делам ( Тит. 2:11–3:11 ) Явися благодать Божия, 129 спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце ( Тит. 2:11, 12 ). Примечательно, как сими апостольскими словами обличается лжеучение об оправдании одной верой без добрых дел. Что лютеране поверхностно и неверно понимают многочисленные и сильные выражения Ап. Павла об оправдывающей вере (особенно из посланий к Римлянам и Галатам), наилучшим доказательством сего может служить вышеприведенное место. Можно ли с большей силой выразить, чем здесь Апостол выражает, ту мысль, что вся цель домостроительства, совершенного на земле воплощенным Спасителем человеком, в том и состоит, чтобы внести новое деятельное начало в жизнь людей, и чтобы перестроить людскую жизнь по этому новому и жизненному началу, а не умиротворить только людей успокоительной надеждой спасения ради крестных заслуг Его? Вера в Господа Иисуса Христа и Его искупительные заслуги должны, конечно, предварять и обусловливать наше спасение, но чтобы оно на самом деле совершилось, нужно – по Апостолу – чтобы и мы на самом деле, отвергшись нечестия и мирских похотей, целомудренно, праведно и благочестно проводили жизнь в нынешнем веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Еда еси Апостоли, еда еси Пророцы, еда еси учители» ( 1Кор. 12:29 ). Нет, но те только, «овых убо положи Бог в Церкви...» ( 1Кор. 12:28 ), то есть кого призвал и призывать будет Бог. Так, например, по изволению Духа Святаго, Апостолы отделили самого апостола Павла с апостолом Варнавою на служение Церкви ( Деян. 13:2 ). Варнава и Павел по городам, где устроили церкви, рукополагали для них пресвитеров ( Деян. 14:2 ). Апостол Павел, как видно из Посланий его, имел многих сотрудников в проповеди Евангельской, кои и оставались епископами разных устроенных им Церквей. Ученика своего, апостола Тимофея, он поставил епископом Церкви Ефесской ( 1Тим. 1:3 ). Другого ученика, апостола Тита – епископом Церкви Критской, заповедав ему: «оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши (в благоустроении Церкви, благообразии и по чину), и устроиши (рукоположишь, как епископ) по всем градом пресвитеры» ( Тит. 1:5 ). Преподал епископам Тимофею и Титу и руководства: каких для Церкви Святой избирать и рукополагать служителей и строителей Таин Божиих ( 1Тим. 2:8, 3 . Тит. 1:5–9 ), внушал святому Тимофею: «да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины»( 1Тим. 3:15 ). Также точно поступали святой апостол Иоанн Богослов в малоазиатских церквах ( Откр. 1,4 и др.), святой апостол Петр в Антиохии («История Церкви» Евсевия. Гл. 2, 1, 3, 23), святой апостол Андрей Первозванный в Византии, откуда чрез его преемников, патриархов Царьградских, священноначалие сообщено было и Святой Церкви нашей Российской. Скажут: «У нас митрополит Амвросий произвел нам австрийских архиереев». У Амвросия, запрещенного, изверженного из сана своим патриархом и его Синодом, может ли что добро быти? Более тяжкого греха и попрания всех Правил святых Апостолов и Соборных нельзя и найти нигде, как в истории лжемитрополита Амвросия и раскольников буковинских. Они учинили дело «горше самых нечистых бесов. Таковии велие и неисчетное томление (казнь) подымут: ниже бо глас Божественный от них (от Амвросия, ставленника его Кирилла и других), ниже Божественные дела: понеже благодати рукоположения не имут, рукоположенные же от них (зрите все вы, самозванцы австрийского измышления) не хиротописаны, и Крещением не крещены».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Здесь св. Апостол указует основание или причину, почему кроткие и снисходительные к неверующим нечестивцам христиане сами должны сиять добродетелями и превосходством над остальными людьми. Это потому, что они не только призываются к святой жизни в христианстве, но и что в нем таинственно подаются для стяжания святости достаточные благодатные средства. Неестественно и непростительно было бы после всего этого коснеть христианам в прежней своей ветхости нравственной. Банею пакибытия очевидно указует св. Апостол на таинство водного крещения, а обильным излиянием Духа Святаго после сей бани – на таинство низведения Духа Святого чрез рукоположение, или миропомазание. Да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечныя ( Тит. 3:7 ). Оправдание