– Благодаря всем этим жертвам, мы можем сказать с полным убеждением, что до сих пор с успехом исполняли свою великую и человеколюбивую задачу» 284 . «Хвала и слава русской братии, – благодарил весь сербский народ, – что помогают нам выдержать неравную борьбу за оскорбленное человечество, за оскверненную святыню и за обесчещенные семьи» 285 . Хорошо зная о помощи славянам русского народа, Черногорский князь Николай не находил нужным прямо обращаться к нему с просьбой. Он считал достаточным лишь информировать его о своих бедствиях 286 . Ту же мысль выразили и его подданные. Посетившего в 1876 г. Черногорию деятельного участника С.-Петербургского славянского комитета Веселитского-Божидаровича черногорцы просили только об одном: «Расскажите братьям русским о наших нуждах, ничего к этому не прибавляя» 287 . При отправлении добровольцев совершались напутственные молебны, чтобы Господь благословил их путь, послал им, как некогда Товии, мирна Ангела, сохраняющего, заступающего и невредимо соблюдающего их от всяких злых обстояний. Добровольцев осеняли святым крестом, окропляли святой водой, вручали им святые иконы, имена их записывали для ежедневного поминовения на проскомидии и у Престола Божия. В конце молебнов произносились многолетия светским и духовным властям, князьям Сербскому Милану и Черногорскому Николаю, воинствам, российскому и славянскому, и, наконец, отъезжающим, как говорили в народе, на «братскую защиту». Все присутствовавшие за молебном прямо из храма отправлялись на вокзал Варшавской железной дороги, чтобы еще раз взглянуть на «спасителей славян». И здесь много было трогательного. Мужчины стояли без головных уборов, женщины плакали, подносили детей под благословение отъезжающих, сами благословляли их, обнимали их, пожимали им руки, махали платками, высказывали самые добрые и сердечные пожелания. Расходились молчаливо, задумчиво, под свежим впечатлением провожания отдающих свою жизнь во имя святого дела. «Благословение Господне на вас, братолюбиво и добровольно отправляющиеся на поле брани – на берега славянских рек: Моравы, Дрины, Наренты и Нишавы, – призывал помощь Божию священник Русской Православной Церкви на идущих за славян. – Там, на берегах и в долинах этих рек, ручьями льется невинная христианская кровь наших братьев по вере, по духу, по плоти и по крови – славян. Жестокие враги и притеснители решились истребить их, по-видимому, до последнего человека. Они лишают их всего имущества, подвергают всевозможным истязаниям и мучениям и жестоким образом убивают их. Десятки и сотни селений и деревень безжалостно предаются огню. И все это за то, что они – эти наши братья – христиане! За кого же идете вы сражаться? – Вы идете сражаться за христиан, и притом за православных христиан, за наших братьев славян... Вы идете на брань за веру православную, за Христа и Крест Его. Священная брань! Будьте же мужественны! Бейте врага вооруженного, но щадите врага безоружного» 291 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Вот что говорится в «Собрании мнений и отзывов митроп. Филарета по делам церкви на Востоке» о великом логофете Николае Аристархи, проходившем свою должность в 40-х и 50-х годах текущего века: будучи недоволен жалованием в 50,000 пиастров, которое он получал от патриархии, Аристархи в начале 60-х годов потребовал себе прибавки жалования. И когда его желание не было исполнено, то он начал угрожать, что он испросит у Порты такой фирман, от которого задрожат упорные. А в доказательство своей силы и могущества, он указывал на то, что он уже успел низвергнуть десять патриархов и 50 архиепископов. Соплеменники же Николая Аристархи публично утверждали, что каждое такое низвержение было весьма выгодно для этого логофета, ибо каждый вновь избираемый патриарх и архиепископ должны были платить значительную сумму денег алчному, но влиятельному Аристархи (стр. 97–98). 1027 Низшее духовенство рассматриваемых вами веков брало в свою пользу подати с народа в тех же случаях, как и архиереи, – но его доходы, конечно, были очень скромны. См. подробнее об этом: Maurer. I, 407–408; Silbernagl, S. 49–50. 1046 По другому известию – 121,000 пиастров: «Собрание мнений м. Филарета по делам на Востоке», стр. 88. 