176 Опис. Докум. и Д. Арх. Св. Син. XI, 490. Тут названы все запустевшие и полузапустевшие деревни. 177 В августе 1710 г. в Монастырский Приказ поступило челобитье крестьян вотчин Шуйского Покровского монастыря (Суздальской епархии) с. Ярлыкова с просьбой не брать с них рекрутов недоимки прежних наборов, так как у них в селе сравнительно с переписью 1678 г. из 204 дворов запустело к 1710 году 165 дворов и, т. о., осталось только 39 дворов. Причины запустения почти те же, что и у раменских крестьян, а именно набор в солдаты, высылка на работы во вновь завоеванные города бегство от скудости и хлебного недорода (Арх. Мин. Юст. Дела Монастырского Приказа, вязка 208, 13. Подробнее об этом в нашем очерке «Средства и штаты великорусских архиерейских домов до 1764 г. Казань. 1907 г.». 179 Волог. Епарх. Ведом. 1865 г. 15, стр. 600, 21, стр. 824–825. В Вологде на посаде были монастыри: 1. Воздвиженский, 2. Духов, 3. Ильинский. 180 Опис. Докум. и Д. Арх. Св. Синода, V, 20, стр. 47. В 1736 г. было 47 мужских и 2 женских монастыря (там же, т. XVI. Приложение XII). 181 Русские епархии... т. I, Приложения, стр. XIX-XXIII. Список вологодских и белозерских мужских монастырей (числом – 40) от конца 20-х годов XVIII столетия, с указанием средств, числа отставных на пропитании, монахов и т. п. напечатан в XI т. Описания Докум. и Д. Арх. Св. Синода 433, стр. 659–660. В этом списке, сравнительно с Ведомостью при 1-м томе Русских епархий, кроме двух женских – Воскресенского Горицкого в Белозерском уезде и Успенского Горного в Вологде, не названы – вологодский Духов и Кириллов Белозерский (?!) и запустевший Ильинский Вологодский, за то назван еще новый – Троицкий Усть-Шенский и Преображенская Кубенская пустынь; последняя в Ведомости названа запустевшей в 1728 г. 185 Полн. Собр. Постан. и Распор. по Вед. Прав. Испов., т. V, 1786, 1907; Опис. Докум. и Д. Арх. Св. Син. VII, 91. 189 Волог. Епарх. Вед. 1864г. 3–6. Тут помещен список всех вологодских монастырей, составленный м. Евгением (Болховитиновым) с примечаниями И. Суворова. Из сравнения с этим списком сведений о Вологодских и Белозерских монастырях 30-х г. г. XVIII в. можно видеть, что в первой половине XVIII в. было прикрыто много тамошних монастырей, (ср. Опис. Докум. и Д. Арх. Св. Син. т. X, 433, Волог. Епарх. Вед. 1864г. 6, стр. 170 и Русские епархии т. I, Приложения... стр. XX-XXI). Нужно заметить, что список м. Евгения имеет в виду Вологодскую епархию в нынешнем ее составе, следовательно, и монастыри Великоустюжской епархии, упраздненной и вошедшей в состав Вологодской епархии. С великоустюжскими монастырями, существующими и упраздненными, в ней насчитывалось – 88.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

(См. там же, Патр. Прик. Вязка 449, дела 825, стр. 23). 40. Троицы Живоначальной церковь на погосте Георгиевском, на реке Рузе Церковь Живоначальной Троицы построена была в 1688 году «на пустовой церковной земле Георгиевского погоста», находившегося Можайского уезда, в Исконском и Боянском стане, где некогда существовала церковь св. великомученика Георгия. Указание на это есть в приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа «жилых данных церквей» Можайской десятины за 7199 (1691) г. В ней написано: «В Патриаршем Казенном Приказе в выписи с Можайских писцовых книг, письма и меры Никифора Пеплюева да подьячего Алексея Берестова, 135 и 136 (1625–1628) гг., какого прислана из Поместного Приказу, за приписью дьяка Ивана Хрипкова во 158 (1650) году значится: в Исконском и Боннском стану на государеве Цареве и великого князя Михаила Феодоровича веса Руси земле погост Георгиевской, на речке на Рузе, а на погосте место церковное Страстотерпца Христова Георгия, пашни лесом поросло середние земли 12 четвертей в поле, а в дну потомуж, сена 10 копен, лесу пашенного десятина». Церковная Георгиевская земля в 7178 (1670) г. по книгам Можайского старосты поповского Вознесенского попа Василия прибыла вновь в окладные приходные книги Патриаршего Казенного Приказа и писалась до построения на ней церкви ежегодно под Можайской десятиной в следующей форме: «с церковной земли св. мученика Георгия, на реке Рузе в Псковском и Боннском стану оброку