Б. Указ. соч. С. 147–148. Русская молва. 1913. 27 июля, 9 августа. По поводу письма о. иеросхимонаха Антония//Московские ведомости. 1913. 9 марта. Итоги афонских событий//Московские ведомости. 1913. 1 сентября. См.: Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви. Т. 1. Троицкий П. Указ. соч. С. 163–164; Забытые страницы русского имяславия… С. 299–300; Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви. Т. 1. С. 605–626. Определение Святейшего Синода от 27 августа 1913 года за 7644; РГИА, ф. 797, оп. 83, 2 отд. 3 ст., д. 83, л. 80 об. РГИА, ф. 797, оп. 83, 2 отд. 3 ст., д. 83, л. 138–141. АРПМА, оп. 10, д. 156, 146, л. 696. Там же, д. 158, 5309, л. 20–20 об. Там же, 148, л. 53–54 об. Там же, д. 153, 4652, л. 2 об. – 3. Там же, д. 158, 5309, л. 22–24. Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви. Т. 1. С. 403–404; Троицкий П. Указ. соч. С. 163–164; Забытые страницы русского имяславия... С. 299–300. АРПМА, оп. 10, д. 155, 145, л. 342. РГИА, ф. 797, оп. 83, д. 59, л. 133. Там же, л. 152–154 об. В Святейший Правительствующий Синод иноков афонских заявление//Вечернее время. 1914. 16 мая. Миндлин А. Б. Указ. соч. С. 146–147. РГИА, ф. 797, оп. 83, д. 59, л. 167, 169. Забытые страницы русского имяславия... С. 223–224. Там же. С. 212–216; ГА РФ, ф. 3431, оп. 1, д. 359, л. 91–93. Иларион (Алфеев), архиеп. Имяславие. С. 465. Забытые страницы русского имяславия... С. 222–223. Утро России. 1914. 23 апреля. Иларион (Алфеев), архиеп. Имяславие. С. 465. Лосев А. Ф.Имяславие//Вопросы философии. 9. 1993. С. 57. АРПМА, оп. 10, д. 155, 145, л. 229, 266–267. Там же, л. 259–260, 262–263. Иларион (Алфеев), архиеп. Имяславие. С. 466. Забытые страницы русского имяславия... С. 270–288. Иларион (Алфеев), архиеп. Иларион (Домрачёв), схимонах//Православная энциклопедия. Т. 22. М., 2009. С. 171. Макарова Е. А. Указ. соч. С. 182–183. Иларион (Алфеев), архиеп. Иларион (Домрачёв), схимонах. С. 171–172. Половинкин С. М. Антоний (Булатович), иеросхимонах//Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 619–620. Троицкий П.

http://sedmitza.ru/lib/text/10181881/

- ВХРМ. - с.21. 164. Там же. - с.21-22. 165. Вдовенко Евгений, диакон, рукоположен в 1921 г. в Сербии. Ранее жил в Крыму, где имел имение и хороших кровных лошадей, работал инженером-техником. 166. Там же. - с.22. 167. Просьба графа В.А. Игнатьева, 1941.01.5. - ВХРМ. 168. Клировая ведомость. - ВХРМ. 169. Письмо митрополита Евлогия, 1929.15/28.02. - ВХРМ. 170. Историческая записка. - ВХРМ. - с.11. 171. Евлогий Г. Ук. Соч. 172. Митрофан, игумен. Православный приход в г. Курига (Марокко). -//ЖМП, 1948, - с.53. 173. Письмо священника Владимира Балина митрополиту Николаю, 1962.06.3.. - ВХРМ. 174. Записка по истории Касабланского прихода. - УХКМ. 175. Письмо Игнатьева к архиепископу Дионисию, заместителю Экзарха, 1957.20.11. - ВХРМ. 176. Письмо митрополита Николая священнику Владимиру Балину, 1962.01.3. - ВХРМ. 177. Евлогий Г. Ук. Соч. - с.506. 178. Там же. 179. Четвертое Епархиальное собрание, Париж, 1936 г., 1 июля. - ВХРМ. 180. В 1999 г. автору приходилось бывать в шерифской семье Саади (потомки династии правившей в Марокко до Аллауитов). Бабушка Джиада Саади вспоминала о тех русских семьях, которые жили в Мараккеше. В молодости она работала в доме одной русской женщины в Мараккеше. 181. Церковные дела в Рабате. -//РМ, 1954, (16.02). 182. Отзыв на обращение Ук. соч. - ВХРМ. 183. Там же. 184. Церковные дела в Рабате. -//РМ, 1954, (19.02). 185. См.: Петровский Н. Ук. Соч. 186. В.Б. Русская жизнь в Марокко. Православная община. -//РМ, 1952, - с.4. 187. Там же. 188. В.Б. Русская Пасха в Касабланке. -//РМ, 1952, - с.4. 189. Там же. 190. См.: Незабытые могилы: В 6 томах. Т. 2: Г-З. -М.: Пашков дом, 1999. - с.468. 191. См.: Карпова М. (Франция). - http://zarubezhje.narod.ru/index.html. 192. Там же 193. См.: Р. Лохмач. Касабланский русский храм под угрозой. -//РМ,1952.21.7. 194. Каледин Алексей Максимович (1861-1918 гг.), генерал от кавалерии, атаман войска Донского, после военного краха сложил с себя полномочия и застрелился. 195. Евлогий Г. Ук. Соч. - с.470. 196. Де Мазьер П.П.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

