1278 Theophanis Chron. р. 407, Chron. trip. р. 263. Мы сказали, что сцена эта произошла осенью 729 г. Феофан говорит о ней под 721 годом, осень которого – 729. Это подтверждается оказанием в конце отдела на январь 13-го индикта (721+9+3; 15=13). Такому заключению может противоречит стоящее в средние отдела известие, что предречение Германа Анастасию; „успеешь ещё поездить по ипподрому“ – сбылось через 15 лет 12-го индикта, чем, по-видимому, даётся понять, что и само предречение и рассказанная сцена имели место в 12-м индикте, т. е. 728–729-м году – во всяком случае раньше осени 729-го года. Но заметку Феофана: „через пятнадцать лет“ можно понимать не как точное вычисление, а как указание круглого числа. 1280 Nicephori hist. brev. p. 58, Vita Stephani Iunioris. Migne. t. 100, col. 1083–1084–D–1085–1086–A–B. Все последующие авторы списывают беседу у Феофана, а не у биографа Стефана, – это и попятно: у последнего беседа представлена бледнее, без энергичных выражений, какие мы видим у первого. 1281 Намёк на сказанное нами можно находить в актах халкопратийских мучеников. Здесь рассказывается, что по возвращении от паря после изложенной нами беседы Герман отправился в церковь , собрал свою паству и начал говорить; „вот, дети, ненавистник добра диавол по Божию попущению вложил в сердце императора злую и нечестивую мысль, совершенно противную божественным канонам, и хочет истребить учреждение святых и досточтимых икон. Поэтому прошу вас всех и умоляю: не изменяйте прекрасному и бесценному украшению вашей веры, стойте твёрдо, боритесь со врагом“... и пр. (А. Ss. Augusti, t. 2, р. 440, n. 11). Весьма возможно, что это воззвание сочинено; но нельзя не признать, что оно было в высшей степени естественно в положении Германа; форма воззвания значит, конечно, немного. 1283 Theophanis Chron. р. 408. Феофан, приведя эту фразу Германа, продолжает; Анастасий „смутился вместе с другими прочими, слышавшими это, и не понимал пророчества, которое исполнилось через 15 лет на третьем году царствования гонителя Константина, 12 индикта; тогда все убедились, что Герман предсказал по божественной благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чернила уже полиняли, почерк не везде разборчив, мои глаза и внимание довольно утруждены, но у меня сил не стало, пока не прочитал их до конца. Есть у меня и книги, рассуждающие о всемирно-исторических вопросах, есть и рукописи с возвышенными предметами, но не стал бы их читать, а отдохнул бы немного. Чего же желать боле для статьи журнала, как не подоб- —720— ного внимания. Верьте, о книге пророка Даниила, и о Промысле, и об Ессеях статьи поворочают многие, а не прочтут, а письма митрополита никто не оставит непрочтенными. Я выждал впечатление на целые сутки, и оно остается то же. О монашестве одно место и то обвинение. А сколько поучительного во всем для пастырей? Печатать все должно: в том и интерес. Когда перепишут, можно инде точки поставить; иную строку, пожалуй, и опустить, но в весьма немногих местах. прот. А. Беляев (Продолжение следует). Сахаров Н.Н., свящ. Кризис в немецком протестантстве 1282 (1910–1912 гг.)//Богословский вестник 1914. Т. 1. 4. С. 721–746 (3-я пагин.). (Продолжение.) 