на крестьянине Пашке Баженове 6 денег; а на 199 (1691) год на Иване Сергееве сыне Озерове оброку и пошлин 15 алтын; и в прошлом во 196 (1688) году июля в 3 день по указу блаженной памяти святейшего Иоакима патриарха Московскаого и всея Руси, а по челобитью генерала и поручика Ивана Денисьевича Лукина велено на церковной Георгиевской земле построить ему церковь во имя Живоначальной Троицы и о том церковном строении благословенная грамота ему дана. И в нынешнем во 199 (1690) году октября в 9 день бил челом великому государю святейшему кир Адриану Московскому и всеа Руси и всех северных стран патриарху генерал Иван Денисович Лукин, чтоб святейший патриарх пожаловал его, велел новопостроенную церковь освятить, и октября в 15 день по указу святейшего патриарха и по помете на выписке казначея Андрея Денисовича Владычкина велено новопостроенную церковь освятить и данные деньги иметь с нынешнего 199 (1691) году; дани положено той церкви на попа с причетники, с попова, с дьячкова, с просвирницына с одного двора вотчинникова по указу, с 10 дворов крестьянских по 2 деньги, да по писцовым книгам с пашни и с сенных покосов по указной статье 15 алтын, заезда гривна». (См. Моск. Арх. Мин. Юст. Писц. кн. 10816, стр. 185– Патр Прик. кн. 63, стр. 846 и кн. 135, стр. 672 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И тому церковному погосту и кладбищу чертеж под сею статьею (См. Патр. Пр. дозор, кн. 177. 181, стр. 49–50). При Покровской церкви в 1715 году находился «во дворе поп Иван Прохоров» (См. Моск. Арх. Мин. Юст. Лантратская книга 1715 г. стр. 2 об.). 1722 года октября в « » день по указу (из Синодального Казенного Приказа) и по присланной памяти Саввина монастыря Сторожевского за пометою архимандрита Сильвестра, в Рузе, на Синодальном Десятильниче Дворе, города Рузы перед старостою поповским Успенским попом Филиппом Борисовым, города – ж Рузы, церкви Покрова Пресвятой Богородицы поп Семион Емельянов сказал по священству: вышеписанная церковь Покрова Богородицы построена и освящена в прошлом 7207 (1699) г. 23 при святейшем Адриане патриархе и дани платится по вся годы по окладу по 17 алтын, да казенных пошлин по 5 алтын по 4 деньги, ямских и полоняничных по 8 денег па год; а он поп Семион посвящен в попы к той вышеписанной церкви в прошлом 718 г. преосвященным Григорием, митрополитом Мелеоникийским на место бывшего вдового попа Ивана Прохорова, а на пропитание к той церкви дано издревле земли десятин с восемь, да три отхожие пустоши прежним тоя церкви попам, такожде ныне и он поп Семион тою землею и пустошьми с причетники кормится; а служба у него, попа Семиона в той церкви бывает временная, а не повседневная; а приходу нет ни единого двора. Тоя-ж выше писанной церкви дьячек Герасим Иванов, да пономарь Петр Иванов сказали в самую сущую правду: живут они у означенной церкви по новоявленным памятям и явили новоявленные памяти дьячек в прошлом 717 году, а пономарь нынешнего 722 года, за руками староста поповских и даны им новоявленные памяти дьячку по челобитью прежнего попа Ивана Прохорова, а пономарю по челобитью вышеозначенного попа Семиона Емельянова; а кормятся они от той церкви вышеписанною землей с ним попом Семионом вообще». (См. там же, Патр. Каз. Прик, вязка 449, дела 825, стр. 6). 5. Успения Пресвятыя Богородицы церковь на посаде города Рузы В дозорных книгах 136 (1628) г. пустых церковных земель Русского уезда написано: «В Рузе, на торгу, храм Пречистой Богородицы честного Ея успения, а владеет тем храмом и того храму поповым и причетников церковных дворовыми и огородными месты и полевою церковною землей руженин Микифорка Лаврентьев, а служит у той церкви черной поп Деонисей, а из доходу церковного емлет у того попа тот Микифорка половину, а землею церковною владеет один Микифорка и черной поп Деонисей землею не владеет, а дани с той церкви в Государеву Патриархову казну не платят и с земли с церковной оброку Микифорка не платит же, а владеет той церковной землей и церковным доходом с 128 (1620) году; а по дозору земля церковной паханые с десятину, пахал Микифорко и с той земли по дозору хлеб свезен, а по смете было тое ярицы копны с три сотных, да тоеж церковной земли облогом и лесом поросло десятин с 15». (См. Моск. Арх. Мин. Юст. Писц. кн. 845, стр. 802).