Том I. Изд. 1-е Творений Киприана в русск. переводе при Киевской Духовн. академии. 278 Тертуллиан. Гл. IX — XIII. 279 Кожевников. Указ. соч. С. 271—272 280 «Пчела», 33. «Очерки древнерим. нравов». 281 «Пчела». Там же. 282 Тертуллиан. Гл. V и сл. 283 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 343. 284 Broglie. L " eglise et l " empire Romain, au IV siecle. P. 141. Deuxieme part. Paris, 1859. 285 Chastel. Histoire de la destruction du paganisme dans l " empire d " orient. Paris, 1850. P. 208—211. 286 Св. Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ. С. 338—341 (Слова и беседы на разные случаи. Т. II. Изд. Петерб. Духовной акад.). 287 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 339—341. 288 Тертуллиан. Гл. III — IV. 289 Тертуллиан. Гл. II. 290 Нужно помнить, что древние зрелища происходили под открытым небом. 291 Тертуллиан. Гл. I. 292 Там же. Гл. IV. 293 Скворцов. Трактат Тертуллиана о зрелищах. Перев. с франц. С. 324 — 326 (Труды Киев. Духовн. акад. 1865. Т. II). 294 Тертуллиан. Гл. XV. 295 Тертуллиан. Гл. XVI. 296 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 342 (Твор. Киприана. Т. II. Пер. Киев. Духовн. академии). 297 Лактанций. Божественные наставления (Divinae Institutiones). Кн. 6, гл. 20. 298 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 344. 299 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 344—345. 300 Тертуллиан. Гл. XVII. 301 Тертуллиан. Гл. IX. 302 Там же. Гл. XVII. 303 Там же. Гл. XXVII. 304 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 343—346. 305 Лактанций. Божественные наставления. Кн. 6, гл. 20. 306 Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. С. 61 (Твор. Василия Великого. Перевод Московской Духовной акад. Ч. I. Изд. 10-е). 307 Св. Кирилл Иерусалимский. Слова тайноводственные. С. 358 (Твор. св. Кирилла. Пер. Московской Духовной академии. Изд. 1-е). 308 Св. Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ. С. 341—344 (Слова и беседы на разные случаи. Т. П. Изд. С.-Петерб. Духовной академии). 309 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 342. 310 Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. С. 62. 311 Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

Автор 25 книг, нескольких десятков статей как научного, так и публицистического, миссионерского характера. С конца 1980-х гг. вместе с отцом, диаконом Георгием Малковым, активно занимается сбором исторических материалов и устных свидетельств о псково-печерских старцах ХХ столетия .  Basilius Magnus. Ejusdem sermo asceticus//PG. 31. Col. 632CD. Рус. пер: Василий Великий, свт. Слово подвижническое и увещание об отречении от мира и о духовном совершенстве//Василий Великий, свт. Творения. Т. 2. СПб., 1911. С. 308-309. Cassianus. Collatio II, 15//PL. 49. Col. 549. данным «Послужного списка иеросхимонаха Симеона за 1953 год»; в дневнике игумена Павла (Горшкова) за 1927 год указывается иная дата пострига — 4-я неделя Великого поста, пришедшаяся в том году на 3 апреля по н. ст. Георгий, диак., Малков П. «Истина всегда проста». Преподобный Симеон Псково-Печерский. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. С. 29. же. С. 29-30. С. Добрая традиция//Ветеран. 1989. 48 (100). (Секретарев), архим. Врата небесные. Печоры, 2006. С. 115. Ю.Г., диак., Малков П. Ю. «Мы всегда под крылом Божиим». Жизнь и поучения архимандрита Серафима (Розенберга). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. С. 60-63. Георгий, диак., Малков П. «Истина всегда проста». С. 206. же. С. 193-194. же. С. 331. Там же. С. 294. же. С. 311. же. С. 323. же. С. 337. же. С. 297. же. С. 339. же. С. 348. же. же. же. Там же. же. же. С. 344. Там же. С. 350. же. С. 285. же. С. 320. же. С. 325. же. С. 284. же. С. 310. же. С. 330. же. С. 310. же. С. 314. же. С. 308. же. С. 315. же. С. 350. же. С. 332. же. С. 336-337. Ю. Г., диак. Малков П. Ю. «Мы всегда под крылом Божиим». С. 183-185. же. С. 212. Георгий, диак., Малков П. Ю. «Любовь покрывает всё...» Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 281-282. инок: К 100-летию со дня рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина), 1910–2010 гг./сост. Т.С. Смирнова. Псков: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2009. С. 190. же. С. 190–191. Л. Живое предание. Старец Иоанн (Крестьянкин). Красногорск: Успенский храм, 2011. С. 68. Петр Малков «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815).

