2), выходят для каждения церкви (Тип., гл. 22 и гл. 9. послед. утрени) и для произношений ектений диакон выходит северными дверями. В южные двери входит в алтарь по окончании каждения (Тип.. гл. 22 и гл. 9, послед. утрени), также входят чрез них диакон по окончании ектений, а Священник – по прочтении на вечерне – светильничных, а на утрени – утренних молитв. Чрез Царские двери бывают торжественные входы на божественных службах. Двери называются «Царскими» (Тип., гл. 9 и 22) потому, что на литургии чрез них исходит Царь славы для напитания верных Своим Божественным Телом и Своею Кровию. Царския двери называются «святыми» (Тип., гл. 23) потому, что чрез них выносятся Св. Дары, и непосвященным не позволяется входить в оные. Царские двери называются еще великими (Тип., послед. дня Пасхи, литургия), но величине их, в сравнении с южными и северными 52 и по величию благодатных Даров, которых в них сподобляются верные, и по великому знаменованию их при божественном Богослужении. Открытие Царских врат изображает отверстие людям Небесного Царства. Иконостас, закрывая собою алтарь, знаменующий небо, жилище Бога, изображает тех, кои обитают на небе. В иконостасе находятся иконы, или образа Господа Бога, в Троице славимого. Пресвятой Девы, св. Ангелов, св. Пророков, св. апостолов и других угодников Божиих и изображения священных событий, совершившихся для нашего спасения 55 В иконостасе, обыкновенно, на правой стороне Царских врат, ставится икона Спасителя, рядом с нею (если же рядом с этим образом бывают южные двери, то рядом с южными дверями) находится икона храма, или икона того угодника, памяти которого посвящен храм 56 . Налево от Царских врат находится икона Божией Матери, а на самых вратах, изображающих вход в Царство Небесное – икона Благовещения Пресвятой Богородицы, так как Благовещение, по выражению Церкви, было главизною нашего спасения, и – иконы благовестников, Евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, бывших подобно Архангелу, благовестниками миру о Христе Спасителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В страстную седмицу (после вечерни Недели ваий) облачение бывает в темные одежды (см. выше) 979 . Повечерие великое совершается на вторник и среду, а на прочие дни – повечерие малое. На утрени, кроме субботы, поется «Аллилуиа». а в субботу – «Бог Господь», и в понедельник, вторник, среду, четверток пред пением канона читается Евангелие, хотя и не поется полиелей. После Евангелия читается 50-й псалом и в понедельник, вторник, среду – молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя». Начиная с великого четвертка до пасхальной субботы, включительно, эта молитва не читается. В понедельник, вторник и среду положено на часах 3-м, 6-м и 9-м чтение четырех Евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна, до 14-й главы, до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий». Чтением Евангелий раскрывается верующим вся жизнь Господа, напоминается, что Иисус Христос пострадал и умер добровольно нас ради, для нашего спасения. Чтение четырех Евангелистов Устав разделяет на девять отделов, или чтений. Евангелие Луки разделяется на три чтения, каждое же из трех остальных Евангелий, т. е. Евангелие Матфея, Марка, Иоанна разделяется на два чтения (Тип., послед. Велик, понедельн.). В приходских церквах обыкновенно чтение Евангелистов Матфея, Марка и Луки бывает в седмицу, предшествующую Страстной седмице. В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных даров. На литургии бывает чтение Евангелия. После пения «Да исправится» и трех поклонов, диакон выносит Евангелие Царскими вратами. иерей говорит: «Премудрость, прости» и т. д. «Мир всем». Певцы: «И духови твоему». Иерей: От Матфея святого Евангелия чтение (Особ. ки. «Служба на каждый день страст. седм.»). В великую Среду после девятого часа и молитвословий чина изобразительных пред литургией оканчиваются великие поклоны с молитвой: Господи и Владыко живота моего». Пред литургией, вместо обычного отпуста, священник читает молитву: «Владыко многомилостиве» (которая обыкновенно читается на великом повечерии). При чтении молитвы народ преклоняется главами