Но и сие случайно определение требовало б таких способов тогда, когда б оный ответчик совершенно доказан был беглым помянутых челобитчиков крестьянским сыном; но понеже такого доказательства во оном деле ещё не видно, того ради такие о произведении оного во священство документы объявлены к одному токмо ведению, чтобы оные челобитчики, ведая такую тех документов сильность, стужать челобитьем о вышеозначенном не дерзали, довольствовались бы определением, по которому о рукоположении его, Семёна, во священника послать из Святейшего Правительствующего Синода ко обретающемуся в Санкт-Питербурхе Ростовскому архиерею указ Царского Величества немедленно. 187 . – 28 Августа. Об отводе в С.-Петербурге на берегу Фонтанки земли под строение каменной церкви и под усадьбы священно- и церковнослужителей при ней и о выдаче сборной книги для подаяния на построение этой церкви. В Святейшем Правительствующем Синоде выписано: в нынешнем 1721 году Апреля 26 дня по Его Великого Государя указу и по приговору Святейшего Правительствующего Синода, а по данному графа Петра Матвеевича Апраксина доношению велено в походной церкви, которая с подвижным антиминсом в доме его обретается, божественную литургию прежде присланному из Нова-города священнику служить и прочее священнодействие отправлять до времени, доколе в показанном оному графу месте святая церковь по образцовому архитектора манеру построена будет, и то церковное строение чтоб неотложно было зачато и с поспешением строилось, и дабы он, граф, о строении той церкви, яко ктитор, имел весьма усердное тщание, не отлагая времени. И против оного приговору о церковном строении человеку его Фролу Бурцову Великого Государя указ с рукоприложением сказан 113 . А прошедшего Июля 13 числа сего ж 721 года в поданном в Святейший Правительствующий Синод оного графа Петра Матвеевича Апраксина прошении написано: в нынешнем-де 721 году в Апреле месяце по Его Царского Величества указу и по благословению Святейшего Правительствующего Синода велено ему близ дому его на притоке реки Невы, которая называется Фонтанная, для настоящей его болезни построить вновь церковь Успения Пресвятой Богородицы каменную, а об отводе под оную церковь места к архитектору Дрезину, также и о сборе на то церковное строение от усердных подаятелей и кому сбирать, о том от Святейшего Правительствующего Синода указов не дано; и Великий Государь пожаловал бы его указом о показании церковного места к архитектору Дрезину и сборе на церковное строение от приходских людей и от доброхотствующих подателей священнику Якову, который по указу на дворе его в походной церкви Успения Пресвятой Богородицы ныне службу отправляет, дать Его Величества Государя указы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1372 Журналы 1747 г.. 601 л. 479 об. – 480; Проток. 1748 г. (книга 722). 92 лл. 286–291; 57 л. 184; Проток. 1748 г. (книга 721), 56, лл. 197–199. 1373 Отмеченные иконы и до сих пор находятся за стёклами над северным входом в Трапезную церковь . Предполагаем, что при написании Нерукотворенного Спаса о. Павел взял за образец Святый Убрус Ушаковского письма – известный местный образ в Троицком лаврском соборе, но вследствие условий пространства несколько изменил пропорции. Телесный светлый колер и холодно-резкое выражение глаз и всего лика Спасителя также заметно отлипают и ставят много ниже работу Казановича по сравнению с произведением Симона Ушакова. Мягче, художественнее и уже совсем не по иконному написана о. Павлом глава Господа Саваофа, находящаяся над Нерукотворенным Спасом. Впрочем, судить по теперешнему состоянию икон об их первоначальном характере довольно трудно: иконы не раз починивались и оживлялись в красках. 1374 Проток. 1748 г. (кн. 721), 56, лл. 197–199; Проток. 1748 г. (кн. 722), 116 л. 354–355; 182 л. 588–589. 1378 В заседании своём 1 марта 1753 года Учрежд. Собор слушал донесение о. Павла Казановича такого содержания: „...