Ни в Типиконе, ни в Тр. Постной не говорится о панихиде накануне суббот 2,3 и 4 седмиц св. Четыредесятницы. Повечерие В 13 гл. Типикона, излагающей порядок субботнего заупокойного богослужения, нет никаких указаний на повечерие. Установившаяся богослужебная практика в период времени пения Октоиха допускает только малое повечерие (за исключением повечерия Рождества и Богоявления Господня). Время для чтения повечерия 7 и 9 гл. Типикона (л. 12 и 15 на об) указывают после трапезы; место же – в притворе (там же), изредка – в келлиях (см. послед. пят. 5 седм. вечера, Тип., л. 329 на об.; 17 мр. гл. 25 март., Тип , л. 214). В последов. субботы Мясопустной, Типик., л. 298 на об., упоминается о повечерии накануне этой субботы, но не говорится ни о времени, ни о месте его чтения, ни о том, какое это должно быть повечерие, великое или малое; только выше, в посл. нед. Блудного сына, л. 298, содержится указание, из которого следует, что накануне Мясопустной субботы должно читать малое повечерие 888 . Типикон и Триодь Постная предписывают петь повечерие великое, а Триодь Постная, кроме того, указывает место для его пения в гробнице, т. е. в усыпальнице. Из канонов, в разное время поемых на повечерии, в данном случае уместным можно признать только канон пр. Богородице, напечатанный в Октоихе под заглавием: «В пяток на повечерии канон пр. Богородице», как для повечерия пятка именно и предназначенный. Другой канон, так называемый, покойный, или мертвенный, также предназначенный для повечерия в пяток (Тип., гл. 12, л. 20 на об. Чит. его в Окт. в послед. утрени), в данное время представляется излишним, потому что он был уже пропет на панихиде. Поемый иногда на повечерии канон святого из Минеи совсем уже не уместен, потому что на повечерии он полагается только тогда, когда почему-либо отменяется на утрени (на этом основании, напр., в пяток 1 седм. Велик. поста поется канон святого, прилучившегося в субботу той же седмицы); но на утрени тех суббот, которые здесь имеются в виду, канон святого не отменен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

27 –28). Далее идет определение, что каждый член клира должен пребывать в своей степени и ничего превышающего ее не делать, в крайнем случае, диакон может еще отлучить состоящих под его властью, но из низших его ни один не имеет такого права (гл. 29). За сим – благословенье крещальной воды и елея; в следующих двух главах – о десятинах и остатках от жертвенных приношений (гл. 32), подробное наставление о крещении; как оглашенные должны просить о крещении; какие из требующих его не допускаются к нему и какие допускаются, как и сколь долго последние испытываются и наставляются (гл 33). О праздничных днях: исчисление некоторых иных праздников, сверх тех, кои поименованы в 5-й книге; о временах молитвы; христиане должны молиться в день шесть раз: при пении петухов (αλεκτοροφονα), при наступлении дня, в третий, шестый и девятый часы, при наступлении ночи. В спокойное время они собираются в церкви; во время гонения каждая семья молится в доме, но только с верными членами, не с оглашенными и еретиками. Неопустительными почитаются утренние и вечерние молитвы, для которых представляются иные образцы, чем в книге 7-й гл. 40. Благодарственная молитва за начатки (гл. 41–45). Молитвы и богослужение за умерших. В 3, 9 и 40-й дни по смерти брата, община собирается, чтобы совершить воспоминание о нем в христанской любви, поются псалмы, читается Священное Писание , и произносятся молитвы. Подобным образом совершается память о нем и в день годины по его смерти. Бедные получают из имущества его милостыню, и родственникам дозволяется совершить скромный похоронный обед, но роскошь и неумеренность строго воспрещаются, особенно клирикам, которые к сему призываются; при сем говорится о попечении о гонимых (гл. 46) и заключение: каждый клирик должен ограничиваться правами своей степени и не должеи восхищать других. Гл. 47 содержать 85 правил Св. Апостолов. Drey. с. 1. S. 20–40. 31 Сир. дид. Гл. 1 ,, Гл. 2 ,, Гл. 3 ,, Гл. 4 ,, Гл. 5–6 ,, Гл. 7–8 ,, Гл. 9 ,, Гл. 10 ,, Гл. 11 ,, Гл. 12 ,, Гл. 13 ,, Гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