к земле. По окончании молитвы, как священник, так и братия (народ), просят друг у друга прощения. Затем бывает на литургии три великих поклона на «Буди имя Господне», и упраздняются совершенно в церкви бываемые поклоны (Тип., послед. Вел. среды) – и с этим, так сказать, оканчивается время церковного покаяния 980 . Хотя в особых книжках «Служба на каждый день страстной седмицы», нет молитвословий, ни указаний на службу полунощницы, но эта служба не отменяется. В Типиконе читаем: Полунощницу поем в келиях (Тип., послед. Великого четвертка). От сего святого дня, т. е. четвертка Страстной седмицы, полунощница не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных же храмах и мирских поют в церквах (Тип., послед. Страсти, седмицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

После целования читается слово св. Иоанна Златоустог о на Пасху. По окончании слова, поется в честь сего святителя тропарь. Затем произносятся ектении: «Помилуй нас, Боже» и «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви» и следуют молитвословия, предшествующие отпусту, именно, диакон говорит: «Премудрость», певцы поют: «Благослови», священник: «Сый благословен Бог наш», певцы: «Утверди, Боже». Священник же. вместо славословия: «Слава Тебе, Христе Боже», поет начало трапаря: «Христос воскресе», который оканчивают певцы: «И сущым во гробех живот даровав (Тип.). Засим священник говорит отпуст с крестом. После отпуста он, возвышая креста, трижды произносит приветствие: «Христос воскресе». Весь народ ответствует ему: «Воистинну воскресе». И поется тропарь: «Христос воскресе» и оканчивается пением: «И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному воскресению». Если случится в Пасху Благовещение, то это соединение великих праздников именуется «Кириопасха», и тогда с пасхальными песнопениями соединяются песнопения Благовещению. Так: 1) в начале утрени при входе в храм, прежде великой ектении, поется тропарь Благовещению; 2) канон Пасхи поется в соединении с каноном Благовещения; 3) по 6-й песни канона читается Евангелие праздника Благовещения (Лк. зач. 4) (Пения полиелея и великого славословия не положено); 4) на «хвалите» поются стихиры Пасхи и Благовещению (Тип., послед. 25-го марта, аще случится в Неделю Пасхи). Часы (1, 3, 6 и 9) в Пасху и во всю седмицу состоят не из псалмов, а из пасхальных песнопений (В субботу лишь 9-й час есть трипсалмный) (Тип., послед. Антипасхи). Вообще псалмы, как песнопения, более или менее покаянные, вовсе отменяются. Песнопения о воскресении Христовом, заменяющие собою обыкновенную службу часов, поются также и вместо полунощницы и повечерия (Тип., Послед. Пасхи. Часы после утрени). Так как пост Великой субботы, по древним церковным правилам, должно оканчивать в полночь (Трул. Соб., прав. 89-е, сн. Дионисия, Архиеписк. Александрийского, прав. 1. Книга правил св. апостол, св. Соборов и Св. отец. М., 1872 г., стр. 443) до куроглашения (Тип., послед. Вел. субб.), то посему литургия в день Пасхи совершается в самые ранние часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

884 В этот пяток позволяется вкушать сыр и яйца (Тип., послед. 5-го янв.). Это согласно с Уставом, назначающим не постную пищу до самого навечерия. Богоявления: Аще праздник Рождества Христова случится быти в среду или пяток, разрешаем убо миряне на мясо, монаси на сыр и яйца, и ядим убо от Рождества Христова по вся дни до навечерия святого Богоявления (Тип., послед. 24 дек., в конце). И не этот пяток именуется сочельником, а называется сочельником навечерие праздника, в которое положено для пищи сочиво. 885 В Типиконе сказано: По отпущении литургии в трапезу не ходим, но в притворе церковнем седшым нам трапезарь дает по уломку хлеба коемуждо: или по малу хлебцу пшеничному и мало смоквий и финик, и по единой чаше вина, яко да не наречется пост. По сем, отшедше в келии своя, безмолвствуем до времени вечерняго (Тип., послед. 6 янв.). После же освящения воды, пивше священную воду, входим в трапезу и ядим совершенно, с древяномаслием и пием вино (там же). 