архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о преклоняющем Бога на милость и христоподражательном милосердии Карульский духовник папа-Христофор имел обыкновение давать себе пощечины на ночных бдениях, чтобы отогнать сон, и насколько был строг к себе, настолько же милостив был к бедным. Каждый раз, когда он встречал какого-нибудь паломника, монаха или мирянина, то кланялся перед ним до земли. Также земной поклон он делал и при встрече с просящим милостыню, будь то монах или мирянин. – Они, чадо мое, суть братья Господа, они – Сам Христос, – говорил он. Старец сказал: – За немилосердных, когда они умирают, служите панихиды и, прежде всего, творите милостыню. Есть много бедных, им и давайте... На поминках предлагайте коливо, а не сладости, как делают в последнее время многие. Приснопамятный старец Хрисанф из Святой Анны рассказывал: – Старец Нектарий из Святой Анны был таким милостивым, что если бы можно было, то и сами стены каливы Честного Предтечи он отдал бы в милостыню пустынникам и страдающим под гнетом турок христианам. Эту его добродетель знал только геро-Азарий, который однажды, работая в своем саду, сказал мне: «Знаешь, чем он занимается по вечерам? Уходит к пустынникам и раздает то, что имеет». Кажется, геро-Нектарий предчувствовал, что закончит свой жизненный путь мученически... Его соотечественник геро-Кирилл решил следовать вместе с ним его путем. Когда случилась резня в Смирне, турки посадили священников и монахов в русло пересохшего потока и охраняли их там. Монахини, поскольку читали пророчества об этом, успели убежать и переправились на острова Хиос и Митилини 182 . Все пленные, священники и монахи, боялись смерти, и только старец Нектарий ничего не боялся и утешал их: «Мы с малолетнего возраста оставили мир и последовали за Христом, и неужели теперь, когда Его милосердие уготовило нам мученическую кончину, мы будем бояться? В том, в чем мы согрешили, мы должны покаяться, чтобы убежал от нас страх смерти». Тогда все послушались его слов, исповедались и, почувствовав дерзновение, приняли мученическую кончину от турок Кемала 183 . Только один иеродиакон спасся по промыслу Всеблагаго Бога, он и рассказал мне об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

33. Последствия неразумной любви к детям (Из жизни преподобного Дионисия. Аф. Пат. ч. 2, стр. 51). Господь сказал: иже любить сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин ( Мф. 10:87 ). „Что значат эти слова? То, что Христа, даровавшего нам вечное спасение души, мы должны любить более тех, кому мы даруем жизнь временную. Любовь семейная есть святыня, которую нужно беречь, но она не должна быть выше любви ко Христу, так что если бы обстоятельства потребовали одной ради другой, то необходимо пожертвовать любовью семейной ради любви ко Христу (Толк. Ев. Мих. на Мф. 10:37 , стр. 182–183). Таким образом, проще сказать, любовь наша к детям должна быть благоразумная, а не слепая. А между тем, к сожалению, заметим, едва ли не чаще можно встретить последнюю, нежели первую. Сколько есть отцов и матерей безумно любящих чад своих и из-за этой безумной любви к ним забывающих Бога, оставляющих на Него надежду и думающих, что только одни дети могут составить их счастье! Как жестоко ошибаются подобные родители! В чьих руках жизнь и судьба их детей? Очевидно в руках Божиих. А отсюда и любовь и надежда родителей прежде всего должны быть к Богу и на Бога и тогда уже только, привлекая ими благословение Божие и на детей, они могут и от последних ждать радости и утешения. А при одной слепой любви к детям, при забвении Бога, все надежды их на счастье от своих чад всегда могут остаться тщетными, что и бывает нередко на самом деле. „Одна женщина имела у себя единственного сына, который, по чувству особенного