Посему не повторяла рукоположения даже над священнослужителями, обращавшимися к православию из некоторых сект раскольнических, как то: из общества кафаров 1551 и донатистов 1552 , и ныне не повторяет над обращающимися от Церкви римской. Потому же Собор римский осудил Доната за вторичное рукоположение епископов и пресвитеров, падших во время гонений, как несогласное с постановлениями вселенской Церкви 1553 ; св. Василий великий обличал за такое же повторение рукоположения Евстафия севастийского, замечая, что этого никто и из еретиков не осмеливался еще делать 1554 ; а некоторые обличали в том же ариан 1555 . Только рукоположение, совершенное неправильно и незаконно, какое преподавалось у еретиков, Церковь признавала недействительным, и положила заменять новым законным рукоположением, если кто из обращающихся к православию священнослужителей окажется того достойным 1556 . Так поступала она в древности над арианами, павлианами 1557 и вообще над всеми, рукоположенными от самозванных епископов, которые сами были воставлены незаконно 1558 ; а ныне так поступает над обращающимися от протестантства. Впрочем, и в этом случае таинство рукоположения не повторяется, а совершается собственно в первый раз: потому что прежнее рукоположение было не истинное, а только мнимое. § 241. Кто может совершать таинство священства, и что требуется от приступающих к нему I. По учению Православной Церкви, власть рукополагать в свящ. степени принадлежит только непосредственным преемникам Апостолов, епископам (Посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 10). И это учение – 1) Основывается на свящ. Писании. Свящ. книги представляют, что Апостолы только сами рукополагали в степени иерархии и предоставили это епископам. Рукополагали сами в сан епископа ( 2Тим. 1, 6 ), в сан пресвитера ( Деян. 14, 22 23), в сан диаконский (- 6, 6). Предоставили это епископам: св. Павел писал к епископу критскому Титу: сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши и поставиши по всем градом пресвитеры, якоже тебе аз повелех ( Тит. 1,5 ), и заповедал епископу ефесскому Тимофею: руки скоро не возлагай ни на когоже, ниже приобщайся чужим грехом ( 1Тим. 5, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Тот же апостол писал критскому епископу Титу: « Для того я поставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит 1,5). Эти цитаты являются прямым свидетельством концепции апостолов относительно института епископства, выдвинувшего его над всеми остальными видами харизматического служения в Древней Церкви, поскольку именно епископат был избран апостолами для ношения апостольского преемства в Церкви. Подтверждение этого находится в свидетельстве апостольского ученика, римского епископа Климента в его послании к Коринфянам, где, между прочим, ясно говорится о получении епископами преемства от апостолов.  Его аргументация основана на заключении о том, что Церковь живет любовью, как единое тело Христово, члены которого вверяют свою волю в руки Божии и повинуются друг другу. Поэтому «отставка добросовестных и верных епископов - это тяжких грех» (40-44 гл.), поскольку избранные Христом апостолы назначили первых епископов и передали им служение. При внимательном и беспристрастном прочтении становиться понятно, что Климент, подчеркивая значимость назначения епископов со стороны апостолов, подчеркивает и значимость института епископов как их преемников. Его учение об апостольской преемственности становится особенно понятным из следующей цитаты: «Чин священнослужителей в Церкви установлен Христом: епископы и диаконы поставлены апостолами. Апостолы были посланы проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то и другое было в порядке по воле Божией. Итак, принявши повеление, апостолы... пошли благовествовать наступающее Царствие Божие. Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, после духовного испытания поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих. И это не новое установление; ибо много веков прежде писано было о епископах и диаконах. Так говорит пророчество: «поставлю епископов их в правде и диаконов в вере (Ис. 60:17)» (42 гл.).

