В контексте выбранной нами темы особенно интересно то важное значение, которое святой Иоанн определял не только для поста и молитвы, но и для усердных размышлений «о великой тайне сей» (там же, с. 721). Воспоминание и размышление о домостроительстве спасения рода человеческого, о земной жизни не просто, пусть даже и великого, но земнородного человека, но Самого «Бога воплотившегося, пострадавшего и умершего за нас, воскресшего и вознесшегося, и паки грядущего судити миру» (3, п. 1187, с. 721), есть, по мысли праведного Иоанна, важнейшая часть подготовки и благоговейного переживания великой евхаристической тайны. Вообще «сердечное размышление» занимает важное место в духовном опыте прав. Иоанна. Он также настаивает, что и всякий христианин еще в своей земной жизни «должен подобиться многоочитому Херувиму – быть весь оком, весь умом и размышлением непрестанным, кроме случаев, в которых требуется не размышляющая вера» (3, п. 903, с. 549). Для святого Иоанна сердечные размышления о сущности происходящего в храме Божием, глубокомысленный взгляд с верой «на святые иконы в церкви и на все ее принадлежности» тождественны понятию созерцания (3, п. 1006, с. 604; там же, п. 407, с. 268). Созерцание как необходимое условие участия в Евхаристии Созерцание признается и святым праведным Николаем Кавасилой († 1391), известным византийским ученым и богословом-исихастом Средневековья, за необходимое условие достойного участия христианина в святой Евхаристии. Так, по мысли этого богослова, именно созерцание домостроительства Спасителя (θεωρα Σωτρος οκονομαν), когда оно находится «как бы у нас пред глазами», освящает «наши души… таким образом», чтобы мы «делались способными к принятию Святых Тайн» (10, п. 1, с. 294, 296). Не случайно в самом начале литургической проскомидии священник произносит следующие слова: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». По объяснению св. Николая, это «воспоминание» (νμνησις), заповеданное Самим Христом ( Лк 22. 19 ), относится ко всей службе Божественной Литургии, и не только ко священнослужителям, но и ко всем христианам. Святое воспоминание о страданиях и крестной смерти Спасителя заповедано для того, «чтобы мы не оставались неблагодарными», и призывает христиан к размышлениям не о чудесах, а именно о жертве Христа (3, п. 7, с. 308–309; там же, п. 9, с. 311).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Мощи Параскевы перенес из Епиват в Тернов Иоанн Асень 2-й, купив их у латинян, которые владели тогда Константинополем и его окрестностями. После взятия Тернова турками, они перенесены были из него сначала не надолго в Виддин, а потом женой сербского князя Лазаря в сербскую землю. Житие Параскевы терновской, написанное по просьбе царя патриархом терновским Евфимием и дополненное (известием о перенесении мощей в Сербию) Григори- ем Цамблаком, напечатано в Гласнике VIII, 131, в рукописях Волокол. библиот. 629, л. 154, Троицк. Лаврск. 630, 755 и 805). 43) Филофея терновская, родом из города Моливота в Памфилии, в Малой Азии; подвизалась подвигом целомудрия и пустынного жития в неизвестное время. Мощи Филофеи принесены были в Тернов и положены в церкви Богородицы, нарицаемой «темнишьская», царем Иоанном Калийном. О перенесении мощей из Тернова в Виддин см. выше прим. 19. Житие Филофеи, написанное патр, терновским Евфимием, в Лаврск. Троицк, рукоп. 676, л. 745 об., 754, л. 291 об. и 745. О похвальном слове Иоасафа виддинского выше там же. 44) Филофея ардгишская в Валахии, родом из Тернова, пострадавшая будто бы от своего отца в 1060 г. (не совсем достоверная, у Мартынова под 7 декабря). 45) Петр меглинский. О церкви в честь его упоминает Григорович в Путеш. стр. 176 нач. 46) Петр корицкий или чернорецкий. Подвизался в пустыне близь Призрена в правление сербского царя Степана Душана. Житие его, написанное монахом Феодосием, находится в одной рукописи Рыльского монастыря, а новый список, снятый с этой рукописи, у А. Ф. Гильфердинга (у преосвящ. Филарета под 5 июня, у Мартынова под 25 ноября). 