Интервью на случай ареста. — Вестник РХД. 1990, Ns 159, с. 304. 170 Протоиерей Александр Мень. На пороге Нового Завета. — Ук. соч., с. 669. 171 Интервью на случай ареста. — Ук. соч. с. 303. 172 Александр Мень. Основные черты христианского мировоззрения. — В кн.: Александр Мень. Культура и духовное восхождение. — Ук. соч., с. 27. 173 Разговор с автором. 174 Автобиография. Ук. соч. 175 Интервью на случай ареста. — Ук–соч. с.305. 176 Александр Мень. Основные черты христианского мировоззрения. — Ук. соч., с. 28. 177 Прот. А. Мень. Прислушаться к бытию. — За инженерные кадры, 13.02.90 г. 178 Последнее интервью о. Александра Меня. — Панорама, 13 декабрь 1990. 179 Там же. 180 Прот. А. Мень. Евреи и христианство. — Вестник РХД, 1976, 117, с-115. 181 Последнее интервью о. Александра Меня. — Ук. соч. 182 Интервью на случай ареста. — Ук. соч., с. 305. 183 Прот. А. Мень. Евреи и христианство. — Ук. соч., с.114. 184 Там же. с. 115. 185 Там же. с. 117. 186 Лк. 19, 44. 187 Интервью на случай ареста. — Ук. соч., с. 305. 188 Кол. 1,28. 189 Интервью на случай ареста. — Ук. соч., с. 300. 190 Владимир Леви. — Ук. соч. 191 Интервью на случай ареста. — Ук. соч., с. 300. 192 Прот. А. Мень. «Письмо к Е. Н.». — Ук. соч., с. 189. 193 Священник Валентин Роменский. 194 Например, такие специалисты по антирелигиозной борьбе, как Белов и Шилкин, возмущались тем, что издательство «Жизнь с Богом» оказывает «духовное влияние на умы миллионов людей». См.: Религия в современной идеологической борьбе: Москва, 1971. 195 Письмо автору. 196 А. Солженицын. Бодался теленок с дубом. Пятое дополнение. Невидимки. Ук. соч., с. 217–221. 197 Книга переиздана в 1980 г. в новой версии уже под именем отца Александра, под новым названием: «Таинство, слово и образ». 198 Протоиерей Александр Мень. На пороге Нового Завета. — Ук. соч., с. 483. 199 Э. Светлов. Истоки религии. — Жизнь с Богом: Брюссель, 1970. 200 Протоиерей Александр Мень. Истоки религии. — Слово: Москва, 1991, с. 24. 201 Э. Светлов. Магизм и единобожие: Брюссель, 1971. 202

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=794...

Поэтому не будем иметь абсолютно никакого общения с экуменическим движением. Будем в данном случае руководствоваться словами Священного Писания: Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверными? (2 Кор. 6, 14-15). Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых (Пс. 1, 1). ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Церковный Вестник. 1948. 13-15, с. 17. 2. Ежегодник Богословского факультета при Софийском университете. 1947, с. 25. 3. Журнал «Духовная Культура». Июнь, 1947, с. 31. 4. Пространный христианский катехизис Митрополита Филарета. М., 1894., с. 48. 5. Добротолюбие. Т. 1, с. 29; Творения Макария Египетского Великого. 25, с. 190. 6. Творения Симеона Нового Богослова. Вып. 1. М., 1882, с. 291. 7. Добротолюбие. Т. 1, с. 50. 8. Беседы преп. Макария Египетского, с. 182-183. 9. Добротолюбие. Т. 2., с. 358. 10. Творения св. Симеона Нового Богослова. Слово 44-е., с. 335; слово 81-е., с. 348. 11. Часть 1, ответ на 105-й вопрос. СПб., 1840, с. 80. 12. Митрополит Макарий. Догматическое Богословие. Т. 2, с. 348-352. 13. Д-р Стефан Цанков. «Православное христианство, его сущность и его современный образ»//Ежегодник Богословского факультета. София, 1941, с. 62-63. 14. Творения преп. Иоанна Кассиана. 1892, с. 404. 15. Д-р Стефан Цанков. «Православное христианство, его сущность и его современный образ»//Ежегодник.., 1941-1942., с. 63. 16. Четьи-Минеи. 21 июля. 17. Луг Духовный. Гл. XXVI, с. 32. 