Как у вас: староста –сам собой, а десятники – сами по себе… Последнее сравнение было особенно понятно народу. Послышались голоса: – Вишь, епископ и пресвитер – одно и тоже… Много чести! – Небось, десятский и земский – разные лица!… – Путаются! – промолвил ближайший мой сосед, православный начетчик. Я продолжал утверждать, что епископ и пресвитер – не одно и то же. – В посл. к Филиппийцам, говорил я, мы читаем: «смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» ( Флп.3:17 ). Какой же «образ» имела Церковь Христова при апостолах? В ней впереди всех находились апостолы (чит. особ. Деян. 15 гл.). За ними стояли пресвитеры (там же, Деян.14:23 и др.) и уже потом диаконы ( Деян. 6 гл. и др.). Были, значит, в апостольские времена три степени (ср. 1Тим.3:13 ) служителей алтарей Божиих. Эти степени – апостолов, пресвитеров и диаконов – должны быть и в наши дни. Только, из смирения, преемников апостольских Церковь именует «епископами», «блюстителями», а не апостолами. Остальных же лиц она называет прежними именами. А если истребить апостольскую степень из среды верующих, – тогда христиане будут жить не по образу Апостольской Церкви, а по своим вымыслам, – что – грех ( Кол.2:18; 1:8 ; ср. Гал.1:9 ). Наконец, и в посл. к Евреям написано: «без всякого прекословия меньший благословляется большим» ( Евр.7:7 ). А в посл. к Титу читаем: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). Ясно отсюда, что Тит должен был «поставить» или «благословить» во все города Крита пресвитеров. А как бы он это сделал, если бы он был тоже пресвитером? Тогда выходило бы, что равный благословляет равного, а это – против Писания ( Евр.7:7 ). Значит, Тит был выше простого пресвитера; но не был он в точном смысле апостолом. Он был сотрудником, сподвижником ап. Павла ( 2Кор.8:23 ), или по другому названию – епископом в Церкви Критской. Вот на основании этих соображений и необходимо признать в Церкви Христовой три священных степени служителей Божиих, а не две.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мальты. Можно бы думать, что тогда же апостолом народов посеяны были семена христианства на этом острове; но так как кратковре­менной остановки в «Хороших Пристанях» было слишком недостаточно для этого, то вероятнее предполагать, что первые семена христианства занесены были сюда теми критскими иудеями, которые слышали чудесную проповедь ап. Петра в праздник Пятидесятницы. Критяне не пользовались доброю славою и даже их соотечественник Эпименид сочинил о них колкую эпиграмму, которая гласила: «критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые»; поэтому неудивительно, что христианство у них не произрастало с таким успехом, как было в других местах. Оно скоро смешалось с различными местными иудейскими суевериями и в самой церкви начались неурядицы. Чтобы устроить там церковные дела и поддержать истину христианского благовестия, апостол оставил в Крите Тита, рукоположив его также, как и Тимофея, во епископа. Тит был также одним из самых преданных и возлюбленных членов благо­родного кружка друзей и учеников ап. Павла. Так как он был грек по рождению, то ап. Павел, обращенцем которого он был, брал его с собою в Иерусалим во время того достопамятного посещения, которое закончилось признанием сво­боды язычников от ига Моисеева закона ( Гал. 3 ; Тит. 1:4 ). Тит находился в особенно близких отношениях с Коринфом, в который апостол и посылал его три раза во время беспорядков в этой легкомысленной общине ( 2Кор. 7–8 ). Та теплота, с которою ап. Павел всегда говорит о нем как о своем брате, сотоварище и сотруднике, а также тоскливое беспокойство, которое делало его положительно несчастным, когда ему не удалось встретить его в Троаде, показывают, как он дорог был апостолу в качестве помощ­ника в его великих апостольских делах. Чтобы поддержать его в трудных обязанностях возложенной на него должности, апостол вскоре по отбытии с Крита написал к нему послание, наполненное, как и послание к Тимофею, различными наставлениями, в которых он мог нуждаться при прохождении своего епископского служения во вверенной его управлению церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Поставив в церкви, прежде всего, апостолов, Иисус Христос им первым повелел и даровал власть учить, совершать таинства и пасти Свое стадо. Так, при установлении таинства евхаристии Он заповедал им совершать это таинство в Его воспоминание ( Лк. 22:19 ). В день Своего воскресения, явившись ученикам, сказал: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:21–23 ). Во время других явлений апостолам по воскресении Он зеповедовал им учить людей вере и благочестию, внушать им соблюдать все повеленное Им, крестить ( Мф. 28:19–20 ) и пасти Его стадо ( Ин. 21:17 ). Св. апостолы так и поступили: учили, крестили, правили Церковью, причем прямо указывали на свое полномочие от Господа Иисуса Христа. «Каждый должен разуметь нас, – говорить ап. Павел, – как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» ( 1Кор. 4:1 ), так как поставлены мы на апостольство Самим Богом ( 1Кор. 12:28 ). Когда общество верующих во Христа увеличилось и апостолы была не в состоянии руководить жизнью той или другой основанной ими церкви, то стали передавать богодарованную власть выбранным ими лицам, поставляя их, при содействии Духа Св., пастырями. На это с особенной ясностью указывает ап. Павел в своей прощальной беседе с ефесскими пастырями, говоря: «внимайте се6е и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (в слав. –епископами) пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своей ( Деян. 20:28 ). Поставляя пастырей, апостолы уполномочивали некоторых из них рукополагать других и предоставляли вообще всю полноту пастырской власти. Так, ап. Павел поручил Титу, оставленному в Крите, довершить недоконченное в устроении критской церкви и поставить по всем городам пресвитеров ( Тит. 1:5 ), а Тимофею, поставленному во епископа в молодых летах и, вопреки ветхозаветному порядку, из Еллинов, – по особому пророчеству, – завещевал воинствовать согласно с бывшими о нем пророчествами ( 1Тим. 1:18 ), передавать слышанное от него учение «верным людям, которые были бы способны и других научить», напоминать им, «заклиная пред Господом, не вступать в словопрения, и самому стараться быть достойным своего знания ( 2Тим. 2:2,14–15 ), рукополагать других осторожно ( 1Тим. 5:22 ), проповадывать и учить (–4:11). В своих посланиях тот же апостол указывает в качестве лиц, которые могут быть поставляемы во епископа (1 Тим.З:1–7; Тит.1:7–9 ), пресвитера ( Тит.2:2 , сн. 1Тим. 5:1 ) и диакона ( 1Тим. 3:8–13 ). Так. обр. пастырская власть, врученная Иисусом Христом апостолам, была передана последними своим преемникам, теми своим и т. д. и дошла до наших дней, в чем можно наглядно убедиться из следующего преемственного списка православных иерархов Константинопольской и Русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

125 Очень не дивно, что родоначальниками этих еретиков были Ефесские тщегласники и новогласники (Еп. Феофан). 126 Сообщаемое Святителем Димитрием предание гласит, что когда до критских мудрых мужей достигли слухи о появившемся в Иудее великом учителе, Иисусе Христе, совершающем дивные дела; то владетель критский для точного разузнания о сем отправил туда одного любомудрого и благоговейного мужа, который, достигши Палестины, сподобился видеть самого Господа лично, слышал Его учение, беседовал с Его Апостолами ( Ин. 12:20–22 ), и не только был свидетелем Его страданий и смерти, но и уверился в Его воскресении. По возвращении своем в Крит он был, конечно, благовестником о Христе для Критян. Владетель критский был не кто иной, как дядя св. Тита, а тот, кого он посылал, сам Тит, сделавшийся впоследствии учеником и сотрудником св. Ап. Пвла (см. у Пресв. Феофан). 128 Но достойны примечания и предшествующие слова Ап. Павла, содержащие самое распоряжение о поставлении пресвитеров. В них слышится обличение лютеранскому неправомыслию об иерархии и священном сане. Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал ( Тит. 1:5 ). Священного сана у лютеран собственно нет, и пастор у них тоже мирское лицо, только уполномоченное от общества учить и совершать богослужение. Но вот Ап. Павел не обществу критскому поручает избрать пресвитеров, а одному уполномоченному от себя, своему рукоположеннику Титу, приявшему от Апостола особое посвящение. Пресвитеры также оказываются особыми освященными лицами, приемлющими свой сан чрез особое символическое действие посвящения посредством рукоположения, как о том ясно говорит также Ап. Павел другому ученику и рукоположеннику своему Тимофею ( 1Тим. 5:22 ). 129 Под благодатью Божией очевидно разумеет здесь Апостол все домостроительство спасения людей о Христе Иисусе Господе нашем. 