Где прежние роды, среди которых были люди, перешедшие в иную жизнь, так и не простив кого-то из ближних? Что они этим выиграли? Разве не раскаялись они горько? Конечно, раскаялись, но запоздалое раскаяние их было тщетно и бесполезно. Если кто-то в это не верит – пусть не верит, каждый человек свободен верить, во что хочет. Но тот, кто называет себя православным христианином, верит в Бога, верит Евангелию, должен всегда иметь наготове красный карандаш. Что это значит? В государственных учреждениях во всех официальных книгах записей данные принято вычёркивать красным карандашом. Вот таким же карандашом каждый, кто хочет называться православным христианином, пусть сегодня же перечеркнёт все памятные ему прегрешения брата. А брат – это всякий человек: знакомый и незнакомый, православный и не православный. Этот карандаш по переходе нашем в иную жизнь будет тем ключом, которым отпираются врата Рая. Это значит, что, если человек не перечеркнёт прегрешения ближнего красным карандашом, то не сможет открыть Врата Рая. А так, возьмёт карандаш, коснётся замка, и двери откроются. Стоит только произнести ближнему: «Бог простит!» – помолиться за него – и Райские Врата откроются! Пять неразумных дев бесполезно стучались ночью в двери Рая 284 . Они остались во тьме. Почему? Потому что не сотворили милости, не проявили сострадания, не простили. У них не было ни елея, умягчающего раны, ни красного карандаша, которым перечёркиваются прегрешения ближних и открывается брачный чертог, открываются Райские двери, Врата Горнего Иерусалима. Да, к сожалению, они остались на улице, а там была жуткая непроглядная тьма – ад. Была ночь, безлунная и холодная. А разумные девы с умом рассудительным, дисциплинированным, вошли в брачный чертог, вошли в Рай, в вечную жизнь Света. В светильниках у них был елей – доброе расположение, любовь, которая не мстит, но всем и всё прощает. От нас зависит, где будет наше место. От нас зависит, войдём ли мы в брачный чертог с разумными девами или останемся вовне, в ледяной ночи посреди дев неразумных. Пока ещё мы живём в этом мире, пока ещё не опущен занавес, пока нить нашей жизни не прервалась, мы можем прощать, можем исполнять то, о чём говорим в молитве: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» 285 .

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Преподобные Никандр Псковский и Иоаким Опочский. Икона. 1-я четв. ХХ в. (ц. Благовещения Пресв. Богородицы в дер. Опоки Порховского р-на Псковской обл.) Преподобные Никандр Псковский и Иоаким Опочский. Икона. 1-я четв. ХХ в. (ц. Благовещения Пресв. Богородицы в дер. Опоки Порховского р-на Псковской обл.) Митр. Евгений (Болховитинов) , не аргументируя своей т. зр., отнес время жизни И. к кон. XVI - нач. XVII в. Архиеп. Филарет (Гумилевский) считал, что кончина И. последовала ок. 1550 г., поскольку в писцовой книге Шелонской пятины 1584/85 г. игуменом Ильинского монастыря в Опоках назван Нафанаил (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 967. Л. 284 об.- 285). Эту же дату привел архиеп. Сергий (Спасский). Однако, согласно новгородским писцовым книгам, Ильинский Опочский мон-рь существовал уже в кон. XV в. В писцовой книге Шелонской пятины 1498 г. читаем: «В Опотцком же погосте монастырские деревни Илии святого с Опок с Шелони…» (Новгородские писцовые книги. СПб., 1886. Т. 4. Стб. 180; ср.: Стб. 173, 530; 1905. Т. 5. Стб. 77, 309, 312, 313). В писцовой книге Шелонской пятины 1575/76 г. дается следующее описание монастыря: «Монастырь Опоцкой, а в нем храм Илья пророк, в приделе Благовещенье Святей Богородицы, церковь камена. В монастыре игумен Саватей, да черной поп Васьян, да 11 старцов, слуг 7 человек, дружинников 4 человеки» (Там же. 1905. Т. 5. Стб. 680-681). Т. о., если считать, что И. был основателем Опочского монастыря, время его жизни следует отнести к XV - нач. XVI в. В некоторых публикациях (см.: Христианство: ЭС. Т. 3. С. 623) И. назван учеником прп. Евфросина Псковского († 1481), что возможно, однако в перечне учеников псковского святого имя И. не встречается ни в одной из редакций Жития прп. Евфросина. Архиеп. Сергий (Спасский) указывает память обретения мощей И. (которое, вероятно, имело место в XVI в.) в Белозерских святцах под 27 апр.; в Коряжемских святцах 1621 г. под 19 апр.: «В той же день обретение честных мощей преподобнаго отца нашего Иоакима, иже во обители святаго пророка Илии в Опатцком монастыре на реке на Шелони во области великаго Новаграда». Не позднее 1688 г. Опочский мон-рь был упразднен и превращен в приход. В наст. время мощи И. покоятся под спудом в ц. в честь Благовещения (с приделами во имя прор. Илии и св. Иоанна Предтечи), построенной в 1772 г. на месте Ильинской ц. (где, по-видимому, мощи находились ранее; в справочной лит-ре XIX-XX вв. ошибочно указывается местонахождение мощей в Ильинской ц.) в дер. Опоки.

