После Достойно и трисвятого, по указанию 52 гл. Типик., л. 384 на об. и 385 – тропари: храма Христа Спасителя или Божией Матери, дневные: Апостоли, мученицы, пророцы... Помяни, Господи, яко благ... Слава, кондак: Со святыми упокой... И ныне, Яко начатки естества.. (чит. в Часосл. в Послед. малого повечерия). Прим. 1. Тропарь храма святого при дневном тропаре: Апостоли, мученицы, пророцы..., не произносится, потому что все святые поименованы в этом последнем (Тип., гл. 52, л. 384 на об. и 385). Прим. 2. Сравнивая 12 и 13 гл. Типик., нельзя не приметить, что богородичен: Яко начатки..., составляет принадлежность обыкновенной, но не заупокойной субботней службы. Тем не менее, кроме изложенного взятого нами из 52 гл. Типикона устава о тропарях и кондаках на субботнем повечерии, для заупокойного богослужения в период времени пения Октоиха другого нет никакого. Можно, впрочем, в данном случае руководствоваться уставом о тропарях на литургии по входе (чит. этот устав ниже) или же, следуя указанию послед. Мясоп. субб., петь один кондак: Со святыми упокой... По указанию последования Мясопустной субботы, Тип., л. 298 на об., один кондак: Со святыми упокой... По 1 трисвятом – тропарь: Апостоли, мученицы, пророцы... Слава, Помяни, Господи... И ныне, богородичен: Мати святая... По 2 трисвятом – Помилуй нас, Господи… Слава, Господа, помилуй нас... И ныне, Милосердия двери... (чит. в Посл. велик. повечерия). После Достойно и трисвятого, вместо Господи сил, с нами буди... – кондак: Со святыми упокой... Полунощница Так же. Так же. Полунощница отправляется обыкновенная – субботняя. Утреня Так же. Так же. Начинается обыкновенным порядком. После шестопсалмия на 2 глас трижды (обыкновенно трижды по трижды), вместо Бог Господь, поется аллилуиа со стихами: 1) Блаженн. яже избрал и приял еси, Господи. 2) Память их в род и род. 3) Души их во благих водворятся. Так же, но аллилуиа поется на 8 гл. Так же; аллилуиа поется на 2 глас. После аллилуиа – тропарь гл. 2: Апостоли, мученицы, пророцы... 2-ды. Слава, Помяни, Господи... И ныне, богородичен: Мати святая.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

905 Но в день св. апостолов Петра и Павла в том лишь случае бывает разрешение на мясо и яйца, если праздник этот не случится в среду и пяток (Тип., гл. 33-я и послед. 29-го июня). В Петров пост Устав позволяет вкушать рыбу в субботы и Недели (воскресения). В другие же дни седмицы вкушается рыба в праздники. В понедельник, вторник и четверток позволяется вкушать рыбу, если случится праздник с великим славословием; в среду же и пяток – только в праздники с бдением и храмовые (Тип., гл. 33-я). Если не случится праздника в понедельник, среду и пяток, то запрещается вкушать елей и вино. В Номоканоне Большого Требника (прав. 266) сказано: в посты святых апостолов и Рождества Христова и Богородицы сухо ямы три дни, сиречь понедельник, среду и пяток, хранимся от рыбы, и масла, и вина, кроме немощи, ямы же сочива без елеа, якоже и в великую Четыредесятницу; хотящий же благоугодити Богу, в субботу и в Неделю токмо ядят рыбу и елей. 910 В дни поста, в которые не случится святой, имеющий праздничный знак или предпразднство, или попразднство, полагается в Типиконе петь на утрени, вместо: «Бог Господь», «Аллилуиа». К таким дням принадлежат 3-е и 4-е августа (Тип., послед. 3-го и 4-го августа). В Типиконе сказано: «Аллилуиа или тропарь», т. е., можно петь и то и другое. В 33-й главе Типикона читаем о днях Успенского поста: «творим и коленопреклонения, даже до причащения». 