http://patriarchia.ru/db/text/6055879.ht...

Автор 25 книг, нескольких десятков статей как научного, так и публицистического, миссионерского характера. С конца 1980-х гг. вместе с отцом, диаконом Георгием Малковым, активно занимается сбором исторических материалов и устных свидетельств о псково-печерских старцах ХХ столетия .  Basilius Magnus. Ejusdem sermo asceticus//PG. 31. Col. 632CD. Рус. пер: Василий Великий, свт. Слово подвижническое и увещание об отречении от мира и о духовном совершенстве//Василий Великий, свт. Творения. Т. 2. СПб., 1911. С. 308-309. Cassianus. Collatio II, 15//PL. 49. Col. 549. данным «Послужного списка иеросхимонаха Симеона за 1953 год»; в дневнике игумена Павла (Горшкова) за 1927 год указывается иная дата пострига — 4-я неделя Великого поста, пришедшаяся в том году на 3 апреля по н. ст. Георгий, диак., Малков П. «Истина всегда проста». Преподобный Симеон Псково-Печерский. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. С. 29. же. С. 29-30. С. Добрая традиция//Ветеран. 1989. 48 (100). (Секретарев), архим. Врата небесные. Печоры, 2006. С. 115. Ю.Г., диак., Малков П. Ю. «Мы всегда под крылом Божиим». Жизнь и поучения архимандрита Серафима (Розенберга). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. С. 60-63. Георгий, диак., Малков П. «Истина всегда проста». С. 206. же. С. 193-194. же. С. 331. Там же. С. 294. же. С. 311. же. С. 323. же. С. 337. же. С. 297. же. С. 339. же. С. 348. же. же. же. Там же. же. же. С. 344. Там же. С. 350. же. С. 285. же. С. 320. же. С. 325. же. С. 284. же. С. 310. же. С. 330. же. С. 310. же. С. 314. же. С. 308. же. С. 315. же. С. 350. же. С. 332. же. С. 336-337. Ю. Г., диак. Малков П. Ю. «Мы всегда под крылом Божиим». С. 183-185. же. С. 212. Георгий, диак., Малков П. Ю. «Любовь покрывает всё...» Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 281-282. инок: К 100-летию со дня рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина), 1910–2010 гг./сост. Т.С. Смирнова. Псков: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2009. С. 190. же. С. 190–191. Л. Живое предание. Старец Иоанн (Крестьянкин). Красногорск: Успенский храм, 2011. С. 68. Петр Малков «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6055881...