Там же. Песнь 7, тропарь 1. — Ред. 149 Там же. Песнь 7, тропарь 4. — Ред. 150 Там же. Песнь 8, тропарь 3. — Ред. 151 Там же. Песнь 9, тропарь 1. — Ред. 152 Там же. Песнь 9, тропарь 2. — Ред. 153 Там же. Эксапостиларий, на Славу, и ныне. — Ред. 154 См.: Октоих. Глас 1. Суббота. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. — Ред. 155 См.: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 233. 156 Октоих. Гласы 1, 2, 5, 7. Суббота. Великая вечерня. Богородичны воскресны. 157 Октоих. Гласы 4, 6, 7, 8. Суббота. Великая вечерня. Богородичны воскресны. — Ред. 158 Здесь и далее см.: Октоих. Неделя. Утреня. Каноны воскресны по гласам. — Ред. 159 Толстой А. К. Иоанн Дамаскин. Поэма. 160 Минея. Месяц декемврий, 25. Утреня. Канон 2. Ирмос 3–й песни. — Ред. 161 Там же. Ирмосы 5, 6, 8–й и 9–й песней. — Ред. 162 Минея. Месяц ианнуарий, 6. Утреня. Канон 2. — Ред. 163 Триодь Цветная. Вознесение Господне. Утреня. Канон 1. 164 Триодь Цветная. Неделя Пятдесятницы. Утреня. Канон 2. — Ред. 165 Минея. Месяц август, 15. Утреня. Канон 2. 166 Минея. Месяц ианнуарий, 6. Утреня. Канон. Ирмос 5–й песни; Песнь 7, тропари 1,2. 168 Минея. Месяц декемврий, 25. Утреня. Канон 2. Песнь 5, тропари 1, 2. — Ред. 169 Минея. Месяц ианнуарий, 6. Утреня. Канон 2. 170 Триодь Цветная. Вознесение Господне. Утреня. Канон. Песни 3, 7. 171 См.: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 211. 172 См.: Триодь Постная. 173 См.: Карабинов И. А. Постная Триодь… 174 См.: Hannick Chr. Le texte de l " Oktoechus. 175 См.: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 204. 176 См.: Голубцов А. П. Из чтений… Ч. 2. Литургика. С. 222. 177 Октоих. Гласы 1–8. Неделя. Утреня. Степенна. 179 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 194. 180 Октоих. Глас 2. Неделя. Утреня. Степенна. Антифон 3, тропарь 2. — Ред. 181 Требник. Последование погребения мирских человек. Стихиры самогласны Иоанна монаха. 182 Минея. Месяц декемврий, 25. Утреня. Канон 2. Ирмос 5–й песни. 183