911 Если праздник Успения случится в среду и пяток, то на мясо, сыр и яйца не разрешается (Тип., послед. 15-го августа). Рыбу позволяется вкушать в Успенском посту только в праздник Преображения Господня (Тип., послед. 6-го августа и Тип., гл. 33). В понедельник, среду и пяток Устав предписывает сухоядение; во вторник и четверток позволяет варение без елея; в субботу и Неделю варение с елеем и вино (Тип., гл. 33). 912 Иногда же это пение совершается по 6-й песни канона. Так, в рукописном уставе 1645 г. Московской Троицкой лавры сказано, что на бдении на день Успения Богородицы по 6-й песни чтут Пролог, и после Пролога поют Блажени непорочны надгробная. И по Славам поют «Слава и ныне» и «Аллилуиа». Облачится архимандрит, и священницы, и диаконы и раздают свещи братии, и праздник ставят среди церкви. Архимандрит кадит в первой Славе образы и клиросы и всю церковь и братию. А на другой Славе и третьей священницы токмо образы и клиросы, и диакон со свещею. А кафизму говорят со своими припевы Богородицы, якож надгробная в Великую субботу, а пропев кафизмы и риз совлачатся (Церковно-Историч. Месяц. Св. Троицкой Сергиевой лавры, изд. 2, М., 854 г., стр. 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Чтобы снова оценить, как относятся к этим вопросам в церкви римской, вот что пишет её последний историк аббат Даррас: «Верховный первосвященник (?) объявил намерение вызвать для суждения по этому делу (св. Афанасия) к своему судилищу. Для того назначил он в 842 году собор в самом Риме и послал двух пресвитеров Елпидия и Филоксена к евсевианам, повелевая им туда явиться (Histoire generale de I’Eglise par l’abbe 1. E. Darras, t. IX, p. 349)». Автор нашел в послании Юлия доказательства, что евсевиане выразили преданность святому престолу (правда подозрительную) и что Акты Никейские требовали утверждения святого престола (стр. 350). Каким образом историк-папист мог заметить такие факты? Вот как они за это берутся: Для составления истории он читает некоторые рассказы прежних историков, после того переделывает их по-своему, стараясь, чтобы нота папская была господствующей, нисколько не заботясь о памятниках исторических, из которых никогда ничего не читал, он редко делает ссылки или делает только на новейших писателей, им переписанных. Не бесполезно иногда указывать читателям на исторические приемы писателей, восхваляемых в церкви римской, особенно, когда имеют дело с людьми неспособными проверить их учёность. 164 Св. Афанас., Ист. Ар. к инокам, §§ 9 и послед.; Апол. прот. Ар., § 20; св. Иллар. Пуат., Отрыв. II, § 2; Феодор., И. Ц., кн. II, гл. 8. 167 С.в Афан., О Соборе, § 22 и послед., Феодор., И. Ц , кн. II, гл. 3; Сократ, И.Ц. кн. II, гл. 8 и послед.; Созом., И. Ц., кн. III, гл. 5. и послед. 173 Некто Пистос занял престол Александрийский по собственной своей воле и был рукоположен Секундом. Собор Антиохийский не счел нужным за него заступаться. 177 Затруднение было тем более, что греческое слово, πστασς (ипостась) обозначает и сущность и лицо. Много злоупотребляли этим словом в прениях IV и V столетий. 182 Осталось от собора этого двадцать пять правил; но в них не находится ничего особенно замечательного; они возобновляют большей частью прежние, уже известные распоряжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