1047 «Постановления временного греческого народного собрания, принятые в константинопольской патриархии»: Христ. Чт. 1863, I, стр. 279–284. 1049 Там же, стр. 285–286; 256–257. Слич. «Собрание мнений м. Филарета по делам на Востоке», стр. 88–89. 1060 См. Letourneau. L’évolution de la morale, 1887. pp. 75–126. Rée. Die Entstehung des Gewissens. 1885. SS. 13–25. H. Spencer. Kants Ethik. Zeitschrift für Philosophie und philosophische Kritik. B. 95. S. S. 57–61. 1070 Смотри подробнее об этом в следующих сочинениях: 1) Kropotkin L’assistance mutuelle chez les sauvages. Revue scientifique, 1861; 2) K. Kautsky. Общественные инстинкты y людей, Северный Вестник 1890 год, кн. 6 и 10; 3) W. Schneider Aligemeinheit und Einheit des sittlichen Bewusstseins, Köln. 1845; 4) Paul Janet «La morale», Paris, 1880, pp. 391–147; 5) O. Flügel «Ueber die Entwickelung der sittlichen Ideen. Zeitschrift für Völkerpsychologie» В 12; 6) Довольно обильный материал для критики эволюционизма можно найти также в статьях Згурского, хотя сам автор и защищает в них эту теорию. Одна из этих статей под заглавием «Генезис социальных чувств» – напечатана в журнале «Знание» за 1887 г., кн. III, а вторая – «Борьба за существование и нравственное развитие человека» – помещена в журнале «Мысль» за 1881 год.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К удовольствию, не все же члены святогробского Братства питаются такими преступными вожделениями, и мы знаем многие опыты заботливости и патриархов, начиная с Кирилла II и членов святогробского Братства о достойном и честном прохождении своего служения не только по охранению святыни Гроба Господня, но и по исполнению архипастырских и пастырских обязанностей, хотя племенной антагонизм (особенно между греками и арабами), условливаемый влиянием упомянутой несчастной идеи панэллинизма 1621 , является часто весьма . —284— сильным препятствием к вполне достойному прохождению служения собственно пастырского и архипастырского в личном составе Иерусалимского патриархата. При таком, почти безотрадном, положении православия в Палестине, особенно в виду напора сил инославной пропаганды (латинской и протестантской), вспомоществуемой силами политическими, где же православию искать более твердой, нежели какая представляется в православном Иерусалимском патриархате, опоры? Где искать помощи? Если ее нельзя найти в незначительной силами по сравнение с инославной пропагандой, да к тому же зараженной западными веяниями Европейской свободной Греции, то очевидно ее можно найти только в единоверной России. И Россия как с самых времен падения Византийской Империи, так и в последний период истории Иерусалимской церкви православной служила и служит истинной опорой православия в Палестине, оказывала и оказывает ему там деятельную и бескорыстную помощь, хотя эта помощь Иерусалимским патриархатом и не всегда принимаема была (за исключением денежной) охотно и признаваема была бескорыстною за этот последней период. В самом деле, если вспомнить, с каким искренним доверием относились Иерусалимские патриархи к России в прежнее время, как усиленно домогались нравственной поддержки ее, ее влияния на деле востока, предстательства ее пред Турцией в пользу православных восточных христиан, и наоборот, с каким по большей части недоверием стали они относиться к ней с 1840-х годов, то невольно изумительною представится эта перемена, ни чем другим необъяснимая, как только упомянутым влиянием западных веяний, усиливаемым поддержкой враждебных православию и России религиозных и политических сил и агентов. Не вдаваясь в подробности о многочисленных случаях нравственной и материальной поддержки, какую Россия со времен Иоанна Грозного оказывала востоку православному вообще и Иерусалимскому православному патриархату в частности, о той массе денег, какую вывезли из России за последняя че- —285— тыре столетия православные восточные собиратели милостыни вообще и святогробцы в частности, не говоря о том, сколько денег оставили многочисленные русские поклонники в Святой земле, начиная с древнейших времен и доселе, и т.д., мы обратим главное внимание на отношение России к Иерусалимской православной церкви за последний период истории сей последней.