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Перестань, Государь благочестивый», говорил он: «перестань от начинания нечестивого. Воспомяни прежних Царей, предков твоих; они творили добро, их ублажаем мы и по смерти; но над теми, которые злом, неправдою хотели царствовать, и доселе тяготеют проклятия. Государь! вразумися, подражай святым монархам: смерть неумолима и к царю; да не превозносится, но да помыслит, что от земли и от персти восходя на престол, со временем опять низойдет с него в ту же персть, в ту же землю». Иоанн, выслушав молча, не отвечал ни слова; и, гневно посмотрев на страдальца, дал знак опричникам. Они бросились к осужденному и увлекли его в темницу. Св. Филиппа заковали в цепи по рукам и ногам: на шею, на чресла наложили тяжелые железные вериги; ноги забили в колоду, и в таком виде бросили его в узкую, грязную и темную храмину, назначенную быть его тюрьмою. Вязка соломы служила ему постелью. Восемь дней ему не давали пищи. Но тот, кто привык к строгому воздержанию и посту, пережил и дни голода. Князь Курбский, современник Иоанна и Филиппа, уверяет, что слышал от достоверных свидетелей, будто голодный медведь заперт был со святым узником; но чудо, бывшее в Вавилоне над пророком Даниилом, повторилось и над святителем: там укротились львы пред лицом пророка, здесь лютый медведь почувствовал над собою власть человека Божия, – не тронул его. Сами собою спали с рук и шеи узника железные оковы и ноги его освободились от тяжелой колоды. Когда об этом донесли Царю, он более ожесточился и воскликнул: «чары, чары сотворил Филипп, изменник мой!» однако пораженный такою необычайностию, велел перевести его в монастырь Св. Николая, что ныне Греческий, на Никольской улице. В это время многие родственники св. Филиппа невинно были казнены. Иоанну хотелось привести в забвение у народа, глубоко сострадавшего невинному страдальцу, память о нем назначением нового митрополита. Вместо св. Филиппа возведен был на митрополию Кирилл, Троицкий архимандрит. Хотя избранный был добрый старец, но народ не мог забыть любимого своего Святителя: постоянно от утра до вечера толпился вокруг Никольского монастыря, стараясь заметить хотя тень первосвятителя в окне. Иоанн не мог вынести такой в народе привязанности к св. Филиппу. Он велел перевести его из Москвы в Тверской Отрочь монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

1722 г. ноября в день по указу из Синодального Казенного Приказа и по присланной памяти Савина монастыря Старожевского, за пометою архимандрита Сильвестра, в Рузе, на Синодальном десятильниче дворе, города Рузы перед старостою поповским Успенским попом Филипом Борисовым русские десятины села Брынкова церкви великомученика Георгия поп Иван Симеонов сказал по священству: в том селе Брынкове вышеписанная церковь построена и освящена в прошлом 1712 г. по благословению преосв. Стефана митрополита Резанского и Муромского, а по челобитью Сибирского царевича Василья Алексеевича, а построена та церковь на место старой церкви, которая волею Божией сгорела в прошлом 708 году и дани платится с той церкви по окладу по двадцати по девяти алтын, по четыре деньги, да казенных пошлин по пяти алтын, по четыре деньги на год, ямских и полоняничных с дву дворов; а та церковь, которая сгорела, построена была издревле; а он поп Иван к той вышеписанной церкви посвящен в попы в прошлом 1720 г. преосвященным Арсением архиепископом Фиваидским на место отшедшего попа Никифора Михайлова по прошению генерала Ивана Ивановича Бутурлина; а на пропитание тоя церкви прежним попом, такожде и ему попу Ивану с церковниками дано по пяти десятин в поле земли, а в дву потомуж, да сенных покосов десять копен; да у тоя-ж церкви великомученика Георгия написано по переписным книгам 186 (1678) году приходских 42 двора, а служба у него попа Ивана в той церкви бывает временная, а не повсегдадневная. Да в том же селе на том же погосте великомученика Георгия построена церковь каменная во имя Пресвятой Богородицы Казанской и освящена в прошлом 701 году, а построена та церковь по прошению ж Сибирского царевича Василия Алексеевича, а