наше благодатью Божией как нужно понимать в связи с предыдущими словами Апостола? Оправдание это очевидно не есть даровое в буквальном смысле слова, и так сказать мнимое – в смысле только объявления нас оправданными и прощенными. Даром мы только призваны к оправданию, и туне же, а не за дела нашей собственной праведности, удостоиваемся мы бани пакибытия и обновляющей нас благодати Св. Духа. Но при содействии сей благодати мы, однако же, должны свободными усилиями своей воли преуспевать в праведности и достигать святости. И только путем этих усилий можем мы достигнуть наследия вечной жизни по упованию, т. е. как надеемся. Что такова именно мысль Апостола Павла – это видно из его настойчивых увещаний, дабы они отвращались от прежней греховной жизни, бывшей до христианского возрождения. К чему были бы все эти увещания и призывания, если бы мы туне наследовали жизнь вечную, единственно по своему упованию и по надежде на благодать и милость Господню, без деятельного участия нашей воли в деле собственного нашего обновления нравственного? Что Тите – верно слово, т. е. верно то, что я сказал выше о наследии Божием и об уповании жизни вечной, и о сих хощу тя извещати (русск. – хочу, чтобы ты подтверждал о сем), да пекутся добрым делом прилежати веровавши Богу: сия суть полезна человеком и добра ( Тит. 3:8 ). И здесь опять из уст Апостола Павла исходит слово о деятельной, а не просто созерцательной (лютеранской) вере. Приметить следует, какую преимущественно полезную и хорошую, и при том настойчиво повторяемую тему проповедническую назначает св. Апостол ученику своему Титу: это проповедовать и подтверждать своей пастве, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам. Итак, нравоучительные беседы и поучения должны быть самыми обычными и учащенными беседами пастыря!..

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

К этим предписаниям, касающимся частных отношений и их общего основания (гл 2), присоединяются еще некоторые более общие, касающиеся всего общества: Тит должен увещевать общество к послушанию верховной власти и к христиански-любвеобильным чувствам и действиям (3, 1. 2), и это опять мотивируется с евангельской точки зрения напоминанием о собственном дохристианском состоянии развращения и об освобождении из него благодатью Божию во Христе (3, 3–7). Таким образом Тит должен непогрешимо учить, всевозможно остерегаться направлений, противных истине (3, 8–11); последнее составляет главный пункт послания, который апостол настоятельно внушает Титу несколько раз. Наконец (3, 12–15) в послании содержатся еще некоторые поручения, приветствие и апостольское благословение. 993 После приветствия (1, 1. 2) ап. Павел напоминает Тимофею о своем поручении противопоставлять чистоте учение Евангелия о свободной благодати Божией во Христе тем лжеучителям ефесским, которые, подобно критским, увлекались ложными мудрованиями и мнимо на законе основывающимися тайными знаниями и внешними действиями. Он показывает, как вообще ложное учение ведет к превратному настроению нравственному и в особенности как неосновательно лжеучители хвалились знанием закона и искажали его. Истинное отношение между законом и Евангелием он представляет в своем собственном примере и в предостережение от лжеучителей напоминает об ужасном примере двоих из них (1, 3–20). После сего апостол переходить к другой цели своего послания. Он имел в виду не только напомнить и преподать предостережения относительно лжеучителей; но и дать наставление относительно устройства Церкви. При этом он поставляет на вид прежде всего (гл. 2) то, что относится к существу всей церкви, а потом говорит (гл. 3) о должностных лицах в церкви. Он говорит (гл. 2, 1–7) о молитве церковной, какова она должна быть вообще как молитва за всех и особенно за искупленных; затем (8–10) о лицах молящихся, мужах и женах, причем делает замечание относительно всего поведения последних, и заключает свое наставление (11–15) замечаниями о всегдашней смиренной покорности жены мужу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Критскому (Там же. С. 340). Если даже в том месте не найдется иерея, а младенцу угрожает смерть, его должен крестить тот, кто окажется там, монах ли, диакон ли, согласно св. Никифору (см. 6-е его правило, взятое