сердечного влечения, удалился на Олимп, и там от преподобного Дионисия Афонского принял пострижете, а потом, желая видеть свою мать, с благословения старческого, явился к ней. Образ иноческий, который принял юноша от руки преподобного, сильно смутил несчастную. В порыве сердечного негодования на поступок сына, она схватила с него камилавку и, попирая ее ногами, требовала, чтоб сын её, по-прежнему, оделся в мирские одежды. Бедный сын повиновался. Чрез несколько дней после сего пришел в то селение святой Дионисий: в числе прочих подошла к нему и та жена, и приблизилась поцеловать руку его.–„Не приближайся ко мне, несчастная, дерзновенно поправшая ангельский образ: надеясь иметь сына помощником в старости своей, « строго сказал ей старец, „ты увидишь, что завтра умрет он злою смертью; наслаждайся же следствиями твоего безрассудства и дерзости! – И действительно, на другой день сын её оборвался с высокого дерева и по предсказанию преподобного, испустил дух (Аф. Пат. ч. 2, стр. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Оружия против козней бесовских 11 (24) сентября (Из слова Патерика об Агафоне, яко словом изгоняше бесов) Слово Божие заповедует нам бдительно охранять себя от искушений бесовских, чтобы враг внезапно не напал на нас и не погубил. Трезвитеся, бодрствуйте, говорит св. апостол Петр, зане супостат ваш дьявол , как лев рыкая ходит, ища кого поглотити ( 1Петр. 5, 8 ). Нечестие, суеверия, всякого рода заблуждения, злоба, разврат и другие грехи, все это – дело не одной нашей воли, но вместе бесовского подстрекательства. К счастью, мы не беззащитны против козней дьявольских, нам дано благонадежное оружие для борьбы с ними. Что же это за оружие? Во-первых, пост и молитва . Однажды к Иисусу Христу подошел человек и, преклоняя пред Ним колена, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь, и часто в воду. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. И запретил бесу Иисус; и он вышел из отрока. Тогда ученики, приступив к Спасителю наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Спаситель сказал им: «по неверию вашему» и затем прибавил: «сей род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17, 14–21 ). Во-вторых, крестное знамение. Однажды преподобный Антоний Великий , споря с бесами, говорил: «Если что можете со мною сделать, делайте; если не можете, то что напрасно и трудиться? Знамение крестное и вера к Богу для меня непреоборимая стена есть». Тот же св. отец так однажды поучал братию: «Когда бесы не в состоянии бывают смутить наших помыслов, тогда мечтаниями искушают и устрашают нас, но все они по первом креста знамении исчезают» (Розыск., ч. 2, лист. 182 и 183). Некогда мученик Киприан спрашивал беса: «Которым оружием возбраняется вам и что ослабляет вашу силу?» Бес отвечал: «Не можем смотреть на крестное знамение, но бежим от него; как огонь, оно опаляет нас и далеко от себя гонит» (Там же, лист. 182). Поэтому-то св. Кирилл Иерусалимский и убеждает нас ограждать себя крестным знамением постоянно. «Да изображаем его, – говорит он, – на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, при выходах; когда ложимся спать и встаем; когда находимся в пути и отдыхаем. Оно есть знамение для верных и страх для злых духов» (Огласит. поуч. XIII, 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

