Вот видение нового Иерусалима (Церкви), возвышающегося на Святой Горе: «Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения – в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славою. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» ( Ис.60,18–21 ). Содержание Книги пророка Исаии: обличение грехов Иуды ( Ис 1 гл.); Суд Божий над миром и возвышение Царства Божия ( Ис. 2–3 гл.); о том, что остаток народа спасется, и о Мессии ( Ис. 4 гл.); песнь о винограднике ( Ис. 5 гл.); видение Господа Саваофа ( Ис. 6 гл.); конфликт с Сирией и о рождении Эммануила ( Ис. 7 гл.); о чудном Младенце ( Ис. 8–9 гл.); речь об Ассирии ( Ис. 10 гл.); о Мессии и Его Царстве ( Ис. 11 гл.); хвалебная песнь Богу ( Ис. 12 гл.); пророчества об языческих царствах, о Вавилоне и антихристе ( Ис. 13–14 гл.); о Моаве ( Ис. 15 гл.); о Самарии и Дамаске ( Ис. 17 гл.); речь об Эфиопии и Египте ( Ис. 18–20 гл.); предсказание падения Вавилона ( Ис. 21 гл.); предсказание о нашествии на Иудею ( Ис. 22 гл.); о Тире ( Ис. 23 гл.); Суд над вселенной и обновление мира ( Ис. 24–25 гл.); воскресение мертвых ( Ис. 26 гл.); продолжение песни о винограднике ( Ис. 27 гл.); речи о Самарии и Иерусалиме ( Ис. 28–29 гл.); о Египте ( Ис. 30–31 гл.); о новозаветных временах ( Ис. 32 гл.); пророчество об Ассирии ( Ис. 33 гл.); суд над народами и о благодати Божией ( Ис. 34–35 гл.); историческая часть ( Ис. 36–39 гл.); предсказание о конце вавилонского плена и об Иоанне Крестителе ( Ис. 40 ; Ис. 48 гл.); предсказание о царе Кире ( Ис. 41 ; Ис. 45 гл.); Отрок Господень ( Ис. 42 гл.); утешение пленным в Вавилоне ( Ис. 43–44 гл.); о падении Вавилона ( Ис. 46–47 гл.); о Мессии ( Ис. 49–50 гл.); восстановление Сиона ( Ис. 51–52 гл.); страждущий Мессия ( Ис. 53 гл.); о призвании язычников в Царство Мессии ( Ис. 54–55 гл.); о новозаветных временах ( Ис. 56–57 гл.); обличение лицемеров ( Ис. 58–59 гл.); слава Нового Иерусалима ( Ис. 60 гл.); о Мессии и новозаветных временах ( Ис. 61–63 гл.); молитва пророка за свой народ ( Ис. 62 гл.); призвание язычников к вере ( Ис. 65 гл.); торжество Церкви и окончательный Суд над отступниками ( Ис. 66 гл.). Несмотря на свою древность, Книга пророка Исаии звучит, будто написана вчера. Она настолько содержательна, утешительна и поэтична, что каждому христианину следовало бы ее иметь своей настольной книгой. Книга пророка Михея

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Когда на великопостных часах читается паремия или Евангелие, тогда эти молитвы читаются после паремии и Евангелия. В Великом посту на 1-м часе (на котором не положено чтения из Лествичника) молитвы: «Стоны моя направи» и «Да исполнятся уста моя» поются на двух клиросах. Молитву: «Стоны моя направи» поют точно так, как антифоны степенны на утрени, т. е. молитва разделяется на три стиха, или части, и каждый стих поет сперва один дик, потом другой (в Типиконе и Триоди Постной указано, где начинается и оканчивается каждый стих). Молитва же: «Да исполнятся уста моя» поется без разделения ее трижды, велегласно и косно (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста). На великопостных часах в среду и пяток сырные не полагается пения сих молитв указанным образом, а бывает чтение их (Тип., послед. сырной среды), равно нет указания на это изложенное выше пение и в дни праздников великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, 9-го марта, аще день постен), ни в храмовые праздники (Тип., храм. гл. 34, 35-я) ни в день Благовещения (Тип., послед. 25-го марта). На крестопоклонной седмице в понедельник и среду на 1-м часе, вместо «Стопы моя», поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» и стихиры Кресту (Тип., послед. понедельника 4-й седмицы Великого поста) и бывает поклонение Кресту, хотя бы случился и храмовый праздник (Тип., храм, гл. 34 и послед. 