886 О чтении Апостола в навечерие Крещения, бывающее в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток – в Типиконе находится такое указание: «Апостол к Коринфянам, зачало 143: Свободен сый от всех. Аще ли несть поста начинаем его от полу: Не хощу вас не ведети» (Тип., послед. 6 янв.). В богослужебной книге Апостол содержится более понятное указание. Там так указано: «В навечерие Просвещения зачало 143 (т. e. 1Кор.9:19–27 ). После последних слов, 9-й главы (27 стиха) читаем: «Конец навечерию егда пост есть (разумеется пост в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток). Затем в том же зачале читаем: после 4-го стиха 10-и главы: конец навечерию, егда несть пост (т. е. в субботу и Неделю). Итак, чтение Апостола оканчивается не 27-м стихом 9-й главы, а 4-м стихом 10-й главы. Стихи 1–4 десятой главы составляют собою чтение Апостола на вел. водосвятии. 888 В книге: «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе», указано водоосвящение на Иордани и до литургии именно: «К литургии архиерей, пришед в церковь , по чину входное, и возшед на место, облачается; по сем идет в алтарь и, взем кадило, покадит крест трижды, точию сопреди и взем, полагает па главу и идет в Царские двери, а под руки поддерживают власти, над архиереем несут рипиды диакони, да кадят в два кадила, а шапку несут два диакона пред архиереом и Евангелие, и посох с лампадою вместе поддьяки несут пред архиереем, и пришед на Иоардан, и став на место, осеняет крестом на четыре страны; таже взем кадило, кадит святыя иконы, и властей, и всех, ту предстоящих, а после ектении говорит молитвы; пришед к Иордану: «Велий еси, Господи»; посем погружает честный крест и идет в соборную церковь , и пришед, кропит церковь на четыре страны, таже кропит властей и служит литургию по чину».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В самый день Пасхи бывает освящение артоса. Он приносится в алтарь к иерею по совершении Божественной литургии, по заамвонной молитве. Диакон произносит: «Господу помолимся», а клир: «Господи, помилуй». И священник читает молитву, в которой просить благословить и освятить артос, а приносящих и лобызающих его и вкушающих от него – сотворить причастниками небесного благословения. После молитвы иерей кропит артос святой водой со словами: «Благословляется и освящается артос сей, окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь,» (Дополн. Требн.). Артос в день Пасхи и во всю Светлую седмицу полагается или в алтаре, или в храме на аналогии нарочно к тому устроенном, вместе с образом Воскресения Господня (Тип., послед. Пасхи). В приходских церквах во время крестного хода с хоругвями, образами Воскресения Христова, Богородицы, обносят, обыкновенно, и артос. Крестный же ход полагается в каждый день Светлой седмицы после утрени (Тип., послед. понед. Светлой седмицы, утро). Но в приходских церквах он обыкновенно совершается после литургии. В монастырях после литургии бывает шествие в трапезу с иконой Воскресения Христова, с артосом, лампадой или двумя, при звоне во все колокола, и пении (вместо псалма «Вознесу Тя, Боже», который поется в Чине о панагии): «Христос воскресе». После трапезы (стола) бывает возношение артоса, подобно тому, какое бывает с частью хлеба, называемою «панагиею» 1031 . При возвышении артоса, вместо слов: «Велико имя Святой Троицы», какие говорятся при возношении панагии, келарь говорит: «Христос воскресе», однажды; все же отвечают: «Воистинну воскресе». Потом, назнаменав крестообразно артосом, он говорит. «Покланяемся Его тридневному воскресению» – и полагает артос на панагиар. Затем все целуют артос, и он относится, с песнопением 9-й песни канона Пасхи, в храм прежним порядком. Артос раздробляется в субботу после литургии. В Дополнительном Требнике сказано, что после литургии, по принесении артоса в трапезу (сн. Тип., послед. артоса), после пения триада: «Христос Воскресе», с поклонением, и по прочтении: «Отче наш», и по благословении обычным образом трапезы, диакон говорит: «Господу помолимся». Братия поют: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву, в которой просит, чтобы все, вкушающие артос, телесного π душевного благословения и здравия сподобились. Затем артос раздробляется, напоминая те пять хлебов, которыми Господь чудесно напитал в пустыне множество народа 1032 . В монастырях келарь, раздробив хлеб, возносимый во всей седмице, раздает братиям прежде обычного их ядения, и тако потребляют его (Тип., послед. субботы Светлой седмицы). Но, сказано в Дополнительном Требнике, иерей может раздробить его и на литургии по заамвонной молитве и раздавать вербующим вместо антидора. Артос не должно хранить весь год для какого либо суеверия (Указ 1723 г., июня 15-го).