Гл.4: Увещание исполнять закон Божий. Выделение трех городов в убежище для убийц ненамеренных. Гл.5: Повторение десяти заповедей с присоединением увещания. Гл.6: Обращение внимания особенно на первую заповедь: выше всего – страх Божий и любить Господа Бога. Гл.7: Повеление изгнать хананеев с их идолами. Гл.8: Напоминание о полученных милостях Божиих на пути в пустыне. Гл.9: Напоминание Израильтянам их прежних грехов, чтобы не возгордились, побеждая народы в земле обетованной при помощи Божией. Гл.10: Продолжение воспоминания о прежних благодеяниях Божиих. «Чего требует от тебя Господь Бог твой?» Гл.11: Увещание соблюдать повеления Божии; благословение и проклятие. Гл.12: Повелевается истреблять идолов и всем приходить для поклонения Богу в назначенное место; предостережение против соблазна. Исполняй лишь заповеданное, не прибавляя и не убавляя. Гл.13: Предостережение против лжепророков и против обольстителей. Гл.14: Наставление относительно траура, пищи и десятины. Гл.15: О прощении в седьмой год и милосердии к нищим и рабам; о посвящении Господу первенцев мужеского пола. Гл.16: Три главные праздника в году: праздник Пасхи, праздник седмиц и праздник кущей. Гл.17: Законы относительно идолослужения, свидетелей, непослушания священнику и судье и избрания себе царя. Гл.18: О правах священников-левитов. Запрещение обращаться к гадателям, ворожеям, чародеям и волшебникам и обещание послать пророка, подобного Моисею (т.е. Иисуса Христа). Гл.19: О городах для убежища ненамеренным убийцам, о ненарушении межи ближнего, о лжесвидетелях. Гл.20: Законы относительно войны. Гл.21: Об убитых неизвестно кем, о женщинах, взятых в плен, о первенце при двоеженстве, о наказании непокорного сына, о повешенных. Гл.22: Услуги ближнему своему; разные наставления. Закон о блудной девице обрученной и не обрученной. Гл.23: Святость общества Господня. Повеления относительно отдачи в рост денег, хлеба; об исполнении обета, данного Господу, о винограднике и жатве ближнего. Гл.24: О разводе, о праве новобрачного, о залогах, о воровстве, о проказе, о необижании наемника, смертью наказывается лишь преступник, о милосердии к пришельцу, сироте и вдове.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Гл. 42: Восемьдесят семь глав извлеченных из новелл Юстиниана Иоанном Схоластиком. Гл. 43: Три новеллы императора Алексея Комнина о церковном обручении и венчании браков. Гл. 44: От различных граней Иустиниана царя новых заповедей главы избраны различны. Это ссылки на Юстиниановы законы, которые в греческом Фотиевском номоканоне помещены вслед за правилами в различных главах различных титулов номоканона, но которые в славянской Кормчей выделены из органической связи с главами номоканона и помещены отдельно, в виде особой юридической статьи. Гл. 45. Извлечете из законов уголовных, данных Богом чрез Моисея Израильтянам. Гл. 47. Полемические сочинения против латинян Никиты Стифата  и неизвестного. Гл. 48: Прохирон Василия Македонянина. Гл. 51: О беззаконных браках – византийские статьи о браках, запрещенных по родству и свойству. Гл. 52: Том соединения или постановление Константинопольского патриаршего синода при Николае Мистике 920 г. о третьем и четвертом браке. Гл. 53: Канонические ответы патриарха Николая Грамматика на разные вопросы, предложенные Иоанном Молчалником и другими. Гл. 54: Канонические ответы Никиты митрополита Ираклийского на вопросы Константина епископа памфилийского из конца XI века. Гл. 69: Мнение Тимофея пресвитера Константинопольского VI в. о способа принятия в церковь еретиков различных наименований. Остальных статей из числа помещенных в печатной кормчей не было Рязанской рукописи, а именно не