47) Ромил пустынножитель, родом из Бдина или Виддина, по отце грек; по матери болгарин, подвизавшийся в половине XIV века. Приняв пострижение монашеское в терновском монастыре, так называемом Святая гора, перешел отсюда в Параорский монастырь к Григорию Синаиту ; затем подвизался – в месте, нарицаемом Мокры, отстоящем на день от Тернова, опять  в Параорском монастыре, монастыре Мелана, находящемся в подкрылии Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Афанасьев Николай, протопресвитер. Церковь Духа Святого. С. 214–215. Там же. С. 178. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 7. С. 721. Афанасьев Николай, протопресвитер. Церковь Духа Святого. C. 203. Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. Т. 10. С. 315. Там же. С. 316. Феофилакт Болгарский, блаженный. Благовестник. Книга третья : Толкования на послания святого апостола Павла/блаженный Феофилакт Болгарский. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2002. С. 240. Keener, Craig S. Gift & Giver. The Holy Spirit for today/Craig S. Keener. Grand Rapids: Baker Academic, 2001. Р. 121. Феофилакт Болгарский, блаженный. Благовестник. Книга третья: Толкования на послания святого апостола Павла. С. 234. Феодорит Кирский, блаженный. Творения: Сокращенное изложение Божественных догматов; Толкование на Послания святого Апостола Павла. С. 276. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Санкт-Петербург: Издание Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1900. Т. 11. Книга 1. С. 565. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 7. С. 706. Иванов А. В. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета. Обозрение Четвероевангелия, книги Деяний Апостольских, апостольских посланий и Апокалипсиса. С. 641. Феофилакт Болгарский, блаженный. Благовестник. Книга третья: Толкования на послания святого апостола Павла. С. 254. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 7. С. 727–728. Афанасьев Николай, протопресвитер. Церковь Духа Святого. C. 205–206. Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. Т. 10. С. 354. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 7. С. 721. Муретов, М. Д. Пророчество и языкоговорение (глоссолалия), как знамения для верующих и неверов : 1 Кор. 14:20–25/М. Д. Муретов//Богословский вестник. 1904. 7/8. С. 497. Толковый Типикон. С. 36–37.

http://bogoslov.ru/article/6177449

11) Село Салма. Храм Спаса Нерукотворенного Образа, с теплыми приделами во имя св. арханг. Михаила и св. Андрея Стратилата, каменный, построен в 1821 г., расстоянием от г. Пензы 150 в. При нем церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, деревянная, теплая, построена в 1848 г. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 1½ д., пахотной 33 дес. Жалованья 168 р. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 777, ж. п. 843. Приход состоит из одного села. Училище земское. 12) Село Михайловка. Храм Живоначальной Троицы, с теплым приделом во имя св. арханг. Михаила, каменный, построен в 1814 г., расстоянием от г. Пензы 140 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 2 д., пахотной 33 д., но удобной мало. Жалованье по окладу V кл., священнику 108 руб., псаломщику 24 руб. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 745, ж. п. 745. Приход состоит из села и дер. Хоненевки (в 1 в.) и Покрышкина (в ½ в.). При церкви приходское попечительство и церковно-приходская школа. 13) Село Еремеево. Храм во имя св. и чудотв. Николая, деревянный, холодный; время построения его не известно; перестроен в 1887 г., расстоянием от г. Пензы 145 в. Причта положено: священник и псаломщик. Жалованья 144 р. Дом для священника церковный. Земли усадебной 2 д., пахотной 33 д. Прихожан м. п. 520, ж. п. 512. Приход состоит из села и дер. Приволья (в 2 в.) и Кадышовки (в 3 в.). В селе школа грамоты. 14) Село Саловка. Храм в память Преображения Господня, с теплыми приделами Знамения Божией Матери и в честь Смоленской иконы Божией Матери, расстоянием от г. Пензы 137 в. При нем кладбищенская церковь Знамения Божией Матери, деревянная, холодная. Причта положено: священник и псаломщик. Земли пахотной 33 д. Жалованья священнику 298 р., псаломщику 98 р. Дом для священника общественный. В пользу церкви и причта вклад 1315 р. Прихожан м. п. 681, ж. п. 687; в том числе, уклонившихся в раскол беспоповщинской секты м. п. 6, ж. п. 2. Приход состоит из села и дер. Михайловки (в 2 в.). В селе училище земское.