Для лутчаго имеющимся в смотрении ево ученикам живописнаго писания и им с разных кунштов к понятию показания велено ему, где надлежит, купить печатных картин по ево, Казановича, разсмотрению, которых де, в бытность ево в Москве, на собственные ево, Казановича, деньги у Ренберцов и куплено, а имянно: тритцать картин, на которых иконы Бога Отца с св. Духом, Христос Спаситель и Богоматерь и святый апостолы, двух нумеров, по 20 коп. картина; 12-ть картин – стоящий святый апостолы, каждая картина по 15 коп.; тринатцать картин больших на ригаловой бумаге, каждая по рублю; 11-ть картин поменши – разныя иконы – такожь на ригаловой бумаге по 50 коп.; 18-ть картин по 25 к. менших; 9-ть картин по 15 коп., 45 картин менших по 10 коп.; семдесят листов с разными компердиментами по 7 коп. каждая; 50-т листов менших в разных лицах по пяти коп. каждая. Всего картин и листов 258, ценою на 44 рубля 5 коп... А понеже оные картины и листы Учрежд. собором для вышепоказанной в них потребности купить приказано было подлинно и по свидетельству Учрежд. Собора те картины и листы оказались самых хороших кунштов, того ради (Собор) приказал: объявленные картины и листы по явствующей описи записать, где надлежит, приходом и отдать в содержание ему, Казановичу, а данные за оные картины и листы и за покупной до иллюминаций гумигут денги, 44 р. 60 к„ записав в шнурозапечатанную книгу, выдать с роспискою“. Протоколы 1753 г., 37 (Книга 728) л. 121.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Chrysostomus, 49, 363–72; 50, 801–6, 805–8; 61, 725–8 (In Jordanem), 761–4; 64, 43–6. Severianus, 65, 15–26. Proclus, 65, 757–64. Erechteius, 86, II, 3321–2. Gregorius Antiochenus, 88, 1865–72, 1871–84. Sophronius, 87, III, 4001–4; , 3755–60. Joannes Damascenus. Canon, , 96, 825–32. Cosmas Hier. Canon, , 98. 465–72; (Odæ 9) 519–22. Pantaleo diaconus, 98, 1243–8. Theodorus Studita, 99, 699–708. Joannes Mauropus, , 120, 1125–7. Chrysostomus. De tentatione Christi, 61, 683–8. In Transfigurationem. Chrysostomus, 61, 713–6; 721–4; 64, 33–8. Proclus, 65, 763–72. Cyrillus Alex., 77, 1009–16. Basilius Seleuciensis, 85, 451–62. Timotheus Ant., 86, I, 253–66. Anastasius Ant., 89, 1361–76. Andreas Cretensis, 97, 931–58. Joannes Damascenus, 96, 545–76. Сапоп, , 847–54. Cosmas Hier. Canon, , 98, 491–8; (Odæ 11) 521–24. Pantaleo diaconus, 98, 1247–54; 1253–60. Joannes Mauropus, , 130, 1127–8. Theophanes Cerameus, 132, 1019–48. Gregorius Palamas, 151, 423–36, 437–50. In Ramos Palmarum. Methodius, 18, 383–98. Athanasius, 26, 1309–14, 28, 169–86; 1023–34; 1033–48. Titus Bostrensis, 18, 1263–78. Epiphanius, 43, 427–38, 501–6. Chrysostomus, 59, 703–8; 61. 715–20. Proclus, 65, 771–8. Cyrillus Alex., 77, 1049–72. Eulogius Alex., 86, II, 2913–38. Sophronius Hier., , 87, III, 3765–72. Andreas Cretensis, 97, 985–1018. Cosmas Hier. Canon, , 98, 497–502. Leo, imperator, 107, 61–76. Joannes Mauropus, , 130. 1128–9. Michael Acominatus, 140, 323–30. Theophanes Cerameus, 132, 541–50. Gregorius Palamas, 151, 177–88. In PASSIONEM Christi. A) In mysticam cenam. Cyrillus Alex., 77, 1015–30. Sophronius Hier., . 87, III, 3771–6.   В) In proditionem Judæ. Athanasius, 28, 1047–54. Eusebius Emesenus, 86, I, 525–36. Chrysostomus, 49, 373–82, 381–92, 50. 715–20; 59, 525–8, 713–20, 719–22, 61, 687–90. C) In passionem (et Parasceven). Melito, fg. 5, 1221–2. Alexander Alex,, 18, 595–607. Athanasius, 28,185–250 et PGLT., 80, 713–8; 28, 1053–62. Chrysostomus, 50, 811–6 et 96, 589–600 (Joannes Dam.), 51, 31–40, 61, 751–6, 62, 721–4 [Eusebius Alex.]; 59, 719–22.