Ин. 6:63. 226 Пс. 118:13. 227 Лк. 3:2. 228 Лк. 1:70,72. 229 Иона 1:1. В оригинальном библейском тексте: бысть слово Господне ко Ионе [сыну] Амафиину. 230 Ис. 2:1. 231 Исх. 3:6. 232 Быт. 2:7. 233 1 Кор. 15:45. 234 Быт. 1:26. 235 Ср. Пс. 13:3, Притч. 23:32. 236 «τ ζν εκεθεν» — буквально: «живущее отсюда», то есть почерпающее жизненную силу от души. 237 1 Кор. 15:45. 238 1 Кор. 2:16. 239 1 Кор. 6:17. 240 Григорий Богослов, Слово 30, 21, PG 36,… (р. п.: Т. 1. С. 443). Ср. также Кирилл Александрийский, Homiliarum incertarum fragmenta, 6, Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in D. Joannis, Oxford, 1872 (репринт: Brussels, 1965), C. 462 (TLG). 241 В последних двух предложениях нам пришлось сильно изменить порядок слов по причине несогласованности оригинального текста, где эти два предложения являются одним и притом весьма сложным по конструкции. 242 Точное исповедание веры, 8, op. cit., 8, 289–293 (р. п.: С. 27 (99)). 243 Иак. 1:17. 244 Иоил. 3:1. 245 1 Кор. 12:8. 246 1 Кор. 2:10. 247 1 Ин. 2:27; 3:24; 4:13. 248 Василий Великий, О Святом Духе, 24, 55, PG 32,172В (р. п.: Ч. III. С. 318). 249 Т. е. Сам Дух. 250 Его же, Против Евномия, 5, PG 29, 772 С (р. п.: Ч. III. С. 229). 251 1 Кор. 12:4–6. 252 2 Кор. 6:16. 253 См. Иез. 37:27. 254 Василий Великий, О Святом Духе, 19, 48, PG 32,156D (р. п.: Ч. III. С. 306). 255 Гал. 5:22. 256 Против Евномия, 5, PG 29, 772 С (р. п.: Ч. IIΙ. С. 229). 257 Рим. 3:19. 258 Деян. 1:4. 259 Деян. 1:5. 260 Ин. 14:16. 261 Ин. 14:26. 262 Ин. 15:26. 263 Ин. 16:7. 264 Там же. 265 Очевидно, здесь имеется в виду ниспослание Духа от Отца на Христа при Его крещении. 266 Ин. 13:14. 267 Ин. 14:26. 268 Ин. 15:26. 269 Ин. 16:8. 270 Ин. 16:14. 271 Ин. 16:13. 272 Там же. 273 Там же. 274 Ин. 12:49. 275 Ин. 16:15. 276 Ин. 16:14. 277 Ин. 14:16. 278 Ин. 14:26. 279 Мф.15:24; Лк. 4:43; Ин. 17:3 и др. 280 Ис. 9:6. 281 Молитва «Царю Небесный». 282 В оригинале стоит множественное число: «των χαρτων». 283 1 Кор. 12:9, 30. 284 1 Кор. 12:10. 285 Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалласию, Пролог, PG 90, 264В (р. п.: Творения преподобного Максима Исповедника, Книга 11, перевод С. Л. Епифановича, А. И. Сидорова, М. («Мартис»), 1993, С. 16). Св. Григорий здесь значительно переиначивает данное место из преп. Максима, которое в оригинале выглядит так: «Святой Дух Божий … обычно ведет [человеческий] разум к сожительству [с Собой] и делает божественным изваянием сущей по подобию [Божию] красоты, ничего из естественно присущих божеству [свойств] по благодати не лишенным». 286

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Святитель Тихон до конца сохранил верность единству Русской Церкви, выдержав все муки и испытания. Думается, мученический подвиг святителя Тихона, осуществленный в том числе и ради единства зарубежной и российской частей Русской Церкви, должен стать залогом будущего возобновления этого единства. См.: Сафонов Д. В. Почему не состоялся процесс над патриархом Тихоном?