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Православный собеседник, журнал. Ссылки, 11, 39, 187, 197, 202, 204, 816, 652, 673, 681, 704, 805. Праотцев неделя, 99–104, 106, 672. Пращица, книга. Ссылка, 409. Пребуд, князь, 667, 668. Предание старческо, 188, 292, 425, 657, 791, 798. Преображение Господне. Поучения, 99–106, 167, 202, 648, 680, 681, 744, 745, 750, 753, 754, 758, 793, 794, 796. Преполовение Пятидесятницы, 9, 142–144, 146. Прокла, патр. константинопольского, слова, 83, 199, 664, 665, 670, 673, 676, 746, 751, 754. Прокопий Истома, поп Воздвиженский, Васильевский, владелец, 388. Пролог, книга, 33, 715–727. Выписки, 204, 647, 648, 785. Пророки истолкованы, 63, 89–91. Сказания о них, 2, 192, 729. Выписки, 201, 770, 812. Протасий, еп. рязанский и муромский, 483, 590. Протасий, инок, биограф Авраамия галич., 625, 679, 709. Прохорово житие Иоанна Богослова, 83, 84, 119, 751, 759, 782, 800. Прохор, епископ ростовский, биограф, 786. Прохор Корытаев, 257. Прения: Св. Афанасия и Ария, 178, 673, 772. Селунского архиерея с Евреями и Турками, 116. Азимита и Панагиота, 661. Актимона и Филоктимона, 200, 201. Зизания и справщиков, 197. Псалмы Давидовы см. Библия. Пскова осада, 733. Путник иерусалимский, книга, 734. Путешествия русских людей, 192, 224, 733, 734, 765. Пушкин Григорий Гавр., боярин, владелец, 395. Пчела, книга, 735. Выписки оттуда, 15, 769. Пенковых Александра и Михаила Данииловичей, князей, ркп., 308. Песнь Песней, книга, см. Библия. Пятидесятница, книга, 146. Поучения на праздник, 8, 9, 99–106, 136–144, 146, 201, 404, 648, 724, 775. Последование, книга, 638. Раава см. Арава. Радонеж, городок, 51, 319. Расслабленного неделя, 9, 99–106, 142–144, 146, 404, 648, 724, 775, 805. Рафаил, митр. киевский, 198. Рахаав, воевода римский, 765. Риза Богородицы, 180, 678, 681, 758. Риклада латынина сказание, 630, 812. Родословие русских князей, 714, 740, 765, 770; литовских, 730, 770. Рождество Христово. Поучения, 8, 99–106, 136–139, 200, 672, 745, 755, 767, 770, 792, 796. Изображение, 356, день рождения, 729; замечание, 762, 765.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Пренебрегающие божественной заповедью о запрещении процента должны быть наказаны, по Николаю Кавасиле , теми карами, которые применяются к вероотступникам. Слова «идите от меня, проклятые, в огонь вечный» 24 звучат в трактате рефреном (732 Д, 733 Д). Геенна огненная не раз обещана Кавасилой ростовщикам: «Ты, имеющий проценты, неужели ты думаешь избежать геенны?» (733 А; также 732 Д, 736 А, 745 А, 745 С). Нарушение божественной заповеди есть, по Кавасиле, одновременно и отклонение от принятой нравственной нормы. В силу этого автор трактата, обращаясь к своим противникам, взывает к их человеческим чувствам – совести, долгу, справедливости. Моральные аргументы против ростовщичества составляют содержание многих пассажей сочинения 25 . Несомненно, трактат написан не столько для усовествления кредиторов, берущих большие проценты с должников, сколько для обличения ростовщичества как общественного зла, наносящего удар городской экономике («ты большим бедствием опутываешь города» – 748 С). Следует заметить, что гневная проповедь Николая Кавасилы против ростовщиков заканчивается не обычным для подобных сочинений «аминь», а утверждением ответственности ростовщика перед людьми (...to koino ton anthropon pollon hupeuthunos on). Второе сочинение Николая Кавасилы , посвященное проблеме ростовщичества, представляет собой письмо, адресацию которого мы и считаем его названием. Сочинение «Благочестивейшей Августе о проценте» по характеру аргументов существенным образом отличается от рассмотренного нами «Слова против ростовщиков». Это не столько псогос ростовщичеству, сколько деловая записка, прошение, направленное Анне Савойской, вдове прежнего императора Андроника III и матери царствующего императора Иоанна V Палеолога. Письмо, несмотря на его более деловой и конкретный по сравнению с трактатом характер, не лишено, разумеется, риторического словесного орнамента, определяемого законом жанра. Витиевато построенные похвалы в адрес Анны и императора соответствуют привычным славословиям энкомистов: здесь упоминаются и доброта правителей, и благоразумие, и человечность, и склонность к справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