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На следующий день после праздника Рождества Христова (26-го декабря) празднуется Собор Пресвятыя Богородицы. (См. выше). Затем следующая суббота именуется Субботою по Рождестве Христове. В ней на литургии полагаются особые Апостол (Тим., зач. 288) и Евангелие (Мф., зач. 46). Следующая затем Неделя именуется Неделей (воскресением) по Рождестве Христове, также Неделей Богоотец. В эту Неделю совершается память святых и праведных Иосифа обручника, Давида царя и Иакова брата Божия. Если эта Неделя (воскресение) случится в 26-е, 27-е, 28-е, 29-е, 30-е, и 31-е дек., то служба Богоотцов отправляется в эти числа (Тип., послед. 26-го дек.). Но если Неделя случится 1-го января, т. е. по отдании Рождества Христова, то служба Богоотцов отправляется 26-го- декабря 879 . Хотя бы праздник Рождества Христова случился в среду или пяток, мирянам разрешается мясо, а монахом – сыр и яйца. И такое разрешение продолжается от праздника Рождества Христова до навечерия святого Богоявления (Тип., послед. 25-го декабря, в конце; сн. Тип., послед. 5-го января, в конце): «разумно же буди и о сем, яко от Христова Рождества и до святых Богоявлений никакоже пост, ни коленопреклопения бывают, ниже в церкви, ни ж келиях 880 (Тип., послед. 25-го декабря в конце). Для суббот и Недель (воскресений) по Рождестве Христове – и пред Богоявлением в Типиконе, в последовании 26 декабря находится особый «указ о Апостолех и о Евангелиях, яже бывает суббота и Неделя по Рождестве Христове, и другая суббота и Неделя пред Богоявлением» (Тип.). Между Рождеством и Богоявлением в иные годы бывает одна суббота и одна Неделя, иногда – две Недели, иногда две Недели и одна суббота. Это различие зависит от того, в какой день седмицы случается день Рождества Христова. Для всех указанных случаев назначены то те, то другие Апостол и Евангелие. Январь 1-го января празднуется: а) Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; б) память св. отца нашего Василия Великого и в) начало нового года. 1-е января есть осьмый день от дня Рождества Христова. Господь в осьмый день от рождения, во исполнение закона., благоволил подвергнуться обряду обрезания ( Лук.2:21 ), который установлен в знамение завета Божия с Авраамом и его потомством. В этот 8-й день наречено было имя младенцу – Иисус, то имя, которое было предвозвещено Архангелом Гавриилом Пресвятой Деве, при благовестии о рождении Сына Божия. Иисус – значит Спаситель. Праздник Обрезания, хотя принадлежит к великим праздникам, имеет праздничный знак крест в круге, но не состоит в числе двунадесятых праздников. Он празднуется один день.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

послед. 26-го марта, аще в четверток и пяток 5-й седмицы), тогда служба Великого канона переносится на вторник 5-й седмицы Великого поста (Тип., послед. 25-го марта). Если случится отдание Благовещения в субботу Лазареву, или в Неделю ваий и в один из дней Страстной или Светлой седмицы, то отдания Благовещения не бывает, и поются стихиры и канон попразднства и Архангела на повечерии, в мимошедших днех шестыя недели (Тип., послед. 26-го марта, в конце Устава об отдании Благовещения). После литургии, вечером в самый деть Благовещения, служба, уже принадлежащая дню отдания праздника, состоит или из вечерни и малого повечерия (если вечерня 25-го марта не совершалась до литургии), или из одного малого повечерия (если вечерня была, в 25-е марта до литургии) 903 . И если следующий день (26-е марта) такой, в который полагаются великие поклоны (например, не суббота и не воскресение), то 16-ть поклонов, с молитвою: «Господи и Владыко живота моего» бывает и на вечерне и на повечерии 25-го марта. И затем на утрени, вместо «Бог Господь». поется «Аллилуиа» с троичными гласа (Тип.. послед. 