да ни с той церкви не платится, а священника у тоя церкви ныне нет, жил наруге и отшел в Москву в 719 году, а он поп Иван званием дьячков сын, а не других чинов. Тояж вышеписанной церкви великомученика Георгия дьячек Филип Иванов, да пономарь Алексей Иванов сказали в самую сущую правду, что живут они у означенной церкви по заручным челобитным всех приходских людей и дамы им новоявленные памяти в нынешнем 722 году города Рузы за рукою старосты поповского, а кормятся они дьячек и пономарь от той церкви вышеписанной даной им землею и приходом, а званием они дьячек Филип – дьячков же сын, а пономарь – Алексей попов сын». (Там же Патр. Прик. вязка 449 825 стр. 26 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«1722 г. ноября в » « день по указу (из Синодального Казенного Приказа) и по присланной памяти Саввы Сторожевского монастыря за пометою архимандрита Сильвестра в Рузе, на Синодальном Десятильниче Дворе Русские десятины села Воскресенского, Кожине тож, церкви Воскресения Христова поп Федосей, да тоя ж церкви диакон Сидор Лукьяновы сказали по священству: в том селе Кожине вышеписанная церковь построена и освящена в прошлом во 159 (1651) году при святейшем Иосифе патриархе, а по чьему прошению построена того де нам сказать непочему, строенная грамота где того не знаем, а дани платится с той церкви по окладу по рублю по два алтына по 4 деньги на год, да казенных пошлин по 5 алтын по 4 деньги, ямских и полоняничных с дву дворов, а они поп и дьякон к той вышеписанной церкви поп – посвящен в попы в прошлом 721 году преосвященным Иннокентием епископом Переславским, а диакон посвящен в 1710 году преосвященным Иоанникием митрополитом Ставропольским; а он, поп к той церкви посвящен в попы на место умершего попа Ивана Иванова, а посвящены они поп и диакон к той вышеписанной церкви по прошению того села вотчиницы окольничего Семиона Ивановича Языкова, жены его вдовы Авдотьи Ивановны; а на пропитание ему попу и диакону и церковникам дано земли по 8 десятин в поле, а в дву потомуж, да сенных покосов 15 копен; да у тоя ж церкви написано по переписным книгам 186 (1678) году приходских 38 дворов, в том числе ныне пустых 5 дворов, а служба у них в той церкви бывает временная, а не повседневная. а званием они поп и диакон дьячковы дети, а не из других чинов. Тоя ж вышеписанной церкви Воскресения Христова дьячек Степан Лукьянов, да пономарь Яков Иванов сказали в самую сущую правду, что живут они в том селе Кожине у означенной церкви Воскресения Христова по приговору того села вотчиницы – вдовы Авдотьи Ивановны Языковой, а кормются они дьячек и пономарь с попом и дьяконом у тоя церкви вышеписанной землей и приходом вообще» (см. Моск. Арх. Мин. Юст. Патр. Прик. вязка 449, дела 825, стр. 28, об. 29). Владельцами села Кожина были в 1715 г. стольник князь Петр Александрович Кардадинов; в 1762 г. князь Николай Сергеевич Долгоруков (там же, Переп, кн. Лантр. 1715 г. стр. 72 и ревиз. сказ. 3 рев. стр. 265). 12. Воскресения Христова церковь в селе Ивоийлове, Воскресенское тож, на речке Груде и Разварне

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь Иоанна Богослова была построена на пустоте Дорках что было некогда сельцо. Близ этой пустоши находилась деревня Каменка. Как пустошь Дорки, так и деревня Каменки принадлежали в 186 (1678) г. боярину князю Ивану Алексеевичу Воротынскому и во 196 (1688) г, – вдове его княгине Настасье Львовне. В 7205 г. (1697) г. дозволено было владельцу Ивану Осиповичу Офросимову на пустоши Дорках построить вновь каменную церковь во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. По всей вероятности церковь была достроена бывшими после него владельцами, в 1705 г. – князем Петром Алексеевичем Голицыным и в 1707 г. женою Ивана Васильевича меньшего Бухвостова Авфимьей Ивановою (см. Моск. Арх. Мин. Юст. Вотч. Колл, по гор. Торку мол. л. кн. 11, 26 и переп. кн. 11457, стр. 44 и кн. 11458), так как в 1707 же году в Патр. Казенном Приказе производилось дело об освящении церкви Иоанна Богослова в селе Дорках по прошению, поданному в сентябре месяце 1707 г. от владельца села Дорок Ивана Васильевича Бухвостова, который в своем прошении писал: «Державнейший Царь Государь