6.); криво толкуют в свою пользу слова Св. Писания «об отступлении некиих от веры» ( 1Тим.4:1 ), разумея под ними не себя, а целую Православную Церковь (гл. 7.); – о благовестии и анафеме ( Гал.1:8 .), относя слова Апостола о сем к исправлению книжных погрешностей (гл. 8.); – о церкви рукотворенной ( Деян.7:47–49 ) и о клети ( Мф.6:6 ) – будто бы на том основании, что Вышний не в рукотворенных храмах живет, и заповедано Спасителем молиться в клети, – не нужно ходить в церковь , а достаточно одного духовного служения Богу (гл. 9. 10.); – превратно разумеют слова Господа о поклонении Богу духом и истиною ( Ин.4:23 ) (гл. 11.); отвергают почитание святых икон, смешивая их с идолами (гл. 12–14.); также отвергают почитание и святых мощей (гл. 15.); разсеивают в народе мнение, что наступило последнее время, что теперь возможно спастися только в Брынских пустынях (гл. 16.), и что не стало более веры на земле, по предсказанию Спасителя ( Лк.18:8 ) (гл. 17.); неправо понимают слова Св. Писания об образе и подобию Божием ( Быт.1:26 .), полагая образ Божий в бороде и усах (гл. 18–20.); отвергают буквальный смысл Евангельской истории (гл. 21.); неправильно стесняют смысл слов Спасителя о творении милостыни в тайне ( Мф.6:1–4 .) (гл. 22.). 2. Еретический характер учения раскольников показан в первой части Розыска: потому Святитель, избегал повторений, отсылает туда читателей (гл. 23.). 3. Последний вопрос разрешает Святитель, указывая и опровергая хулу раскольников на четвероконечный крест (гл. 24.), на знамение крестное, каким ограждают себя православные (гл. 25.), на триперстное сложение (гл. 26.), на Божественные тайны Тела и Крови Христовой, которых они гнушаются ради четвероконечного креста, отпечатлеваемого на св. просфоре, ради новопечатных служебников и священнодействующих иереев (гл. 27 и 31.), на иереские пошлины за поставление, которые они смешивают с мздоимством (гл. 28.), на сан иерейский, хулимый ради жизни иереев (гл. 29.), на проскомидию, в которой они глумятся над словами священнодействующего: «жрется Агнец Божий...» и: «един от воин копием ребра Ему прободе...,» (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

в) в изложении 21-го пр. VI-ro Всел. собора: «правило человеколюбивее относится к тем, которые воспользовались истинным раскаянием; ибо извергаемые за какие либо явные преступления, прелюбодеяние, например, или впавшие в святотатство, изгоняются в разряд мирян и им не позволяется делать ничего из того, что свойственно клирикам; а совокупившиеся вторыми браками прощаются ради брака и им не возбраняется проходить служение вне алтаря, как определяет 79-я новелла императора Льва», которую и ищи в 4-й гл. бук. «γ»; г) в изложении 1-го пр. собора глаголемого Двукратного: «пр. 1-е собора глаголемого Двукратного не позволяет никому созидать монастырь без воли епископа.... а самый монастырь и все, что посвящено ему строителем, – пр. повелевает вписывать в книгу, на тот конец, чтобы жертвователь не мог опять присвоить себе что-либо из посвященного имущества: ибо каким образом посвятивший чрез обитель Богу может, как владыка, распоряжаться, а тем более продавать другим то, что он изъял из своей власти?..... Ибо если подаренного людям нельзя подарившему взять назад, без благословной причины, то тем более не может посвятивший присвоить себе господства над тем, что посвящено Богу» (в гл. 15 бук. «μ»); д) в изложении пр. 55-го и 56-го Апостольских: «Клирик, причинивший обиду своему епископу, должен быть извержен, – а причинивший обиду пресвитеру, или диакону, должен быть отлучен»: ибо обида, причиненная высшему лицу, заслуживает и большего наказания; а обида, причиненная меньшему лицу, заслуживает и наказания меньшого (в гл. 1 бук. «υ»); е) в изложении пр. 84-го Апостол.: «прибавкою (в правиле) не по правде (παρ τ δκαιον, – т.