Но в Великую Четыредесятницу есть дни более вли менее строгого поста, именно: в первый день первой седмицы (понедельник) отнюдь ясти не подобает, такожде и во второй. В среду же, по совершении (Литургии) Преждеосвященных даров, трапеза поставляется, и ядим хлеб тепл, и от снедей овощных теплых; дается же и укроп (теплая вода) с медом: Немогущие же сохранити дву дней первых, ядят хлеб и квас, по вечерни, во вторник. Подобно же и старшии творят. В прочих же седмицах, кроме суббот и Недель, ядим сухоядение. В субботы же и Недели разрешаем на елей точию и вино (Тип., гл. 33). Разрешается же вино и елей: в 24-е февр., в 9-е марта, в день чтения великого канона, в великий четверток» (Тип., послед. сих дней). Рыбы же во всю святую Четыредесятницу никакого же дерзнем ясти, кроме праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и Недели цветоносия (Тип., гл. 33). В субботу Лазаря дозволяется вкушать икру (Тип., послед. субб. Лазаря), по не рыбу (Номок. в Больш. Требн., прав. 125). В великий четверток «ядим варение с елеем, пием же и вино, и ино сухоядение, занеже поется «аллилуиа». Студийские обители типик повелевает в Великий Святый четверток ясти едино варение, и сочиво, и обварен боб; пием же и вино. Святыя же горы типик повелевает во святый Великий четверток ясти варения два с елеем и вина по три чаши. И сия вся, како рассудит настоятель, зря свою о Христе братию произволяющу к душеспасительной пользе (Тип., послед. Велик. четвертка веч.). В Номоканоне же при Большом Требнике (прав. 225) сказано: но ниже в Великий четверток ямы масло, по 50-му правилу Лаодик. Собора. В Великий пяток вовсе не дозволяется трапеза, ниже трапезу поставляем, ниже ядим в сии день распятия (сн. Мф.9:15 ). Аще кто будет много немощен, или престарелся, и немогий пребыти постен, дается ему хлеб и вода по захождении солнца (Тип., послед. Велпк. пятка). Разрешается пост также родильнице и больным» (Тимоф. Алекс., прав. 8-е и 10-е). 937 Богомудрые отцы наши, учредители церковных чпиноположений, говорил Преосвященный Филарет, митрополит Московский, находили неудобным, чтобы в день строгого поста и покаяния благочестивая печаль смешана была с радостию праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

За этой молитвой следует молитва к Господу: «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим покой тела и души». Засим снова читается краткая молитва к Приснодеве Марии: «Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою душы нашя». За сими молитвами следует славословие Пресвятой Троице: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе» (Часослов). Священник говорит: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» (Тип., послед. понедельника 1-й седм. Великого поста). Певцы оканчивают славословие, поя: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков (Часослов). Затем произносят трижды молитву: «Господи, помилуй» и просят благословения на выход из храма, говоря: «Благослови» (Часослов и Тип., послед. 1-й недели великого поста). Священник говорит отпуст. На малом повечерии отпуст бывает обычный малый, который состоит из краткого моления священника: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец» (Служебник). На великом же повечерии отпуст составляет молитва: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе», которая читается на великой вечерне на литии. Священник читает эту молитву: «Нам же на землю приклоньшымся» (Часослов и Тип., послед. понед. 1-й седм. Великого поста). Но на великом повечерии, на котором вовсе не бывает великих поклонов, напр., в пятки, эта молитва не читается. В Типиконе сказано: «яко в пост во всех пятках на повечерии творит иерей отпуст малый» (Тип., послед. пятка 1-й седм. Велик, поста). Также и на великом повечерии на праздники, например: на 24-е февраля, если оно случится во вторник, среду, четверток и пяток великой Четыредесятницы (кроме 1-й седмицы), когда в конце повечерия бывают только три великие поклона, положен отпуст малый (Тип., послед. 