6 . После осуждения Ято —721— Если известие о привлечении пастора Ято к суду вызвало, как мы видели, много шуму в обществе и прессе, то можно себе представить, какая смута поднялась в Германии после осуждения его. На некоторое время, казалось, все другие общественные интересы отступили на задний план. Возмущение либералов, которые дело Ято считали своим собственным делом, достигло крайней степени. Первой мыслью их было организовать массовое выступление из протестантской церкви и образовать целый ряд самостоятельных церковных общин. При этом следует от­метить, – для характеристики современных последователей Лютера, – что в планах либералов немаловажную роль играли финансовые соображения: напр. в воззвании Кельнской общины 1283 , распространенной в тысячах экземпляров по всей Германии, откровенно говорится, что, отняв от церкви богатых плательщиков церковного налога, либералы могут этим нанести своим врагам весьма чувствительный ущерб и, быть может, даже привести церковь к банкротству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Монашеское житие Н. А. определяет термином «философия» (φιλοσοφα), к-рая подразумевает жизнь «по Богу» (κατ Θεν - Idem. 8//Ibid. Col. 728), «в соответствии с Христом» (κατ Χριστν - Ep. II 305//Ibid. Col. 349), «исправление нравов при истинном ведении Сущего» (Exerc. 3//Ibid. Col. 721). Философы древности (язычники и иудеи), даже если они вели аскетический образ жизни, создали свою философию на неверных предпосылках, т. к. руководствовались своим произвольным выбором и разумом и часто вовсе не применяли на практике свои теоретические учения (Idem. 1//Ibid. Col. 720). Не признавая Христа, они были далеки от подлинного образа жизни и единственного пути ко спасению. Только Христос Своими словами и делами явил пример (πογραμμς) истинной философии: в чистоте Своей жизни (καθαρ πολιτεα) Он сохранил Свою душу не запятнанной телесными и душевными страстями (Idem. 4//Ibid. Col. 721). «Истинная философия», т. о., является не отвлеченной интеллектуальной конструкцией, а образом жизни, в основе к-рого лежит самоотречение. Монах презирает мир и мирскую премудрость; ежедневными подвигами он устраняет в себе памятование о страстях (Idem. 5//Ibid. Col. 724). Монах отрекается от своей воли и своего разума, в некотором роде он даже перестает считать себя человеком (Пс 21. 7), становится мертвым для страстей ( Nil. Exerc. 5//PG. 79. Col. 724). Он не считает себя святым, напротив, полагает, что находится в неоплатном долгу перед Богом, и все свои подвиги рассматривает как плод благодати Божией, связанной со смирением (Ad Magnam. 10//Ibid. Col. 984). Удалившись из мира, монах переживает новое состояние «трезвого опьянения» (νηφλιος μθη - Ep. I 101//Ibid. Col. 125) и становится объектом насмешек со стороны мира (Ep. II 21//Ibid. Col. 209). Самоотречение представляет собой не единичный акт, а процесс, к-рый достигает совершенства в определенный момент времени. Н. А. призывает монаха стать подражателем «божественной природы» (Ad Magnam. 44//Ibid. Col. 1024), приобщиться к жизни Троицы. Такая возможность существует потому, что человек создан по образу и подобию Божию и, живя «по Богу», он подражает божественной природе, приобретает «ум Христов», сам становится в нек-ром смысле Христом (Idem. 43//Ibid. Col. 1024), т. к. распинает свою плоть со страстями и с похотями. Аскетизм нехрист. философов не способен достичь этой возвышенной цели, он не выводит аскета за пределы его человеческой природы, не делает стояние в добре непреложным (Idem. 46//Ibid. Col. 1025, 1028).

