«Можно сказать, что влияние монтанистского движения на представление о каноне было противоположным тому, которое оказал Маркион. Тот как бы помог Церкви признать расширенный корпус авторитетных книг, тогда как монтанисты, настаивая на непрерывном даре пророчества, заставили Церковь подчеркнуть окончательную авторитетность апостольских писаний как правила веры. Отрицая экстравагантные излишества монтанизма, Церковь сделала первый шаг к тому, чтобы принять закрытый канон Св. Писания». — Там же. С. 107. 275 Мецгер Б.М. Канон... С. 108. «Ситуация в 30-м году по Р. Х. была очень серьезной. 23 февраля в Никомидии был обнародован императорский эдикт, предписывающий сдать и затем сжечь все экземпляры Св. Писания христиан и богослужебные книги». — Там же, С. 108. 276 См.  Мецгер Б.М. Канон... С. 90. 277 См.: Cronk G. The Message of the Bible. N.Y. 1982. P. 283, pt. 6. 278 См.  Мецгер Б.М. Канон... С. 92-4. 279 Аверинцев С.С. Ветхий Завет как пророчество о Новом: общая проблема — глазами переводчика.//Псалмы Давидовы. Перевод С.С. Аверинцева. Киев. 2004. С. 109. 280 См. также: Мень А. Сын Человеческий. М. 1991. С. 247. 281 См.: Cronk G. The Message of the Bible. N.Y. 1982. P. 123. 282 См.  Brown R.E., S.S., Collins R.F. Canonicity.//NJBC. P. 1044. 283 Мецгер Б.М. Канон... С. 75. 284 Антоний (Блюм), митр. Сурожский. Беседы о вере и Церкви. М. 1991. С. 78-9. 285 К современным апокрифам в широком смысле (не по форме или хронологическому принципу принадлежности раннехристианским временам, а только по содержанию) можно отнести, например, такие произведения, как «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. 286 «С точки зрения тех, кто принимал эти книги, они были «скрытыми» или изъяты из общего употребления, поскольку считалось, что в них содержится тайное или эзотерическое учение, слишком глубокое для того, чтобы сообщать его кому-либо, кроме посвященных. С другой точки зрения, однако, считалось, что такие книги надо «скрывать» потому, что они подложные или еретические. Таким образом, у этого термина первоначально было и весьма высокое значение, и умаляющее — в зависимости от того, кто им пользовался». — Мецгер Б.М. Канон... С. 164. 287

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

284. Очевидно, эта фраза взята из Никейского Символа (см.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. СПб., 1996. С. 69). 285. О таинствах IV,17//Альфа и Омега. 2004. 3(41). С. 84. 286. Молитвенная поза manibus extensis (с простертыми руками) получила широкое распространение у древних христиан, о чем свидетельствуют Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, а также многочисленные раннехристианские иконографические изображения (см. Иеромонах Габриэль Бунге. Скудельные сосуды. Практика личной молитвы по преданию Святых Отцов. Рига, 1999. С. 131–134.). 287. Такого выражения в ВЗ нет, но ср. РазвернутьПослание апостола Павла к Колоссянам. 288. Лакуна. О. Б. Ботте приводит недостающую фразу по изданию отца Отто Фаллера (Sancti Ambrosii opera. Pars septima. Explanatio symboli. De sacramentis. De mysteriis. De paenitentia. De excessu fratris. De obitu Valentiniani. De obitu Theodosii/Recensuit Otto Faller, S. J. Vienne, 1955): «заканчивают восхвалением. Следовательно». 289. В рукописи Saint–Gall 188 (VII–VIII вв.) добавлено: «чтобы люди по воле Божией стали достойны принимать ангельский хлеб ежедневно» (Ambroise de Milan. Des Sacrements. Des Myst–res. Explication du Symbole. Paris, 1961. P. 152). Ботте считает это добавление достоверным. 290. Saint–Gall добавляет: «Если ты молишься Богу с чистым сердцем, сделав добро, то никакое искушение не сможет найти в тебе места» (Там же. P. 153). 291. Весь этот фрагмент создает впечатление незаконченности. 292. Источник: Альманах «Альфа и Омега». 