24-го февраля, аще случится в един от дней постных). Наконец, малый отпуст положен и после 16-ти поклонов с молитвою: «Господи и Владыко живота моего» на дни не поста, но приготовительные к посту – на среду и пяток сырные (Тип., послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Если случится отдание Господского или Богородичного праздника В понедельник, вторник и четверток: Тропарь храма Христова, Тропарь дневной (в четверг — два), Тропарь рядового святого — 1 или 2, Кондак дневной (в четверг — два), Кондак рядового святого — 1 или 2, Слава — Со святыми упокой, И ныне — кондак храма (Типик. гл. 52) Или так: Тропари те же и в том же порядке, Кондак храма Христова, Кондак дневной (в четверг два), Кондак рядового святого — 1 или 2, Слава — Со святыми упокой, И ныне — Предстательство христиан (Типик. Л. 312) На среду и пяток: Тропарь дня — Спаси, Господи, Тропарь рядового святого — 1 или 2, Кондак рядового святого — 1 или 2, Слава — Со святыми упокой, И ныне — кондак храма Или так: Тропари те же и в том же порядке, Кондак дневной, Кондак рядового святого 1 или 2, Слава — Со святыми упокой, И ныне — Предстательство Примечание: На среду и пяток тропарь храма Христова не произносится, так как заменяется дневным (Типик. гл. 52) В понедельник, вторник, среду, четверток и пяток: Тропарь храма Христова Тропарь рядового святого Слава — кондак рядового святого И ныне — кондак храма Или так: Тропари те же и в том же порядке Кондак храма, Слава — кондак рядового святого, И ныне — Предстательство христиан… Примечание 1 : Во дни святых, имущих славословие, полиелей и бдение, дневные тропари и кондаки не произносятся (Типик. гл. 52) Примечание 2: Тропарь храма при настоящем условии в среду и пяток должен быть потому, что не произносится дневной. Тропарь предпразднества или попразднества, Тропарь рядового святого — 1 или 2, Кондак рядового святого — 1 или 2, И ныне — кондак предпразднества или попразднества. Примечание: Тропарь и кондак храма Христа Спасителя не произносится, потому что заменяется тропарем и кондаком предпразднества или попразднества, прославляющими одно Лицо(Типик. гл. 48) Дневные не произносятся потому, что Октоих не поется (Типик. гл. 52). Тропарь храма Христова, Тропарь предпразднества или попразднества, Тропарь рядового святого — 1 или 2, Кондак храма Христова, Кондак рядового святого — 1 или 2, И ныне — кондак предпразднества или попразднества.

http://azbyka.ru/kanonarh-metodicheskoe-...

Если случится предпразднество или попразднество Господского или Богородичного праздника Устав может быть двоякий 1 Тропарь воскресный гласа, Тропарь храма святого, Тропарь рядового святого одного или двоих. 2 Тропари те же и в том же порядке. Кондаки: храма святого и рядового святого одного или двоих. И ныне: кондак воскресный (Типик. гл. 52) Те же и в том же порядке, кроме тропаря храмового святого, который опускается (Типик. гл. 3. “храма святого на Литургии по Входе, егда бдение святого бывает, тропаря и кондака не глаголем никогда”) Тропарь воскресный Тропарь предпразднества или попразднества Тропарь храма святого Тропарь рядового святого одного или двух Кондак воскресный Кондак храма святого Кондак рядового святого одного или двоих И ныне — кондак предпразднества или попразднества (Типик. гл. 48) Примечание: если в тот же день будет святой, имеющий бдение, тропарь и кондак храма святого опускаются (Типик. гл. 3 и 52) Таблица тропарей и кондаков на Литургии воскресного дня в храме Христа Спасителя, Божией Матери и святого Если случится отдание праздника: Рождества Пр. Богородицы, Воздвижения,  Введение во храм Пр. Богородицы Креста, Богоявления и Сретения Господня  (прежде Нед. Мытаря), Преображения и  Успения! Если случится отдание праздника Тропарь воскресный Тропарь праздника Слава-кондак воскресный И ныне — кондак праздника (Типик. гл.48) Тропарь воскресный Тропарь праздника Тропарь святого Кондак воскресный Слава-кондак святого И ныне — кондак праздника (Типик. л.110) Примечание 1. Если отдание Сретения случится в Нед. Мытаря и Фарисея, Блудного и Сыропустную, то тропари и кондаки произносятся так, как показано во 2й части этого исследования. Примечание 2. О тропарях и кондаках в отдание Рождества Христова читайте ниже. Уставом, изложенным в таблицах, на Литургии надо руководствоваться во все воскресные дни периода пения Октоиха, но за исключением тех, в которые нельзя руководствоваться общим Уставом о тропарях и кондаках на часах. Для них в Типиконе помещен отдельный Устав, который есть следующий:

http://azbyka.ru/kanonarh-metodicheskoe-...