18. Там же. Гл. XLXI, с. 61-62. 19. Зеньковский В. В. «О так называемом экуменическом вопросе»//Вестник русского студенческого христианского движения. 1930. 6., с. 5. 20. Церковный Вестник. 13-15, 1948, с. 18. 21. Там же. 26-27, с. 14; ср. также 5-6, 1947, с. 14. 22. Цанков. «Две всемирные конференции в Оксфорде и Эдинбурге: " Практического христианства " и " Единения церквей " ». 1937//Синод. журнал «Духовная Культура». София, 1938. 8-9, с. 273-282; 10, с. 303-210. 23. См. проф. д-р Илия Цоневский. Отзыв о 4-й лекции проф. д-ра О. Цанкова, «О единстве Церкви». 24. Церковный Вестник. 1947. 16-17, с. 15; 38-39, с. 1. 25. Там же. 26. Протопресвитер Стефан Цанков . Женевская конференция., с. 15. 27. Церковный Вестник. София, 1948. 5-6, с. 14. 28. Церковный Вестник. София, 1947. 26-27, с. 14. 29. «Вестник русского студенческого христианского движения». Июль, 1929, с. 27. 30. См. «Помянник», Молитвослов. 31. Церковный вестник. София. 1948. 13-15, с. 18.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Благодарю Вас за исполнение поручений. Спаси Господи! – Замечание Преосв[ященного] Иосифа дельно; но ведь я, нераскаянный грешник, – не только слову, и палке-то непослушен. – Дурно сделано, что прервано; но превзошло другое занятие, которое тоже бросать не приходится (речь идет о толковании посланий апостола Павла. – Ред.). Ужо подождем. Я имел в мысли весь Псалтырь перетолковать; только это будет уже после толкования Нового Завета. – У! – как далеко! – Да еще к тому же, если Бог продлит веку! – Михайловцы на гостинице держали Вас по милости; а попросили удалиться по правде. Правда крепче милости, которая у нас часто тает, как снег или воск. Что же пенять? Я совсем не жил среди молвы житейской. Все один да один. Потому совсем не могу судить, насколько смутительны шум игам житейский, и как держать душу свою прямо при них. – Когда я жил в Питере, помню, хаживал к Бурачку 182 по Невскому, задавая себе не принести ни к нему, ни от него домой никакого впечатления оттого, что встречалось на Невском. А Вы знаете, что это за толкотня?! – Иногда это удавалось. Бывают состояния, что человек, видя не видит, слыша не слышит... оттого что войдет вниманием в иной предмет... Вот сию вещицу надо Вам устроить у себя дома, то есть в сердце. Тогда из пушек пали – и то не слышно. Архимед-язычник – и в вещи не первой важности вошел так глубоко вниманием, что его враги застали углубленным после взятия города, которое без большого шума не могло быть. – Но, всяко, правду говорить, что Господь устроил это житие Вам, чтобы Вы испытали, каково людям жить в миру, и вместе окрепли духом... Солдат обстрелянный надежней. – Собираетесь назирать св. обители, не укажется ли где уголок Вам? – В самом деле, может быть, Вам в Воронеже хорошо будет. Попробовали бы?! – Побудьте в Оптиной пустыни Калужской. – Еще Столбенская есть какая-то. Хорошо будто там. Она в Тверской губернии, на Острову. И Валаам нешто. Если туда простретесь, заверните в Иверскую обитель – Валдайского уезда. Там настоятель чудо. Ума великого. Кончил в Академии курс первым 183 Димитрий Одесский был вторым... Но посмотреть на него подумаете: экая простина, деревенщина!.. Там покойно жить. – Остров... и только один монастырь. Город в виду... но ехать надо озером. – Посмотрите. – Всяко, где ни будете: щепки наверху плавают, камушки на дне и невидимы. А между ними есть и драгоценные.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