293. Синод. перевод: Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. — Ред. 294. Синод. перевод: …невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы… — Ред. 295. Синод. перевод: …не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть. — Ред. 296. Синод. перевод: …где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. — Ред. 297. Синод. перевод: Кто это восходит от пустыни… — Ред.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Это придало бы духу самому начальнику, оживило миссию и ободрило христиан-инородцев. Пред отъездом из Благовещенска я писал в св. синод о возведения начальника Японской миссии в епископы, с правом на самостоятельность 281 . Вам любопытно знать, как я принял перемещение в Иркутск. Со скорбью оставлял я Посольск, со скорбью выехал и из Благовещенска, где меня, по-видимому, все полюбили. Я собирался было и умереть там, только хотел наперед построить каменный собор (теперь там собор деревянный), чтобы было где навечно похорониться. Но видно так угодно было Господу и Его великому угоднику св. Иннокентию. Когда я по получении известия о перемещении смущался духом, то один взгляд на его икону вдруг пролил утешение в мое сердце. Иркутск мне больше всего нравится святынями. Преосв. Парфений полуоткрыл мощи святителя Софрония 282 , над которым теперь постоянно совершаются панихиды, сверх того сделал окно к мощам преосв. Михаила I 283 и Вениамина I 284 . Гроба их совершенно целы, а у последнего видна и мантия. В Вознесенском монастыре также полуоткрыл он мощи преп. Синесия, архимандрита монастыря и современника свят. Софрония 285 . Мощи свят. Софрония и преп. Синесия свидетельствовались им. Вот кому Господь удостоил меня быть преемником! После энергичного преосв. Пареетя мне остается только поддерживать, что он завел. По пятницам, по его примеру, служу и читаю акафист Покрову Б. М. в домовой церкви, а во вторник читаю в Вознесенском монастыре акафист св. Иннокентию. По его же примеру говорю проповеди каждый воскресный и праздничный день, только без письменного изложения, экспромтом. Но в управлении едва ли поддержу его широте порядки. Сам боюсь больше слабости своей, чем строгости, а все-таки не нахожу себя настолько сильным, чтобы идти по следам его. Духовенство, как вам известно, воображает, что ныне республика в дух. ведомстве, очень дурило и оскорбляло его не только печатно, но и прямо в лицо. Ген.-губернатор 286 просто неистовствовал против него. Господь видимо предочищал его для вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Как же я, возлюбив своего Учителя, не возлюблю Его учеников, как же рука моя в холодной и беспросветной ночи земного странствия не будет искать для опоры их теплой руки? Церковь в ее единственно реальном смысле есть вселенская дружба учеников чем ближе люди к Богу, тем сильнее их дружба. Это все давно раскрыто в словах аввы Дорофея 283 . “Вы други Мои” ( Ин.15:14 ), – сказал Господь при основании Церкви в последнюю ночь. Ночью была создана Церковь , долгая ночь – весь ее исторический путь до второго прихода Господня, и кто же среди ночи в трудной дороге не ищет спутников? Только гордое сердце, еще не имеющее Бога. Поверившему действительно в Бога, то есть уже реально полюбившему Его, пустыня пути расцветает Церковью. Нет большей радости для человека в пустыне увидеть, что он не один, что кругом по тропинкам, как после 12 Евангелий в Великий четверг, идут огоньки людей. Вот где радость и вечно весенний воздух Вечности – Церковь учеников Христовых!» 284 Святая Церковь созидается святостью живущих на земле святых, «хотя бы их было два или три человека. “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” ( Мф.18:20 ). Всякое наше святое действие и святое воздыхание созидают святую Церковь . Всякое наше зло выкидывает нас с корабля Церкви, причем при этом мы часто увлекаем за собой и других» 285 . Но «не зная слова Божия, как может человек преодолеть соблазны, отовсюду находящие на него в церкви? Где Церковь святая и где просто люди, почему-то считающие себя церковью? Где Божие и где человеческое?» 