было: Гл. 46: Закон судный людем. Гл. 49: Эклога Льва Исаврянина. Гл. 50: О тайне супружества. Гл. 55: Правила Мефодия патриарха Константинопольского IX в. о способе принятия в церковь отпадших от православной веры в ересь или в нехристианскую веру. Гл. 56: Толкование о священнических одеждах. Гл. 57: Правила патриарха Константинопольского Никифора Исповедника IX в. Гл. 58: Отрывки из канонических ответов Иоанна епископа Китрского XIII в. Гл. 59: Архиерейское поучение новопостановленному иерею. Гл. 60: Канонические ответы Тимофея патриарха александрийского V в., составляющее дополнение к его ответам помещенным выше в гл. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

124.  Migne. Patr. Graec. t. 32, col. 133–136. И у св. Иоанна Дамаскина De fide orth. II. 3. M. P. G. t. 94 col. 872. 125.  Октоих, гл. 4, песнь 1. 126.  Там же, гл. 4, песнь 5. 127.  Октоих, гл. 2, понедельник, вечерня, на «Господи, воззвах». 128.  Там же, гл. 1, понедельник утро, канон, песнь 7. 129.  Добротолюбие, т. 2, стр. 218. О трезвении и молитве гл. 201 130.  То же, том 3, стр. 218. 3 сотница, гл. 33 131.  То же, стр. 216. 3 сотница, гл. 24 132.  Добротолюбие, том 5, стр. 51. «Деятельныя и богословския главы» гл. 157 133.  8 ноября, великая вечерня, на Господи, воззвах, гл. 4. 134.  Октоих, гл. 3, понедельник, утро, канон, песнь 4. 135.  Там же, вечерня, на Господи, воззвах. 136.  Там же, rл. I, понедельник, утро, канон, песнь 9. 137.  Октоих, гл. 1, неделя. утро, канон крестовоскресный, песснь 1. 138.  Св. Кирилл Иерусалимский. cath. 22, I; св. Исидор Пелусиот, ер, 3, 195. 139.  Триодь Цветная, Вознесение, утро, ин канон, гл. 4, песнь 8. Иосифово. 140.  Там же, утро, синаксарий. 141.  Октоих, гл. 4, вторник утро, канон Предтечи, песнь 4. 142.  24 июня, малая вечерня, на Господи, воззвах, гл. 4. 143.  Октоих, гл. 7, вторник вечер, на Господи, воззвах. 144.  Там же, гл. 6, вторник утро, канон Предтечи, песнь 9. 145.  24 июня, великая вечерня, на Господи, воззвах, гл. 4, твор. св. Андрея Критского. 146.  Там же, утро, по 2 кафисме, седален, гл. 8. 147.  Славий (слав.) — соловей. 148.  Октоих, гл. 1, вторник, утро, канон, песнь 9. 149.  Там же, гл. 2. вторник, вечер, на Господи, воззвах. 150.  Вот такого рода указание встречаем мы в постановлениях одного из западных Соборов 506 года (Agathense); правило 21 гласит, между прочим: religuis festivitatibus, ut idi mls: sas teneat propter fatigatonem familiae, justa ordinatione permittimus, Pascha vero Natale Domini, Epiphania Ascentionem Domini, Pentecostem, et natalem S. Joannis Babtistae. (Mansi, applissima collecfio conciliorum. t. 8. col. 328. Paris et Leipzig, 1901). 151.  24 июня, малая вечерня, на стиховне, слава и ныне, гл.8.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

а) Тропарь святого. Слава, и ныне – праздника. (Так показано в Типик., л. 369). б) Тропарь святого. Слава – другого святого. И ныне – праздника. (Так должно быть на основании общего устава, изложенного в 52 гл. Типик., л. 387, в том случае, если будут два святых с тропарями). в) Один тропарь праздника. (Так показано в Типик., л. 369, на тот случай, если святой не будет иметь тропаря). Повечерие Повечерие Повечерия нет Повечерие читается малое. О начале его сказано выше (ч. 3, гл. 21). На повечерии поются канон пр. Богородицы из Октоиха и трипеснец Триоди дне; при этом из канона Богородицы, те песни, которые находятся в трипеснце, опускаются. Кроме того, Типикон предписывает на повечериях петь каноны тех святых, которые случатся в неделю и в праздники Преполовения, Вознесения. На каком именно повечерии надобно петь канон святого, это указывается редко и в значительной степени должно зависеть от усмотрения предстоятеля; но, само собою разумеется, если накануне недели или праздника не совершается всенощное бдение, то его надобно петь на повечерии, предшествующем неделе или празднику (ср. послед. во вторн. 