И в самом деле, мы говорим, что душа связана телом в смысле отношений, склонности или расположения к чему-либо, подобно месту, конечно, но по взаимоотношению ( κατ σχσιν) 283 . Будучи непротяженной, невесомой и неделимой 284 , душа не может быть ограничена какой-либо частью пространства. В самом деле, каким местом может быть ограничено (обозначено) то, что не имеет частей? Ведь место существует в связи с объемом (массой). Место есть граница содержащего, в которой заключено содержимое 285 . Если же кто-нибудь скажет: «значит, моя душа находится и в Александрии, и в Риме, и везде», – то он незаметно для себя опять говорит о месте: ведь выражение: «в Александрии», как и вообще «здесь», указывает на место. Но душа совсем не находится в каком-либо месте, а (только) в отношении (связи – ν σχσει), так как уже показано, что она не может быть объята местом. Итак, всякий раз, когда умопостигаемое бывает во взаимоотношении (связи) с каким-либо местом или предметом, находящимся в пространстве 286 , мы в переносном смысле говорим, что оно там присутствует, благодаря энергии его, проявляющейся там, и понимаем место в смысле взаимоотношения (связи) и деятельности. На самом деле нужно говорить, что оно там действует ( κε νεργε), а мы говорим, что оно там существует ( κε στν) 287 . Такое объяснение 288 соединения (души с телом) лучше и точнее всего могло бы подойти к соединению Бога Слова с человеком, после которого Соединившийся (т. е. Бог Слово) остался неслитным и неограниченным 289 , хотя и не совсем по образу души. Последняя, будучи многоразличной 290 , представляется и сочувствующей телу, вследствие некоторого сродства с ним, и владеющей им иногда, и им обладаемой 291 : Бог же Слово, нисколько Сам не изменяясь от общения с душой и телом (человеческими), не будучи причастным к их слабостям, сообщая им Свою Божественность, делается едино с ними, оставаясь тем же, чем был до соединения 292 . Этот образ соединения или смешения – необычайный: и смешивается, и остается совершенно не смешанным, неслитным, неповрежденным и неизменным, не сострадая тому, с чем соединился, но лишь содействуя, не разрушаясь вместе с ним и не изменяясь, но возвеличивая (возвращая) его, Сам не умаляемый им, оставаясь, сверх того, неизменным и неслитным, как совершенно непричастный всякому изменению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nemesij_Emessk...

«Видишь, как они далеки были от всякой страсти. У них была одна только цель, – чтобы не умереть бездетными» 284 . Поэтому, «как скоро (Авраам) заметил, что зачала она (Агарь),.... более не входил к ней и.... не приближался к ней. Авраам по желанию только Сарры вошел к Агари, чтобы иметь ей от Агари хотя малое утешение, пока Бог не возвеселит её плодом собственного её чрева» 285 . Правда, у Авраама была наложница и после того, как он перестал быть бездетным, но и это также не было внушением чувственной природы человека. «По смерти Сарры Авраам взял наложницу с тою целью, чтобы многочисленные сыны его, рассеявшись по многим странам всей земли, благочестием своим распространяли ведение и чествование Единого Бога» 286 . Между тем Агарь, удостоившаяся разделить ложе с патриархом, зачала и родила сына Измаила. Когда последнему исполнилось 13 лет, Господь сообщил Аврааму закон об обрезании 287 , Авраам выполнил этот закон на себе, на Измаиле и на всех домочадцах своих мужеского пола 288 . «Он получил завет обрезания после оправдания верою, которое он имел ещё не обрезанный, чтобы в нём предзнаменовались оба завета и он был отцом всех, следующих Слову Божию и странствующих в сем веке, т.е. верующих как из обрезанных, так и необрезанных, как и Христос, «камень великий краеугольный» ( Eф. II, 20 ), всё носит и собирает в единую веру Авраама годных в здание Божие из обоих заветов» 289 . – По отношению к народу, имевшему произойти из чресл Авраама, знак обрезания должен был служить ограждением от смешения его с остальными народами. «Желая Себе усвоить потомков его (т.е. Авраама) и соделать их Своим собственным народом, Бог не хотел, чтобы, с течением времени размножившись, они смешались с теми народами, которых землю должны были наследовать; а так как впоследствии, по Его предречению 290 , они должны были ещё подвергнуться рабству в Египте, то, чтобы и там не смешались они с Египтянами, знамением для семени праведника Бог назначает обрезание» 291 . – В отношении же к Новому завету акт обрезания прознаменовал собою новозаветное таинство крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Ноябрь    13. Мясное заговенье на Рождественский пост.    14. Сырное заговенье на Рождественский пост. Но если этот день падает на среду и пяток, то «никакоже дерзнем мясопуст творити (т. е. вкушать сыр и яйца.  –  Еп. Варнава), возбранено бо есть святыми правилы» 283 . В этом случае сырное заговенье переносится на 13-е число. 15. Начало Рождественскою поста. Если нет субботы и воскресенья, по Уставу нет и литургии, но служатся часы и«изобразительные» с Апостолом и Евангелием и молитвою Ефрема Сирина (с 16 поклонами), как Великим постом. Так же и в прочие дни. Поем и междочасия 284 . «По отпусте же,  –  прибавляет Устав,  –  хотящим спастися от своих келий да не исходят до клепания церковного (т. е. до следующей службы.  –  Еп. Варнава), но ови убо на пение укрепляются, овии же на чтение со вниманием, друзии же на рукоделие упражняются...» 285 Таким образом, за временем своим строжайше Церковь велит следить и даром его не тратить: церковная служба и дело, дело  –  и церковная служба. Четыредесятница эта строгая и походит на Великую 286 . 21. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Праздник двунадесятый. На утрене после Евангелия и 50 псалма, вместо «Молитвами Богородицы»  –  «Слава, и ныне»; «Днесь храм одушевленный...»; после «Помилуй мя, Боже...»  –  «Днесь боговместимый храм...». Каноны  –  самых радостных напевов (1-го и 4-го гласов). Праздник имеет день предпразднства и четыре дня попразднства (отдание 25 ноября). С сего дня по 31 декабря (т. е. до отдания Рождества Христова) на утренях поется катавасия «Христос раждается...» Декабрь 5. Преп. Саввы Освященного, по Уставу которого правится теперь в нашей Православной Церкви вся служба. Святой, прославленный Греческой Церковью; знаменитая обитель его с XI века названа лаврою (при потоке Кедроне, около 13 верст от Иерусалима, в так называемой Юдоли  –  долине  –  плача). Когда-то заключала в себе целый город (по Тоблеру, 10000 монахов и 4000 киновистов), имела большое влияние на внутренние дела Церкви и была прославлена подвигами и трудами св. Иоанна Дамаскина . Мощи преп. Саввы в теле, «аки живаго», видел в его лавре наш русский паломник, игумен Даниил, в начале XII века. Но теперь их там нет 287 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

«Впрочем, знаю братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению. Бог же как предвозвестив устами всех пророков Своих – пострадать Христу, так и исполнил. Покайтесь же и обратитесь, чтобы загладить грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых своих пророков от века. Моисей сказал отцам: «Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он будет говорить вам. И будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа». Все пророки от Самуила и после него, сколько их ни говорило, также предвозвестили дни сии. Вы сыны пророков и завета, который завещал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена, земные. Бог, воскресив Сына своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших». Когда Петр и Иоанн говорили народу, 284 то к ним приступили священники и начальник стражи во храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ, и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых. Они наложили на них руки, и отдали их под стражу до утра, ибо уже был вечер. Многие же из слушавших уверовали, и было число таковых, около пяти тысяч. Не все однако были жителями иерусалимскими, очень многие после Пятидесятницы возвратились в страны свои и образовали там небольшие христианские общины, которые впоследствии были устроены и обратились в правильные Церкви, много способствовавшие Апостолам, к распространению Евангелия. Успехи Апостолов в Иерусалиме не могли не возбудить ненависти тех, которые распяли Иисуса, а потому на другой день, по взятии Петра и Иоанна, с утра 285 собрались в Иерусалиме начальники их, старейшины и книжники, а также Анна первосвященник и Каиафа, и Иоанн и Александр, и прочие из рода первосвященнического. Они, поставив Апостолов посреди, спрашивали: «какой силой или именем вы сделали сие?» Тогда Петр, исполняясь Духа Святого, сказал им:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Благовестие ап. Петра не основывалось ни на чьем авторитете, кроме одного – Самого Иисуса Христа. Это видно из того, что когда ап. Петр в Антиохии захотел сделать уступку иудействующим, стал