митрополит Иоанн (Снычёв) ПРАВИЛО ПРИ ПЕРЕХОДЕ С ОДНОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА НА ДРУГОЕ Какими правилами должно руководствоваться человеку, когда он по каким-либо причинам желает перейти из одного места в другое? Может случиться, что, живя с братиею, ты захочешь оставить их, не обретая покоя в сожительстве с ними по какой-нибудь причине, или по причине несвойственных тебе работ, или по причине притеснений, или по недостатку в разных удобствах, или по унынию, которого не можешь претерпеть, или по желанию жительства в безмолвии, или будучи не в силах подчиняться послушанию, или потому, что не можешь исполнять своей воли, или по недостатку в нужных для тебя потребностях, или по желанию возложить на себя подвиги, или потому, что ты немощен и не можешь выносить трудов общежития, словом, по какой бы то ни было причине, побуждающей сердце твое к перемещению. Смотри: не сделай этого опрометчиво, не уйди с огорчением, как бы свергая иго рабства, не убеги тайно в скорби, не удались из среды размолвки, чтоб не унести с собою памятозлобия на братство. Избери для отшествия твоего время общего спокойствия, и, по исшествии твоем, сердце твое пребудет в мире. ( Авва Исаия ). Стр. 181 (225). На кого должно возлагать причину вынужденного своего удаления из прежнего места: на себя ли или на живших с тобою? Переместившись куда-либо, возлагай причину удаления своего из прежнего места на самого себя, не оговаривая братий, с которыми жил прежде. Не послушай врагов-демонов, внушающих тебе порицанием братий прикрыть себя, извратить благое отношение их к тебе и представляться обиженным. Если поступишь так, то не устоишь против врагов твоих на вновь избранном месте. ( Авва Исаия ). Стр. 182 (226). Когда изберешь себе какое-либо местожительство и увидишь, что живущие там занимаются делом, приносящим вред душе, то следует ли обличать их или же лучше самому перейти в другое место? Поместившись для жительства в каком-либо месте один, по собственному избранию, или пришедши туда к братии, уже живущей там, и увидев там рукоделия и занятия, приносящие вред душе или несвойственные монашеству, не дерзни отворить уст твоих для обличения их: уйди в другое место, если не обретешь душевного спокойствия в этом месте. Перейдя в другое место, не злословь братию, оставленную тобою; иначе нанесешь величайший вред душе твоей. ( Авва Исаия ). Стр. 183 (231). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ († после 1212), еп. Рязанский (возможно, первый). Сведения о поставлении А. во епископа в новооткрытую Рязанскую епархию из игуменов одного из рязанских мон-рей 26 сент. 1198 г. есть только в «Истории Российской» В. Н. Татищева , но они сбивчивы и степень их достоверности неясна. Как Рязанский епископ А. неоднократно упоминается во владимирском летописании в связи с борьбой рязанцев с вел. кн. владимирским Всеволодом Юрьевичем (Большое Гнездо) в 1207-1208 гг. После взятия Пронска Всеволод с войском в окт. 1207 г. двинулся к Рязани. А. неск. раз присылал к нему послов со словами: «Князь великыи, не опусти мест честных, не пожжи церквии святых, в нихже жертва Богу и молба стваряется за тя, а ноне всю волю твою стваряем» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 432). Князь внял увещаниям епископа; на обратном пути во Владимир состоялось его личное свидание с А., к-рый, видимо, обещал Всеволоду употребить свое влияние для того, чтобы убедить рязанцев выдать ему своих князей, что и свершилось после возвращения А. в Рязань. Однако в 1208 г. рязанцы возобновили борьбу против власти владимирского князя, в результате чего город был взят Всеволодом и сожжен, а его население, в т. ч. и А., уведено во Владимир. А. был отпущен в свою епархию после смерти Всеволода в марте 1212 г., вместе с ним вернулись из плена и рязанские князья. Дата кончины А. неизвестна. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 432-433, 437; Татищев В. Н. История Российская. М., 1964. Т. 3. С. 166, 180, 182-183. Лит.: Карамзин Н. М. История Государства Российского. М., 1830. Ч. 3. С. 135-137, 141; Макарий (Миролюбов), архим. Сб. церковно-исторических сведений о Рязанской епархии. М., 1863. С. 55, 64, 79-84, 87, 94, 103; Материалы для истории Рязанской епархии. Епископы Муромские и Рязанские: Арсений//Рязанские ЕВ. Приб. 1879. 