//Российская государственность XX века: Материалы межвузовской конференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Н. П. Ерошкина, 16 декабря 2000 г. М.: РГГУ, 2001. С. 183–187. Агранов (Сорендзон) Яков Саулович (1893–1938) – член ВКП(б) с 1915 г.; с мая 1919 г. – особоупол-номоченный при Президиуме ВЧК; в 1921 г. – секретарь Малого Совнаркома; в 1921–1923 гг. – следователь по особо важным делам ГПУ; с 20.10.1923 г. – первый заместитель начальника Секретного отдела ОГПУ; 01.09.1931 г. – 21.02.1933 г. – полномочный представитель ОГПУ по Московской области. 21.02.1933 г. – 10.07.1934 г. – зам. председателя ОГПУ СССР; 10.07.1934 г. – 17.05.1937 г. – 1-й зам. наркома внутренних дел СССР 29.12.1936 г. – 15.04.1937 г. – начальник ГУГБ НКВД СССР; 15.04.1937 г.– 17.05.1937 г. – начальник 4-го отдела ГУГБ НКВД СССР; 17.05.1937 г. освобожден от должности заместителя наркома НКВД, начальник УНКВД по Саратовской области; 20.07.1937 г. арестован; 01.08.1938 г. расстрелян; не реабилитирован. ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т. 29. Л. 124; Следственное дело. С. 192–193. ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т. 3. Л. 30. Витковский А. Вверх по лестнице, ведущей в ад//Журнал Министерства безопасности России. 1992. 1. С. 80. Там же. С. 267. ЦА ФСБ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 372. Л. 109; Архивы Кремля. Т. 2. С. 408. Архивы Кремля. Т. 1. С. 282–283. Там же. С. 526–527. Там же. С. 284–285. ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т. 3. Л. 63-63об. Следственное дело. С. 357. Акты. С. 286–287. ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т. 5. Л. 108. Евдоким (Мещерский Василий Иванович; 1865–1935) – архиепископ, впоследствии обновленческий «митрополит»; в 1903 г. – ректор МДА; 04.01.1904 г. хиротонисан во епископа; 1914–1917 гг. – архиепископ Алеутский и Североамериканский; член Священного Собора РПЦ 1917–1918 гг.; с 1918 г. – архиепископ Нижегородский; 16.06.1922 г. перешел в обновленчество, став одним из его идеологов; 02.11.1922 г. – 13.04.1924 г. – обновленческий «митрополит Одесский»; с 13.04.1924 г. по сентябрь 1924 г. – обновленческий «митрополит Вятский»; с 1922 г. – член обновленческого ВЦУ (с 08.05.1923 г. ВЦС); с 08.08.1923 г. – председатель обновленческого «Священного Синода».

http://pravoslavie.ru/5494.html

650 Злат. Бес. 49, о мученик. 651 Злат. Бес. 4 на слова Исаии. 652 Кассиан , Об уст. кинов. III, 11. 653 См. выше, стр.156—157. 654 Афан. В . Hom. de semente, Тимоф . Epist. canon. XIII по Bingham " у Originum sine antiquitatum ecclesiasticarum I, XIII, p. 285. 655 Сокр . Церк. ист. V, 22. 656 Кассиан, Об уст. кинов. III, 2. 657 Это видно из 49 пр. его, запрещающего совершение евхаристии в 40-цы, за исключением ее суббот и воскресений, и 51 пр., предписывающего памяти мучеников, падающие на 40-цу, совершать только в ее субботы и воскресения (эти памяти требовали совершения евхаристии). 658 Это можно выводить из замечания Сократа (Церк. ист. VI, 8), что там суббота и воскресение были праздничными днями, и в эти дни каждую неделю совершалось богослужение. 659 Васил. В . Письмо к Кесарию (289 по Bingham " y Origin. III, 284). 660 Злат . На 1 Тим. бес. 5. 661 Злат . На посл. Евр. бес. 17. 662 Палладий еп. Еленоп. , Лавсаик, гл. 18. 663 Бл. Иерон . Пис. 28 к Луцинию Боэтику. Пис. 50 к Паммахию прот. Иовин. гл. 6. 664 Бл. Иерон . там же. Бл. Август. пис. 118, к Ианнуар. гл 3. 665 Пс.-Амвр . О тайнах (De mysteroos)V, 4. В р.