е. кто досаждает царю) правило запрещает не заслуженный упрек, и не обличение в правом деле, когда кто ни-будь касается их (т.е. царей) в том случае, если они делают неподобающее, хотя обличительный слова и почитаются ими за обиду» (из Зонары; – в гл. 7 бук. «β»). К этому же разряду могут быть отнесены пояснения и примечания к правилам юридического характера, – заключающиеся в изложении следующих правил: Апостольского 40 (в гл. 4-й буквы «δ»); 1-го Всел. соб. – 18 (в гл. 5 бук. «δ»); VI-ro Всел. соб. 9 (в гл. 7 бук. «κ»); 21 (в гл. 1 бук. «κ»); Анкирского – 25 (в гл. 9 бук. «γ»); Антиох. 5 (в гл. 12 бук. «σ»); 12(в гл. 8 бук. «δ»); Карф. 63 (74) (в гл. 11 бук. «μ»); 121 (134) (в гл. 7 бук. «δ»); Двукратного – 7 (в гл. 25 бук. «ε»); Софийского 3 (в гл. 11 бук. «τ»); Св. Василия Велик. 9 (в гл. 16 бук. «γ»); 25 (в гл. 15 бук. «π»); 46 и 48 (в гл. 16 бук. «γ»); 72 (в гл. 1 бук. «μ») и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Выпуск второй. Толкование на книгу святаго пророка Иеремии (главы 18–52) Предварительные замечания к толкованию глав 18–20 Надписание, стоящее в начале главы Иер. 18 , сходно с надписаниями групп пророческих речей гл. Иер. 7 и сл. и Иер. 11 и сл. Оно повторяется затем уже только в гл. Иер. 21 . Это значит, вероятно, что пророк смотрел на гл. 18–20, как на одно связное целое, как на отдельную группу речей. По своему происхождению, речи эти относятся не к одному времени, именно: гл. 18 содержит речь, произнесенную еще до 4-го года царствования Иоакима, так как враги, нашествием которых пророк угрожает здесь, еще не называются по имени (см. предварит. замечания к гл. 2–6). В угрозах гл. 19 враги также не называются по имени; но гл. 19 имеет тесную связь с гл. 20 (событие, повествованием о котором начинается гл. 20, произошло по поводу пророч. речи, заключающейся в гл. 19). А в Иер. 20:4  и сл. врагом Иуды называется царь вавилонский и местом плена иудеев – Вавилон. Это признак, что происхождение содержания гл. 20 относится ко времени после 4-го года царствования Иоакима. В то же время, очевидно, произнесены и речи, содержащиеся в гл. 19 и тесно связанные с гл. 20. И так гл. 18 относится, по происхождению ее содержания, к другому времени, чем гл. 19 и 20. Главы эти могли быть соединены в одну группу по родству их содержания. Именно, гл. 18 начинается символическим указанием пророка на глину, из которой горшечник делает какой угодно сосуд; а гл. 19 начинается повествованием о символическом действии пророка – разбитии глиняного сосуда в долине сынов Еннома. Родство этих символов одного с другим, равно как и сходство угроз, произносимых пророком в виде толкования символов, и могло подать повод к соединению речей в одну группу под одним общим заглавием. Содержание речей, в общих чертах, следующее: В гл. 18 притча о горшечнике, придающем глине какую угодно форму ( Иер. 18:1–4 ), сопровождается сначала объяснением в том смысле, что Господь поступит с народом иудейским, смотря по образу жизни последнего ( Иер. 18:5–10 ), а потом решительною угрозою за упорно-беззаконную жизнь ( Иер. 18:11–17 ). Страдания пророка от его сограждан, возставших на него за его угрозы, побуждают его искать защиты у Господа ( Иер. 18:18–23 ). В гл. 19 разбитие глиняного сосуда истолковывается в том смысле, что страна иудейская будет разорена и опустошена ( Иер. 19:1–13 ). Такая угроза, произнесенная во дворе храма Господня, навлекает на пророка гонение