И оное число денег на прошлый 720 год за полгода выданы сполна, а на церковные потребы и за дрова во весь год, а июльского-де сроку без указу из Штатс-Контор Коллегии из вышепомянутых Новинского монастыря сборов патриарша дому дворецкий не выдаёт. И чтоб Великий Государь пожаловал их, велел оное денежное и хлебное жалованье и за дрова июльского сроку прошлого 720-го и на нынешний 721 год выдать и впредь по срокам из вышеписанных Новинского монастыря денежных сборов им выдавать или тем вотчинам и оброчным всяким статьям быть по-прежнему в том Новинском монастыре. А по справке из Государственной Штатс-Контор Коллегии в присланных во оную Коллегию ведомостях из патриарша Дворцового Приказу прошлого 719-го году написано: патриарша домового Новинского монастыря игумену с братиею, 39 человекам, даётся из оного Приказу Его Великого Государя половинного жалованья в год по 195 рублёв; на церковные потребы по 38 рублёв по 6 алтын 4 деньги; на дрова по 50 рублёв; всякого хлеба по 5 четвертей человеку, итого 195 четвертей; слугам и служебникам, 10 человекам, 23 рубли 16 алтын 4 деньги; сельским дворникам и конюхам, 4 человекам, 5 рублёв, ржи 33 четверти; итого игумену с братиею и разночинцам по 311 рублёв по 23 алтына 2 деньги, хлеба по 228 четвертей в год. А в указе Великого Государя из Сената в Штатс-Контор Коллегию Декабря 20 прошлого 720 году написано: монастырские вотчины, которые от монастырей взяты и всякими сборами ведомы были в Монастырском Приказе, кроме тех, которые кому в вечное владение розданы, раздать в те монастыри и ведать их тех монастырей архимандритам и игуменам по-прежнему; а с тех вотчин оклад Монастырского Приказу и вновь всякие положенные доходы сбирая, им платить без доимки, и за вышеписанным Его Великого Государя указом оному монастырю жалованья давать ныне не надлежит. Святейший Правительствующий Синод, слушав поданного из Штатс-Контор Коллегии доношения, приговорили: Новинского монастыря игумену с братиею и служителям окладное жалованье на церковные потребы, и им на пропитание денежное и хлебное, и на дрова на июльский срок прошлого 720-го и на нынешний 721 год выдать игумену, и братии, и служителям жалованья, пересмотря, на наличных, а за очи никому не давать; а положенный с монастырских вотчин всякий оброк сбирать в Москве по-прежнему в бывшем патриарше Дворцовом Приказе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вашего превосходительства доброжелательный и всегдашний молитвенник Феодосий Новгородский и Невский. 28 день апреля 1721 года. Санктпитербурх 4144 . Отметка: 2 мая. XXVIII. Благороднейший и высокопочтенней или господин господин Алексей Васильевич. Сего апреля 28-го дня Правительствующего Духовного Синода советник, архимандрит Донский 4145 , да ассесор и обер-секретарь Овсяников 4146 в собрании нашем подали доношение, в котором объявили, что Его Царского Величества указом ваше превосходительство позволил им приискивать приличной квартеры и отписных домов. И, на оное ваше благосердое позволение твердо уповая, присмотрили они из таких описных два двора с деревянным строением: в Дворянской улице князь – Матвеевской двор Гагарина, на котором строения только 3 избы ветхие; а оной описан из Канцелярии Розыскных Дел ведомства лейб гвардии Майора Дмитриева-Мамонова; в Посадской улице посадского человека Евдокима Белоглазова, которому цена 250 рублев, отписан из Камор-Коллегии. Того ради ваше превосходительство благонадежно просим, да благоволить по прежнему своему позволению о отдаче оных дворов вышеозначенным собрания нашего коллегиантам письменно повелеть. В чем крепко надеясь и желая снисходительной вашей резолюции, о сем прося, пребываем, вашего превосходительства доброжелательные и всегдашние молитвенники, Феодосий, архиепископ Новгородский и архимандрит Александроневский. Феофан, архиепископ Псковский. 