25-го марта, аще в среду крестопоклонную). На тех часах, на которых читаются паремии (именно: на 6-м часе – в среду и пяток сырные; в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 1-й, 2-й, З-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста; в понедельник, вторник, среду страстной седмицы; на 1-м часе – в страстной четверток и на всех царских часах), сряду после Богородична часов поется тропарь. На великопостных часах этот тропарь называется тропарем пророчества (Тип., послед. сырной среды и последование понедельника 1-й седмицы Великого поста) потому, что поется пред чтением пророчества и, по своему содержанию, имеет отношение к нему. На царских часах, на каждом часе поется по три тропаря, так что на всех часах поется двенадцать.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

551 Эти дни суть: 26-го сентября; 26-го октября; 13-го ноября; 6-го декабря; 1-го, 17-го, 20-го, 25-го и 27-го января; 12-го, 24-го февр.; 23-го апреля; 8-го, 9-го мая; 24-го, 29-го июня; 29-го августа. 552 Евангельская стихира (воскресная) поется, при исхождении в притвор, в те Недели (воскресения), в которые она не была пета на утрени пред великим славословием, а вместо нее пелась стихира праздника (См., например, Тип., послед. 21-го ноября в Неделю, послед. Недели праотец, Отец и других). 553 Так бывает почти во все Недели, начиная с Недели мытаря и фарисея (Тип., послед. Нед. мытаря и фарисея и Тип., гл. 2, 3, 4, послед. 8-го сентября, 1-го января и др.). Но иногда назначается читать Оглашения Студитовы прежде отпуста утрени (Тип., послед. 8-го мая, 13-го августа, в Неделю отдания Благовещения, в З-ю Нед. Велик. поста). 554 В последованиях на 8-е сентября, 26-го сентября и иных об этом прямо говорится. Но есть в Типиконе и такого рода указания, из которых видно, что иногда елеопомазание должно совершаться и не в притворе. В последовании Типикона на 15-е августа, если оно случится в Неделю (воскресение), сказано: «дается, елей от кандила праздника, таже стихира евангельская, и Оглашение Студитово, и обычное исхождение, и час 1-й е притворе». Когда елеопомазание совершается в притворе после утрени пред 1-м часом, тогда по Уставу, следует быть прочитана в нем молитва: «Владыко многомилостиве», читаемая на литии, пред освящением хлебов, пшеницы, вина и елея (Тип., гл. 3) (См. выше). 555 В 9-й главе Типикона, где указан порядок богослужения в седмичные дни, сказано, что утреня совершается в храме, и после отпуста 1-го часа бывает обычное похождение из храма, и поем литию об усопших. 557 В дни Великого поста, в которые не бывает литургии, а положено сряду за 9-м часом совершать в храме чин Изобразительных и потом вечерню, в те дни вечерня начинается без возгласа священника, а словами: «Приидите, поклонимся», и после чина Изобразительных, совершаемого пред вечерней, не бывает отпуста (Тип., послед. понед 1-й седмицы Великого поста). Если же вечерня совершается пред литургией, то после чина Изобразительных бывает отпуст, а в начале вечерни – возглас иерея (Тип., послед. среды 1-й седм. велик, пост.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Междочасия (μεσρioν) – четыре службы, совершающиеся после службы часов составляют как бы продолжение служб часов и обозначаются в богослужебных книгах так, что каждое междочасие есть как бы принадлежность известного часа, например, читаем: «междочасие 1-го часа», «междочасие сего часа», «9-й час с междочасием его». Отсюда междочасия носят название «почасие» (т. е. после часов) (Часосл. изд. -в Москве 1652 г. и в Супрасльской типографии 1786 г.) Почасие первого часа не поется в соборе, а указано петь в келии. Почасие 3, 6 и 9 часа поется в храме. Когда часы бывают без почасий, тогда 9 час бывает после литургии. Когда же часы бывают с почасиями, тогда 9 час глаголем прежде литургии, а почасие часа после литургии (там же). Но своему составу, междочасия совершенно подобны службам часов, именно в них, по благословении священника, читается: «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш», «Господи, помилуй», трижды