286 Оттого тяжким искушением для сердца искреннего, но еще не обогатившегося личным опытом познания Церкви, бывает «внешний двор храма», отданный язычникам ( Откр.11:1–2 ), или «не святая, иногда очень темная и страшная церковь , – церковь тех, кто, по слову святителя Тихона Задонского , “хуже идолопоклонников”, церковь соблазняющая и отводящая от истинной Церкви, окружающая (или вкрапленная, как плевелы в пшенице на поле) святую и вечную Церковь Невидимого града» 287 . «Врата адовы» ( Мф.16:18 ) борются с Церковью не только извне, но внутри ее. Но так было с самого начала исторического ее бытия. Об этом всякий раз напоминает нам икона Тайной вечери, традиционно помещаемая над царскими вратами алтаря. Среди апостолов – предатель Иуда. «Века проходят, и ежедневно выносится Чаша, а сверху всегда то же напоминание. Если Тайная вечеря, несмотря на присутствие Иуды, осталась для человечества началом Церкви, началом весны человечества, то что может быть большего у нас?! Все то же самое в меньшем размере. “Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство” ( Лк.12:32 )» 288 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

Там Иный и Иный, что бы не слить нам ипостасей, а не иное и иное: ибо три ипостаси по божеству суть едино и тожественны» 284 . Очевидно, что здесь выражения Иный и Иный означают у св. отца ипостаси, а иное и иное – естества. Следовательно, когда св. Григорий говорит, что во Иисусе Христе иное и иное, то ясно показывает, что в Нем – два естества. Равным образом, св. Афанасий александрийский пишет: «Исповедуем Сына Божия, прежде век от Отца рожденного, в последок же дний нашего ради спасения от Марии Девы родившегося по плоти, как научает божественный апостол, когда говорит: егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, рождаемаго от жены ( Гал. 4:4 ) 285 . Исповедуем, что один и тот же есть и Сын Божий и Бог по естеству божескому (κατ πνεμα), и Сын человеческий по плоти, – не два естества, – одно достопокланяемое, то есть единого Сына, а другое не достопокланяемое, но едино естество Бога Слова воплотившееся (σεσαρκομνην φσιν), которое совокупно с плотию Его почитается единым божеским поклонением, – не двух сынов – одного истинного и достопокланяемого Сына Божия Бога, а другого, подобно многим из людей, усыновленного Богу, но единого Сына, сущего от Бога, как сказал я, единого Сына Божия и Бога, не иного какого-нибудь, но Того самого, который в последок дний по плоти родился от Марии... Ибо Тот, кто родился от Девы Марии, есть истинный Сын Божий и Бог по естеству, а не по благодати, ни по причастию только по плоти родившийся от Марии человек...» 286 Из этого одного видно уже, что употребленное св. Афанасием выражение: «едино естество Бога Слова воплотившееся» равносильно и равнозначуще у него выражению: «едино лице Богочеловека»; но еще более видно это из последующих слов св. отца: «Если же кто, основываясь на божественных писаниях, учит иному и говорит, что иной есть Сын Божий и иной рожденный от Марии, усыновленный, подобно нам, по благодати, как будто есть два сына: один – Сын Божий по естеству, а другой – тоже Божий, только по благодати усыновления, происшедший от Марии человек, или если кто проповедует, что плоть Господа нашего принесена с неба, а не заимствована от Девы Марии, или, что божество превратилось (τραπεσαν) в плоть, или смесилось (συγχυϑεσαν) или применилось (λλοιωϑεσαν), или, что божество Сына страстно (παϑητν), или, что плоть того же Господа нашего, аки-бы простого человека, недостопокланяема и не должна быть почитаема (προσκυνητν), как плоть Господа и Бога: такового человека анафематствует кафолическая Церковь , следуя слову апостола: аще кто благовестит вам паче, еже благовестихом, анафема да будет» ( Гал. 1:8 ) 287 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