130 Здесь повторяются все три рода учительства пастырского: и простое говорение или спокойное разъяснение христианского учения и христианских обязанностей; и усиленное уговариванье или умоление; и, наконец, властная настоятельная строгость слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И, так как Павел, по недостатку времени, не мог упорядочить церковную жизнь в Крите во всех отношениях, то он оставил там вместо себя Тита, для руководства которому, вскоре по своем уходе с Крита, написал послание. Именно, послание это написано апостолом по освобождении его из первых римских уз (около 64-го г.), когда он находился в малоазийском городе Никополе ( Тит.3:12 ). К этому времени происхождение послания относят на том же основании, на каком основано предположение о происхождении первого послания ап. к Тимофею, именно, на отчетливости представлений апостола о критских еретиках (одного направления с ефесскими), каковой отчетливости незаметно в посланиях, написанных из уз. Цель, с которой написано послание, может быть легко определена на основании самого послания. Служение Тита на о. Крите было очень трудное. Критяне, как иудеи, так и язычники, стояли на низкой ступени нравственного развития, предавались всяким порокам и такие нравы, конечно, должны были дурно влиять и на нравственность христиан. Кроме того, в критскую церковь проникли лжеучители, производившие великий беспорядок в жизни критских христиан. Поэтому в послании своем ап. и желал преподать Титу наставления о том, как следует бороться с еретиками и утверждать верующих в здравом учении и истинно-христианской жизни. Притом, самый факт получения Титом послания от апостола Павла должен был придать ему большой авторитет в глазах критян. По содержанию своему послание к Титу сходно с 1-м посланием к Тимофею. Ап. изображает здесь качества истинных пастырей церкви, которые делают их способными бороться с лжеучителями (гл. 1), заповедует Титу учить свою паству и своим примером подкреплять свои наставления (гл. 2) и затем дает наставления о почтении к властям и об отношении к еретикам (гл. 3). Изъяснение послания к Титу Глава 1-я. Приветствие. Качества пресвитеров. Как Тит должен относиться к Критянам В приветствии Титу ап. говорит о своем призвании привести избранных к вере и познанию истины евангельской (πστολος κατ πστιν...), служащей основанием благочестия и дающей надежду на вечную жизнь, – истины, издавна уже обетованной, но открытой Богом в известное, определенное время через апостолов и, главным образом, через Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

1018 1Тим.1:4 : «οκονομαν Θεο τν ν πστει». Впрочем, здесь вместо οκονομαν встречается чтение «οκοδομαν» и «οκοδομν». См.: Tischendorf. Novum Testamentum graece. Ed. octava, vol. II. Lipsiae, 1872. Р. 841. 1021 В Послании к Титу подобного требования не встречается. Это и понятно. В критских общинах, где действовал Тит (1, 5), могло и не быть особенно давно обратившихся к вере. Напротив, в Ефесе нужно предполагать наличность верующих, уже давно вступивших в Церковь . 1028 Можно даже думать, что автор пастырских посланий имел прямое намерение дать в лице Тимофея и Тита образец для епископов: так существенно сходно положение тех и других в Церкви. См.: В. Н. Мышцын . С. 238; Knopf. Das nachapostolische Zeitalter. 203–204. Ср. W. Hay, М. Н. Aitken, М. А. Apostolical succession considered in the light of the facts of the history of the primitive church. London, 1903. Р. 182–184. Bruders H. Die Verfassung der Kirche. 242–255, 96–97. Но cp. Клитин, цит. соч. С. 239: «Тимофей и Тит занимали не иную какую должность, как должность епископа». 1029 «πισκοποντες» – не всеми критиками текста считается подлинным. См.: Tischendorf. Novum testamentum graece 8 . II. Р. 297. 1030 Подробный анализ этого места см. в статье проф. Н. А Заозерского «Иерархический принцип в церковной организации». – Богословский вестник, 1911. Т. С. 70 и далее. 1032 Если в 1Тим.5:22 : «Χεpας ταχως μηδεν πιτθει» говорит вообще о рукоположении, думается, нет никаких оснований видеть здесь указание на рукоположение исключительно одних пресвитеров епископов, как думает, напр., Knopf («Das nachapostolische Zeitalter». 197, 204). 1034 В русской литературе о них см. очерк проф. А. П.. Лебедева «Харизматические учители первенствующей Церкви I и II века». – Собрание церковно-исторических сочинений. Т. 10. М., 1905. С. 3–26. 1035 Наиболее подробно эти взгляды развиты Гарнаком в его Prolcgomena к изданию «Учения двенадцати апостолов». См. особ. 103–106, 120, 137, 141, 144–146, 149, 153, 155–156. Cp. примечания к тексту Διδαχ (с. 56–59). Гарнак различает еще патриархальную организацию (Prolegomena. 148). Vgl.: Entstehung und Entwickelung der Kirchenverfassung und des Kirchenrechts. 57–59.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