и три псалма, особые на каждом междочасии; после них – «Слава и ныне», «Трисвятое», «Отче наш», тропарь Богородичен, «Господи, помилуй» 40 раз, «Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче». В посту засим бывают три великих поклона, и читается молитва св. Василия Великого , особая на каждом междочасии. Самые молитвословия междочасий находятся в Следованной Псалтири. Устав указывает совершать междочасия только в седмичные, (но не воскресные) дни, при пении на утрени и «Аллилуиа» и «Бог Господь». «И чтем 9-й час с междочасием его. аще и “Бог Господь” будет», сказано в Типиконе (гл. 9), в последовании седмичных дней, кроме субботы. В дни праздничные, например, Рождества Христова, Богоявления, в предпразднство, попразднство и отдания их (от 21-го декабря до 14-го января) не положено междочасий (Тип., послед. 21-го декабря). Упраздняются (отменяются) междочасия в седмицу, следующую и за днем Пятидесятницы (Тип., послед. понед. Св. Духа). Равно отменены междочасия в седмицы мясопустную и сыропустную (Тип., послед. Нед. блудн. сына), не исключая среды и пятка сырных (Триодь Поста., послед. среды сырн.). Не указано на междочасия во весь Великий пост, когда на часах положены кафизмы и чтения из Лествичника. Затем не бывает междочасий в пасхальную седмицу. «Начинаем же от днесь» – с понедельника после Недели (воскресения) св. апост. Фомы, «и междочасия часов по последовавшему уставу» (Тип., послед. понед. 2 седм. Антип. – утреня). Положено совершать междочасия в Петровом посту (Тип., послед. Петров, поста – см. в конце Триодиона). И в Рождественском посту, сказано в Типиконе, «часы поем с междочасием, без Псалтири» (т. е. без кафизм на часах) «и без чтения (т. е. чтения из Лествичника), какое положено в Великом посту на часах» (Тип., послед. 14-го ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Каждение, подобное тому, которое совершается на литургии для чествования Святых Даров бывает и для чествования животворящего Креста Господня, Евангелия, Плащаницы. При этом иногда кадятся и священно- церковнослужители. Каждение креста совершается во время великого славословия на утрени 14-го сентября, 1-го августа и крестопоклонной Недели (воскресения). Иерей, прием кадильницу с фимиамом, приходит ко святей трапезе, и кадит честный крест крестообразно. По выносе креста на средину церкви, уготованному аналогию, полагает вверх его честный крест и кадит крестообразно (Тип., 14-го сент., послед. 3 недели Велик. поста). Такое же каждение бывает на 1-м часе в понедельник и среду, и на 9-м часе, крестопоклонной седмицы, когда совершается поклонение кресту, Господню 218 . Каждение одной Плащаницы бывает в Великую пятницу на вечерне 219 и в Великую субботу на утрени, во время великого славословия, пред тем временем, как берут Плащаницу 220 . Иерей или архиерей кадит ее и потом исходит с Евангелием под Плащаницею, наддержащем священником, диаконом же кадящим (Тип., послед. Велик. субботы утра). Каждение Евангелия совершается на 3-м и 6-м царских часах пред Рождеством Христовым, Богоявлением и в Великий пяток, и на 6-м часе – в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Диакон кадит Евангелие и иконы (т. е. Спасителя и Богоматери) и настоятеля и лики только 221 . На утрени в Страстную пятницу, при чтении 7-ми Евангелий, кадит иерей или диакон св. трапезу 222 , (т е., где Евангелие чтется). При крещении иерей отходит к купели и кадит окрест (Требн., послед. крещения). При водоосвящении малом и великом иерей кадит воду крестообразно (Требн., послед. малого водоосвящения). При елеосвящении вземлет первый священник кадильницу с фимиамом и кадит окрест стола елей, на нем сущий, и всю церковь или дом и люди (Требн., послед., св. елея). При обручении иерей, введ я (новоневестных) внутрь храма, кадит крестовидно (Требн., послед. обручения). Каждение совершается при отпевании тела умершаго. Иерей кадит тело мертвого и предстоящих (Требн., послед. мертв. мирск. человек), и тем как бы приносит Богу жертву умилостивления о лежащем (Нов. Скр., ч. IV, гл. 20, § 4) и в честь Господа Владыки жизни и смерти (Духовн. Бес., 1850 г., 43, стр. 128).