Арсения коневского (отрывок), 806. Артемия веркольского, 696. Афанасия киево-печерского, 676, 712–714, 800. Бориса и Глеба, князей, 38, 646, 679, 692, 714–719, 724–727, 745, 755, 782, 792, 793. Варлаама киево-печерского, 714. Варлаама, игум. хутынского, 91, 501, 631, 645, 670, 671, 727, 768, 789, 792. Варлаама важеского, 677. Варсонофия, еп. тверского, 659, 667, 668. Василия и Константина, кн. ярославских, 677, 696. Василия, блаж. московского, 681. Василия киево-печерского, 676, 712–714, 800. Владимира, в. кн. киевского, 678, 679, 693, 714, 719, 724, 748, 792. Всеволода – Гавриила, кн. псковского, 694, 792. Вячеслава, князя, 664, 665, 715, 716, 725–727, 771, 792. Геннадия костромского, 673. Германа соловецкого, 697. Григория киево-печерского, 676, 712–714, 800. Григория, игум. пельшемского, 664, 665, 693. Григория и Кассиана авнежских, 635, 677. Гурия, архиеп. казанского, 659, 667, 668. Дамиана киево-печерского, 676, 712–714, 771, 800. Даниила переяславского, 694. Димитрия, игум. на Клове, 714. Димитрия прилуцкого, 642, 643, 651, 674, 692, 765, 790. Димитрия угличского, царевича, 625, 676. Дионисия глушицкого, 603, 692, 693, 791. Дионисия, архим. радонежского, 700. Евстафия, муч. литовского, 714. Евстратия киево-печерского, 676, 712–714, 800. Евфросина псковского, 676. Евфросинии, игум. полоцкой, 676. Евфросинии, кн. суздальской, 664, 665. Евфимия, архиеп. новгородского, 675. Евфимия, архим. суздальского, 337, 695. Еразма киево-печерского, 676, 712–714, 795, 800, 805. Ефрема скопца, еп. переславского, 714. Зосимы и Савватия соловецких, 629, 633, 634, 664, 665, 692, 693, 695, 788. Игнатия, еп. ростовского, 618, 626, 630, 712, 745, 805. Игоря Олеговича, в. кн. киевского, инока, 694, 714. Исаакия, киево-печерского инока, 39, 676, 713, 714, 723, 800. Исаии, еп. ростовского, 618, 626, 630, 676, 714. Исидора юродивого, ростовского, 618, 630, 676, 780. Исидора, презвитера юрьевского, 626. Иакова боровицкого, 654,667, 668. Иеремии печерского, 676, 713, 714, 800. Иоанна и Феодора, муч. киевских, 714, 719, 724.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Св. Бонифаций. Рельеф из кафедрального собора в Майнце Св. Бонифаций. Рельеф из кафедрального собора в Майнце Св. Бонифаций, получивший первый миссионерский опыт также во Фрисландии (716) и впосл. почитавшийся как «апостол Германии», при поддержке Карла Мартелла и его сыновей Карломана и Пипина Короткого, а также папы Римского Григория II , а потом Григория III и Захарии начал создавать церковную орг-цию на герм. землях. Деятельность Бонифация и его учеников, выходцев как из Британии, так и из герм. земель, была связана в основном с Центр. Германией и Баварией, хотя не менее важным было их стремление к объединению отдельных Церквей Запада под властью папы Римского. В 745 г. св. Бонифаций был назначен на Майнцскую кафедру, ставшую при нем митрополией всех герм. еп-ств. Святой способствовал проведению реформы Церкви в Г., целями к-рой были организация духовенства и монашества по рим. образцу, введение рим. литургических и церковно-правовых обычаев, а также установление церковно-адм. структуры в виде постоянных епископских кафедр. Была восстановлена практика регулярного созыва Соборов, в к-рых принимал участие не только епископат, но и аристократия во главе с Карломаном и Пипином. Первый восточнофранк. Собор, т. н. Concilium Germanicum, состоялся в 742 или 743 г. (место его проведения точно неизвестно); среди постановлений этого и последующих Соборов (744-745, 747) наиболее важными были декреты о строгом подчинении духовенства епископу, о соблюдении целибата и о запрете духовным лицам принимать участие в войнах, носить оружие и охотиться. Бонифацию удалось добиться от епископов присяги на верность Римскому престолу. Для монахов и каноников был принят бенедиктинский устав. От монахов святой требовал не только аскетических подвигов, но и миссионерского служения, «словесного труда» (opus verbi). Среди сподвижников св. Бонифация были выходец из Уэссекса и его преемник на Майнцской кафедре св. Лулл , аббат Фрицлара англосакс прп. Вигберт , еп. Бюрабурга Витта, отшельник в Херсфельде и один из основателей аббатства Фульда баварец Стурм , первый еп.