из «Деяний»), мирянин (непременно христианин) или даже собственный отец ребенка, согласно тому же св. Никифору (правило 7; см. также: Арменопул. Краткое изложение правил. Разд. 5, тит. 1). Отец, крестивший своего ребенка в таких обстоятельствах, не разлучается со своей женой, потому что как иерею не запрещается крестить своего ребенка, согласно Петру, хартофилаксу Великой церкви (Синодикон. Т. 2. С. 1002), так и мирянину не следует разлучаться со своей женой из-за того, что крестил своего ребенка вместо иерея. Он на самом деле разлучается с женой в том случае, если станет восприемником своего ребенка в крещении, поскольку, согласно Властарю (буква «В»), он становится своей жене духовным братом. Смотри также примеч. к Неокесар. 6. Таково мнение вышеназванных, а Вальсамон и Властарь утверждают, что если младенцы выживут, то их должны окрестить иереи. Смотри также примеч. к Апост. 47. 377 Обрати внимание, что прелюбодеянием правило называет совершение блуда монахинями, согласно правилам Василия Велик. 18 и 60. 378 Некоторые под деторастлением понимают растление несовершеннолетней девочки, которой меньше 14-ти лет. 380 Арменопул свидетельствует о принадлежности и этого правила Постнику (Краткое изложение правил. Разд. 6), добавляя, что так было определено и соборным решением. 381 Подобным образом и об этом правиле свидетельствует Арменопул (Краткое изложение правил. Разд. 5, тит. 3), однако приводит его в другом виде. Он говорит, что Постник наказывает исповедавшегося взломщика, т. е. вора, на три года. Удивляюсь, почему он так говорит, в то время как Василий, самый строгий в своих епитимиях, наказывает вора на меньший срок, а Григорий Нисский вообще не отлучает от Божественного причащения. А о воре, обличенном другими, Арменопул вообще не говорит (там же). 382 Арменопул свидетельствует также и об этом правиле (Краткое изложение правил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Лукой. Освобождённый от первых уз в Риме, Павел совершил восьмое и последнее своё Апостольское путешествие (63–67), во время коего он распространял и утверждал учение Евангелия в Азии, Крите ( Тит.1:5 ), и по сказанию некоторых, даже в отдалённых местах Запада – в Испании ( Рим.15:24 ). Около 66 года, в Филиппах, он написал первое послание к Тимофею, епископу Ефесскому ( 1Тим.1:3 ) и из Никополя, города Македонии, к Титу, епископу Критскому ( Тит.3:12 ). Наконец св. Павел, подвизавшийся для освобождения мира от духовных уз греха, вторично прибыл в Рим узником, и здесь, содержимый под стражей, написал второе послание к Тимофею: ибо слово Божие не вяжется ( 2Тим.2:9,4:6–8 ). Так во всю землю изыде вещание и в концы вселенные глаголы ( Рим.10:18 ) Апостолов и особенно Ап. Павла. Непрестанные путешествия Ап. Павла в разные страны язычников для распространения Евангелия, сопровождаемые необычным могуществом проповеди, непрестанными чудесами, неусыпными трудами, неистощимым терпением и высокой святостью жизни, не служат ли ясным, непререкаемым свидетельством Божественной благодати, чрезвычайным образом призвавшей Савла в Апостола языков и руководившей его до конца жизни? Могущество проповеди его было столь велико, что Иудеи не могли противостоять силе учения Павлова ( Деян.9:22 ). Язычники, желая слушать Божественное учение Ап. Павла, сами просили проповедать слово Божие, и весь город собирался слушать его ( Деян.13:42–44 ). Слово Божие проповедью Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех ( Деян.13:49,14:1,17:4,12,18:8 ). Его проповеди веровали не только простые, но и знатные и учёные ( Деян.13:12,17:34,18:8 ). Сила слова сопровождалась могуществом чудес; по слову его ослеп волшебник ( Деян.13:11 ); исцелялись больные ( Деян.14:10,16:18 ); даже платки и полотенца, бывшие на теле Павла, носили к больным и у них прекращались болезни и злые духи выходили из них ( Деян.19:12 ). Силой Богодухновенного слова Павлова воскрес мёртвый ( Деян.20:9–12 ). Труды Апостольского служения св. Павла были беспримерны. Он сам о себе говорит: паче всех потрудихся ( 1Кор.15:10 ; см. 2Кор.11:23 ). Пастырям Ефесской Церкви Ап. Павел говорил: бдите, поминающе, яко три лета ночь и день не престаях уча со слезами единого когождо вас ( Деян.20:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Лукою 