2. Назарет не имеет стен, зато в нем есть внушительные постройки и две большие церкви: одна стоит в центре города на двух основаниях, там, где некогда стоял дом, в котором был вскормлен младенец-Господь. Эта церковь стоит, как было сказано, на двух холмах с арками между ними, а между холмами внизу есть чистейший источник, откуда все горожане поднимают в церковь воду в небольших сосудах с помощью подъемных машин. Другая церковь находится там, где был дом, в котором Марии явился ангел 177 . XVI. О горе Фавор Гора Фавор, находящаяся в центре Галилейской равнины, отстоит от моря Геннисаретского на три мили к северу. Она со всех сторон круглая, густо поросшая травой и цветами; высота ее тридцать стадиев. Вершина горы – равнинное и очень живописное место, протянувшееся на двадцать три стадия. Там стоит большой монастырь, окруженный таким же большим лесом 178 . В нем находятся три церкви, согласно словам Петра: «Сделаем здесь три кущи» 179 . Это место окружено стенами и имеет большие здания 180 . XVII. О местоположении Дамаска Дамаск расположен на широкой равнине и укреплен окружными стенами и частыми башнями. Через него протекают четыре большие реки. Здешние христиане собираются в церкви святого Иоанна Крестителя, а сарацинский царь со своим народом основал и освятил для себя другую церковь . Снаружи вокруг стен растет очень много масличных рощ 181 . От Фавора до Дамаска семь дней пути. XVIII. О местоположении Александрии и Нила 1. Александрия тянется на большое расстояние с запада на восток 182 ; с юга она окружена устьями Нила, а с севера – Мареотийским озером 183 . Его порт более труднодоступен, чем другие, потому что он имеет форму человеческого тела. Его голова, то есть бухта, весьма широкая, а горло довольно узкое, через него порт принимает морские волны и корабли и как бы дышит. Когда новоприбывший избегнет узких мест и устьев порта, море разливается далеко в длину и вширь, словно остальные части тела 184 . С правой стороны порта лежит небольшой остров, на котором стоит Фарос, высокая башня, светящая по ночам горящими факелами, чтобы тьма не завела моряков на скалы, и чтобы они видели, где оканчивается их путь 185 . Это море тоже суровое, со сталкивающимися повсюду волнами 186 . 2. Однако порт всегда спокоен, он имеет в ширину тридцать стадиев 187 . На входе в город со стороны Египта справа расположена церковь , в которой покоится блаженный евангелист Марк. Его тело похоронено в восточной части церкви перед алтарем, а сверху положена надгробная плита, сделанная из четырехугольного куска мрамора 188 . Вокруг Нила египтяне строят плотные дамбы для предотвращения наводнений. Но если, по небрежению охраняющих их, они ломаются, жители не отводят воду из полей, которые лежат под дамбами, а заново засыпают их. Так что те, кто живут на египетских равнинах у водных каналов, строят свои дома на обломках 189 . XVIIII. О Константинополе и базилике в нем, в которой хранится Крест Господень

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Хочу, возлюбленная N, сказать тебе несколько о святых Божиих. Всем, а уж нам, монахам, просто неотложная необходимость читать жизнеописания святых и поучаться их подвигам и деланию. Читай, ради Бога, как можно больше читай Четьи-Минеи. В Житиях святых угодников Божиих найдешь все, что только нужно для твоего спасения, – и назидание, и утешение. Тут увидишь ты, что делание о Христе есть действительно иго... благо и бремя... легкое 177 , что только наша леность почитает это делание тяжким бременем, будто бы превышающим силы человеческие, а святые в этих подвигах находили для себя отраду и наслаждение. Вот мы, например, и монахи, а как часто