http://bogoslov.ru/article/292159

Когда Павел задержался в Никополе, то снова призывал к себе Тита, говоря в своем послании к нему: «когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму» (Тит.3:12). И пришел к нему святой Тит в Никополь; побыв вместе с ним непродолжительное время, Тит снова был послан им в Крит. После этого святой Павел был взят в Иерусалиме, заключен в оковы и послан в Рим. Тит, услыхав обо всём этом, прошел в Рим, дабы видеть страдальческий подвиг своего учителя. Тит пробыл в Риме до кончины святого Апостола Павла; по усечении честной главы Апостола (что было сделано по приказанию Нерона [ 4 ], Тит предал погребению честное тело Апостола и снова возвратился к своей пастве, в Крит; престол святительства своего Тит имел в одном из лучших критских городов, называвшемся Гортиной; Тит трудился непрестанно, обращая ко Христу еллинов от заблуждения их, поучая их и утверждая веру их чудесами. Следует заметить, что на острове том был идол почитаемой язычниками богини Дианы [ 5 ]; на поклонение сему идолу приходило много еллинов, которые приносили также и жертвы. Однажды святой Тит пришел на то место собрания нечестивых и начал говорить им слово Божие, увещевая их обратиться к истинному Богу, познав обольщение идольское. Но так как народ не слушал слов его, то святой Тит помолился Богу, и тотчас идол тот упал и рассыпался в прах. Тогда все, бывшие там, пришли в ужас, и уверовало во Христа в день тот пятьсот человек. Точно так же, когда, по приказанию императора римского, на острове Крите строился большой храм идольский в честь мерзкого бога Зевса [ 6 ], — и уже заканчивался постройкой, — Апостол Христов Тит, проходя мимо того места, помолился Богу истинному, и внезапно храм тот упал и разрушился до основания. Видя такое чудо, многие еллины обратились ко Христу и построили прекрасную церковь во имя господа Иисуса Христа, Бога истинного. Просветив остров Крит и окрестные страны светом веры святой, Апостол Тит достиг глубокой старости; он преставился ко Господу, имея от роду девяносто четыре года. При кончине его пришли с неба ангелы, дабы взять душу его; и просветилось лицо его, как солнце. Ибо чья жизнь была светом миру, того и смерть была почтена осиянием света от господа нашего Иисуса Христа [ 7 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

А что такое ? Значить, Господь избирает кого-то, кто должен спастись, а других не избирает? Получается, что Господь как бы не одинаково к людям относится: одних избирает, других нет. Как же так? Избрание Божие целиком покоится на Божьем всеведении: человек остается свободным, но Господь заранее, непостижимо нам это провидит, какой путь он изберет. И если он изберет путь правильный, то он будет избранник Божий. Поэтому Божья Матерь явилась преподобному Сергию и говорит ему (конечно, он был потрясен этим явлением Божьей Матери, Царицы Небесной) — «Не ужасайся, избранник Божий!» Не потому что это был какой-то отмеченный избранник, а потому что Божия Матерь знала преподобного Сергия и потому так назвала его. (Тит. 1:1, 2). Значит, истина, относящаяся к благочестию это — надежда наследовать вечную жизнь. А надежда эта опирается на то, что Господь это обещал, а Бог неизменен в Своем Слове: что Он сказал, это так и будет. (Тит. 1:3, 4). Как отец сыну, преподает он здесь мир и благословение Единого Бога, а дальше круто переходит к делу: (Тит. 1:5) — Тимофея апостол оставил в то время в Ефесе. Тимофей был Ефесский епископ, он там пострадал, а Тит был Критский. (Тит. 1:5, 6). Как и в Послании Тимофею, апостол говорил, что тот, кто не умеет своим домом управлять, как будет управлять Церковью? (слуга Божий), (Тит. 1:7). Это напоминает параллельные наставления апостолу Тимофею. (т.