30 апреля 721 4147 . XXIX. Всемилостивейшему Государю доношение. Федор Лукин сын Мартемьянов все свое движимое и недвижимое имение при животе своем прочил во общую государственную пользу в гошпиталь к Невскому Монастырю, понеже брать его Федоров родной Михайло Мартемьянов погребен в том Монастыре, а он, Федор, женат не был и остался безроден. И о том он, Федор, просил Ваше Величество чрез доклад светлейшего князя словесно. А в нынешнем 721 году в марте месяце волею Божией он, Федор, умре в Москве на дворе Дмитрия Камынина, а Дмитрий Камынин прислал в Невской с заветного его, Федорова, которое не за его, Федоровою, но отца его духовного за рукою, копию, по которой в недвижимом наследником написан сын его, Дмитриев, школьник Михайло Камынин, а другие вотчины росписаны под заклад. А от обер-фискала в Кабинет Вашего Величества писано, что то заветное письмо и закладные крепости фальшивый и Вашего Величества указам противные, о чем следуется дело в Юстиц-Коллегии, и в том о чужом имении у Камынина с Нарышкиным и с обер-фискалом происходят ссоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Второй пункту требования. На вышеупомянутые пункты, которые за подписанием Его Величества собственный руки как получили из Сената марта 11 дня в Синоде о ведении оных патриарших и архиерейских и монастырских вотчин резолюцию, по которой генеральной в Синоде учинили приговор того ж марта 17 дня с тех вотчин сборы сбирать в архиерейских домах и в монастырях, а после того апреля 25 дня без согласного Правительствующего Синода приговора посланы ж из Синода указы за рукой советника Иерофея в Московскую губернию к вице-губернатору Воейкову, в Монастырской Приказ, к Крутицкому архиерею, к обер-ландрихтеру г. Топильскому, дабы Угрешского монастыря и того монастыря служителям и вотчинным крестьянам в ведомстве быть в одном Правительствующем Синоде, а в Москве и в городах быть архиереям и командирам оного монастыря и их крестьян ничем не ведать. И такие указы чего ради посланы и за одною рукой в противность Регламенту? Известие Синода на второй п. Апреля 25 дня 721 года указы из Святейшего Синода за рукой достодолжного советника Иерофея, архимандрита Новоспасского, в Московскую губернию, в Монастырский Приказ, к Крутицкому архиерею и обер-ландрихтеру Топильскому о неведении Николаевского Угрешского монастыря и того монастыря служителей и вотчинных крестьян в других командах, кроме Синода, посланы с общего о том синодского совета, по силе выше объявленного в 1-м пункте генерально в Синоде учиненного февраля 22 дня 721 года приговора, и не в противность Регламенту; понеже именным Его Императорского Величества указом велено из Святейшего Правительствующего Синода не токмо в губернии и в прочие нижние места, куда из коллегий посылаются указы, но и в коллегии писать, как и из Сената, указами и за подписанием секретарским. А понеже в Сенате указы посылаются за рукой только обер-секретарской, и оный Угрешской монастырь и с вотчинами был в ведомстве правивш е го тогда обер – секретарскую в Синоде должность асессора Овсяникова, того ради вместо обер-секретаря один из членов помянутый советник те указы и закрепил с общего всех синодальных членов соизволения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Тверской и Кашинский. [Хроника моей жизни:] Автобиографические записки Высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского [и Кашинского († 13 октября 1896 г.): Т. 6 (1879–1883 гг.) Годы: 1882–1883]//Богословский вестник 1905. Т. 3. 10. С. 721–752 (3-я пагин.). (Продолжение.) —721— 1882 г. По этому же делу митрополит частным образом писал от 31-го марта Ректору Моск. академии архимандриту Алексию. Письмо начинается такими словами: „не шутите, о. Ректор, делом о Молитве при Кресте с ариями и хорами“. 2025 . – Далее, Владыка ещё раз писал от 2-го апр. графу Протасову, извещая его, что Московский Военный Генерал-Губернатор, от 31-го марта, уведомил его, Митрополита, что Его Императорское Величество Высочайше повелеть соизволил исполнение сей оратории воспретить, как неприличное в театральном пении 2026 . Но, видно, воспрещённое Государем, разрешено было Государыней, к которой, по всей вероятности, обращалась председательница Общества Талызина, – что и предусматривал мудрый архипастырь в другом письме своём к Ректору академии от 2 апреля 2027 , – и о чём, как совершившемся факте, писала мне от 20-го сего дек. М.