Сам епископ Григорий шел путем деятельной христианской любви. Он мужественно и стойко совершал путь исповедничества: " В совершающемся со мною вижу Божью волю. Принимаю ее только как премудрую, милосердную " . В Кашине Владыка Григорий посещал собор св. благоверной княгини Анны Кашинской, но служил, по-видимому, дома. При аресте его было изъято архиерейское облачение и большое количество свечей. Епископ Григорий был арестован 16 апреля 1937 г. по ст. 58-10/11. Владыка обвинялся в том, что являлся руководителем фашистко-монархической организации в г. Кашине. На первом же допросе он отверг обвинение и виновным себя не признал. В течение апреля - мая он допрашивался трижды. Владыка никого не назвал. Ответы следователю были продуманы и не давали никаких поводов для обвинения. 10 мая 1937 года был последний допрос. Убедившись в твердости Владыки, следователи больше его не вызывали. 13 сентября 1937 года епископ Григорий в числе 50 человек был приговорен Тройкой Кашинского УНКВД к расстрелу. Через четыре дня Владыка удостоился мученического венца. Лебедев, Константин, протоиерей, Памяти епископа, – Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский. Проповеди. " Благовестие святого евангелиста Марка " (Духовные размышления). Письма к духовным чадам, М., 1996, с.3. Там же, с.4. Там же, с.5. Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский. Проповеди…, с.20. Константин Лебедев, протоиерей, Памяти епископа, – там же, с.6. Филимонов В.П., Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа, С.-Пбг., 1999, с.75. Григорий (Лебедев), епископ, Проповеди…, с.158 Там же, с.160. Там же, с.182-183. Антонов В.В., Материалы к биографии – Григорий (Лебедев), еп., Проповеди..., с.9. Антонов В.В., Материалы к биографии, – там же с.9-10. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, М., 1999, с.581-582. Григорий (Лебедев), епископ, Проповеди..., с.217-218. Там же, с.425. Там же, с.416. Там же, 413. Архив Тверского управления ФСК у.24937, т.2, ЛЛ 1-19. Священник Афанасий Гумеров 13 февраля 2004 г.

http://pravoslavie.ru/1592.html

174 Творения. Т. 5. Беседа на псалом 4. СПб., 1899. С. 19. 175 Слова и речи. Т. 2. 1874. С. 133—134. 176 Творения. Т. 11. Беседа на Послание к Филиппийцам IV. СПб., 1905. С. 248. 177 98 Кирилл, святитель, архиепископ Иерусалимский. Творения. 5 Тайноводственное слово. § 9. М., 1855. С. 374. 178 Макарий, епископ. Православно-догматическое богословие. Т. 5. СПб., 1853. С. 167. 179 Молитва и ее значение в жизни христианина. Смоленск, 1909. С. 190. 180 Малиновский Н., протоиерей. Православное догматическое богословие. Т. 3. Сергиев Посад, 1909. С. 689—690. 181 Соловьев И., священник. О молитве Православной Церкви за усопших инославных христиан. «Чтения в обществе любителей духовного просвещения». Июль. 1885. С. 4. 182 Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Одесса, 1890. С. 174. (Приложение «Вопросы ученика и ответы старца»). 183 Тов. 8:15—17; 3 Езд. 6:38—59; Лк. 1:46—55. 184 3 Мак. 2:1—15; Тов. 3:1—6, Вар. 2. 11—35. 185 2 Кор. 1:3—11. 186 2 Сол. 3:1—5. 187 Слова и речи. Т. 4. М., 1882. С. 396. 188 Певницкий В. Ф., профессор. Сборник статей по вопросам христианской веры и жизни. Вып. 1. СПб., 1901. С. 293. 189 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 253. 190 Ответы святителя Феофана на вопросы инока о молитве. М., 1910. С. 17. 191 Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 141. 192 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 103—104; ср.: Феофан, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 242. 193 Правило 1. 194 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Указ. изд. С. 172. 195 Там же. С. 172. 196 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 141. 197 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 124. 198 Там же. С. 89—90. 199 Там же. С. 118—119. 200 Там же. С. 342. 201 Там же. С. 118. 202 Творения. Ч. 4. Сергиев Посад, 1892. С. 66. (Беседа 5). 203 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 117—118. 204 Добротолюбие. Т. 2. С. 139. § 207.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