чуждаться общения с христианами из язычников, с которыми раньше, до прибытия христиан из иудеев, вместе ел и общался, то ап. Павел смело обличил его «лицемерие» ( Гал.2:11–13 ) (свт. Иоанн Златоуст толкует это место так, что ап. Петр не «лицемерно», а притворно сторонился язычников, когда пришли иудействующие, в надежде, что ап. Павел потом исправит их. В таком случае и ап. Павел намеренно, для видимости только обличал ап. Петра. Но другие толковники (Августин, еп. Феофан) придерживаются дословного понимания и признают за ап. Петром действительную уступчивость (см. А. Иванов . Руководство к изъяснительному чтению книг Нового Завета. СПб., 1893, 285). Из этого обличительного места становится ясно: 1) что ап. Павел имел полное равноправие со всеми остальными апостолами и 2) что ап. Петр не имел никакого особого преимущества или главенства над другими, как то бы хотели видеть католические богословы, считающие ап. Петра «князем апостолов» (в Вульгате вместо имени Петра в Гал.2стоит имя «Кифа» в согласии с некоторыми кодексами; этим самым проводится различие между ап. Петром и неким иным благовестником Кифой (там же, 284). В противовес тому, что ап. Петр перед христианами из иудеев скрывал свою свободу по отношению к закону Моисееву, ап. Павел ясно заявляет о бесполезности последнего: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа... ибо делами закона не оправдывается никакая плоть» ( Гал.2:16 ). Если мы, оправдавшись верою, все-таки признаем необходимость закона, значит, ищем иного оправдания, кроме Христа, значит, мы оказываемся под законом, т. е. грешниками, или, что то же, – «Христос есть служитель греха» ( Гал.2:17 ). Возвращаясь вновь к закону, от которого ранее отказались, галаты тем самым показывают, что они виновны в разорении закона. Но так как и закон указывает на необходимость признания Христа, то они делаются вдвойне преступниками ( Гал.2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Следует отметить, что положение, создавшееся во время войны с Турцией, постоянно угрожало безопасности членов Русской Духовной Миссии. Еще в сентябре 1849 года отец Порфирий отмечал в своих письмах признаки этой угрозы, причем в случае нужды надеялся на помощь со стороны армянского духовенства в Иерусалиме. Вот что, например, архимандрит Порфирий советовал члену Русской Духовной Миссии иеромонаху Феофану (Говорову): «Если консульства (западноевропейских держав.—Авт.) не примут меры к спасению Вас, то предписываю укрыться в армянском монастыре. Посему в день получения известия о войне ступайте к армянскому Патриарху, вручите ему прилагаемое при сем письмо мое... и просите у него приюта себе и вещам, которые заранее должны быть сложены и приготовлены» (3, т. II, с. 284—285). Далее в письме следовали подробные советы и, завершая их, отец Порфирий писал: «Если, паче чаяния, мне надобно будет бежать в Россию, то я буду писать Вам через Эчмиадзинского Патриарха» (с. 286). Содержание этого письма красноречиво свидетельствует, что архимандрит Порфирий видел в представителях армянского духовенства верных друзей, на которых можно было положиться в самых тяжелых обстоятельствах. Интересна точка зрения отца Порфирия на последовавшие события, ставшие причиной разделения в Церкви. Он считал, что только политические разногласия между греками и армянами, обострившиеся в середине V века, привели к разрыву и прекращению евхаристического общения. Архимандрит Порфирий писал, что «поводом к разъединению послужил Халкидонский Собор, бывший в 451 году. На этом Соборе не было армян, потому что они тогда воевали с персидским царем Сапором. Это отсутствие их, политическая вражда с греками, и, вдобавок, неверный перевод, и, следовательно, превратное толкование вероучения и определений Халкидонского Собора были причиной тому, что часть армян воспротивилась этому Собору, постановившему исповедовать во Христе два естества, Божеское и человеческое, в одном Лице. Доказательством же тому, что это противление было наружное, от недоразумений, служит то, что мнимо отделенные армяне, согласно с халкидонским вероисповеданием греков и латинян, веровали и теперь веруют, что Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек, и потому говорят, что два естества соединились в Иисусе Христе без смешения, без превращения Божества в человечество и человечества — в Божество и что свойства двух естеств, Божеского и человеческого, остались неизменны» (там же, с.