4 седм. вечера накануне среды Преполовения, Тип. л., 368). Так же, как в предыдущей графе. По трисвятом – один кондак праздника. По трисвятом – Кондак святого. (Тип., л. 361 на об. и 366). Слава, и ныне – праздника (Тип., л. 361 на об.). Полунощница. Полунощница. Полунощницы нет. Поутру в келлиях должна быть полунощница. На ней после благословения священника должно быть троекратное пение: Христос воскресе... Так же, как в предыдущей главе. Благословение хлебов (см. 8 мая). Утреня. Утреня. В последовании понедельника 2 седм. Антипасхи начало утрени показано такое: На всенощном бдении пред шестопсалмием принято произносить: Христос воскресе... 3. Слава святей и единосущней... Христос воскресе... 3. И абие по Христос воскресе – Слава в вышних Богу и обычное шестопсалмие. При этом замечено, что такое начало утрени должно быть даже до Вознесения Господня. Здесь пропущен целый отдел утрени. Пропускает его и современная богослужебная практика, хотя и не повсеместно. По этому поводу мы ограничимся замечанием, что в древних богослужебных последованиях этого отдела вовсе не было в составе утрени и что он составляет вставку позднейшого времени. Принято Христос воскресе... петь протяжно, чтобы во время этого пения священник мог окадить всю церковь . На Бог Господь – тропари.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Чины хиротоний (ординаций) имеют много общего с галликанскими памятниками и включают как литургические, так и канонические разделы. В древней редакции Г. С. имеются чины избрания пресвитеров, диаконов и субдиаконов (Гл. 20), «Капитул св. Григория папы» о хиротонии пресвитеров (Гл. 21), чины диаконской хиротонии (Гл. 22-24), чины поставления низших по рангу клириков - остиария, чтеца, экзорциста, субдиакона, а также чин помазания рук пресвитера св. миром (consecratio manuum) (Гл. 95-96). Особо выписаны молитвы мессы на годовщину хиротонии диакона и пресвитера (Гл. 97-98), а также молитвы епископской хиротонии и мессы епископа за самого себя в день хиротонии и на ее годовщину (Гл. 99-101). Кроме того, приводятся молитвы мессы за др. священника (Гл. 102) и галликанский чин посвящения дев (с благословением одежд - см. Velatio ) на праздник Богоявления или в понедельник Светлой седмицы (Гл. 103-107). Чин освящения нового храма также соответствует галликанской традиции (имеются молитвы на освящение алтаря), хотя в рукописи присутствуют и молитвы мессы на освящение, характерные для рим. практики (Гл. 88-92). Также имеются молитвы освящения места, где была синагога (Гл. 93), и освящения источника (Гл. 94). Среди дополнительных чинов: месса против язычников (prohibendum ab idolis) (Гл. 10); молитвы над начинающими покаяние (Гл. 15), вероятно, в период Великого поста, в т. ч. над совершающими публичное покаяние (начинается в среду седмицы перед Четыредесятницей, т. н. Quinquagesima) (Гл. 16-17); 2 чина принятия кающихся и смертно согрешивших в общение (reconciliatio) в Великий четверг (один - без длительного покаяния) (Гл. 38-39), в состав к-рых входят также благодарственные молитвы для покаявшихся после Причащения; формула «объявления поста» (Denuntiatio jejuniorum) в 4, 7 и 10-м месяцах (Гл. 82); служба 12 чтений в 1-м месяце (марте) (Гл. 19) и в 1-ю субботу 4-го месяца (июня) (Гл. 83) с молитвами в посты среды и пятницы в начале 4-го месяца; чин принятия еретиков (ариан и «прочих») (Гл. 85-86), а также тех, кто были перекрещены еретиками (Гл. 87).