Закономерным же результатом этой «иконологической» революции явилось такое утверждение Малевича – этого гуру современного искусства и авангарда: «Точка зрения на то, что смерть Ленина не есть смерть, что он жив и вечен, символизируется в новом предмете, имеющем вид куба. Куб уже не геометрическое тело. Этим новым предметом мы пытаемся изобразить вечность, создать такое обстоятельство, которым утвердилась вечная жизнь Ленина, победившая смерть. Это новый путь символических предметов материалистического сознания. Куб, серп, молот, знамя, портреты, бюсты – это продукты символического порядка, а материя не символична, а физична, а первое – только символы ее физичности, указывающие, что она может быть сложена и в крестообразную форму, и в серпообразную» . Вот мы и пришли к некоторому промежуточному итогу. А итог этот явно неутешителен: над нашей историей, культурой и национальным сознанием по-прежнему нависает страшной тенью темный и бестелесный дух. Его лики изменчивы и неуловимы, его символы цепки и безжалостны. И пока мы окончательно не сотрем их в нашем сознании и не изгоним из нашей русской жизни, культуры и национального мирочувствия, Божий суд над нами, над Россией будет продолжаться. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Иоанн Дамаскин, преподобный. Третье слово в защиту святых икон. Гл. XII. Там же. Гл. XV. Цит. по: Ходаков М. Иконоведение. М., 2011. С. 33. Цит. по: Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Цит. по: Нере Ж. Казимир Малевич. М., 2003. С. 32. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. В 2-х т./Под ред. Н.Б. Автономовой, Д.В. Сарабьянова, В.С. Турчина. М., 2008. Т. 1. С. 182. Малевич К. Собрание сочинений: В 5-и т. Т. 5. М., 2004. С. 94. Там же. С. 92. Там же. С. 103. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. Т. 1. С. 183. Там же. С. 126–127. Малевич К. Собрание сочинений. Т. 5. С. 229–230. скрыть способы оплаты Комментарии Василий Н. 25 июня 2014, 13:47 Ольге Не хочу вас обидеть, но мне кажется, что у вас слишком уж бурная фантазия.

http://pravoslavie.ru/54042.html

Итак, если образ Божий в человеке - это данное ему спасительное зеркало, то о предстоянии иконе можно сказать, что Бог смотрится в человека, Лик взирает на Свой образ. Икона святого не столько видится нами, сколько видит нас. И если мы говорили о том, что преподобие есть динамическая задача сотворчества для человека, то икона как искусство вечное, вневременностью статичное, показывает нам результат деятельности пре-подобления. Лик, по мысли о.П.Флоренского, есть осуществленное в лице подобие Божие. 16 Мир, служащий " обезьяне Бога " , предлагает нам дорогу отнюдь не к лику, но к страшным гримасам " утешающих " и самооправдывающих личин. Здесь мы сталкиваемся с привычкой неразличения двух выражений - личность и индивид: мы одинаково пользуемся и тем и другим, чтобы выразить одно и то же. Однако в определенном смысле индивид и личность имеют противоположное значение; индивид означает известное смешение личности с элементами, принадлежащими природе, тогда как личность, напротив, означает то, что от природы отлично. Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993, Т.1., с.45. Цит. по кн. преп. Иоанна Дамаскина. Три защитительные слова против порицающих святые иконы или изображения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993, с.124. Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии. М.,1990, с.124. Цит. по кн. свящ. Григория Дьяченко. Область Таинственного. М.: Планета, 1990, с.408. Св. Григорий Палама. Омилии.Т.2. М.: Паломник, 1993, с 167. Св. Григорий Палама. там же, с.165. Лосский Вл. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Киев.: Путь к истине.,1991, с.90 Там же., с. 101. Благовестник, или толкование блаженного Феофилакта Болгарского на Святое Евангелие. М.: Скит, 1993, с. 182-183. преп. Иоанн Дамаскин. Три защитительные слова против порицающих святые иконы или изображения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993, с.46. Успенский А.И. Объяснительные тексты к переводам с древних икон. М., 1902.( репринт 1992), с.72. Св. Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие. Киев: Путь к истине, 1991, с. 52.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