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

102 Послание к Смирянам, 7. Цит. по «Протестантам о Православии», с. 183. 103 Против ересей, 3. Цит. там же. 104 Беседы на Исход 13:3. Цит. там же. 105 Там же, с. 171. 106 Златоуст «Шесть слов о священстве», с. 34. Цит. там же. с. 176. 107 Беседы на Евангелие от Матфея, 82. Цит. там же, с. 182. 108 Молитвослов, глава «Последование ко святому Причащению». 109 «Православно-догматическое богословие», с. 382. Так же верили Климент Александрийский, Тертуллиан, Киприан, Евсевий Кесарийский, Григорий Нисский, Епифаний, Макарий, Амвросий, Кирилл Александрийский, Феодорит и все остальные древние учителя и Отцы Церкви. На с. 381-419 см. многие тому ссылки и подтверждения. 110 Рогозин, по своему обычаю, баснословит, что догмат пресуществления даров появился впервые в 1059 г. 111 О том, что древние христиане имели жертвенники в местах своих собраний, упоминает Ориген, Евсевий и др. См. «Православно-догматическое богословие», том II, с. 583. 112 Прочитать об этом можно, например, в газете «Донбасс православный», 8, июль 2000 г. 113 С. И. Фудель «Об о. Павле Флоренском». - УМ8Л-РКЕ88, 1988, с. 15. 114 Я имею в виду то, что человек логически не может ответить на вопрос: есть ли у вселенной пределы? Если есть, то что находится за ее пределами? Если бы мы могли долететь до этого предела, то что бы мы увидели там? А если бы мы что-то увидели, то не было бы это продолжение вселенной? Если же у вселенной нет пределов, то неужели она бесконечна? Ведь мы знаем, что только Бог. Логического ответа на этот и подобные вопросы нам не известны. 115 Толкование на Ев. Иоанна, кн. 10 гл. 2. Цит. по Архимандрит Илларион «Христианства нет без Церкви», с. 19. 116 П. Рогозин «Откуда все это появилось», с. 9. 117 А. Мень «Культура и духовное восхождение». - 1992 г., с. 27. 118 Правило 97. О Святом Духе., гл. 27. Интересно параллельно отметить, что Василий Великий говорит здесь о знаменовании образом креста; о молитве к востоку; о словах призывания для приложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову; о благословении воды крещения, елея и самого крещаемого; о троекратном погружении человека при крещении; об отрицании сатаны и ангелов его при крещении. Все это осталось в Церкви, а в протестантизме ничего из этого нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

134., слово на обретение вериг ап. Петра л. 134 об., житие Антония Вел. л. 135., о Макарии Египетском в патрице л. 136., житие Евфимия Вел. л. 136 об., поминание ап. Тимофея и муч. Анастасия Персянина л. 137, – Климента Анкирского л. 137 об., житие Ксении там же, Григория Богослова съприьтьникъ. мже нало. како вамъ наша л. 138., слово на пренесение мощей Феодора Студита л. 138 об., слово на пренесение мощей Иоанна Златоуста л. 139., похвала Златоустого Игнатию Богоносцу л. 139 об., житие Ксенофонта л. 140., мучение Кира и Иоанна там же, слово Григория Богослова о нищелюбии л. 141 об., чтение от толкования Евангелия Матфея, – о сем замечено ещё: «таковыя бо книги уставлены быша чести от 20 Декабря до поста в праздники, иже не имеют своего л. 143 об., житие Парфения Лампсакийского там же, мучение Никифора л. 144., Златоустого похвала Мелетию Антиохийскому там же, житие Мартиниана там же, слово о обретении главы Иоанна Предтечи л. 144 об., мучение сорока двух, и муч. сорока мучеников л. 147., житие Феофана Сигрианского л. 148., похвала Алексею человеку Божию, нач. «Похвально убо», л. 148 об., Андрея Критского слово на Благовещение л. 150 об., мучение Георгия великомуч. л. 163., житие Афанасия Александрийского л. 165., житие преп. Арсения Вел. л. 165 об., житие преп. Пахомия л. 166 об., житие Онуфрия л. 170., слово Феодора Студита на Рождество Иоанна Предтечи л. 171 об., Феодора Магистра слово похвальное Апостолам Петру и Павлу л. 174 об., слово повествовательное о пренесении ризы Божией Матери в Царьград л. 177., Иоанна Златоустог о похвала Евстафию там же, мучение Прокопия л. 177 об., «житие св. Анатолия, бывшего архиепископа Константинопольского, в нем же и св. Евфимии есть чудо», л. 179., мучение Кирика и Улиты л. 179 об., воспоминание пророку Илие л. 180., мучение св. Пантелеймона л. 182 об., мучение Маккавеев «от словес Иосифа, емуже начало филосовское слово» (это 4 кн. Мак.) л. 183 об., Андрея Критского слово на Преображение л. 186., житие семи отроков л. 187., слово Григория Богослова на новую неделю л.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Продолжала существовать не только даниловская братия, но и даниловская община верующих. Общение монашествующих между собой, их совместное проживание, контакты с окормляемыми создавали удобный повод для того, чтобы власти смогли сфабриковать фальшивые групповые следственные дела, по якобы «разоблачению» контрреволюционной организации «Всероссийское иноческое братство». В 1937 году почти все насельники монастыря, около двадцати человек, проходившие по «делу о даниловском братстве» и другим делам, вместе со своим настоятелем архиепископом Феодором (Поздеевским) приняли мученическую кончину. Несколько десятков преданных даниловских прихожан также были осуждены и отправлены в лагеря и ссылки. Но даниловская духовническая традиция не была прервана, она хранилась в сердцах выживших даниловцев и, благодаря их воспоминаниям и рассказам, дошла до нашего времени. И в заключение хотелось бы привести воспоминания монахини Анны (Тепляковой), даниловской прихожанки тех лет. Она рассказывала, что годы такие были, что люди тянулись к крепкой молитве. В Даниловом монастыре был именно монашеский дух, была сильная духовная настроенность как монастырских насельников, так и мирян. В Данилов шли молиться и молились так, что не было суеты, не было мирского духа — как будто все, кто стоял в большом соборе, были монахами. Огромное было влияние насельников на мирян, — многие, кто ходил в то время в Данилов монастырь избрали монашеский путь И этот даниловский молитвенный дух, эту верность Церкви, эту несгибаемую веру помогли пронести через годы тяжелейших богоборческих гонений даниловские духовники. Эти «светильники духа» воспитали целое поколение верующих людей, готовых на любые лишения и испытания ради веры. Именно благодаря им не прервалась и дотянулась до нас эта нить настоящей веры. И эта вера ведет все новых и новых людей в Царство Небесное. См.: Козлов Владимир. Москва безбожная//Московский журнал. 3. 1991. С. 68. См.: Анна (Теплякова), монахиня. Воспоминания. — М.: «Новая книга», 1998. С. 40. Цит. по: У Бога все живы. — М.: Даниловский благовестник, 1996. С. 19. Там же. Там же. С. 165. Там же. С. 45. Архимандрит Симеон. Даниловский благовестник. 1999. Выпуск 10. С. 45. Там же. Там же. С. 50. Макаров М.И. Сокровенная память души. — М.: Данилов мужской монастырь. С. 177. Там же. С. 182-183. См.: Монахиня Анна (Теплякова). Воспоминания. С. 40-41. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4795702...