26-го марта, зри 3-е). Июнь 24-го июня – Праздник Рождества честного славного Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. Родители Предтечи Христова, праведные Захария и Елизавета, дожили до глубокой старости, не имея детей. Однажды, когда священник Захария вошел, в свою очередь, в храм для каждения, ему явился, по правую сторону алтаря, Ангел Господень и объявил ему, что жена его Елизавета родит сына и нарекут имя ему Иоанн. Захария усомнился и в наказание за то сделался немым. Когда, в восьмой день по рождении Иоанна хотели назвать его именем Захарии, тогда, мать его сказала, чтобы назвали его Иоанном. Ей заметили, что никто в родстве ее не называется этим именем и спросили знаками самого Захарию, как назвать его сына; он на дощечке написал: «Иоанн имя ему». И тотчас отверзились уста Захарии и он стал говорить ( Лк.1:5–25, 27–80 ). Захария при этом предсказал, что Иоанн будет пророком и Предтечею Господа: «и ты, младенец, наречешься Пророком Всевышняго, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу его спасение в прощении грехов их» ( Лк.1:76 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В Неделю ваий, во время чтения 50-го псалма, иерей кадит ваии, и по прочтении 50-го псалма диакон взывает: «Господу помолимся», а певцы поют: «Господи, помилуй», и иерей читает молитву над ваиями. В недели (воскресения) и в те праздничные дни, когда бывает бдение, полиелей – за 50-м псалмом поем «Слава» и просим: «Молитвами апостолов, Милостиве, очисти множества согрешений наших»; затем, после «И ныне, и присно» поем: «Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множества согрешений наших» (Ирмологион). В праздник Богородицы, например, Рождества Богородицы – на «Слава» поется: «Молитвами Богородицы». «И ныне» – той же (Тип., послед. 8-го сент.). В праздник апостола, например: Иоанна Богослова, на «Слава», вместо «Молитвами апостолов», поется: «Молитвами апостола» (Тип., послед. 21-го сент.); в день св. Константина и Елены поется: «Молитвами Боговенчанных царей » (Тип., послед. 21-го мая) и т. п. В праздники великие: в Неделю ваий, Введение во храм, Рождество Христово, Богоявление, Преображение, вместо: «Слава» – «Молитвами апостолов»; «И ныне» – «Молитвами Богородицы», поется: «Днесь Христос входит во град Вифанию на жребяти седяй»... и т. д.; «Днесь храм одушевленный и великого Царя, в храм входит».., «Всяческая днесь радости исполняются: Христос родися от Девы»; «Всяческая днесь да возрадуются, Христу явльшемуся во Иордане»; «Всяческая днесь радости исполнишася, Христос преобразися пред ученики» (Ирм., Минея, Триоди) 459 . Затем снова поются, на 6-й глас, слова псалма: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» (Ирм.), и тем как бы заключается покаянное моление к Господу. В Недели мытаря и фарисея, блудного, мясопустную и сыропустную и в Недели Великого поста – до Недели ваий, после 50-го псалма поется на «Слава», вместо: «Молитвами апостол», – «Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче», на «И ныне»: – На спасения стези настави мя Богородице»: засим: «Помилуй мя, Боже» и «Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный» (Ирмологион, Тип., послед. сих недель).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В 3-х, от вечера Недели (воскресения) ап. Фомы до субботы пред Пятидесятницей: «от сего дне» (т. е. недели ап. Фомы) «повечерие глаголем малое и поем канон молебный Пресвятыя Богородицы во Октоихе и трипеснцы Триоди дне, творение господина Иосифа» (которые печатаются особо в конце Цветной Триоди). «Идеже глаголем трипеснец, Богородицы песнь канона оставляется» (Тип., послед. недели Антипасхи вечера), т. е. в понедельник, когда трипеснцы состоят из 1-й, 8-й и 9-й песни, опускаются из канона Богородицы песни: 1-я, 8-я, и 9-я, во вторники опускаются 2-я, 8-я и 9-я песни канона Богородицы и т. д. Иногда на повечерии назначается читать не только канон, но и стихиры. Так, в последовании дня предпразднства Рождества Христова, 21-го декабря, читаем: «Идеже празднуется Святителя Петра праздник, поем канон святыя Июлиании на повечерии, вкупе с трипеснцем и последи (после) стихиры ея» (Тип., послед. 