е. приветлив к странникам, ублажающим их), его научили (Тит. 1:8, 9). Конечно, если пресвитерское или епископское служение примет на себя человек, который сам не знает, как должно, своего христианского учения, как он может обличать заблудившегося и наставлять того, кто нуждается в наставлении? (Тит. 10:11). Помните, мы только что читали в Послании к Тимофею: (Тит. 1:12). Довольно суровое определение, правда? Но отсюда появился известный софизм, который в логике приводится как пример того, как формальный логический вывод может заключиться, например, в другой вывод, который им нужен. Но то, что здесь сказано о каком-то стихотворце относится к стихотворцу, который этот способ здесь применил, как известно из истории. Так вот такой софизм: критянин Эпименид говорит, что все критяне — лжецы. А так как он сам критянин, значит он — лжец. А так как он лжет, то он сказал неправду, значит, критяне не лжецы. А раз не лжецы, то и он не лжец. А раз он не лжец, то он сказал правду. Значит, они лжецы. А так как он критянин, то и он лжец, и пошло... Есть выход из формального такого логического круга. А выход, конечно, только в том, что дается в русской поговорке: «Из всякого правила бывают исключения!» «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые», сказал Эпименид, а Павел добавляет: (Тит. 1:13—15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

Тит отправился в Иерусалим; увидав Владыку Христа, он поклонился Ему и следовал за Ним и учениками Его, смешиваясь с народом, во множестве ходившем за Господом; таким образом Тит был самовидцем многих чудес, совершенных Христом, и видел спасительное страдание Господа, уверился также и в воскресении Его. После же вознесения Господня, когда Дух Святой сошел на Апостолов в виде языков огненных, так что Апостолы начали говорить на разных языках, Тит слышал беседу Апостолов, говоривших и по-критски, и весьма изумлялся, как об этом написано и в книге Деяний Апостольских: «пришельцы критяне (среди них был и Тит) и аравитяне» , удивляясь, друг другу говорили: «слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих» (Деян.2:10–11). Впоследствии Тит пересказал обо всём этом в отечестве своем Крите. Блаженный Тит принял участие и в служении апостольском; когда дверь веры была открыта и для язычников (Деян.14:27) и были крещены сотник Корнилий, а потом и прочие еллины, тогда и Тит, происходя от язычников необрезанных, принял крещение от святого Апостола Павла, ранее называвшегося Савлом. Хотя Тит и уверовал во Христа, но, пока не крестился, Апостолы не принимали его в первенствующую церковь, так как вообще не принимали необрезанных; Тит же не хотел исполнять ветхозаветного обряда обрезания; однако иудеи, уверовавшие во Христа, требовали первоначально от всех язычников исполнения сего обряда, говоря, что без обрезания никто не может получить спасения, как об этом написано и в книге Деяний апостольских: Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: «если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деян.15:1). Таковые роптали и на святого первоверховного Апостола Петра за крещение сотника Корнилия и вступили в спор с ним (Апостолом Петром), говоря ему, что он пошел в дом мужей необрезанных и ел с ними. Когда же святые Апостолы на соборе рассмотрели это вопрос, то постановили не принуждать язычников обрезываться; тогда и Тит блаженный пришел ко крещению, так как никто не принуждал его к обрезанию, о чем упоминает и Апостол Павел в послании к Галатам, говоря: «но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться» (Гал.2:3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ты неповрежденное зеркало добродетелей, сияние апостольское, начало учителей, отличный между иереями, пастырь пастырей, преследователь волков и защитник овец Христовых. Ты богонасажденная лоза мысленного винограда Церкви, произрастающая мысленные ягоды проповедания. Ты первовозделанное поле насаждения Павлова, плодоносная нива земледелания его, страна, орошенная таинственными каплями божественных слов. Великий Тит есть спутник избранного сосуда ( Деян.9:15 ) и горячий общник его в проповедании Евангелия. Тит – первый противник суетного идолослужения и поборник богомудрия