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Кондак воскресный Кондак рядового святого — одного или двоих И ныне — кондак предпразднества или попразднества (Типик. гл. 52) Примечание: В 52 гл. Типикона не упоминается о воскресном кондаке во дни предпразднества или попразднества, но в гл. 48 Типикона ясно указывается: о попразднестве Воздвижения в Неделю, и о попразднестве Преображения в Неделю (Типик. л. 281) Таблица тропарей и кондаков на Литургии воскресного дня в храме Божией Матери Если случится святой, имеющий или бдение, или полиелей, или славословие, или шестеричный, или не отмеченный в Типиконе праздничным знаком Если случится предпразднество или попразднество Господского праздника Если случится предпразднество или попразднество Богородичного праздника Тропарь воскресный гласа Тропарь храма Богородицы Тропарь рядового святого — одного или двоих Кондак воскресный Кондак рядового святого — одного или двоих И ныне — кондак храма Богородицы (Типик. гл. 2) Примечание: Опять “Слава”, как и всегда, произносится перед тем кондаком, который занимает предпоследнее место. Устав может быть двоякий: 1 Тропарь воскресный Тропарь предпразднества или попразднества Тропарь храма Богородицы Тропарь рядового святого — одного или двоих Кондак воскресный Кондак храма Богородицы Кондак рядового святого — одного или двоих И ныне — кондак предпразднества Или попразднества (Типик. гл. 48) 2 Тропари те же и в том же порядке Кондак воскресный, предпразднества или попразднества, рядового святого — одного или двоих, И ныне — кондак храма Богородицы (Типик. гл. 52) Тропарь воскресный Тропарь предпразднества или попразднества Тропарь рядового святого — одного или двоих Кондак воскресный Кондак рядового святого — одного или двоих И ныне — кондак предпразднества или попразднества (Типик. гл. 48) Примечание: Здесь нет тропаря и кондака храма Богородицы, потому что они заменяются тропарем и кондаком предпразднества или попразднества, прославляющими то же Лицо Песнопения См. ноты в pdf-фaйлe Запевы к чтению канонов (для вставки в файл на службе)

http://azbyka.ru/kanonarh-metodicheskoe-...

На 6-м часе поется тропарь: «Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей, в раи дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас» 543 . На 9-м часе поется тропарь: «Иже, в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас» 544 . Касательно пения этих тропарей должно заметить: 1) Тропари великопостных часов поются иначе, нежели тропари праздника или святому. В Великую Четыредесятницу и страстную седмицу (в понедельник, вторник, среду) тропари великопостных часов поются со стихами, и при пении их творятся коленопреклонения. Это совершается таким образом: иерей (или учиненный чтец), выйдя на средину храма, пропоет тропарь на положенный глас 545 , затем тропарь поется велегласно ликами трижды: правым ликом – дважды, а левым – едножды (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста). Именно, после иерея, поет правый лик. Засим иерей говорит 1-й стих, и левый лик поет тропарь. Наконец, иерей говорит второй стих, и правый лик поет тропарь. Когда иерей поет тропарь или говорит стих, тогда коленопреклонения творят лики и народ; когда же поют тропарь лики, тогда иерей совершает коленопреклонения (Тип., послед. понед. 1-й седм. Великого поста и последование понед. страстной седмицы). 2) На часах в среду и пяток сырные, хотя положены тропари великопостпые, но они не поются, а читаются. В Типиконе сказано: «тропарь: “Заутра услыши” скоро без пения» (Тип., послед. сырной среды. Сн. Тип., послед. 14 ноября, 3-е зри). 3) Указанные тропари не поются на великопостных часах в день Благовещения (Тип., послед. 25-го марта), в день храмовый (Тип., храм. гл. 34 и 35), в день празднования великому святому (Тип., послед. 24-го февраля, аще случится в понедельник или день постен 2-й, З-й, 4-й седмиц Великой Четыредесятницы). Тогда на место их поются тропари праздника или святому. На царских же часах после псалмов поется «Слава и ныне». «Аллилуиа» трижды и на «Слава» – особый тропарь. На царских часах в навечерие Рождества Христова и в навечерие Богоявления на «Слава» поется тропарь предпразднства сих праздников, и на всех часах один и тот же тропарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