881 . Освобожденный от первых уз в Риме, Павел совершил восьмое и последнее свое апостольское путешествие (63–67), во время коего он распространял и утверждал учение Евангелия в Азии, Крите ( Тит.1:5 ) и, по сказанию некоторых, даже в отдаленных местах Запада – в Испании ( Рим.15:24 ) 882 . Около 66 года в Филиппах он написал Первое послание к Тимофею, епископу Ефесскому ( 1Тим.1:3 ), и из Никополя – города Македонии – к Титу, епископу Критскому ( Тит.3:12 ) 883 . Наконец, св. Павел, подвизавшийся для освобождения мира от духовных уз греха, вторично прибыл в Рим узником, и здесь содержимый под стражею, написал Второе послание к Тимофею: ибо слово Божие не вяжется ( 2Тим.2:9, 4:6–8 ). Так во всю землю изыде вещание и в концы вселенныя глаголы ( Рим.10:18 ) апостолов и особенно ап. Павла. Непрестанные путешествия ап. Павла в разные страны язычников для распространения Евангелия, сопровождаемые необычайным могуществом проповеди, непрестанными чудесами, неусыпными трудами, неистощимым терпением и высокою святостию жизни не служат ли ясным, непререкаемым свидетельством Божественной благодати, чрезвычайным образом призвавшей Савла в апостола языков и руководившей его до конца жизни? Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли противостоять силе учения Павлова ( Деян.9:22 ). Язычники, желая слушать Божественное учение ап. Павла, сами просили проповедать слово Божие, и весь город собирался слушать его ( Деян.13:42–44 ). Слово Божие проповедью Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех ( Деян.13:49, 14:1, 17:4, 12, 18:8 ). Его проповеди веровали не только простые, но и знатные и ученые ( Деян.13:12, 17:34, 18:8 ). Сила слова сопровождалась могуществом чудес; по слову его ослеп волшебник ( Деян.13:11 ); исцелялись больные ( Деян.14:10, 16:18 ), даже платки и полотенца, бывшие на теле Павла, носили к больным, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них ( Деян.19:12 ). Силою богодухновенного слова Павлова воскрес мертвый ( Деян.20:9–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Попрощавшись в Мелите с Ефесскими пресвитерами, он прибыл в Иерусалим, где из-за возникшего против него народного мятежа был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 г., а в 61 г. Павел, как римский гражданин, по своему желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 г. достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Этим и оканчивается повествование о его жизни, имеющееся в книге Деяний апостольских (главы 27 и 28). Из Рима св. Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодарностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 г. и отправлены с Тихиком. Из Рима же в 64 г. написано и послание к палестинским Евреям. Дальнейшая судьба ап. Павла в точности неизвестна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 г. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения Павлу дана была свобода, и он предпринял четвертое апостольское путешествие, на которое указывают его так называемые «пастырские послания» — к Тимофею и Титу. После защиты своего дела перед сенатом и императором св. Павел был освобожден от уз и снова путешествовал на Восток. Пробыв долгое время на острове Крите, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам (Тит. 1:5),что свидетельствует о рукоположении им Тита во епископа Критской церкви. Позже в своем послании к Титу ап. Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму 64 г. в Никополе (Тит. 3:12), близ родного Тарса. Весной 65 г. он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первые узы (2 Тим. 4:20).Проходил ли св. Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица (Деян. 20:25), но он, по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол проходил через Троаду, где у некоего Карпа оставил свою фелонь (богослужебная верхняя одежда) и книги (вероятно тоже богослужебные, 2 Тим. 4:13), и потом отправился в Македонию. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе (2 Тим. 4:20) и встретившись на пути с ап. Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматик» (2 Тим. 4:10) и Италию, дошел до Рима, где оставил ап. Петра, а сам уже в 66 г. отправился далее на запад, дойдя, вероятно, до Испании .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010