Христова. Он для поклоняющихся камням лежит камнем претыкания, и подложил им камень, положенный во главу угла Церкви – Христа. Тит – крепчайшее основание и камень веры, незыблемо утверждающий на камне – Христе тех, у кого сердце твердо как камень. Тит – богом созданная крепость церкви критской, несомненная защита приходящих к нему несомненно, благоприличное начало божественного промышления о нас, чрез которое мы познали истину, получили жизнь, приобрели ведение, озарились светом. Тит – первопрестольник здешних двенадцати престолов, божественно блистающее для нашей слепоты небо, светлое солнце тверди церковной, светло светящая одушевленным светилам звезда, непогрешимо приведшая блуждающие во лжи звезды к неложным путям веры и блистаниями истины, как огнем, освещающая вселенную. Тит – херувимское око, серафимские уста, неусыпный страж, не смежающаяся во время таинственной ночной стражи на поле зеница. Тит – непобедимое оружие, изощренный против врагов меч, защитник своих чад, помощник бедным, питатель алчущих, покров не имеющим крова, прекрасное одеяние нагих, пристань для находящихся в яростных волнах, пламень благочестия, блистающая искра божественных догматов, одушевленный светильник Церкви, столп добродетелей, живой образец славных деяний, благогласная лира догматов, приятный певец священных песней, неумолкаемая цитра, успокаивающая страсти душевные смычком священных ударов, таинственное зерцало веры, поражающее зрачки противников отражающимся блеском лучей. Тит – великий вождь живущих благочестиво, всеоружие верных, всегубительство врагов, исправление мудрствующих не совсем право, твердая палинодия обращающихся, врач больных, успокоение утомленных, разрешение узников, оживление находящихся в нуждах, воздвижение находящихся в бедствиях, отец сирот, защитник вдовиц, освободитель пленных, странноприимец странствующих, посетитель находящихся в темницах, покровитель подвергшихся искушениям. Тит, будучи для всех всем, благоприступен для приходящих, благопослушлив к просящим, пред всеми смирен, дружествен, почтителен, общителен, общежителен, благосклонен, кроток, душелюбив, приятен, скромен, учителен, милостив, мудр, истинен. Справедливо Павел, украшая истинного иерея Христова, прилично прославляет его, называя его святым, непорочным и исполненным всякой добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вероятно, Тит сопровождал св. апостола во время его второго путешествия, когда обращены были галаты, ибо в послании к Галатам св. апостол говорит о Тите как о лице, им известном ( Гал. 2:1–3 ). Тит находился при св. апостоле Павле и во время его третьего путешествия, ибо св. Павел посылал его из Ефеса в Коринф с важным поручением – узнать о впечатлении, какое произвело на коринфян его первое послание, и устроить дела Коринфской церкви ( 2Кор. 2:12–13; 7:13–15 ). Когда же, вследствие полученных от Тита известий, апостол написал второе послание к Коринфянам, то с этим посланием он отправил опять Тита же, поручив ему собрать милостыню в пользу бедствующих, церквей палестинских (2Кор., 8:6, 16–17). При этом св. апостол рекомендовал Тита коринфянам как надёжнейшего и вернейшего человека ( 2Кор. 8:20–23 ). Далее из послания св. апостола Павла к Титу мы видим, что Тит сопровождал св. апостола Павла после освобождения его от первых уз, во время четвёртого его путешествия и был оставлен им на острове Крите, чтобы недоконченное довершить и поставить по всем городам пресвитеров ( Тит. 1:5 ). Но затем, как видно из Тит. 3:12 , Тит снова был вызван апостолом и разделял с ним дальнейшие труды четвёртого благовестнического путешествия от Никополя Киликийского в Македонию, Ахаию, Испанию и Рим, где апостол оказался во вторых узах, закончившихся мученическою смертью. Во всяком случае, из 2Тим. 4:9–10 ясно видно, что Тит находился при апостоле в Риме и был послан им оттуда в Далматию с каким-то поручением. Из предания известно, что Тит епископствовал затем на Крите до глубокой старости, просветив весь остров св. Христовою верою, и скончался 94 лет от роду, будучи девственником до смерти, подобно своему учителю, в 110 году по Р. X. Память его празднуется 25 августа. О критских христианах, основание церкви Критской Послание к Титу, конечно, имеет в виду и критских христиан, для которых он был поставлен епископом. Остров Крит, или Кандия, по своей обширности и плодородию названный «царицей островов» Средиземного моря, в древности отличался многолюдством и славился своими торговыми сношениями и образцовым законодательством.