353 Службы святых, кроме великих святых, случившихся в Недели, поются на повечерии (Тип., послед.Нед. ап. Фомы). 354 То есть, включая в число четырех стихир и ту стихиру, которую в Триоди Цветной положено петь на «Слава». 355 Это славословие называется малым славословием (Δοξολογα μιχρ), славословие же в конце утрени: «Слава в вышних Богу» называется великим славословием (Δοξολογα μεγλη). 356 Стихира, которая поется после «Слава», называется иногда словом «славник». Напр., сказано: оставляются стихиры и славники и канон кресту (Тип., послед. 25 марта, ещё в среду крестопоклонную). 357 Богородичен иногда именуется словом тропарь (Тип., послед. 25 июля). Есть такое указание: сей тропарь глаголется вместо Богородична (Тип., послед. 9 дек.). В этом тропаре, в воспоминание св. Анны, егда зачат Пресвятую Деву, упоминается и Пресвятая Богородица. 358 Богородичны малой вечерни воскресные после стихир на «Господи воззвах» печатаются в Октоихе прежде Богородичнов Октоиха великой вечерни, и обозначаются так: Богородичен гласа малой вечерни. 359 В предпразднство, попразднство и отдание других двунадесятых праздников, случившихся в субботу, поется Богородичен догматик настоящего гласа (Тип., послед. 13-го и 21-го сентября, 5-го и 13 августа и Тип., гл. 15). 361 Вот перевод сей песни: «Иисусе Христе, тихий свет (φς λαρν) святой славы бессмертного Отца, небесного, святого, блаженного, мы, дожив (прийдя – до солнечного заката (ε=π τν λιου δσιν), увидев вечерний (ε=σπερινν) свет, поем Отца, и Сына, и Святого Духа. Ты Сын Божий, дающий жизнь, достоен быть воспеваем во все времена гласами преподобных; потому весь мир Тебя славит». 362 Вход в прежних богослужебных книгах обозначался словом «похождение» (Тип., изд. в Москве 1641 г., в месяцеслове). 363 В великую Четыредесятницу Вход бывает на праздники сих святых, например, 9-го марта, 24-го февраля, хотя бы накануне сих дней и не совершалась литургия преждеосвященных Даров (Тип., послед. 24-го февраля), и была вечерня вседневная, а не великая.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

После ектении: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» бывает исхождение в притвор на литию 386 . Лития бывает на великой вечерне, совершаемой на бдении (Тип., гл. 2), также на великой вечерне и не на бдении, а на особой от утрени (Тип., послед. 6 окт. и др.). Исхождение в притвор на литию предписывается совершать таким образом: «Исходим в притвор, поюще стихиру храма иди праздника, совершающе литию. священник же и диакон с кадильницею исходят вкупе северною страною, предидут же им со двема лампадома, Святым Дверем, затворенным сущим (Служебн., послед. вечерни). И тамо (в притворе) диакон кадит святыя иконы и настоятеля и лики по чину и станет на своем месте» (Тип., гл. 2) 387 . Исхождение в притвор на литию на всенощном бдении, бывающее после Входа и ектений вечерни, с одной стороны – для стоящих в притворе (кающихся) изображает то же, что изображает собою (для стоящих в храме) Вход на вечерне, т. е., что Господь наш Иисус Христос – «Тихий Свет» сошел к нам долу, что стоящие в притворе могут ожидать милости у Господа, оставления грехов; с другой стороны, исхождение верных в притвор, место оглашенных и кающихся, означает глубокое смирение верных, готовых ставить себя на место оглашенных и кающихся и молиться вместе с ними (Тип., гл. 2 и Служебн., послед. вечерни). При исхождении на литию поются стихиры литии. На литии поются следующие стихиры: прежде всего – стихира храму, т. е. стихира, положенная на литии в храмовой праздник. Стихира храму не поется только: 1) На все двунадесятые праздники. 