6. С. 155-160; Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Зарайск, 1884. Т. 1. С. 11; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. С. 9-11. Сн. 103-116; Головщиков К. Д. Духовные деятели Рязанского края: Арсений//Рязанские ЕВ. 1897. 9; Проходцов И. Можно ли относить учреждение самостоятельной Рязанской епархии к 1198 году//Там же. 1898. 23. С. 798-815; Левитский Н. Очерки Рязанской иерархии//Там же. 1912. 1. С. 20; 5. С. 192-200. А. В. Назаренко, Т. М. Панкова, иером. Серафим (Питерский) Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/76206.html

А.Г. Воробьева Письма игумении Олимпиады послушнице Евдокии, находящейся в лагере 182 1 Милая и дорогая Дуня! Тебе кланяется и шлет молитвенный привет бабушка Вера, она все еще жива и молится за тебя, она тебе завидует – ты счастливая! – и скучать и унывать тебе не велит, а лучше радуйся и утешайся мыслью, что мзда твоя многа на небесах 183 и за краткие здесь скорби будешь вечно радоваться в Царстве Небесном. Какое же это счастие, какая радость! Так потерпи же благодушно немного, десять лет и не увидишь как пройдут, сто лет проживешь и то конец будет, а там уж вечно и вечное блаженство! Еще она тебя просит: трудись с усердием, работай не за страх, а за совесть, как ты работала и раньше, и смотри на свои труды как на святое послушание, ведь без воли Божией ничего не бывает с верующими, и ни на кого не обижайся, так Богу угодно. Здоровье свое береги, зачем так скорбишь об крестной 184 ? Она, слава Богу, здорова и привет [шлет] и все так же тебя всегда помнит. Вскоре после тебя она вместе с Васей 185 ходила к доктору на дом, он ими занялся хорошо, прослушал обоих, но опасного ничего не нашел и в больницу никого не положил 186 . И пока она себя чувствует хорошо, успокойся и береги здоровье, без него плохо. Крепко тебя целую. Б[ожие] тебе б[лагословение]. Любящая тебя. Тебя очень жалеют в столовой. 2 Милость Божия буди с тобой, дорогая, родная внучка Дунюшка! Шлю тебе сердечный привет и желаю тебе здоровья и мира душевного, благодушного терпения в несении креста своего. Не несчастие закинуло тебя в такую даль, а любовь Божия! Ты ведь всегда стремилась ко спасению души своей, а теперь вот и пришло время благоприятно и день спасения 187 , Господь смотрит на твой подвиг и готовит тебе венцы, здесь поскорбишь мало, а там возрадуешься много! Так не унывай, дорогая! Время быстро летит, если угодно будет Богу, то увидимся и здесь, а лучше бы нам в вечности не разлучаться. Ведь там наше отечество и дом, а здесь мы странники и пришельцы, не имеем пребывающего града, но грядущего взыскуем 188 , идеже всех веселящихся жилище 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

572. Там же 21,7 (С. 156). 573. Об этом термине см.: Hausherr I. The Name of Jesus. P. 283—286. 574. Иоанн Синайский. Лествица 15, 73 (С. 139). 575. Там же 27, 61 (С. 241). И. Озэрр (см.: Hausherrl. The Name of Jesus. P. 281—282) считает, что данное изречение принадлежит Георгию Арселаитскому, одному из синайских предшественников Лествичника, однако нам это предположение кажется не вполне обоснованным. 576. Существуют значительные разногласия между учеными относительно датировки трактата Исихия. «Оксфордский словарь Христианской Церкви» датирует его VIVII веками (Oxford Dictionary of the Christian Church. Ed. by F. L. Cross and E. A. Livingstone. Third Edition. Oxford, 1997. P. 764), однако, ввиду того, что в трактате имеются аллюзии на Максима Исповедника и Иоанна Лествичника, он не мог быть написан ранее середины VII века. В то же время нет оснований предполагать, что Исихий жил намного позже, чем в VII веке, так как по стилю, тематике и даже фразеологии он гораздо ближе к Евагрию и Диадоху, чем, например, к поздне–византийским исихастам. Подробнее об Исихий см. в: Azovkin P. The Spirituality of Hesychios of Sinai. D. Phil, thesis. Oxford, 2000. 