http://pravenc.ru/text/2577633.html

Вьюков В. А., обн. протоиерей г. Тулы 240 Гавриил (Асташевский), обн. архиепископ 309, 421, 715 Гавриил (Барский), обн. архиепископ 716 Гавриил (Владимир) (Киперман), обн. архиепископ 498, 499, 718–719 Гавриил (Воеводин), обн. архиепископ 256, 275, 309, 340, 616, 716–718, 894 Гавриил (Ландышев), обн. архиепископ 420, 719–720 Гавриил (Ольховик), обн. епископ 56, 531, 586, 588, 592, 721–722, 1016 Гавриил (Петров), митрополит Санкт-Петербургский 134, 176, 506, 999, Гавриил (Рогут или Рогун), обн. архиепископ 532, 720 Гавриил (Свидерский), обн. архиепископ 309, 504, 508, 721 Гавриил, Алтайский см. Гавриил (Воеводин), обн. архиепископ Гавриил, епископ Барнаульский см. Гавриил (Воеводин), обн. архиепископ Гаврилов А., обн. диакон Рязанской епархии 242 Гаевский П. В., протоиерей 441 Галкин Александр Владимирович, заместитель председателя Верховного суда при Президиуме ВЦИК 35 Галкин Михаил Владимирович (Горев М.) 75, 111, 266–268, 283, 287, 298, 984 Гамалея 140 Гамалиил 142 Гапон Георгий Аполлонович, петербургский священник 224 1 " арнак, проф., немецкий издатель святоотеческих творений 119 Гебгард. немецкий издатель святоотеческих творений 119 Геккер Ю. Ф., проф. 482 Гексли 347 Геннадий или Гавриил (Марченков), бывш. обн. епископ 722–723 Георгий (Георгиевский), обн. епископ 723–724 Георгий (Добронравов), обн. митрополит 344, 361, 362, 402, 419, 441, 454, 474, 724–725 Георгий (Жук), обн. митрополит 309, 419, 422, 437, 620, 725–726 Георгий (Константиновский), бывш. обн. архиепископ 588, 726 Георгий (Крашенинников), обн. архиепископ 421, 727 Георгий (Лапшин), обн. архиепископ 727–728 Георгий (Шрамков), обн. епископ 728–729 Герасим (Строганов), обн. архиепископ 419, 441, 449, 499, 729–730 Г " ервасий (Малинин), бывш. обн. архиепископ 730–731 Герман (Никольский), обн. епископ 731 Гермоген (Долганев). епископ, свмч. 180 Гермоген (Кожин), митрополит 58, 60, 448–450, 529, 530, 555, 562, 568, 570, 571, 585, 586, 587, 598, 599, 685–687, 824 Гермоген (Лебедев), обн. архиепископ 732 Гермоген, патриарх Московскмй, свмч. 481, 545, 546

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Святейший Правительствующий Синод, слушав оного Златоустовского монастыря архимандрита Антония поданного доношения, согласно приговорили: сбираемые в Москве кресцовских служеб и годовых с попов и диаконов и с церковничьих новоявленных памятей пошлинные деньги и которые ныне прошлого 720 году имеются налицо употребить на починку оного Церковных Дел Приказа, без чего пробыть невозможно; а впредь оные деньги, собирая, иметь в том же Приказе, а в бывший патриарш Казённый Приказ не отсылать. А коликое число в прошлых годах означенных денег во оный Казённый Приказ в отпуску было и на какие потребы в расход издержаны и по каким указам или и ныне налицо содержатся, о том исследовать Монастырского Приказу судье господину Ершову и по исследовании в Святейший Правительствующий Синод прислать обстоятельное известие, и о том к нему послать указ. 238 (213). – 25 Сентября. О присылке в Святейший Синод лазаретных денег, сбираемых в Казанской епархии, по окончании года чрез вексель или же на подводах. Митрополит Казанский Тихон во всеподданнейшем прошении 10 Августа 1721 года изъяснил следующее: Сего, Государь, настоящего 721-го году Мая в 29 день в Вашем Великого Государя указе из Святейшего Правительствующего Синода к моему смирению за приписьми асессора и обер-секретаря иеромонаха Варлаама Овсяникова да дьяка Дмитрия Шупинского написано: прошедшего-де Апреля месяца 19-го дня по Вашему Великого Государя указу и по приговору Святейшего Правительствующего Синода велено бывшей патриаршей области и изо всех архиерейских епархий собранные на содержание лазаретов и на драгунские лошади деньги в Правительствующий Духовный Синод со обстоятельными ведомостьми прислать немедленно; а которого году и по каким указам оные деньги сбирались, и коликое число в котором году по нынешний 721 год в сборе было, и где плачены, и в тех платежах есть ли платёжные отписи, и что оных денег в доимке и за