http://pravenc.ru/text/Геласия ...

Первый «ответ» представляет собою разбор «Аугсбургского исповедания», присланного тюбингенцами патриарху и другим лицам. Разбор этот ведется не так, чтобы брались те или другие места из этого исповедания и подвергались оценке с православно-научной точки зрения, а так, что воззрениям протестантским противопоставляется учение православное, при чем подлинных слов Аугсбургского исповедания 344 не приводится в «ответе». «Ответ» —269— однако ж не оставляет без внимания ни одного главного пункта протестантского вероучения, переходя от одной главы «исповедания» к другой. При рассмотрении этого «ответа», как и последующих, мы будем держаться такого правила: во-первых, мы будем указывать, какими источниками пользовалась греческая церковь , излагая свое православное учение, а во вторых, затем будем приводить некоторые выдержки из «ответа», когда находим их наиболее характеристическими. Но прежде всего, в общих чертах, нужно познакомить читателя с содержанием первого «ответа». Глава 1-ая: о едином и триипостасном Боге (Acta, pag. 57–58. Перев., 12–14); гл. 2: о членах веры (pag. 58–63. Перев. 16–22); гл. 3 345 : о прародительском грехе (pag. 63–64. Пер. 15–16); гл. 4: о вере оправдывающей (pag. 64–65. Пер. 23–25); гл. 5: о исполнении слова, т.е. Божия. Здесь раскрывается такая мысль: всякий должен совершенно и надлежащим образом исполнять то, за что возвещается в слове Божием обетование царства небесного (pag. 65–71. Пер. 25–34); гл. 6: о добрых делах (pag. 71–77. Пер. 35–44); гл. 7: о церкви (pag. 77–81. Пер. 44–52); гл. 8: о том, что в церкви находятся и непотребные (pag. 81–85. Пер. 52–59): гл. 9: о крещении (pag. 85. —270— Пер. 59–60): гл. 10: о вечери Господней (pag. 86. Пер. 60–61); гл. 11: о исповеди (pag. 86–89. Пер. 62–65): гл. 12: о покаянии (pag. 89–95. Пер. 66–76); гл. 13: об употреблении (de usu) св. таинств. Здесь опровергаются мысли протестантов, что таинства установлены будто бы для того, чтобы быть только некоторыми символами или признаками, отличающими христиан от язычников (pag. 95–104. Пер. 76–92); гл. 14: о рукоположении или чине церковном (pag. 104–108. Пер. 92–99): гл. 15: о церковных обрядах (pag. 109–111. Пер. 99–104); гл. 16: о делах гражданских (pag. 112–113. Пер. 104–107); гл. 17: о последнем суде (pag. 113. Пер. 107); гл. 18: о самопроизволении (pag. 113–117. Пер. 108–115); гл. 19: о причине греха (pag. 117–119. Пер. 115–118); гл. 20: о добрых делах (pag. 119–127. Пер. 118–131); гл. 21: о почитании святых (pag. 127–143. Пер. 131–158–1), – здесь впрочем говорится и о некоторых других материях, наприм., о злоупотреблениях по части таинств в римско-католической церкви, о праздниках, постах, о монашеской жизни (кроме того здесь же в конце главы находится обращение к читателям, т.е. к лютеранам). Вот общее содержание первого «ответа».