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кто же были эти люди? Во главе всех епископ коломенский Павел, которого раскольники называют начальником своего доброго воинства 284 , и с ним протоиерей казанской церкви в Москве Иоанн Неронов: они так дерзко восстали против Никона и Московского собора, определившего исправить книги, так упорно защищали прежние книги и вкравшиеся в них нововведения, так непочтительно отзывались о книгах греческих и вообще о православии Церкви восточной, что Никон счел необходимым известить о всем этом патриарха вселенского Паисия, прося его разрешения, а Паисий вместе с константинопольским собором, – как мы видели, – определил: если таковые не исправятся и не примут всего, что содержит православная восточная Церковь , – отсечь их от Церкви и извергнуть. К ним вскоре присоединились: Аввакум – протопоп Юрьевца повольского 285 , Даниил – протопоп костромской, Логгин – протопоп муромский и другие, бывшие справщиками книг при патриархе Иосифе. Что же они делали, на что жаловались, чего требовали? Прежде всего они, собравшись вместе, написали и подали царю Алексею Михайловичу «общее прошение на многомятежного Никона», обвиняя его в двух преступлениях: в том, что он, будто бы вопреки древних чинов, запретил в св. Четыредесятницу 1654 года земные поклоны в церкви, а повелел творить поклоны поясные, кроме четырех великих, и в том, что он вводит троеперстное сложение в крестном знамении, вместо двоеперстного. Царь Алексей Михайлович, как понимавший дело Никона и сочувствовавший ему, оставил это прошение без внимания 286 . Затем начали вопиять против двочастного или четвероконечного креста, которым Никон повелел печатать просфоры, и против трегубой аллилуии, которую он заповедал употреблять вместо сугубой. Протопоп Иоанн Неронов нарочито ходил ежедневно в соборную церковь и не позволял там никому троить аллилуии, а иногда являлся к самому патриарху и вступал с ним в жаркие прения. Но главная мысль, которую отстаивали, которую распространяли в народе и дерзко защищали пред Никоном, была та, что прежние наши печатные книги и чины церковные совершенно исправны и православны, что их всячески должно удерживать и соблюдать; книги же и чины, исправленные Никоном по греческим, неправославны, исполнены новинами и заблуждениями, и потому должны быть отвергаемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Наиболее известными святыми бессребрениками являются братья Косма и Дамиан Ассийские (память 1 ноября ст. ст.), жившие в Малой Азии не позднее IV века. Об их нестяжательности свидетельствует такой случай. Исцеленная святыми братьями женщина тайком уговорила Дамиана, заклиная его Богом, взять в награду три яйца во имя Святой Троицы. Святой Косма, узнав об этом, завещал не погребать его вместе с Дамианом. Но когда оба брата почили в мире, Бог чудесным образом известил похоронить их вместе, потому что Дамиан взял дар не как награду, но ради имени Божия. Церковь почитает еще две пары святых братьев бессребреников с такими же именами: Косму и Дамиана Римских (память 1 июля ст. ст.) и Косму и Дамиана Аравийских (Киликийских) (память 17 октября ст. ст.). Косма и Дамиан Римские жили в III веке. Они прославлены как мученики, хотя их кончина была кончиной страстотерпцев. Святые братья исповедали верность Христу во время гонений при допросе у имп. Карина (283–285), были отпущены с честью после исцеления императора от внезапной болезни и вскоре убиты из зависти своим учителем – врачом (он позвал их в горы собирать лечебные травы и побил камнями сначала одного, потом другого). О Косме и Дамиане Аравийских известно совсем немного: что они родом из Аравии, что были искусными врачами, но исцеляли не столько своим умением, сколько силою Христовой и прославились всюду своим учением и чудесами. Братья были казнены за исповедание христианства в конце III века при Диоклетиане и Максимиане и прославлены Церковью как мученики и безмездные врачи. Еще одна пара святых врачей – бессребреников – это Кир и Иоанн (память 31 января ст. ст.). Святой Кир был знаменитым врачом в Александрии. Во время гонения Диоклитиана (284–305) он удалился в Аравийскую пустыню, где принял иночество, и продолжал там лечить людей своей молитвой. Воин Иоанн , услышав о святом Кире, пришел в Аравию и стал его верным последователем. В Египте, в городе Канопе, была схвачена христианка Афанасия с тремя юными дочерьми 15 лет, 13 лет и 11 лет. Святые Кир и Иоанн, опасаясь, как бы страх перед мучениями не заставил их отречься от Христа, посетили исповедниц в темнице, чтобы укрепить их перед предстоявшим подвигом. Правитель города схватил святых Кира и Иоанна и предал их пыткам на глазах Афанасии и ее дочерей. Исповедницы так же стойко перенесли все мучения и были обезглавлены. Вслед за ними на том же месте казнили святых бессребреников Кира и Иоанна †311).