впадаем в грехи недовольства нашей участью, ропщем и скорбим о том, о чем святые радовались и благодарили Бога. Говорим, например, трапеза плоха, содержание скудно, а святые-то Божии обо всем подобном не так рассуждали. Преподобный Павел Фивейский 178 , например, не имел даже одежды, а покрывался листьями древесными; он жил один в пустыне без всякого пособия человеческого, и такая бедность все-таки не мешала ему быть богатым добрыми делами. Да и других святых много было, которые бедность благословляли и ей радовались. У Преподобного Сергия иногда восковой свечи к богослужению не было, а чего достиг? Ангелом собеседник соделался. Преподобный Спиридон 179 был просфорем, преподобный Марк копал могилы 180 , однако эта бедная участь и смиренная доля не помешали им на небо взойти и блаженство получить. Не ропщи же, если придется и бедность потерпеть; нам, монахам, богатство вовсе не нужно, при бедности, трудах и лишениях скорее Господу Богу любезными соделаемся. Правда, и богатых много спаслось, но чем? Подвигами милосердия, кротости, воздержания и другими многими. Преподобная Мелания Римлянка 181 имела неисчислимые богатства и спаслась тем, что не думала о своем богатстве, не только чтобы утешаться и наслаждаться им: с двадцатилетнего возраста посвятила себя на служение Богу, а свое богатство – на добрые и богоугодные дела. Святой Филарет 182 , имевший царское богатство, святой Иоанн патриарх 183 тем и спаслись, что обладали нестяжательностью и к богатству сердца своего не прилепляли. Ну что, если бы нам попалось такое богатство? Устояли ли бы мы от соблазнов? Бог весть. Бог знает, что нам нужно, то и посылает, и мы должны быть довольны тем, что нам посылается. Это первая ступень ко спасению. Где недовольство, там гордость, а где гордость, там что? Там, страшно сказать, враг, сатана, противник Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Сообщимое постижимо, а что выше его, то – никоим образом. Поэтому я и сказал тебе, что та любовь (πθος) постижима и что она ипостасна, как сообщимая и постижимая. Ибо все постижимое и сообщаемое есть, конечно, сущность, ипостасно сообщимая и точно так же постижимая… Божественное же и несозданное естество пресущественно, так как оно превосходит сущность всего тварного; называясь пресущественным, оно, однако, имеет сущность и ипостась….» ( Симеон Новый Богослов , прп. Творения: В 3 т. ТСЛ, 1993. Т. 3. С. 220). Подробнее см.: Хондзинский П., свящ. Восток и Запад в русском синтезе святителя Филарета, митрополита Московского//Материалы XVIII ежегодной богословской конференции ПСТГУ. М., 2009. С. 22–33. 953 В новозаветных текстах слово «сила» в «паламитском» смысле употребляется, кажется, гораздо чаще, чем даже собственно «энергия». Особенно показателен в контексте рассуждений о Фаворском свете стих Откр.1:16 : и лице его якоже солнце сияет в силе своей [ν τ δυνμει ατο]. 962 Ср. у свт. Григория: «Просияв сквозь достопоклоняемое Тело [δι το προςκυνητο σματος] как сквозь кристальную лампаду, эта сила [δναμι] явилась тем, кто чист сердцем» (Там же. С. 210; Triades. P. 431); у свт. Филарета: «…по избытку милосердия Своего к нам, Он, так сказать, переполнил сосуд пречистой плоти Своей Своею Божественною силою, так что ею оросилась самая одежда Его и уврачевала кровоточивую» (Слова и речи. Т. 2. С. 203). При этом нет оснований утверждать, что святитель Филарет свое учение о Славе (1821) строил исходя из учения свт. Григория о Фаворском свете, упоминание о котором есть в Слове на Преображение (1820). 