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(«De Baptismo adversus Quintillam»). Трактата о крещении – поучение, обращенное к оглашенным. Он вызван был тем обстоятельством, что в африканской церкви стали распространяться еретические мнения относительно крещения, отрицавшие его необходимость. Argumentum: Гл. 1. Похвала крещению. Причина и цель настоящего сочинения. Гл. 2. Не следует удивляться, что вода имеет столь великое значение в таинстве крещения: это отчасти объясняется ее свойствами. Гл. 3. Вода с самого начала творения есть элемент, наиболее необходимый и жизненный. Гл. 4. Вода, уже во время творческого акта, была освещена Богом. Гл. 5. Параллели в язычестве, как бы подражание крещению. Прообраз крещения. Гл. 6. Омовение тела водой само по себе не дает ничего, кроме чистоты тела. Действие таинства. Гл. 7. О миропомазании, следующем за крещением. Гл. 8. Рукоположение имеет тоже значение, что и миропомазание – сообщение новокрещенному даров Св. Духа. Гл. 9. Прообразы крещения в Ветхом Завете. Вода в Новом Завете. Гл. 10. Крещение Иоанна и его действие. Гл. 11. Необходимость крещения для спасения. Опровержение противного взгляда. Отчего Христос сам не крестил? Крестительская деятельность Его учеников. Гл. 12. Были ли Апостолы крещены сами или нет? В противном случае – каким образом они могли быть праведными? Гл. 13. В Ветхом Завете до воскресения Христова крещение не было необходимо для спасения души. Гл. 14. Крестил ли Ап. Павел, по поводу текста из послания к Коринфян ( 1Кор.1:1–17 ). Гл. 16. Есть только одно крещение – крещение церкви. Крещение, производимое еретиками, не действительно. Гл. 16. Крещение кровию. Гл. 17. О совершителе крещении. Должны ли женщины крестить? Гл. 18. Крещение не должно быть производимо раньше, чем не будет крещаемый подвергнут испытанию. Взгляд Тертуллиана на крещение детей. Гл. 19. О времени крещения. Гл. 20. Необходимое приготовление к принятию крещения. Заключение. В самом начале трактата мы узнаем повод, послуживший к появлению его, и какого рода читателей Тертуллиан имел в виду.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

1138. Γλαφυρ на книгу Левит. С. 177–229. [С. 339–370.] Glaphyrorum in Leviticum Liber. PG 69, 540–589. TCO 54. Кн. 3. 1139 . Γλαφυρ на книгу Чисел. С. 230–286. [С. 371–404.] Glaphyrorum in Numeros. PG 69, 589–641. 1140 . Γλαφυρ на книгу Второзакония. С. 287–324. [С. 405–427.] Gla­phyrorum in Deuteronomium Liber. PG 69, 644–677. Творения свт. Кирилла Александрийского. Часть 6 ТСО 54/Кн. 4. ТОЛКОВАНИЕ HA ПРОРОКА ИСАИЮ. TLG 4090/103. COMMENTARIUS IN ISAIAM PROPHETAM. CPG 5203. PG 70, 9–1449. Книга первая. PG 70, 9–304. 1141 . Предисловие. С. 5–9. PG 70, 9–13. 1141а. Беседа 1. [ Ис. 1 .] С. 9–65. PG 70, 13–65. 1142 . Беседа 2. [ Ис. 2:1–3:11 .] С. 65–110. PG 70, 65–109. 1891 Творения свт. Кирилла Александрийского. Часть 8 (продолжение) ТСО 57/Кн. 1. 1167 . Отд. 6. [ Ис.64:5–66:24 .] С. 466–520. PG 70, 1400–1449. ОТРЫВКИ ТОЛКОВАНИЯ (FRAGMENTA EXEGETICA). PG 70, 1452–1462. 1168 . На Иеремию. С. 521–527. TLG 4090/104. Fragmenta in Jeremiam (in catenis). CPG 5205 (6). PG 70,1452–1457. 1169 . Ha Bapyxa. C. 527–528. TLG 4090/105. Fragmentum in librum Baruch (in catenis). CPG 5205 (7). PG 70,1457. 1170 . На Иезекииля. С. 528–530. TLG 4090/106. Fragmenta in Ezechielem (in catenis). CPG 5205 (8). PG 70,1457–1460. 1171 . На Даниила. С. 530–531. TLG 4090/107. Fragmenta in Danielem (in catenis). CPG 5205 (9). PG 70,1460–1461. 1897 Творения св. Ефрема Сирина. Часть 8 ТСО 61/ . 