1) В дни от субботы Лазаря до дня Пасхи. 2) В Недели: ваий, ап. Фомы, мироносиц, расслабленного, самарянина и слепого. 3) В преполовение и отдание его. 4) В понедельник Святого Духа. 5) В отдание Пятидесятницы 493 . После 9-й песни бывает малая ектения и возглас: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя». В седмичные дни, в которые не случается ни предпразднства, ни попразднства, ни праздника с полиелеем или с бдением, в которые дни не поется канон Богородице, в те дни, прежде малой ектении поется песнь в честь Богородицы: «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу» и проч. (Тип.. гл. 9, 16) 494 . После малой ектении и возгласа иерея в дни Недельные (воскресные), если в них не случится праздник Господний 495 . Диакон возглашает, в глас Октоиха: «Свят Господь Бог наш» и стих 1-й: «Яко Свят Господь Бог наш», стих 2-й: «Над всеми людьми Бог наш» (Тип., гл. 2, послед. 23 апрел., аще в Неделю 496 . Кроме дней Недельных (воскресных), поется «Свят Господь» и в те субботы, в которые воспоминается о воскресении, именно: в субботу Лазареву и в Великую субботу (Тип., послед. сих дней). Слова: «Свят Господь Бог наш» произносит диакон (Тип.. гл. 2), а стихи указывается петь певчим («Церковн. Певческ. Сборник, изд. Училищн. Советом при Свят. Синоде). Стихи: «Свят Господь», в прославление Господа, воскресшего ( Ин.20:28 ) и с собою совоскресившего святых для жизни, служат началом З-й части утрени, переходом к песнопениям хвалебным, именно – хвалитным псалмам и стихирам на «Хвалитех». И поется «Свят Господь Бог наш» на глас стихир на «Хвалитех» (Тип., гл. 2, послед. нед. ап. Фомы, послед. субботы Лазаря и субботы Велик, и других). Пение «Свят Господь» в Недели (воскресения) сопровождается пением светильнов (Тип., гл. 2 и послед. нед. ап. Фомы), кроме Лазаревой субботы и Великой, в которые после «Бог Господь» не положено светильнов 497 . При пении «Свят Господь» светильны суть как бы продолжение этого песнопения и поются на один глас с ним. Но когда не поется «Свят Господь», тогда светильны служат началом песнопений 3-й части утрени. Светильны поются на один глас со стихирами на «Хвалитех» 498 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Кроме того, Никона поражала самая бездоказательность уставных правил. Устанавливая порядки несходные, они выражались в категорической форме: «говорим се и се» без всяких разъяснений и без указания оснований и свидетельств, оправдывающих тот или другой обычай. Чтобы устранить эти слабые стороны тогдашнего устава, Никон задался мыслью сличить между собой типики в главных вопросах, касающихся службы и дисциплины, выбрать из них лучшее, обосновать их на церковных свидетельствах или, как он их называет, на божественных писаниях – и таким путём составить образцовый типик, в своём роде нормальный порядок. В 57 главе пандект он занимается выборкой дисциплинарных правил из главных уставов того времени, а в первом слове Тактикона излагает свой образцовый типик, о котором в письме к отцу Герасиму отзывается следующим образом: «аз, аще недостоин есмь... обаче по силе моей трудолюбствовав поспешением Божиим... о постах же и праздниках и прочего делательного (πρακτικς в противоположность θεορητικς) житии (правила) от божественных писаний и от тех самых типик подобающая избрав и бысть Христовой благодатью от божественных писаний свидетельствован... Книга же та оста, якоже и прочая вся зде во святом Симоне Чудотворце во утеху требующим и в нашу пользу» (Тактикон, слово 6 лист 62 оборот, 63). Не разумеет ли Никон в последних строках тот древний