со стороны надзирателя храма, священника Пасхора, которому св. Иеремия угрожает за то переселением в Вавилон ( Иер. 19:14–20:6 ). За угрозами следует опять сетование пред Господом на постоянные огорчения, испытываемые пророком от сограждан. И как ни тверда его надежда на Бога и верность его призванию, страдания полагают предел его терпению: он проклинает день своего рождения ( Иер. 20:7–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Главы книги первой. Гл.1. Об определении или об описании Бога, где порицается безумие древних Аномеев и дерзость современных Иезуитов (§1–26/Р.311–334/). Гл.2. Об именах Божиих (§27–45/Р.334–352/). Гл.3. О существовании Бога против атеистов (§46–69/Р.352–379/). Гл.4. Об единстве Божием против язычников (§70–75/Р.379–386/). Гл.5. Опровержение возражений язычников, некоторые боги и богини которых выставляются на посмешище (§76–91/Р.386–400/). Гл.6. О простоте Божией против Антропоморфитов и некоторых других (§92–101/Р.401–407/). Гл.7. Отвержение вздора Антропоморфитов и других (§102–106/Р.408–413/). Гл.8. Об атрибутах Бога вообще (§107–111/Р.413–415/). Гл.9. О совершенстве Божием (§112–120/Р.415–421/). Гл.10. О бесконечности и вечности Божией (§121–123/Р.421–426/). Гл.11. О неизмеримости Божией (§124–129/Р.426–432/). Гл.12. О неизменности Божией (§130–139/Р.433–439/). Гл.13. О мудрости Божией (§140–148/Р.439–451/). Гл.14. О всемогуществе Божием (§149–151/Р.451–454/). Гл.15. О произволении Божием (§152–157/Р.454–457/). Гл.16. О благости Божией (§158–170/Р.458–470/). Гл.17. О жизни и бессмертии Божием, где среди прочего мы коснемся и богохульства Акефалов относительно претерпевшего страдания Божества (§171–174/Р.471–474/). Гл.18. О блаженстве Божием (§175–177/Р.474–476/). Гл.19. Об отрицательных атрибутах Божиих (§178–180/Р.476–478/). Существует больше атрибутов Божиих, нежели те, что перечислены. Таковы праведность, милосердие, кротость, милость, предопределение, отвержение (дурного) и другие. Однако поскольку они обращены к вещам, которые расположены вне Божественной природы, их более целесообразно и удобно излагать в другом месте, где будет исследование о Боге вовне. Том 3 КНИГА ВТОРАЯ. О священнейшем таинстве Святейшей и Нераздельной Троицы. Введение. Историческое повествование о противниках этого таинства, и о еретиках, которые по-разному заблуждались относительно его, а равно и простое изложение православного учения о Святейшей Троице. (Р.479–493). Последовательность глав второй книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

53 и 55), или также словом «Аллилуиа» (Меслц., в Служебн. и Тип., гл. 3, 5 и др.). Аллилуиарий, по своему содержанию, имеет связь с Евангелием, которое читается за ним 616 , а часто относится к службе дня, святого, праздника и в богослужебных книгах называется «Аллилуиа дне», «Аллилуиа гласа» (Тип., гл. 2, 3, 12), «Аллилуиа праздника» (Тип., послед. 15-го сент. и др.). Пение аллилуиария пред Евангелием имеет то же значение, как и пение прокимна пред апостолом. Как продолжение прокимна составляет стих его, так и продолжение пения «Аллилуиа» составляет «аллилуиарий». «Аллилуиа» и «аллилуиарий» суть как бы предисловие к чтению Евангелия. Посему, если 26-е декабря случится в понедельник, и тогда празднуется Собору Богородицы и Богоотцам, то читается два Апостола и пред ними два прокимна, но Евангелие читается одно и один «аллилуиарий» (Тип., послед. 