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не благоволит Вышний, и Сирах сие же подтверждает, о приношении нечестивых, ни множеством жертв очистить грехи. 283 Всякую убо, далее присоединяет Господь, приносите Мне кадило, и кинамон от земли даления: Всесожжения ваша не суть приятна, и жертвы ваша не усладиша Мя. 284 Понеже наружно только приносите без внутреннего обращения. Что Господь и самым примером в начале мира при первых наружных жертвах еще доказал. Он на Каина, и на жертву его не внял для того, что она в единой наружности состояла; напротив того на Авеля и на дары его призре, 285 понеже наружная его жертва со внутренностью его была согласна. А из сего следует, что наружные сии знаки, видимое Богослужение само себе ничто, и угодно Богу быть не может; не может быть Богу угодно хождение наше в церковь , поклоны, молитвы, и приношения, ежели знаки сии не означают внутренних действий, ежели они не соединены с сердечным Богослужением. Когда же они с ним в связи: тогда похвальны, и могут быть действительны. В чем же, спросите вы, состоит внутреннее Богослужение? Какие жертвы Богу приятны? Как должны мы, яко твари, и яко искупленники Его, служить Ему? Вонмем! Послушаем, как научает нас служить Церковь . Вонмем! Она чрез Священноначальников говорит: Станем добре, то есть, когда мы приходим во храм, должны стоять не в рассеянии мыслей, не во обращении очес туда и сюда, не пустословием занимаяся, но должны стоять добре, должны стоять отвлекши мысли от сует мирских, отложив всякое житейское попечение, возвысив дух и сердце горе: станем со страхом, должны стоять со уважением Таинств, с почтением приличным Священнослужению, и с благоговением таким, каковое только должно иметь в Присутствии Самого Бога, там, где Сам Царь славы входит Ангельскими чинами дориносим, или сопровождаем, должны стоять утвердивши и устремивши помышления свои к таинственному Священнодействия предмету. Станем добре, станем со страхом! Что делать? Святое Возношение в мире приносити. Мы пришед во храм должны пробудить духа своего, ободрить его, возвысить к небесным вещам, утвердить в них, кратко, должны стать добре, и со страхом, для чего? Дабы Святое Возношение в мире принести. Как во храме, в наружной сей Церкви Святое, Святых Святейшее возносится пред очами нашими Возношение, духовное совершается Жертвоприношение, небесное отправляется Священнодействие, Агнец Божий тайнообразно закалается, и верующим в пищу и питие предлагается: так точно и внутри нас, во внутреннем нашем храме должно совершаться Божественное Священнодействие; мы приходя в храм должны приносить с собою духовную жертву, Святое приносить Возношение, должны приносить милость мира, жертву хваления, мир к ближним и хвалу Богу, любовь к подобным себе, и благодарение Высочайшему Существу, словом, должны духи свои восперив к Нему посвятить Ему со всяким уничижением. Жертва бо истинная и приятная Богу есть по уверению Давидову дух сокрушен.Едино сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит 286 и не презрит.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

По Ефрему Сирину, напр., тогда, как в будущем веке все праведники, по отшествии из сего мира, водворяются в обители радостей 282 , где нет плача, воздыханий, а одно вечное радование 283 , хотя каждый из них, только в своей мере, озаряется единым мысленным Солнцем, и, по степени достоинства, почерпает радость и веселие 284 , грешники – наоборот, влекомые злыми ангелами, идут на место тяжких и неотвратимых мучений 285 . По Афанасию Великому то же, тогда как души святых теперь (до всеобщего суда) наслаждаются заслуженной радостью, души грешников, наоборот, терпят наказание в, испытываемой ими, печали 286 . Точно так же, и по Макарию Великому , тогда