иерусалимский типик, который он нашёл при посредстве Лаодикийского игумена Феодосия и положил для списывания в монастыре Симеона Дивногорца? Может быть; но, сколько позволяет судить контекст славянской речи, дело идёт, по-видимому, о собственном типике Никона. Типик этот, как мы сказали, содержится в первом слове Тактикона и носит следующее заглавие: «правительник (κανονριον?) с Богом, рекше типик, от божественных писаний избран о устроении преданных нам образ (τπων порядков, постановлений) от святых отец во спасение душам и писанием вдан иже под нами братиям». В монастыре Раифском и у Симеона Дивногорца этот устав был принят в руководство и служил основанием тамошних порядков 171 , но общеобязательного значения не имел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

При выносе креста Господня на утрени в праздник Воздвижения Креста Господня и вообще при совершении богослужения в этот праздник следует ли священнослужителям облачаться в черные — траурные ризы, или в светлые — праздничные? Праздник Воздвижения Креста Господня сама церковь именует пресветлым торжественным днем и отличает его от других праздников (как Рождество Христово и Богоявление Господне) неделями вводными (см. в Типик. послед. под 14 сент; ср. послед. 8 сент. в конце, послед. 13 сент., послед. 15 сент. и послед. 21 сент.). Естественно, что при совершении богослужения вообще и при выносе креста в частности на утрени в данный праздник, как в «день пресветлый», более целесообразно облачаться священнослужителям в светлые одежды, чем в траурные (Р.д.С.П. 1889 г. Какой апостол и какой евангелие читать: а) в навечерие рождества Христова в субботу и воскресенье и б) в субботу пред неделею св. отец? В ответ на первый вопрос арх. Сергий историческими справками подтверждает предложение м. моск. Филарета, что в указаниях устава и минеи на этот счет вкралась ошибка, и доказывает, что положенные в навечерие Рождества Христова на отдельной вечерни апостол (Галат. 207) и евангелие (Мф. 53) следует читать только на литургии Златоустого и при том только в субботу, а на вечерни и в субботу и в воскресенье — праздничные. В субботу же пред неделей св. отец литургийные апостол и евангелие (Гал. 207, Мф. 53). (Из Христ. Чт. 1879 г. май — июнь) (Р.д.С.П. 1880 г. Когда литургия совершается с вечернею, как напр. в навечерие Рождества Христова или Богоявления, или в день Благовещания, а также в Великий четверг и субботу, — то как произносить просительную ектению: «исполним молитву нашу» и «дне всего совершенна», или же: «исполним вечернюю молитву нашу» и «вечера всего совершенна?» и т. д. А также на конце литургии вместо «день весь совершен», «вечер весь совершен?» и т. д. Лучшим ответом на эти вопросы служит чинопоследование преждеосвященной литургии, соединяемой с вечернею почти на тех-же основаниях, как соединяется литургия с вечернею накануне Рождества Христова и Богоявления и т. п. В этой же литургии в просительной ектении прямо полагается произносить: «исполним веченюю молитву нашу», и «вечера всего совершена», — а также и в конце литургии: «вечера всего совершенна», и т. д. Таким же образом надобно произносить все упомянутые ектении и на полных литургиях, соединенных с вечернею, так как эти литургии, по Уставу, именно и относятся к разряду литургий, положенных для совершения вечером (Р.д.С.П. 1885 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