963 Ср.: и се глас от храма глаголющаго ко мне, и муж стояше близ мене, и рече ко мне: сыне человечь, видел ли еси место престола Моего, и место стопы ног Моих, идеже вселится имя Мое среде дому Израилева в век? ( Иез.43:4–7 ). А также: освятих храм сей, его же создал еси, еже положити имя Мое тамо во веки: и будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни ( 3Цар.9:2,3 ). Познаваемо, следовательно, не существо Божие (ересь Евномия), но имя Божие, по присутствию образа Слова Божия (глагола силы) в слове человеческом. 964 Имя Божие «не есть только произносимый звук, но призываемая сила Божия, проницающая души, испытующая сердца, благословляющая верных и карающая неверных» (Там же. Т. 4. С. 475). 967 Василий (Кривошеин) , архиеп. Богословские труды 1952–1983 гг. Н. Новгород, 1996. С. 182–183. Ср. также: «В патристике есть представление о двух видах речи: о речи человеческой и речи божественной. Важно, что хотя эти два вида речи резко отличаются друг от друга, человек понимает обращенное к нему слово Бога» (Паршин А.Н. Путь. Математика и другие миры. М., 2002. С. 228). 968 Триады. С. 207–208. Ср.: «Διò καì Πτρος μετ τò επεν τι ππτευσε τν δξαν το Χριστο «ν τ ρει τ γ», τò φς τò καì τς κος, ε καì θαυμαστòν επεν, περιαυγζον, καì νεφλην γρ φωτεινν λóγους νηχοσαν θεσαντο κει…» (Triades. P. 425).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Беседы на послание к римлянам. Беседа 10.//Полное собрание творений свт. Иоанна Златоуста в 12 томах. Т. 9, кн. 2. М., 2003 (репринтное воспроизведение издания: СПб., 1902). С. 599–600). «Итак, если ту умер в крещении, оставайся мертвым, потому что всякий умерший не может уже грешить; а если ты грешишь, то уничтожаешь дар Божий. Так и вы, говорит, почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога ( Рим. 6:11 )» (Беседа 11). – Прим. автора. – Там же. С. 607–608. 151 См.: «Кто умертвил себя, для всего в мире, тот истинно помнит смерть» (Слово 6. О памяти смерти, гл. 21//Преподобный Иоанн Синайский. Лествица С. 109). 156 См.: «Когда же смиренномудрие, сия царица добродетелей, начнет преуспевать в душе нашей духовным возрастом, тогда не только за ничто почитаем наши все добрые дела, но и вменяем их в мерзость». Слово 25. О смиренномудрии, гл. 5//Там же С. 213. 161 Слово 4. О блаженном и приснопамятном послушании. Гл. 36//Преподобный Иоанн Синайский. Лествица. С. 63. 177 См.: «Начало умной молитвы есть очистительное действие или сила Духа Святого и таинственное священнодействие ума, как начало безмолвия – упразднение от всего или беспопечение; средина – просветительная сила (Духа) и созерцание, а конец исступление или восторжение ума к Богу» (Главы весьма полезные. Гл. 3//Добротолюбие. Т. 5. С. 204). 182 Массовое общество – современное общество, пришедшее в XX в. на смену традиционного общества в результате социальных преобразований, вызванных социальной модернизаций (прежде всего урбанизацией, развитием СМИ и т.п.). В Массовом обществе уменьшается роль осознанного личного выбора, люди приобретают стадный менталитет, расширяются возможности манипулирования их волей, обычно с помощью особых механизмов внушения им «сигналов» (например, с помощью телевидения), исполнение, которых служит частным интересам. Массовое общество характеризуется разрывом межчеловеческих связей, глубинной обособленностью людей, утратой ими прочных нравственных ценностей. 183 Антисвятоотеческий дух наших дней, который можно заметить в церковной и богословской среде, не является новоявленным недугом нашего церковного тела.