http://sedmitza.ru/text/400434.html

Таким образом, истинная молитва – и мать, и дитя слез 284 , а вся нравственная жизнь христианина – соединение его личного подвига, подкрепляемого молитвой, и молитвы, которая совершенствуется и очищается постоянным внутренним возрождением и избавлением от страстей. Варлаам, в согласии с Григорием Паламой и его последователями, признает бесстрастие существенно важным для достижения совершенной молитвы. Однако, как уже было показано, они значительно расходятся в своем понимании бесстрастия из?за различия в антропологических взглядах. Варлаам, придерживаясь дуалистической антропологии и считая тело сосудом души, понимает под бесстрастием смерть страстной части человеческой души и отрицает какое?либо участие тела в молитве. Григорий же Палама, в традициях синтетической христианской антропологии, считает, что с помощью бесстрастия страстная часть души обращается от мира к Богу, и утверждает, что весь человек, душою и телом, участвует в «духовном поклонении» молитвы. Поскольку Божественный Логос стал совершенным Человеком и обожил всю человеческую природу, человек со своей стороны должен содействовать Богу в деле обожения себя как единой душев- но-телесной ипостаси. Царство Божие внутрь нас ( Лк. 17,21 ); Дух Божий входит в сердце человека и взывает: «Авва, Отче!» ( Гал. 4,6 )» В таком случае зачем человеку отделять ум от тела, а не сосредоточивать его в сердце, чтобы там с Духом Божиим молиться Богу? Это подводит нас к душевно-телесной молитве в том виде, как она практиковалась исихастами 285 . Для достижения более полного сосредоточения ума в сердце и более глубокой молитвы они часами сидели, прижав подбородок к груди и смотря на пупок, повторяя про себя «однословную», то есть состоящую из одной фразы, молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» 286 . Они также старались задерживать дыхание, чтобы избежать рассеяния ума и полнее сосредоточить его в сердце. Молясь таким образом, исихасты достигали видения нетварного света. Варлаам думал, что такую молитву ввел Никифор Афонский, Григорий же Палама считал Никифора продолжателем древней традиции: «Проведя многие годы в тишине и безмолвии, а потом удалясь в пустыннейшие места Святой Горы и предавшись трудам, он передал нам извлеченное из всех писаний святых отцов делание трезвения» 287 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

И сказал Он мне: «Лицо его видом походит на пашню, правый глаз – словно звезда утренняя, другой – неподвижен. Рот его шириной в локоть, зубы его размером в пядь. Пальцы его словно серпы, след ноги его равен двум пядям. На лбу же его – надпись: «антихрист». До неба вознесся он, до глубин ада падет. То ребенком предстанет он, то стариком» 282 . И сказал пророк: «Господи, как же Ты отпустишь его, и будет он соблазнять род людской?» И сказал Бог: «Слушай, пророк Мой: ребенком предстанет он и стариком, но никто не поверит ему, что он есть Сын Мой возлюбленный. И после того зазвучит труба, и могилы отверзнутся, и мертвые воскреснут нетленными. И тогда враг, заслышав угрозу ужасную, скроется во тьму внешнюю 283 . Тогда и небо, и земля, и море погибнут. Тогда выжгу Я небосвод на восемьдесят локтей, а землю – на восемьсот». И сказал пророк: «А небосвод-то в чем согрешил?». И сказал Бог: «Ибо под небом – зло» 284 . И сказал пророк: «Господи, а земля-то в чем согрешила?». И сказал Бог: «Когда заслышит Меня враг, скроется он от угрозы ужасной – вот потому и расплавлю Я землю, а вместе с ней – противника рода человеческого» 285 . 8. И сказал пророк: «Смилостивься, Господи, над родом Христианским!». И увидел я женщину висящую, и четыре зверя сосали сосцы ее. И сказали мне ангелы: «Пожалела она дать молока, но бросила младенцев в реку». И увидел я мрак ужасный и ночь без звезд и без Луны. И не было там ни юноши, ни старца, ни брата подле брата, ни матери подле дитя, ни жены подле мужа. И восплакал я, и сказал: «Владыка Господи! Смилостивься над грешниками!». И когда говорил я эти слова, явилось облако и подняло меня, и вознесло меня снова на небеса. И увидел я там многие суды, и восплакал горько, и сказал: «Лучше для человека не выйти из чрева матери его!» 286 . Те же, что терпели наказание, возопили, говоря: «С тех пор, как пришел ты сюда, святой Божий, обрели мы малое послабление» 287 . И сказал пророк: «Блаженны оплакивающие прегрешения свои». 9. И сказал Бог: «Слушай, возлюбленный Ездра: как пахарь бросает семя хлебное в землю, так человек бросает семя свое в лоно жены. Сначала оно пребывает цельным, во вторую очередь набухает, в третью на нем нарастают волосы, в четвертую – ногти, в пятую оно перестает питаться молоком 288 , в шестую оно уже полностью готово и принимает душу, в седьмую приготовляется, в девятую открываются засовы врат чрева женского и родится оно здравым на землю».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