38 Такой монограммой называются буквы X и Р, выписанные таким образом, что первая покрывает вторую. 39 Manso. Op. cit. S. 321—322. 40 Евсевий. Церков. история. Кн. 10, гл. 5 и др. 41 Там же. Кн. 10, гл. 1, 3. 42 Там же. 43 Цитаты в тексте без обозначения сочинения указывают на Евсевиеву Жизнь Константина 44 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 5. 45 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 18. 46 Сократ. Церковная история. I, 10. 47 Феодорит. Церковная история. I, 11. 48 Там же. 49 Афанасий Великий. Защитительное слово против ариан/Творения. Т. I. С. 278—280. 50 Созомен. Церковная история. Кн. I, гл. 13; Афанасий Великий. Жизнь Антония/Творения. Т. III. С. 273. 51 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 10. 52 Он же. Жизнь Константина. Кн. IV, гл. 18; Похвальное слово Константину, гл. 9. 53 Евсевий. Церковная история. Кн. X, гл. 6. 54 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 11. 55 Constantini Oratio ad sanctorum coeturn (Константин Великий. Речь к обществу верных), гл. 9. 56 Там же. 57 Там же, гл. 10. 58 Там же, гл. 19—20. 59 Там же, гл. 18. 60 Там же, гл. 11—13. 61 Константин Великий. Речь к обществу верных, гл. 16. 62 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. IV, гл. 29; Константин Великий. Речь к обществу верных, гл. 2. 63 Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной церкви. М., 1878. С. 75—78. 64 Константин Великий. Речь к обществу верных, гл. 2. 65 Там же, гл. 10. 66 Иероним. О знаменитых мужах, гл. 80. 67 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 5. 68 Лактанций. О смерти гонителей, гл. 18. 69 Сократ. Церков. история. Кн. I, гл. 13. 70 Лактанций. О смертях гонителей, гл. 24. 71 Иные западные, как светские, так и церковные историки, не сочувствующие деятельности Константина, проникнутые рационалистическими наклонностями, желая поставить в неловкое положение Православную Церковь, причислившую Константина клику святых, останавливаются с особенным вниманием на том факте, что император был крещен в Никомидии; а так как известно, что в это время Никомидийским епископом был Евсевий, человек арианского образа мыслей, то указанные историки с торжеством объявляют, что, значит, Константин крещен арианином и сам есть арианин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

В 48 храмовой главе сказано, что если в срок от понедельника Светлой седмицы до 4 недели по Пасхе случится храм святого, то богослужение отправляется так, как оно назначено в Месяцеслове Типикона для дня великомученика Георгия. При этом надобно помнить, что на утрени евангелие читается храмовому святому, хотя бы богослужение совершалось в воскресенье (Тип., послед. нед. Всех святых, последнее зри, л. 381. Припомним также вышесказанное о богослужении храмовому святому в неделю Мытаря и Фарисея). Прим. «Аще случится храм святого» (или святые) «в пяток, или субботу» (Страстной седмицы), «или в самый великий день Пасхи, поем всю службу храма, вечер и утро, на Светлой неделе в понедельник или во вторник» (46 хр. гл., Тип., л. 424). Отдел II. О богослужении воскресных дней периода времени пения Триоди Цветной Главы 7 и 8 Глава 7. О богослужении недели Антипасхи, или 2 по Пасхе, именуемой Новою или Фоминою Глава 8. О богослужении в неделю Антипасхи, если случится великомуч. Георгия Пред всенощным бдением накануне недели Антипасхи, как и всегда, сначала должна быть малая вечерня, предваряемая 9 часом. Порядок богослужения такой же, какой показан в 1 графе; в сей же графе указываются только особенности. На 9-часе, поемом в притворе: Благословен Бог... Аминь. Христос воскресе... 3 (вместо Слава тебе, Боже... Царю небесный...). Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся 3 (ср. Тип., послед. нед. Антип. вечера, л. 359 на об.). Обычные псалмы и т. д. по Часослову. На 9 часе – тропарь воскресный 8 гл.: С высоты снисшел еси... Кондак: Аще и во гроб... По отпусте 9 часа (ср. 1 гл. Тип., л. 1) и по входе во храм – малая вечерня. На ней: Благословен Бог... Христос воскресе... 3. Пс.: Благослови, душе моя, Господа... И т. д. См. в Типик., гл. 1, л. 1, и послед. нед. Антипасхи, л. 358. На всенощном бдении. Слава святей и единосущней... Аминь. Христос воскресе... 3. (Приидите поклонимся... 3). Пс.: Благослови, душе моя, Господа... с припевом: Благословен еси, Господи…