http://pravenc.ru/text/468873.html

– Нет, таких слухов я не распускал. – Сколько всего раз вы служили на могиле Ганицкого панихиды, их кто заказывал или вы это делали по своей инициативе? – Я отслужил на могиле епископа Феодосия примерно пятьдесят панихид. Служил я по своей инициативе, панихиды служил и в церкви, и на могиле, были случаи, очень немного, когда панихиды заказывались из числа верующих. – Вы верующих агитировали за то, чтобы они требовали разрешения от сельсовета производить вам подворный обход с молебном? – В 1936 году я сам пошел в сельсовет в Сушково разузнать, можно ли мне ходить по приходу служить молебен. Мне ответили, что нельзя. Тогда я сослался на статью конституции, – мне подтвердили, что все равно нельзя. Я пошел в кунаковский сельсовет с этим же вопросом. Там мне сказали то же самое. Я этим не удовлетворился, пошел к прокурору и спросил его по этому же вопросу. Прокурор мне ответил, что без разрешения ходить нельзя. Я и не ходил совсем. А перед маем 1937 года церковный староста Кириллин меня спросил, пойду ли я по приходу? Я ему отве-тил, что если сельсовет даст разрешение, то пойду. Кириллин пошел в сельсовет, но ему разрешения не дали. Больше никто не ходил и я никого не посылал. -Вы вели агитацию против существующего строя, против советской власти? – Нет, я агитации против советской власти никогда не вел. – Вы всю жизнь посвятили служению Церкви из убеждений или материальных выгод? -Я служу Церкви из своих убеждений. – Вам известно, что религия, которую вы проповедуете, есть дурман народа и идет вразрез с наукой? – Лично я религию дурманом народа не считаю. Что касается того, что религия идет вразрез с наукой, то с этим я согласен. 16 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Священник Сергий Любомудров был расстрелян 21 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле. ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, д. 21164. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

42 Произведенным, вероятно, от имени неоплатоника Порфирия, писавшего в конце III в. сочинения против христиан 43 См. К. Смирнов. Цит. соч., с. 66; срав. В. Болотов. Лекции..., т. II, с. 436. 44 Православие Евсевия не подвергается у Геласия сомнению. 45 См., например, у св. Афанасия, который, согласно Созомену (I, 17), «в помянутых рассуждениях начал принимать особенное участие»: «Божия Премудрость, Которой создано всё, получившее бытие, говорит сие Сама о Себе». Творения св. Афанасия, ч. 2, 1902. Слово 2-е против ариан, 44; срав. 47, 51, 53, 56 и др. 46 Указав, что Единородный Сын Божий называется многими и различными именами, Ориген говорит: «Так, Он называется Премудростью, как это мы встречаем в словах Соломона: «Господь созда Мя...» (Притч. 8:22—25)». См. Творения Оригена в русск. пер. Вып. 1. О началах, I, 2, 1. Изд. Казан, дух. акад., 1899. 47 Срав., например, известный рассказ о чуде св. Спиридона, епископа Тримифунтского, совершенном пм во время споров святых отцов с арианами на Соборе в Никее. 48 Жизнь Константина, III, 11. 49 К. Смирнов. Цит. соч., с. 102. 50 Там же, примеч. 2-е. 51 Жизнь Константина, III, 15. 52 Tripart. I, 11, с. 5. 53 Список епископов Первого Вселенского Собора в 318 имен. К вопросу о его происхождении и значении для реконструкции подлинного списка никейских отцов. Записки имп. Академии Наук, сер. VIII, т. XIII, 1. Пгр , 1916, с. 18—20. 54 К. Смирнов. Цит. соч., с. 284 55 Там же, примеч. б-е. 56 Там же, с. 285. 57 Там же, с. 287. 58 Потому что Евсевий тоже приветствовал императора речью, только не в начале, а в конце соборных заседаний. 59 Migne. SG, t. 111. 60 В. Болотов. Лекции..., т. III, с. 48—49. 61 Еп. Иоанн. Цит. соч., с. 31. 62 К. Смирнов. Цит. соч., с. 162 63 Там же, с. 138—139. 64 Там же, с. 162. 65 Там же, с. 191. 66 Материалы для русского издания «Деяний Вселенских Соборов» заимствованы из латинских изданий Labbei et Cossartii (1671), Paris, и Harduini (1715), Paris. 67 К. Смирнов. Цит. соч., с. 337, 29 и 35—36. 68 Там же. с. 79.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4156...

