(Тип. гл. 24). Таким образом, возжжение и гашение светильников имеет связь с богослужением. Кто дорожит святынею храма, уважая в нем богослужение, тот смущается, что в храме Божием горят те светильники, которые освещают трактиры, пивные и другие лавки, улицы и нужные отхожие места. С электричеством, дающим сильный свет, соединяется мысль, что он употреблялся и удобен, ныне для убийства. А елей и воск знаменуют мир и любовь. Светильники в храме не для угоды лиц, ищущих и в храме развлечения себе, рассеянности, приятного препровождения времени. Молящиеся слышать в храме призыв: отложим всякое житейское попечение, и возносится прошение о входящих во храм с верою, благоговением и страхом Божиим. Любящие же храм во всех древних церковных установлениях, найдут в освещении его электричеством новшество, посягательство к научению молитвенников относиться мало-помалу холодно к древнему православному богослужению и нечувствительно склоняться к неправославию, где храм, по своему устройству, такое же светлое зало, как и всякое зало для развлечений и удовольствий. 124 «Свещы горящыя, поне четыре, или три да будут при литургии божественной на престоле, на жертвеннике, пред иконами две, на исхождение. В велицей же нужде две или едина, ибо аще кроме свещ литургисати дерзнет иерей, смертно согрешит» (Извест. учит. о сосудах священных, к служению потребных). 125 «Вшед во храм, вжигает свещи вся и кандила» (Тип., послед. Пасхи). «Вшед вжигает лампады» (Тип., гл. 2). В церковном уставе кандилом называется сосуд, в который вливается елей. Так, в Типиконе читаем: «На бдении всенощном иерей помазует от кандила святым елеем крестобразно себе и братию (Тип., послед. 26 сент.); дается святый елей братии от кандила Предтечева (Тип., послед. 29 августа). Здесь разумеется елей от лампады, находящейся пред иконою святого Предтечи. И при елеосвящении сосуд с елеем называется кандилом: «Вестно буди, яко в велицей Церкви вместо воды вино в кандило молитвомаслия влагают» (Требн., послед. св. елея). 126 Несущий эту свечу называется примикирием, πριμικριος, primicerius – от κηρς – воск, свеча, или от primus – первый и cera – свеча (Чиновн., лит.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В Неделю, если в оную не случится праздник двунадесятый и храмовый, после пения «Помилуй мя, Боже» поется (на 6-й глас) стихира, раскрывающая плоды Христова воскресения: «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость». А в великие праздники Господни, Богородичны и храмовые, хотя бы они случились н в Неделю (воскресение) (Тип., послед. 8-го и 14-го сент. и друг., храм. гл. 1) и в праздники великих святых с бдением или полиелеем, случившиеся в седмичные дни (но не в Неделю), поется стихира праздника или святому (Тип., послед. 26-го сентября и другие и сн. Тип. 3-ю главу). Но в день храма в 1-ю неделю Великого поста поется стихира воскресная, а не храма (Храм., гл. 33). Затем, когда на утрени было читано Евангелие, диакон читает молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя», которую читал на литии. Впрочем, эту молитву читают по стихословии и пятидесятом псалме и в те дни. в которые на утрени не читается Евангелия, в дни св. Четыредесятницы (см. послед. понед. 1-й седм. Велик. поста), кроме суббот и четвертка Великого канона (Послед. утрени, вечерни и полунощницы, изд. в Киеве, 1861 г., л. 11 на обороте). В этой молитве просим Господа, чтобы Он молитвами Богородицы, силою честного и животвотворящего креста, предстательством честных небесных сил и всех святых услышал нас молящихся и помиловал. После пения: «Госноди, помилуй», 12-ть раз произносит священник возглас: «Милостию и щедротами». В те дни, в которые было на бдении освящение хлебов, вина и елея, подходящие к целованию Евангелия или иконы, обыкновенно, помазываются от иерея освященным елеем. Это совершается вместо того помазания, которое в Типиконе указано после утрени. Помазуются святым елеем во освящение души и тела, во имя Отца, н Сына, и Святого Духа (см. выше). После молитвы: «Спаси, Боже, люди Твоя, молитвословия утрени, главным образом, относятся к годовому кругу богослужения (см. выше). Устав назначает петь песни Св. Писания и с ними песни канонов 460 . И эта часть утрени есть собственно праздничная, торжественная.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