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мы считаем излишним излагать подробно обстоятельства дела. См. об этом Деяния всел. собор. в рус. пер. т. 4, изд. 2, в прошениях к императору (стр. 207–212) и к Анатолию (стр. 213–217). Evagrii Hist. eccl. lib. 2, cap. 8. Theophanis Chron. p. 110–111. Hefele. B. 2, S. 565; Курганов ук. соч. стр. 182–183. 846 Там же стр. 222; cnf. S. Leonis Magni ер. 145 ad Leonem Augustum. Migne. ser. lat. t. 54, col. 1113. Ep. 146 ad Anatolium 1. c. col. 1115. Ep. 147 ad Julianuin Coensem I. c. col. 1116. 854 Ut Attioum presbjtei-uin.... secreta disquisitone discutias, ac si quid in corde ipsius de heretici veneni permixtione reperitis. ibid. 855 Об этом известно только из письма папы. Ер. 158 ad Anatolium. Migne 1. с. col. 1146. Lectis dilectionis litteris       intellexi tibi studio meae sollicitudinis displicere 858 Gustav Kruger. Monophysitischu Slreitigkeiten im Zusammenhange mit der Kaiserspolit.ik. Jena. 1884, S. 57. 862 О литературной деятельности Анатолия говорить не возможно. От него ничего не сохранилось, кроме нескольких писем к папе Льву и одного послания к императору Льву. Приписываемые ему стихиры на воскресные дни, на некоторые Господские праздники, на дни мучеников и других святых (Арх. Филарета Истор. учение об отцах церкви т. 3, § 227) едва ли принадлежат ему, по крайней мере, многие из них: именем его в минеях надписываются стихиры Авксентию, а Авксентий ум, 470 г., – так же – Иоанну милостивому, умершему 620 г. «Во всяком случае, если бы твердо известно было, что патриарх Анатолий писал стихиры, ибо над некоторыми встречается имя патриарха Анатолия, то неизвестно, какие ему приписать в виду других писателей с этим именем» (Арх. Сергий. Полный месяцеслов Востока, т. 1, стр. 142–143). С большею вероятностью стихиры, приписываемые Анатолию патриарху, считают произведением Анатолия Студита, автора 9 века (там же т. 2, стр. 189). 863 Facundi, ер. Hermianensis Pro defensione triuin c-apitulorum lib. 2, cap. 4. Migne ser. gr. t. 85. Gennadii Fragmenta dogmatica. Col. 1621–1622. Этот же отрывок с замечаниями самого Факунда помещен Пинием (Pinius) в Gylloge historica A. SS. Augusti t. 5, p. 149, n. 5–7.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 809B (ПСТСО. Т.6. С. 435). 170 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 812AB (ПСТСО. Т.6. С. 436). 172 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 809B (ПСТСО. Т6. С. 435). 174 Подробно об этом у А. П. Доброклонского : Доброклонский А. П. Указ. соч. Ч. 1. С. 452–456. Особо заслуживают внимания параллели с аналогичными местами в писаниях других подвижников, см.: Там же, С. 453 (примечание 2). 176 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 809B (ПСТСО. Т.6. С. 435). 178 Эти обличения современного прп. Феодору монашества так же указывают на то, что речь здесь идет не просто о восхвалении традиционных монашеских обетов (отрицательные примеры едва ли были тут уместны), а о личностном их восприятии Студийским игуменом и прп. Платоном. 179 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 812BC (ПСТСО. Т.6. С. 436). 181 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 812D (ПСТСО. Т.6. С. 436). 182 Об этом прп. Феодор, обращаясь к братии, говорит: «...откуда в вас своевольные поступки и рождающиеся отсюда неуместные действия? Не от того ли, что вы не открываете, но скрываете свои пагубные помыслы (λογισμος)?», – см.: Theod. Stud. PC. 133//NPB. P. 314 (ПСТСО. T.6. C. 239). 183 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 812D–813A (ПСТСО. Т.6. С. 437). 