181. Плоды истинной молитвы Но и действия молитвы, или плоды раждаемые от нее, не меньше побуждают и поощряют человека к молению. 1) Молитва вселяет Духа Святого в сердца человеческая. Лк.11:13. 2 ) Молитвою вера истинная возрастает в душе человеческой, и умножается. 3) Молитвою, аки некоей рукою, вся благая от Господа приемлем душевная и телесная. 4) Молитвою грех побеждаем, скорби прогоним, утешение в сердцах чувствуем, и противу различных искушений и самого диавола вооружаемся. 5) Молитвою наконец вечное спасение получаем. По оному: всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется. Деян. 2:21 . Кто же в таковых действиях упражняется, тот Божиих обещаний не презирает, но твердое подает извещение, яко вся обетования Божия высоко почитати подобает, и яко Бог наш верен есть, и несть неправды в нем. 182. О небрежения о молитве многая злая раждаются Напротив того коликая злая там последуют, где молитва отставляется, особливо же если от презорства и гордости презираемая есть: 1) Там заповедь Божия преступается. 2) Там дражайщих обетований Божиих несть уважения, но презрение, и тем милосердию Божию наносится досаждение. 3) Там Дух Святой не может иметь места себе. 4) Там вера оскудевает, и помалу совсем угасает: молитва бо есть пища веры и других добродетелей. 5) Там смелость на всякое бесстудство, и от единого к другому греху скорое и удобное поползновение: таков человек различными искушениям, напастям и бедствиям подвержен. 6) Таковый человек сам себе лишает всех дарований Божиих духовных, а наконец и царствия Божия, что все чрез молитву милосердием Божиим подается. И посему кто от презорства и небрежения не молится, тот не познал еще Господа своего, и не уразумел первых заповедей Господних, якоже подобает разумети. О таковых сказать то достоин, что сказал Господь о иудеях: позна вол стяжавшего и, и осел ясли Господни своего: Ииль же мене не позна, и людие мои не разумеша. Исаии 1:3. 183 Вкратце зде упомянут полезно, что молитвы наши и пособия, яко то, пост, бдение, трезвость, действительна суть, когда бывают. 1) С верою, духом и истиною: вся, елика аще воспросите в молитве верующее, примите. Мф.21:22. 2 ) О имени Иисус Христове. Аминь. Аминь глаголю вам, вся елика аще чесо просите от отца во имя мое, даст вам Иоан.16:23 . То же на многих местах утверждается. 3) Со страхом Божиим: волю боящихся его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я. Псал.144:19. 4 ) Со смирением и сокрушением сердца: жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Псал.50:19 . Сираха.35:17. 5) С прощением грехов ближнему и примирением: егда стоите молящееся отпущайте, аще что имате на кого: да и Отец ваш отпустит вам, и проч. Марк.11:25 . Мф.5:23. 6 ) Без гнева и размышления: хощу, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобные руки без гнева и размышления. 1Тим.2:8 . Если прошения с волею Божией согласна суть: аще чесо просим по воли его, послушает нас. 1Ин..5:14.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