2) На их попразднства и отдания в неделю. 3) На предпразднство Рождества Христова 20, 21, 22, 23-е декабря, случившееся в неделю. 4) На Недели: ваий, ап. Фомы, мироносиц, Святых отец (7-ю по Пасхе) и Пятидесятницы. На эти дни поются стихиры только празднику. 5) На великие праздники 29 июня св. апостол Петра и Павла и 29 августа усекновение главы св. Иоанна Предтечи. После стихиры храма поется стихира святому на Слава и ныне или предпразднства, или праздника, или Богородичен. Стихиры святым, празднику, предпразднству, попразднству, которые следует петь на литии, изложены или наряду в службе того дня, например, говорится о Неделе Св. отец: «На литии стихиры предпразднства, отеческия Недели рядовыя» (т. е. Минеи) (Тип., послед. 21-го дек. в неделю), или же назначено петь их из числа стихир на стиховне (Тип., гл. 5; Тип., послед. 8-го сент. и др.). Если же на неделю после стихир литии на «И ныне» поется Богородичен, а не сихира праздника, то поется Богородичен от стиховен, поемых в неделю» (Тип.. гл. 3), или Богородичен первый, по гласу святого (Тип., гл. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Далее кадит иконы всего храма, затем входит в притвор. При входе в притвор творит крест кадилом пред «красными вратами», ведущими из храма в притвор, в нем кадит иконы по обе. стороны их, затем, обойдя притвор, обернувшись от красных врат лицом к западу, кадит крестовидно. После сего, придя в храм, пред Царскими вратами творит кадилом крест. Потом кадит иконы Спасителя и Богоматери и лежащую на аналогии, и входит в алтарь южными дверьми и творит крест пред святою трапезой. Каждение всего храма, начинаемое из алтаря, бывает: На вечерне: 1) В начале всенощного бдения (Тип., гл. 2, 22, послед. декабр. 25). 2) При пении: «Господи, воззвах» (Тип., гл. 2, 22 и 9). На утрени: 3) В начале утрени (Тип., гл. 9 и 22). 4) При пении: «Непорочны» (Тип., гл. 22). 5) При пении полиелея (Тип., гл. 15 и 22). 6) При конце 7-й песни канона (Тип., гл. 22 и 2). 7) При пении: «Взбранной Воеводе» в субботу 5-й седмицы Великого поста (Тип., послед. субб. 5 сед. вел. Четыр.). На литургии: 8) По отпусте проскомидии, пред началом литургии (Служебник). 1) Каждение на всенощном бдении совершают в монастырях иерей в епитрахили с параекклисиархом (Тип., гл. 2), в приходских церквах – иерей в фелони с диаконом в стихаре, при пении псалма: «Благослови, душе моя, Господа», изображающего творение всего мира. В это время каждение изображает то действие Св. Духа при сотворении вселенной, о котором сказано: Дух Божий ношашеся верху воды ( Быт.1:2 , Нов. Скр.. ч. II, гл. 1, § 14, см. Тип., гл. 2). Каждение в алтаре, с которого оно и начинается, указано совершать одному священнику. Затем, по открытии Царских врат, в храме и притворе – вместе с параекклисиархом (Тип., гл. 2) или с диаконом. В начале бдения бывает каждение и тогда, когда бдение начинается не вечернею, а повечерием (на Рождество Христово, на Богоявление, на Благовещение. Тип., послед. 25 дек. и 25 марта). Иерей в фелони сперва один кадит святую трапезу, жертвенник и весь алтарь, потом, в предшествии диакона, исходит из алтаря и кадит Святые Врата и местные иконы токмо: таже оба станут пред Царскими вратами, и диакон возглашает: «Благослови Владыко», иерей: «Благословен Бог наш» (Послед. вечерни, утрени, полунощницы, изд. в Киево-Печерской лавре, 1861 г., л. 13) 209 . 2) На всякой вечерне диакон совершает каждение по всей церкви во время пения «Господи воззвах» (Тип., гл. 22, 2. 9). Это каждение изображает собою жертвы, которые по падении людей приносились Богу во образ жертвы, принесенной Самим Господом, и сожигались на жертвенниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010