Где прежние роды, среди которых были люди, перешедшие в иную жизнь, так и не простив кого-то из ближних? Что они этим выиграли? Разве не раскаялись они горько? Конечно, раскаялись, но запоздалое раскаяние их было тщетно и бесполезно. Если кто-то в это не верит – пусть не верит, каждый человек свободен верить, во что хочет. Но тот, кто называет себя православным христианином, верит в Бога, верит Евангелию, должен всегда иметь наготове красный карандаш. Что это значит? В государственных учреждениях во всех официальных книгах записей данные принято вычёркивать красным карандашом. Вот таким же карандашом каждый, кто хочет называться православным христианином, пусть сегодня же перечеркнёт все памятные ему прегрешения брата. А брат – это всякий человек: знакомый и незнакомый, православный и не православный. Этот карандаш по переходе нашем в иную жизнь будет тем ключом, которым отпираются врата Рая. Это значит, что, если человек не перечеркнёт прегрешения ближнего красным карандашом, то не сможет открыть Врата Рая. А так, возьмёт карандаш, коснётся замка, и двери откроются. Стоит только произнести ближнему: «Бог простит!» – помолиться за него – и Райские Врата откроются! Пять неразумных дев бесполезно стучались ночью в двери Рая 284 . Они остались во тьме. Почему? Потому что не сотворили милости, не проявили сострадания, не простили. У них не было ни елея, умягчающего раны, ни красного карандаша, которым перечёркиваются прегрешения ближних и открывается брачный чертог, открываются Райские двери, Врата Горнего Иерусалима. Да, к сожалению, они остались на улице, а там была жуткая непроглядная тьма – ад. Была ночь, безлунная и холодная. А разумные девы с умом рассудительным, дисциплинированным, вошли в брачный чертог, вошли в Рай, в вечную жизнь Света. В светильниках у них был елей – доброе расположение, любовь, которая не мстит, но всем и всё прощает. От нас зависит, где будет наше место. От нас зависит, войдём ли мы в брачный чертог с разумными девами или останемся вовне, в ледяной ночи посреди дев неразумных. Пока ещё мы живём в этом мире, пока ещё не опущен занавес, пока нить нашей жизни не прервалась, мы можем прощать, можем исполнять то, о чём говорим в молитве: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» 285 .

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

И с чисто английским здравомыслием Флетчер добавляет: «Таких людей немного, ибо ходить раздетым в России сложно и холодно, особенно зимой» 284 . Нагота юродивых важна: это не проявление эксцентричности, она имеет богословское значение. В определенной степени юродивые возвращались к status ante peccatum, к непорочности Адама в раю до грехопадения, когда он был наг и не стыдился. В этом смысле юродивые напоминают boskoi – аскетов раннехристианских монастырей, питавшихся травой или побегами деревьев и живших обнаженными под открытым небом среди антилоп в согласии со всем животным творением. Такие нагие аскеты и по сей день живут на Святой горе: об одном из них рассказывает французский путешественник Жак Валентин в книге «Монахи горы Афон». Когда Валентин спросил некоего монаха о нагом аскете, тот ответил: «Мы свободны, и он так проявляет свою любовь к Богу» 285 . И снова мы сталкиваемся с упоминанием о свободе. Важно также встречающееся у Флетчера указание на пророческое служение юродивого: «Их принимают за пророков». Полное нестяжание, добровольный отказ от любого внешнего статуса или безопасности, дает юродивому свободу говорить, когда другие, опасаясь последствий, предпочитают хранить молчание – говорить правду «без малейшей оглядки», даже самому «Его Величеству», царю-самодержцу. Позднее мы рассмотрим такой пример. Пока же, говоря об этой стороне юродства, нельзя не вспомнить заключенного Бобынина из романа Солженицына «В круге первом». На допросе у Абакумова, всесильного сталинского министра государственной безопасности, Бобынин говорит: «Я нужен вам, но вы мне не нужны». Абакумов изумлен: как глава секретной службы, он мог бы отправить Бобынина в ссылку, пытать его, уничтожить, в то время как у последнего не было ни малейшей возможности отомстить. Но Бобынин настаивает на своем. Абакумов, говорит он, может пугать только тех, кому есть что терять: «У меня ничего нет, понимаешь? Ничего! Ты не можешь тронуть мою жену и ребенка – они убиты бомбой. У меня нет ничего на свете, кроме носового платка (... ). Ты забрал мою свободу много лет тому назад, и ты не можешь вернуть мне ее, потому что у тебя самого ее нет (... ). Ты можешь сказать старику – ты знаешь кому, там, наверху, – что у тебя есть власть над людьми, пока ты не отнимешь у них все, что у них есть. А когда ты все украл у человека, он уже больше не в твоей власти – он снова свободен» 286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/vn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010