26-го декабря). Когда же на литургии читаются два Евангелия, тогда бывает и два «аллилуиария (Тип., гл. 2, 3 и др.). Аллилуиарии печатаются в Служебнике, в особой главе, и Типиконе, в главах: 53, 55 и 59-й, также – в последованиях Минеи и Триоди. В великую субботу «Аллилуиа и псалом Давидов не глаголется» (Тип., послед. Вел. субб.). т. е. не поется «Аллилуиа» и «аллилуиарий», который «обыкновенно состоит из 2-х стихов псалма Давида. После: «Мир ти», вместо «Аллилуиа», читает: на глас 7-й: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». И людие той же (поют). «И со стихи», т. е., когда чтец прочитает стих 81-го псалма: «Бог ста в сонме богов», певцы опять поют: «Воскресни, Боже». И таким образом читается весь псалом с указанным припевом, который в этом псалме составляет последний стих. «Поемому же сему изоблачаются иереи и диаконы от одежд и облачаются в белыя». Иногда бывает, что читаются два Евангелия, но «аллилуиарий» произносится один. «Аллилуиа же певаему и приим диакон кадильницу и фимиам» (Служебн.), подходит к священнику и, приняв от него благословение, кадит святую трапезу окрест, весь алтарь 618 и священника (Служебн.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Иоакима и Анны. О полных отпустах сказано: в попразднства же праздников до дня отдания бывают отпусты полные, только в среды и пятки не говорится: «силою честного и животворящаго креста», прочее же все по обычаю (Служебник. Отпусты дневные и книга: Послед. утрени, вечерни и полунощницы, изд. в Киево-Печерской лавре., л. 86). В дни попразднства и отдания праздников, если они случатся в Неделю (воскресение), отпуст обыкновенно говорится воскресный, а не бывшего праздника. Когда сряду совершаются две службы, например, утреня и 1-й час, и после каждой положен отпуст, тогда отпуст последней службы, на выход из храма, называется совершенным отпустом (Тип., гл. 2), конечным отпустом (Тип., гл. 1). В пасхальную седмицу на вечерне (великой), равно как на утрени и литургии, также и в день отдания Пасхи на литургии, положено священнику говорить отпуст с крестом (Тип., послед. дня Пасхи и послед. среды 6-й Седмицы по Пасхе). После отпуста на вечернях: малой, вседневной и великой (не на бдении) поется «Многолетие» (Тип.. гл. 1, 7 и др.), молитва Господу о многолетней жизни Государя Императора и всего царствующего дома, Св. Правит. Синода, местного преосв. митрополита или епископа и всех православных христиан. Повечерие Повечерие (Α=πδειπνο») бывает великое 402 и малое. В составе того и другого повечерия есть различие. Великое повечерие состоит из трех частей. Малое повечерие есть сокращение великого. В малом повечерии нет почти двух частей, находящихся в великом. П О В е Ч е P И Е Великое Отправляется отдельно от утрени: на среду и пяток сырные, Совершается, кроме если в самые эти дни или накануне их во – вторник и седмичных дней четверток, не случится Сретения Господня (2-е февраля) или Великого поста и храмового праздника (храм. глав. 28): в великом посту – на указанных здесь во все те дни, которые следуют за днем поста, а не праздника (на дни года. вторник, среду, четверток, пяток и субботу великой страстной седмицы). В соединении с утреней совершается на праздники: Рождества Христова, Богоявления Господня и день Благовещения, случившиеся в седмичные дни великого поста и не следующие за праздником (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

432 Сказанное в Типиконе: «по исполнении коеяждо стихологии, отшед священник пред Святыя двери, глаголет малую ектению» (Тип., гл. 2), разумеется о ектениях после первых двух кафизм. «По двух первых глаголет диакон ектении, а по 17-й ектении не бывает, но абие лик поет тропари воскресны – Ангельский собор... Аще же поется полиелей, то 17-я кафизма оставляется. После тропарей: Ангельский собор – ектения малая» (Послед. утрени, вечерни, полунощницы, изд. в Киево-Печерской лавре, 1861 г., л. 8). 433 Но читаются только седальны Триоди. В книге: «Последование вечерни, утрени и полунощницы», изд. в Киево-Печерской лавре, 1861 г., сказано, что «аще случится всенощное бдение в понедельник святыя Четыредесятницы, на утрени чтутся три кафизмы: по 1-й кафизме ектении не бывает, а по 2-й и 3-й глаголются от диакона ектении и абие поется полиелей» (лист 13). 