-католической церкви и ныне для каждого священника считается обязательным ежедневное совершение литургии; если при церкви несколько священников, литургия совершается ежедневно каждым в различные часы дня. 666 В р.-католической церкви все службы, кроме литургии, считаются обязательными только для духовенства и большинстве храмов не совершаются. 667 Тело свмч. Киприана, еп. Карфагенского († 258 г.) было перенесено ночью торжественной процессией со светильниками с места суда над ним в дом Макробия (Acta proconsularoa S. Cypriami § 5. Рюинарта Acta martyrum). Когда в 290 г. тело мученика Бонифация, незадолго перед тем пострадавшего, было принесено из Тарса в Рим, римская матрона аглая, у которой он был рабом, вышла ему на встречу в торжественной процессии со множеством духовенства и верующих с торжественным пением гимнов (Acta S, Bonifacii § 16. там же. Binterum A . Die vorzüglichstem Denwürdigkeiten der Christ-katolischen Kirche, Mainz 1827, IV, 562.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

66. Кассиан, Об уст. кин, III, 9. 67. Злат. Бес. 49, О мученик. 68. Злат. Бес. 4 на слова Исаии. 69. Кассиан, Об установлении киновий. III, 11. 70. См. выше, стр.156–157. 71. Афанасий Великий. Hom. de semente, Тимоф. Epist. canon. XIII по Bingham " у Originum sine antiquitatum ecclesiasticarum I, XIII, p. 285. 72. Сократ. Церк. ист. V, 22. 73. Кассиан, Об установлении киновий. III, 2. 74. Это видно из 49 пр. его, запрещающего совершение евхаристии в Четыредесятницы, за исключением ее суббот и воскресений, и 51 пр., предписывающего памяти мучеников, падающие на Четыредесятницу, совершать только в ее субботы и воскресения (эти памяти требовали совершения евхаристии). 75. Это можно выводить из замечания Сократа (Церк. ист. VI, 8), что там суббота и воскресение были праздничными днями, и в эти дни каждую неделю совершалось богослужение. 76. Васил. В. Письмо к Кесарию (289 по Bingham " y Origin. III, 284). 77. Иоанн Златоуст. На 1 Тим. бес. 5. 78. Иоанн Златоуст. На посл. Евр. бес. 17. 79. Палладий еп. Еленоп., Лавсаик, гл. 18. 80. Блж. Иероним. Пис. 28 к Луцинию Боэтику. Пис. 50 к Паммахию против Иовин. гл. 6. 81. Блж. Иероним. там же. Блж. Август. Пис. 118, к Ианнуар. гл 3. 82. Псевдо-Амвросий. О тайнах (De mysteroos)V, 4. В Римско-католической Церкви и ныне для каждого священника считается обязательным ежедневное совершение литургии; если при церкви несколько священников, литургия совершается ежедневно каждым в различные часы дня. 83. В Римско-католической Церкви все службы, кроме литургии, считаются обязательными только для духовенства и в большинстве храмов не совершаются. 84. Тело свмч. Киприана, еп. Карфагенского († 258 г.) было перенесено ночью торжественной процессией со светильниками с места суда над ним в дом Макробия (Acta proconsularoa S. Cypriami § 5. Рюинарта Acta martyrum). Когда в 290 г. тело мученика Бонифация, незадолго перед тем пострадавшего, было принесено из Тарса в Рим, римская матрона Аглая, у которой он был рабом, вышла ему на встречу в торжественной процессии со множеством духовенства и верующих с торжественным пением гимнов (Acta S, Bonifacii § 16. там же. Binterum A. Die vorzüglichstem Denwürdigkeiten der Christ-katolischen Kirche, Mainz 1827, IV, 562.)