При выносе креста Господня на утрени в праздник Воздвижения Креста Господня и вообще при совершении богослужения в этот праздник следует ли священнослужителям облачаться в черные – траурные ризы, или в светлые – праздничные? Праздник Воздвижения Креста Господня сама церковь именует пресветлым торжественным днем и отличает его от других праздников (как Рождество Христово и Богоявление Господне) неделями вводными (см. в Типик. послед. под 14 сент; ср. послед. 8 сент. в конце, послед. 13 сент., послед. 15 сент. и послед. 21 сент.). Естественно, что при совершении богослужения вообще и при выносе креста в частности на утрени в данный праздник, как в «день пресветлый», более целесообразно облачаться священнослужителям в светлые одежды, чем в траурные (Р.д.С.П. 1889 г. Какой апостол и какой евангелие читать: а) в навечерие рождества Христова в субботу и воскресенье и б) в субботу пред неделею св. отец? В ответ на первый вопрос арх. Сергий историческими справками подтверждает предложение м. моск. Филарета, что в указаниях устава и минеи на этот счет вкралась ошибка, и доказывает, что положенные в навечерие Рождества Христова на отдельной вечерни апостол ( Галат. 207 ) и евангелие ( Мф. 53 ) следует читать только на литургии Златоустого и при том только в субботу, а на вечерни и в субботу и в воскресенье – праздничные. В субботу же пред неделей св. отец литургийные апостол и евангелие ( Гал. 207 , Мф. 53 ). (Из Христ. Чт. 1879 г. май – июнь) (Р.д.С.П. 1880 г. Когда литургия совершается с вечернею, как напр. в навечерие Рождества Христова или Богоявления, или в день Благовещания, а также в Великий четверг и субботу, – то как произносить просительную ектению: «исполним молитву нашу» и «дне всего совершенна», или же: «исполним вечернюю молитву нашу» и «вечера всего совершенна?» и т. д. А также на конце литургии вместо «день весь совершен», «вечер весь совершен?» и т. д. Лучшим ответом на эти вопросы служит чинопоследование преждеосвященной литургии, соединяемой с вечернею почти на тех-же основаниях, как соединяется литургия с вечернею накануне Рождества Христова и Богоявления и т. п. В этой же литургии в просительной ектении прямо полагается произносить: «исполним веченюю молитву нашу», и «вечера всего совершена», – а также и в конце литургии: «вечера всего совершенна», и т. д. Таким же образом надобно произносить все упомянутые ектении и на полных литургиях, соединенных с вечернею, так как эти литургии, по Уставу, именно и относятся к разряду литургий, положенных для совершения вечером (Р.д.С.П. 1885 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Праздник Воздвижения Креста Господня сама церковь именует пресветлым торжественным днем и отличает его от других праздников (как Рождество Христово и Богоявление Господне) неделями вводными (см. в Типик. послед. под 14 сент; ср. послед. 8 сент. в конце, послед. 13 сент., послед. 15 сент. и послед. 21 сент.). Естественно, что при совершении богослужения вообще и при выносе креста в частности на утрени в данный праздник, как в «день пресветлый», более целесообразно облачаться священнослужителям в светлые одежды, чем в траурные (Р.д.С.П. 1889 г. Какой апостол и какой евангелие читать: а) в навечерие рождества Христова в субботу и воскресенье и б) в субботу пред неделею св. отец? В ответ на первый вопрос арх. Сергий историческими справками подтверждает предложение м. моск. Филарета, что в указаниях устава и минеи на этот счет вкралась ошибка, и доказывает, что положенные в навечерие Рождества Христова на отдельной вечерни апостол (Галат. 207) и евангелие (Мф. 53) следует читать только на литургии Златоустого и при том только в субботу, а на вечерни и в субботу и в воскресенье — праздничные. В субботу же пред неделей св. отец литургийные апостол и евангелие (Гал. 207, Мф. 53). (Из Христ. Чт. 1879 г. май — июнь) (Р.