1202 . Толкование на Четвероевангелие 307 . С. 11–354. Ortiz de Urbina 1965. P. 61–63. CPGS 1106 (2a). БВ 1896,1, 1,1–16 (1 гл.); 2,17–32 (1–2 гл.); 3, 33–48 (2–3 гл.), II, 4, 49–64 (3–4 гл.); 5, 65–80 (4–5 гл.); 6, 81–96 (5–6 гл.); III, 7, 97–112 (6–7 гл.); 8, 113–128 (7–8 гл.); 9, 129–144 (9–10 гл.); IV, 10, 145–150 (10 гл.); И, 161–176 (11–12 гл.); 12, 177–192 (12–13 гл.); 1897, I, 2, 193–208 (13–14 гл.), 3, 209–224 (14–15 гл.); II, 5, 225–240 (15–16 гл.); III, 7, 241–256 (16–17 гл.); 9, 257–272 (17–18 гл.); IV, 10, 273–304 (18–20 гл.); И, 305–336 (20–21 гл.); 12, 337–357 (21–22 гл. и молитва). 1904 Творения свт. Никифора, патриарха Константинопольского 311 . Часть 1

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Чтение Евангелия на царских и великопостных часах бывает на средине храма. И как пред первым Евангелием (на царских часах – на 1-м часе, а на великопостных – на 3-м), так и пред последним (на 9-м часе) бывает каждение аналогия с Евангелием, алтаря и всей церкви, ликов и народа, а пред чтением других Евангелий бывает каждение только аналогия, и икон, и ликов (Тип., послед. часов 24-го декабря и последование понедельника страстной седмицы Великого поста). На великопостных часах и царских часах, когда бывает чтение Евангелия, после пения: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», читается на каждом часе молитва, сообразная со службой и воспоминаниями часа. На 1-м часе молитва: «Стопы моя направи» и «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи»; на 3-м часе: «Господь Бог благословен»; на 6-м часе: «Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи»; на 9-м часе: «Не предаждь нас до конца» (На обычных часах, как сказано выше, эти молитвы читаются после Богородична). После указанных молитв на всех трипсалмных часах читается: «Трисвятое» и «Отче наш» и, по возгласе: «Яко Твое есть царство», поется кондак. Аще несть Четыредесятницы, сказано в Часослове, поем кондак святого или прилучившегося праздника. Если в известный день (в Минее) положен один кондак, то он поется один на всех часах (Тип., гл. 52). Так бывает на царских часах. Если же положено два кондака (например, 1-го сентября, или когда в седмичные дни в предпразднство или попразднство бывает святой с бдением), то они поются на часах попеременно (Тип., послед. 1-го сент. и гл. 52), т. е. первый кондак (святому или предпразднству или попразднству) поется на 1-м и 6-м часах. В который день положено три кондака, например, когда в Неделю случится предпразднство или попразднство и великий святой, тогда кондак воскресный поется на всех часах, а кондаки предпразднства и святому – попеременно на тех и других часах (Тип., гл. 52, о предпразднстве и попразднстве в Неделю). Равным образом, если в седмичные дни в предпразднство или попразднство случится два святых, из коих каждому положен кондак, то кондак предпразднства поется на всех часах, а кондаки святым переменяются на них (Тип., гл. 52, о предпразднстве и попразднстве в седмичные дни). Но в день Покрова Пресвятой Богородицы, 1-го октября (когда, кроме кондака Покрову, положены кондак преподобному Роману Сладкопевцу и кондак святому апостолу Анании), хотя бы в седмичный день купно с Покровом совершалась служба апостолу Анании и преподобному Роману Сладкопевцу, кондак на всех часах глаголем Покрова, но тропари поются и Покрову и святым, именно: Покрову поются на всех часах, а святым тропари поются попеременно на тех и других, часах (Тип., послед. 