С. 182-183). При К. в Подольской епархии участились случаи перехода в Православие католиков и униатов. С 1832 по 1839 г. в Балтском у. было обращено в Православие более 2 тыс. чел. К. принимал участие в подготовке перехода униатов в Православие, к-рое совершилось в февр. 1839 г. Крестились и многие евреи Подольского края. Архиерей выдал им материальное пособие и распорядился, чтобы для наставления в православной вере мужчин направляли в мужские, а женщин - в жен. мон-ри Подолии. Помещики-иноверцы, к-рые поддерживали деятельность К., построили неск. правосл. церквей. Католические костелы и мон-ри, конфискованные после Польского восстания, были обращены в правосл. церкви и снабжены необходимой утварью для совершения богослужений. При архиерейском доме была расширена теплая домовая церковь, устроен новый иконостас. К. ежегодно совершал обозрение епархии, производил ревизию приходо-расходных книг, проверял познания клириков, посещал дома священников. Для поощрения духовенства К. в отличие от предшественника щедро награждал достойных, при этом награды получали не только богословски образованные иереи, но и те, кто, не отличаясь ученостью, своей пастырской деятельностью содействовали обращению в православие иноверцев. Учитывая особенное внимание императора и Синода к Подольской земле, весной 1836 г. К. представил в Синод записку о плачевном состоянии сельских приходов, в к-рой отмечал, что сельское население, доведенное притеснением помещиков до крайней бедности, не могло заботиться о поддержании порядка в храмах и достойном исполнении своих религ. обязанностей. Предлагаемые в записке меры должны были, по мнению К., содействовать тому, что «народ сделается более способным к благотворным влияниям религии, к правительству утвердится любовь и доверие, духовенство ускорит свое преобразование, благодетельные намерения монарха к улучшению края, к прочному его утверждению достигнут исполнения своего беспрепятственно» (Там же. 11. С. 286). Принимая во внимание значительные размеры Подольской губ., разнообразие дел, связанных с событиями в крае, а также слабое состояние здоровья архиепископа, Синод признал практически все предложения К.