как души праведных, по разлучении с телами, приемлются ликами ангельскими в их светлую жизнь и приводятся к Господу, души грешных, наоборот, злыми ангелами увлекаются от Бога в их мрачную жизнь 287 , равно, как, и по Василию Великому , души праведных находятся в светлорадостном состоянии, при раздаянии им божественных даров, тогда как души грешных, наоборот, пребывают унылыми в самой глубокой тьме 288 . В таком же смысле, о двояком загробном состоянии душ, учили Григорий Нисский 289 , Иоанн Златоуст 290 , Епифаний 291 и Феодорит 292 , которых свидетельств, во избежание повторений, не приводим, но не лишним считаем привести некоторые из свидетельств отцов и учителей западных, чтобы видеть, что и им не было чуждо такое учение. «Все верные, – напр., говорит св. Иларий, – по исшествии из тела, в ожидании будущих благ, до вступления в Царство Небесное содержатся под охраной Господа, быв помещены в лоне Авраамовом, куда войти препятствует нечестивым, отделяющая их бездна» 293 . И в другом месте: «Пусть никто не обольщает себя нескоростью казни, по медленности суда. Вскоре возгорается ярость ( Пс.2:12 ), ибо, тотчас, нас приемлет к себе адский мститель, и, отходя от тела, если мы так (как нечестивые) жили, немедленно погибаем от пути праведного. Свидетелями нам служат евангельский богач и нищий, из которых одного ангелы поместили в жилищах блаженных – в лоне Авраама, а другого, тотчас, прияла область казни, когда еще и братья его находились в живых; нет там отлагательства или медленности» 294 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

При конце мира сего 277 будет воскресение и суд. В человеке умирает тело, оно и воскреснет. Тела святых Апостолов сравнивает с телами небесными, а тела грешников – с телами презрительнейших животных. В воскресении будет между теми и другими разительное отличие. Но как те, так и другие сделаются неразрушимыми, так что сами грешники, осужденные в вечный огонь, этим огнем истреблены не будут. Но что означает эта угроза – огнем вечным? Ориген видит в том только метафору для описания мучений грешника воскресшего, сожигаемого раскаянием о зле, соделанном во время своей жизни смертной. Что же должно думать об обетованиях в мире будущем, который заменит мир настоящий? 278 Ориген опровергает мнение превращавших понятие о мире будущем в понятие чисто материальное и надеявшихся, что встретят все наслаждения чувственные. Блаженство там, говорит Ориген , будет чисто духовное и более всего распространяется о ведении, которым будем награждены. В третьей книге Ориген возвращается к некоторым вопросам, им уже рассмотренным, для большего их развития. Распространяется о свободном произволении как причине зла, потому что тварь разумная употребляла его во зло. 279 Он утверждает, что силы противоположные, ангелы и демоны, имеют влияние на человека и ведут его или к добру или ко злу. 280 Объясняет различие, существующее между мудростью мирской, мудростью князей мира сего и премудростью Божией. 281 Объясняет искушения человеческие 282 и повторяет о начале мира и его конце. 283 Об этом учении его сказано было достаточно. Четвертая книга О Началах посвящена Священному Писанию . Ориген объясняет, что Священные Писания боговдохновенны и как следует толкование их. 284 Оканчивает же он общим выводом из своего творения, 285 и замечательным образом выражается о предвечном рождении Слова. Отец родил Слово не из какой – либо части Своей сущности и не вне оной. Слово Его от вечности имело одинаковую сущность со Отцом, подобно тому, как воля имеет ту же сущность с душей. Мы имели уже случай указать на ясное учение о единосущности Слова у прежних отцов, а особенно у св. Иустина.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Там же. 284 В данной фразе (τα ποιματα κατ " οδεν διοσει το γεννματος και το προβλματος) св. Григорий Палама еще раз подчеркивает кардинальное отличие Творца от твари, т. е. тот тезис, который является одной из фундаментальных основ всего православного богословия. Его же троическая терминология и в данном случае обнаруживает зависимость от св. Григория Богослова. Ср.: «Единица, от начала подвигшаяся в двойственность, остановилась на троичности. И сие у нас — Отец, и Сын, и Святой Дух. Отец — Родитель и Изводитель ( μεν γενντωρ και προβολες), рождающий и изводящий бесстрастно, вне времени и бестелесно; Сын — Рожденное; Дух — Изведенное (τ μεν γννημα, τ δε πρβλημα)». Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в 2–х томах. Т. 1. Сергиев Посад, 1994. С. 414. Текст: Grégoire de Nazianze. Discours 27–31. P. 180. 285 Св. Григорий Палама постоянно развивает мысль (как и подавляющее большинство отцов Церкви) об обожении человека, по это есть обожение по благодати, а в данном случае (θεοποιηθσεται κτσις) подразумевается представление об обожении твари по природе. Подобное представление как несомненно языческое христианские богословы решительно отвергали с самых древнейших времен. См., например, рассуждение Афинагора, направленное против языческих философов: «Не в силах узреть величие Божие и воспрянуть разумом (ведь у них нет сродства с небесами), они растеклись мыслью по видам вещества и дошли даже до обожествления превращений вещественных начал, как если бы кто–то спутал корабль, на котором плывет, с кормчим». Раннехристианские апологеты. Переводы и исследования. М., 2000. С. 61. 286 Св. Григорий ссылается на сочинение св. Кирилла Александрийского «Сокровище о Святой и единосущной Троице», являющееся одним из самых ранних сочинений святителя и направленное против ариан. О нем см.: Сидоров А. И. Святитель Кирилл Александрийский. Его жизнь, церковное служение и творения// Святитель Кирилл Александрийский. Творения. Кн. 1. М., 2000. С. 72–73. Некоторые места из этого сочинения св. Григорий будет подробно разбирать чуть ниже. Текст см.: PG 75, 315. Но последняя фраза из цитируемой выдержки (φσις δε και ενργεια ο ταυτν) у Александрийского святителя имеет такое продолжение: «Следовательно, не одно и то же будет рождение и созидание» (ουκ ρα τω γεννν τ ποιεν ταυτν εσται). Следует еще отметить, что мысли, аналогичные высказанным в данной главе, св. Григорий Палама излагает и в своем «Послании к Габру». См.: ΓΡΗΓΟΡΙΟΥ TOY ΠΑΛΑΜΑ. ΣΥΓΓΡΑΜΑΤΑ. ΤΟΜΟΣ В " . ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ, 1966. Σ. 342–344.28 287

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

(15) В то время случилось так, что василевс Юстиниан отправил послов к Хосрову – Иоанна, сына Руфина 282 , и Юлиана, секретаря тайной канцелярии. Эта должность называется у римлян «асекретис» 283 , поскольку словом «секрета» они обозначают тайные дела. (16) Прибыв в Антиохию, они там и остались. Один из послов, Юлиан, со всей решимостью запретил давать врагам деньги и таким образом выкупать города василевса 284 . Кроме того, он донес Герману на архиерея Ефремия, будто тот прилагает старания к тому, чтобы отдать город Хосрову 285 . (17) Поэтому Мегас, ничего не добившись, удалился. Антиохийский же епископ Ефремий, опасаясь нашествия персов, удалился в Киликию. (18) Вскоре туда прибыл и Герман 286 , взяв с собой лишь немногих из своих людей, большинство же оставив в Антиохии. (19) Мегас, вскоре прибывший в Верою, был чрезвычайно огорчен тем, что здесь произошло. Он принялся обвинять Хосрова в том, что тот поступил с веройцами безбожно, поскольку, послав его в Антиохию для заключения мира, сам обидел ни в чем не повинных граждан, ограбил их и принудил запереться в укреплении, а затем еще сжег город, уничтожив его до самого основания безо всяких причин. (20) На это Хосров ответил следующее: «В этом, приятель, ты виноват сам, поскольку заставил нас так долго здесь оставаться. Ибо ты прибыл не в назначенный срок, но намного позже. (21) А о глупости твоих сограждан, милейший, к чему много говорить? Согласившись заплатить нам за собственное спасение условленное количество серебра, они и теперь не думают выполнять договор, но, так нагло полагаясь на укрепление этого местечка, они презирают нас, в то время как мы, и это ты видишь сам, вынуждены сидеть здесь, осаждая эту крепость. (22) С помощью богов я надеюсь отомстить им за это и наказать виновников того, что у этих стен незаслуженно погибли мои персы». (23) Так сказал Хосров. Мегас в ответ возразил следующее: «Если принять во внимание, что ты, будучи царем, выдвигаешь подобные обвинения против несчастных, ничего не значащих людей, то следует, ничего не возражая на эти слова, согласиться с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010