577. Очевидно, первоначально глав было 200. 578. См., в особенности, главы 5, 7, 8, 11, 14—16,20,21, 26, 28, 29, 30, 32, 39, 40, 41, 42, 46, 47, 52, 62, 88, 90, 91, 94, 97, 98, 99, 100, 102, 103,105, 106, 120, 122, 137, 142, 143, 149, 152, 153, 168, 169, 170, 171, 174, 182, 183, 187, 189, 196, 197. 579. Исихий. О трезвении и молитве 152 (Цит. по: Добротолюбие в русском переводе дополненное. Изд. 2–е. М., 1895. С. 136). 580. Там же 41 (С. 119). 581. Там же 169 (С. 139). 582. Там же 105 (С. 128). 583. Там же 196 (С. 143). 584. Там же 197 (С. 143). 585. Там же 106 (С. 129). 586. Там же 182 (С. 141). 587. Букв, в греч. оригинале: «с дыханием ноздрей твоих». 588. Исихий. О трезвении и молитве 189 (С. 142). Ср.: [Псевдо-]Евагрий. Главы 189 (PG40, 1276 С). 589. Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21,7 (см. цитату выше). 590. Исихий. О трезвении и молитве 100 (С. 127—128).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

1976. В архиве священника Павла Флоренского сохранилось письмо схимонаха Досифея и монаха Пантелеймона, содержащее просьбу передать оба прошения на Поместный Собор. См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 574–575. 1977. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 9–9об. 1978. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 10. 1979. ГАРФ. Ф. 3431. On. 1. Д. 358. Л. Юоб-11. 1980. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 8. 1981. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 8–8об. 1982. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 8об. 1983. Опубликован в 1997 году А. Г. Кравецким. См.: Василий (Зеленцов), епископ Прилукский, Общая картина отношений русской высшей церковной власти к имя–божникам в связи с вероучением об имени Божием. — Богословские труды 33. М., 1997. С. 165–203. 1984. Стратилатов К., священник. Собрание церковных поучений для простого народа. СПб., 1903. С. 96. 1985. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 13. 1986. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 13об. 1987. Цит. по: Обращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. — Начала 1–4, 1998. С. 182. Здесь и далее в цитатах из»Обращения»курсивом выделены места, напечатанные в оригинале прописными буквами. 1988. Там же. С. 182–184. 1989. Там же. С. 187. 1990. Там же. 1991. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Том 11. С. 245. 1992. См. его»Философию Имени». Речь об этом труде Булгакова пойдет в Главе XII. 1993. Свидетельство о несостоятельности (лат.). 1994. Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 183. 1995. 4 марта Булатович встречался с С. Н. Булгаковым, который»из короткого разговора 1996. См.: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви: заявление иеросхимонаха Свято–Андреевского Скита на Афоне Антония (Булатовича) об отложении от духовного общения с церковною властью ради исповедания им боголепности почитания Имени Господня. — Начала 1–4, 1998. С. 178. 1997. Там же. С. 178–179. 1998. Там же. С. 179. 1999. Постановление Св. Патриарха и Св. Синода Российской Церкви от 8–21 октября 1918г. (машинопись из архива о. Павла Флоренского).