http://pravenc.ru/text/1840315.html

Еще одним показателем важности для Иосифа Флавия фигуры Е. является наличие похвалы ему после описания его смерти ( Ios. Flav. Antiq. IX 183); отсутствие такой похвалы прор. Илии может объясняться как приведенными выше причинами, так и тем, что собственно смерть его не описывается, т. к. он был взят на небо (Ηλας ξ νθρπων φανσθη - Ibid. IX 28). Кроме того, Е. является единственным пророком, деяния которого Иосиф Флавий называет «славными» и «достойными исторического повествования» (λαμπρα γρ εσι κα στορας ξιαι - Ibid. IX 46) и заслужившими «славного воспоминания у евреев» (μνμης λαμπρς παρ τος Εβραοις ξιωθντα - Ibid. IX 182; Feldman. 1994. P. 4). Иосиф Флавий добавляет к библейскому повествованию новые детали, обычно усиливающие пророческий авторитет Е. и преувеличивающие дарованную ему чудесную силу. Так, он сообщает, что, после того как прор. Илия бросил на Е. свою милоть, тот немедленно стал пророчествовать ( δ Ελισσαος εθως προφητεειν ρξατο - Ios. Flav. Antiq. VIII 354; ср.: 3 Цар 19. 19-21). При описании чуда снятия осады с Самарии Иосиф Флавий более ярко, чем в библейском тексте, изображает неверие посланника израильского царя Иорама (у Иосифа Флавия он назван военачальником - γεμν), к-рый пришел к Е.: «Невероятное возвещаешь ты, пророк! Ибо как невозможно, чтобы Предвечный ниспослал нам с неба потоки ячменя и пшеничной муки, так неправдоподобно и все то, что ты нам здесь предсказываешь!» ( Ios. Flav. Antiq. IX 73; ср.: 4 Цар 7. 2). В соответствии с этим описанное далее чудо представлено более значительным. В рассказе о возвращении сонамитянки на родину после бывшего там голода (4 Цар 8. 4-5) Иосиф Флавий опускает, по-видимому намеренно, вопрос царя Гиезию о делах Е. Такой вопрос показал бы, что царь не знает о чудесах Е., в то время как Иосиф Флавий старается убедить читателя, что Е. был известен повсеместно ( Feldman. 1994. P. 5). Новые подробности добавлены и к рассказу о предсмертной беседе Е. с израильским царем Иоасом. Царь «приехал навестить» Е. (κεν τν Ισραηλιτν βασιλες πρς ατν πισκεψμενος) и, увидев, что он умирает, «начал в присутствии его горько плакать и рыдать, называя его своим отцом и защитою своею, потому что, благодаря Елисею, ему, царю, никогда не приходилось прибегать к оружию против врагов, но он всегда, по его предсказаниям, без боя побеждал своих неприятелей». Поскольку царь остается теперь беззащитным перед лицом сирийцев, «было бы лучше и для него самого теперь же последовать его примеру - расстаться с жизнью» ( Ios. Flav. Antiq. IX 179-180; ср.: 4 Цар 13. 14-19), однако Е. утешает царя (Ελισσαος παρεμυθετο τν βασιλα) и предсказывает ему победы над сирийцами ( Ios. Flav. Antiq. IX 180). Е. удостоился «великолепных похорон» (ταφς μεγαλοπρεπος), какие и подобали столь «возлюбленному Богом» (θεοφιλς) человеку (Ibid. IX 182-183).