А. Нейдгардт. В ответ на это письмо я писал Марии Александровне от 23-го ч.: „Спешу принести Вам искреннюю благодарность за исполнение моей просьбы и за доставление мне экземпляра всеподданнейшего отчёта Дамского Попечительства о бедных в Москве. Отчёт постараюсь прочитать со вниманием, а присланными рукописями воспользуюсь для примечаний к приготовляемому мной изданию писем покойного митрополита Филарета к покойному же преосвященному Алексию. Прошу с любовью принять и от меня прилагаемую у сего брошюру моего произведения (Воспоминания о священ. Короновании и проч.)... Приветствуя с великим и торжественным праздником пришествия в мир Сына Божия, призываю на Вас и на семейство ваше Его благодатное осенение“. —722— 1882 г. Из Москвы же от 21-го ч. писала игуменья Страстного монастыря Евгения: 2028 „Очень счастлива, что приказание Вашего Высокопреосвященства – представить сведения об иконе Успения Божией Матери – даёт мне смелость, вкупе с выпиской, принести моё нижайшее и искреннейшее поздравление с наступающим великим праздником Рождества Христова и с грядущим новолетием, кои желаю Вам сретить и проводить в совершенном здравии и спокойствии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святейший Правительствующий Синод приговорили: по вышепомянутой жалованной грамоте с вышеписанной Донского монастыря земли оброчные деньги с дворовых мест, на которых живут разных чинов люди, с нынешнего 721 году в тот Донской монастырь сбирать по-прежнему и употреблять их, как из оного прошения видно, на покупку дров и на самые крайние монастырские неминутые расходы. А на прошлые годы, как тот сбор начался ведом быть в Монастырском Приказе, по нынешний 721 год, что в тот Приказ в котором году оных денег взято, и за тем донять, и изо взятых колико и на какие расходы употреблены, и все ли или что есть в остатке, о том в Правительствующий Духовный Синод из Монастырского Приказу ответствовать с подлинным известием, о чём оного монастыря к архимандриту Иерофею и в Монастырский Приказ к господину Плещееву послать указы. 84 (65). – 3 Мая. О присылке публичных Российских ведомостей. Святейший Правительствующий Синод, слушав цейх-директора Михаила Аврамова доношения, приговорили: о присылке публичных Российских ведомостей в Правительствующий Сенат ведение, а во все Коллегии послать Его Великого Государя указы. 85 (66). – 5 Мая. О торжествовании дня коронования Его Царского Величества молебным пением 88 . Святейший Правительствующий Синод приказали: во всём Российском государстве день коронования Его Царского Пресветлого Величества, а именно Июня 25 число, торжествовать молебным ко всеблагому Богу пением, равно как торжествуются день Его Царского Величества рождения и день тезоименитства Его Высокодержавства, да и сей яко памятствования и благодарения достойный день не останется без торжествования. И о том в Москву к кому надлежит и во все епархии ко архиереям послать из Правительствующего Духовного Синода Его Великого Государя указы и для ведома Правительствующему Сенату сообщить ведение. 86 (67). – 8 Мая. О прибавке к штату нарвского Преображенского собора и нарвской церкви св. Александра Невского диаконов и дьячков и о жалованье оным. Святейший Правительствующий Синод, слушав прошения преосвященного Феофана, архиепископа Псковского, Нарвского и Изборского, приказали: в нарвской соборной церкви Преображения Господня и при другой церкви святого Александра Невского диаконам и дьячкам быть по его, преосвященного архиепископа, прошению вышеписанному числу, а именно: диаконам двум, дьячкам шти человекам, и к наличным в то определённое число избрать ему, преосвященному архиепископу, достойных по своему рассмотрению; а о определении им и о даче денежного и хлебного годового жалованья против других тоя ж соборной церкви диакона и дьячков из таких же доходов, из которых прежним давано было, в Штатс-Контор Коллегию послать Его Великого Государя указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