Ноябрь    13. Мясное заговенье на Рождественский пост.    14. Сырное заговенье на Рождественский пост. Но если этот день падает на среду и пяток, то «никакоже дерзнем мясопуст творити (т. е. вкушать сыр и яйца.  –  Еп. Варнава), возбранено бо есть святыми правилы» 283 . В этом случае сырное заговенье переносится на 13-е число. 15. Начало Рождественскою поста. Если нет субботы и воскресенья, по Уставу нет и литургии, но служатся часы и«изобразительные» с Апостолом и Евангелием и молитвою Ефрема Сирина (с 16 поклонами), как Великим постом. Так же и в прочие дни. Поем и междочасия 284 . «По отпусте же,  –  прибавляет Устав,  –  хотящим спастися от своих келий да не исходят до клепания церковного (т. е. до следующей службы.  –  Еп. Варнава), но ови убо на пение укрепляются, овии же на чтение со вниманием, друзии же на рукоделие упражняются...» 285 Таким образом, за временем своим строжайше Церковь велит следить и даром его не тратить: церковная служба и дело, дело  –  и церковная служба. Четыредесятница эта строгая и походит на Великую 286 . 21. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Праздник двунадесятый. На утрене после Евангелия и 50 псалма, вместо «Молитвами Богородицы»  –  «Слава, и ныне»; «Днесь храм одушевленный...»; после «Помилуй мя, Боже...»  –  «Днесь боговместимый храм...». Каноны  –  самых радостных напевов (1-го и 4-го гласов). Праздник имеет день предпразднства и четыре дня попразднства (отдание 25 ноября). С сего дня по 31 декабря (т. е. до отдания Рождества Христова) на утренях поется катавасия «Христос раждается...» Декабрь 5. Преп. Саввы Освященного, по Уставу которого правится теперь в нашей Православной Церкви вся служба. Святой, прославленный Греческой Церковью; знаменитая обитель его с XI века названа лаврою (при потоке Кедроне, около 13 верст от Иерусалима, в так называемой Юдоли  –  долине  –  плача). Когда-то заключала в себе целый город (по Тоблеру, 10000 монахов и 4000 киновистов), имела большое влияние на внутренние дела Церкви и была прославлена подвигами и трудами св. Иоанна Дамаскина . Мощи преп. Саввы в теле, «аки живаго», видел в его лавре наш русский паломник, игумен Даниил, в начале XII века. Но теперь их там нет 287 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

«Впрочем, знаю братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению. Бог же как предвозвестив устами всех пророков Своих – пострадать Христу, так и исполнил. Покайтесь же и обратитесь, чтобы загладить грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых своих пророков от века. Моисей сказал отцам: «Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он будет говорить вам. И будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа». Все пророки от Самуила и после него, сколько их ни говорило, также предвозвестили дни сии. Вы сыны пророков и завета, который завещал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена, земные. Бог, воскресив Сына своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших». Когда Петр и Иоанн говорили народу, 284 то к ним приступили священники и начальник стражи во храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ, и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых. Они наложили на них руки, и отдали их под стражу до утра, ибо уже был вечер. Многие же из слушавших уверовали, и было число таковых, около пяти тысяч. Не все однако были жителями иерусалимскими, очень многие после Пятидесятницы возвратились в страны свои и образовали там небольшие христианские общины, которые впоследствии были устроены и обратились в правильные Церкви, много способствовавшие Апостолам, к распространению Евангелия. Успехи Апостолов в Иерусалиме не могли не возбудить ненависти тех, которые распяли Иисуса, а потому на другой день, по взятии Петра и Иоанна, с утра 285 собрались в Иерусалиме начальники их, старейшины и книжники, а также Анна первосвященник и Каиафа, и Иоанн и Александр, и прочие из рода первосвященнического. Они, поставив Апостолов посреди, спрашивали: «какой силой или именем вы сделали сие?» Тогда Петр, исполняясь Духа Святого, сказал им:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Благовестие ап. Петра не основывалось ни на чьем авторитете, кроме одного – Самого Иисуса Христа. Это видно из того, что когда