   См.: Сщмч. Диадох Фотикийский. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 68. — Добротолюбие. В 5 т. Т. 3. М., 1900. С. 68. Текст дается в переводе самого отца Софрония.     M добавл. и зачеркнутое: «как и временная».    Дунс Скот Иоанн (1265–1308) — францисканский монах, представитель схоластики.    Письмо не сохранилось.    Отрывок 1 из письма 13 отца Софрония к Д. Бальфуру от 14 (27) декабря 1932 г. (G : В-12) согласно рукописи M , не вошедший в окончательную версию.    Прп. Симеон Метафраст. Молитва, по стихом, третья по Святом Причащении//Канонник. М., 1986. С. 511.    Свт. Василий Великий. Молитва первая ко Причащению//Там же. С. 491.    Свт. Иоанн Златоуст. Молитва вторая ко Причащению//Там же. С. 493.    Прп. Симеон Метафраст. Молитва четвертая ко Причащению//Там же. С. 498.    Прп. Симеон Новый Богослов. Молитва седьмая ко Причащению//Там же. С. 501–503.    Свт. Иоанн Златоуст. Молитва девятая ко Причащению//Там же. С. 505.    Франц. «пустота (душевных) сил, мрачная (мистическая) ночь».    См.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 68. — Слова. В 2 т. Т. 2. С. 182–183.    Прп. Исаак Сирин, Слово 5. — Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 33.    Отрывок 2 из письма 13 отца Софрония к Д. Бальфуру от 14 (27) декабря 1932 г. (G : В-12) согласно рукописи M , не вошедший в окончательную версию.    См.: Древний Патерик. Гл. 10, 159. С. 159.    Из коллекции G .    А. — некий общий знакомый отца Софрония и Д. Бальфура, незадолго до этого переживший кончину своей жены М.    Из коллекции G .    Приписка на полях: «в Москве, главным образом, а также и в Петербурге».    См.: Булгакове., прот. Агнец Божий. Париж, 1933. С. 191–205.    См.: Булгаков С., прот. Агнец Божий. Париж, 1933. С. 193.    См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 65–66, отчасти 47. Приложение II. Из писем Д. Бальфура Письмо 1. «Старец — не оракул»     О братстве «Ζω». О возможности жить и учиться в Греции. О разрыве духовного послушания старцу Силуану     Афины, 7 апреля 1936 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