http://pravenc.ru/text/189853.html

163.В.В. Антонов. Приходские православные братства в Петрограде (1920-е годы). Минувшее. Исторический альманах 15. М-СПб. 1994. 164.Архимандрит Варлаам (Сацердотский). Письма из заточения к духовным детям. Публикация А. Воронцова. Минувшее. Исторический альманах 15. М-СПб. 1994. 165.Архивный фонд Управления Федеральной Службы Безопасности (УФСБ) Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и области. Д 20682. т. 2. л. 72. 166.Там же. л. 54,60. 167.РГИА. Ф.815. Оп. 14. Д. 240. с. 90. 168.РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 111. Рапорты свечника Лавры о денежных суммах, поступивших в виде различных сборов (за свечи, масло, кружечный и тарелочный сборы различных назначений, пожертвования от частных благодетелей). 169.РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 241. Книга прихода и расхода церковных лаврских сумм за 1921 год. 170.Там же. Книга прихода и расхода церковных лаврских сумм за 1922 год. 171.Там же. Книга прихода и расхода церковных лаврских сумм за 1923 год. 172.РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 165. Журналы Духовного Собора Лавры за 1922 год. 173.Там же. Журналы Духовного Собора Лавры за 1923 год. 174.РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 118. Приходно-расходные документы Лавры за январь-май 1922 года. 175.РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 119. Приходно-расходные документы Лавры за июнь-сентябрь 1922 года. 176.РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 120. Приходно-расходные документы Лавры за октябрь-декабрь 1922 года. 177.РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 122. Приходно-расходные документы Лавры за 1923 год. 178.РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 165. Журналы Духовного Собора Лавры за 1922год. Журнал 26. с. 116 и т. д. 179.Новые документы Ленина (1920–1922). Известия ЦК КПСС. 1990. 4. с. 191–193. 180.Архив Президента Российской Федерации. Ф. 3. Оп. 60. Д. 63. 181.Красная газета. 1922. 14 апреля. 182.Там же. 1922. 31 мая. 183.ЦГАСПб. Ф. 1000. Оп. 6. Д. 108. л. 68. 184.РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 114. с. 41. 185.РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 165. Журнал 14. с. 70. 186.Вопросы религии. СПб. 1906. Выпуск 1. 187.Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917–1943 годы. М. 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Этим намекал он на Эллисив 182 , дочь конунга Ярицлейва 183 в Хольмгарде 184 . (Из «Саги о Харальде Сигурдарсоне» по «Кругу земному». Перевод Т. Н. Джаксон по IF. XXVIII. 88–89) III.8. Бёльверк Арнорссон Бёльверк Арнорссон – исландский скальд XI в., автор драпы о Харальде Сигурдарсоне, которая не имеет названия и время составления которой неизвестно. «ДРАПА О ХАРАЛЬДЕ СИГУРДАРСОНЕ» (XI в.), 1-я строфа 185 Следующей весной взяли они себе корабли и отправились летом на восток в Гардарики к конунгу Ярицлейву, и пробыли там зиму. Так говорит Бёльверк: «Конунг, ты обтер кровь с меча, прежде чем вложил его в ножны. Ты насытил воронов сырым мясом. Волки выли на гребнях [гор]. А ты провел, суровый конунг, следующий год на востоке в Гардах 186 ; никогда мне не доводилось слышать, что какой-либо воин превосходил тебя». (Из «Саги о Харальде Сигурдарсоне» по «Кругу земному». Перевод Т. Н. Джаксон по IF. XXVIII. 69) III.9. Тьодольв Арнорссон Тьодольв Арнорссон – исландский скальд первой половины XI в. (ок. 1010 – ок. 1066 гг.). Его безымянная поэма о Харальде Сигурдарсоне была сочинена ок. 1055 г. Начальная ее строфа сохранилась в «Гнилой коже» (разбитая на две части), в «Круге земном» и «Хульде», а первая половина этой строфы – в «Красивой коже». БЕЗЫМЯННАЯ ПОЭМА О ХАРАЛЬДЕ СИГУРДАРСОНЕ (ок. 1055 г.), 1-я строфа 187 Конунг Ярицлейв хорошо принял Харальда и его людей. Сделался тогда Харальд хёвдингом 188 над людьми конунга, охранявшими страну, вместе с Эйливом 189 , сыном ярла Рёгнвальда 190 . Так говорит Тьодольв: «Одно и то же затеяли два хёвдинга там, где сидел Эйлив: они встали щитом к щиту 191 . И восточные винды 192 были зажаты в ущелье. Воины задали жестокий урок ляхам» 193 . (Из «Саги о Харальде Сигурдарсоне» по «Кругу земному». Перевод Т. Н. Джаксон по IF. XXVIII. 70) 140 Конунг (konungr) – «король». Древнеисландское слово – общее для всех германских языков, кроме готского, – является патронимическим производным от копг «человек благородного или знатного происхождения» (Cleasby, Gudbrand Vigfusson 1957. Р. 350–351).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария (1542-1563). Источники сохранили о нем скупые сведения. В Житии прп. Саввы Сторожевского, написанном до 1552 г. по благословению митр. Макария, М. называет себя иноком. В февр. 1555 г. в Никоновской летописи М. упоминается как игумен Варлаамиева Хутынского мон-ря в составе группы новгородского духовенства, участвовавшего в поставлении архиеп. Казанского и Свияжского Гурия (Руготина) (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 250). Имя игумена неоднократно названо в летописях ошибочно, вероятно потому, что в Новгороде М. был чужаком. В Новгородской II летописи сказано о прибытии 22 апр. 1555 г. из Москвы в Новгород архиеп. Пимена (Чёрного) , «да и Спасскои игумен Мартиреи с ними же приехал Хутынской Пахнутиева монастыря» (Там же. Т. 30. С. 182). Какова была связь М. с Пафнутиевым Боровским монастырем, неизвестно, но его появление в Новгороде могло быть инициировано бывшим насельником этого мон-ря митр. Макарием. Игуменом Хутынского мон-ря М. пробыл примерно с 1552 до 1556 г., когда в Новгородской III летописи упоминается уже другой хутынский игумен (Там же. Т. 3. Вып. 4. C. 253). В статье под 1558 г. Новгородской II летописи рассказывается о том, что М., «оставя игуменство, жилъ в Онътонове монастыре 6 месяць при игумене Варламе при Антоновском при царици. Да сотвори Маркел житие Никите епископу Новгородцкому и канунъ да поехал Марко из Новагорода к Москве» (Там же. Т. 30. С. 183). Когда точно и почему М. оставил игуменство и где находился до Антониева мон-ря, неизвестно. Сообщение Новгородской II летописи скорее всего надо понимать следующим образом: оставив игуменство, М. оказался в Антониевом монастыре, где за 6 месяцев до окт. 1558 г. создал Житие и канон свт. Никите Новгородскому, а 28 окт. 1558 г. отправился в Москву. С этого момента летописные источники о нем молчат. Прозвище Безбородый, прочно вошедшее в историографию, М. приписывает автор памятника XVII в. «Предисловие, откуду и от коего времени начася быти в нашей рустей земли осмогласное пение». Среди прочих распевщиков он упоминает о М.: «А Псалтырь роспета в Великом Новеграде. Некто бысть инок именем Маркел, прослутием Безбородой. Да он же сложил канон Никите архиепископу Новгородскому, вельми изящен» (РНБ. ОСРК. Q. I. 1101. Л. 202). Существует мнение об ошибочности отождествления гимнографа М. с распевщиком Псалтири ( Старикова. 2014).