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

308 Как возглас 9-го часа пред вечернею, так и первый возглас на вечерне (кроме бдения) указывается иерею произносить пред Царскими дверьми (Служебн., вечерн. Тип., гл. 7 и 9). Когда нет священника и начинает (службу), кто-нибудь иной, тогда он не говорит: «Благословен Бог наш» потому, что не имеет на то благодати, но молит Христа помиловать молитвами Св. отец (Сим. Солун., Разг. о священнодействии и таинствах, § 270. – См. Канонник, стр. 1; Правильн., послед. к прнчащ.). 309 В пасхальную седмицу и в отдание Пасхи возглас иерей совершает с крестом, свечою и кадильницею в руках и поет тропарь «Христос воскресе», со стихами: «Да воскреснет Бог». От Недели апост. Фомы до Вознесения – после возгласа иерея поется «Христос воскресе», трижды. 310 Вечерня не следует за 9-м часом: а) когда бывают царские часы, ибо тогда 9-й час отправляется с 3-м и 6-м (Тип., послед. 25 дек., Велик. пятка), также: б) в среду и пяток сырные, если в эти дни случатся: 1) предпразднство Сретения; 2) день храма, ибо в эти дни 9-й час отправляется с 3-м и 6-м часом (Тип., 1-е февр. и хр. гл. 28). 311 Молитву «Царю небесный» не положено читать при сих молитвах лишь от дня Вознесения до Пятидесятницы, до праздника Сошествия Святого Духа. «Тогда по начале (т. е. службы, по возгласе) глаголет чтец Трисвятое и до Недели Пятядесятные во всяком церковном пении» (Тип., послед. Вознесения). 312 Под «Трисвятым» в литургии св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого по Малом Входе (Служ.), разумеется только песнопение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» и: «Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу» (Ирмол. Чиновн.). Но в чинах – вечерни, повечерия, полунощницы, утрени и т. д. разумеется, кроме того, еще молитвы: «Пресвятая Троице», и «Господи, помилуй», трижды (Тип., гл. 1, сн. Часосл., вечери.). Молитву «Святый Боже» изъясняет стихира дня Пятидесятницы, именно: «Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святого Духа; Святый Крепкий, Имже Отца познахом и Дух Святый прииде в мир; Святый Безсмертный, утешительный Душе, от Отца исходяй, и в Сыне почиваяй: Троице Святая, Слава Тебе» (Цветн. Триодь послед. Пятидесятницы, вечерн. стихира на стиховне).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

441.  Канон о Распятии, п. 8. 442.  Тогда же, там же. 443.  Похвала 125. 444.  Канон о Распятии, п. 7. 445.  Понедельник, 4 седмица, утро, трипеснец господина Иосифа, гл. 8, п. 9. 446.  Святой Великий Пяток, вечер на Господи, воззвах, гл. 2. 447.  Канон о Распятии, п. 9. 448.  Канон о Распятии, п. 9. 449.  Похвала 85. 450.  Похвала 161. 451.  Канон Великой Субботы на утрени, п. 9, ирмос. 452.  Канон о Распятии, п. 9. 453.  Добротолюбие, том 3, стр. 420, 19. 454.  Канон молебный при разлучении души.., гл. 6, п. 1. 455.  Там же, песнь 6. 456.  Последование погребения мирских человек, на целование, подобны, гл. 2. 457.  Там же. 458.  Последование погребения священников. Самогласен Дамаскинов, гл. 2. 459.  Там же, блаженны, гл. 2. 460.  Суббота мясопустная, утро, эксапостиларий. 