434 И поются те седальны Минеи, кои в Минее положены по 1-й и 2-й кафизмах (Тип., послед. 24-го февр. в понед. 2-й, 3-й и 4-й нед. Вел. поста, сн. 9-го марта). 441 Седальнами (κθισμα) называются песнопения, при пении или чтении коих, при общественном богослужении, начинали садиться для слушания так называемого «чтения», состоящего из толкования Апостола, Евангелия и т. п. (См. выше прим.). 442 От зде (от 7-го Евангелия на утрени в страстный пяток) диакон престает кадити, и ектении седальнов не глаголются (Тип., послед. страст. пятн., утра). Седальны же эти подобны минейным. 443 В 9-й главе Типикона, где изложен чин богослужения на дни седмичные, непраздничные, сказано: «По 1-й кафизме поем седален во Октоихе, иже наряду, Слава и ныне – Богородичен. По 1-м же стихословии кафизмы и по 2-м во вся дни ектении не глаголет священник, но токмо во бдения, и святых праздники, имущих полиелей и славословие; тогда глаголет и ектению на всякую кафизму Псалтира», и далее: «По окончании вторыя кафизмы поем 2-й седален в Октоихе» и т. д. 444 Многие слово полиелей переводят словом многомаслие, полагая, что так именуется песнопение потому, что при пении его Уставом положено возжигать много светильников елея (Тип., гл. 24, 25), но при этом смешивают слова e=’λεος – милость и e=’λaiοn – елей. В Типикопе обозначено: «полиелей, спречь многомилостивое πολυλεος, а не многомаслие (Тип., гл. 17 πολυλαιος).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Так как отдание Пасхи оканчивается на литургии (см. выше), то в начале 9-го часа чтец не произносит «Христос воскресе». Но на утрени, после чтения Евангелия, говорящего о воскресении Христовом (Мк., зачал. 71), поется: «Воскресение Христово видевше» (Тип., послед. Вознесения, утреня). И со дня Вознесения до Пятидесятницы (как от Пасхи до Вознесения) не поется ни на каких службах песнь «Царю небесный» (Тип., послед. Вознесения, вечерня). На литургии, вместо: «Видехом свет истинный, прияхом Духа небеснаго», поется до отдания Вознесения тропарь: «Вознесся еси во славе, Христе Боже наш». Праздник Вознесения Господня принадлежит к числу двунадесятых Господних праздников и празднуется десять дней, с предпразднством и отданием. Отдание бывает в пяток 7-й седмицы по Пасхе. Катавасия поется на самый праздник Вознесения: «Божественным покровен» и от Вознесения же до отдания: «Спасителю Богу» (Тип., гл. 19). Если в день Вознесения случится храмовой или великий святой, память св. евангелиста Иоанна Богослова (8-го мая), св. Константина и Елены (21-го мая), то служба так совершается, как указано в Типиконе, – Иоанну Богослову с Вознесением (Тип., послед. 8-го и 21-го мая; Храм. гл. 51). В Неделю (воскресение) седьмую по Пасхе празднуется Первому Вселенскому Собору, Собору трехсот восемнадцати отцов, бывшему в Никее против Ария. Этот Собор, скажем словами Синаксаря, проповедал Сына Божия единосущна и единочестна Отцу и исповедал, что Он воистинну Сын Божий и совершенный человек, вознесся и седе одесную величествия 1072 . Празднество Богоносным отцам не имеет попразднства. Катавасия поется: «Божественным покровен» (Тип., гл. 19). В храме при Святейшем Синоде во имя святых седми Вселенских Соборов совершается особое празднество этого храма. Оно бывает трижды в году, в те дни, в которые Православная Церковь совершает память Святых отец Вселенских Соборов т. е. в седьмую Неделю по Пасхе, в Неделю (воскресение), ближайшую к 11-му октября и 16-му июля 1073 . Пред литургией, после освящения воды, иерей с диаконом и певчими идут в палату заседаний Святейшего Синода, к ковчегу, где хранится святыня, полученная Святейшим Синодом от Патриарха Иерусалимского Афанасия, в знак церковного общения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010