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Другой статьей прихода по Синодальной области были данные с церквей и земельных участков при церквах и др. неокладные приходы с духовенства и брачующихся. После Патриаршества число церквей значительно возросло. В 1724 г. их было 4675 и 722 земельных участка; в сравнении с последним десятилетием патриаршества прибавилась 721 церковь , убавилось 42 участка. В 1732 г. было 4813 церквей и 700 участков, а сборов по окладу значилось: с церквей 9819 руб.; с земель 721 руб. В 1738 г. было уже 4927 церквей, не считая тех, за которыми числилась недоимка. Вследствие этого доход Синодальной области с 1690 по 1732 г. увеличился приблизительно на 3000 руб. 538 . В хозяйственном отношении церквами и духовенством Синодальной области заведывал Казенный Приказ. В него же поступал и неокладной приход, который составляли: гривенные или подможные полковым попам деньги (по числу храмов на Синодальную область приходилось 394 руб., в 1732 г. – 476 руб. 9 коп., а с епархий – 613 руб. 80 коп.), венечные деньги, печатные пошлины и штрафные деньги 539 . Размеры доходов Казенного Приказа будут показаны ниже. И. В. указом 1 сентября 1742 г. для заведывания церквами и монастырями Синодальной области была учреждена самостоятельная Московская епархия, первым епископом которой был Иосиф Волчанский, епископ Белорусский (1742–1745) 540 . Из его ведома, впрочем, были изъяты Успенский Собор и Троице-Сергиев монастырь, а из ведома его приемников по окладу Св. Синода 18 марта 1743 г. были изъяты кроме того: Благовещенский Собор, Церковь 12 Апостолов при синодальном доме, ставропигиальные, первостатейные и компатные монастыри – Рождественский во Владимире, Чудов, Ипатьевский, Новоспасский, Симонов, Донской, Заиконоспасский пока из него не будет переведена в Донской монастырь Славяно-Греко-Латинская Академия, Высокопетровский, Воскресенский на Истре, Саввин Сторожевский и Крестовоздвиженский 541 . Кроме того, надо заметить, что доходы Синодальной области остались по-прежнему в ведомстве Коллегии Экономии и Канцелярии С. Э. Правления 542 , а Московскому епископу было назначено особое жалованье в 1500 руб. 543 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

720 «Похвалы» впервые встречаются в рукописях, датируемых XIV-XV вв. См. Archimandrite Kallistos Ware. The Meaning of the Great Fast. P. 42. Протопресвитер Иоанн Мейендорф (Время Великой субботы. С. 35) датирует «похвалы» XV-XVI веками, однако эту датировку следует признать неточной. 721 Такое понимание основывается на традиционном восточно-христианском учении, выраженном, в частности, преп. Максимом Исповедником , о воле Сына Божия, которая, хотя и не идентична воле Отца, однако находится в полном единстве с последней. 725 В современной практике переоблачение происходит после чтения Апостола. По древнему Иерусалимскому уставу, священнослужители облачались в светлые одежды перед началом вечерни Великой субботы. Это было связано с тем, что во время чтения паремий совершалось крещение оглашенных. См. И. Мансветов. Церковный устав. М., 1885. С. 215. 731 Букв. «от страшного вида он лишился голоса». Славянский переводчик понял это иначе: «страшным образом он (ад) погиб». 751 Греч. слово oikonomia, буквально переводимое как «домостроительство», означает в данном контексте божественный план о спасении людей. 756 По уставу и вечерня и Литургия Великой субботы должны совершаться вечером, однако в современной практике обе службы совершаются утром. 767 Пасхальная утреня. Кондак. Этот кондак, так же как и следующий за ним в Триоди цветной икос («Еже прежде солнца солнце зашедшее иногда во гроб») – не что иное, как начало 40-го кондака преп. Романа Сладкопевца. 777 Слово 27 (Mar Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa. P. 201–202 ­­ Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 76). 778 «Неделей» на славянском языке называется день, именуемый по-русски воскресеньем. Греческое название этого дня – Kiriaki (букв. «[день] Господень»). 779 Это Слово было неотъемлемой частью пасхального богослужения уже во времена преп. Феодора Студита (VIII в.); см. об этом: И. Мансветов. Церковный устав. С. 105. В «Патрологии» Миня данное Слово отнесено к разряду неподлинных (spuria): PG 59, 721–724. О происхождении Слова см. в: Repertorium pseudochrysostomicum. Collegit J. A. de Aldama. Paris, 1965. P. 34–35.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