Милостивейший! в прошлом Государь 7205 (1697) году в Русском уезде, в вотчине моей, в селе Дорках, построена вновь каменная церковь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и ныне, Государь, к освящению готово все. Всемилостивейший Государь! прошу Вашего Величества, вели Государь ко освящению церкви из Патриаршего Казенного Приказу дать антиминс; а в Рузу, Государь, к старосте поповскому Петру Савину послать свой Великого Государя, указ, чтоб ему тое вышеписанную церковь святить, потом бы ему писать к тебе Великому Государю к Москве, в Патриарший Духовный Приказ для того, что у той церкви попа еще нет». На сем прошении рукою преосв. Стефана митрополита Рязанского и Муромского написано: «Выдать антиминс и указ о посвящении». В следствие чего из Патриаршего Казенного Приказа в том же сентябре месяце был выдан указ, в котором между прочим написано: «Преосвященный Стефан, митрополит Рязанский и Муромской Ивана Васильева, сына Бухвостова блогословил, велел ему в Русском уезде, в вотчине его, в селе Дорках, новопостроенную церковь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, буде та церковь построена по чину против указа, освятить Русского уезда старосте поповскому Петру Савину по исправному требнику, как напечатано о положении освященного антиминса и антиминс в ту церковь выдать, а взяв антиминс вести попу или диакону, а не простолюдину со всяким брежением и чистотой. Дан сей указ о освящении выше писанной церкви по подписанию на челобитной преосв. Стефана митрополита Рязанского и Муромского (там же, Патр. Прик. вязка 1707 г. дела 271).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рукописи Архангельской духовной семинарии – 233 и Холмогорскаго собора – 1463. 62 Правда, еще до открытия холмогорской архиепископии новгородские митрополиты (напр., Корнилий) требовали, чтоб «попов и дьяконов без их указу от церкови к церкви не перемещать» (Труды VII Археологического Съезда», т. III, грамота митр. Корнилия от 20 февр. 1677 г. Соловецкому архимандриту Корнилию), но за дальностью разстояния они не имели возможности следить за исполнением своих требований. Притом, в вышеприведенном требовании говорится только о попах и дьяконах и ничего не упоминается о низших церковнослужителях. 63 Пошл. кн. 196 г., отд. грам. и пам. по челобитч. дел., стопка 26, л. 3 об.; ркп Арханг. дух. сем. 233. 64 7 июля 1690 года была «отпущена память в Яренгу к священнику Василью Федорову по челобитью тое ж волости бывшаго понамаря Сеньки Попова, велено ево Сенику к той церкви в понамарскую службу принять по прежнему, а понамарю ж, которого он поп на ево место принял, племяннику ево попову родному Ваське Григорьеву велено отказать». – Точно также в 1693 году, 14 мая, была отправлена память в Пежемскую волость (Усьянских сох) с приказанием принять прежнюю просфорню, «а новый просфорниц, что поп прирядил без указу, отказать». (Пошл. книги 198 и 201 гг, отделы грамот и памятей по челобич. дел., – рукописи Арханг. Семин. 233 и Холмог. Соб. 1463). 65 См., наприм., резолюцию, положенную на челобитной мирскаго посыльщика Юромской волости 1700 года, и друг. (Архив Архангельскаго Епархиальнаго Древнехранилища). 67 Архив Сийскаго монастыря, грамота Афанасия от 7 февр. 1694 (7202) года. – Замечательно, что, отказывая в посвящении Оськи Елизарова, преосвящ. Афанасий считает недостаточным сослаться на его безнравственную жизнь, а указывает – и даже прежде всего – на неправильность произведенных выборов. Получив от архимандрита уведомление, что игумения с сестрами и крестьяне Емецкаго Покровскаго монатыря избрали себе на место вдоваго попа Елизара сына его Оську, преосвящ. Афанасий в своей грамоте от 28 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