604-606 МАКАРИЯ (Сапрыкина Прасковья Афанасьевна; 1867-1938), монахиня, прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 606-607 607-609 609-610 610-611 611-613 613-614 614-615 615-649 649-655 655-660 660-661 МАКИАВЕЛЛИ Никколо (1469-1527), секретарь Флорентийской республики, писатель, приобрел известность как основатель политической науки Нового времени 661-669 МАКИН Макин [аль-Макин; полностью - аш-Шайх аль-Макин], имя 3 известных представителей копто-араб. лит-ры XIII-XIV вв., 669-672 МАККАВЕЙСКИЕ КНИГИ традиц. название 4 иудео-эллинистических сочинений, входящих в основные древние кодексы Септуагинты, за исключением Ватиканского 672-719 719-720 720-721 721-722 МАКРИЯННИС Иоаннис (1797-1864), один из лидеров Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг., политик и писатель. 722-723 МАКРОБИЙ Макробий Амвросий Феодосий (ок. 390 - сер. V в.), рим. ученый и писатель, представитель традиционалистского направления позднеантичной культуры, сторонник язычества 723-724 МАКРОВИЙ мч. Скифопольский (пам. греч. 4 мая) - см. в ст. Афродисий, Милд, Макровий, Валериан, Леонтий, Антоний (Антонин), мученики 724-725 МАКСАКОВСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ЕДИНОВЕРЧЕСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Максаковский Преображенский единоверческий женский монастырь - см. Монастыри старообрядческие 725-729 МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) 729-735 МАКСИМ (Бранкович Георгий (Джордже); 1463 - 1516), митр. Белградский и Сремский, свт. (пам. 18 янв.) 735-736 МАКСИМ Петрович Богданов (1885-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Сандович Максим Тимофеевич; 1886-1914), сщмч. Горлицкий (дни памяти - 24 авг. (6 сент.), в Соборе Волынских святых и в 3-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Галицких святых) 736-737 МАКСИМ (Попов Мефодий Григорьевич; 1876-1934), иером., прмч. (пам. в Соборе Архангельских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/vol/xlii.html

488 Gaudebam etiam quod vetera scripta Legis et Prophetarum jam non illo oculo mihi legenda proponerentur, quo antea videbantur absurda, cum arguebam tanquam ita sentientes sanctos tuos; verum autem non ita sentiebant… cum ea quae ad litteram perversitatem docere videbantur, remoto mystico velamento spiritualiter aperiret, non dicens quod me ottenderet [Я также радовался, что древние писания Закона и пророков мне предлагалось читать уже другими глазами, тому, кто раньше видел во всем этом лишь бессмыслицу и изобличал мнимые мысли святых Твоих, мысливших на самом деле вовсе не так. Когда снимая таинственный покров, объяснял в духовном смысле те места, которые, будучи поняты буквально, казались мне проповедью извращенности, он не говорил ничего, что возбуждало во мне неудовольствие) (Augustinus Hipponensis. Confessiones VI, 6, PL 32, 722). 490 Sed scilicet intelligentissimi adolescentes, et miri rationum exploratores, non evolutis saltern illis Litteris, non quaesitis magistris, non aliquantum nostra tarditate accusata, non denique vel mediocri corde concesso eis qui ejusmodi Litteras per totum orbem tam longo tempore legi, custodiri, tractarique voluerunt; nihil apud illos credendum putavimus, eorum qui istis inimici infestique sunt voce commoti, apud quos falsa pollicitatione rationis inaudita millia fabularum credere et colere cogeremur [Умнейшие юноши, удивительные пытливые умы, даже не открыв Писание, не послушав учителей, ни в коей мере не осудив свою косность, наконец нисколько не уступив в своем сердце тем, которые подобным образом хотели, чтобы Писание столь долго читалось по всему миру, хранилось и было в употреблении, считая, что нет у них ничего, чему стоило бы верить, мы приходим в волнение, услышав голос тех, которые им враждебны; мы понуждаем себя уважать их и верить их пустым обещаниям и неслыханным басням] (Augustinus Hipponensis. De utilitate credendi, 13, PL 42, 74). 