чем, также и ныне налицо, о том и всём учиня подлинные ведомости за руками, с которыми оные подлинные отписи для объявления прислать в Правительствующий Духовный Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  По левою сторону царских дверей Образ Пресвятые Богородицы Одигитрие писан на красках. У того оброза пелена изорбавная, крест мишурной, кайма дорогильная красная. У того оброза лампада медная, весу в ней три фунта шездесять один золотник. Образ Никиты, Христова мученика писан на красках. У него пелена дорогильная алая, (Л. 721) крест мишурной, кайма дорогильная зеленая. Пред тем оброзом ломпада медная, весу в ней три фунта шездесять девять золотников. Все те вышеписанные месные иконы в рамах. Над северными олтарными дверми образ Введения Пресвятые Богородицы писан на красках. Да образ Николая Чюдотворца. На нем венец и цата сребреная резная, в венце и в цате шесть каменей разных, оклад по полям сребреной басебной. На северной стене образ Николая Чюдотворца резной в створчетом киоте, а на створах оброзы святых чюдотворцов и Зосима и Саватия Соловецких.   Над царскими дверми в первом поясе на четырнатцети цках писаны Господские празники на красках. Во втором поясе образ Спасителев в силах. Около ево на особых цках писаны оброзы Богородицы да Предтечи, да дву архангелов, да апостолов на красках. В третьем поясе образ Знамения Пресвятые (Л. 721 об.) Богородицы. Около того оброза на осми цках писаны пророческие лицы. Все те иконы в тяблах. В церкви же на заподной стране образ Рождества Богородицы. На южной стране образ Пресвятые Богородицы Одигитрие. На северной стране образ Спасителев. Писаны на красках. Четыре налоя згибных, в том числе два покрыты кожею, а два ж налоя покрыты холстиною. Паникадило медное, весу в нем тритцать фунтов. Невступно.   В трапезе на дверми образ Спасителев, Богородицы, Предтечи на одной цке, писаны на красках. По правую сторону тех дверей образ Воскресения Христова в киоте писаны на красках. Пелена тафтяная зеленая, крест и кайма дорогилное красное. Пред тем оброзом лампада медная, весу в ней три фунта шездесять девять золотников. Образ Николы Чюдотворца з житием в киоте. На нем венец и цата сребреная (Л. 722) резная, по полям оклад сребреной басебной. Пелена дорогилная красная, крест мишурной, кайма тафтяная полосатая. Пред тем оброзом лампада медная, весу в ней три фунта шездесять девять золотников.

http://sedmitza.ru/lib/text/10264715/

При Кеолфриде, возглавившем монастырь после Бенедикта, границы монастыря раздвинулись. Беда рассказывает об удачной покупке земли, осуществленной Кеолфридом, отмечая и пространство («три фамилии» (с. 721)) и место («на южном берегу реки Веар, против ее устья» (с. 721)). Так же Кеолфрид приумножал владения монастыря св. Павла (с. 725), причем первоначальные приобретения, расположенные далеко от монастыря, были недостаточны для монастырских нужд. Кеолфрид обменял эту землю, добавив достойное количество денег, на двадцать фамилий в месте, называемом на языке населения тех мест поместье Самбук, потому что этот новый участок был ближе к монастырю (с. 725). Создание «монастырского мира» завершилось так же, как и началось: крупным земельным пожертвованием. Некий Витмер, поступивший в монастырь Веармут и Ярроу в преклонных годах, упоминается по имени как приумножитель монастырского имущества. Он «передал монастырю в вечное владение десять фамилий земли, которые король Альфрид дал ему в окрестностях поместья Далтон» (с. 725). В описании пространства Беда выходит за пределы рекомендаций «Риторики к Гереннию».