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

IV. Особенности 1) Представляет прообразование доброго епископа, или пастыря, образ церковного правления и наставление пастырям. – 2) Научает, что всем во Христа верующим надобно о сем не высокомудрствовать, и от других научишися желать: ибо нет толь совершенного человека, который бы не требовал наставления; и что тому, кто поставлен других научать, надобно и самому от совершеннейших научаться. – 3) Показывает различие между наемниками и истинными Божиими слугами, и как в зеркале представляет учителям, по Божескому ли постановлению свою исправляют должность, или нет. V. Разделение Содержит в 5 главах 1) Приступ, или общее увещание о исполнение должности на себя принятой. 1Тим.1 . 2) Наставления различные: 1. О учреждении общенародного собрания в рассуждении молитве, одеяния и служения жен. 1Тим.2 . 2. О установлении общественных церковных должностей. 1Тим.3–4:1–7 . 3. О благоразумном дел правлении. 1Тим.4:8–5 :1с до конца. 4. О управлении домашними делами. 1Тим.6:1–19 . 3) Заключение. 1Тим.6:20,21 . VI. Места особливого примечания достойные . § 29. О Послании святого апостола Павла к Титу I. Лицо, к которому от Павла писано Оно есть Тит ( Тит.1:4 ), которое имя почтенного означает. Тит был родом грек ( Гал.2:3 ), и как во Христа уверовал, то всегдашний был Павлов спутник ( Гал.2:1,2 ; 2Кор.2:12; 7:6,13,14; 8:23 ), и послан от оного к разным церквам, особливо для собирания милостыни ( 2Кор.8:6,16 ; именуется от Павла общник и поспешник (Кор.8:23), брат ( 2Кор.2:12 ) и присный чадо ( Тит.1:4 ), из коего последнего названия не без причины заключается, что он Павлом к вере приведен. Примечания достойно то, что Павел Тита не обрезал, а причину сего показывает сам ( Гал.2:3–5 ). В то время, когда Павел сие послание к Титу написал, Тит был епископом Критских Церквей, то есть, тех, кои Павел собрал в Крите во имя Христово ( Тит.1:5 ). О сем острове Страбон в кн. 10, стр. 731; известно, говорит, есть сие, что в прежние времена оный был преизрядными снабжен законами; после в весьма худшее пришел состояние; ныне он называется Кандия, и состоит под турецким владением. В которое время сии Церкви от Павла насаждены, о том точно не известно; а вероятно, что между первыми и последними узами, которые Павел претерпел в Риме. Ибо Лука в Деян. о сем острове Крите, от Павла обращенном, нигде не упоминает, и не умолчал бы он, поколику и о меньших делах не опускал писать. Когда же Павел, будучи там, не мог все в порядок привести по причине краткости времени, то Тита оставил, дабы то исправил ( Тит.1:5 ). Сии Церкви не токмо из язычников, но и из иудеев состояли ( Тит.1:10,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

В таком случае «самоосужден» — будет то же, что безоправдателен, ничего не имеющий сказать в свое оправдание (Экумений).    По-гречески стоит: «согрешает, будучи самоосужден», ων αυτοκατακριτος. Это подает ту мысль, что совесть осуждает его (Экумений) за несогласие с истиною очевидною, а он не слушает совести, стыдясь уступкою посрамиться. Он приносит в жертву своему самолюбию ясно сознаваемую истину и грешит, идя против совести. Между еретиками не все таковы; но между противящимися истине не малое число есть таких, к которым приложим такой приговор. Послесловие    Здесь святой Павел: а) делает некоторые распоряжения (Тит.3:12 — 14); б) посылает целования (Тит.3:15) и в) дает последнее благословение (Тит.3:15)    а) Нектороые распоряжения Апостола (Тит.3:12 — 14) Тит.3:12. Егда послю Артему к тебе или Тихика, потщися приити ко мне в Никополь: там обо судих озимети.   