189 Подробно «о послушании» в трудах прп. Феодора см. у А.П. Доброклонского : Доброклонский А.П. Указ. соч. Ч. 1. С. 506–510. Параллели с аналогичными местами в писаниях других подвижников, см.: Там же, С. 510–511 (примечание 5). 191 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 825A (ПСТСО. Т.6. С. 443). 192 А.П. Доброклонский склонен видеть в этих словах не более чем скромность и инициативу проведения реформы, вслед за житиями, приписывает Феодору, а не Платону. При этом доводы ученого следующие: во-первых, Платон «тяготел к созерцательно-аскетической жизни», и не проявлял себя как организатор; во-вторых, не ясно, что помешало Платону начать реформу ранее, когда он был игуменом монастыря Символов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Не вспоминались ли ему слова св. Бернарда: «Ubicumque fueris, tuus esto; noli te tradere?» («Где бы ты ни был, принадлежи себе; не предавай себя»). 174 Блок 1960, т. 3, с. 286. 175 Там же, т. 5, с. 286. 176 Т. 2, с. 84: …И не постигнешь синего ока, Пока не станешь сам как стезя… Обо всем не забудешь, и всего не разлюбишь… (А. Блок. «Вот он— Христос— в цепях и розах…», 1905) 177 Ученость Вячеслава Иванова была основательнее, чем у кого–либо из символистов. Он не мог себе позволить по случайности перепутать герметику с герменевтикой, как Блок (в статье 1905 года «Творчество Вячеслава Иванова»; т. 5, с. 8), или зачислить французского философа XVII века Гассенди в ряды средневековых арабских ученых, как Андрей Белый ( Белый 1922, с. 157), или непроизвольно подставить на место латинского lugere («плакать») немецкое liigen («лгать»), как гордый своей гимназической латынью Валерий Брюсов (свидетельство С. В. Шервинского). 178 III, 234. 179 Белый 1921, с. 6. 180 Там же с. 53. 181 Ср.: Филимонов 1874—1876; Лебединцев 1884 и др. 182 Заметим, что Владимир Соловьев, проявлявший к Сведенборгу известный интерес (но к какому же мыслителю он не проявлял интереса или хотя бы любопытства?), довольно резко порицал шведского мистика за «ум сухой и трезвый, с формально–рассудочными приемами мышления» и «грубо–рационалистическую полемику», за отсутствие философской культуры ( Соловьев 1907, с. 242). Он явно не признал бы Сведенборга за воплощение своей Софии! К Андрею Белому эти факты не имеют никакого отношения: для него реален и конкретен не образ Софии и не образ Сведенборга, но чисто приватный «миф» о Надежде Львовне Зариной — точнее, свой поздний «миф» об этом юношеском «мифе» («…Бреду перед собой самим…»). На этот произвол совершенно непохожа символика «Повести о Светомире Царевиче», где даже самые интимные автобиографические реалии (Георгиевский переулок и церковь св. Георгия, — место рождения и крещения поэта, превращенные в «урочище Бгорьево» и «Егорьев ключ»; Волков переулок, перекрещивающийся с Георгиевским, — стаи волков перед «Егорьем»; возвращение умершей возлюбленной Гориславы в ее дочери Отраде — как Лидия Дмитриевна «вернулась» в Вере) включены в строго дисциплинированную систему и перестроены с ориентацией на объективные данности сверх личной традиции — национально–русской, эллинско–византийской и общечеловеческой. Сверх личное для Вячеслава Иванова принципиально реальнее, чем личное, только личное; в статье 1908 года «Две стихии в современном символизме» он убежденно противопоставлял «объективную правду» — «субъективной свободе» (II, 546) и требовал «самоограничения и отречения от ego ради res» (II, 547). 183

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=779...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010