105 В древнее время у нас на Руси, почти в каждой церкви старались иметь части св мощей. В большом распространении были кресты со св. мощами. Этими крестами освящали воду. (См. ниже «Чин омыти мощи святых«). Иногда прихожане той или иной церкви обращались с слезными молениями к самому царю и просили его прислать им «животворящий крест с мощами». Прот. Никольский. О службах, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПБ. 1865 г, стр. 289. 106 Впрочем, есть рукописные требники, которые говорят и обратное: «и идут около церкви противу солнца«. Требн. рукоп. Соф. б. 1071, л. 51 об. 107 Вот перечень этих стихир с (нашим) указанием, откуда они взяты – Начиналось обхождение храма при пении тропаря обновления, «Иже на камени веры». Потом следовали стихиры самогласны из службы обновлению гл. 1 – «Обновляйся, обновляйся» (вторая хвалитная стихира по современному Требнику и первая стиховная вечерняя стихира по требникам старопечатным); гл. 2., – «Обновление празднующе» (славник вечерних стиховных стихир по староп. требн.); гл 3., – «К себе обращайся, человече» (из утренних хвалитн. стихир); гл. 4, – «Обновляется днесь, яже от язык церковь » (из вечерних стиховных стих.); гл. 5. – «Иже в недрех Отеческих» (оттуда же); гл. 6, – «Поновления чтутся». Далее пели мученичны, взятые, как оказывается по проверке, из различных служб октоиха, гл. I, – «Страстотерпцы Христовы приидите, людие, вси почтим» (из стих. стих. утренн. в понедел. 1 гл.); «Прехвальнии мученицы» (стиховн. в среду вечера того же гл.); гл. 2, – «Иже земная сладосте не возлюбльше» (стиховн. вечерн. четверг 2-го гл,), «По Христе пострадавше» (стиховн. утрен. понед. того же гл.); гл. 3, – «Велия Креста твоего, Господи, сила» (стиховн. вечера, четверг.), «Велия мученик Твоих, Христе, сила» (стиховн. веч. понед) гл. 4, – «Кто не ужасается, зря» (стихов. утр. понед.); «Како вашим не удивимся подвигам» (стих. утр. сред.); гл. 5 – «О земных всех небрегше» (стих. вечер. четверг.); «Благословенно воинство Царя небесного» (стихов. понед.); гл. 6, – «Господи, аще не быхом святыя твоя имели молитвенники» (6 гл. стихов. утр. вторн.); «Крест твой, Господи» (того же гл. стиховн. сред. веч.); гл. 7-й – «Слава тебе, Христе Боже, апостолом похвало» (стиховн. 7 гл. четв. веч.); «Святии мученицы» (оттуда же); гл. 3, – «Мученицы Господи, всяко место освящаете» (8 гл. стихов. веч. четверг.); «Что вы наречем, святии» (того же гл. стиховн. понед. утр.); «Слава. – «Память обновления совершающе, Господи» (Славник на Господи воззвах, службы освящению); «И ныне. «Владычице, приими молитвы раб».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Г. С. состоит из 3 книг, разделенных в соответствии с литургическим годом и включающих ок. 1700 молитв. 1-я книга содержит 107 глав. В нее входят молитвы для месс и служб суточного круга вигилии Рождества Христова, для дня праздника и его октавы (Гл. 1-5, 9), молитвы для месс на праздники святых Стефана (Гл. 6), Иоанна Богослова (Гл. 7), Вифлеемских младенцев (Гл. 8), Богоявления (Гл. 11-12); для месс воскресений за 3 (70-ца) (Гл. 13), за 2 (60-ца) (Гл. 14) недели и за 1 неделю перед Великим постом (Гл. 17); для 1-й седмицы Великого поста (Гл. 18-19) и воскресений Четыредесятницы (Гл. 25-28); для служб Входа Господня в Иерусалим, Страстной седмицы и Пасхи (Гл. 37, 41-43, 45-46), Светлой седмицы (tocius albae) (Гл. 47-52), октавы Пасхи (Гл. 53) с отдельным чином, совершаемым «за стенами Рима» (in parochia) (Гл. 55); для воскресений периода Пятидесятницы (Гл. 57-62, 65), для праздника Вознесения Господня (Гл. 63-64), для вигилии Пятидесятницы и дня праздника (Гл. 77-81), для октавы Пятидесятницы (Гл. 84). Также в 1-ю книгу входят крещальные чины, чины хиротоний и освящения храма, дополнительные главы. Крещальные чины включают предкрещальные чины, совершаемые в течение Великого поста: избрание и молитвы за готовящихся к принятию Крещения (pro scrutinio), объявление их имен (denuntiatio) в понедельник 3-й седмицы поста, молитву над оглашаемыми, благословение соли, экзорцизмы, толкование Евангельских чтений после совершения обряда «отверзения ушей» (in aurium apertionum), толкование Символа веры и молитвы Господней (Гл. 26-36); чин благословения елея и мира (хризмы) в Великий четверг (Гл. 40); экзорцизм и передачу Символа веры (приводится на греч. и лат. языках) утром в Великую субботу, процессию к источнику и благословение его вод вечером (Гл. 44). На октаву Пасхи празднуется годовщина Крещения на прошлую Пасху (de Pascha annotina) (Гл. 54). На вигилию Пятидесятницы выписаны предкрещальные чины без длительного оглашения для особых случаев: возложение рук на бесноватых, больных, язычников, благословение вод источника, экзорцизмы, исповедание веры, благословение елея (Гл. 64-76).

http://pravenc.ru/text/Геласия ...

Над составлением новой книги трудились: Михаил Григорьевич Талалай – кандидат исторических наук, видный исследователь русского зарубежья, сотрудник Института всеобщей истории РАН, и Маргарита Анатольевна Бирюкова – библиограф, краевед, член Союза писателей России. Публикация новых ценных материалов в настоящем, наиболее полном виде стала возможна, в том числе, благодаря содействию ряда исследователей из США, Италии, Сербии и Германии. Так, рукопись 3-го тома воспоминаний М.Г. Талалай получил из стен Джорданвилльского монастыря, где хранятся архивы Русской Православной Церкви заграницей, при поддержке о. Владимира Цурикова. «Краткая объяснительная записка» Н.Д. Жевахова, рассказывающая об истории Барградского подворья до 1932 года и раскрывающая хозяйственно-финансовую сторону его жизни, предоставлена для публикации директором Свято-Николаевского исследовательского центра (Centro Studi Nicolaiani) при Базилике св. Николая о. Джерардо Чоффари. Никола Страдиоти (Бари) предоставил архивные фотографии Н.Д. Жевахова. Алексей Борисович Арсеньев (Новый Сад, Сербия) снабдил текст Н.Д. Жевахова некоторыми важными примечаниями. Михаэль Хагемейстер (Бохум, Германия) указал ценные сведения из биографии князя Жевахова и предоставил для публикации открытку с его последним известным автографом (от 29 июля 1944 г.). Составители выражают им сердечную благодарность! СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ: ЧАСТЬ I. Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода. Третий том. Публикация М.Г. Талалая. Предисловие автора. С. 7; Гл. 1. По пути в Сербию. С. 12; Гл. 2. Белград. С. 22; Гл. 3. Российский посланник В.Н. фон Штрандтман. С. 25; Гл. 4. Поиски выхода. С. 27; Гл. 5. Положение епископов. С. 29; Гл. 6. Первые впечатления. С. 32; Гл. 7. Сербский язык. С. 38. Гл. 8. Земун. С. 41; Гл. 9. Рука промысла Божия. С. 47; Гл. 10. Вршац. С. 51; Гл. 11. «Русско-сербское общество». С. 57; Гл. 12. Обращение Польской Церкви. С. 62; Гл. 13. Заря новой жизни. С. 66; Гл. 14. В западне. С. 74; Гл. 15. Новый Сад. С. 79; Гл. 16. Мытарства. С. 82; Гл. 17. Итоги. С. 93; Гл. 18. Отъезд в Италию. Венеция. С. 95; Гл. 19. Рим. С. 98; Гл. 20. Прибытие в Бари. С. 104; Гл. 21. Вдова Кулакова и ее дочь. С. 110; Гл. 22. Псаломщик Каменский. С. 120; Гл. 23. Монахиня Матрена Зайцева. С. 139.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/09/ni...