... в каковой «свой последний» день он вышел на недолгое время из кельи и сел на открытом воздухе. Он собрал всех братий и с состраданием, которое было для него второй натурой, дал каждому из них целование мира, в то время как они рыдали и оплакивали уход столь доброго Отца и пастыря (с. 720). Рассказ об Эостервине завершается сообщением его возраста при поступлении в монастырь, количества лет, прожитых им в общине, и сроками его пресвитерского служения и настоятельства. Чтобы рассказать об Эостервине, Беде пришлось забежать немного вперед, поэтому повествование возвращается к тому моменту, когда Бенедикт отправляется в Рим в пятый раз. В изображении Беды путешествие снова рассматривается с качественной стороны: ... через небольшой промежуток времени «после основания монастыря св. Павла» он отправился в свое пятое путешествие из Британии в Рим и возвратился, как всегда, с богатым запасом бесчисленных церковных даров ...(с. 720). Беда, однако, оставляет в тексте указания, по которым можно представить, сколько времени прошло в действительности: отъезд Бенедикта произошел «через небольшой промежуток времени» (с. 720), после назначения Эостервине, а ниже этот срок уточняется: Эостервине был назначен со-настоятелем прямо перед отъездом Бенедикта («кого утвердил настоятелем, намереваясь уезжать» (с. 721)). Эостервине возглавлял монастырь св. Петра в течение четырех лет. О его смерти, равно как и об убийстве короля Эгфрида, Бенедикт узнает по приезде из Рима. Упоминание о гибели короля Эгфрида появляется в весьма интересном контексте. Среди привезенных Бенедиктом из пятого путешествия ценностей были два шелковых плаща – паллия, которые послужили в качестве платы за три фамилии земли, купленных монастырем. Сделка эта была заключена после приезда Бенедикта из Рима с королем Альдфридом, поскольку Эгфрид, обещавший эту землю Бенедикту, был убит. Однако упоминание о плащах влечет за собой обращение к прошлому (смерть Эгфрида) и к будущему (совершение сделки). Рассказав о путешествии Бенедикта, Беда вновь вынужден вернуться немного назад. Эостервине умер до приезда Бенедикта; монастырь не мог оставаться без главы. Поэтому на место умершего настоятеля выбирается новый – Сигфрид. Происходит это «вскоре» (с. 721) после смерти Эостервине.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

И о том из Святейшего Правительствующего Синода во все епархии ко архиереям и к прочим, кому надлежит, велено послать обыкновенные Его Царского Величества указы немедленно, а в Правительствующий Сенат сообщить ведением, и сей Его Царского Величества именной указ записать в Синоде во учреждённую книгу. В доношении Святейшему Правительствующему Синоду от 29-го августа 1721 года государственная Штатс-Контор Коллегия изложила следующее: В прошении Царскому Величеству, которое подал Большого Успенского собора поп Терентий Буслаев в соборной Троицкой церкви Июля 23 дня сего 721-го году, написано: в нынешнем-де 721-м году Февраля в 26 день взят он из оного собора Его Царского Величества именным указом, и повелено ему быть для управления священнической службы гвардии в Семёновском полку. И с помянутого числа в полку в походной полковой церкви божественную службу он отправляет, а в доме-де его есть у него дети его, в сиротстве сущие, матери не имущие, того ради Его Царского Величества просит, дабы жалованным соборным вотчинам подели его быть за ним и соборным доходом всяким владеть ему, как и прежде в Его Царского Величества походах и полках его братья бывшие, от которых соборов и церквей они браны были, и оных соборов вотчинными подельми, и церковными местами, и всякими доходы владели, чтоб детям его меж двор без него не скитаться, и о том бы дать ему Его Царского Величества именной указ. И сего Августа 20-го дня Великий Государь