491 Gaudens erubui non me tot annos adversus catholicam fidem, scd contra carnalium cogitationum figmenta latrasse. Eo quippe temerarius et impius, fueram, quod ea quae debebam quaerendo discere accusando dixeram [Я покраснел от стыда, радуясь, что столько лет я лаял не против кафолической веры, а против измышлений плотского разумения. И я был тем более неразумен и нечестив, что прилежному изучению я предпочитал обвинять и утверждать] (Augustinus Hipponensis. Confessiones VI, 4, PL 32, 721). Cum Catholicam tuam caecis contentionibus accusarem, etsi nondum compertam vera docentem, non tamen ea docentem quae graviter accusabam [Когда я слепо накидывался на Твою кафолическую Церковь я еще не знал, учит ли она истине, но уже видел, что учит не тому, за что я ее так страстно обвинял] (Ibid. VI, 5, PL 32, 721).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Победоносцев обвинял Иоанникия Руднева в том, что тот находился под влиянием своего окружения (Письма. 2. С. 261). Среди епископов Иоанникий высоко ценился как энергичный и самостоятельный иерарх. Он часто упоминается у Саввы: Хроника. 8–9. Ср.: ПБЭ. 6. Стб. 771–784. 716 Богородский Я. А. Митр. Антоний (Вадковский) в казанский период его жизни и деятельности, в: Прав. соб. 1913. 2. С. 263–279; М. Б. Антоний, митроп. С. — Петербургский и Ладожский. СПб., 1915; Дмитриевский А. В Бозе почивший митрополит Петербургский Антоний и его славянофильские воззрения, в: Церк. вед. 1912. 47. С. 1910–1920; он же. В Бозе почивший митр. Петербургский Антоний и его сношения по церковным делам с православным Востоком, в: Прав. соб. 1914. 6. С. 598–606; митроп. Антоний. Речи, Слова и поучения. СПб., 1912. 3–е изд. Краткие биографические сведения (до 1900 г.) см. в: ПБЭ. 1. Стб. 893–904; см. также прим. 458 и § 12, 21. 717 Кроме своих ежегодных отчетов Победоносцев организовал подготовку и публикацию также особого «Обзора деятельности Ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра III» (СПб., 1901), в котором много места было отведено сообщениям о церковных и церковно–политических торжествах. 718 Рункевич. Русская Церковь в XIX веке. С. 721. Ср.: Савва. Хроника. 7. С. 581. 719 Савва. Хроника. 7. С. 395 (о поведении одесского генерал–губернатора барона Роппа); с. 18 (о поведении харьковского губернатора барона Укскюля); Евлогий Георгиевский. С. 107 (о варшавском генерал–губернаторе князе Имеретинском) — чтобы назвать лишь несколько примеров. 720 Флоровский. С. 411, 413. 721 Работа С. С. Ольденбурга (Царствование имп. Николая II. Белград, 1939. 2 т. и Мюнхен, 1941) может рассматриваться лишь как скромное начало исследования этого царствования; конспективный обзор дает Е. Шмурло (1922). С. 531–553. О внутренней политике из обширной мемуарной литературы можно выделить воспоминания В. Н. Коковцова, С. Е. Крыжановского, В. И. Гурко и А. Н. Наумова; воспоминания С. Ю. Витте зачастую слишком субъективны. По истории либеральных течений и их отражения в деятельности Государственной думы наиболее ценными являются работы В. А. Маклакова: Первая Государственная дума. Париж, 1939; он же. Вторая Государственная дума. Париж, 1946; Власть и общественность на закате старой России. Париж, б.г. (ок. 1939 г.); он же. Воспоминания. Нью–Йорк, 1954 (не слишком информативны). См. также работы: Curtiss, Leontowitsch, Пушкарева и Ковалевского. 722