1-го октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Для этого священный Псалтирь разделен кафизмами, т. е. «седальнами» (Canones ss. Apostolorum, conciliorum... commentariis Theod. Balsamoni explicati. Herveto interprete. Lutetiae Parisiorum 1620, 835). Вероятно, что с того времени, как входило в обычай стихословить Псалтирь без пения, стали при чтении кафизм садиться. В России в древности стихословили Псалтирь и с пением, ибо Псалтирь была положена на ноты. Так, Псалтирь была распета в Новгороде игумном Новгородского Хутынского монастыря Маркеллом Безбородым, известным сочинителем житий Святых Русских, в половине XVI века (См. «Предисловие» в книге, называемой «Кахизы сиречь ключ Столповому Казанскому знамени» – у Погодина. Москва, 1846 г., XVI, стр. 183; у Ундольского, Моск. Общ. ист. и др. 1846 г., 11; у Сахарова, Ж. М. Н. П., 1849 г., 3, стр. 60). 326 По отдании Воздвижения, в Неделю (воскресение) начало вземлет Псалтирь (Тип., послед. 21 сент.). 327 Третья кафизма не положена в те Недели (воскресения), в которые поется на утрени полиелей (Тип., гл. 17). Аще будет в дни седмицы, кроме Недели, великий святый, имеяй полиелей, стихословим на утрени две кафизмы, а на вечерни рядовую третью (Тип., 21 сен. 1-е зри). 328 Кафизма 17-я начинающаяся словами: «Блажени не порочны» к богослужебных книгах часто обозначается словами: «Непорочны», чтобы не смешивать кафизму с другими молитвословиями, начинающимися и называющимися словом «Блаженны». Этой главы нет в Малой Псалтири. Она находится в Псалтири с восследованием и в Типиконе (гл. 17). 329 В Псалтири и в Типиконе (гл. 17) не указано на кафизмы в субботу 5-й седмицы на утрени. В Триоди же сказано о них: Таже славословим кафизму Псалтиря 16-ю: «Рече Господь Господеви моему». И после первых 4-х кондаков акафиста сказано: Таже стихословим «Непорочны» (т. е. 17-ю кафизму). 330 То есть полной всей кафизмы; ибо «когда получится празднество, тогда поется: «Блажен муж», первый антифон (Тип., гл. 17), см. далее. 331 Исключением служит 1-е сентября, когда на утрени не поется полиелей: на вечерне же на тот день поется «Блажен муж». 332 На вечерне в субботу вечера, на воскресение, хотя бы в воскресение случился всякий великий, средний и даже Господний праздник двунадесятый (Тип., послед. 1-го сент., 6-го августа, 14-го сентября), стихословится вся первая кафизма, как соответствующая своим содержанием воспоминанию воскресения Христова (например, псалом 7-й, стих 7-й; псал. 8-й, ст. 6-й, 7-й, 8-й и др.). 333 В неделю вечера, на праздник великий Господень поется 1-й антифон 1-й кафизмы (Тип., послед. 14 сентября). Если же Господний праздник случится в другие седмичные дни, тогда вовсе не бывает стихословия (Тип., 14 сент.). 334 О Симеон Солунский говорит: «Псалом сей, по преимуществу, относится к Господу. Ибо вочеловечившееся Слово Божие само было поистине единым блаженным мужем. Оно есть древо жизни и дало плод. . . имеет своим наследием народы (Сим. о бож. молитв., 296. Хр. Чт., 1856 г., стр. 447).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010