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Петракова Т. Святоотеческое наследие и проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе//Там же. С. 174–182. Петракова Т. Педагогическая симфония//Там же. С. 196–200 Шевченко Т. Детям нужен духовный стержень//Там же. С. 183–195. Митрофанова Т. Знакомство с русскими патериками на уроках литературы в школе//Там же. С. 201–225. Митрофанова Т. Мудрая книга «Домострой»//Там же. С. 226–240 Орлова Н. Эта книга выявляет духовные богатства Отечества//Там же. С. 241–242. Крупин В. Школе необходимы уроки нравственности//Там же. С. 243–245. Крупин В. Русские Златоусты//Там же. С. 250–253. Сергий (Данков), игумен. Светоч монашества из Глинской пустыни//Там же. С. 254–257. Владимир Кучерявый, протоиерей. Истории России немыслима без подвига «светильников духа»//Там же. С. 258–261. Скурат К. Глинские старцы//Там же. С. 262–266. Петракова Т., Евладова Е. От авторов//Святоотеческое наследие в общеобразовательной школе. М., 2000. С. 4–5. Святоотеческое наследие в школе. (Из опыта Т.А. Шевченко)//Там же. С. 7–43. Святоотеческое наследие в системе дополнительного образования. Из опыта Т.П. Митрофановой//Там же. С. 44–67. Богословские труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) в урочной и в неурочной деятельности//Там же. С. 68–76. Матвиенко В. Обращение к участникам Всероссийского духовно-просветительского форума «Глинские чтения»//Святоотеческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи. М., 2001. С. 6. Феодосий, епископ Полоцкий и Глубокский. Слово об учителе//Там же. С. 8–10. Скурат К. Глинские старцы – духовные учителя//Там же. С. 11–14. Скурат К. Святое Православие в духовной жизни//Там же. С. 64–147. Петракова Т. Святоотеческая традиция в духовно-нравственном воспитании: к осмыслению понятий//Там же. С. 15–19. Медунина В. Глинские чтения – путь духовного просвещения//Там же. С. 20–22. Шевченко Т. «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского » – книга для учителя и учащихся//Там же. С. 24–29. Горячева И. Изучение богословского наследия схиархимандрита Иоанна (Маслова) на занятиях в общеобразовательной школе//Там же. С. 30–35.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Москва: Христианское издательство 1992, с. 19. 173 Из высказываний И.С. Аксакова о Русской Церкви//Владимир Соловьев. О христианском единстве…, с. 171–172. 174 Кирилл митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Предисловие//Прот. Николай Балашов. На пути к литургическому возрождению. М., 2001, с. 3. 175 Прот. Николай Балашов. Введение//Там же, с. 6–7. 176 Сергей Аверинцев. Будущее христианства в Европе…, с. 402. 177 Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988, с. 22. 178 Там же, с. 22–23. 179 Владимир Соловьев. Великий спор//Владимир Соловьев. О христианском единстве…, с. 72, 74. 180 Владимир Соловьев. Ответ Н. Я. Данилевскому//Владимир Соловьев. О христианском единстве…, с. 77, 79. 181 Владимир Соловьев. История и будущность теократии. Предисловие//Владимир Соловьев. О христианском единстве…, с. 96. 182 Коран, 2, 212–215. 183 Письмо Председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла… 184 Валентина Чеснокова. Должно ли стать православие государственной религией России?//Отечественные записки, 1, 2001, с. 64–65. 185 Митрополит Филарет (Дроздов). Слово по освящении храма Благовещения Пресвятыя Богородицы в Кафедральном Чудове монастыре, 844 года, декабря 3-го дня. 186 Е. Сморгунова. Николай Голицын и его полемическое сочинение о соединении Церквей//Символ 41, июль 1999, с. 131–132. 187 Там же, с. 76. 188 В. Пельц. М.Н. Гаврилов.//Символ 41, июль 1999, с. 317–322. 189 Письмо Председателя ОВЦС МП… 190 В.С. Соловьев. О христианском единстве…, с. 169. 191 Зеньковский В. Апологетика. Рига 1992, с. 187. 192 Александр Гаврилин (историк, профессор Рижского университета). Архиерейское управление: абсолютизм или соборность?//Вестник русского христианского движения. 183. Париж — Нью-Йорк — Москва, 2001, с. 202. 193 В.С. Соловьев. О христианском единстве…, с. 195. 194 Там же. 195 Указ Московской Патриархии преосвященному митрополиту литовскому и виленскому Елевферию от 27 декабря 1935 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010