http://pravenc.ru/text/2562308.html

Важнейшими источниками для времени Ираклия и единственными греческими историческими источниками для времени его преемников являются хроники Феофана Исповедника и патриарха Никифора . Составленная между 810 и 814 гг. «Хронография» монаха Феофана представляет собой продолжение оставшейся неоконченной всемирной хроники Георгия Синкелла. Она начинается там, где остановился Георгий Синкелл, а именно – на времени Диоклетиана, и завершается вскоре после восшествия на престол Льва V, охватывая, таким образом, период времени с 284 по 813 г. 182 Несмотря на то что Феофану недоставало достаточно глубокой учености, исторического понимания и объективности, его основанный на более старых источниках труд, особенно для VII и VIII вв., имеет чрезвычайно большое значение. Тщательно проработанная хронологическая система, представляющая собой особую отличительную черту хроники Феофана, является основой византийской хронологии двух «темных» веков. Повествование членится по анналистическому принципу, отдельные погодные отделы начинаются хронологическими заголовками, в которых наряду с годами от сотворения мира и от Боговоплощения (Рождества Христова) указываются не только текущие годы правления византийских императоров, но и годы правления персидских, а затем арабских владык, пап и четырех патриархов. Наряду с исчислением годов (по александрийской эре, которая насчитывает от сотворения мира до Рождества Христова по нашей эре 5492 г.) Феофан приводит также счет по циклам индиктов, хотя годы индиктов он в большинстве разделов явно не приводит. Однако следует заметить, что, начиная с 6102 г. от сотворения мира (609/10 по Р.Х.) и до 6265-го (772/3 по Р.Х.) – за исключением краткого периода с 6207-го по 6218-й (714/5–725/6) – числа годов из-за ошибочного расположения материала отстают на один год от приведенных там же или же надежно вычисляемых в каждом случае чисел индикта. Напротив, счет по индиктам у Феофана всегда правильный, так что мы при использовании его хронологических данных в указанный период должны прибавлять к указанному числу лет один год 183 . Хроника Феофана пользовалась у византийцев большим авторитетом, от нее отталкивается вся последующая византийская анналистика. На Западе она стала известна благодаря выполненному в 70-е гг. IX в. латинскому переводу Анастасия Библиотекаря, который до сих пор имеет для современной науки ту ценность, что он сделан с оригинала, превосходящего своей древностью все сохранившиеся ныне рукописи «Хронографии» Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010