Гл. 7. Пятое орошение. Гл. 8. Шестое и седьмое прошения. Гл. 9. Славословие. Гл. 10. Надо приносить Богу также другие молитвы и прошения. Гл. 11. При молитве Богу не должно иметь никакого гнева на своих братьев. Гл. 12. Во время молитвы следует быть свободным от всякого расстройства духа. Гл. 13. Об обычае мыть руки перед молитвой. Гл. 14. Апострофе. Гл. 15. О снятии верхней одежды. ГЛ. 16. О сидении после молитвы. Гл. 17. О поднимании рук при молитве. Гл. 18. О целовании. Гл. 19. О посте. Гл. 20. Об одежде женщин. Гл. 21. О девушках – некоторые утверждают, что они должны являться в церковь с открытым лицом. Гл. 22. Возражение на это. Гл. 23. О коленопреклонении при молитве. Гл. 24. О месте молитвы. Гл. 25. О времени молитвы. Гл. 26. Об увольнении у христиан. Гл. 27. О чтении псалмов при молитве и аллилуия. Гл. 28. О духовном жертвоприношении. Гл. 29. О силе и действии молитвы. Заключение. «Дух Божий, Слово Божие, Разум Божий, Слово Разума и Разум Слова – все это в совокупности Иисус Христос, наш Господь, научил нас, учеников Нового Завета, молитве по новому образцу. Это также необходимо, как и то, чтобы новое вино содержалось в новых мехах или чтобы заплата новая была пришита к одежде также новой. Сверх того, все, прежде бывшее, или отменилось, как напр., обрезание, или восполнилось, как недостающее в законе, или исполнилось, как пророчество, или усовершенствовалось, как вера. Новая благодать Божия одухотворила все, что было плотского в древнем законе, пройдя по всей (ветхозаветной) древности очищающей силой Евангелия, в котором Иисус Христос, наш Господь, показал, что Он одновременно и Дух Божий, и Слово Божие, и Разум Божий. Дух по силе Своего могущества, Слово по силе Своего учении, Разум по силе Своего проявления. Итак, молитва , установленная Иисусом Хрястом, составлена из этих трех основных частей (элементов): слова, ее выражающего, духа, дающего ей силу, и разума, подающего ее уразумение и понимание». «В чем откажет Бог молитве, сказанной в духе и истине, Он, Который такой и требует? Нам известно, насколько сильно действие молитвы, потому что мы читали или слышали об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

117 Св. Афан., Апол. пр. ариан, §§ 6 и послед.; Руффин, И. Ц., кн. I, гл. 16 и 17; Созомен, И. Ц., кн. II, гл. 25; Сократ, И. Ц. кн. I, гл. 28 – 32; Феодор., И. Ц., кн. I, гл. 28; Епифаний, 68. 120 Св. Афан., Апол. прот. §§ 84, 86, 86; Созомен, И. Ц., кн. II, м . 27 и 28; Сократ, И. Ц кн. I, гл. 33, 34; Феодорит, И. Ц., кв. I, гл. 29. 136 Евсевий, Жиз. Конст. В., кн. IV, гл. 53. Легенды римские повествуют, что у него была проказа, от которой излечился крещением. Евсевий, коротко знавший Константина, без сомнения упомянул бы о том, если бы то было истинно. 138 Евсев., Жиз. Конст. В .. кн. IV, гл. 63 и послед.; Сократ, подобно Евсевию, утверждает, что Константин был крещен в Никомидии, во время болезни, незадолго до кончины. (Сократ, И. Ц., кн. I, гл. 39); (Созомен, И. Ц., кн. II, гл. 34) говорить то же, равно как и Феодорит, (И. Ц ., кн. I, гл. 30). Никаким достоверным памятником не опровергается точность сказания этих историков. 139 Из этих слов Евсевия (гл. 71) видно, что в начале IV столетия в Церкви существовал обычай молиться за усопших и служит по ним литургию. Мы еще ранее приводили несколько свидетельств более древних, что в Церкви первоначальной, как ныне в Церкви православной, установлено было молиться за усопших. 