И с других двух сторон - восточной и южной - обложена медною посеребряною латунью. На тех сторонах тоже наложены четыре клейма медных, чеканных, позолоченных, из коих в среднем вычеканены в молитвенном положении пред Св. Троицей преподобные Евфимий Суздальский и Сергий Радонежский чудотворцы, а в сторонних вырезаны с чернью тропари Преображения Господня и преподобнаго Евфимия... В раке весу серебра один пуд двадцать семь фунтов и три четверти. Внутри раки и крышка обиты малиновым бархатом... На крышке по бархату лик преподобного Евфимия в схиме, вышит серебром и проложен разноцветными камнями... Самый балдахин устроен из четырех колонн резной работы, вызолоченных... вверху на северную и западную сторону к колоннам прикреплена арка, украшенная резьбою, вызолоченною... в средине же на лицевой северной стороне в раме на кругообразной дске - лик преподобного Евфимия по золотому фону, а кругом онаго резныя вызолоченные слова: «Преподобне отче Евфимие, моли Бога о нас», а внутри изображение Спасителя и сверху крест четвероконечный вызолоченный» (РГАДА. Ф. 1203. Оп. 1. Вязка 350. 1. Л. 18 об.- 19 об.). При раке находились принадлежавшие Е., по монастырскому преданию, вериги, митра, железный посох, медный крест, а также напрестольное Евангелие, по которому служил святой. Архим. Спасо-Евфимиева мон-ря сщмч. Серафим (Чичагов) после осмотра мощей Е. доложил 11 нояб. 1899 г. Владимирскому и Суздальскому архиеп. Сергию (Спасскому) о ветхости одеяния и неподобающем для архимандрита и схимника характере одежд на мощах святого. В ответном письме владыка благословил переоблачить св. мощи. На просьбу архим. Серафима об отделении от мощей частицы для ношения в крестных ходах архиерей ответил отказом. 12 февр. 1919 г. гробница святого была вскрыта и опечатана представителями уездного исполнительного комитета. До 1922 г. рака оставалась в мон-ре. 4 мая 1922 г. она была конфискована и поступила в Суздальский уездный финансовый отдел, мощи Е. были переданы в музей, до нач. 40-х гг. XX в. они были выставлены в экспозиции антирелиг.

http://pravenc.ru/text/187661.html

В Богоявленском монастыре Алексий предал земле тело своего родителя Феодора; там же погребен и последний московский тысяцкий Василий Вельяминов, пред смертью своею облеченный в схиму 1374 года, за четыре года до блаженной кончины Святителя Алексия. Место могилы Вельяминова нам неизвестно. Нашествие свирепого Тохтамыша угрожало не только Богоявленскому монастырю, но и всей Москве истреблением; после взятия города, он велел выжечь церкви; но этот монастырь, как гласит домовая книга 1600 года, «Божественною невидимою силою сохранен». Из летописи этой нам неизвестно, пострадал ли он от моровой язвы 1427 года и уцелел ли во время осады Москвы 1451 года, когда Кремль отстоял Святитель Иоан, между тем как татары Сеид Ахметовой орды предали грабежу и пламени предместья. Когда Великий Князь, по возвращении своем в оставленный им стольный град, велел гражданам строить жилища на прежних местах, обещая помощь и льготу: тогда, вероятно, восстановлен был и Богоявленский монастырь 5 , которому, по словам летописи монастырской, «многими леты во многих запалениях огненных, огнь не прикоснуся и не вреди». В 1467 году, по челобитью игумена Антония, «Великий Князь Иоанн Васильевич повелел давать в Богоявленский монастырь с дворца своего на Богоявленьев день полтретьи бочки рыбы разной, игумену на пять блюд, колач крупичат, да на 66 братьев по колачу двадцатному, игумену ведро меду княжева, да на братию 53 ведра квасу лучшего, да осьми сторожам по колачу расхожему и ведро меду расхожего; сверх того, по его повелению, отпускался туда по все годы с дворца годовой корм и оброк, чтобы старцы молили Бога за государево здравие и поминали всех государевых родителей, 130 ведер квасу лучшего, 40 пуд с пудом и четвертью меду пресного, 30 бочек рыбы разной, пуд масла коровьего, 300 яиц, осминник масла конопляного, четверик пшена Русского, 10 четвертей муки пшеничной поперечной на просфоры в новую меру, да 23 четверти пшеницы на кутью». К празднику еще отпускали два налепа полугривенник, свеча выходная полторы гривенки, к водосвятию четыре свечи средних тонких, кружка вина церковного, две кружки меду 6 . Монастырю пожалованы были тарханные грамоты от Великих Князей и Царей, преимущественно от Царей Ивана Васильевича и Бориса Годунова на недвижимые имения с угодьями и крестьянами, которых числилось за монастырем 1080 душ. Из дел Статс-Конторы (вязка 30, дело 44) видно, что с «1719 года от Его Императорского Величества» давалось этой обители на просвиры 29 копеек.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010