Так же, как история Небесного Града у блаж. Августина включает в себя краткую историческую справку о землях, по которым странствует его население 382 , текст «Жизнеописания» содержит различные географические названия. Беда не ставит себе задачу описывать места, связанные с жизнью и деятельностью его героев, ибо для этого существуют «географические трактаты» (с. 725), он только упоминает их. Мы встречаем у Беды названия многих городов, земель, рек, моря, которые везде равно называются «океан». Только по контексту можно догадаться, где герой пересекает водное пространство между Британией и Галлией (современный Ла-Манш), а где корабль несет его по Средиземному морю. Описываемое Бедой пространство обширно. Оно охватывает большую часть Европы. Если посмотреть на него из любого места, принятого за центр (для Беды таких мест два: Рим и его монастырь), оно определяется как «пределы Римского мира» (с. 717). Иногда автор выбирает в качестве центра свой монастырь и оглядывает пространство из-за его стен. В этом случае он видит «заморские страны» (с. 717) или свою родную Британию.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Прежде чем приступить к описанию миссионерской деятельности святителя Бонифация в этих землях, необходимо сделать одно предварительное замечание, касающееся языка, на котором велась проповедь. Хотя ни его житие, ни другие источники не содержат никаких упоминаний о том, сколько языков знал Бонифаций и в какой степени ими владел, мы с достаточной степенью вероятности можем сделать предположение, что он не испытывал языковых трудностей. Основания для такого вывода дает следующий случай. Когда святитель отправился в 721 году в Гессен, он сделал остановку в монастыре Пфальцель, расположенном неподалеку от Трира. Эту обитель основала монахиня Адела, ставшая ее первой настоятельницей. У ее внука Григория было послушание читать за трапезой. Он читал, как это и было принято в то время, на латыни. Но Бонифаций попросил его, чтобы он повторил то же самое чтение на народном языке. Юноша не смог этого сделать, и тогда гость из Англии сам перевел текст на местный франкский диалект. «Очевидно, что одним из миссионерских принципов Бонифация было учить язык того народа, среди которого он проповедовал, – пишет Падберг, – поэтому источники никогда не сообщают о трудностях в понимании» 90 . Юноша Григорий был настолько поражен этим, что тотчас же присоединился к Бонифацию и стал одним из его вернейших учеников. В 721 году земля Гессен оставалась еще языческой, несмотря на то что она входила в состав Франкской империи, где христианство считалось официальной религией. Франкская Церковь практически не заботилась о просвещении гессенского народа, в основной своей массе сохранявшего приверженность языческим культам и обрядам. Святитель Бонифаций начал ревностно проповедовать христианскую веру, и его проповедь была столь сильной и действенной, что в короткое время он сумел обратить в христианство тысячи гессенцев. Уже вскоре после того как Бонифаций сделал первые шаги в деле миссии, он смог основать в местечке Аменебург, опорном пункте франков в области Верхнее Лангау, первую монашескую общину. Местные братья-близнецы Деттик и Деорульф, во владении которых находилась эта местность, выделили землю под новый монастырь. Вот что сообщает биограф Бонифация об успехах его миссии в Гессене: «Он отвратил большое число народа от греховных языческих суеверий, открыв им правый путь познания, после чего они оставили свое ужасное заблуждение. Собрав сонм служителей Божиих, он учредил небольшой монастырь. Так освободил он живший на границе с саксами гессенский народ, косневший до этого в заблуждении языческих обычаев, от порабощения злым духам, благовествуя Евангелие» 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За тем вычетом надлежит тем 8 человекам в сентябрьскую треть быть в даче Его Великого Государя жалованья по расчёту, а именно: старому, Ивану Орлову, 62 рубли 22 алтына пол 6 деньги; средней статьи: Михайлу Инкину 38 рублёв 9 алтын 1 деньга, Ивану Молчанову 43 рубли 32 алтына пол 2 деньги в пол полу 1 деньгою, Дмитрию Грозину 41 рубль 15 алтын 4 деньги; молодым: Алексею Попову 16 рублёв 2 алтына 5 денег с пол полу 1 деньгою, Петру Смирнову – тож, Михайлу Протопопову 16 рублёв 9 алтын 2 деньги с пол полу 1 деньгой, Никифору Одинцову 15 рублёв 15 алтын пол 4 деньги; итого за вычетом 250 рублёв 30 алтын пол 5 денег. А всем 1807 рублёв 29 алтын 4 деньги. Дьяк Трофим Игнатьев в доношении Святейшему Правительствующему Синоду в Сентябре 1721 года изъяснил следующее: В прошлых