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Грузинский перевод начал осуществляться в период просвещения Грузии равноапостольной Ниной (IV в.), но древнейшее свидетельство о его существовании встречается в «Мученичестве святой Шушаник» (V в.). Существуют предположения как о старосирийском (Vetus Syra), так и о греческом протографе. Во всяком случае, начиная с X века была произведена редакция грузинского текста по греческим рукописям, которая стала официальной в Грузинской Церкви 284 . Наконец, еще упомянем принадлежащий епископу Вульфиле (составитель готской азбуки) готский перевод IV века, который является древнейшим из переводов Библии на германские языки. Сделан он с греческого текста Византийской семьи, обнаруживая некоторое влияние старолатинского перевода Vetus Latina 285 . 9.6. Славянский перевод Нового Завета 286 Моравский князь Ростислав (Моравия находилась на территории современной Чехословакии) обратился в 862 году к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать церковную миссию, с тем чтобы просветить моравский народ. Моравия испытывала влияние как Восточной Европы, так и Западной. В это время еще не разделенная Церковь уже претерпевала внутренние противоречия: в частности, Западная Церковь обращала свои взоры на восток, и немецкие миссионеры уже проникали на территорию славянского княжества. Моравская миссия была возложена на двух братьев – Кирилла (в иночестве Константина) и Мефодия – греков из Солуни (современный город Фессалоники), где, по преданию, они жили среди славян и поэтому владели их языком с детства. Братья прибыли в Моравию в 863 году. У них это была уже не первая миссионерская поездка. До этого они были в хазарском каганате у иудеев и имели диспуты о вере с мусульманами. Побывали братья и в Крыму, в городе Херсонесе (нынешний Севастополь), и привезли оттуда мощи священномученика Климента Римского , который там пострадал в I веке. Как говорит сказание их жития, здесь они встретили кого-то, кто умел писать русскими письменами, и, вернувшись, стали переводить на славянский те места из Библии, которые вошли в литургический обиход. По-видимому, в это время была создана азбука – по сообщению жития, это произошло по откровению Божию. До сих пор в науке не разрешен вопрос, какая это была азбука: глаголица (видимо, на основании греческого минускульного письма) или кириллица (на основании греческого уставного письма). Создание азбуки тем самым промыслительно совпало с необходимостью просвещения Моравии. Там их приняли с «великой честью», отдав им в обучение учеников. Братьям пришлось отстаивать перед Римским папским престолом право переводить Библию на славянский язык 287 . Замечательно, что им помог своим предстательством святой Климент Римский , мощи которого просветители привезли в Рим, и таким даром удалось склонить папу Адриана принять славянское Писание. Святой Кирилл умер в Риме в 869 году и там же был пшребен, успев перевести Евангелие, Апостол и Псалтырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Естественно, что ношение креста в качестве светского ювелирного украшения недопустимо, так как в этом случае священное используется как профаное, а это уже кощунство и поругание святыни (кощунство: 1) оскорбление религиозной святыни; 2) Глумление, надругательство над чем-нибудь глубоко почитаемым, над тем, что свято и дорого кому-нибудь. Современная энциклопедия. 2000). Христиане же считают, что Крест, в том числе и нательный крест, — это не только напоминание о нашей вере и уповании, но и защита христианина в тяжёлых обстоятельствах его жизни и в искушениях: «сице и сие знамение Крестное благослови, и сопротив всем кознем диавольским Твоего заступления помощь в не влей» (см. Чин «Благословение креста для ношения на теле»). Кроме того, с православной точки зрения, ношение христианином креста является для него исповеданием его веры и свидетельством того, что вся его жизнь протекает под знаменем Креста и является служением Христу. Обозначенные функции и выражают «пространственно геометрические подобия этого креста на какой-либо поверхности, или же его пластические копии из дерева, металла и других материалов, с изображением Распятого (imago crucifixi) или же без него (crux exemplata)» (Ильин В. Н. Основные вопросы символики Креста Господня//Православная мысль. Париж, 1928. С. 127). И здесь проблема не в самой форме или способе передачи, или же оформлении креста (как выше было показано, они могли быть разными), а в самом намерении человека с которым он носит на себе этот священный христианский символ. Ведь, как и ювелирный крест с камнями и без распятия может быть для человека святыней и исповеданием его веры, так и «канонический» крест с изображением Распятия Христа может восприниматься только как стильное и модное украшение. А становится изображение священным образом Креста только по воле самого человека, так как является свойством акта его рецепции — человек своей интенцией принимает этот предмет в свой мир, в мир своих молитв как сакральный символ, когда усилием своей воли называет эту картину тем же именем что и первообраз: «…взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним.… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображённого на ней» (Определение святого великого и вселенского собора, второго в Никее/Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Казань, 1909. Т. 7. С. 284–285). Поэтому православный христианин и отличает: где крест как сакральный символ, а где геометрическая фигура, где образ Распятия Христова, а где ювелирное украшение. А для остальных (там, где этой интенции к отождествлению и различения нет) — там, скорее всего, и необходима наша миссионерская работа.