420 «Доказательство апост. проп.», гл. 95: «Мы не имеем нужды ни в каком законе в качестве воспитателя». Cfr.: Contra haeres. III. 5, 3. 421 Contra haer. IV. 20, 12. PG. T. 7, Col 1042C–1043A. Сочинения, С. 377–378. См.: «Роды Ревекки были пророчеством о двух народах – IV. 21, 2. «Младший народ восхитил у старшего народа благословение Отца, как Иаков восхитил благословение у Исава. Поэтому брат терпел ненависть и гонение от своего брата, как и Церковь то же терпит от иудеев». – IV, 21, 3. Ср.: Iust. Dial. Cap. 134. 429 Contra haer. IV. 24, 1. PG. T. 7. Col. 1049C: «hominem in hominibus factum, reformasse quidem humanum genus». Сочинения, С. 384. 430 Idem. Col. 874A. Сочинения, С. 240. Здесь же (см. немного выше) замечательно то обстоятельство, что сотериология непосредственно же переходит в экклезиологию. 433 Там же. Гл. 89. Ср. 93: «Наши сердца исторгнуты и освобождены от каменного служения, мы верою созерцаем Бога и делаемся чадами Авраама, который оправдан верою». 434 Contra haer. III. 17, 2. PG. T. 7, Col. 929C–930A. Сочинения, С. 284. «Господь, получив этот дар от Отца, и Сам даровал его тем, которые становятся Его причастниками (qui ex ipso participantur), посылая на всю землю Святого Духа». Ibid. Ср. III, 17, 3. 438 Idem. Col. 1121С.: «Effundente Spiritum Patris in adunitionem et communionem Doi et hominis, ad homines deponente Deum per Spiritum, ad Deum autem rursus imponente hominem per suam incarnationem». Ср. Сочинения, С. 447. 439 Idem. Col. 1141В–1142А. Сочинения, С. 459–460. Cfr.: ς παιδα νεγονα. Fragm. 35. Idem. Col. 1248C. Сочинения, С. 542. 442 Idem. Col. 1082С: «В безводной земле потоки Святого Духа для орошения избранного рода Божия (genus electum Dei)». Сочинения, С. 413. 444 Contra haer. III, 17, 3. PG. T. 7, Col. 930C. Сочинения, С. 285. Cfr.: III, 24, 1. PG. T. 7, Col. 966B. Сочинения. С. 312. 446 Idem. Col. 966C. Сочинения, С. 312. Cfr.: IV, 33, 9: Spiritus requiescens super earn (Ecclesiam). Idem. Col. 1078B. С.410. 452 Idem. Col. 932В. Сочинения, С. 286–287. «Творение восстанавливается в первобытное состояние (ipsam conditionem reintegratam in pristinum) ». Idem Col. 1210C. Сочинение, С. 515. «Он Сам обновит наследие земли и восстановит таинство (reintegrabit mysterium) славы сынов Своих». Idem. Col. 1212B. Сочинения, С. 516.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

В то же время Мария Магдалина приходит ко гробу и видит, что там все по-прежнему, все так же, как было накануне в пятницу. Об этом сказано совершенно точно – φεωρσαι 281 τν τφον – «обозреть захоронение». Она осматривает вырубленный внизу в скале вход, плотно перекрытый дискообразным камнем, 282 лежащим пазах из больших плит. Стражи еще не было. Как раз в субботу после заката солнца иудейские начальники направились к Пилату просить разрешения ее поставить, так что когда Мария Магдалина приходила к затворенной гробнице, стражников не было. Увидев, что у гроба Спасителя все обстоит так же, как и день назад, она поспешно возвратилась в Иерусалим, чтобы успеть купить ароматы для завершения обряда погребения. «Κα διαγενομνου το σαββτου (И [по] прошествии субботы) Μαρα Μαγδαλην κα Μαρα [το] Ιακβου κα Ζαλμη γρασαν ρματα, να λφοδαι λεψωσιν ατν (Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы пойти умастить Его)». «По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти – помазать Его» ( Мк. 16:1 ). По возвращении домой в тот субботний вечер Мария Магдалина, пригласив с собой Марию Иаковлеву и мать сыновей Зеведеевых – Саломию, отправилась вместе с ними купить ароматы – благовонные вещества для умащивания мертвого тела. Сей скорбный обряд они хотели совершить утром следующего дня. Почему именно на рассвете третьего дня? У евреев родственники и друзья усопшего по обычаю ходили к могиле в третий день после его смерти (когда предположительно начиналось разложение), чтобы удостовериться, что почивший действительно мертв. 