125–е правило Карфагенского собора//Книга правил… С. 233. 163 См.: Лосский В. Н. Указ. соч. С. 90. 164 Древний Патерик. С. 354. 165 Источник цитаты не установлен. — Ред. 166 Св. Иоанн Златоуст. Беседа на 1–е Послание к Римлянам//Творения. СПб., 1904. Т. 10, кн. 1. С. 240; Толкование на Евангелие от Матфея//Творения. Т. 7. С. 184. 167 Против ересей. С. 165–466. 168 Цит. по: Дмитриевский. С. 348, примеч. б. 169 Древний Патерик. С. 144. 170 Божественная литургия св. Иоанна Златоуста. Ектения просительная. 171 Арсеньев Н. Преображение мира и жизни. С. 88. (Текст цитаты значительно расходится с источником. — Ред.). 172 Св. Иоанн Златоуст. Беседа на послание апостола Павла к Ефесянам, 3//Творения. СПб., 1905. Т. 11, кн. 1. С. 31. 173 Ошибка: это слова Спасителя (Ин. 3, 8). — Ред. 174 «К… всякому благодать приходит» (св. Тихон Задонский. Сокровище духовное, от мира собираемое. СПб., 1903. Т. 2. С. 136). 175 Точный текст: «Святая суть предлежащая, нашествие Святаго Духа приемшая; святи и вы, Святаго Духа удостоившиеся. Потом вы глаголете: Един Свят, един Господь, Иисус Христос. Воистину бо един Свят, существом Снятый, вы же аще и святи, но не существом, а причастием, подвигом и молитвою» (цит. по: Дмитриевский. С. 334, примеч. б.). 176 Слова. Вып. 2. С. 275. 177 Преп. Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. М., 1905. С. 3 178 Древний Патерик. С. 293. 179 Слова. Вып. 1. С. 184–185. 180 Там же. Вып. 2. С. 261. 181 Моя жизнь во Христе. Ч. 2. С. 417–416. 182 Цит. по: Древние иноческие уставы. М., 1892. С. 327–328. 183 Указанный текст представляет собой свободный пересказ архим. Киприаном фрагмента 5–го Тайноводственного слова св. Кирилла Иерусалимского, 20–22 (см.: Евхаристия. С. 71). — Ред. 184 Моя жизнь во Христе. Ч. 2. С. 319. 185 Цит. по: Дмитриевский. С. 345. 186 Цит. по: Богословские труды. С. 179. 187 Там же. С. 180. 188 Там же. С. 179. 189 Там же. с. 180. 190 Св. Иоанн Златоуст. Беседа перед отправлением в ссылку//Творения. СПб., 1897. Т. 3, кн. 2. С. 445. 191

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

еп. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. – М., 1914, с. 149. 172 Там же, с. 103. 173 преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. – М., 1880, сс. 184, 266, 216, 166. 174 Там же, с. 192. 175 Там же, сс. 167 и 195. 176 преп. Симеон Новый Богослов. Слова. – М., 1892, с. 409. 177 См. преп. Иоанн Лествичник. Лествица, с. 139. 178 еп. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь..., сс. 199-200, 203, 209. 179 преп. Иоанн Лествичник. Лествица, с. 83. 180 Там же, с. 73. 181 Древний Патерик. – М., 1899, с. 125. 182 свт. Феофан Затворник. Творения. Собрание писем. Вып. 3-4. – Псково-Печерский монастырь, 1994, сс. 31-32, 38. 183 свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Кн. 1. – СПб., 1896, сс. 52, 35, 263. 184 преп. Иоанн Лествичник. Лествица, сс. 103, 263, 540. 185 преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические.//Творения, сс. 298-299. 186 Булгаков С. Н. Современное арианство, с. 147. 187 См. свт. Иоанн Златоуст. Слова огласительные, 1.//Творения. Т. 2. Кн. 1. – СПб., 1896, с. 250. 188 свт. Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды, 2.//Творения. Т. 2. Кн. 1, с. 428. 189 Он же. О предательстве Иуды, 1.//Творения. Т. 2. Кн. 1, с. 417. Слова, которыми совершается таинство, согласно приведенному тексту, – это слова “приимите и ядите”, а не эпиклесис. На это стоит обратить внимание, потому что здесь проходит линия православно-католической полемики. Католическое богословие полагает, что с произнесением священником слов “Приимите, ядите, сие есть тело Мое…” происходит таинство и совершается пресуществление хлеба и вина в плоть и кровь Христовы. Православная традиция склонна отодвигать кульминационный момент несколько дальше – до молитвы эпиклесиса, призывающего Духа на предложенные Дары. Эти слова Златоуста вроде бы свидетельствуют в пользу западной традиции. Однако, в отличие от нее, Златоуст обращает внимание на то, что таинство происходит потому, что установительные слова однажды произнесены Христом, а не потому, что их повторяет священник. 190 По глубокому замечанию Й. Рацингера, выражающего в данном случае позицию уже обновленного католичества, “атмосфера в Церкви становится удушающей, если ее служители забывают, что совершение таинства – это не прерогатива власти, а отдача себя на службу Тому, от Чьего Лица должно говорить и действовать” (Рацингер Й. Вечно реформируемое сообщество.//Новая Европа. 1993, 3, с. 8). 191

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010