http://azbyka.ru/krest-bez-raspjatija-si...

281 Сократ. Кн. 5, гл. 16 (PG 67, 605АВ.). Феофил боролся также с антропоморфитами, утверждавшими, что у Бога есть глаза, уши и прочие члены человеческого тела. 283 И действительно, в «Отечнике», называемом «Раем отцов», в главе о сокрушении есть весьма умилительное поучение Феофила о будущем состоянии душ умерших. А в конце его находится такое достопамятное изречение: «Будучи при смерти, архиеп. Феофил сказал: «Блажен ты, авва Арсений, потому что всегда помнил об этом часе»» (Vit. patr.//PL 73, 0861В.). 284 Так понял это правило и Иоанн Китрский. В своем 16-м правиле он истолковал слова «постный день святого Богоявления» как «день перед святым Богоявлением». Подобным образом поняли это правило и те, кто записал его в уставе о святом Богоявлении, и св. Марк Эфесский , который в уставе о празднике Богоявления прежде всех остальных приводит это правило Феофила. Тимофей Александрийский также считает, что навечерие Светов – день постный (там же, в уставе на Богоявление). Впрочем, отметь, что упомянутый Иоанн Китрский в том же правиле говорит, что здесь Феофил не позволяет разрешать пост на елей и вино после вечерни в навечерие Богоявления (как и Тимофей Александрийский позволяет разрешать пост Светов только на воду даже в субботу и воскресенье). Очевидно, постным этот день считает и Марк Эфесский (там же). Однако некий Нил (не знаю, монах или иеромонах) в своем комментарии возражает против толкования Иоанна Китрского и говорит, что Феофил имеет в виду вкушение пищи не после вечерни, а после совершающейся утром литургии св. Златоуста, когда навечерие Богоявления выпадает на воскресенье. Ведь после вечерни в навечерие Богоявления и Рождества Христова, какой бы день это ни был, в монастырях по предписанию устава разрешают пост на елей и вино. Не знаю, тот ли самый Нил в уставе о навечерии Богоявления пишет, что если навечерие выпадает на субботу или воскресенье, то бывает разрешение поста на елей и вино. 285 Я думаю, что под икономией здесь правило имеет в виду то решение, которое принял Александрийский собор при Афанасии Великом , а именно: вступившие в общение с арианами, когда обращаются в православие, должны анафематствовать ересь Ария и исповедовать веру никейских отцов, и таким образом они могут быть приняты (см. об этом Соборе в послании Афанасия к Руфиниану). А о том, что это решение приняли епископы Фиваиды, говорится по той причине, что на Александрийском соборе присутствовали епископы из Египта, а Фиваида была частью Египта. Ведь Египет, согласно географу Мелетию, разделялся на Верхнюю Фиваиду и Нижнюю Фиваиду. Кроме того, город Лик, епископу которого, Аммону, дано это наставление, находился в Фиваиде. Следовательно, Феофил упоминает о епископах Фиваиды, чтобы легче было убедить Аммона соблюдать обычай, по которому поступали его предшественники и о котором он ему пишет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010