283 Святые жены повидались с Иоанной, женой домоправителя Ирода Антипы, с другими, которые следовали за Господом из Галилеи, и условились быть у гробницы на рассвете, чтобы совершить положенное по закону и оплакать любимого Учителя. Но кто же та другая Мария – « λλη Μαρα» о которой говорит евангелист Матфей ( Мф. 28:1 )? В Священном Писании говорится, что вместе с Марией Магдалиной пошла ко гробу и другая Мария. Кем была эта другая Мария? Некоторые из отцов Церкви полагают, что это Пресвятая Богородица. Так, святой Ефрем Сирин утверждает, что воскресший Спаситель первой явился Своей Пречистой Матери. «Как ни первое знамение (т. е. чудо в Кане) не произошло без Нея, так ни начаток гроба (т. е. выход Христа из гроба) не остался без Нея…» 284 В пасхальном богослужении сохраняется известие о таком явлении прославленного Господа, которое превосходит все последующие: прежде всех Он явился Своей Пречистой Матери. 285

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

104 Ознакомиться с этим произведением можно в журнале христианской культуры «Символ». 32. Париж, 1994. С. 279–340. 109 См.: Символ. 32. С. 337. Такое же количество молитв в сутки содержится в 2 главе «Откровенного послания пустынного отшельника к своему старцу и наставнику во внутренней молитве», принадлежащего Арсению Троепольскому (см.: Пентковский А. Кто написал «Откровенные рассказы странника»). 111 Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынника Сибирских лесов.//Символ. 32. С. 284. 121 Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынника Сибирских лесов.//Символ. 32. Гл. 34. С. 293. 125 Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынника Сибирских лесов.//Символ. 32. Гл. 5. С. 285. 129 Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынника Сибирских лесов.//Символ. 32. С. 321, 322. 134 См.: Новиков Н.М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Т. 3. Опыт нашего века. М., 2013. С. 661. 136 С XII века в Византии мессалианская ересь стала связываться с богомильством и поэтому в трактате «Против мессалиан» монах Варлаам, критикуя Иисусову молитву, утверждал, что через нее вводятся в Церковь обычаи богомилов (Там же. С. 68). 139 Так, во всяком случае, считал св. Григорий Палама : «Они уверяют еще, что у нас учат вселять в себя Божию благодать через ноздри. Впрочем, зная точно, что здесь-то они клевещут, потому что я такого от наших никогда не слыхал, догадываюсь, что во всем остальном у них тоже коварство и обман: ведь кто измышляет чего нет, тот будет и извращать что есть» (св. Григорий Палама . Триады I. Вопрос 2. С. 40). 140 См.: Добротолюбие Т. 5. Иноков Каллиста и Игнатия Ксанфопулов наставление безмолвствующим. Гл. 24. С. 338. 150 См: Дунаев А.Г. Преп. Макарий Египетский . Духовные слова и послания. С. 282. Им же приводятся доказательства обоснованности нападок Варлаама Калабрийского, обвинявшего исихастов в мессалианстве, и выдвигается гипотеза о существовании промежуточной (контактной) зоны между православными и еретиками (см. письмо Д.И. Макарову – ответ-дополнение на предполагавшуюся к публикации рецензии Д. Макарова на «Путь к священному безмолвию»//А.Г. Дунаев. Авторецензия на «Путь к священному безмолвию»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