указал по именному своему Царского Величества указу: оному священнику Терентию Буслаеву жалованными соборными вотчинами подели его и соборным всяким доходом владеть по-прежнему, а вместо себя в тое соборную церковь для служения священнической службы ему, священнику, нанять от себя другого священника доброго. Тот Его Великого Государя именной указ закрепил тайный советник, сенатор и государственной Штатс-Контор Коллегии президент граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. А сего ж Августа 22 дня в государственную Штатс-Контор Коллегию в доношении оного ж священника Терентия Буслаева написано, чтоб с вышеозначенного Его Царского Величества именного указу о даче ему о владении теми вотчинами и соборным всяким доходом из Святейшего Правительствующего Синода именного указа из государственной Штатс-Контор Коллегии во оный Синод подать доношение. И по вышепомянутому Его Царского Величества именному указу о владении оному священнику жалованных соборных вотчин подели его и соборным всяким доходом по-прежнему указ учинить в Правительствующем Духовном Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И впредь на содержание лазаретов деньги сбирать и со обстоятельными ж ведомостьми присылать в Правительствующий Духовный Синод в Марте месяце настоящего года непременно, а нынешнего 721-го прислать Июня в первых числах сего года; а помянутых на покупку драгунских лошадей денег на нынешний 721 год и впредь без указу из Правительствующего Духовного Синода не сбирать. И по тому Вашему Царского Величества указу по справке в моём, богомольца Вашего, Судном Приказе явилось: прошлого 707 году грамота Великого Государя из Монастырского Приказу, какова прислана в Казань к стольнику князю Дмитрию Уракову, который ведал дом Казанской митрополии и монастыри, велено ему епархии моей, богомольца Вашего, со всех приходских попов взять, у которой церкви явится триста дворов, с каждого попа по лошади, чтоб ценою лошадь была по десяти рублёв, а у которых попов явится меньше трёхсот дворов, и с тех попов взять за всякий приходский двор по осьми денег. А по переписи моей, богомольца Вашего, епархии у церквей в приходе по триста дворов нигде не явилось, и за вышепомянутые драгунские лошади с епархии моей с попов в бытность его ж, князь Дмитриеву, на прошлый 707 год собрано деньгами семьсот пятьдесят рублёв двенадцать алтын и посланы к Москве в Монастырский Приказ Свияжского Богородицкого монастыря с стряпчим Алексеем Антоновым, и в приёме оных денег он, Алексей, расписался. Да на тот же прошедший 707 и на 708 годы собраны деньгами восемьсот шестьдесят семь рублёв двадцать четыре алтына, и те деньги посланы в Монастырский же Приказ того ж Монастырского Приказу с подьячим Афанасьем Борисовым, и о приёме оных денег из Монастырского Приказу прислано к нему, Уракову, Вашего Великого Государя грамота за приписью дьяка Гаврила Окунькова, за справою подьячего Григорья Протопопова. Да на тот же 708 год послано из доимки помянутых же драгунских денег в Монастырский Приказ двести два рубли двадцать восемь алтын две деньги Судного моего Приказу с подьячим Гаврилом Поповым в 710-м году Генваря в 13 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«1722 года ноября в » « день по указу (из Синодального Казенного Приказа) и по присланной памяти Саввина монастыря Сторожевского, за пометою архимандрита Сильвестра, в Рузе, на Синодальном Дсятильниче Дворе, города Рузы перед старостой поповским Успенским попом Филипом Борисовым, Русские десятины вотчины разных помещиков села Борзецова, церкви Успения Пресвятой Богородицы поп Петр Андреев сказал по священству: в том селе Борзецове построена была церковь Успения Богородицы издревле, а в котором году и при котором патриархе того де мне сказать не по чем, для того что та прежняя церковь волею Божией сгорела и на то погорелое место на старом же погосте построена вновь церковь Успения ж Пресвятой Богородицы в