д.С.П. 1880 г. Когда литургия совершается с вечернею, как напр. в навечерие Рождества Христова или Богоявления, или в день Благовещания, а также в Великий четверг и субботу, — то как произносить просительную ектению: «исполним молитву нашу» и «дне всего совершенна», или же: «исполним вечернюю молитву нашу» и «вечера всего совершенна?» и т. д. А также на конце литургии вместо «день весь совершен», «вечер весь совершен?» и т. д. Лучшим ответом на эти вопросы служит чинопоследование преждеосвященной литургии, соединяемой с вечернею почти на тех-же основаниях, как соединяется литургия с вечернею накануне Рождества Христова и Богоявления и т. п. В этой же литургии в просительной ектении прямо полагается произносить: «исполним веченюю молитву нашу», и «вечера всего совершена», — а также и в конце литургии: «вечера всего совершенна», и т. д. Таким же образом надобно произносить все упомянутые ектении и на полных литургиях, соединенных с вечернею, так как эти литургии, по Уставу, именно и относятся к разряду литургий, положенных для совершения вечером (Р.д.С.П. 1885 г. Следует ли отверзать царские врата при пении «С нами Бог» на великом повечерии Рождества Христова, Богоявления и Благовещения, а в великую субботу — при пении стихов: «Славно бо прославися»… и «Господа пойте»..?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2267...

1 января (в Неделю пред Просвещением) тропари воскресный, Обрезания, и св. Василия Великого , Слава — кондак Василия Великого, И ныне — кондак Обрезания (Типик. л. 144). 1 августа тропари воскресный, Креста и мучеников (Маккавеев, Солом. и Елеазар.), кондак воскресный, Слава — кондак мучеников, И ныне — кондак Креста (Типик. л. 274 на об.). 16 августа тропари воскресный, Образа и праздника Успения Пресвятой Богородицы, кондак воскресный, Слава — кондак Образа, И ныне — кондак праздника (Типик. л. 287 на об.). Дополнительное примечание: Относительно воскресного кондака надобно повторить замечание, сделанное выше: если он есть в Утреннем каноне, то непременно есть и на Литургии по входе (исключений из этого правила за весь период времени пения Октоиха нет). Если же его нет в Утреннем каноне, то обыкновенно нет и на Литургии по входе (исключение из этого последнего правила, как мы видели, есть 1 и 16 августа). Таблица пения тропарей и кондаков на Литургии в храме Христа Спасителя Если случится святой, имеющий всенощное бдение, или полиелей, или славословие, или шестеричный, или не отмеченный в Типиконе праздничным знаком Если случится предпразднество или попразднество Господского или Богородичного праздника Устав может быть двоякий: 1 Тропарь воскресный гласа, тропарь рядового святого из Минеи — одного или двоих, кондак воскресный, кондак рядового святого одного или двоих, И ныне — общий кондак Богородицы “Предстательство христиан…”, напечатанный в Часослове, в Последовании Чина Изобразительных (Типик. гл. 2). Примечание: Как в этом случае, так и в других, пред тем кондаком, который занимает предпоследнее место, произносится “Слава” (Типик. гл. 48), впрочем, иногда Слава, И ныне произносится вместе перед последним песнопением. 2 Тропарь воскресный Тропарь рядового святого — одного или двоих Кондак воскресный Кондак рядового святого — одного или двоих И ныне — кондак предпразднества или попразднества (Типик. гл. 52) Тропарь воскресный Тропарь предпразднества или попразднества

http://azbyka.ru/kanonarh-metodicheskoe-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010