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Рака св. Кутберта. 698 г. (Музей при кафедральном соборе Дареме) Рака св. Кутберта. 698 г. (Музей при кафедральном соборе Дареме) 20 марта 698 г., в годовщину кончины К., с одобрения еп. Эадберта были открыты мощи святого, оказавшиеся нетленными. Это обстоятельство способствовало распространению почитания К. Мощи обернули в свежую ткань и поместили в резную деревянную раку (theca), украшенную изображениями Христа, архангелов, апостолов, Богородицы с Младенцем и символами евангелистов. Изображения были подписаны: часть - рунами, часть - лат. письмом (фрагменты раки, обнаруженные при обследовании останков К. в 1827 и 1899, являются уникальным памятником англосакс. резьбы по дереву; ныне хранятся в музее при соборе Дарема; см.: St. Cuthbert. 1989. P. 247-286). Раку с мощами К. установили в той части монастырской церкви, которая была доступна для паломников. 6 мая 698 г., вскоре после открытия мощей, еп. Эадберт скончался и был похоронен в старом саркофаге К. В Анонимном Житии и в Житиях, составленных Бедой, сообщается об исцелениях от мощей святого и его «вторичных» реликвий (волос, ткани, в которую было обернуто тело К., его обуви). Особым почитанием пользовалась часовня К. на о-ве Фарн, где продолжали жить отшельники: Этельвальд († 699), также почитавшийся как святой, и Фельгильд († после 721). Почитание К. получило развитие при еп. Эадфрите (698 - ок. 721), которому были посвящены Анонимное Житие и прозаическое Житие, составленное Бедой. Согласно колофону Х в., Эадфрит собственноручно изготовил в честь Бога и К. богато украшенную рукопись, т. н. Линдисфарнское Евангелие, к-рое считается шедевром англосакс. книжного дела (см. ст. Ирландия, разд. «Книжная миниатюра»). Однако существуют сомнения в достоверности колофона; возможно, рукопись была создана ближе к сер. VIII в. и не на Линдисфарне ( Nees L. Reading Aldred " s Colophon for the Lindisfarne Gospels//Speculum. Camb. (Mass.), 2003. Vol. 78. P. 333-377). В 793 г. мон-рь Линдисфарн был разграблен викингами во время их 1-го крупного набега на Британию (это событие условно считают началом эпохи викингов в Зап.

http://pravenc.ru/text/2462347.html

Николай Кавасила с осуждением констатирует, что ростовщик «не несет ответственности перед земными судьями» (745С). Он считает, что суд его дней заражен жаждой прибыли и. в силу этого ростовщик не получает наказания, следуемого ему по закону бога: «благодаря судьям, подобным тебе, ты пользуешься добрым именем» (745 В). Поскольку деятельность ростовщиков не осуждается законом, вполне естественно, что они не гнушаются своих нечестных доходов (729 А). Автор трактата, говоря о несправедливости современных ему законов, постоянно напоминает о предстоящем суде божьем: «Одно дело сегодняшнее наказание, другое – будущий суд» (745 В) «...двойная жизнь у людей, двойной суд» (745 А). Власть земных судей, по Кавасиле, ограничена: «Они не устанавливают нам будущую жизнь, не в том суде (нас) судят» (745 А). Он подчеркивает, что современные ему правители имеют власть, только «пока длится плавание» (745 А). К тому же, замечает Кавасила, земная судьба человека и потусторонний путь не совпадают: «и славу кроткую, и справедливость обретших там к самым дурным приобщит...» (745 В). Главный упрек, который брошен Николаем Кавасилой ростовщикам, – это неуважение к божественному закону: «Ныне ты нарушаешь закон Бога» (733 Д), «ты порицаешь Божий закон» (736 А, 741 С). Николай Кавасила ставит под сомнение справедливость человеческих законов: «Насколько лучше судьи, в соответствии с судом Божьим несущие мысль, нежели те, которые соглашаются с человеческими законами» (740 Д). На вопрос ростовщика, кому он наносит несправедливость, Николай Кавасила отвечает: «Более всего самому Богу, в отношении которого ты бесчинствуешь, преступая закон» (748 А). Эти слова автор трактата подкрепляет ссылкой на послание апостола Павла: «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?» 18 19 Какие же положения священного писания в отношении ростовщичества призывает соблюдать Николай Кавасила ? Прежде всего, это изречение Давида (им начинается и кончается трактат – 728 В, 749 В): «И от процента, и от несправедливости освободит их души». Автор напоминает, что истинный христианин, соблюдающий нормы общественного поведения, установленные священным писанием, «в рост не отдает и лихвы не берет» 20 . Особенно порицается в трактате взимание ссудного процента с братьев и единоплеменников (741 С, 748 Д) 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010