461.  Постная Триодь. Суббота мясопустная, утро, канон господина Феодора, гл. 8, п. 1. 462.  Триодь, Суббота мясопустная, утро, синаксарь. 463.  Последование погребения священников, канон, гл. 6, п. 9. 464.  Там же, самогласны Дамаскиновы, гл. 3. 465.  Последование погребения священников, икосы, гл. 8. 466.  Там же. 467.  Там же. 468.  Суббота мясопустная, утро, синаксарь. 469.  Последование погребения священников, блаженны, гл. 2. 470.  Канон при разлучении души от тела, гл. 6, п. 6. 471.  Суббота мясопустная, утро, на хвалитех, слава, гл. 2. 472.  Последование погребения мирских человек, самогласен Иоанна монаха, гл. 8. 473.  Там же, блаженны, гл. 6. 474.  Суббота мясопустная, утро, на хвалитех, гл. 8. 475.  Последование погребения священников, икосы, гл. 8. 476.  Там же, на халитех, гл. 6. 477.  Канон покаяный, гл. 6, п. 7 (из правильника). 478.  Постная Триодь, 3 седмица, четверток утро, трипеснец господина Феодора, гл. 6, п. 9. 479.  Последование погребения мирских человек, подобен на целование, гл. 2. 480.  Там же. 481.  Суббота мясопустная, утро, на хвалитех, слава, гл. 2. 482.  Там же, гл.8 483.  «О началах», II cap. X. I. 100–101 484.  Там же, III cap. VI. 5. 154. 485.  Последование погребения священников, блаженны, гл.2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Если случится предпразднество или попразднество Богородичного праздника Если случится отдание Господского или Богородичного праздника Тропарь храма Христова, Тропарь дневной — Апостоли, мученицы… (напечатан в 55 гл. Типикона), Тропарь рядового святого — 1 или 2х, Кондак храма Христова, Кондак рядового святого — 1 или 2х, Слава — Со святыми упокой …, (то есть дневной субботний кондак, напечатан в 55 гл. Типикона), И ныне — субботний мученичен “Яко начатки естества…”, напечатан в 55 гл. Типикона. (Типик. гл. 12) Примечание: такой именно порядок тропарей и кондаков указан в Октоихе. Между тем, в 55 гл. Типикона, не упомянуто о кондаке храма Христова или Богородицы, а в 12 гл. даже сказано: В субботу храмовые кондаки Христовы и Богородицы оставляются; точию аще прилучится великий святой, тогда И ныне — кондак храма Христа или Богородицы, а идеже несть храма Христа и Богородицы — глаголем “Предстательство христиан”. Но здесь выражается не та мысль, чтоб субботу нельзя петь кондак храма Христова или Богородицы, а та, что в субботу тропари и кондаки нельзя покрывать кондаком храма Христа или Богородицы. Надобно же их покрывать субботним песнопением “Яко начатки естества…”. При всем этом, кондак храма Христа или Богородицы совершенно не устраняются: если случится великий святой — когда дневные тропари и кондаки оставляются, то в храме Христа Спасителя и Божией Матери их надо покрывать кондаком храма Христа или Богородицы. А где храм — не Христа и не Богородицы — то “Предстательство христиан…” Тропарь храма Христова Тропарь рядового святого Слава — кондак рядового святого И ныне — кондак храма Христова (Типик. гл. 12) Примечание 1: дневные тропари и кондаки не поются (Типик. 52 гл.) Примечание 2: В 52 гл. Типикона о кондаке храма упомянуто 2 раза: а) прежде кондака рядового святого, б)— на И ныне. Но — руководствуясь выраженным выше основным положением, следует петь только один раз на И ныне. Надобно при этом заметить, что в 15 гл. Типикона где говорится о том же, не упоминается о кондаке храма Христова или Богородичного прежде кондака святого, но на И ныне указывается кондак храма Богородицы. Или же (где не Ея храм) — Предстательство христиан…

http://azbyka.ru/kanonarh-metodicheskoe-...