21-го декабря, зри). О порядке чтения канонов на повечерии для готовящихся к причащению смотри далее – о приготовлении к совершению литургии. После канона или и стихир поется «Достойно есть» (Тип., 9 сент., 16 авг., послед. вечера Антипасхи, нед. самарян.). В вечер Пятидесятницы – ирмос (Тип).. После пения «Достойно» читаются: «Трисвятое», «Отче наш» и поются или читаются следующие тропари. На великом повечерии, исключая вторника и четвертка сырной седмицы и пятков великой Четыредесятницы и канунов праздников (24 февр., 9 марта – Тип., послед. 24 февр.), поется велегласно и косно (медленно), на 6-й глас тропарь: «Господи сил, с нами буди» и 150-й псалом: «Хвалите Бога во святых Его», – тот самый псалом, который поется и на утрени пред великим славословием. Тропарь: «Господи сил, с нами буди» поется на великом повечерии пред стихами этого псалма, как припев. Этот тропарь сперва поет один лик, потом другой; затем первый лик поет первый стих псалма и, после него, этот тропарь; потом точно также второй лик поет второй стих псалма и сей тропарь и т. д. После пения всех пяти стихов псалма поется обоими ликами первый стих псалма: «Хвалите Бога во святых Его» и тропарь: «Господи сил, с нами буди». Подобное сему бывает на утрени; тогда, при пении: «Всякое дыхание», – хвалитные псалмы начинаются и оканчиваются одним и тем же стихом. После пения: «Господи сил, с нами буди» поются еще особые тропари, именно: на «Слава» поется тропарь: «Господи, аще не быхом Святыя Твоя имели молитвенники»; на «И ныне»: «Многая множество моих, Богородице, прегрешений», также: «Всесвятая Богородице» и: «Все упование мое».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

43); гражданские законы из «Номоканона» Патриарха Фотия (гл. 44); извлечения из законов Моисея о наказаниях за преступления (гл. 45); «Закон судный людем» - болгарская компиляция, в основу которой легла «Эклога» (гл. 46); полемическое сочинение против латинян Никиты Стифата (XI в). и другое полемическое сочинение неизвестного автора, направленное против латинян (гл. 47-48); «Градский закон» - полный перевод «Прохирона» (гл. 49); «Эклога» Льва и Константина с сокращениями (гл. 50); статья «О браках» (гл. 51); византийские статьи на тему о незаконных браках (гл. 52); «Томос единения» - 920 г. (гл. 53); канонические ответы Патриарха Николая Грамматика (гл. 54); канонические ответы Никиты, митрополита Ираклийского, относящиеся к концу XI века (гл. 55); правило св. Мефодия, Константинопольского Патриарха (IX в.), о принятии в Церковь отпадших от Православия (гл. 56); «правило иереом, иже не облачаются во вся священныя ризы.» (гл. 57); извлечения из правил Патриарха Константинопольского св. Никифора Исповедника (гл. 58); отрывки из канонических ответов, надписанных именем Иоанна, епископа Китрского, а на деле принадлежащих архиепископу Димитрию Хоматину (гл. 59); «Архиерейское поучение новопоставленному священнику,» единственная статья русского происхождения (гл. 60); канонические ответы Патриарха Александрийского Тимофея, дополнительные к его ответам, помещенным в 32-ю главу «Кормчей» (гл. 61); правила Василия Великого о монастырях и монахах (гл. 62-65); статья «О священных одеждах и особах» (гл. 66-69); трактат Тимофея, Константинопольского пресвитера VI века, о приеме в Церковь еретиков (гл. 70); выписки из «Пандект» греческого монаха Никона Черногорца, жившего в XII веке, о важности церковных правил (гл. 71). В конце «Кормчей книги,» вне глав, по указанию Патриарха Никона помещены три статьи: «Известие» о названии и издании этого сборника, подложная дарственная грамота Константина Великого папе Сильвестру и «Сказание» об отделении Римской Церкви от Восточной. «Номоканон при Большом Требнике.» «Номоканон,» помещенный в конце Большого Требника, представляет собой сокращенный и переработанный свод правил, заимствованных главным образом из основного канонического кодекса Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/432368/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010