Оставил в Крите святого Тита «недокончанная исправити» (Тит.1:5), а тут опять к себе зовет. Как так? Но нет нужды предполагать, что этот случай имел место скоро после отбытия святого Павла из Крита. Могло после того миновать каких-нибудь полгода, в какое время святой Тит мог в достаточной мере привесть в порядок дела Критской Церкви. Святому Павлу естественно было прийти к желанию узнать, что и как он там устроил, чтоб, пересмотрев все и обсудив, дать ему нужные наставления для дальнейшего действования. Так святой Златоуст, Экумений, Феофилакт. Вот слова их: «что ты говоришь? Поставив Тита в Крите, ты опять вызываешь его к себе? Не с тем, чтобы отвлечь его от должности, но чтобы больше утвердить» (святой Златоуст). «Чтобы больше приспособить его к делу и дать совет, что и как следует делать далее» (Экумений). «Это для его же пользы, чтоб лучше наладить его на дело, обсудив, как исполнено им вверенное ему» (блаженный Феофилакт). Амвросиаст прибавляет, что после послания и к себе зовет Тита святой Павел не для утверждения его только в делах церковных, но и по желанию видеть его, любимого.    Какой разуметь здесь Никополь? Святой Златоуст, Феодорит, Экумений разумеют Никополь Фракийский, близ границы между Фракиею и Македониею, на половине расстояния между Филиппами, на берегу моря, и Филиппополем, на Марице.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

II. Место и время Вероятно, что писано сие послание от Павла в Македонии, около 69 года, по Рождестве Христове. III. Случай 1) Погрешностей в Церкви Критской исправление и учреждение пресвитеров, от Тита произвестись долженствующее Тит.1:5 , и проч. – а) Лжеучители, между Критянами живущие и их повреждающие ( Тит.1:10–13; 3:9–11 ). – 3) Желание Тита в Никополе видеть и самолично дать ему наставление о разных делах. Тит.3:12 . IV. Разделение Сие послание имеет две части, из коих: В 1-й рассуждает он о учителях. Тит.1 . Во 2-й о слушателях, кои к благочестию возбуждаются, с прибавлением притом разных рассуждений. Тит.2; 3 . V. Места особливого примечания достойные Тит.1:2,6–9,16; 2:2,4–7,9,14; 3:1–8,14 . § 30. О Послании святого апостола Павла к Филимону I. Лицо, к коему Павел писал Оное есть Филимон ( Флм.1 ), которое имя по началу своему есть греческое, и значит любезного, или возлюбленного. Сей Филимон без сомнения был гражданин колосский: ибо апостол Павел Послание к колоссаям посылал с тем же самым Онисимом, с которым послал к Филимону. Из Кол.4:9 видеть можно, что Онисим был родом из Колосса; а как рабы в то время был я из рода самих господ ( Флм.16 ); то вероятно, что отечество Филимоново было одно с Онисимовым; да и в Флм.2 к Филимону, целует Архиппа, жившего в Колоссе ( Кол.4:17 ). Он именуется также от Павла в Флм.1 споспешником, из коего наименования заключить должно, что Филимон был из числа церковных служителей, или старейшин, но Апфия, о коей упоминает Павел в Флм.2 , жена ли была Филимонова, то совсем не известно, и из того, думаю, утвердить не можно, что она наперед упоминается Архиппа; а что Филимон был богат и щедр, то видеть можно из Флм.2,7 . II. Время Послание писано Павлом в Риме, во узах ( Флм.1,9,10,13,23 ) первых: ибо обнадеживает прийти ( Флм.22 ) в тоже время, в которое и к Колоссаям, и потому в 67-е лето по Рождестве Христовом. III. Случай Онисим, по учинении воровства, из дому Филимонова бежал, пришел в Рим, и чрез Павла во узах был обращен ( Флм.10 ); когда же Павел узнал причину побега его, то велел ему возвратиться к господину, и дабы удобнее он мог с ним примириться, написал сие послание просительное, в коем ничего такого не упустил, чтобы ко истребованию прощения рабу, убежавшему и изменившему, могло быть надобным.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010