ап. Петр в Антиохии захотел сделать уступку иудействующим, стал чуждаться общения с христианами из язычников, с которыми раньше, до прибытия христиан из иудеев, вместе ел и общался, то ап. Павел смело обличил его «лицемерие» ( Гал.2:11–13 ) (свт. Иоанн Златоуст толкует это место так, что ап. Петр не «лицемерно», а притворно сторонился язычников, когда пришли иудействующие, в надежде, что ап. Павел потом исправит их. В таком случае и ап. Павел намеренно, для видимости только обличал ап. Петра. Но другие толковники (Августин, еп. Феофан) придерживаются дословного понимания и признают за ап. Петром действительную уступчивость (см. А. Иванов . Руководство к изъяснительному чтению книг Нового Завета. СПб., 1893, 285). Из этого обличительного места становится ясно: 1) что ап. Павел имел полное равноправие со всеми остальными апостолами и 2) что ап. Петр не имел никакого особого преимущества или главенства над другими, как то бы хотели видеть католические богословы, считающие ап. Петра «князем апостолов» (в Вульгате вместо имени Петра в Гал.2стоит имя «Кифа» в согласии с некоторыми кодексами; этим самым проводится различие между ап. Петром и неким иным благовестником Кифой (там же, 284). В противовес тому, что ап. Петр перед христианами из иудеев скрывал свою свободу по отношению к закону Моисееву, ап. Павел ясно заявляет о бесполезности последнего: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа... ибо делами закона не оправдывается никакая плоть» ( Гал.2:16 ). Если мы, оправдавшись верою, все-таки признаем необходимость закона, значит, ищем иного оправдания, кроме Христа, значит, мы оказываемся под законом, т. е. грешниками, или, что то же, – «Христос есть служитель греха» ( Гал.2:17 ). Возвращаясь вновь к закону, от которого ранее отказались, галаты тем самым показывают, что они виновны в разорении закона. Но так как и закон указывает на необходимость признания Христа, то они делаются вдвойне преступниками ( Гал.2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Таким образом, истинная молитва – и мать, и дитя слез 284 , а вся нравственная жизнь христианина – соединение его личного подвига, подкрепляемого молитвой, и молитвы, которая совершенствуется и очищается постоянным внутренним возрождением и избавлением от страстей. Варлаам, в согласии с Григорием Паламой и его последователями, признает бесстрастие существенно важным для достижения совершенной молитвы. Однако, как уже было показано, они значительно расходятся в своем понимании бесстрастия из?за различия в антропологических взглядах. Варлаам, придерживаясь дуалистической антропологии и считая тело сосудом души, понимает под бесстрастием смерть страстной части человеческой души и отрицает какое?либо участие тела в молитве. Григорий же Палама, в традициях синтетической христианской антропологии, считает, что с помощью бесстрастия страстная часть души обращается от мира к Богу, и утверждает, что весь человек, душою и телом, участвует в «духовном поклонении» молитвы. Поскольку Божественный Логос стал совершенным Человеком и обожил всю человеческую природу, человек со своей стороны должен содействовать Богу в деле обожения себя как единой душев- но-телесной ипостаси. Царство Божие внутрь нас ( Лк. 17,21 ); Дух Божий входит в сердце человека и взывает: «Авва, Отче!» ( Гал. 4,6 )» В таком случае зачем человеку отделять ум от тела, а не сосредоточивать его в сердце, чтобы там с Духом Божиим молиться Богу? Это подводит нас к душевно-телесной молитве в том виде, как она практиковалась исихастами 285 . Для достижения более полного сосредоточения ума в сердце и более глубокой молитвы они часами сидели, прижав подбородок к груди и смотря на пупок, повторяя про себя «однословную», то есть состоящую из одной фразы, молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» 286 . Они также старались задерживать дыхание, чтобы избежать рассеяния ума и полнее сосредоточить его в сердце. Молясь таким образом, исихасты достигали видения нетварного света. Варлаам думал, что такую молитву ввел Никифор Афонский, Григорий же Палама считал Никифора продолжателем древней традиции: «Проведя многие годы в тишине и безмолвии, а потом удалясь в пустыннейшие места Святой Горы и предавшись трудам, он передал нам извлеченное из всех писаний святых отцов делание трезвения» 287 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