270 Бродский Иосиф Александрович (1940–1996) – русский поэт, переводчик, эссеист. В феврале 1964 г. арестован по обвинению в тунеядстве, в марте того же года приговорен к пятилетней ссылке, но под давлением мировой общественности приговор этот через полтора года был отменен. С 1972 г. и до самой смерти жил и работал в США. Лауреат Нобелевской премии 1987 г. 271 Ср.: «Крест– хранитель всея Вселенныя, Крест – красота Церкви...» (Ексапостиларий на утрене ряда служб Кресту Господню). 281 Ср.: «Радуйся, радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором» (Акафист Покрову Пресвятой Богородицы, припев). 282 Ср.: «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия днесь вводится в дом Господень...» (Кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы). 284 Ср.: «Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на эемли яко Человек нас ради? Каждая бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангелы пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли, мы же Матерь Деву...» (Рождество Христово. Великая вечерня. Стихира 4-я на Господи, воззвах). 285 С некоторыми отличиями опубл. как: О почитании святых, 1//Шмеман А.,прот. Воскресные беседы. С.113–116. 286 С некоторыми отличиями опубл. как: О почитании святых, 2//Шмеман А.,прот. Воскресные беседы. С.116–119. 294 Там же. С.21. Следующий далее обширный фрагмент до слов: «Федотов пишет...» соединяет в себе неточную цитацию и свободный пересказ текста на с.21–24. 298 Князь Курбский Андрей Михайлович (1528–1583) – русский политический и военный деятель. Первоначально близкий друг царя Ива- на Грозного, впоследствии, после бегства в Польшу, – обличитель его жестокостей. Отношения Грозного с митрополитами Германом и Филиппом освещены Курбским в главе VIII сочинения «История о великом князе Московском». Цитаты оттуда, как и из жития святителя Филиппа Московского, приводятся о. Александром в редакции Г.П.Федотова по его книге «Святые Древней Руси» (Гл.6. Святители). 315 Т.е. явление вторичного порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

282 . Давыдова С. А. Патерики переводные//Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь/Отв. ред. О. В. Творогов. М., 1996. 283 . Дашков С. Б. Императоры Византии. М., 1997. 284 . Двинятин Ф. Н. Топика и бинарные конструкции в Торжественных словах Кирилла Туровского : (к постановке проблемы)//Вестник СПбГУ. 1994. Сер. 2. Вып. 2. 285 . Двинятин Ф. Н. Традиционный текст в Торжественных словах св. Кирилла Туровского . Библейская цитация//Герменевтика древне-русской литературы. М., 1995. Сб. 8. 286 . Дворецкий И. X. Древнегреческо-русский словарь. Т. 1–2. М., 1958. 287 . Дебольский Г. С., прот. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. М., 1994. 288 . Демкова Н. С. Сочинения писателей круга Аввакума и публицистика Смутного времени: (К постановке проблемы)//Ее же. Сочинения протопопа Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества. Материалы и исследования. СПб., 1998. 289 . Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. СПб.: Алетейя, 2000. (Античная библиотека). 290 . Долинин К. А., Любарский Я. Н. Повествовательные структуры в византийской историографии//Любарский Я. Н. Византийские историки и писатели. СПб.: Алетейя, 1999. (Византийская библиотека). 291 . Дубровский И. В. Церковная десятина в проповеди Цезария Арльского: язык эксплуатации деревни//Одиссей. Человек в истории. Культурная история социального. 1997. М., 1998. 292 . Дунаев А. Г. Комментарии к Апологии св. Аристида//СДХА. 293 . Дунаев А. Г. Предисловие к Апологии св. Аристида//СДХА. 294 . Дунаев А. Г. Предисловие к творениям св. Мелитона Сардийского //СДХЛ. 295 . Дунаев А. Г. Проблемы композиции и авторства трактата «Метод священной молитвы и внимания»//Путь к священному безмолвию. 296 . Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. 297 . Ерёмин И. П. О византийском влиянии в болгарской и древне-русской литературах IX–XII вв.//Его же. Литература Древней Руси: (этюды и характеристики). М.; Л., 1966. 298 . Ерёмин И. П. Ораторское искусство Кирилла Туровского //Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010