142 Церковь Грузинская осталась отделенной от всех прочих, вследствие происшествий политических и войн, возмущавших эти страны; В начале нынешнего столетия Грузия сделалась провинцией Российской империи, стало возможным изучать её Церковь , и она оказалась совершенно сходной с Церковью кафолической восточной греко-русской. Тожество это служит доказательством верности обеих Церквей в соблюдении веры и установлений апостольских трёх первых столетий. 144 Церковь Абиссинская существует поныне и сохранила в достаточной чистоте учение и учреждения первых столетий. Она различается только в незначительных подробностях от Церкви кафолической восточной или православной греко-российской. (Там есть обрезание). 147 Созомен говорит о гонении Сапора и письме императора к царю Персидскому, до смерти Константина. Ученые же утверждают, что гонение было только семь лет после смерти Константина, в царствование Констанция, потому что тогда действительно были набеги Персов в империю Римскую Хроника блаж. Иеронима благоприятствует последнему мнению, совершенно противоположному сказанию Созомена.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

всегда ли нужно сначала кадить престол, потом горнее место, затем жертвенник и т. д.? Каждение всей церкви, начиная с алтаря, по указанию 22 гл. Типикона, совершается в таком порядке: Священник или диакон сперва кадит пред св. престолом со всех сторон, крестовидно, потом кадит весь алтарь и жертвенник, затем выходит северными дверьми (в начале всенощного бдения и при пении «полиелея» иерей для каждения храма исходит их алтаря царскими вратами — см. Типик. гл. 2 и Устав священнослужения в начале Служебника) из алтаря в среднюю часть храма. Здесь, ставши пред царскими вратами, делает пред ними крест кадилом и потом кадит пред иконами, находящимися в иконастасе с южной стороны, начиная с иконы Спасителя, а затем, — пред иконами, находящимися в иконостасе с северной стороны, начиная с иконы Богородицы. Совершивши таким образом каждение пред иконами в иконостасе, он кадит правый и левый лики (клиросы) и всю братию (народ) в церкви. Далее кадит иконы всего храма, входит в притвор и в нем кадит иконы по обе стороны; обойдя притвор и обратившись от красных врат к западу, кадит крестообразно. Возвратившись из притвора в среднюю часть храма и ставши пред царскими дверьми, творит пред ними крест кадилом и кадит иконы Спасителя, Богородицы и лежащую на аналогии. После чего входит в алтарь южными дверьми и творит крест кадилом пред св престолом (Типик. гл. 22; срав. «Пособие к изучению Устава богослуж. Православ. Церкви» прот. Конст. Никольского ст. 89, изд. 3- е. СПб. 1974 года). Такой порядок каждения полагается: а) на вечерни 1) в начале всенощного бдения (Типик. гл. 2 и 22; ср. Устав священнослужения в начале Служебника) и 2) при пении «Господи воззвах» (Тип. гл. 2, 9 и 22); — б) на утрени 1) в начале утрени (Тип. гл. 9 и 22), 2) при пении «Непорочны» (Тип. гл. 22), 3) при пении «полиелея» (Тип. гл. 13 и 22), 4) по 8 пении канона, во время «Честнейшую» (Тип. гл. 2 и 22, срав. Уст. священнослужения в начале Служ.); — в) на литургии — по отпусте проскомидии, пред началом литургии (Служ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В 57 главе пандект он занимается выборкой правил дисциплинарных из главных уставов того времени, а в первом слове тактикона излагает свой образцовый типик, о котором в письме к отцу Герасиму отзывается следующим образом: «Аз, аще недостоин есмь..., обаче по силе моей трудолюбствовав поспешением божьим      о постах же и праздниках и прочего делательного (πρακτικς в противоположность θεορητικς жития (правила) от божественных писаний и от тех самых типик подобающая избрав и бысть Христовою благодатью от божественных писаний свидетельствован... Книга же эта оста, яко же и прочая