18 Святитель Ипполит Римский. Толкование на пророка Даниила. Кн. 3. Гл. 29//Творения. Т. 1. Казань, 1898. С. 107. 19 Глубоковский Н. Н. Опыт русской обработки материала для жизнеописания святого апостола Павла//Христианское чтение. СПб., 1894. Вып. 1. С. 193–194. 21 Зарин С. М. Книги апокрифические Нового Завета//Богословская энциклопедия. Т. XI. СПб., 1910. С. 459. 22 Мещерская Е. Н. Новозаветные апокрифы. С. 51; Мещерская Е. Н. Апокрифические деяния Апостолов. М., 1997. С. 24; Свенцицкая И. С. Судьбы Апостолов. Мифы и реальность. М., 2005. С. 85. 27 Vouaux L. Les Actes de Paul et ses lettres apocryphes. С. 64; Leclercq H. Paul (saint). С. 2685. 29 Деко А. Апостол Павел. Жизнь замечательных людей. С. 236; Ауни Д. Новый Завет и его литературное окружение. СПб., 2000. С. 141. 34 Множество латинских переложений Passio sancti Pauli apostolic приписываются папе Лину (конец IV — начало V вв.), но его авторство подвергается сомнению. Насчитывают 78 таких рукописей. Поскольку они имеют авторство, их обычно не рассматривают в разделе апокрифических произведений. 39 Блаженный Иероним Стридонский. Книга о замечательных мужах. Гл. 7//Блаженный Иероним. Творения. Ч. 5. Киев, 1880. С. 294. 41 Перевод с греческого: Аверинцев С. С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1987. С. 128–142; с сирийского: Мещерская Е. Н. Апокрифические деяния Апостолов. С. 412–440. 43 Фрагменты этого перевода опубликованы в серии ЖЗЛ: Деко А. Апостол Павел. С. 236–244. Полный текст с краткими комментариями автора перевода опубликован в книге: Скогорев А. П. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. Исследования. Переводы. Комментарии. СПб., 2000; он также доступен на сайте Русской апокрифической студии. 44 Переводчик выражает искреннюю благодарность отцу Феодору Юлаеву, ока­завшему неоценимую помощь в подготовке данного перевода. 45 Апостол Павел пишет Тимофею: Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною (2 Тим 4:10). Когда апостол Павел второй раз пришёл в Рим, апостол Тит временно оставил свою критскую паству и пошёл в Рим послужить своему духовному отцу (см.: Минея богослужебная. Жития. Авг. 25).

http://pravmir.ru/muchenichestvo-svyatog...

389 Поэтому и Фотий (тит. 1, гл. 2) говорит, что 3-е постановление 2-го тит. «Новелл» утверждает: правила семи Соборов и их догматы имеют такую же силу, как Божественное Писание. 390 Отметь, что настоящий Вселенский собор утверждает писания Дионисия Ареопагита как достоверные и заграждает уста тем, кто называет их подложными или сомнительными. Приведенное изречение взято из 1-й гл. книги «О церковной иерархии» (Dion. Areop. De eccl. hierarch. I, 1. 4//PG 3, 376B), – подобно тому как и то изречение о Петре, которое упоминает следующее, 4-е, правило этого же Собора: «Петр, верховный глава апостолов», – есть выражение того же Дионисия, взятое из 3-й гл. книги «О Божественных именах» (Idem. De divin. nomin. III, 1. 2//PG 3, 681D). И это именно те две книги, из которых в наибольшей степени получают пищу для пререканий неправо клевещущие на писания Дионисия. К тому же не только настоящий Собор, но и VI Вселенский утверждает (деяние 6) писания Дионисия, в которых он упоминает о богомужном действии, – поскольку Собор заимствовал это выражение из 4-го послания этого святого к Гаию (Idem. Ep. 4//PG 3, 1072C). Упоминал о Дионисии и Собор, состоявшийся при папе Мартине в Риме против монофелитов, и Софроний на Соборе в Иерусалиме; Андрей Критский перефразирует сказанное в 3-й гл. книги «О Божественных именах», где упоминается об Успении Богородицы (Idem. De divin. nomin. III, 1. 2//PG 3, 681CD), и божественный Максим толкует Дионисия, и Дамаскин упоминает о нем в кн. 1, гл. 12 «Точного изложения православной веры» (Ioan. Damasc. De fide orth. I, 12//PG 94, 844C), и папа Агафон в 15-м послании к царю Константину. Если же древние святые не упоминали о писаниях Дионисия, то они, согласно Корессию, поступали так потому, что желали доказывать свои слова только с помощью свидетельств Священного Писания . Вместе с тем даже иезуиты Петр Лансселий и Кордерий доказывают, что сказанное Григорием Богословом в слове на Рождество Христово: «О чем другой некто прекрасно и весьма высоко любомудрствовал прежде нас» (Greg.