годах издавна указами Царского Величества в Новодевиче Приказе были судьи из думных людей, и из царедворцев, и из дьяков непременно и ведали судом, и расправою, и всякими сборами того монастыря со служителей и крестьян, и Приказ от монастыря в близости особливо, и всякие дела отправлялись указом Царского Величества, а не так, как в других монастырях писали в памятях архимандритов, и игуменов, и игумений имена. А в прошлом 719-м Марта с 1-го по именному3 Его Царского Величества указу у тех дел велено быть мне, нижеподписавшемуся, и дела и сборы управлять, как и прежде сего было, под ведением в Преображенском Приказе ближнего стольника князя Ивана Фёдоровича Ромодановского. И в нынешнем 721 году Его Царского Величества указом Новодевич монастырь и с вотчинами в ведении в Святейшем Правительствующем Синоде; а прежде сего, до ведения в Преображенском Приказе о всяком и из Преображенского Приказу отправлении, присыланы были указы на имя тех судей, кто Приказ ведал, а потом на моё имя, а к игуменье только присыланы указы из Духовного Приказу о духовных делах. А в нынешнем 721-м году присыланы из Санкт-Питербурха из Святейшего Правительствующего Синода печатные пункты о присылке в Монастырский Приказ изо всех монастырей всяких ведомостей о приходах и о расходах, и те пункты в Новодевич монастырь присланы с указом, а тот указ писан на имя игумении с сёстрами, чтобы то сделать им; да и другие указы об отправлениях приказных дел пишут на их же имена. И сего Сентября в 12-м числе она, игуменья, из Приказу дела велела перенести в монастырь, и перенесли в палаты государевы, где изволила жить блаженной памяти Великая Государыня Царевна София Алексеевна, собою, без указу, и стряпчего и подьячих всех перевела, и делают из тех дел ведомости по печатным пунктам, а меня, нижеподписавшего, к тому делу уже мало и допущают, знатно укрывают какие утраты. И о сем Святейший Правительствующий Синод что повелишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15:53. 292 Точное изложение православной веры 3, 28. 293 Ис. 9:2. 294 Лк. 4:18—19. Ср. Ис. 61:1—2. 295 Фил. 2:10. 296 Точное изложение православной веры 3, 29. 297 1 Кор. 15:28. 298 Преп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию 59. Подробнее об этом учении см.: J.-C. Larchet. La divinisation de l’homme selon Maxime le Confesseur. Paris, 1996. P. 647—652. 299 Откр. 3:20 300 Рим. 8:29—30. 301 О воскресении плоти (Цит. по: Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце II — начале III века. Пер. Е. Карнеева. Ч. III. СПб. 1850. С. 132). 302 Беседа 16-я на Послание к Римлянам. 303 F. Nau. Notes sur diverses homelies pseudepigraphiques. — Revue de l’Orient chretien 13. 1908. P. 433—434; 304 См. H. G. Beck. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Munchen, 1959. S. 400—401. 305 PG 86, 509—526. 306 PG 86, 525—536. 307 PG 86, 384—406 (три различных редакции). 308 PG 62, 721—724. 309 Пс. 23:7 (по переводу LXX). 310 На Святой и Великий пяток... (PG 62, 721—724). 311 Об этом произведении см.: Clavis patrum graecorum. Vol. II. Ed. M. Geerard. Louvain, 1974. P. 333—334 (No. 3768). См. также: A. Vaillant. L’homelie d’Epiphane sur l’ensevelissement du Christ. — Radovi staroslovenskog instituta 3. Zagreb, 1958. P. 5—100. Данная публикация содержит греческий и славянский тексты «Слова», а также французский перевод. Издатель считает, что «Слово» написано не ранее конца VII в. 312 Ср. Григорий Богослов. Слово 45, 24. 313 Слово в Великую субботу (PG 43, 440 A—D). 314 Пс. 28:8. 315 Данное толкование притчи о заблудшей овце восходит к св. Григорию Нисскому. См. В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие. М., 1991. С. 234. 316 Слово в Великую субботу (PG 43, 461 A — 464 C). 317 О душе 55 (PL 2, 7). 318 О воскресении плоти (Цит. по: Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце II — начале III века. Пер. Е. Карнеева. Ч. III. СПб. 1850. С. 132). 319 О суете идолов (Цит. по: Св. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. II. Киев, 1891.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010