прошлом 715 году и освящена в 721 году по благословению преосвященного Стефана митрополита Рязанского и Муромского, а построена по челобитью вышеписанного села Борзецова разных помещиков и дани платится но окладу по 30 алтын по 4 деньги на год, да казенных пошлин по 5 алтын по 4 деньги, ямских и полоняничных с одного двора, а он поп Петр к той вышеписанной церкви посвящен в попы в прошлом 720 году преосвященным Арсением митрополитом Фивандским по прошению вышеписанных же помещиков на место отшедшего попа Ивана Иванова, а на пропитание ему попу с прачетники дано земли по 5-ти десятин в поле, а в дву потомуж, да сенных покосов 10 копен, да того села помещик Герасим Бражников с товарищи дают ему попу с церковниками по 10 четвертей хлеба на год; да у той же церкви написано по переписными, книгам 186 (1678) году приходских 30 дворов, а служба у него в той церкви бывает временная, а не повсядневная, а званием он поп дьячков сын, а не из других чинов. Той же вышеписанной церкви дьячек Савва, да пономарь Афанасей Петровы сказали в самую сущую правду, живут они в том селе Борзецове у означенной церкви, по заручным челобитным всех приходских людей, и дана ему дьячку Савве новоявленная память в 721 году, а у пономаря Афанасия новоявленная память еще не взята, а кормятся они дьячек и пономарь той церкви с попом вообще вышеписанной землей и приходом и отсыпным хлебом, что дается им от помещиков с попом вообще». (См. тамч, же, Патр. Прик. вязки: – 446, дела 502, и 449, дела 825. стр. 27 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—187— прямо таки злом, – свойства сердечности, внутреннего предрасположения души, и поучая будущих священников лишь устами и руками не славить, а гневить Бога и иногда даже бесчестить Его святейшие таинства» (III, 487–488). Не этими мерами нужно насаждать церковность. Чтобы сделать для воспитанников дело церкви их личным, кровным делом, нужно возбудить их самодеятельность. Для этого преосв. Антоний рекомендует, возможно, полное развитие среди воспитанников личного почина в проповеди, вне богослужебных собеседованиях, воскресных чтениях, обучения народа общему пению, оглашении обращающихся к православию, в распространении духовно-нравственных изданий и Слова Божия, в участии во время каникул в миссионерской деятельности, в беседах с богомольцами, «стекающимися в знаменитые обители и до сих пор возвращающимися оттуда без всякого духовного окормления с толчками в спине и пустотой в кармане». Закончим свою статью пожеланием преосв. Антония – «пусть в академиях среди студентов, пишет он, живёт св. церковь со всей полнотой своих пастырских спасительных дарований в самом живом, непосредственной общении с современной жизнью, с борьбой против всего злого в ней и с сочувствием всему доброму в ней» (III, 466). И. Попов Савва (Тихомиров), архиеп. Тверской и Кашинский. (Хроника моей жизни Автобиографические записки высокопреосвященнейшего Саввы (Тихомирова), архиепископа Тверского (и Кашинского († 13 октября 1896 г.): Том 3. (1862–1867 гг.) Год: 1867)//Богословский вестник 1901. Т. 1. 1. С. 721–768 (3-я пагин.) —721— 1867 г. июля я должен быть к всенощному в Орше, осмотрев на пути 5-ть церквей, по правую и левую сторону шоссе, не в близком расстоянии от прямого пути. Выезд мой из Могилева предположен в 24-й день сего июня. Если до этого числа не получу от вас ответа, то почту это уведомлением о том, что ваше преосвященство находитесь где-нибудь в епархии, а следовательно и мне не зачем будет переезжать границу Могилевской епархии. А если будет удобно мне прибыть в Витебск и получу на это согласие вашего преосвященства, то покорнейше прошу вас сохранить моё намерение в неизвестности для других. В самое короткое время, какое могу я отделить для выезда за границу Могилевское епархии, желаю беседовать с вашим преосвященством; а иначе это время расстраиваться без толку».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010