мы веруем, что сделались совершенными (τελεους). Ибо вера есть совершенство (происходящее) от научения. Поэтому и говорит (Христос): верующий в Сына имеет жизнь вечную» 282 . Далее Климент занимается анализом веры, которой, если только она совершенная и полная, не может чего-либо не доставать. «Где вера, там обетование, исполнение же обетования есть успокоение; так что в просвещении – ведение (γνσις), предел же ведения – успокоение... Необходимо, чтобы тьма уничтожена была светом. Тьма же есть неведение, через которое мы впадаем в грехи, блуждая около истины. Ведение есть просвещение, которым уничтожается неведение, и через которое получается способность видеть. Но и отложение худшего есть вместе с тем уже откровение лучшего. Что дурно связало неведение, то хорошо разрешается ведением. Эти узы (неведения), насколько возможно быстро, снимаются с одной стороны человеческою волею, с другой – божественною благодатью, когда грехи прощаются через единое целебное лекарство, крещение Словом. Итак, мы омываемся от всех грехов и более не злы в стопах своих. Единая эта благодать просвещения состоит в том, что поведение наше не таково, каким было до омовения. Так как это познание является вместе с просвещением, осиявая ум и мы еще не наученные тотчас же (εθωσ) слышим, (что нас именуют) учениками, то (спрашивается) в какое время, тогда ли (явилось просвещение), когда происходило то научение (оглашение)? Ты не можешь указать времени. «Ибо оглашение приводит к вере, вера же вместе с крещением воспитывается св. Духом» 283 . Нельзя разделять крещенных на гностиков и душевных; все они равны и все они суть духовные. 284 Климент находит не неуместным (οκ τοπον) воспользоваться выражениями гностиков о διυλισμς το πνεματος и заметив, что и они допускают учение о покаянии, через которое, по их словам, привходит сам Дух, говорит: «таким же образом и мы, раскаявшись во грехах, отказавшись от преданности им, очищенные от материи крещением (διυλιξμενοι βαπτσματι), поспешаем к вечному свету, дети к Отцу» 285 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

«Видишь, как они далеки были от всякой страсти. У них была одна только цель, – чтобы не умереть бездетными» 284 . Поэтому, «как скоро (Авраам) заметил, что зачала она (Агарь),.... более не входил к ней и.... не приближался к ней. Авраам по желанию только Сарры вошел к Агари, чтобы иметь ей от Агари хотя малое утешение, пока Бог не возвеселит её плодом собственного её чрева» 285 . Правда, у Авраама была наложница и после того, как он перестал быть бездетным, но и это также не было внушением чувственной природы человека. «По смерти Сарры Авраам взял наложницу с тою целью, чтобы многочисленные сыны его, рассеявшись по многим странам всей земли, благочестием своим распространяли ведение и чествование Единого Бога» 286 . Между тем Агарь, удостоившаяся разделить ложе с патриархом, зачала и родила сына Измаила. Когда последнему исполнилось 13 лет, Господь сообщил Аврааму закон об обрезании 287 , Авраам выполнил этот закон на себе, на Измаиле и на всех домочадцах своих мужеского пола 288 . «Он получил завет обрезания после оправдания верою, которое он имел ещё не обрезанный, чтобы в нём предзнаменовались оба завета и он был отцом всех, следующих Слову Божию и странствующих в сем веке, т.е. верующих как из обрезанных, так и необрезанных, как и Христос, «камень великий краеугольный» ( Eф. II, 20 ), всё носит и собирает в единую веру Авраама годных в здание Божие из обоих заветов» 289 . – По отношению к народу, имевшему произойти из чресл Авраама, знак обрезания должен был служить ограждением от смешения его с остальными народами. «Желая Себе усвоить потомков его (т.е. Авраама) и соделать их Своим собственным народом, Бог не хотел, чтобы, с течением времени размножившись, они смешались с теми народами, которых землю должны были наследовать; а так как впоследствии, по Его предречению 290 , они должны были ещё подвергнуться рабству в Египте, то, чтобы и там не смешались они с Египтянами, знамением для семени праведника Бог назначает обрезание» 291 . – В отношении же к Новому завету акт обрезания прознаменовал собою новозаветное таинство крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010