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Cfr.: замечание Batiffol’a (L’église naissante. P. 141–142, п. 2). 456 «Кто не умеет бороться с врагами и низлагать мудрования, кто не знает, как нужно учить здравому учению, тот пусть будет далеко от учительского престола. Прочие качества можно находить и в подчинённых, но что особенно отмечает учителя, это то, чтобы он мог оглашать народ учением». – Иоанн Златоуст. На посл. к Титу бес. 2. Творения. Т. 11. С. 849. 458 «Было бы грубой ошибкой не только считать исключительной, но и главной функцией епископа управление имуществом общины». В.Н. Мышцын. Устройство христианской Церкви. С. 231. 461 Эконом у греков не был тем, что называется экономом у нас. Это был вообще управляющий домом, а не только приходами и расходами. См.: Мышцын. С. 232. Ср.: Лк.12:42–46 . О значении «οκονμος» см. Cremer. Biblisch-theolog. Worterbuch 9 . S. 746. 464 1Тим.1:4 : «οκονομαν Θεο τν ν πστει». Впрочем, здесь вместо οκονομαν встречается чтение «οκοδομαν» и «οκοδομν». См.: Tischendorf. Novum Testamentum graece. Ed. octava, vol. II. Lipsiae, 1872. P. 841. 467 В Послании к Титу подобного требования не встречается. Это и понятно. В критских общинах, где действовал Тит (1:5), могло и не быть особенно давно обратившихся к вере. Напротив, в Ефесе нужно предполагать наличность верующих, уже давно вступивших в Церковь . 474 Можно даже думать, что автор пастырских посланий имел прямое намерение дать в лице Тимофея и Тита образец для епископов: так существенно сходно положение тех и других в Церкви. См.: В.Н. Мышцын. С. 238; Knopf. Das nachapostolische Zeitalter. S. 203–204. Ср. W. Hay, Μ.H. Aitken, M. A. Apostolical succession considered in the light of the facts of the history of the primitive church. London, 1903. P. 182–184; Bruders Н. Die Verfassung der Kirche. S. 242–255, 96–97. Но ср. Клитин, цит. соч. С. 239: «Тимофей и Тит занимали не иную какую должность, как должность епископа». 475 «πισκοπσντες» – не всеми критиками текста считается подлинным. См.: Tischendorf. Novum testamentum graece 8 . II. P. 297.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Апостол Павел поучал, что к совершению на дело служения и в созидание тела Христова Бог поставил в церкви одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, а иных пастырями и учителями ( Еф. 4, 12 ). След. власть пастырей и учителей введена не человеческою волею, а волею Божиею, тою же волею, которою введена власть пророков и апостолов. Тот же апостол говорил настоятелям церквей: внимайте себе и всему стаду, в немже постави вы Дух св. епископы пасти церковь Бога жива ( Деян. 20, 28 ). б) Самый опыт показывает, что апостолы не только поставили преемников себе, но предписали им поставлять новых преемников. Так апостолы по требованию Духа ев. отделили на служение церкви Варнаву и Павла ( Деян. 13, 2 ); Варнава и Павел рукополагали по городам пресвитеров ( Деян. 14, 20 ). Апостол Павел поставил Тимофея епископом эфесской церкви (1 Там. 1, 3), а Тата епископом критской церкви, и, дав последнему повеление поставить пресвитеров по городам и окончить неконченное апостолом ( Тит. 1, 5 ), предписал: сему учи, увещевай и обличай со всякою властию (2,15). Тому и другому епископу дал правила, как поступать при избрании и рукоположении служителей церкви ( 1Тим. 2 и 3 гл. Тит. 1, 3–9 ). Точно также поступал ап. Иоанн в малой Азии 660 , а Петр в Антиохии 661 . в) Чему учили и что совершали апостолы, то же совершали и тому же учили преемники их; это несомненно известно из писаний мужей апостольских и их близких преемников. Их писания поучают что епископы, пресвитеры и диаконы – суть члены освященного сословия отдельного от мирян 662 , что епископы начальники церквей 663 , преемники апостолов по их распоряжениям 664 , управляют церковью не по человеческой, а по божественной власти. Ученик и собеседник апостольский св. Игнатий писал: «без епископов и церковь не может назваться церковью. Им должно повиноваться как самому Христу 665 . Кто принадлежит Богу и Христу, тот с епископом 666 . Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечери любви:но что он одобрит, то и благоугодно Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010