вся (т. е. другие труды Никона) зде во святом Симеоне Чудотворце во утеху требующим и в нашу пользу». (Такт. сл. 6 л. 62 об. 63.). Не разумеет ли Никон в последних строках тот древний иерусалимский типик, который он нашел при посредстве Лаодикийского игумена Феодосия и положил для списывания в монастыре Симеона Дивногорца? Может быть; но, сколько позволяет судить контекст славянской речи, дело идет, по–видимому, о собственном типике Никона. За неимением греческого текста, проверить по подлиннику не можем (Предисл. к тактикону л. 10). Типик этот, как мы сказали, содержится в первом слове тактикона и носит следующее заглавие: «правительник (κανοναριον) с Богом, рекше типик, от божественных писаний избран о устроении преданных нам образ (τπων порядков, постановлений) от святых отец в спасение душам и писанием вдан иже под нами братиям». В монастыре Рапфском и у Симеона Дивногорца этот устав был принят в руководство и служил основанием тамошних порядков 22 , но общеобязательного значения не имел. Ему недоставало административно–церковной санкции; да и Никон был далек от мысли придавать ему такой авторитет; он рекомендует его в руководство желающим, в пользование тем, которые на то, «произволение имеют», и затем в самом типике делает оговорки, что это его личное мнение, что он не выдает его за непогрешительное правило, а предоставляет решению более сведущих. Содержание этого устава делится на две части: литургическую и дисциплинарную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

При этом тропарники большинства ранних серб. списков Иерусалимского устава 1-3-й четв. XIV в. (Никодимов типик 1319 г. (погиб в пожаре в 1941; см.: Типик архиеп. Никодима/Уред.: Л. Београд, 2004-2007. 1-2), Романов типик 1331 г. ( Р. Романов типик//ЗбМСД. 1956. Св. 13/14. С. 47-59), Ковинский 1-й пол. XIV в. (Белград. Архив САНУ. 294), Хлудовский 1356-1371 гг. (ГИМ. Хлуд. 122), Шафариков 60-х гг. XIV в. (Прага. Народный музей. IX F 23), Севастьяновский ок. 1372 г. (РГБ. Ф. 270. II, 27/М. 1458) и др.) эти песнопения не содержат; наиболее ранний пример включения памяти И. Р. в Устав церковный представляет т. н. Симеонов типик 3-й четв. XIV в. (Загреб. Б-ка нац. ун-та, R 4068; см.: Mo š in V. irilski rukopisi i pisma Nacionalne sveuilišne biblioteke u Zagrebu//Radovi Staroslovenskog insmimuma. Zagreb, 1964. Knj. 5. S. 19). Вместе с тырновской редакцией стишного Пролога во 2-й пол. XIV в. в Сербии получает распространение и проложное Житие И. Р. Старшие списки содержатся в сербских стишных Прологах 3-й четв. (Черногория. Монастырь Николяц. 34; см.: Петков Г. Бугарска пролошка жumuja у српским рукописима стиховног пролога//Словенско Зб. проф. Београд, 2001. С. 159-175) и посл. четв. (Македония. Прилеп. ц. Благовещения. М-3; см.: Словенски ракописи во Makeдohuja. Ckonje, 1971. Кн. 1. С. 195, 206. 97) XIV в. Свидетельством роста почитания И. Р. в Сербии во 2-й пол. XIV - нач. XV в. (не позже 20-х гг. XV в., возможно, после османского завоевания Тырнова) является изменение молитвенного обращения в заключительной части проложного Жития, куда наряду с болгарами включаются и сербы (см.: Сръбска средновековна «слава» на балкански и южнослав. светци//Старобългарска лит-ра. София, 1983. Кн. 14. С. 88-89). Вероятно, в это же время в серб. книжность проникает и пространное Житие И. Р. в редакции патриарха Евфимия. Старший список находится в составе минейного Торжественника, переписанного по повелению патриарха Сербского Никона дьяком Андреем в 1425 г. (София. ЦИАМ. 182). В 20-х гг.

http://pravenc.ru/text/471475.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010