http://pravenc.ru/text/164803.html

В Византии завершается развитие православного богослужения, то есть того Устава, который придает ему законченность, делает его системой, почти не допускающей развития или изменений; византийские «типиконы» и «евхологии» 13-го и 14-го веков уже почти не отличаются от наших служебников и уставов. Православная икона пишется по византийскому канону, наше каноническое предание и в объеме и в толковании закреплено византийскими канонистами, в Византии окончательно сложился тот свод Отцов, который доныне составляет основу православного богословия и, наконец, в этом же периоде расцвел тот стиль и дух благочестия, который на русском языке хорошо выражается словом «церковность». В известном смысле византийский период должен быть признан решающим в истории Православия, эпохой кристаллизации церковной жизни. Современная Православная Церковь есть - с исторической точки зрения - Византийская Церковь, на пятьсот лет пережившая Византийскую Империю. 2 Все историки Византии согласно утверждают, что с началом восьмого века в ее истории открывается новый период. Седьмой век кончился анархией и почти полной гибелью Империи. В 717 году Арабы осаждали Константинополь, а внутренняя разруха делала ее легкой добычей завоевателя. Ее спас Лев Исавр, один из тех - многочисленных в византийской армии солдат с восточной окраины, - которые дослуживались до высших чинов и на которых фактически держалась Империя. Лев был провозглашен Императором и положил начало новой - Исаврийской династии. Рядом победоносных войн он (717 - 745) и его сын Константин Копроним (745 - 775) восстановили положение, а изнутри укрепили его глубокой государственной реформой: военной, административной и экономической. Эта реформа, завершающая ту эволюцию, которая началась уже при Ираклии, заканчивает метаморфозу Византии из мировой Империи в сравнительно небольшое государство, в котором все подчинено необходимости противостоять напору - с востока Ислама, с севера - славян, а очень скоро и с запада - норманнов. Римская «вселенная» окончательно превращается в Византию.

http://sedmitza.ru/lib/text/436726/

Церковь Василия Кисарейского в селе Пронклеве да в пределе святые великомученицы Пятницы. Дани рубль осьмнатцать алтын з деньгою, десятильничих и заезда пять алтын. И февраля в 5 день те деньги взято. Платил староста поп Иван. (Л. 744) Церковь великого чюдотворца Николы в селе Домахи. Дани двацать два алтына три деньги, десятильничих и заезда два алтына. И февраля в 5 день те деньги взято. Платил староста поп Иван. Церковь великого чюдотворца Николы в селе Девяткине. Дани семнацать алтын четыре деньги, десятильничих и заезда два алтына. И февраля в 5 день те деньги взято. Платил староста поп Иван. Церковь великомученика Георгия. Дани дватцать один алтын три деньги, десятильничих и заезда три алтына четыре деньги. И февраля в 5 день те деньги взято. Платил староста поп Иван. (Л. 744 об.) Церковь святого пророка Ильи в селе Порои. Дани рубль двенацать алтын четыре деньги, десятильничих и заезда пять алтын две деньги. И февраля в 5 день те деньги взято. Платил староста поп Иван. Церковь Благовещение Пречистые Богородицы в селе Гладине. Дани рубль семнатцать алтын две деньги, десятильничих и заезда пять алтын две деньги. И февраля в 5 день те деньги взято. Платил староста поп Иван. Церковь Успение Пречистые Богородицы в селе Радогощи. Дани два рубли, десятильничих и заезда шесть алтын четыре деньги. И февраля в 5 день те деньги взято. Платил староста поп Иван. (Л. 745) Церковь великого чюдотворца Николы в селе Гнани. Дани дватцать девять алтын пять денег, десятильничих и заезда пять алтын. И февраля в 5 день те деньги взято. Платил староста поп Иван. Церковь Введение Пречистые Богородицы в селе Быхове. Дани рубль дватцать восмь алтын пять денег, десятильничих и заезда шесть алтын четыре деньги. И февраля в 5 день те деньги взято. Платил староста поп Иван. Церковь Покрова Святеи Богородицы в селе Развити. Дани одиннацать алтын две деньги, десятильничих и заезда два алтына. И февраля в 5 день те деньги взято. Платил староста поп Иван. (Л. 745 об.) Церковь Святеи Живоначальные Троицы в селе Ожаве. Дани двенатцать алтын три деньги, десятильничих и заезда восмь денег.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010