Народ, обыкновенно, стоит на коленях при пении всех стихов, исключая пения последний раз второй половины: «Да исправится». Что же касается иерея, то он после пения «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия», идет к жертвеннику; за ним, встав с колен, следует и диакон; пред жертвенником иерей кадит 3жды, и, отдав кадило диакону, возвращается к престолу и становится пред ним на колени; диакон же остается пред жертвенником и кадит, стоя пред ним, до конца пения: «Да исправится”» (Булгаков, стр. 923). Допустить девочек-учениц к пению: «Да исправится молитва моя» за амвоном запрещений нет. По исполнении этого молитвословия иерей произносит молитву: «Господи и Владыко живота моего» с тремя поклонами. Затворяются Царские врата. Чтение Апостола, Евангелия, Ектеньи «После великих поклонов в некоторые дни читаются Апостол и Евангелие . Так бывает: в дни памяти великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, аще в понед. 2й, 3й, 4й седмиц Великого поста и послед. 9го марта) и в дни храмовых праздников (Тип., храм. гл. 34 и 35). В Страстную седмицу на литургии преждеосвященных Даров полагается только чтение Евангелия (не бывает чтения Апостола). В Типиконе, при указаниях на то, что в праздники великих святых (тип., послед. 24-го февраля, аще в понед. 2й, 3й и 4й седм. Велик. поста) и в праздники храмовые (Тип., гл. 34 и 35) читаются Апостол и Евангелие, замечается, что по пении «Да исправится» и по великих поклонах «малые ектении не глаголем». Когда положено читать Апостол и Евангелие , тогда отворяются Царские двери (Триодь Постная, изд. в Москве, 1754 г., 1828 г. и друг. см. послед. среды 1й седм. Велик. поста). После Евангелия, если же Евангелие не читается, то после пения «Да исправится» и великих поклонов — следуют те же молитвословия, которые бывают после чтения Евангелия в литургиях св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого, а именно: ектения «Рцем вси». Во время ектении священник читает тайно ту молитву, которую произносит и на литургиях свв. Иоанна Златоустого и Василия Великого. После молитвы и ектении священник возглашает. «Яко милостив и человеколюбец Бог еси» (Служебн., Чиновн.).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

среды 1-й седмицы вечера, зри). В Чиновнике указано Царские врата отверсти, пред произнесением слов: «Повелите», «Премудрость, прости», «Свет Христов просвещает всех» и затем врата затворить; но нет указания об открытии врать при «Да исправится». Пением: «Да исправится молитва моя» заключается служба вечерни; далее следует литургия. После пения «Да исправится», на литургии полагаются: великие поклоны 759 и, обыкновенно, произносится молитва: «Господи и Владыко живота моего» 760 . После великих поклонов в некоторые дни читаются Апостол и Евангелие. Так бывает: в дни памяти великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, аще в понед. 2-й, З-й, 4-й седмиц Великого поста и послед. 9-го марта) и в дни храмовых праздников (Тип., храм. гл. 34 и 35). В страстную седмицу на литургии преждеосвяиценных Даров полагается только чтение Евангелия (и не бывает чтения Апостола). Апостол и Евангелие праздника читаются на литургии преждеосвященных Даров, совершаемой в самый день праздника, кои читаются на вечерне пред литургиею преждеосвященных Даров, но совершаемой не накануне праздника (Там же, и Чиновн., лит. преждеосв. Даров). В Типиконе, при указаниях на то, что в праздники великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, аще в понед. 2-й, 3-й и 4-й седм. Велик. поста) и в праздники храмовые (Тип., гл. 34 и 35) читаются Апостол и Евангелие, замечается, что по пении «Да исправится» и по великих поклонах «малыя ектении не глаголем» 761 . При архиерейском служении по чтении Бытия Царские врата отверсти... По произнесении «Свет Христов» Царские врата затворити (Чиновн.) Когда же бывает чтение Апостола и Евангелия, тогда отворяются Царские двери (Триодь Постная, изд. в Москве, 1754 г., 1828 г. и друг. см. послед. среды 1-й седм. Велик. поста). Итак, не указывается, чтобы при пении: «Да исправится» были Царские двери открыты. Пред Апостолом произносится и поется прокимен апостола (Служебн.), иначе – прокимен святого (Чиновн.), а пред чтением Евангелия поется «Аллилуиа» (Там же). При пении «Аллилуиа» бывает каждение (Чиновн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010